Надо ли смазывать подшипники

Почему подшипники качения необходимо смазывать

Назначением смазочного материала является уменьшение трения, предотвращение износа и коррозии, защита от проникновения твердых и жидких загрязнений.

Теоретически, при идеальных условиях безупречно смазанный подшипник качения может оставаться работоспособным бесконечно долго. На практике конечно, это не так, но, тем не менее, для правильно смазанного подшипника вероятность достижения максимально возможной долговечности более высокая. Смазочный материал образует слой, который разделяет дорожки и тела качения в подшипнике и, таким образом, препятствует непосредственному металлическому контакту даже при высокой нагрузке. Подшипники качения, как правило, смазывают маслом или пластичной смазкой, в особых случаях — твердыми смазками.

Пластичную смазку применяют в случаях когда подшипники работают при нормальной частоте вращения и температуре По сравнению с маслами пластичные смазки обладают следующими преимуществами возможна более простая и дешевая конструкция подшипникового узла; лучшее уплотнение против проникновения влаги и загрязнений из внешней среды.

Смазывание подшипников качения маслом осуществляют при особо высоких частотах вращения, превышающих допустимые для смазывания пластичной смазкой, а также тогда, когда от подшипниковых узлов необходимо отводить тепло или когда «соседние» с подшипниками качения детали (уплотнения, шестерни, подшипники скольжения ит.д.) должны обязательно смазываться маслом.

Выбор смазочного материала зависит от условий работы подшипника, в первую очередь, от диапазона рабочих температур, частоты вращения и характера окружающей среды.

ВНИМАНИЕ!
При работе со смазочными материалами пользуйтесь защитными перчатками. Контакт с нефтепродуктами может вызвать аллергические реакции.

Основное назначение смазки в подшипниках качения состоит в образовании смазочного слоя, разделяющего дорожки и тела качения, и, благодаря этому, уменьшении трения и износа. Основополагающим свойством смазочных материалов является вязкость, характеризующая способность образовывать смазочный слой и, применительно к пластичным смазкам — консистенция.

Между деталей подшипника возникает смазочный слой (пленка), который прочно прилипает к сопряженным поверхностям. Вследствие относительного движения деталей подшипника, в смазочном слое возникают напряжения сдвига Упрощенно можно сказать, что отдельные слои общего смазочного слоя скользят один относительно другого и при этом возникает трение. Вязкость — мера трения между слоями жидкости.

Вязкость — это способность жидкости к течению или, в техническом приложении — мера внутреннего трения, противодействующего порождаемому внешними силами сдвигу соседних слоев жидкости. Вязкость — основной параметр, определяющий выбор смазочного материала для подшипников.
Единица измерения вязкости — мм2/с (ISO), ранее называемая сСт (санти-Стокс), или согласно стандарта США — SUS (Saybolt Universal Seconds). Температура, при которой определяется вязкость, обычно составляет 40 °С, иногда 38.5 °С (100 °F), 50 °С или 98.9 °С.

Консистенция характеризует степень твердости пластичной смазки. Классификацию пластичных смазок по консистенции осуществляют по нормам NLGI (National Lubricating Grease Institute = Национальный институт пластичных смазок США).

Толщина возникающего смазочного слоя зависит, главным образом, от частоты вращения, температуры и вязкости. Толщина смазочного слоя оказывает сильное влияние на срок службы подшипника.
Различают три различных режима смазывания: граничный, гидродинамический и упруго-гидродинамический (контактно-гидродинамический).

Граничное смазывание имеет место в том случае, когда толщина смазочного слоя недостаточна для полного разделения поверхностей контакта. Данный режим возникает при недостатке смазочного материала или недостаточной скорости перемещения сопряженных поверхностей. Кроме того, граничное смазывание может иметь место при чрезмерно низкой вязкости масла как такового, или вследствие повышения температуры.
Следствием данного режима смазывания является металлический контакт между сопряженными поверхностями и местное схватывание пиков шероховатости, в результате чего имеет место значительное трение, большой износ и разрушение сопряженных поверхностей. При граничном режиме смазывания рекомендуется применять антизадирные присадки, повышающие прочность смазочного слоя.

Гидродинамическое смазывание имеет место в том случае, когда сопряженные поверхности трения полностью разделены смазочным слоем. При этом трение значительно ниже, чем при граничном смазывании и металлический контакт сопряженных поверхностей отсутствует

В переходной области между граничным смазыванием и гидродинамическим смазыванием имеет место частичное гидродинамическое смазывание.

Упруго-гидродинамическое смазывание присутствует как при частичном гидродинамическом смазывании, так и при гидродинамическом смазывании, когда тяжелонагруженные тела качения перекатываются по дорожке качения и в местах контакта возникает очень высокое давление. При этом поверхности контакта на короткое время сплющиваются (упругая деформация); при дальнейшем движении поверхности восстанавливают первоначальную форму. Можно было бы предположить, что смазка из зоны контакта выдавливается и поверхности непосредственно соприкасаются. Однако в действительности это не так. В зоне контакта вязкость масла резко возрастает, а после перекатывания тела качения, снова снижается до исходного значения.

График режимов смазывания подшипников

Если некоторое тело движется по поверхности, покрытой жидкостью, например, маслом, и при этом возникает подъемная сила, зависящая от скорости движения то зависимость между коэффициентом трения и частотой вращения соответствует данному графику. Здесь же показаны различные режимы смазывания.

Найбільш універсальний тип підшипників. Витримує легкі радіальні навантаження та дозовані осьові навантаження. Виробляються однорядні та дворядні підшипники.

При очень низких скоростях — область слева от точки А — преобладает граничное смазывание. Нагрузка на контакт воспринимается в основном пиками шероховатости сопряженных поверхностей.
При более высоких скоростях — область справа от точки В — возникает эффект гидродинамического клина. Гидродинамическое давление полностью приподнимает тело над основанием. Данный режим называется гидродинамическим смазыванием. Для достижения данного режима, наряду со скоростью, важное значение имеет геометрическая форма тела.
Если скорость лежит между точками А и В, эффект возникновения подъемной силы в смазочном слое недостаточен для полного всплывания тела над основанием, т.е. часть нагрузки воспринимается в зонах непосредственного контакта тела и основания. Данный режим называется частичным гидродинамическим смазыванием.

Шарик в шарикоподшипнике отделен от дорожки качения смазочным слоем, как шина колеса автомобиля, «плавающая» на мокрой дороге.

Граничное смазывание возникает, например, при медленном относительном движении тел и малой вязкости масла. Подшипники сушильных цилиндров бумагоделательных машин работают обычно при граничном смазывании, так как вследствие высокой рабочей температуры вязкость масла резко уменьшается
Частичное упруго-гидродинамическое смазывании обычно имеет место в подшипниках редукторов, насосов, вентиляторов, и т.п.
Чисто контактно-гидродинамический режим имеет место при весьма благоприятных условиях смазывания, например,в высокоскоростных подшипниковых опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков.

Чистота играет важнейшую роль в обеспечении работоспособности подшипников качения. Исследования дают наиболее полное представление о влиянии загрязнений на долговечность подшипников.
Согласно теории долговечности, степень воздействия загрязнений на долговечность подшипников качения зависит от нескольких факторов, в том числе, от конструкции и размера подшипника, относительной толщины смазочного слоя, а также от размеров и твердости и распределения твердых частиц загрязнений.
Поэтому важно, чтобы подшипники качения смазывались очень чистой пластичной смазкой или маслом, а во время работы были надежно защищены системой уплотнений от проникновения частиц внешних загрязнений.

Пластичная смазка должна оставаться закрытой в ее оригинальной таре до непосредственного момента употребления. Смазочные устройства, емкости, шприцы для смазывания должны перед использованием промываться и просушиваться. Пластичная смазка легко захватывает из окружающей среды грязь и прочие загрязняющие частицы.
Вследствие риска загрязнения, ни в коем случае не следует применять для извлечения пластичной смазки из емкостей деревянные шпатели и лопатки.
В подшипниковых узлах с периодическим дополнением пластичной смазкой следует содержать в чистоте смазочные ниппели и прилегающие к ним области. Пластичная смазка, используемая для пополнения, должна быть столь же чистой, что и первоначально заложенная.
Для смазывания подшипников качения следует применять пластичные смазки высокого и стабильного качества. Пластичные смазки подвергаются строгому выходному контролю, гарантирующему соответствие их качества и чистоты установленным требованиям.

Новое масло рекомендуется фильтровать перед заполнением им системы смазывания подшипников.
В системах циркуляционного смазывания необходимо предусматривать установку масляных фильтров, обеспечивающих удаление загрязняющих частиц, возникающих в процессе работы.

Смазка для закрытых подшипников

Подшипники закрытого типа с уплотнительными кольцами по бокам применяются в сухих узлах, где невозможно подвести жидкую смазку. Смазка для закрытых подшипников имеет густую консистенцию. Она закладывается производителем с расчета на весь период работы. Обычно шарики стираются раньше, чем требуется замена густого масла. В случае, когда возникает необходимость замены смазочного материала в закрытых подшипниках качения, следует рассчитать внутренний объем узла, свободный для заполнения и необходимый вес в зависимости от скорости вращения данного подшипника.

Смазка для закрытых подшипников

Выбор смазки для подшипника закрытого типа

Подшипники закрытого типа используются только в тихоходных узлах со скоростью вращения менее 15000 об/мин. Это трансмиссия в автомобиле, водяные насосы, электроинструменты. Смазка в подшипнике закрытого типа густая, закладывается при сборке. В случае необходимости ее замену можно произвести самостоятельно, используя смазки:

  • литол;
  • для ШРУСа;
  • жировые солидолы;
  • консталин;
  • циатим.

Большинство составов имеют в своей основе минеральные масла, загустители и присадки.

Автомобилистам известна марка смазки, применяемая для узла шарниров равных угловых скоростей. Основу вещества составляет минеральное масло. В качестве загустителя используется литиевое мыло и присадки. Хорошо удерживается в узлах с большой нагрузкой, создавая прочную пленку вокруг шариков. Нельзя использовать на быстроходных узлах. Мыло сбивается в эмульсию, вытекает.

Читайте также  Почему не включается вентилятор на ваз

Литол имеет в своем составе серу, которая высушивает всю влагу, которая может образоваться при работе узла. Он отличается густой пастообразной консистенцией и способен работать в большом диапазоне температур, не теряя свою пластичность при морозе до – 30°.

Можно закладывать и другую пастообразную смазку в подшипник, содержащую большое количество присадок и серу, отвечающую условиям эксплуатации узла.

Солидолы относятся к группе кальциевых водоотталкивающих консистентных смазок. Они изготавливаются по ГОСТ 1033-41. Имеют относительно низкую температуру плавления до 90°. Они полностью защищают узел от влаги пыли. Работают при температуре нагрева ниже 60°. При перегрузках и поднятии температуры до 70° и выше, из состава вещества испаряется структурированная вода, и солидол расслаивается, начинает вытекать жидкость. Мыло твердеет, превращается в черную корку.

Литол Циатим Солидол

Натриевые смазки представлены целым рядом составов:

  • консталин СК-УТС-1;
  • смазка КВ-УТМ;
  • консталин УТ-1.

Пластичный тугоплавкий состав на основе нефтяного масла, загущенного натриевыми солями жирных кислот. Вся группа чувствительна к влаге. Работать масла могут только в сухих условиях. отличаются высокой температурой плавления 175°.

Промежуточные по качеству комбинированные смазочные материалы – кальциево-натриевые. Выпускаются марки: ИП 1 и 1-13 УТВ. Содержат кальциевое мыло, малочувствительны к влаге с температурой плавления более 90°. Применяются для смазки узлов, работающих при повышенной влажности и запыленности.

Нельзя применять смазку в подшипник из органического масла. Они содержат большое количество кислот, разрушающих поверхность металла. При нагреве в органике начинаются необратимые химические реакции, в результате которых состав и свойства вещества полностью меняются.

Консталин

Основное требование к смазкам для подшипников – постепенное изменение физических свойств при повышении температуры нагрева узла вращения. Химический состав должен оставаться постоянным.

Расчет количества смазки

Излишки солидола вызывают перегрев. Перед заправкой его в узел, следует произвести расчет смазки подшипников качения. Уровень заполнения обратно пропорциональный количеству оборотов:

  • низкоскоростные – 75-90%;
  • среднеоборотистые – 50%;
  • быстроходные – 30%.

Быстроходность определяется по скорости движения точки на наружной обойме узла. Она определяется по формуле:

A = n × (D + d)/2 = n × dm (мм/мин)

Где: n – частота вращения;

D – наружный диаметр подшипника;

d – внутренний диаметр;

dm – делительный диаметр.

Расчет количества смазки для подшипников определяется в процентном отношении к объему для заполнения.

VСВ = π/4 ×B × (D 2 – d 2 ) × 10.9 – G/A

Где: π равно 3,14;

B – высота (ширина) подшипника;

D – наружный диаметр;

d – внутренний диаметр;

Объем определяется в м 3 . Для установления точного количества вещества, осталось провести простой расчет, умножить объем на процент заполнения и удельный вес солидола или литола.

Когда в процессе эксплуатации, необходимо только добавить масло, не заменяя его, производители рекомендуют для закрытых подшипников добавлять по 20% с каждой стороны. При односторонней заправке вводить 40% расчетного количества.

Специалисты рекомендуют рассчитывать количество смазки по формулам:

Обычный подшипник качения – GP = 0.005 × D × B;

Закрытая модель – GP = 0.002 × D × B.

Где GP – расчетная масса густого вещества для заполнения подшипника.

Практическим путем большое количество густого масла определяется перегревом узла. В нормальном состоянии в начале работы наблюдается незначительный нагрев, затем температура падает до оптимальной рабочей.

Методы смазки подшипников

Учитывая низкую скорость и большую нагруженность узлов, количество смазки в подшипниках качения должно занимать 70 – 90% внутреннего пространства.

Не всегда замена подшипника необходима. Иногда по какой-то причине вытекает или засыхает смазка и нужно просто ее заменить. В основном это случается при длительных перегрузках и нагреве оборудования до температуры более 110°.

Перед самостоятельной реставрацией подшипника, его желательно снять с вала. Детали небольших размеров можно не распрессовывать. Промойте подшипник и заполните его прямо на валу.

Прежде всего, надо определиться с материалом боковых колец и аккуратно снять их. Заглушки крепятся к внутреннему кольцу, заводятся с специальный паз. Обычно они тонкие и легкие, не несут никакой нагрузки, кроме защиты от проникновения пыли и влаги. Делаются из материала:

  • сталь;
  • пластмасса;
  • каучук.

Методы смазки подшипников

Маслозаборное кольцо для смазки необходимо аккуратно снять, не повредив, чтобы после ремонта узла поставить его на место.

Необходимо отмыть деталь от высохшей смазки. Обычно она представляет черную твердую корку. Для очистки следует использовать бензин или керосин с минимальным содержанием воды.

Подшипник замачивается на пару часов в керосине. Размокший его проще промыть, удалив раскисшие остатки масла и грязь. Уже без боковых колец его протирают ветошью, и с помощью щетки вымывают остатки грязи с сепаратора и элементов качения. После этого желательно продуть сжатым воздухом, чтобы выдуть оставшиеся инородные частицы и просушить.

Существует несколько способов смазки деталей качения с учетом густой консистенции Литола и требований по заполнению внутренней поверхности на 90%.

На валу

Наиболее простой и удобный способ, особенно для небольших узлов домашнего электрического инструмента. Обычно вал не превышает по длине 200 мм, с ним легко работать.

  1. Подшипник остается на валу. Его следует очистить от остатков засохшей смазки, абразива, других загрязнений. Высушить.
  2. Банку с густым маслом установить на решетку таким образом, чтобы под нее можно было поставить горящую свечу.
  3. Разогреть Литол, солидол или их заменители до жидкого состояния, не перегревая, чтобы не закипел.
  4. Убрать свечу или переставить банку в более удобное место.
  5. Окунуть все в теплый состав и выдержать 10–20 минут. Дать заполнится всему свободному пространству и немного остыть.
  6. Вынуть узел, прокрутить и проверить заполнение сепаратора и элементов вращения.
  7. Заполнить при необходимости пустоты по бокам, установить кольца.

Когда узел полностью пришлось разобрать, надо сделать временный вал, на котором все детали будут окунаться в смазку, вплоть до того, что выточить его из дерева.

Использование свечи – это пример частного случая. Масло хорошо разогревается на электрической конфорке, водяной бане и другим способами.

В тубе

Заполнение подшипников смазкой производится холодным способом. Для этого подбирается тюбик одинакового размера с наружным диаметром узла.

  1. Обрезать горлышко и конус.
  2. Очистить все изнутри и заложить Литол.
  3. Вставить подшипник в тюбик и прочно закрепить его.
  4. Выдавливать масло, пока оно не заполнит полностью подшипник и не выйдет насквозь.

Метод смазки в тубе

После этого устанавливаются маслозаборники и дрель или миксер собирается. Можно продолжать работать электроинстументом и пользоваться бытовой техникой.

Без снятия пыльников

На маленьких подшипниках часто кольца – пыльники, снять в домашних условиях очень сложно. Смазка закрытых неразборных подшипников дело хлопотное, но доступное для любителей ремонтировать оборудование своими руками. Когда подшипник начинает «тарахтеть» и греться, его следует очистить и смазать. Специалисты рекомендуют следующий способ.

  1. Вытереть снаружи узел насухо.
  2. Капнуть WD-40, несколько раз, пока вращение не будет ровным и легким.
  3. Хорошо вытереть салфеткой.
  4. Целлофановый пакет или другой водоотталкивающий материал свернуть и плотно завести в отверстие, насквозь.
  5. В горлышко тюбика со смазкой капнуть присадкой и плотно прижать его к подшипнику со стороны выступающего пакета. Надавить на него, пока масло не выступит с другой стороны.

После этого прокрутить немного наружное кольцо, не снимая подшипник с целлофана. Повторить до полного наполнения внутреннего пространства смазкой.

Пыльники

Перед началом ремонта подшипника следует убедиться, что причина плохой работы именно в отсутствии смазки. Обычно вращающиеся элементы – ролики и шарики, стираются быстрее, чем вытекает масло.

Чем смазать ступичные подшипники

Ступичные подшипники (СП) обязаны быть в идеальном состоянии, так как общее состояние автомобиля и комфорт в управлении напрямую зависит от этого узла. Довольно часто о наличии ступицы водитель вспоминает только, когда она дает о себе знать в качестве визга. На самом деле ступицы являются одними из тех трущихся составляющих автомобиля, которые обязаны смазываться и проверяться при техническом обслуживании, обычно ТО-2.

Сами производители рекомендуют заменять масло в детали каждые 20-40 тыс. км, но это число индивидуально. Для каждой модели машины следует ознакомиться с предоставляемыми требованиями в документации.

От незнания нужно ли смазывать ступичные подшипники и как часто это делать, сегодня страдает множество автолюбителей. Данная деталь авто принимает на себя довольно высокую нагрузку, которая должна уходить далее, но это функция несколько блокируется, когда создается трением между валом и ступичным подшипником. Любое трение имеет негативный, деструктивный характер, так как изнашиваются узлы агрегата, поэтому смазывать необходимо практически все. Благо, что дело поправимое, хотя и требует скорейшего устранения.

Если было замечено наличие нестандартного звука, особенно визга в районе ведущих колес, то следует отложить поездку, особенно длительную, пока не будет смазана деталь.

Обзор смазок с плюсами и минусами

Вопрос, можно ли смазать ступичные подшипники даже не будет подниматься, так как ответ очевиден – ДА. Другой более важный нюанс, на который действительно стоит обратить внимание, при том первичное – это, чем лучше смазывать ступичные подшипники?

Смазок сегодня существует очень много, каждая отличается от другой присадками, добавлениями и самой основой, поэтому полностью одинаковых нет. Это важно отметить, так как в подшипнике не должно происходить смешивания нескольких видов смазок.

Читайте также  Кто изобрел двигатель внутреннего сгорания на бензине

В целом, разобраться, каким средством смазать ступичный подшипник нужно, первично определившись с родом основного вещества:

  1. Солидольные. Наверняка у большинства автолюбителей лежит подобное вещество в гараже и оно вполне подходит для поставленной задачи, тем не менее без недостатков не обходится. Преимущества заключаются в низкой цене и высоком уровне устойчивости к влаге, зато температурные характеристики не слишком впечатляющие. Другая модификация солидола – это консталин, который обладает противоположными характеристиками;
  2. Литолы. Наиболее популярные и эффективные смазки. Сейчас они легкодоступны и дешевы, при этом разнообразие литольных продуктов весьма большое. Такие масла отлично справляются со смазкой нагруженных узлов, не поддаются воздействию влаги и термоустойчивые. Дополнительно используются антикоррозийные присадки;
  3. Молибденовые. Тоже отличный вариант, так как обладает всеми перечисленными параметрами, но еще и образуют небольшой, защитный слой, предотвращающий задиры;
  4. Высокотемпературные. Требуются нечасто, они также выполнены на основании литола, но выдерживают гораздо выше температуру, порой до 1000 градусов. Данный эффект достигается благодаря введению никелевых и медных порошков.

Выбирая из производителей смазок взгляд сильно разбегается, но советуем обратиться к более известным, именитым брендам. Хороший продукт у компании Mobil, он чаще всего и используется. Широко применяется, так как выдерживает сильную нагрузку на авто. Вероятно, вы встречали такую смазку, она имеет синий цвет.

Смазка на основании молибдена от компании Castrol часто рекомендуется автомобилям, которые испытывают запредельные нагрузки. Дело в том, что молибден окутывает трущиеся детали сухим слоем и из-за этого возникает дополнительная защита механизмов. Также характерно для всего класса то, что данный вариант защищает от задиров.

Смазки от Divinol обладают повышенной пластичностью. Также очень гибки в использовании, так как эксплуатационные характеристики подходят для большинства автомобилей.

Продукты от Molykote также довольно качественные, так в ассортименте есть термоустойчивая смазка, которая не вступает в реакцию с большинством материалов. Особенно интересен вариант Molykote BR 2 Plus, так как позволяет защитить подшипники от износа.

Как смазать ступичные подшипники

Первым делом озадачимся вопросом, как смазать ступичный подшипник не снимая его? Конечно же это вариант для тех, у кого просто нет возможности снять данную деталь или время не позволяет это сделать. Важным условием для данной процедуру является то, что смазка, обязательно, должна быть одинаковая в самом подшипнике и добавляемая. Обычно, наверняка узнать предыдущую смазку весьма сложно, поэтому придется все таки снимать ступицу.

Итак, как смазать передний ступичный подшипник, не выпрессовывая его:

  1. Нужно установить автомобиль на ручник;
  2. Приподнять машину
  3. Снимите колесо, затем металлический колпак, закрывающий ступицу;
  4. Теперь следует снять стопорное фиксажное кольцо при помощи отвертки или тонких пассатижей;
  5. После этого открывается доступ к подшипнику, здесь то и необходимо добавить смазки, затем прокрутить ступицу.

Теперь известно, как смазать ступичный подшипник, но способ значительно хуже, чем полный разбор и дальнейшая смазка. По сути в предыдущем варианте уже выполнена половина процедуры от полного разбора ступицы, поэтому можно просто дополнить инструкцию.

  1. После освобождения от фиксажного кольца необходимо изъять саму ступицу, при этом следует держать тормозной диск;
  2. Теперь стоит выпресовать подшипник, делается это при помощи соответствующей головки и молотка;
  3. Затем необходимо очистить полученную деталь от предыдущей смазки, вероятно ее очень мало или вообще нет, выполняется при помощи бензина;
  4. Визуально проверьте целостность устройства и отсутствие износа, затем добавьте выбранную смазку;
  5. Немного прокрутите и можно собирать ступицу.

Видео инструкция

Выше был рассмотрен процесс смазки переднего колеса, как смазать задний ступичный подшипник, точнее основные отличия от предыдущего варианта разберем далее. Сразу стоит оговориться, что в некоторых автомобилях задний СП вовсе неразборный, а в остальных просто нет прямого доступа к нему.

Процесс разбора и снятия ступицы приблизительно такой же, только сам подшипник извлечь нельзя. Он находится в закрытом блоке. Необходимо раскрутить, подковырнуть крышку, чтобы ее снять. Далее потребуется шприц, лучше с длинным носиком. В зазор, который находится по краям всовываем шприц со смазкой и выдавливаем до наполнения подшипника, также его следует периодично прокручивать.

Истории автовладельцев

«Задумался, нужно ли смазывать ступичный подшипник перед установкой, ведь он и так должен быть подготовлен к использованию. Решил, что производитель сам озадачился данной проблемой, но, как показала практика – нет, на следующий день пришлось снова все разбирать и смазывать.»

Владелец ваз 2114:

«Начал наблюдать, что возникает определенный визг, исходящий от заднего колеса. Проявлялся подобный звук только, когда развивал скорость около 90 км, ни ниже, ни выше такого не было. Добравшись и сняв заднюю ступицу, стало очевидно крайне маленькое содержание смазки, добавил и все стало в порядке.»

«Когда-то смазывал подшипник и все стало работать, как часики, но спустя время проблема вернулась, причем скоро. Снова пришлось разбирать колесо и, когда добрался до фиксажного кольца ступицы, все стало очевидно, оно было плохо закреплено и из-за этого смазка ушла, причем подшипники набились мусором. Почистил, смазал и ласточка стала снова летать.»

Смазка для подшипников скольжения

Все работающие механизмы имеют трущиеся или вращающиеся детали. Для того чтобы работа происходила с минимальным трением применяется смазочные материалы. Дополнительно смазка выполняет функции по охлаждению, уменьшению износа контактирующих между собой движущихся деталей, защищает детали от коррозии.

Устройство подшипника скольжения.

Рис. 1 Устройство подшипника скольжения.

Виды смазки подшипников скольжения и качения

  • Широко распространены составы на основе нефтяных продуктов, которые получают из остаточных продуктов перегонки нефти, из называют нефтяными.
  • Синтетические. Продукция производится искусственным (синтетическим) способом. Синтетические масла имеют преимущество перед нефтяными: обладают более узкими заданными свойствами, поэтому применяются для определённых видов подшипников, например, керамика, пластмасса, втулки из специальных порошковых сплавов. Однако, синтетические масла более дорогие чем нефтяные, поэтому используются только в ответственных узлах и механизмах.
  • Жировые изготавливаются на основе животного жира и обладает широким диапазоном и свойством смазывания, имеют хорошие характеристики. Но их применяют редко из-за сложности производства.
  • Пластинчатые смазки изготавливается добавками для сгущения жидких масел, обычно – это мыльные загустители жирных кислот. В зависимости от типа загустителя пластинчатые смазки делятся на солидол, литол, костален. К достоинствам подобных смазок относят слабые изменения пластичности от изменения температуры применения. Применяются такие мази в механизмах, работающих при ударных нагрузках и малых скоростях.
  • Твердые смазочные материалы обычно имеют порошкообразное состояние: различные дисульфиды, графит применяется для мягких металлических покрытий.
  • Для отдельных видов механизмов в качестве смазок применяется вода или газ под давлением.

Подвод консистентной и жидкой смазки к подшипникам качения и скольжения

Вкладыш подшипника скольжения.

Рис.2 Вкладыш подшипника скольжения.

Подвод смазки к узлам подводится по ходу вращения вала во втулки в зону максимального зазора. Распределение смазки по длине вкладыша производится по специальным смазочным каналам, которые располагаются в зоне наименьшей загрузки. В стыках вкладышей протачиваются углубления – карманы, которые одновременно являются емкостью для дополнительной смазки и сбора продуктов изнашивания.

Способы доставки смазки в подшипники скольжения

Подача материала в зону трения может осуществляться несколькими способами:

  • самотёком;
  • при помощи фитильных смазочных устройств;
  • под давлением от насоса.

Смазка фитильным способом (шерстяными косами)

Рис.3 Смазка фитильным способом (шерстяными косами)

Фитильная (польстерная) подача масла для смазки подшипников скольжения осуществляется из емкости по шерстяным прядям свитыми из шерстяных нитей, которые одним концом опущены в жидкое масло, вторым касаются вращающихся валов или осей.

Жидкая смазка благодаря капиллярным свойствам шерстяных тканей поднимается вверх, обеспечивая доставку смазочного материала на необходимую высоту. Основное применение польстерных смазочных узлов на железнодорожном составе.
Для ответственных узлов применяется принудительная доставка смазки давлением от насосов, обычно это шестеренчатый насосы различной мощности (НШ).

Смазка для подшипников скольжения электродвигателей

Электродвигатели с подшипниками качения выпускаются в больших количествах и применяются в широком диапазоне механизмов. Для специального оборудования, работающего с большими пиковыми значениями радиальных нагрузок и высокими скоростями, применяются электродвигатели специального назначения, в которых применены подшипники скольжения, аналогичное устройство имеет отдельные типы малогабаритных моторов. Смазка для таких двигателей применяется в общем ассортименте для опорных подшипников скольжения.

Какая смазка лучше для подшипников скольжения

Основная часть подшипников скольжения работает в условиях высоких значений статического и динамического напряжения. Благодаря конструкции узла нагрузка распределяется по всей контактной поверхности, поэтому удельное давление на единицу площади у подшипников скольжения меньше чем качения или зубчатых передач. Но это свойство работает только при правильно подобранной смазке.

Основные критерии выбора

  • Необходимый диапазон рабочей температуры;
  • Нагрузочная способность (предельная нагрузка);
  • Для механизмов установки в пищеблоках, наличие пищевого допуска;
  • Состояние окружающая среды.

Термостойкая смазка для подшипников скольжения

К высокотемпературным смазкам для подшипников скольжения относится виды, которые сохраняют свои заданные свойства при температуре +100°С и выше. Это достигается добавлением определённых компонентов к основе. Это могут быть мелкодисперсная фракция молибдена, графита, или цветных металлов.

Внимание! если в составе высокотемпературной смазки имеется легирующие элементы из цветных металлов. Какие смазки применяются только для керамических или стальных подшипников.

Читайте также  Куда звонить в случае дтп

Efele SG-394

Смазка на синтетической основе, химически стойкая, имеет пищевой допуск H1. В основе перфторполиэфир и политетрафторэтилен. Обладает хорошей адгезией, несущей способностью и антикоррозионными свойствами. Может работать с любыми пластмассами и эластомерами.

Смазка Efele SG-394Свойства

  • Отсутствует температура каплепадения – смазочный материал не плавится и не течет при нагреве;
  • Совместима с пластмассами;
  • Совместима с эластомерами;
  • Не окисляется;
  • Рабочий диапазон от – 20 до +265 °С.

Luqui Moly LM 50

Смазка от немецких производителей на литиевой основа, кроме подшипников скольжения этот состав применяется в различны системах автомобиля, как вращающиеся детали распределителя, смазка ступицы. Устойчив к агрессивной среде от посыпок дорог, рабочий диапазон температур -30 до +160°С, что очень хорошо подходит для эксплуатации на автомобилях.

Смазка Luqui Moly LM 50

    Высококачественное немецкое производство гарантирует качество смазки.
    Достоинства
  • однородная пластичная масса;
  • высокая адгезия, отлично защищает от коррозии;
  • не вытекает из подшипников;
  • противостоит соленой воде;
  • может применяться для условий пиковых нагрузок.

Силиконовая смазка для подшипников скольжения

Silicot

Силиконовая смазка применяется для слабо нагруженных узлов трения, хорошо защищает изделия от попадания влаги, в том числе – резиновые изделия, пластик и другие материалы. смазка пластична и долговечна.

Смазка SilicotСвойства смазки

  • Образует прочную водостойкую пленку устойчивую с соленой воде;
  • Рабочая температура от -50 до +230 °С;
  • Не раздражают кожу рук;
  • Может применяться при трении пар следующих материалов: металл-металл, резина – метал, пластик – резина, кожа – металл.

Дополнительную информацию о применении силиконовых смазок можно узнать из приведенного видео ниже.

Чем смазываются подшипники: как выбрать смазку

Смазка этих комплектующих велосипедного транспорта считается видом обслуживания, после проведения которого байк ездит, не создавая проблем. Используют для этого различные виды смазок, отличающиеся составными компонентами и функциональностью. Если вы выбираете, чем смазывать подшипники, изучите информацию о каждом материале, после чего делайте свой выбор.

Смазка для подшипников

Для чего необходима смазка?

Благодаря ей формируется маслянистая пленка, обволакивающая действующие поверхности на подшипниках.

Ее основными функциями считаются:

  • снижение трения, после чего соприкасающиеся детали работают лучше;
  • уменьшение шума;
  • охлаждение подшипников, предотвращение их разогревания до максимально высокого температурного режима;
  • защита от появления коррозии и загрязнений;
  • снижение истирания небольших частей, продление эксплуатационного периода.

Разновидности смазок

К ним относятся:

  • консистентная. Густая смазка, обладающая длительным сроком эксплуатации и большими возможностями переносить повышенные температурные режимы. В нанесении и удалении излишков появляются затруднения. Еще один минус – на таких составах скапливается много пыли;
  • жидкая. Если использовать масленку или шприц, то обработка подшипников превращается в легкий процесс. Лишняя масса удаляется обычной ветошью. Так как консистенция жидкая, периодически выявляются потеки, да и от температуры воздуха показатель вязкости смазки меняется;
  • двухкомпонентная. Смазка в жидком состоянии наносится точно, аэрозоль проникает во все участки подшипника. К сожалению, в процессе распыления смазка попадает в другие места, и после обработки необходимо выждать чтобы вещество полностью испарилось.

Смазка для подшипников

Группа консистентных смазок

Расфасованы в банки и тюбики, консистенция густая и пластичная. Предназначены для обрабатывания деталей с умеренным вращением. Консистентные масла подходят для смазывания велосипедных подшипников и для консервации цепи, делятся на несколько типов.

Литиевое масло

В состав входит литий красного либо желтого цвета. Таким маслом пользуются, если требуется улучшить скольжение промышленных подшипников или увеличить диапазон значений температурных режимов.

В качестве масла для подшипников скольжения рекомендуют Литол, Шрус и Циатим, которые смываются водой постепенно.

Лучший вариант – смазка № 158, обладающая повышенной адгезией, голубоватым оттенком, создаваемым благодаря добавлению фталоцианина меди. Такое вещество считается прекрасным загустителем, выполняет функции антиокислительной присадки. После обработки такой смазкой любая часть подшипника очищается до блеска. Рабочий температурный диапазон – от 40 градусов мороза до 120 тепла.

Для всех масел на литиевой основе отмечается один недостаток – они способны вступать во взаимодействие с алюминиевым сплавом на молекулярном уровне. В качестве плюса отмечается приемлемая цена.

Кальциевое масло

Материал желтого оттенка, потому что в составе содержится кальций. Масла прекрасно сцепляются с поверхностью металлических деталей, долгое время противостоят воздействию воды на смыв. Отечественные смазки Униал и Солидол используют для обрабатывания колесных подшипников, педалей, других велосипедных узлов, наиболее часто контактирующих с водой. Для обработки втулки такое вещество не рекомендуется, потому что ухудшает работу тормозного механизма. Главное достоинство перед предыдущим материалом состоит в том, что кальциевое масло разрешается использовать для любого металла. К сожалению, диапазон рабочих температур ограничен 30 градусами мороза и 50 – тепла.

Графитовая смазка

Масляную основу такой смазки связывает графитовый порошок, который остается на обработанной поверхности, когда основа высыхает либо выгорает. Скольжение подшипниковых частей обеспечивается благодаря графитовому слою.

Смазка для подшипников

Смазкой УСсА разрешается обрабатывать втулки и любые резьбовые соединения. Недостаток ее в том, что после соприкосновения с графитом появляются загрязнения.

Вазелин технический

В сравнении с медицинским вариантом он очищается хуже, не отличается прозрачностью, бывает желтого и коричневого оттенков. Создает надежную защиту от воздействия воздуха и влаги, препятствует появлению ржавчины, прекрасно наносится на велосипедные детали, удерживаясь на них долгое время.

По хромированной поверхности обработка не рекомендуется.

Жидкое масло для промышленного подшипника

Реализуются такие смазки в канистрах, бочках и масленках, отличаются разными показателями вязкости. Автомобильное масло идет для обработки подшипников в трещотках либо тормозных ручках, разрешается смазывание велосипедных втулок.

Рекомендуется выдерживать дозировку, чтобы излишки масла не протекли – они могут повредить колесные покрышки.

Смазка для подшипников

Меньшим уровнем вязкости отличается веретенная смазка, которую заливают в вилку, смазывают перья. Жидкие смазочные составы приходится обновлять через две – три недели либо после каждой поездки под дождем.

Двухкомпонентная смазка

Реализуется в аэрозольном виде либо в масленках. В такой смазке содержится растворитель, разжижающий консистенцию масла до состояния воды. Благодаря этому, смазка легко проникает во все точки детали. После высыхания растворителя на обработанной поверхности образуется вязкая пленка, которая противостоит воздействию влажной среды.

Силиконовая

Масса пластичная, встречается в жидком виде или в форме спрея. Преимущество заключается в том, что силикон не наносит вреда резиновым изделиям.

Смазка состоит из растворителя и органического кремниевого соединения, препятствует появлению загрязнений.

Тефлоновая

Подшипники промышленные разрешается смазывать и этой смазкой, обладающей хорошей стойкостью к истиранию. Смазка, нанесенная на деталь, даже в процессе эксплуатации транспортного средства сохраняет свой первоначальный вид.

Восковая

По сравнению с предыдущим вариантом, она создает более толстый слой, не нуждающийся в частых обновлениях. Но если давление увеличивается, воск на смазочной поверхности по времени удерживается меньше. Чтобы провести повторную обработку, старый слой необходимо удалить. Лучший пример – Сквирт, представленный жидким веществом на восковой основе, прекрасно проникающий в необходимые места и быстро высыхающий. Им обрабатывают не только пром-, но и велосипедные подшипники.

Проникающее масло

Аэрозольная жидкость WD-40, прекрасно удаляющая коррозию и разжижающая старые высохшие слои. Обладает влагоотталкивающим эффектом. Можно ли смазывать им подшипники? Да, но чаще всего состав используется не для смазывания деталей, а для удаления следов ржавчины.

Чем лучше смазывать подшипники: выбираем подходящий состав

Подбирать смазку рекомендуется с учетом климатических особенностей, сезона, температуры воздуха. Масло в зимний период использовать не рекомендуется. Есть вещества, которые не выдерживают низких температур и начинают густеть.

Смазка для подшипников

Для езды по проселочным дорогам, не имеющим искусственных покрытий, пользуются консистентной смазкой, прекрасно защищающей не только от пыли, но и от воды.

Отзывы потребителей

Большинство моих знакомых используют WD-40. Стоимость баллончика небольшая, хватает его на долгое время, для удобства нанесения в комплект входит специальная трубка-насадка. Состав не только удаляет пятна ржавчины, но и прекрасно смазывает трущиеся детали.

Сергей Викторович, Московская область

На рынке купил УСсА для обработки каретки и велосипедных подшипников. В состав входит литол, используемый в качестве смазки для любого узла транспортного средства. Но работать необходимо аккуратно – графиткой легко перемазаться, а отмывать ее достаточно трудно.

Пользуюсь только солидолом, хотя многие считают его устаревшим вариантом. Масса густоватая и пластичная, прекрасно накладывается на обрабатываемые детали, удерживается идеально, не протекает, но при температуре 80 градусов выше нуля теряет свои свойства. Экономный вариант, рекомендую.

Григорий Иванович, Санкт-Петербург

Для обработки подшипников и других велосипедных деталей использую Литол-24. Приобрел банку весом в 800 г, хватило на несколько лет. По консистенции напоминает Солидол, но считается более усовершенствованным.

Заключение

Нанося своевременно смазку, вы предотвращаете изнашивание деталей и продлеваете их эксплуатационные сроки. Главное – правильно выбрать состав для своих подшипников, соответствующий погодным условиям и времени года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: