Можно ли шатуны менять местами

Урок не пошел впрок, или Почему может заклинить двигатель

Урок не пошел впрок, или Почему может заклинить двигатель

По логике вещей у хождения по граблям должен быть гарантированный терапевтический эффект, однако оказывается, что существуют в природе люди, на которых грабельная терапия действует слабо либо не оказывает никакого воздействия вовсе. На днях во время визита на один автосервис пришлось в этом убедиться на живом, можно сказать, примере.

В силу наработанного профессией любопытства поинтересовался у ремонтников: что случилось со стоявшей на СТО машиной, из которой был вытащен двигатель? Мотор, кстати, находился неподалеку и, судя по его не разобранному, а скорее подсобранному виду, пребывал в ожидании запчастей, необходимых для ремонта.

Вот тут и выяснилось, что автомобиль делал на СТО и какая поучительная история с ним связана. В ремонт машина попала, потому что в ней заклинил двигатель. Что предшествовало заклиниванию, владелец работникам СТО, принимавшим автомобиль, толком объяснить не смог, а просто указал в заявке причину обращения на сервис.

На что ремонтники, приступившие к разборке мотора, обратили внимание сразу же — пробег у автомобиля приличный, но некоторые установленные на двигателе детали явно новые, из чего можно было сделать вывод, что кто-то недавно двигатель разбирал.

Поскольку из объяснений владельца что-то путное выудить не удалось, работы на моторе решили начать сверху. Когда была снята крышка подшипников распределительных валов, ремонтников ожидала первая неприятная находка.

На постели передней опорной шейки одного из распредвалов наблюдались глубокие задиры.

Понятно, что при таком состоянии постелей от шеек распредвалов тоже ничего хорошего ожидать не стоило.

Так оно и оказалось.

Подобный вид шеек породил подозрение, не стал ли двигатель жертвой масляного голодания. А если стал, то по какой причине?

Ответы были получены, когда ремонтники сняли масляный поддон и добрались до коленчатого вала. Выяснилось, что крышки, или бугели, как их называют на профессиональном сленге, третьего и четвертого коренных подшипников коленвала перепутаны местами! Это означало, что двигатель не просто кто-то разбирал, но при обратной сборке наделал бед, которые и привели к заклиниванию коленвала.

Дело в том, что коренные подшипники состоят из двух частей: верхней, которую предусматривают непосредственно в блоке цилиндров, и нижней — съемного бугеля, прикрепляемого к блоку цилиндров болтами. В постели каждой из частей устанавливаются вкладыши, после сборки образующие подшипник скольжения. Чтобы обеспечить необходимую точность размеров отверстия подшипника, при изготовлении блока цилиндров верхнюю и нижнюю части коренных подшипников растачивают совместно. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемые в принципе, даже если внешне их невозможно отличить друг от друга. С шатунными подшипниками история аналогичная, что обязывает при разборке двигателя тоже ни в коем случае не путать их крышки местами.

Что, однако, происходит в случае путаницы? Если верхняя и нижняя постели вкладышей не соответствуют друг другу по размерам, после сборки шейка коленвала может оказаться защемленной либо между ней и вкладышем появится зазор, превышающий нормированную величину. В нашем случае, похоже, события развивались по второму варианту.

Как известно, к наиболее ответственным узлам трения, к коим подшипники скольжения коленвала и распредвала относятся по определению, масло подается под давлением. И самая большая неприятность, которая может с ответственными узлами трения приключиться, связана с низким давлением масла в системе смазки. Но откуда взяться давлению, если по причине чрезмерного зазора масло, не встречая сопротивления, активно вытекает из коренных подшипников? При этом первыми из узлов, смазываемых под давлением, страдают те, до которых масло доходит в самую последнюю очередь. В нашем случае главными потерпевшими оказались шатунные вкладыши четвертого цилиндра. Масло вытекало из коренных подшипников, шатунному подшипнику доставались крохи, в результате его вкладыши буквально приварило к шейке коленвала.

О том, что давление масла снизилось до аварийной величины, должен был сигнализировать предусмотренный в системе смазки датчик. Почему водитель не отреагировал на загорание контрольного индикатора? К сожалению, датчик контролирует давление в главной масляной магистрали, а что давление упало в какой-то удаленной от главной магистрали точке, он может оказаться не в курсе. Однако не исключено, что индикатор все же загорался, но на него не стали обращать внимание. Поскольку владелец от пояснений отказался, остается гадать, как оно было на самом деле.

Примечательно, что при «разборе полетов» выяснилась другая любопытная подробность. Оказалось, что один из работников СТО лично знаком с клиентом. Вот его рассказ:

— Я тогда работал в другом месте. Как-то приезжает этот же клиент и говорит: вы мне продали бракованный выжимной подшипник, его поставили, а он скрежещет. Разобрали, а он развалился — так что меняйте. Смотрю на подшипник и вижу, что явно «накосячили» при его установке. Подшипник гидравлический, ходит на втулке, наружный торец втулки раздавлен. Стоит подшипник нормальных денег, поэтому нужно доказать, что это не брак, а «косяк» сборки. Интересуюсь: на машину можно взглянуть? Едем в гаражи — стоит машина со снятой коробкой, но корзина прикручена к маховику. Говорю: давайте снимем корзину. Сняли — вижу, что ведомый диск перевернут. Показываю владельцу и человеку, который в замасленной робе из гаража вышел, что на диске есть надпись «сторона маховика». Спрашиваю: с какой стати эта сторона оказалась повернутой к выжимному подшипнику? В общем, получилось следующее: когда поставили они ведомый диск вверх ногами и начали состыковывать двигатель с коробкой, из-за того что у ступицы диска разный вылет в ту и другую стороны, зажали втулку на выжимном. Затем завели мотор, услышали скрежет, но было поздно. Это о чем говорит? Ремонтируют все, кому не лень, но если уж беретесь за ремонт, то, когда разбираете, хотя бы обращайте внимание, как и где что стояло!

Наш вердикт

Народная мудрость гласит: если третий по счету муж бьет по морде, то дело, скорее всего, не в муже, а в морде. Почему, имея печальный опыт неквалифицированного ремонта, владелец автомобиля снова решил попытать счастья на этой же дорожке, мы не знаем: чужая душа — потемки. Мы только видим, чем это закончилось очередной раз, и можем лишь констатировать, что грабельный урок не пошел впрок.

Замена шатуна на велосипеде: как устранить неполадку

Велосипедный шатун — это рычаг, передающий усилие с педали велосипеда на вал каретки для осуществления вращения заднего колеса. Детали редко теряют работоспособность, только разнашиваются посадочные места или изгибаются, переламываются в случае аварии. Чтобы устранить неисправность, заменить запчасть, лучше обратится к специалистам в мастерскую. Хотя не сложные работы по техническому обслуживанию, такие как замена шатуна, можно выполнить самостоятельно.

Причины замены шатуна

Шатуны — это одна из деталей велосипеда, которые подвергаются постоянным сильным нагрузкам. Они простой конструкции, не требующие особой регулировки, поэтому сложностей с заменой не возникает. При необходимости и наличии нужных инструментов это не сложно выполнить даже в домашней мастерской.

В процессе эксплуатации велосипеда могут возникнуть причины, когда требуется замена пальцев шатунов или всей детали:

  • механические повреждения;
  • регулировка и ремонт каретки;
  • замена звезд на шатуне в случае разборной конструкции;
  • периодическое подтягивание шатунов потребует их снятие;
  • очистка и промазывание посадочного места после езды под дождем, если попали песок и влага.

Как снять шатуны

Чтобы не повредить детали в процессе ремонтных работ, понадобится специальный съемник (пресс). В случае его отсутствия, достаточно стандартных инструментов: шестигранники 8 и 10, накидной ключ 4, молоток.

Важно: Съемник используют для демонтажа не только шатуна, но и других узлов (каретки, педалей), поэтому профессиональные мастера рекомендуют велосипедистам включить его в собственный набор инструментов.

Типы шатунов

Производители выпускают стандартные велошатуны трех видов, различающихся своими преимуществами, например, надежностью, простотой в обслуживании или ценой:

  1. Односоставный. Система отличается монолитной конструкцией, объединяющей вал и оба рычага. Ее применяли на первых велосипедных моделях, а в настоящее время устанавливается на детских моделях и BMX. Такой неделимый узел утяжеляет изделие, зато очень надежное и простейшее соединение. Это толстый металлический прут, изогнутый в разные стороны под прямым углом. В случае повреждения необходимо менять весь комплект, а вот особые инструменты для этого не требуются.
  2. Двухсоставный. Также давно известная система, представляющая собой жестко скрепленные правый шатун и ведущую звездочку, а также приваренный к ним вал каретки. В этой конструкции отдельным остается левый рычаг, зафиксированный на свободном конце вала. Такой механизм некоторое время не применяли, пока современные производители не решили усовершенствовать каретку подшипниками больших размеров.
  3. Трёхсоставный— современный, самый распространенный вид конструкции. В ней разделяются все детали: вал каретки, передние звездочки по одной, шатуны для педалей и сами топталки.
Читайте также  Почему радиатор внизу холодный а сверху горячий

Как снять шатуны

Производители создали новейшую нестандартную роторную систему шатунов RS4X . В этой конструкции рычаги расположены с небольшим смещением, что позволило увеличить КПД и мощность железного коня, при этом уменьшить нагрузку на суставы велосипедиста. Единственным недостатком является высокая цена модели.

Виды крепления

Способ замены педального рычага и сложность работы зависят от вида крепления на валу каретки:

  1. Клиновидный штифт (ромб)— устаревший способ скрепления, сохранившийся на экземплярах советского производства. Сейчас встречается только на бюджетных моделях и детских двухколесниках. При необходимости заменить такой шатун, просто откручивают гайку и выбивают скрепляющий клин, подложив на него дощечку, если не планируется его тоже менять. Поставить новый рычаг на место, отрегулировать и жестко закрепить клин, чтобы не возник люфт, но без лишнего усилия, чтобы не повредить детали.
  2. Квадрат— это классический вариант крепления, при котором оба шатуна крепятся клином на плоскостях квадратного сечения.
  3. Шестигранник— также делается со скосом или сужением для заклинивания шатуна. Увеличение количества граней на торце вала снижает нагрузку на ось каретки.
  4. Шлицевое соединение— в такой системе вал каретки выполнен со сквозным отверстием по оси, а на закругленных торцах вала выполнены восемь выступов. Чтобы разобрать такое соединение, съемник не понадобится, так как его не во что упереть. Монтируют шатуны большим полым болтом на 10 под шестигранник.

Место крепления защищают от пыли, грязи и воды с помощью пыльника — это металлическая, пластиковая или резиновая заглушка.

Замена шатуна велосипеда с помощью съемника

Пошаговая инструкция:

  1. Удалить защитную заглушку (пыльник). Ее можно подковырнуть или выкрутить отверткой.
  2. Открутить болт (или гайку), которым шатун прикреплен к оси каретки с помощью шестигранника или торцевого ключа.
  3. Вставить съемник и убрать фиксирующую гайку. Если она не поддается, то обработать ее смазочным средством.
  4. Переставить съемник в шатун другим концом и провернуть до упора.
  5. Закрутить болт гаечным ключом. Вращая винт по часовой стрелке, добиться, чтобы шатун сдвинулся с «насиженного места».
  6. Шатун выдавить с вала.
  7. Прежде чем приступить к обратному процессу, необходимо тщательно вычистить и смазать все поверхности креплений.
  8. Поместить шатун на вал и, используя съемник, надежно прикрутить.
  9. Зафиксировать соединение гайкой и защитить заглушкой от загрязнений.

Важно: Закручивать детали следует максимально крепко, иначе шатун при движении будет люфтить. В тоже время, не стоит прикладывать слишком много усилий, чтобы не испортить резьбу.

Снятие шатунов без съемника

Заменить шатуны можно, даже не имея специальных инструментов. Но на это уйдет больше сил и времени, а положительный результат не гарантирован. Можно подпилить втулку рычага болгаркой, затем с помощью пробоя и молотка удалить деталь.

Или поступить следующим образом:

  1. Раскрутить болты, соединяющие шатун и каретку.
  2. Обильно смазать места крепления WD-40, обычной тормозной жидкостью или густым смазочным составом.
  3. Быстро прокатится на велосипеде 200-300 м, максимально нагружая шатуны.
  4. Твердым тупым предметом, лучше деревянным молотком, выбить шатун. Он должен легко удалиться.
  5. Монтаж производят в обратном порядке.

Как снять шатуны

Важно: Можно нагреть место сопряжения с кареткой горячей водой или феном, но ни в коем случае не использовать горелку – этим повредите механизм, особенно если он из пластика.

Выбор

При покупке шатуна следует обратить внимание на технические характеристики и назначение велосипеда:

  • Материал. Педальные рычаги изготавливают из алюминия, стали, титана или карбона. Титановые и карбоновые детали встречаются редко, чаще в спортивных байках. Изделие может быть полностью однородным либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Состав материала повлияет на стоимость велосипеда.
  • Форма. Производители постоянно совершенствуют формы деталей. Стальные изделия изготавливают цельными или полыми. Первые предназначены для шоссейников, а вот трубчатые устанавливают на горных и спортивных байках. Пустотелые облегченные детали не теряют жесткости и прочности.
  • Размер. Длину шатуна измеряют от оси каретки до центра педали. Она зависит от стиля поездки, роста человека и личных предпочтений. Стандартные значения установлены в интервале 145–180 мм. Значение параметра производители указывают на внутренней стороне детали. Важным показателем для велосипедистов является каденция. Это параметр, зависящий от количества оборотов за определенное время. Высокое значение он принимает у коротких шатунов. Поэтому для гоночных моделей нужны короткие рычаги, а для горных — длиннее.
  • Q-фактор. Это расстояние между плоскостями, которые описывают головки шатунов при вращении. Давление на педали будет оптимальным, если усилия прилагать перпендикулярно к поверхности. Например, у горных моделей фактор должен быть высоким. При массовом производстве байков уникальность конкретного человека учесть невозможно. Но профессиональные спортсмены стараются подбирать Q-фактор с учетом индивидуальных особенностей.
  • Популярность бренда, выпускающего велосипеды и запчасти к ним, также имеет большое значение.

Такую не сложную задачу, как замена шатуна на велосипеде можно решить самостоятельно, имея инструменты. Но для устранения серьезных неисправностей и замены узлов лучше обращаться в профессиональную мастерскую.

Форумы на www.gaz21.ru: Шатун — менять или нет? — Форумы на www.gaz21.ru

Шатун — менять или нет? разные шатуны в одном двигателе Оценка:

#1 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

#2 volkoff

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 771
  • Регистрация: 06 Декабрь 06
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Екатеринбург
  • Настоящее имя: Николай
  • Автомобиль: ГАЗ-2401 75г., Ягуар XJ6-85г., Subaru Legaci 2003
  • Возраст: 33
  • Отношение к аутентичности: Другое

mike (14.12.2006, 9:57) писал:

#3 Танк

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 747
  • Регистрация: 04 Июнь 06
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Москва
  • Настоящее имя: Петр
  • Автомобиль: см. подпись.
  • Возраст: 39
  • Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу

#4 Надпоручик

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 701
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Воронеж
  • Автомобиль: были ГАЗ-21И, ГАЗ-24. есть Dodge Durango, НИВА 2121 — легкий танк!
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

21 и 24 шатуны в один движок ставить НЕДОПУСТИМО. Разница в весе 50 грамм конструктивно. У 24 верхняя головка тяжелее. Купи еще один 24 шатун (предварительно взевесив остальные 3) и потом к ним купишь втулки и их тебе развернут под нужную размерную группу пальцев товей поршневой. Если поршни и пальцы новые, то купи шатун соответсвующей размерной группы (по цвету), остальные тебе перевтулят под этот размер. с 21 шатунами заморачиваться смысла нет, т.к верхняя головка не имеет плоскости, а без нее тебе их нормально не перевтулят. Уже давно таких станков нет.

Загляни на мой сай я там все описывал в диких подробностях

#5 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

Черный дембель (14.12.2006, 20:09) писал:

21 и 24 шатуны в один движок ставить НЕДОПУСТИМО. Разница в весе 50 грамм конструктивно. У 24 верхняя головка тяжелее. Купи еще один 24 шатун (предварительно взевесив остальные 3) и потом к ним купишь втулки и их тебе развернут под нужную размерную группу пальцев товей поршневой. Если поршни и пальцы новые, то купи шатун соответсвующей размерной группы (по цвету), остальные тебе перевтулят под этот размер. с 21 шатунами заморачиваться смысла нет, т.к верхняя головка не имеет плоскости, а без нее тебе их нормально не перевтулят. Уже давно таких станков нет.

Загляни на мой сай я там все описывал в диких подробностях

#6 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

#7 Надпоручик

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 701
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Воронеж
  • Автомобиль: были ГАЗ-21И, ГАЗ-24. есть Dodge Durango, НИВА 2121 — легкий танк!
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

Зайди на мой сайт — в диких подробностях все расписано.

нужно подобрать щатуны с разницей не более 5-8 грамм, будет проще подогнать к одинаковому весу

#8 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

Черный дембель (15.12.2006, 14:32) писал:

Зайди на мой сайт — в диких подробностях все расписано.

нужно подобрать щатуны с разницей не более 5-8 грамм, будет проще подогнать к одинаковому весу

#9 Мифодий

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 244
  • Регистрация: 20 Март 06
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: С-Петербург, Купчино
  • Настоящее имя: Михаил
  • Автомобиль: ГАЗ-21Л 1963 г. УАЗ Патриот
  • Возраст: 28
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
Читайте также  Почему не заряжается акб от генератора

mike (15.12.2006, 7:52) писал:

Там собственно разбирать нечего. Вскипятил чайник вылил в кастрюльку, стопорные кольца снял, поршень с шатуном туды, и оправочкой аккуратно выбиваешь, сборка в обратном порядке.
Я вешал шатуны отдельно, поршни отдельно, потом все вместе.
Вывел разницу по весу в один грамм.

#10 Надпоручик

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 701
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Воронеж
  • Автомобиль: были ГАЗ-21И, ГАЗ-24. есть Dodge Durango, НИВА 2121 — легкий танк!
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

mike (15.12.2006, 7:52) писал:

элементарно нутромером, но это дорогая штуковина. В принципе, будешь отдавать втулки разворачивать, то там нутромеры есть и тебе его проверят и на эллипсность нижней головки и на соосность верхней относительно нижней. Если шатун поведен, то это сразу будет видно по тому что втулка развернется неравномерно. Тебе его посоветуют выкинуть и принести другой. Если шатуны б/у то отдай сразу побольше, штук 6-7, там мастер разберется какой лучше какой хуже.

Сообщение отредактировал Черный дембель: 15 Декабрь 2006 — 10:50

#11 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

Черный дембель (15.12.2006, 17:48) писал:

#12 Надпоручик

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 701
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Воронеж
  • Автомобиль: были ГАЗ-21И, ГАЗ-24. есть Dodge Durango, НИВА 2121 — легкий танк!
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#13 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

#14 Надпоручик

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 701
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Воронеж
  • Автомобиль: были ГАЗ-21И, ГАЗ-24. есть Dodge Durango, НИВА 2121 — легкий танк!
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

Я бы на твоем месте раз уж вскрыл мотр — заменил бы поршни на те что ты нашел. Для себя же делается. Шатуны если зеленой группы — хрен с ними. На ремзаводе тебе их перевтулят и развернут под размер желтой поршневой, а один купи с желтой маркировкой, но только обязательно проверь как в него входит палец. Вот и все. До кучи не лишним будет поставить импортячие кольца. Вкладыши если нормальные, то трогать резона нет.

Проверь еще полости в коленвале, нет ли там "асфальтобетонной смеси". Если есть, то обязательно надо вычистить, продуть и промыть.
Я так заморочился что весь мотор перебрал. Сейчас довольно слушаю его шелест на холостых.

#15 Надпоручик

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 701
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Воронеж
  • Автомобиль: были ГАЗ-21И, ГАЗ-24. есть Dodge Durango, НИВА 2121 — легкий танк!
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#16 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

#17 mike

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 368
  • Регистрация: 20 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Город: Хабаровск
  • Автомобиль: ГАЗ-21 1959 г
  • Телефон: +1-604-889-5145
  • Отношение к аутентичности: Не выбрано

А вот фото моих поршней с двигателя — от чего они? нормальные?

А по коленвалу очередной вопрос. Забрав его из автомойки собрался чистить вручную и увидел на нем номер. Номер начинается на 24, видимо коленвал от ГАЗ-24. Он пойдет на мой двигатель? Я уже под его ремонтный размер все вкладыши купил (рем. размер 0.25). Обидно будет если он не пойдет. В чем вообще отличие коленвала родного от 24-го и какой лучше? Родной из двигателя уже проточен на 0,75 и еще протачивать надо — поэтому после очередной проточки он будет уже 1-го ремонтного размера, вот и решил вместо него взять из запчастей из своего волшебного сарайчика. А он 24-кин оказался.

Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

Доброй ночи, товарищи велосипедисты! Уже в какой раз столкнулся с такой проблемой — постоянно разбиваются посадочные под квадрат в шатунах. Вроде бы проблема очень распространенная. Устал раз в сезон менять систему:(( пробовал напильником дорабатывать разбитое место, но помогло максимум километров на 100-150. Понятно, что хозяин дурак, поэтому возник вопрос: Есть ли смысл переходить на другой стандарт каретки или стоит остаться на родном квадрате? Если оставаться, то как часто стоит протягивать болты? (скорее всего причина поломок именно в этом) Заранее спасибо за ответ!

2 Ответ от cross7 21-07-2020 22:51:51

  • Зарегистрирован: 14-09-2014
  • Сообщений: 693

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

в чем это выражается. гоняю две квадратные системы много лет каких либо претензий нет вообще.

3 Ответ от Pkka 21-07-2020 23:25:49

  • Зарегистрирован: 02-11-2015
  • Сообщений: 56

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

в чем это выражается. гоняю две квадратные системы много лет каких либо претензий нет вообще.

Сначала небольшой скрип при нажатии на педаль, потом ощутимый скрежет, может даже люфт шатуна. В дальняки тоже не поездишь, окончательно отвалиться может:)

4 Ответ от cross7 22-07-2020 07:01:41

  • Зарегистрирован: 14-09-2014
  • Сообщений: 693

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

ты снимал каретку? скрип одног ошатуна или обоих. На днях был дичайший скрип обоих.. все перебрал прошло.. правда там в каретке был примерно с савок глины.

5 Ответ от Pkka 22-07-2020 11:27:10

  • Зарегистрирован: 02-11-2015
  • Сообщений: 56

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

ты снимал каретку? скрип одног ошатуна или обоих. На днях был дичайший скрип обоих.. все перебрал прошло.. правда там в каретке был примерно с савок глины.

Снимал шатун, четко видно раздолбанное посадочное. Скрип только с одного идет, с левого

6 Ответ от kate cam 22-07-2020 17:13:27

  • Зарегистрирован: 29-11-2014
  • Сообщений: 193

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

Потому что левый чаще всего сам по себе раскручивается. Бюджетный вариант — Deore на Hollowtech 2, либо подтягивать шатуны хотя бы раз в пару недель.

7 Ответ от ntavob 29-07-2020 03:33:46

  • Зарегистрирован: 07-11-2019
  • Сообщений: 25

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

Следить за затяжением однозначно. Какой у вас вес?

8 Ответ от Nefelim 29-07-2020 20:40:55

  • Откуда: Центр
  • Зарегистрирован: 21-04-2010
  • Сообщений: 5,780

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

меняйте каретку и все будет хорошо

9 Ответ от MarkOni 29-07-2020 22:05:41

  • Откуда: Хабаровск
  • Зарегистрирован: 27-03-2009
  • Сообщений: 81

Re: Разбиваются посадочные под квадрат в шатунах

Был аналогичный трабл, с прогрессией от скрипа до скрежета. Лечил протягиванием, хватало ненадолго, а закончилось срывом головки болта. Причиной скорой гибели квадрата узрел в стиле катания (попрыгать нравилось) и весе катальца (около 90 кг). Попробовал замену "квадратной" системы на ISIS, ходила дольше, но скрипеть начала уже сама каретка, тут уже подшипники не выдержали. А затем поставил Hollowtech II и с тех пор проблема каретки меня не беспокоит. Шлицевое соединение оси с шатуном выглядит явно надежнее, чем у ISIS, а более мощные подшипники (внешние чашки с промами) держат более значительную нагрузку, да и их замена выйдет дешевле, чем всей каретки. Если вдруг надумаешь ставить Hollowtech, то не забудь сделать торцовку кареточного узла рамы.

Длина шатунов велосипеда: на что влияет, как подобрать?

Что мы знаем о шатунах велосипеда кроме того, что они есть? Наверняка, многим известно, что есть разные способы их закрепления на разных типах кареток. Более искушенные райдеры осведомлены о том, что шатуны бывают разной длины. А дальше? Что делать с этой длиной? Какой она должна быть? Есть ли зависимость длины шатунов от роста? На что она влияет?

Вопросов много и ответы на них, увы, будут не столь очевидными, как это кажется на первый взгляд. Самый простой вопрос – для чего шатуны нужны. Система шатунов на велосипеде позволяет преобразовывать мускульную силу во вращательное движение и создавать крутящий момент на колесе. Мы уже знаем, что длина у них бывает разной, а значит и рычаг будет разным на разных системах. По логике получается, что чем длиннее шатуны, тем больший рычаг, тем больший момент можно развить. Всё верно? Теперь давайте подумаем и о том, что длинный рычаг заставит ногу двигаться по большему радиусу. Удобно? Вы уже понимаете, что не все так просто. Там, где логика подсказывает явный прирост по мощности, практика подсказывает увеличение диапазона движения ноги, что напрямую скажется на посадке и комфорте.

Главный же вопрос звучит следующим образом: существует ли оптимальная длина шатунов для конкретного велосипедиста? Отвечать на него будем опираясь на мнение компании Shimano и на мнение физиотерапевта Фила Берта.

Читайте также  Самая вкусная шаверма в санкт петербурге

Стандартная длина шатунов – почему она такая?

Велосипеды продаются с длинами шатунов 170, 172,5 и 175 мм в зависимости от размера рамы. Самые скромные по размерам велосипеды комплектуются короткими системами, самые большие байки комплектуются самыми длинными шатунами. В отдельных случаях используются шатуны 165 и 180 мм, разумеется, речь идет об очень маленьких и очень больших велосипедах. Встретить такие размерности довольно просто у компаний Shimano, Campagnolo и SRAM. Выделяется только Rotor, так как они предлагают шатуны длиной менее 150 мм. Почему такая точность? Как сформировались данные параметры? Опытным путем или вмешались традиции?

Японский гигант Shimano говорит, что величина 170-175 мм является золотой серединой для большинства велосипедов и велосипедистов. Так сохраняется баланс между моментом вращения, необходимым для прокручивания педалей, и частотой вращения педалей. Другими словами, наш заветный каденс 70-90 обязан именно таким размерностям шатунов. Ну, а вычислялось это все, как вы понимаете, в лабораторных условиях не без участия спортсменов самого высокого уровня.

Ищем оптимальную длину

Исследование, проведенное JC Martin и WW Spirduso, показало, что оптимальная длина шатуна для развития максимальной мощности в спринте составляет 20% длины ноги или 41% длины большой берцовой кости. Тестам подверглись системы с размерностями 120, 145, 170, 190 и 220 мм. Самые высокие результаты показали 145 и 170 мм. То есть, сверхкороткие и сверхдлинные шатуны остались не у дел. Жаль только, что прикупить шатуны длиной 145 мм невозможно, на рынке их просто нет.

Shimano, в свою очередь, делает акцент на том, что по-настоящему универсального решения нет. Ведь во внимание приходится принимать дисциплину и физиологические параметры райдера. Компания рекомендует воспользоваться специальным сервисом bikefitting.com, где можно отследить изменения ввшей выходной мощности в зависимости от длины шатуна.

Фил Берт проявляет солидарность со своими азиатскими коллегами, он тоже считает, что оптимального решения нет. Также специалист отмечает, что все велосипеды собираются исходя из кривой с нормальным распределением по росту райдеров. Однако такой метод не учитывает реальных пропорций каждого конкретного велосипедиста. Два разных человека с одинаковым ростом могут иметь разную длину ног, если говорить другими словами.
Невозможность поддерживать каденс на высоком уровне, преждевременная одышка, быстрая усталость, боль в суставах – всё это признаки неправильно подобранной длины шатунов по мнению физиотерапевта. Его рекомендация заключается в сокращении этого параметра, каким бы он до этого ни был, тогда все станет на свои места. Ну, и наконец, он приводит вполне разумный аргумент – если расположить высокую и низкую коробки рядом и поставить перед собой задачу запрыгнуть на каждую из них 100 раз, на какую из коробок будет затрачено меньше сил?
Вы поняли? Вот настолько все просто по Берту – чем короче, тем лучше. Однако, здесь очевидна некоторая противоречивость основам физики, не так ли?

Влияние длины шатунов на мощность педалирования

Логика нас в этом месте обманывает и подводит. То есть, да, длинный рычаг шатуна оказывается намного эффективнее короткого, этого не отнять. Так везде. Везде, кроме велосипедов. Дело в том, что выходная мощность зависит от двух параметров – каденса и крутящего момента. Длинные шатуны развивают высокие крутящие моменты, но блокируют возможность наращивания каденса. Короткие решения, напротив, снижают крутящий момент, но компенсируют это возможностью повышать каденс. Исключение составляет только спринт с места на треке, где достаточно высокая передача и короткий рычаг могут сделать процесс разгона слишком растянутым. Другими словами, короткие рычаги с меньшим крутящим моментом при более высокой частоте вращения педалей позволяют получить такие же или больше показатели по мощности. Вы уже могли заметить, что длина шатуна по своей сути является эквивалентом передачи. То есть, короткие рычаги соответствуют передним звездам поменьше, а длинные звездам побольше.

Преимущества перехода на длинные шатуны

В Shimano ясно дают понять, что длинные шатуны актуальны для МТБ-шников, так как дают возможность развивать высокие крутящие моменты при низких каденсах на подъемах и техничных участках трассы. В общем, если вы не гоняете по горам, то причин для наращивания длины шатунов не так уж и много.

Преимущества перехода на короткие шатуны

Проблемные колени будут определенно благодарны, если их разгрузить. Сделать это вполне реально укоротив свои шатуны. Да, момент на педалях развиваться будет меньший, но вы с лихвой компенсируете это увеличением каденса. Колени вам только “спасибо” скажут. Кроме того, короткие шатуны снижают риск встречи педалей с дорожным полотном, что актуально, наверное, во всех дисциплинах.

Вопреки мнению Shimano, некоторые другие специалисты провели собственные исследования и обнаружили следующее. Короткие шатуны на горных велосипедах (170 мм) позволяют быстрее набирать пиковую мощность без ущерба для общей производительности. Ярый поклонник коротких шатунов – Фил – говорит, что на шоссейном велосипеде оные также становятся важным преимуществом. Посадка же должна быть максимально агрессивной в условиях ТТ заездов, например, а длинный шатун заставит поднимать ноги выше, оказывая тем самым негативное влияние на процесс дыхания и, как результат, на выходную мощность. Короткий шатун этого недостатка не имеет и, к тому же, будет создавать меньше аэродинамического сопротивления, ведь ноги будут двигаться по меньшему радиусу, меньше опускаться, меньше выпрямляться, будут занимать меньшую площадь во фронтальной проекции.

Подтверждение словам Берта встречается на Олимпийских играх 2016 года, где сборная Великобритании перевела женщин на 160 мм, а мужчин на 165 мм. Руководствовались спортсмены данными полученными накануне в аэродинамической трубе. Брэдли Виггинс при успешной попытке установить часовой рекорд в 2015-м осуществил переход со 177,5 на 170 мм при росте 190 см. Такой реверанс в купе с максимально опущенным седлом позволил ему улучшить свою аэродинамику на 3,5%. Вам это кажется немного? А вы учитывайте, что средняя скорость в таких заездах приближается к 60 км/ч в течении 60 минут. Вы представляете, как много могут дать эти 3,5%? По тому же пути пошла компания Canyon, на своих триатлонных велосипедах Speedmax она уменьшила длину шатунов в среднем на 2,5 мм.

В общем, мы наблюдаем уже устоявшийся тренд в среде высокоскоростных велосипедов. Все направлено на улучшение аэродинамических качеств, а короткие шатуны в этом помогают.

Неутомимый Берт обращает наше внимание еще на несколько нюансов. Подседельные и рулевые трубы на быстрых шоссейниках все ближе и ближе к углу в 90 градусов. Тот же Speedmax построен вокруг подседела, чей угол перевалил за отметку 80 градусов. В то же время шоссейники для более приземленных целей этот же показатель имеют на уровне 75 градусов. Суть таких больших углов в геометрии велосипеда сводится к расположению райдера “впереди” каретки, между рулем и кареткой. Велосипедисты знакомые с посадкой на МТБ и шоссере хорошо осведомлены в этом плане. Ведь на маунтинбайке сидишь перед кареткой и педали приходится толкать как бы впереди себя. Посадка на обычном шоссейнике меняют эту концепцию, теперь ногами как бы отталкиваешься от педалей, расположенных сзади. Именно так и достигается высокая эффективность педалирования. На траитлонных и велосипедах для ТТ заездов, углы еще круче, каретка сдвигается еще больше назад, эффективность педалирования растет, а вместе с ней падает аэродинамическое сопротивление. Добавляем сюда короткие шатуны и на выходе получаем мощную ракету.

Какую длину шатунов выбрать для себя?

Все рекомендации нашего физиотерапевта сводятся к тому, что правильного выбора в итоге нет. Вообще. Тем не менее, он предостерегает нас от использования избыточно длинных шатунов по вышеупомянутым причинам. Единственным недостатком перехода на укороченный вариант шатунов специалист считает только финансовые потери. Величина их бывает весьма высокой, если велосипед оборудован измерителем мощности. В любом случае, экспериментировать с разной длиной шатунов нецелесообразно. Изменившуюся посадку вследствие перемены длины рычага следует компенсировать положением седла, оно выдвигается вперед или задвигается назад.

Окончательный и бесповоротный совет от Берта звучит следующим образом: “Если у вас нет проблем с педалированием, то оставляйте шатуны нетронутыми. Если проблемы есть, то пробуйте их укоротить на 5 мм”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: