Когда будет принят закон о такси

Закон о такси 2021 года — когда ждать принятия в РФ ?

Незадолго до 2021 года состоялось слушанье о принятии поправок в закон о таксомоторных перевозках. Целью нововведений является дорегулирование деятельности предприятий такси для повышения безопасности пассажиров. Действующий законопроект о такси, одобренный в 2011 году, на сегодняшний день не может полноценно регулировать пассажирские перевозки таксомоторными службами.

По состоянию на начало 2021 года, закон о такси находится в стадии рассмотрения, поэтому точно указать, когда ждать его принятия, не может никто. Однако, по словам В. Лысакова, который является первым заместителем Председателя Комитета по гос. строительству и законодательству, ожидать окончательного принятия всех правок можно уже в первой половине текущего года.

  • Правовое обоснование использования легкового транспорта для перевозки пассажиров
  • Что изменится в законе и когда изменения вступят в силу?
  • Плюсы и минусы нововведений
  • Для таксистов
  • Для пассажиров
  • Можно ли обойти закон и чем это грозит?
  • Рекомендации юристов

Правовое обоснование использования легкового транспорта для перевозки пассажиров

Весной 2011 года Президентом страны был подписан так называемый «закон о такси» № 69-ФЗ, состоящей из 10 статей. После обнародования текста ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», большая часть его положений вступила в силу уже спустя 2 недели.

Из всех 10 статей прямое отношение к таксомоторным перевозкам имеют лишь 4 из них, а именно:

Номер статьи Краткое содержание
3 Вводит нормы адм. ответственности за различные нарушения в процессе работы таксомоторных предприятий.
7 Определяет границы адм. ответственности агрегаторов такси в случае нарушения ими текущего законодательства.
8 Защищает права таксомоторных предприятий ЮЛ и ИП, наряду с законом N 294-ФЗ, принятым в 2008 г.
9 Регламентирует всю деятельность предприятий такси, вплоть до государственного контроля за ними.

Согласно основным положениям закона № 69-ФЗ, предполагалось:

  1. Упростить получение лицензии и окончательно одобрить перечень необходимых документов для ее получения.
  2. Ввести ограничение — на 1 автомобиль можно получить лишь 1 лицензию.
  3. Ввести возможность получения лицензии на автотранспортное средство, которое было официально арендовано или доверено.
  4. Установить срок действия лицензии – он должен составлять не менее 5 лет.
  5. Сократить необходимый водительский стаж для получения лицензии до 3-х лет.
  6. Разрешить осуществлять межрегиональные перевозки, даже при отсутствии спец. соглашения между сторонами. Однако при условии, что адрес подачи машины находится в регионе, в котором зарегистрирована лицензия.

Данные правила введены, действуют по всей территории государства и являются актуальными по сей день.

Что изменится в законе и когда изменения вступят в силу?

Недостаточный контроль государства за службами такси приводит к ухудшению качества их работы, что в свою очередь отрицательно отражается на безопасности пассажиров. Поэтому основные изменения в законе будут касаться повышения безопасности клиентов предприятий такси.

Основные изменения в законе, которые планируют одобрить в 2021 году:

  1. Введения ОСГОПа для легковых такси. Это позволит пассажирам, пострадавшим в результате непрофессионализма водителя службы, получить компенсацию в размере 2 млн рублей. На текущий момент пассажир может рассчитывать на выплату в размере до 500 тыс. рублей.
  2. Законодательно урегулировать деятельность агрегаторов такси. Агрегаторы должны быть учтены и идентифицированы во время оказания пассажироперевозок. Сейчас деятельность агрегаторов не ограничена правами и обязанностями, как и не определена их ответственность перед клиентами. После окончательного одобрения законопроекта к агрегаторам будут предъявляться определенные требования, а также будет установлен запрет на передачу заявок водителям без лицензии, а также третьим лицам.

Помимо этого, в закон планируется внести гарантии защиты водителей и агрегаторов от нарушающего их права поведения клиентов. Это станет возможным благодаря введению обязательной установки средств фото- и видеофиксации в салоне автомобиля.

Окончательные сроки вступления новых поправок в силу пока не названы. Однако Госдума планирует принять законопроект в окончательной редакции уже в первой половине текущего года.

Плюсы и минусы нововведений

Любые изменения в законодательстве страны затрагивают интересы ее граждан и данные поправки не стали исключением. Не все нововведения были высоко оценены как таксистами, так и пассажирами.

Для таксистов

Большая часть изменений в законе затронет непосредственно исполнителей, однако не все нововведения были приняты ними положительно.

Плюсы Минусы
Появления гарантии защиты прав со стороны государства от неадекватного поведения пассажиров. Таксисты, не имеющие российского гражданства, потеряют свои рабочие места.
Возможность вести видео- и фотосъемку в салоне автомобиля. Необходимость периодически проходить мед. обследование для допуска к работе. Данное правило существенно сократит количество допущенных водителей к своей должности.
Нет необходимости перекрашивать автомобиль в желтый цвет. Достаточно цветографической схемы на боковых панелях и опознавательного оранжевого фонаря. Отсутствие возможности работать сразу на несколько диспетчерских служб.
Общий водительский стаж должен составлять более 3-х лет, при прежних 5. Нелегальные таксисты больше не смогут получать заказы от служб.
Введение ОСГОП, что увеличит стоимость поездки и может снизить спрос на предложение.
Появление новых и увеличение размера старых штрафных санкций, за нарушения правил, регулируемых государством во время перевозки пассажиров на легковом такси.
Обязательное наличие лицензии в салоне автомобиля. За отсутствие документа на водителя накладывается штраф в размере – 30 000 рублей. Сейчас размер штрафа составляет 5000 рублей.

Многие водители такси считают, что данный закон заставит уйти честных и легальных таксистов «в тень», и как следствие, ухудшит ситуацию с перевозками пассажиров.

Для пассажиров

Основным плюсом нововведений для пассажиров является тот факт, что использовать такси станет безопасно. Каждый пассажир во время использования легкового такси будет застрахован на 2 млн рублей.

Другие положительные стороны нового закона:

  1. Пассажир сможет иметь гарантию, что он едет на технически исправной машине, за рулем которой находится водитель, состояние здоровья которого позволяетвести авто.
  2. Каждый пассажир сможет на законных обстоятельствах потребовать от водителя предъявить лицензию.
  3. Введение новых штрафов и увеличение размера старых за адм. правонарушения, существенно снизит число непрофессиональных водителей.
  4. Новый закон «отсечет» нелегальных перевозчиков, которые не несут никакой ответственности за безопасность своих пассажиров.

Нововведения имеют не только плюсы, но и минусы даже для пассажиров. К таким минусам относится:

  1. Повышение стоимости услуги. Это связано с введением ОСГОПа для легковых такси, поскольку такое страхование стоит значительно дороже, нежели привычное ОСАГО.
  2. Снижение скорости подачи автомобилей. Занесение всех таксистов в единую регистрационную службу существенно продлит время ожидания автомобиля.

Однако большинство пассажиров готовы заплатить на несколько рублей больше, и подождать автомобиль более длительное время взамен на гарантию своей безопасности во время поездки.

Можно ли обойти закон и чем это грозит?

Многих водителей, которые ранее занимались перевозками на личном авто нелегально, интересует вопрос, о том, можно ли и каким образом обойти закон без особых для себя последствий. Закон, касающийся пассажирских перевозок на легковых авто, до конца не доработан и имеет ряд лазеек, с помощью которых можно обойти его отдельные его части.

Действующий закон не содержит ограничения касательно запрета выдачи лицензий только на автомобили, которые находятся в личной собственности.

Это значит, что для лицензирования пригодны автомобили, оформленные по генеральной доверенности или официально арендованные.

Закон не содержит четко прописанных требований к атрибутике такси, тем самым разрешая использовать съемные или некачественные атрибуты. Это же касается и таксометра, в качестве него может выступать даже специальное приложение на телефоне или навигаторе.

А вот обойти получение лицензии на такси вряд ли удастся. Если все предыдущие лазейки в законодательстве можно использовать в свою пользу, не подвергаясь при этом административному наказанию, то в случае отсутствия лицензии грозит штраф в размере 5 тыс. рублей при первом нарушении. При повторном нарушении сумма штрафа остается неизменной, а таксист лишается водительских прав на срок до 6 месяцев по решению суда.

Рекомендации юристов

Юристы рекомендуют таксистам следовать новому законопроекту неукоснительно, во избежание негативных последствий, которые незамедлительно последуют после выявления административных нарушений со стороны таксистов или агрегаторов.

Сергеев Сергей: «В связи с решением Правительства обновить закон, касающийся пассажирских перевозок на легковом такси, я довольно часто получаю вопросы касательно того, может ли быть конфискован автомобиль такси, у которого нет надлежащего разрешения.

Согласно закону N 69-ФЗ, автомобиль, осуществляющий пассажирские перевозки, не может быть конфискован только за отсутствие лицензии на такси. За отсутствие лицензии на водителя накладывается только административный штраф в размере 5 тыс. рублей. И даже за повторное нарушение закона конфисковать авто не имеют права». Конфискация автомобиля проводится только в случае нарушений ПДД».

Феофанов Олег: «Новый законопроект существенно ужесточит контроль за «нелегальными» таксистами, поэтому осуществлять пассажирские перевозки без лицензии станет практически невозможно. И даже в случае отсутствия опознавательных знаков такси, водителю автомобиля вряд ли удастся доказать, что он не получает материальную выгоду во время перевозки пассажиров. Поэтому я бы рекомендовал отойти от «нелегальных» перевозок и все-таки получить лицензию».

Внесение новых правок в закон о такси существенно ужесточит контроль за таксомоторными службами и избавит данный рынок от «нелегалов», а также тех, кто пытается заработать на технически неисправном авто или с недостаточным опытом вождения.

В законе о такси пропишут самозанятых, но только в связке с агрегаторами

Хотя режим НПД начали внедрять еще в 2019 году, до сих пор многие законы не адаптированы под новую категорию бизнесменов. Имеется немало правовых пробелов, нестыковок или чрезмерных требований, не соответствующих масштабам бизнеса самозанятых.

Касается это, в том числе, и таксистов.

Как ранее отмечал заместитель руководителя исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Арсений Беленький, чтобы легально вести свой бизнес, таксист должен иметь разрешение. Однако по закону получить его может либо юрлицо, либо ИП. Самозанятые физлица такой возможности не имеют.

Необходимы поправки в закон о такси. И эти поправки разрабатываются.

Сам законопроект № 481004-7 находится в Госдуме с июня 2018 года. Его приняли в первом чтении. К слову, тогда еще никаких самозанятых в России не было.

А вот со вторым чтением вышла небыстрая история. Недавно комитет ГД по транспорту и строительству разработал уже пятый вариант законопроекта о регулировании работы такси. На этот раз в законе фигурируют самозанятые физлица.

Однако такие водители, в отличие от ИП не смогут работать самостоятельно без агрегатора.

Согласно документу, агрегатор обязан контролировать самозанятых как штатных сотрудников, также вводится обязанность агрегаторов контролировать режим работы всех водителей такси, а не только самозанятых. Делать это будут с помощью специальных устройств, которыми должен быть оснащен автомобиль.

По оценкам представителей отрасли, на оборудование каждой машины придется потратить около 80-100 тысяч рублей, передает РИА Новости. В масштабах страны расходы такого рода превысят 100 млрд руб.

Новые поправки были восприняты неоднозначно, в том числе по части внедрения в этот закон самозанятых. Многие считают, что привязка их агрегаторам — это чрезмерно.

«На агрегаторов не может быть возложена обязанность осуществлять свою деятельность во всех населенных пунктах региона. Агрегаторы не работают в небольших городах и поселках, в которых их деятельность убыточна. А вот такси там есть. Более того, оно там замещает общественный транспорт. Такси вызывают по телефону или берут с места парковки. Именно таким таксистам необходимо максимально облегчить административное бремя ведения деятельности, но проект лишает их права быть самозанятыми», — прокомментировал один из соавторов первоначальной версии проекта, депутат Вячеслав Лысаков.

Раскритиковали проект и в ОНФ. Эксперты Народного фронта назвали основные поправки, которые могут привести к уходу с рынка большого количества самозанятых:

  • установление государственного регулирования тарифов в городах федерального значения;
  • требования к наличию желтых номеров, цвету кузова автомобиля;
  • запрет на работу без посредничества агрегаторов.

Те, кто подрабатывают извозом в свободное время, не потянут эти расходы и не смогут выполнить требования, что лишит их семьи дополнительного заработка, а цены на услуги такси неизбежно вырастут, говорится в сообщении ОНФ, опубликованном на днях.

По оценкам участников рынка, до 50–60 % таксистов являются самозанятыми — они занимаются извозом нерегулярно на собственных автомобилях.

Эти люди с большим трудом смогут выполнить требования законопроекта о такси или не смогут вовсе. В итоге водители будут работать нелегально, да и цены на услуги такси вырастут.

В ОНФ считают неправильным то, что плательщикам НПД предписывают работать таксистами только через агрегатор.Ведь самозанятые могут не нуждаться в услугах службы заказа, если у них наработана клиентская база или они, например, по договору перевозят сотрудников предприятия.

Эксперты ОНФ отмечают, что нормы законопроекта заметно увеличивают роль агрегаторов на рынке, переносят на них часть функций государственных органов и перевозчиков, а это создает риски злоупотребления со стороны служб заказа такси.

В ОНФ также раскритиковали то, как законопроект сочетается с нормами закона «О защите прав потребителей». Пассажиры могут с его помощью защитить свои права лишь в случае, если в качестве перевозчика выступает юрлицо или ИП. А если таксист — самозанятый, пассажиры не могут считаться потребителями. Неприменимы нормы о защите прав потребителей и по отношению к агрегаторам.

В общем, эксперты настаивают на очередной переделке законопроекта ко второму чтению.

Кстати, эксперты Института Гайдара, проанализировав экономические модели более 40 таксопарков из 11 регионов страны, пришли к выводу, что наиболее целесообразный сценарий для отрасли такси в России — при котором основная часть водителей работает в налоговом режиме самозанятости.

Чем обернется госрегулирование тарифов такси? Эксперты комментируют законопроект

Фото: depositphotos.com —>

В законопроекте о такси предложили установить регулируемые тарифы на поездки в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Также документ предлагает ставить в машинах датчики контроля усталости и проверять водителей на знание города. Агрегаторы и члены ОНФ предложения уже раскритиковали. А вот столичный департамент транспорта инициативу поддержал.

Закон о такси дорабатывается уже шестой год. Пять раз его вносили в Госдуму и пять раз отзывали. В разное время выходили три резолюции, почему этот закон неприменим на практике. За шесть лет текст законопроекта сократился на треть. Депутаты обсуждали, как регулировать работу агрегаторов, делать ли обязательной установку тахографов и таксометров, как должен выглядеть автомобиль такси. Пока самое громкое новшество — запрет на работу в такси водителям без российских прав и гражданства.

В ноябре 2020 года в документ внесли предложение обязать всех таксистов подключаться к агрегаторам. А сейчас депутаты предлагают ввести фиксированные тарифы на поездки в трех городах, включая Москву. В столичном департаменте транспорта пояснили, что мера позволит не снижать зарплаты водителям. В компании «Ситимобил» считают, что регулируемые тарифы приведут к росту цен на поездки, говорит глава пресс-службы агрегатора Полина Ломоносова.

Полина Ломоносова руководитель пресс-службы «Ситимобил» «Рынок такси и вообще вся сфера таксомоторных перевозок очень пластичная, изменения происходят постоянно. И если тарифы будут так или иначе установлены, насколько это поможет водителям и пассажирам? Насколько сможет государство быстро изменять эти тарифы в зависимости от того, что будет происходить непосредственно на рынке? Это еще один аргумент, который стоит использовать, чтобы донести нашу позицию по этим тарифам. Если в новой версии закона будет принято решение о том, что тарифы будут устанавливаться непосредственно региональной властью, то мы более чем уверены, что это приведет к их повышению. А если тарифы поползут вверх, то цена на поездку будет увеличена, это логично. Количество поездок и спрос будет так или иначе снижен, поэтому это отразится на заработке водителей».

В «Яндекс.Такси» назвали регулирование тарифов «медвежьей услугой» водителям, которая может только ухудшить ситуацию на рынке: тариф больше — поездок меньше, а значит, и работы тоже меньше. В ОНФ также раскритиковали проект. Среди аргументов там привели и такой: если в Москве установить минимальный тариф на поездку, например в 250 рублей, то объем перевозок упадет на 30%, а заработок водителей снизится на 10–15%. В этих расчетах общественники сослались на экспертов рынка.

С другой стороны, гарантии у водителей все же должны быть, считает гендиректор «Формулы такси» Богдан Коношенко.

Богдан Коношенко генеральный директор «Формулы такси» «В борьбе за доли рынка агрегаторы существенно снизили стоимость поездки. С одной стороны, это положительно сказывается на количестве поездок и на том, что на сегодняшний день многие пользуются услугами такси именно по этой причине. Нужно посмотреть и в другую сторону: сегодня у перевозчика практически не остается денег на поддержание всех мер, которые описаны даже в действующем законе, мер, касающихся и путевых листов, безопасности, и так далее. Водитель вынужден перерабатывать длительное время, поэтому комитет Московской торгово-промышленной палаты не один раз обсуждал этот вопрос и пришел к выводу, что необходима минимальная ставка оплаты времени водителя, находящегося на линии. Нужно также понимать, что в случае повышения тарифов на поездки в такси количество таких поездок, безусловно, сократится. Мы это понимаем. Но и находиться в той ситуации, в которой мы находимся сегодня, когда у перевозчика практически не остается денег, а водитель перерабатывает, тоже ненормально».

Кроме регулирования тарифов законопроект предлагает запретить таксистам выходить на линию с тремя неоплаченными штрафами, установить в салоне датчики контроля усталости водителя, а также разрешить регионам проводить аттестацию таксистов на знание города. Вопросов нет только к идее со штрафами, говорит таксист, председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.

— Датчик усталости прописывать в законе, конечно, глупость. Потому что это связано с искусственным интеллектом, так как искусственный интеллект сам не прописан ни в одном законе, то это еще не апробированные инновации. Это нереально даже сделать.

— Как вы прокомментируете пункт о тестах на знание города?

— Кто будет эти тесты проводить? Это должен быть какой-то орган, куда приезжают водители, проходят эти тесты, или как? Или это будет происходить в таксопарке? Зачем проходить эти тесты водителю, который в такси десять лет отработал?

Предложение об установлении минимальной планки тарифов несколько лет назад вносил столичный Дептранс, но идею отклонила Федеральная антимонопольная служба. Ведомство заявило, что не может быть ни нижней, ни высшей планки тарифов. Считалось, что рынок сам все отрегулирует. Он так и сделал. И неясно, зачем его нужно ограничивать сегодня.

Таксисты притормозили у Госдумы

Агрегаторы просят скорректировать отраслевой законопроект

Крупнейшие агрегаторы такси направили в Госдуму поправки к законопроекту о регулировании рынка, который уже полтора года дожидается второго чтения. Они готовы взять на себя субсидиарную ответственность в случае ДТП, но не согласны на обязательную установку таксометров, которая обойдется отрасли в 100 млрд руб. Большинство разногласий с рынком по поводу документа уже устранено, настаивают в Госдуме.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Агрегаторы такси направили в комитет по транспорту Госдумы поправки к законопроекту о такси, который был принят в первом чтении в декабре 2018 года и готовится к рассмотрению — во втором. “Ъ” ознакомился с документом, его отправку подтвердили в «Яндекс.Такси», «Ситимобиле», Gett и ГК «Везет». Предложения сформировала рабочая группа при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), в нее вошли представители агрегаторов и деловых объединений.

Агрегаторы хотят уточнить свои зоны ответственности. Предполагается, что они готовы нести ее в случае ДТП и выплачивать до 2 млн руб. (все крупные агрегаторы уже добровольно страхуют пассажиров на ту же сумму). Служба заказа такси также несет ответственность за передачу заказа лицу без водительского удостоверения, но только в случае технической возможности проверки информации онлайн, указано в поправках агрегаторов.

Агрегаторы выступили против установки таксометров в автомобилях, поскольку, по их подсчетам, это обойдется в 100 млрд руб. Взамен они предлагают закрепить в законе возможность использования в качестве таксометров приложений, в которые уже встроена такая механика.

Кроме того, участники рынка выступают против регулирования тарифов такси на уровне регионов, так как это «противоречит принципам конкурентного рынка».

Ключевым же для них стал вопрос легализации работы самозанятых таксистов. Сейчас, по данным агрегаторов, уже 170 тыс. самозанятых в России работают в этой индустрии. Но, чтобы получить разрешение на таксомоторные перевозки, самозанятый должен оформить статус ИП или арендовать автомобиль с таким разрешением. Агрегаторы настаивают, что самозанятые тоже должны иметь возможность получать это разрешение. «Масштабирование модели самозанятых может привести к дополнительным налоговым поступлениям до 15 млрд руб. в год»,— обещают компании.

Это не первая попытка агрегаторов такси продавить свою позицию в Госдуме, депутаты которой, напротив, предлагали ввести жесткую ответственность для участников рынка и усилить требования к водителям. Ранее агрегаторы поддержали альтернативный законопроект группы сенаторов, но в феврале он был снят с рассмотрения профильным комитетом Госдумы. До этого субсидиарную ответственность предлагали закрепить в законе депутаты Курганской облдумы, те поправки разработал сервис «Максим» (см. “Ъ” от 15 февраля 2019 года). Сейчас же с привлечением РСПП и других бизнес-объединений наблюдается «беспрецедентная лоббистская кампания», считает руководитель центра компетенций Общественного института развития такси Станислав Швагерус.

Позиция агрегаторов обсуждалась на совещании 25 сентября, по большинству вопросов достигнуто взаимопонимание, заявил “Ъ” первый зампред комитета по транспорту Виталий Ефимов. Но, по его словам, есть и «болевые точки», такие как выделение регионами квот на количество машин в каждой службе такси.

«Агрегаторы против: для них чем больше машин, тем лучше. Но за то, чтобы дороги не были забиты, отвечает глава региона»,— говорит господин Ефимов.

Законопроект, по его словам, будет доработан на этой неделе. В частности, премьер-министр Михаил Мишустин через Минэкономики, которое участвует в разработке, поручил проработать вопрос о самозанятых, пояснил депутат.

Все инициативы, которые выдвигают агрегаторы, не учитывают интересов других участников рынка, например перевозчиков и водителей, уверен Станислав Швагерус. «О каком сбалансированном решении тут можно говорить, когда нет состязательности в экспертном анализе?» — говорит он. По его словам, по ряду инициатив агрегаторы выступают за уменьшение полномочий государства, но «вряд ли оно пошло бы навстречу в плане ограничений собственных полномочий».

Закон о такси 2021: новости, требования к водителям и автомобилям

Законодательство о пассажирских перевозках меняется часто и быстро – требования к безопасности пассажиров ужесточаются с каждым годом. На сегодняшний день деятельность таксопарков регулируется следующими нормативными документами:

Федеральный закон № 69 «О такси»

Федеральный закон № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Федеральный закон № 54 «Об онлайн-кассах»

Подробнее об онлайн-кассах вы можете прочесть в статье «Онлайн-касса для такси». В этой же конкретной статье мы будем рассматривать действующую редакцию закона о такси 69-ФЗ, разбирать требования к работе в такси и изменения, которые были внесены в закон в 2019 и в 2021 годах.

Закон о такси 69: основные положения

Прежде всего под действие этого закона попадают не только таксопарки, но и любая компания-перевозчик, сотрудничающая с организациями или иными фирмами на корпоративной основе – например, имеющая экскурсионные автобусы или машины, которые развозят сотрудников компании по рабочим делам. Иными словами, за нарушения законодательства ответит именно таксопарк или перевозчик. О них сегодня и пойдет речь.

Начиная с 2019 года в основные положения закона о такси были внесены важные изменения:

Отныне за нарушение закона и несоблюдение требований к пассажирским перевозкам таксопарки несут административную ответственность.

Введены новые штрафы для служб такси – штрафы за отсутствие лицензии, штрафы за неправильное оформление автомобиля (не тот цвет, отсутствие фонаря или «шашечек»), штрафы за отсутствие онлайн-кассы, которая будет формировать чек для пассажира.

Увеличен срок действия лицензии на такси – до пяти лет.

Заявление на лицензию можно подавать в электронном виде, на сайте Госуслуг.

Разрешены пассажирские перевозки между городами и даже между разными регионами.

Внесены жесткие требования к оформлению автомобилей: пассажиры сразу должны видеть опознавательные знаки службы такси, чтобы не пользоваться услугами нелегальных таксистов и «бомбил», подвергая себя риску.

Деятельность служб такси контролируют региональные органы власти.

Требования к таксопарку

1. Наличие разрешения (лицензии) на работу машин такси.

Такое разрешение выдается в местном отделении Минтранспорта или Департамента дорожного хозяйства. Можно сделать это лично, написав заявление в филиале Департамента. Но проще всего подать заявку на сайте госуслуг, в разделе «Разрешение на легковое такси» (можно вбить это словосочетание в поиск на сайте, и найти таким образом нужную форму).

69 закон о такси как подать заявление

Подробнее о подаче заявления и заполнении форму на Госуслугах читайте в статье 69-ФЗ

Разрешение можно получить не только на автомобиль в собственности, но и на арендованную или лизинговую машину. После того как лицензия на такси будет получена:

  • Она будет действовать на протяжении последующих пяти лет;
  • Она должна будет храниться в машине, поскольку ее может запросить сотрудник ППС или даже пассажир – для ознакомления.

2. Наличие договора фрахтования.

Договор фрахтования представляет собой соглашение на пассажирскую перевозку. Сам пассажир его не подписывает, но автоматически соглашается с его условиями каждый раз, когда заказывает такси. Пассажир также может потребовать этот договор, и служба обязана будет его предоставить.

В соответствии с этим договором:

Обязательно фиксируется дата и время каждого заказа, его номер, место и время подачи машины;

Клиенту сообщается (звонком, SMS-уведомлениями или через приложение) номер, цвет и марка автомобиля, ФИО водителя, время прибытия и место ожидания такси. Например: «Едет Белая Шкода X333XX333» 3.2 км около 5 минут. Водитель – Иванов Иван Иванович».

Необходимо это для того, чтобы в случае спорной ситуации или любой другой надобности (к примеру, забытой в автомобиле вещи) и служба такси, и пассажир могли бы поднять детали заказа и прояснить детали.

Наличие кассового аппарата.

После оплаты поездки водитель обязан выдать пассажиру чек, подтверждающий факт оплаты услуги. Для выдачи чеков служба должна иметь онлайн-кассу с фискальным накопителем, которая передает все данные о платеже напрямую в органы ФНС.

С 2021 года все службы такси в обязательном порядке переводятся на работу с чеками. БСО в качестве квитанции об оплате больше не актуальны.

Для работы с онлайн-кассами таксопарк должен заключить договор с оператором фискальных данных.

Требования к автомобилям такси

Согласно законодательству, машины в службах такси должны быть оформлены соответствующим образом:

По бортам автомобиля должны быть «шашечки». Не обязательно черные, но непременно контрастные, чтобы узор легко считывался;

Автомобили должны быть окрашены в тот цвет, который принят в конкретном регионе. Если единого требования к цвету такси в регионе не установлено: допускается использование машин любого цвета;

На крыше машины должен быть установлен опознавательный оранжевый фонарь такси;

В каждом автомобиле такси должен быть таксометр (счетчик километров, который автоматически рассчитывает стоимость поездки согласно заданному тарифу);

Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт, ответственность за это несет служба, и служба же обязана проверять состояние машин, выходящих в рейс;

В салоне (на передней панели) должна быть размещена информация о водителе (ФИО), название и телефон таксопарка, а также правила для пассажиров.

Планируемые поправки к требованиям (могут вступить в силу в течение всего 2021 года):

Срок эксплуатации автомобиля, который используется в службе такси, не должен превышать 7 лет. Более «старые» машины запрещено допускать к эксплуатации;

В комплект обязательного оснащения автомобилей такси включить датчик ГЛОНАСС, отслеживающий все маршруты машины;

Отмена запрета на парковку такси во дворах жилых домов.

Требования к водителю такси

Требований к таксистам пока еще немного. Среди обязательных, уже введенных на данный момент:

Водительский стаж не менее 3 лет;

Регулярный медосмотр перед каждым рейсом.

Планируемые поправки к требованиям (могут вступить в силу в течение всего 2021 года):

Запрет на работу в такси лицам с судимостью по «тяжелым» статьям – убийство, изнасилование, терроризм, разбой, причинение тяжкого вреда здоровью. В случае принятия этой поправки не только перестанут принимать на работу бывших осужденных, но и проверят информацию обо всех уже работающих водителях, запросив у них справку об отсутствии судимости;

Запрет на работу в такси водителям с иностранными правами. В данном случае под «иностранными» подразумеваются даже водители из стран бывшего СНГ и ближайших соседних республик: разрешено будет водить только с российскими правами;

Ограничение рабочего дня до 8 часов. Исходя из соображений безопасности, уставшему водителю, уже отработавшему 8 часов, запрещено будет работать дальше – рабочее время будет проверяться тахографами и специальными программами;

Распространение на водителей такси страховки ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Это значит, что если пассажир, будучи в такси, попадет в аварию по вине таксиста, он может получить страховую выплату до 2 миллионов рублей;

Введение для водителей обязательного экзамена на знание города, в котором они работают;

Ограничение количества водительских лицензий до 30 единиц на 1000 человек;

Двукратное повышение действующих штрафов для водителей за управление автомобилем в неисправном состоянии, за проезд на красный свет и за нарушение ПДД, в результате которого пострадал пассажир.

Все возможные поправки не случайны, поскольку в настоящее время в таксопарках работает слишком большое количество людей с судимостью, водителей, не понимающих по-русски, а также таксистов, не соблюдающих правила дорожного движения. Госдума считает, что наказания за нарушения для водителей должны быть строже, а службы такси не должны брать на работу не проверенных людей.

Закон о такси непременно будет еще дорабатываться, положения его уточняться и дополняться. В сфере пассажирских перевозок упор делается на безопасность людей. Когда вступят в силу новые поправки и будут ли они приняты – вопрос времени.

Оставьте заявку на консультацию, и мы расскажем о последних новостях закона и о том, как службе работать законно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: