Система управления безопасной эксплуатацией транспортных средств

Функциональная безопасность беспилотных транспортных средств

Программа магистратуры нацелена на подготовку специалистов под действующую отрасль в реальном секторе экономики с поддержкой одним или несколькими предприятиями.

11.04.03 Конструирование и технология электронных средств

23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Проектирование радиоэлектронных систем

Разработка безопасных беспилотных транспортных средств

Эксплуатация безопасных беспилотных транспортных средств

Функциональная безопасность критически важных систем

Проектирование средств обеспечения функциональной безопасности

  • 251 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 271 тыс. руб в год для иностранных граждан

ДОКУМЕНТЫ

ПАРТНЕРЫ ПРОГРАММЫ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа познакомит Вас с беспилотными транспортными средствами — летательными, наземными и водными аппаратами. Вы изучите принципы построения беспилотных транспортных средств и управления ими, а также теории надежности и безопасности в киберфизических и мультиагентных системах. Научитесь разбираться в разработке программного-аппаратных средств обеспечения функциональной безопасности с использованием CALS-технологий (в MATLAB, Altium Designer, Лоцман, PLM, MSC Nastran, Micro-Cap).

С первого дня вы сможете начать работу над собственным исследовательским проектом под руководством ученых с международным опытом и в дальнейшем выйти на реальные коммерческие стартапы и патенты.

Программа имеет 5 специализаций:

Специализация 1. Проектирование средств обеспечения функциональной безопасности

В рамках программы вы изучите:

программно-аппаратные и инженерно-технические средства информации. Уделите особое внимание вопросам информационной безопасности при проектировании киберфизических систем защиты информации;

методы математического, схемотехнического, компьютерного моделирования в аспекте современных технологий (CALS, интеллектуальных, облачных, нанотехнологий);

управление данными, проектами (в т.ч. реинжиниринг бизнес-процессов), конфигурацией и качеством изделий;

криптографию защищенных баз данных и системы управления базами данных, сетевой безопасности, защите электронного документооборота и инженерно-технической защиты информации.

Специализация 2. Проектирование радиоэлектронных систем

Вы изучите два направления работы с современными инновационными материалами:

теорию автоматизированного проектирования приборного оборудования;

геоинформационные технологии авиаприборостроения.

Сможете работать в научно-исследовательских организациях и предприятиях — конструкторами, инженерами-электронщиками.

Специализация 3. Разработка безопасных беспилотных транспортных средств

разработку беспилотных летательных аппаратов;

машинное обучение и нейронные сети;

системы управления беспилотными транспортными средствами.

Специализация 4. Эксплуатация безопасных беспилотных транспортных средств

управление жизненным циклом «беспилотников»;

принципы проектирования систем управления;

современные подходы к обработке данных на беспилотных транспортных средствах.

По специализациям 3, 4 сможете работать по следующим направлениям:

проектировать системы управления беспилотных летательных аппаратов;

участвовать в реализации отдельных частей системы управления (навигация, связь, зрение);

разрабатывать сценарии применения беспилотных летательных аппаратов и внедрять в деятельность предприятия.

Специализация 5. Функциональная безопасность критически важных систем

Основное направление специализации — сбор и анализ данных для проектирования и разработки систем обеспечения безопасности беспилотных транспортных средств.

осуществлять математическое и компьютерное моделирование радиоэлектронных устройств и систем с целью оптимизации (улучшения) их параметров;

формировать новые направления и определять сферы применения результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок;

управлять аналитическими работами при разработке решений в области обеспечения функциональной безопасности беспилотных транспортных средств;

осуществлять руководство разработкой комплексных проектов в области беспилотных транспортных средств на всех стадиях и этапах выполнения работ.

Во время учебы по этой специализации, вы сможете осуществлять практические и научно-исследовательский работы в Санкт-Петербургском филиале АО «НИИАС». Институт специализируется на разработке и внедрении инновационных методов и средств технической диагностики железнодорожного подвижного состава, создании программного обеспечения и интеграционно-аналитических автоматизированных систем. Институт предоставляет трудоустройство для выпускников по программе функциональной безопасности.

Во время учёбы Вы сможете проходить практику и/или стажировку в следующих компаниях:

Обеспечение безопасности на автотранспортном предприятии

Организация управления эксплуатацией транспортных средств

Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).

Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.

Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.

Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:

а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;

б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;

в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.

Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:

а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, — на руководителей транспортных цехов;

б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, — на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.

В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;

б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;

в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;

г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;

е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.

Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;

б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.

Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России.

Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

Выполнение обязанностей ответственного за безопасную эксплуатацию транспортных средств и ответственного за техническое состояние транспортных средств в структурных подразделениях, имеющих небольшое количество транспортных средств, может быть возложено на одного работника.

При небольших объемах работ по транспортному обслуживанию ответственность за безопасную эксплуатацию транспортных средств и за техническое состояние транспортных средств может возлагаться на начальников смен, участков.

Работник, ответственный за техническое состояние транспортных средств:

а) выдает водителям и принимает от водителей ключи (ключ — марку) от транспортных средств, проверяет наличие у водителей удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, путевого листа по общеустановленной форме для всех типов транспортных средств, кроме электротранспорта;

Читайте также  Система вентиляции лада веста

б) производит регистрацию технического состояния выпускаемых на линию транспортных средств в специальном журнале;

в) разрабатывает графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств, организует и контролирует их выполнение;

г) проверяет (совместно с водителем) техническое состояние выпускаемого на линию (возвращающегося с линии) транспортного средства, обращая особое внимание на внешний вид, исправность рулевого управления и тормозной системы, приборов освещения, указателей поворота, звукового сигнала;

д) обеспечивает подготовку транспортных средств к техническому осмотру и их представление на технический осмотр. Транспортные средства, не прошедшие технический осмотр в определенные сроки, считаются неисправными и их эксплуатация не допускается. Эксплуатация таких транспортных средств может быть возобновлена после прохождения техническою осмотра;

е) требует от ремонтных служб организации своевременного и качественного выполнения ремонтно-профилактических работ транспортных средств.

Работник, ответственный за безопасную эксплуатацию транспортных средств:

а) оформляет и выдает выезжающим на линию водителям и принимает от водителей по возвращении с линии путевые листы с регистрацией в журнале учета выдачи путевых листов;

б) осуществляет контроль за соблюдением правил технической эксплуатации транспортных средств;

в) обеспечивает проведение ежеквартального инструктажа водителей транспортных средств по охране труда и безопасности дорожного движения с регистрацией в журнале проведения инструктажа;

г) проверяет у водителей транспортных средств при выдаче путевого листа наличие удостоверения на право управления транспортным средством данной категории и не допускает к управлению транспортным средством водителей, не имеющих соответствующего удостоверения.

водитель транспортного средства, зарегистрированного в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения и имеющего государственный регистрационный знак, должен иметь удостоверение, выданное органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

водитель транспортного средства, зарегистрированного в организации и имеющего регистрационный знак организации, может иметь удостоверение на право вождения промышленного транспортного средства организации, выданное экзаменационной комиссией организации и не дающее ему права выезда за пределы территории организации;

д) производит учет дорожно-транспортных происшествий;

е) разрабатывает и выдает водителям памятку водителя транспортного средства.

В организации создается Служба безопасности движения с возложением на нее контрольных функций и организации повышения профессиональной подготовки водителей транспортных средств.

Работников Службы безопасности движения не рекомендуется включать в штаты транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, или подчинять руководителям этих структурных подразделений.

Служба безопасности движения организации может быть самостоятельным структурным подразделением с подчинением заместителю руководителя организации, ответственному за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, или входить в состав транспортного отдела.

В организациях с незначительным объемом транспортных работ для выполнения функций Службы безопасности движения может быть назначен инженер по безопасности движения, или эти обязанности могут быть возложены на работника соответствующей квалификации по совмещению с другими обязанностями.

Работникам, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, не разрешается:

а) выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации запрещается их эксплуатация;

б) допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортными средствами данной категории;

в) направлять для движения по дорогам с асфальтовым или цементо — бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

Эксплуатационная безопасность транспортных средств

Характеристики отдельных элементов и транспортного средства в целом в процессе использования автомобиля могут снижаться и оказываться в области, когда у водителя снижается (теряется) способность предотвратить

ДТП, а специальные конструктивные элементы автомобиля не снижают тяжести последствий ДТП.

Поэтому значения параметров технического состояния автомобиля, влияющих на БДД, в процессе эксплуатации ТС не должны выходить за безопасные пределы.

В ряде Правил ЕЭК ООН и соответствующих нормативных предписаниях в Российской Федерации (ГОСТы, ПДД, технические регламенты) приводятся допустимые пределы изменений отдельных свойств (параметров) автомобиля в процессе эксплуатации, но наиболее комплексным документом, регламентирующим эксплуатационную безопасность ТС, является ГОСТ Р 51709—2001 «Автомобильные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Указанным нормативом регламентируются требования к техническому состоянию:

  • — тормозного управления;
  • — рулевого управления;
  • — внешних световых приборов и светоотражающей маркировки;
  • — стеклоочистителей и стеклоомывателей;
  • — шин и колес;
  • — двигателя и его систем;
  • — прочих элементов конструкции (в том числе требования к зеркалам заднего вида, ветровым стеклам, звуковым сигналам, буксирным устройствам, ремням безопасности и другим частям автомобиля).

Рассмотрим подробнее основные требования к техническому состоянию тормозных систем. Проверка тормозных систем в условиях эксплуатации автомобиля может осуществляться с использованием тормозных (роликовых) стендов или при проведении испытаний в дорожных условиях.

Рабочая тормозная система оценивается по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасная, стояночная и вспомогательная тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно табл. 2.3 и 2.4.

Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласи о табл. 2.5 либо в дорожных условиях по табл. 2.6 или 2.7. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м. Примечание : знак «+» означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак «-» — не должен использоваться.

При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 %, а для осей с барабанными колесными тормозными механизмами — не более 25 %. Для АТС категории М, до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:

— для АТС с технически допустимой максимальной массой: или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16±1)%;

— для АТС в снаряженном состоянии: или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе.

Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах

без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда

с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда

Устойчивость АТС при тооможении

Устойчивость АТС при торможении

Удельная тормозная сила

Относительная разность тормозных сил колес оси

Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие

проскальзывания колес по роликам

Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:

— в случае ручного органа управления: 392 Н — для АТС категории Мц 589 Н — для АТС остальных категорий.

Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25.

35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 — для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с 2 — для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя.

Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях

Устойчивость АТС при торможении

Устойчивость АТС при торможении

Установившее ся замедление

Уклон дороги, на котором АТС

Прямолинейн ость движения АТС при торможении

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной

системы при проверках на роликовых стендах

Усилие на органе управления РП

Удельная тормозная сила ут, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Прицепы с двумя и более осями

Прицепы с центральной осью и полуприцепы

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки

Усилие на органе управления РП

Тормозной путь АТС ST, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Легковые автомобили с прицепом без тормозов

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной

системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения

Читайте также  Свеча w20epr u11 для какой машины

Усилие на органе управления Рп Н

jycx, м/с 2 , не менее

Время срабатывания тормозной системы тср, с, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Легковые автомобили с прицепом без тормозов

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной

системы при проверках на стендах

Усилие на органе управления Pn, Н

Удельная тормозная сила ут, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки

Усилие на органе управления Рп, Н

Тормозной путь АТС ST, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно табл. 2.8 либо в дорожных условиях — согласно табл. 2.9 или 2.10. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч.

Расчет показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении в условиях стендовых испытаний производится следующим образом.

Удельную тормозную силу ут рассчитывают по результатам проверок тормозных сил Рт на колесах АТС раздельно для тягача и прицепа (полуприцепа) по формуле:

где Ц Рт — сумма тормозных сил Рт на колесах тягача или прицепа (полуприцепа), Н; т — масса тягача или прицепа (полуприцепа) при выполнении проверки, равная частному от деления суммы всех реакций опорной поверхности на колеса АТС в неподвижном состоянии на ускорение свободного падения, кг; g — ускорение свободного падения, м/с 2 .

Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают для каждой оси АТС по результатам проверки тормозных сил Рт на колесах по формуле

где Рт.пр, Ртлев» тормозные силы на правом и левом колесах проверяемой оси АТС, измеренные одновременно в момент достижения максимального значения тормозной силы первым из этих колес, Н; Рттах — наибольшая из указанных тормозных сил.

При проведении дорожных испытаний допускается вычисление тормозного пути ST, м, для начальной скорости торможения гпо результатам проверок показателей замедления АТС при торможении по формуле

где г— начальная скорость торможения АТС, км/ч; тс— время запаздывания тормозной системы, с;тн — время нарастания замедления, с; jyCT — установившееся замедление, м/с 2 .

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрацией параметров

Обеспечение безопасности эксплуатируемых автотран-спортных средств.

В соответствии с ФЗ-БДД, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Феде-рации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транс-портных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения

Выполнение этого требования обеспечивается комплексом меро-приятий организационного и технического характера.

1.3.2. Ответственность за обеспечение технического состояния транспортных средств.

В любой организации, эксплуатирующей автотранспорт, должен быть определен и назначен приказом сотрудник, который отвечает за обеспечение технического состояния транспортных средств и обеспе-чение их безопасной эксплуатации.

В организациях, эксплуатирующих значительный парк автотран-спортных средств и имеющих собственную ремонтно-техническую базу, эти обязанности обычно возлагаются на руководителя техниче-ской службы. В небольших организациях их выполняет лицо, ответ-ственное за обеспечение безопасности дорожного движения.

Основными обязанностями сотрудника, ответственного за обеспе-чение технического состояния транспортных средств и их безопасную эксплуатацию, являются:

— обеспечение безаварийной работы транспортных средств на линии, выпуск их на линию и выявление неисправностей при приеме

с линии по окончании работы;

— контроль правильности эксплуатации транспортных средств и надзор за состоянием транспортных средств на линии;

— организация периодических ТО ТС в соответствии с требова-ниями изготовителей на основе соответствующего плана-графика;

— контроль качества работ по техническому обслуживанию транспортных средств;

— оформление документации, необходимой для ремонта транс-портных средств с аварийными повреждениями;

— контроль правильности межсменного хранения транспортных средств;

— организация своевременного проведения технического осмо-тра транспортных средств;

— организация (и/или непосредственное участие) в ежедневном технический контроле технического состояния транспортных средств, выходящих на линию и возвращающихся на места хранения;

— контроль выполнения условий договора с организацией, ко-торая выполняет техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (если ТО и ТР выполняются силами сторонней организации);

— контроль за техническим состоянием спидометров и тахографов. Сотрудник, ответственный за обеспечение технического состояния

транспортных средств и их безопасную эксплуатацию, должен быть наделен следующими полномочиями:

— не выпускать на линию транспортные средства с технически-ми неисправностями;

— не принимать из ТО и ТР транспортные средства с невыпол-ненным объемом работ или имеющие неисправности;

— запрещать выпуск на линию транспортных средств, не про-шедших периодический технический осмотр или не зарегистрирован-ных в установленном порядке.

Указанные обязанности и полномочия должно быть отражены в должностной инструкции сотрудника, ответственного за обеспечение технического состояния транспортных средств и их безопасную экс-плуатацию.

1.3.3. Регистрация транспортных средств.

Для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо ис-пользовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке. Это означает следующее:

— транспортные средства должны быть в установленном поряд-ке зарегистрированы и иметь государственные номерные знаки;

— на каждое транспортное средство должен быть оформлен доку-мент, подтверждающий осуществление владельцем обязательного стра-хования своей гражданской ответственности в соответствии с законом;

— транспортные средства должны проходить периодический технический осмотр в соответствии с требованиями, установленными для данного типа транспортных средств.

Если в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополни-тельного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияю-щих на обеспечение безопасности дорожного движения, вносятся из-менения (т.е. производится переоборудование транспортных средств), для допуска автотранспортного средства необходимо проведение предусмотренных законодательством процедур:

— оформление заключения о проведенном переоборудовании;

— внесение изменений в регистрационные документы.

1.3.4. Организация технического обслуживания и ремонта транс-портных средств.

Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организа-цию технического обслуживания и ремонта используемых транспорт-ных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.

Документом, на основе которого организуется своевременное тех-ническое обслуживание и ремонт транспортных средств, является План-график технического обслуживания транспортных средств.

Такой план-график разрабатывается сотрудником, ответственным за обеспечение технического состояния транспортных средств и их безопасную эксплуатацию, согласовывается со службой эксплуатации и утверждается руководителем организации.

1.3.5. Предрейсовый и послерейсовый контроль технического со-стояния транспортных средств.

Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведе-ние предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния, запрещается.

Хорошей практикой является также проведение послерейсового контроля подвижного состава при возврате с линии. Его организация позволяет немедленно выявить возникшие неисправности (в том чис-ле, по замечаниям водителя) и в кратчайший срок подготовить транс-портное средство к дальнейшей безопасной эксплуатации.

Контроль технического состояния транспортных средств при вы-пуске на линию и возврате с линии, а также проверка качества выпол-нения технического обслуживания производится на контрольно-тех-ническом пункте (КTП).

КТП должен иметь следующее основное оборудование:

— смотровая канава (эстакада, подъемник) для осмотра ходoвой чaсти, трaнсмиссии, тормoзных систeм и рулeвого управлeния;

— приборы для измерения люфта рулевого управления, для прoверки и рeгулировки свeта фaр, для прoверки сoдержания врeдных вещeств в отработaвших газаx двигaтеля автoмобиля, для проверки давления в шинах колес;

— комплект слесарного инструмента.

Все измеритeльные прибoры дoлжны имeть свидетельство о государ-ственной поверке и проходить ее ежегодно в уполномоченных органах.

Для эффективного контроля технического состояния целесообраз-на разработка комплекта технологических карт, которыми должен руководствоваться персонал КТП. Технологические карты разрабаты-ваются для каждого вида контроля, в частности – для контроля при выпуске на линию, для контроля при возврате с линии, по контролю качества выполнения ТО-1 и ТО-2.

При разработке технологических карт следует руководствоваться положениями следующих документов:

— «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению без-опасности дорожного движения» и «Перечeнь нeисправностей и ус-ловий, при котoрых запрещается выпyск автомобилeй нa линию (оба документа даны приложением к ПДД);

— ГOСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

На КТП должны также иметься контрольно-регулировочные дан-ные для всех типов и марок подвижного состава, эксплуатируемого организацией.

Если проведенный контроль выявил наличие неисправностей, ис-ключающих выпуск автотранспортного средства на линию, необходи-мо устранение выявленных несоответствий и проведение повторного контроля технического состояния.

Сведения о контроле технического состояния транспортного сред-ства фиксируются в путевых листах.

1.3.6. Защита транспортных средств от актов незаконного вмеша-тельства.

Читайте также  Китайский предпусковой подогреватель двигателя

Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности является важнейшей задачей, методы решения которой разрабатываются компетентными органами применительно к различным видам предприятий и транспортной деятельности.

Наилучшим вариантом обеспечения защиты транспортных средств от актов незаконного вмешательства является обращение в компетентные органы и организация работы на основе полученных от них рекомендаций.

Контрольные вопросы к п. 1.3

1. Каковы основные обязанности сотрудника ответственного за обеспечение технического состояния транспортных средств и их без-опасную эксплуатацию?

2. Что включает понятие «транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке»?

3. Какие процедуры необходимы для того, чтобы переоборудо-ванное (с внесением изменений в его конструкцию) автотранспортное средство было допущено к дальнейшей эксплуатации?

4. Каким документом обеспечивается организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств?

5. В каких целях проводятся предрейсовый и послерейсовый контроль транспортных средств?

6. Что такое контрольно-технический пункт?

7. Какое основное оборудование должен иметь контрольно-технический пункт?

8. Каким целям служат технологические карты, используемые на контрольно-техническом пункте?

9. Как рекомендуется организовать работу по защите транспорт-ных средств от актов незаконного вмешательства?

МОДУЛЬ 2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В результате изучения данного модуля обучаемый должен: Знать:

— общие принципы обеспечения безопасности при перевозках

пассажиров и грузов;

— порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров;

— особенности ОБДД при организации и выполнении перевозок пассажиров по заказам и организованных перевозок детей;

— порядок соблюдения разрешенных весовых и габаритных параметров автотранспортных средств;

— требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.

Уметь:

— разрабатывать документы, необходимые для обеспечения без-опасности при организации и выполнении различных видов перевозок пассажиров;

— контролировать правильность размещения и закрепления груза на автотранспортных средствах;

— определять предельно допустимые весовые и габаритные параметры при подготовке перевозки по определенному маршруту.

Владеть:

— положениями документов, регламентирующих отдельные виды перевозок пассажиров и грузов;

Руководство по эксплуатации грузового автомобиля

Грузовой автомобиль – это особенно сложный, с точки зрения эксплуатации и технического обслуживания, вид транспортного средства. Объем работ, которые необходимо проводить для обеспечения безопасности передвижения, гораздо больше, чем у легковых видов автомобильного транспорта. Грузовик крупнее по размеру и габаритам, испытывает намного больше нагрузок, а появление любых неисправностей и поломок влечет за собой серьезные последствия и смертельную опасность для водителя или пассажиров.

Чтобы не подвергать себя риску, обеспечить долгий срок службы транспортного средства, необходимо знать о правилах и особенностях эксплуатации грузового автомобиля как на предприятии так и при использовании в личных целях.

В каком случае не разрешается эксплуатация грузового автомобиля

Для максимального обеспечения безопасности, водитель грузового транспортного средства перед любой поездкой обязан проверить исправность автомобиля. Существуют поломки, при возникновении которых передвижение на грузовике и его эксплуатация категорически запрещены.

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

Тормозная система

Чтобы проверить, исправен ли тормоз, необходимо нажать на педаль тормоза при заглушенном двигателе. Она должна остановиться практически сразу и не двигаться, если водитель пытается дожать вперед. В случае, когда педаль начинает заклинивать, тормозная система не может считаться исправной.

Чтобы проверить вакуумный усилитель тормозов, нужно нажать на педаль, а затем, не убирая ноги, завести двигатель. Если педаль при запуске мотора не «провалилась» и вы слышите шипение, значит усилитель подлежит замене.

Для предупреждения неисправности ручного тормоза, поднимите рычаг и сосчитайте количество щелчков, за которое он пришел в вертикальное положение. Их должно быть 3-4.

Рулевое управление

Для проверки необходимо завести мотор и развить небольшую скорость движения – не более 10 км/ч. Повернуть с колеса в одно крайнее положение, затем – в противоположное, при помощи движения рулем. Колеса не должны перемещаться рывками без повышенных усилий со стороны водителя.

Сцепное устройство

Перед поездкой требуется произвести расцепку и сцепку автопоезда. Она должна осуществляться легко и без особых усилий со стороны водителя. Проверить состояние соединительных и фиксирующих элементов на наличие повреждений, осмотреть дышло, крепления.

Фары и габаритные огни

Зажгите и выключите их, прежде чем начать движение. Если на каком-то из устройств перегорела лампочка, ее необходимо заменить. В случаях, когда фары горят, но свет слишком тусклый, проверьте надежно ли закреплена лампа, исправен ли контакт. Также недостаточная освещенность может быть следствием разряжающегося аккумулятора.

Стеклоочиститель

Он обязательно должен быть исправен со стороны водителя, в противном случае можно лишиться обзора на дорогу во время дождя или снега. Если при включении моторчика дворники не приходят в движения, но слышен щелчок – проверить контакты.

Если при проверке этих систем обнаружена неисправность и ее невозможно устранить самостоятельно, ни транспортировать грузы и пассажиров, ни передвигаться на таком автомобиле нельзя. Необходимо обратиться в автосервис и не использовать автомобиль до окончания ремонта.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Обстоятельства, влияющие на безопасность эксплуатаци грузового автомобиля

Существуют неисправности, которые ограничивают возможности использования грузового автомобиля. При попадании водителя в определенные условия, они могут спровоцировать аварийную ситуацию

Не работает обогрев

Если перевозка осуществляется в теплом климате, это не страшно. Однако, при сильных морозах окна автомобиля могут покрыться инеем и обзор дороги ухудшится. К тому же, если в салоне будет слишком холодно, водитель не сможет сосредоточиться, внимание может рассеяться, а это повлечет за собой аварию.

Не работает стеклоподъемник

Также зависит от климата. Водитель не сможет выполнять свою работу, если в салоне будет слишком жарко (стекло не опускается) или напротив – ветрено и холодно (стекло заклинило на подъеме).

Не работает звуковой сигнал

Для некоторых водителей такая деталь кажется несущественной и они продолжают ездить на грузовом автомобиле, имеющем данную неисправность. Однако, такая поломка напрямую влияет на безопасность. На дорогах может произойти всякое, и в случае, если возникнет аварийная ситуация и нужно будет подать сигнал, водитель просто не сможет этого сделать.

Правила эксплуатации грузового автомобиля в различных природных условиях

Перевозки грузов при помощи автотранспорта охватывают большую территорию с различными видами местности и климата. В каждом из них использование грузового транспортного средства имеет свои характерные особенности.

В экстремально холодном климате

Это районы, где средняя температура воздуха опускается ниже -60. Такие области занимают более половины территории России. Поэтому для наших водителей вопрос, как эксплуатировать грузовик в условиях холодного климата очень актуален. Если перевозчику предстоит поездка в такую климатическую зону, необходимо помнить о трудностях, с которыми он может столкнуться:

ухудшается проходимость топлива через шланги;

загустевает машинное масло;

снижается герметичность системы тормозов;

покрышки быстро приходят в негодность, резина становится жесткой;

во внутренних элементах машины скапливается конденсат и образуются ледяные пробки.

Все эти системы необходимо регулярно подвергать проверке во избежании поломок, а также передвигаться по скользким дорогам, льду и снегу с пониженной скоростью.

В пустынно-песчаных областях

В этих районах температура поднимается выше +40. Здесь инструкция по эксплуатации грузового автомобиля также имеет свои характерные черты, связанные с возникающими в этих условиях сложностями:

изнашивание элементов автомобиля под воздействием абразивных частиц (песка, пыли);

уменьшается мощность мотора;

масло окисляется; температура охлаждающей жидкости повышается, она начинает выкипать, в результате чего образуется накипь;

снижается упругость и эластичность резиновых элементов автомобиля.

В горной местности

В этих областях особенный климат и дороги, способные вызвать определенные трудности при эксплуатации грузового автомобиля. Чтобы обезопасить себя, водитель должен знать, что происходит с транспортным средством в горах:

уменьшается мощность вентилятора при подъеме;

быстро изнашиваются тормозные колодки;

снижается эффективность работы тормозов при спуске и подъеме;

при поездках по извилистому серпантину увеличивается нагрузка на рулевую систему и ее элементы быстрее приходят в негодность.

Оформить заказ на карты для тахографа.

Все правила эксплуатации грузового автотранспорта направлены на предотвращение аварийных ситуаций и снижение риска для здоровья и жизни водителя. Поэтому пренебрегать ими и легкомысленно относиться даже к незначительной поломке не стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: