Система платон для большегрузов что это такое

На какие машины распространяется система Платон?

На какие машины распространяется система Платон

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

История вопроса

История вопроса

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение. Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна».

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Как оплачивать проезд при помощи системы «Платон»?

Как оплачивать проезд при помощи системы «Платон»

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS.

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки. На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум. Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Размеры штрафов

Размеры штрафов

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей. Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2021 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

Какие авто попадают под «Платон»?

Какие авто попадают под «Платон»

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

Какие авто не попадают под «Платон»?

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

Какие авто не попадают под «Платон»

  • большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;
  • весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);
  • вся военная автотехника Министерства Обороны РФ;
  • весь легковой автотранспорт до 3,5 тонн;
  • грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам , проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

«Платон» и легковые автомобили

«Платон» и легковые автомобили

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2021 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый.

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога. Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Правила работы системы оплаты за проезд по федеральным трассам “Платон”

Какие машины попадают под действие системы Платон

Как известно, с недавнего времени на территории РФ была внедрена система изымания оплаты “Платон”.

Но даже спустя этот период многие так и не знают, для чего она предназначена. Стоит также отметить, что действие этой системы распространяется и на иностранных перевозчиков.

Но, как осуществляет свою работу система? Как автомобили подвергаются оплате за проезд по федеральным трассам? Как зарегистрироваться в системе?

И наконец, есть ли какие-то изменения в работе системы?

Что такое система «Платон» и как она работает

Ее основные функции:

Функциии системы Платон

  • обработка информации;
  • сбор предоставленной информации;
  • хранение всех необходимых сведений о передвижениях высокотонных грузовиков по трассам федерального предназначения (общая протяженность трасс составляет порядка 50,7 тысяч километров) в режиме реального времени.

Сама система предоставляется водителем бесплатно, но есть один нюанс – они должны быть зарегистрированы на официальном портале platon.ru. Невзирая на бесплатность системы, за само обслуживание придется платить порядка 500 рублей в месяц.

Читайте также  Пожарные машины в америке

Основные принципы работы

Полученные центром сведения обрабатываются, а после чего выставляется счет к оплате за передвижением по федеральным трассам, согласно действующей тарифной ставки.

Принцип работы системы Платон

При этом сама система “Платон” работает в автоматическом режиме, и в тот момент, когда транспортное средство покидает платную трассу, она переходит в ждущий режим либо же начинает насчитывать оплату по другому тарифу, когда многотонник съехал на другой оплачиваемый участок дороги (к примеру, там ставка больше или наоборот, меньше). На основании предоставленной информации насчитывается размер оплаты за проезд.

Какие машины попадают под оплату

Упоминать весь перечень автомобильных марок не целесообразно, достаточно знать только одно: под действие закона попадают только те транспортные средства, которые относятся к категории 12-тонников.

Какие машины попадают под действие системы взымания платы Платон

Таким образом, согласно Федеральному закону РФ N257, в частности статье 31.1, от оплаты освобождаются транспортные средства, которые:

  • занимаются перевозкой пассажиров (под исключение попадают грузопассажирские фургоны);
  • относят к категории служебных ТС: пожарной службы, органов внутренних дел, коммунальных служб, военной инспекции, скорой помощи, и при этом у них установлены специальные световые и звуковые сигналы;
  • состоят на вооружении Министерства Обороны РФ, а также те грузовые автомобили, занимающиеся исключительно перевозкой тяжелой военной техники, в том числе и самого военного имущества.

Порядок регистрации в системе

Сам алгоритм подачи необходимого перечня документов для осуществления регистрации в Реестре системы оплаты “Платон” заключается в сборе и дальнейшей подачи их на официальном портале platon.ru.

Для предпринимателей РФ основной перечень документов следующий:

Правила регистрации в системе Платон

  • государственный документ, который подтверждает тот факт, что предпринимателю действительно можно заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельство ОГРНИП);
  • документ из налоговой инспекции о наличии идентификационного кода;
  • водительское удостоверение и адрес его регистрации;
  • свидетельство о его регистрации многотонного транспортного средства .

Если речь идет о крупных юридических компаниях РФ, то перечень документов будет несколько иным. В частности необходимо предоставить:

  • документ государственного образца, который подтверждает то, что юридическая компания вправе заниматься предпринимательской деятельностью с ОГРН;
  • документ о наличии идентификационного кода, который свидетельствует о том, что юридическая компания находится на учете у налогового органа;
  • паспорт на многотонное транспортное средство, и документ, который сможет подтвердить его регистрацию.

После прикрепления всех вышеперечисленных документов и заполнения формы на официальном сайте , все сведения о предпринимателе либо же его компании будут перенесены в реестр.

Согласно закону РФ, иностранным гражданам, которые являются физическими либо юридическими лицами, были выдвинуты несколько иные условия, они должны предоставить более широкий перечень документов:

  • технический паспорт на большегруз и ксерокопию документа, который сможет освидетельствовать его регистрацию;
  • документ, который подтверждает законность работы данной компании;
  • копию документа, который подтверждает, что данная компания либо же физическое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • персональные сведения (касается лиц, которые представляют интересы перевозчиков).

Перечень документов для регистрации в системе Платон

В случае, если интересы физического либо юридического лица защищает их представитель на территории РФ, то помимо основного вышеуказанного перечня документов, необходимо предоставить персональную информацию, а именно:

  • ФИО;
  • действующий контактный номер телефона;
  • действующий адрес электронной почты.

Заполнив необходимую форму на сайте и приложив копии всех необходимых документов, отдельный предприниматель, юридическая компания, или представитель в их лице от другого государства соглашается на обработку индивидуальных данных системой Платон. Только после этого он вписывается в общий Реестр и получает вход в личный кабинет-счет, где ему присваивается секретный код.

Правила расчета

Если вспомнить предыдущие годы, то вокруг системы “Платон”, точнее тарификации было много разговоров, которые сопровождались многочисленными забастовками по всей стране.

Изначально Правительство РФ за каждый километр пути планировало брать с владельцев грузовых машин по 3,73 рубля. Массовые протесты дальнобойщиков прокатились по стране и тариф был снижен до 1,53 руб. за километр. В таком размере он продержался до апреля 2017 года, после чего его повысили, и стоимость пройденного километра стала составлять 1,90 руб. Такой тариф действует и в начале 2019 года, однако ходят упорные слухи о том, что сумма будет проиндексирована на коэффициент инфляции с 1 июля 2019 года. По данным Росстата инфляция за 2018 год – 4,3%

Порядок оплаты

Сервис Платон работает следующим образом:

Правила оплаты в системе Платон

  1. Изначально владелец грузового автомобиля регистрируется в системе через официальный портал и загружает необходимый пакет документов.
  2. После этого за ним прикрепляется личный лицевой счет.
  3. По реквизитам лицевого счета осуществляется его пополнение.
  4. После этого, происходит оплата в необходимом размере.

Платеж рассчитывается:

  • либо на основании самого проложенного маршрута, который должен указываться в процессе оформления маршрутной карты;
  • либо же с помощью бортового устройства (компьютера) полностью в автоматическом режиме. В процессе передвижения грузового автотранспорта его координаты передаются в Центр обработки информации, на основании которых определяется продолжительность пути, а после рассчитывается сумма к оплате. Впоследствии в рамках системы Платон взимание платы с лицевого счета происходит автоматически.

Как видно вариантов расчета немного, но, тем не менее, каждый из них позволяет без особых усилий совершать платежи за передвижение по федеральным трассам.

Какие проблемы имеются в данной системе. Можно ли ее обмануть

Большая часть владельцев грузовых автомобилей задаются одним и тем же вопросом – можно ли обмануть данную систему оплаты? Разнообразные форумы для автолюбителей буквально взрываются от таких вопросов и идей, но, тем не менее, четких вариантов никто не предоставляет.

Одними из наиболее популярными советами принято считать использование так называемых GPS-глушилок, либо же передвижение на транспортном средстве с загрязненными номерами.

Некоторые дальнобойщики уверяют, что при использовании варианта движения автопоездом можно избежать как изъятия оплаты, так и возможных штрафных санкций.

В любом случае, многие специалисты утверждают, что такие эксперименты могут обернуться шоферам штрафом до 450 000 рублей.

Последние новости и изменения в системе

Последние новости о системе Платон

Правительством РФ были приняты небольшие изменения в Постановление №504, которое касается непосредственно правил оплаты за использование федеральных дорог автомобиля с массой более 12 тонн.

Согласно последним изменениям, вступают в силу новые правила использования бортовых устройств. Согласно изменениям, устанавливать посторонние бортовые устройства для оплаты можно только в том случае, если они прошли тестирование на протяжении 30 календарных дней.

После того, как тестирование прошло успешно, данное устройство заносится в реестр на официальном портале оператора этой системы.

Помимо этого разработан и механизм возврата денежных средств, которые были перечислены по ошибке (была совершена оплата в большем размере, чем положено на самом деле).

Стоит также отметить, что дополнительно были приняты изменения, которые касаются:

  • отсроченных платежей;
  • условий, порядка и самого процесса регистрации транспортного средства при оформлении маршрутной карты;
  • взаимоотношений оператора системы с непосредственным владельцем грузового транспортного средства;
  • возможного добавления и также удаления каких-либо сведений из системы.

Среди весомых изменений можно отменить возможность отмены оформления маршрутной карты, если ее период действия еще не начался (причем здесь имеется в виду именно время, а не день).

Также можно отметить и переименование “лицевого счета” в “расчетную запись”.

«Платон» в пользу крупных

Фото: DPA/TACC

Система взимания платы с грузовиков разрешенной максимальной массой более 12 т за проезд по федеральным трассам заработала в России в ноябре 2015 года. По данным, опубликованным на сайте самой системы, на 15 марта собрано 43 млрд руб., зарегистрировано 964 тыс. машин. 88% машин обеспечено бортовыми устройствами.

Всего российский парк большегрузов, по данным Росавтодора , составляет около 1,7 млн штук, то есть в системе «Платон» зарегистрирован каждый второй из них. Генеральный директор лизинговой компании « Трансфин -М» Дмитрий Зотов уверяет, что все крупные перевозчики и ретейлеры уже зарегистрировали свои машины. Соглашается с такой оценкой и директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков : «Без регистрации невозможно открыто выполнять междугородные и областные перевозки в нашей стране». Не регистрируются в системе те, говорит эксперт, кто выполняет внутригородские перевозки и не пользуется федеральными магистралями.

Система «Платон» собирает плату только на федеральных трассах, протяженность которых около 50 тыс. км, что составляет менее 5% общей протяженности российских дорог. На других магистралях платить не нужно, и, судя по статистике, перевозчики этим пользуются, уверяет Дмитрий Зотов . Эксперт подсчитал, что средний учтенный «Платоном» пробег одной машины составляет около 50 тыс. км за два года работы. « Ггрузовики оплачивают около 20–30% своего реального пробега», — заключает Зотов .

Все способы обойти систему, кроме как выбрать дорогу в объезд федеральной трассы, являются незаконными, объясняет технический директор группы компаний AsstrA Вадим Плотников. Однако недобросовестные перевозчики пытаются найти «отмычки»: отключают бортовые устройства, активируя их только при подъезде к камерам фотофиксации или стационарным рамкам и не фиксируя пробег в остальное время. Для борьбы с такими ухищрениями летом 2017 года были приняты поправки в регламент «Платона», которые определили методики автоматического восстановления маршрута транспорта.

Читайте также  Устройство и принцип работы гидрокомпенсатора клапанов

Умеренная консолидация

Прогнозы Росавтодора о консолидации рынка сбылись лишь отчасти. Образования компаний-гигантов не происходит, подчеркивает Дмитрий Зотов , поскольку на рынке много крупных независимых участников с большими парками: «Даже крупнейшие собственники грузовиков «Деловые Линии» или «Магнит» имеют менее 10 тыс. грузовых автомобилей каждый, что составляет всего несколько процентов общего парка грузовиков».

Заметным сдвигом Дмитрий Зотов считает сокращение количества нелегалов, для которых дополнительная финансовая нагрузка стала обременительной. По расчетам эксперта, в среднем плата сейчас составляет 8 тыс. руб. в месяц на одну фуру. Дмитрий Колотильщиков оценивает затраты на «Платон» в 4–6% общих затрат на перевозку, что является существенным для мелкого бизнеса.

Система ударила по работающим за наличные небольшим перевозчикам, которых очень много в регионах, отмечает гендиректор онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo Анна Качурец: «Они сетуют на введение единой базы данных по НДС, но эти изменения на руку логистическим компаниям, которым прежде было трудно работать в условиях демпинга со стороны мелких экспедиторов».

По мнению экспертов, «Платон» стал еще одним звеном в процессе обеления перевозок. «Это работает в комплексе с другими мерами. В России разворачивается электронная система габаритного контроля, в рамках которой до 2020 года будет установлено более трехсот комплексов на трассах, идет запуск международного электронного документооборота, запущен проект перевода системы транспортных накладных в электронный вид», — перечисляет Анна Качурец .

Большого влияния на парк автомобилей «Платон» пока не оказал. 60-процентный рост продаж новых грузовиков в 2017 году стал результатом большого отложенного спроса и стабилизации экономики. Вклад «Платона» состоит в усилении контроля за нормами загрузки, что лишь косвенно влияет на расширение парка грузовиков. «Особо остро ощутили эти изменения компании, занимающиеся доставкой нерудных материалов. То, что раньше мог везти один автомобиль, теперь должны возить два», — объясняет старший специалист отдела продаж ГК «Альфа-Лизинг» Антон Мордвинов.

В других секторах экономики перевозчики тоже предпочитают дробить заказы ретейлеров , чаще используя более компактные машины, говорит Анна Качурец . Еще в момент внедрения системы представители Росавтодора предполагали, что часть логистов откажется от фур, сменив их на более мелкие машины, но массовым этот процесс пока не стал. Многие игроки рынка уверены, что такие машины целесообразно использовать только в узких сегментах, например для перевозки объемных, но не тяжелых грузов, либо для доставки на небольшие дистанции. С другой стороны, среднетоннажный грузовик можно эксплуатировать с прицепом такой же массы и сборы в «Платон» с такого автопоезда также не платятся.

Не дотянуть до 12 т

Год назад Минтранс РФ пообещал не вводить плату с грузовиков максимальной массой от 3,5 до 12 т и пока держит обещание. Транспортники пытаются подстраиваться под «Платон» с помощью грузовиков с пограничной максимальной массой 11,9–11,99 т , с которых система не взимает плату. Дмитрий Зотов говорит, что существенная выгода от их использования возникнет тогда, когда тарифы «Платона» вырастут до планируемых 3,7 руб./км.

Иностранные производители, например Iveco и Merсedes, давно выпускают подобные модели, поскольку в Европе тоже действуют 12-тонный порог для бесплатного проезда грузовиков и запреты на езду для более тяжелых по автодорогам определенных категорий. Первым российским грузовиком максимальной массой 11,9 т стал двухосный «КамАЗ 4308–3022-C4» — облегченный вариант «КамАЗ 4308».

Как заявили представители завода, эта машина создана специально под «Платон» в расчете на то, что часть клиентов пересядет с большегрузных на среднетоннажные автомобили. «Это больше, чем «Газель», но меньше, чем грузовик», — поясняет руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев . Контейнер на такую машину поставить нельзя, но все остальные варианты, от бортового кузова до холодильника, установить можно. Аналогичную модель готовит и ГАЗ, но сроки ее появления пока не называются. По данным Антона Мордвинова , отечественная техника на 2–2,5 млн руб. дешевле аналогичной импортной, к тому же на нее распространяются программы господдержки .

Дальнейшие изменения рынка грузоперевозок будут во многом зависеть от тарифов «Платона». В апреле прошлого года ставка была впервые увеличена до 1,91 руб. за километр пути. Очередная индексация планируется в июле 2018 года, но точной информации, на какую сумму, пока нет. Анна Качурец ожидает увеличения ставки до 2,15 руб./км, а Дмитрий Зотов предполагает рост до уровня 2,2–2,3 руб./км.

Ожидается и увеличение штрафных санкций за неоплату проезда. Прошлой осенью на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект об увеличении штрафа в четыре раза, с нынешних 5 тыс. до 20 тыс. руб. Кроме того, срок давности для привлечения нарушителей к ответственности планируется увеличить до шести месяцев.

На работу серьезных компаний это нововведение не повлияет, уверяет Дмитрий Колотильщиков : «Весь парк обеспечен необходимыми устройствами, наличие денежных средств на счетах контролируется в автоматическом режиме. Изменения штрафов будут касаться перевозчиков, которые не полностью выполняют требования законодательства». Эксперт приветствует ужесточения, полагая, что они ставят участников рынка в равные условия и не позволят демпинговать , обманывая систему и уклоняясь от уплаты штрафов.

Система Платон: тарифы, куда идут деньги, постоплата

Осенью 2015 года набрало силу Постановление Правительства №504 об установлении на дорогах России плату за тонну перевозимого груза, которая идет на возмещение ущерба, что причиняется федеральным трассам.

Тариф действующий на сегодня. Постановление

Фото 2

Изначально правительство желало ввести тариф в количестве 3,73 рублей за 1 км пути, но такое решение было негативно воспринято водителями грузовых транспортных средств. Льготный период продлился до 15.04.2017 года, а после этого года он поднялся до 1,90 рублей за 1 км.

Важно! Штраф для уклонистов от оплаты желают поднять до 10 – 50 тысяч рублей вместо нынешних 5 000 рублей.

Однако 01.07.2018 года, тариф остался прежним и его решили не повышать до того момента, пока не будет усилена мера наказания за несоблюдение условий, а с 01.07.2019 желают поднять до 2,24 рублей за 1 км пути. Помимо всего прочего планируется доработаон» предоставить соответствующий законопроект в правительство.

Постепенно количество грузовых перевозчиков большегрузов в системе «Платон» растет.

Куда поступают средства собранные через Систему Платон?

По указу Министерства транспорта России, все средства собранные по системе «Платон» направляются на:

  • строительство и ремонт федеральных трасс;
  • создание и поддержание искусственных дорожных сооружений;
  • проекты государственно-частного партнерства.

Объем поступлений от «Платона» увеличивается с каждым годом, а все полученные средства направляются на приведение дорог в нормативное состояние, причем речь идет не только о федеральных трассах, но и о местных, региональных и уличного покрытия.

Освобождаются от взимания платы Платон

Фото 3

Есть несколько категорий, которые освобождаются от оплаты за пользование дорогами федерального значения:

  • легковые транспортные средства;
  • большегрузные транспортные средства, которые перевозят людей (за исключением ситуаций грузо-пассажирских перевозок);
  • транспортные средства специального назначения;
  • военный транспорт и машины, которые перевозят военную технику.

Только те водители транспортных средств, которые подпадают под эти категории, могут не оплачивать проезд по федеральным трассам.

Порядок постоплаты

В конце 2016 года, в систему «Платон» была введена возможность постоплаты.

Возможность внесения постоплаты доступна только исходя из следующих условий:

  • возможность оплаты по факту проезда доступна только тем пользователям, которые зарегистрированы в системе не менее 2 месяцев подряд;
  • владелец автомобиля не должен иметь непогашенные штрафы за передвижение по трассам федерального значения без внесения платы и не должно быть просроченных задолженностей;
  • за автомобилем должно быть закреплено бортовое устройство системы.

Что касается отсрочки, она предоставляется на срок до 1 месяца. Чтобы получить подобное разрешение на постоплату, необходимо подать заявление оператору системы. После этого, оператор системы уведомит пользователя о предоставлении или об отказе в подключении этой услуги на протяжении одной недели с момента подачи заявления. Отсрочка будет предоставлена с первого числа следующего месяца после получения уведомления.

Фото 4

Чтобы произвести оплату по пройденному километражу, естественно необходимо быть зарегистрированным в системе и подходить под все условия и требования. Чтобы внести средства на свой счет, достаточно пополнить его посредством:

Вся правда о «Платоне»

В целом по стране за счет первых средств от «Платона» было отремонтировано более тысячи километров дорог, начались стройка и ремонт 31 моста.

Государственная система «Платон» заработала в ноябре 2015 года. Сегодня грузоперевозчики зарегистрировали в ней более 830 тысяч фур, 10 тысяч из которых — это большегрузы Красноярского края, 8 тысяч — Иркутской области, 4 тысячи — Томской области. Но до сих пор отдельные дальнобойщики недовольны необходимостью регистрироваться и платить за использование федеральных дорог. Справедливы ли их доводы, мы обсудим с генеральным директором компании «Нева-Трейлер» Тарасом Ковалем.

— Кто все-таки против «Платона» и почему?

— Большая часть действительно работающих грузоперевозчиков-профессионалов выступает наоборот за жесткий контроль за нарушителями, которые уклоняются от оплаты через систему «Платон». Эта группа составляет 85% от активного транспортного рынка. Она ждёт ещё больше видимых результатов от работы системы в виде отремонтированных и построенных дорог. А расчеты и доводы, которые приводят противники «Платона», полны существенных ошибок. Они против прозрачности рынка, а значит против порядка на нем. Недовольные введением системы выступают фактически за дотации автотранспортному бизнесу через распределение финансовой нагрузки за использование автодорог на все население. Более того, недовольство дальнобойщиков получило явную политическую окраску, и эта ситуация активно подогревается «извне».

Читайте также  Розетка на авто для прицепа

— Почему многие страны уже давно ввели подобные системы взимания платы? Действительно ли в России нужна такая система?

— Да, нужна. Основная финансовая нагрузка за поддержание дорог в исправном состоянии между городами по справедливости должна возлагаться на грузовые автомобили полной массой от 12 тонн. Ведущими мировыми учеными в области дорожного строительства с помощью экспериментов и расчетов давно доказано соотношение воздействия на дорожное полотно разными типами автомобилей. Оно выражается формулой «10 000 осевых нагрузок в 1 тонну примерно равны по воздействию 1 осевой нагрузке в 10 тонн». Такая система расчета до сих пор лежит в основе стандартов большинства автомобильных держав. Это более понятно на таком примере: если подставить в эту формулу актуальные данные осевых нагрузок самого распространенного пятиосного большегруза и средней размерности легкового автомобиля, то грузовик в 22,5 тысячи раз сильнее воздействует на дорогу, чем легковушка. Остальные факторы, в том числе удельное давление шины на дорогу, межосевое расстояние, тип подвески и прочие величины, отличаются только в разы. Поэтому система покилометровой оплаты позволяет максимально точно использовать принцип «пользователь платит».

Более того, система покилометровой оплаты, в частности, позволяет максимально отслеживать трафик движения грузовых автомобилей и грузопоток, выводя автотранспортный бизнес из тени. А это очень важно для экономики страны в целом. Система «Платон» – это способ пополнения дорожного бюджета, который оказывает минимальное воздействие на удорожание товаров на полках магазинов, потому что в логистике в России существует огромный резерв и предельно жесткая конкуренция.

— Противники платы за пользование дорогами говорят, что они и так платят акциз и транспортный налог. Зачем вводить отдельный покилометровый сбор?

— Транспортный налог российские грузоперевозчики с момента запуска «Платона» не платят. Им предоставлено право вычета. А что касается акциза, то и здесь некоторые перевозчики вводят себя и других в заблуждение. Они говорят, что платят по 8-9 рублей с литра. И это неправда. С первого января этого года акциз на дизельное топливо составляет 5,78 руб. за литр. При этом доля у грузовиков в общих отчислениях акциза на солярку – менее 30%. Гораздо больший вклад вносит армия из 41 миллиона легковых автомобилей. Акциз с бензина, которым заправляется большая часть легковушек – 7,30 руб. за литр. В странах, где нет покилометровой платы, акциз намного выше. При этом, например, в Германии, где давно действует подобная «Платону» система, и где не самый высокий акциз из европейских стран, он составляет около 30 рублей с литра.

Почему нельзя просто поднять акциз, как предлагают противники «Платона»?

— Потому что моторное топливо используют не только магистральные грузовики. Грузовые автомобили полной массой более 12 тонн работают в основном на солярке. И доля их потребления от общего объема продажи дизельного топлива менее 40%. То есть акциз нельзя использовать для перехода к справедливому распределению платы за дороги. Поднимая акциз по требованию дальнобойщиков, с удорожанием себестоимости продукции и услуг столкнутся сельское хозяйство, строительство, промышленность и более мелкие потребители. Увеличивается расходная часть на содержание специальных служб и армии. Один рубль акциза с дизельного топлива примерно равен сбору в систему «Платон» 1,35 рублей с километра пробега по федеральным трассам грузовиков полной массой более 12 тонн. Также увеличение ставки акцизов на топливо может способствовать росту контрафактного топлива и необходимости повышения акциза на остальные нефтепродукты.

— Некоторые дальнобойщики подсчитали, что в России около 2 миллионов большегрузов, поэтому сборы «Платона» должны превышать не одну сотню миллиардов рублей. Так ли это?

— Это не так. В действительности в активной междугородней транспортной деятельности принимают участие порядка 350 тысяч большегрузов. Это косвенно подтверждается данными по расходу дизельного топлива. Все расчеты о двух миллионах фур, проезжающих нереальные 300 тысяч километров в год, по тысяче километров в день, нацелены только на привлечение внимания, они крайне далеки от истины. Междугородние автомобильные перевозки выполняются в основном автопоездами, поэтому корректно в первую очередь смотреть объем полуприцепного парка. Кроме ряда ритейлеров, прицепы в этом классе перевозок мало кто использует на межгороде.

— В чем отличия от введения системы «Платон» и аналогичных систем в других странах?

— В Германии в 2005 году за первые 7 месяцев работы аналогичной системы было выявлено 8400 нарушителей. Общие штрафные санкции составили почти миллион евро! Что составило треть от собранных через систему средств. Жесткий подход позволил быстро привести показатели плательщиков в интервал 96-99% и решить вопрос с честной конкуренцией. На сегодня доходы немецкой системы, аналогичной «Платону», составляют 60% межрегионального дорожного фонда Германии. У нас такого не произошло. Именно поэтому законопослушные российские перевозчики выступают за усиление контроля за нарушителями.

— Есть ли положительный эффект от «Платона» для грузоперевозчика?

— Да, есть. Пока эффект выражается в поднятии проблем автоперевозчиков на самый высокий уровень. Такого, пожалуй, в истории России и СССР не было никогда! С помощью «Платона» рынок уже начал очищаться, но происходит это крайне болезненно. Есть надежда, что останется меньше непрофессионалов, выровняется соотношение «спрос-предложение» на автотранспортные услуги и повысится их качество. Законопослушные профессиональные грузоперевозчики и заказчики их услуг только выиграют от этого.

Сказывается ли работа системы на конечной стоимости перевозимых на фурах товаров?

— Нет, не сказывается, поэтому противники «Платона» не любят приводить конкретные и честные примеры, хотя расчеты здесь достаточно просты. Например, можно посчитать исходя из данных «Союзмолока». Они утверждали о 5-ти звеньях в цепи поставок молока до конечного потребителя. Если даже рассчитать, что все эти пять звеньев проходят только по федеральным трассам и на большие для этого вида товара расстояния, например, от Москвы до Петербурга, то удорожание 1 литра молока не превысит 35 копеек при тарифе в 1,9 руб за километр. В большинстве магазинов торговых сетей при наличном расчете на кассе такую составляющую удорожания от системы «Платон» сократят в меньшую сторону. То есть для конечного покупателя она будет равна нулю. А теперь давайте посчитаем еще ближе к реальности, ведь в некоторых регионах вовсе нет федеральных дорог или доставка продуктов проходит по большей части по региональным трассам. То есть запугивание ценами используют для искусственного подогрева ситуации.

Вообще в логистике существует разумная достаточность при выборе вида транспорта. Чем выше расходная часть, тем более интересные и современные решения применяются в логистике. Так что введение системы контроля в конечном итоге позволит убрать перекосы в нашей автогрузовой отрасли и привести эту часть логистической цепочки в нормальное современное состояние. Может это и горькое лекарство, но оно действенно и необходимо. При этом средства, полученные в результате работы системы «Платон», конечно надо жестко контролировать и направлять на улучшение качества и развитие дорог.

В целом по стране за счет первых средств от «Платона» было отремонтировано более тысячи километров дорог, начались стройка и ремонт 31 моста. И вдобавок к этому, когда сами грузоперевозчики были освобождены от транспортного налога, из «платоновских» денег на дороги Сибири пришло немало денег: в Красноярском крае — 117 миллионов рублей, в Иркутской области — более 96 миллионов рублей, в Томской области — 43 миллиона рублей.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: