Система платон что это такое

Система Платон: что это такое и какие автомобили под нее подпадают

Наверняка многие из читателей, но и даже те, кто не водят автомобиль, хоть отдаленно, но слышали что-то о системе «Платон». Говоря простыми словами, это относительно новый налог, который распространяется на большегрузные двенадцатитонные автомобили. То есть он затрагивает только кошелек дальнобойщиков и грузоперевозочных компаний, на легковые машины не распространяется. Налог получил дурную славу и отрицательную репутацию с самого начала.

Платон - глобальная система, коснувшаяся многих российских автовладельцев.

Платон – глобальная система, коснувшаяся многих российских автовладельцев.

Система ожидаемо не нашла одобрения среди многих водителей, работающих в сфере грузоперевозок. Так, после введения данного налогообложения последовали массовые забастовки и протесты дальнобойщиков по всей России, благодаря которым остальные люди и узнали про «Платон». Стоит отметить, что упомянутые события имели место еще до введения системы в эксплуатацию. Кроме самой системы не меньшей критике подвергся тот факт, что на момент введения в эксплуатацию система была не совсем не готова.

[stextbox сайт работал с перебоями, трудно было достать бортовое устройство, не было возможности внести средства на свой счет с помощью терминалов, электронных кошельков. Другими словами, существовали трудности с оплатой, при том, что штрафы за неуплату налога уже работали как надо.[/stextbox]

Что такое система «Платон»?

Система «Платон» – российская система взимания платы, запущенная 15 ноября 2015 года. Согласно официальному объяснению, собранные средства выступают в качестве компенсации за порчу общих дорог федерального значения фурами, тяжелыми грузовиками и прочими большегрузными транспортными средствами.

Выгодно ли покупать электромобиль и в чем его плюсы – узнайте здесь.

Также у нас вы можете узнать о том, как самостоятельно проверить исправность катушки зажигания.

Система получила такое наименование не в честь греческого философа – это слияние словосочетания «плати за тонну».
[stextbox системы «Платон» выступает Федеральный закон 68-ФЗ. Согласно которому, каждый водитель, передвигающийся на автомобиле массой более 12 тонн по автомобильному полотну федерального значения, обязан вносить уплату в соответствии с установленным законом регламентом.[/stextbox]

Какие автомобили подпадают под систему «Платон»?

Под нее подпадают все машины, включая иностранные, имеющие массу свыше максимально разрешенной, то есть больше 12 тонн. По факту смотрят не на вес грузовика, а на его грузоподъемность. И никто, разумеется, не будет вычислять вес каждого потенциально подпадающего под налог грузовика, чтобы точно выяснить, подлежит ли тот данному налогообложению или нет. Скажем, грузоподъемность грузовика – в районе 7 тонн, а его вес – 5. Складываем 7 и 5 и получаем те самые пресловутые 12 тонн.
[stextbox вы считаете, что масса вашего авто и перевозимого груза в сумме составляет менее 12 тонн, тогда вам придется это доказать. В этом вам поможет накладная на груз и документы на грузовик, где должны быть указаны необходимые данные.[/stextbox]
Водителям стоит обратить внимание на то, что сумма их транспортного налога может быть уменьшена в пользу возмещения вреда от их фуры или грузовика федеральным дорогам. Это обстоятельство обговаривается в статье 362 НК РФ.

В случае несвоевременной уплаты либо уклонения, размер штрафа составляет 5000 рублей для физических лиц и 450000 – для юридических. При повторном нарушении размер штрафа увеличивается вдвое.

В случае несвоевременной уплаты либо уклонения, размер штрафа составляет 5000 рублей для физических лиц и 450000 – для юридических. При повторном нарушении размер штрафа увеличивается вдвое.

Как водитель может заплатить налог, чтобы спать спокойно?

БУ (бортовое устройство) – небольшое устройство с проводом для присоединения к гнезду приборной панели. Оно будет передавать данные о местоположении в базу данных «Платона» и плата будет автоматически взиматься за фактическое пройденное расстояние со счета в личном кабинете на сайте platon.ru

Как получить БУ:
1. Нужно посетить один из офисов «Платон», зарегистрироваться в реестре системы и заключить договор о безвозмездном использовании Бортового устройства с Оператором системы.
2. Получить Бортовое устройство и поместить его в свое транспортное средство.

Оформить Маршрутную карту

  1. Зарегистрироваться на сайте http://platon.ru,
  2. Оформить Маршрутную карту;
  3. Оплатить налог по рассчитанному расстоянию.

Оформление МК также возможно:
• в Центре информационной поддержки пользователей;
• в терминале самообслуживания;
• в личном кабинете на сайте platon.ru;
• в мобильном приложении «Платон».

Срок действия Маршрутной карты истекает через 30 календарных дней. Дата начала поездки, указанная при оформлении, является временем, от которого ведется отсчет.

Пополнить баланс своего счета в личном кабинете можно:
• переводом с банковской карточки;
• в любом из офисов обслуживания;
• в многочисленных терминалах самообслуживания «Платон»;
• наличными в терминалах «Киви».

Система Платон: что это такое

«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.

Что такое система «Платон»

«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.

Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.

За услуги оператора из федерального бюджета Российской Федерации ежегодно компании выделяется 10 500 млн. рублей. По оценке ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», благодаря работе «Платона» федеральный бюджет должен получать ежегодное пополнение в размере 20-50 миллиардов рублей.

Система взимания платы «Платон» покрывает 50 774 километра федеральных дорог. Для обеспечения стабильной и эффективной работы, она включает в себя:

  • центры информационной поддержки;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
  • бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
  • системы стационарного контроля;
  • системы мобильного контроля;
  • интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
  • колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.

Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:

  • улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
  • поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.

Система взимания платы «Платон» также рассматривается как обеспечивающая реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.». Функционирование «Платон» позволяет улучшить состояние дорог и снизить нагрузку на бюджет (муниципальный и государственный), необходимый для сохранения транспортно-эксплуатационных параметров.

Как работает система «Платон»

На данный момент система взимания платы предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.

Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.

Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.

Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.

Какие машины под нее попадают под систему«Платон»

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Читайте также  Летние шины гудиер отзывы

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • ИНН;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • ИНН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

Тарифы и штрафы

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.

Система «Платон» в вопросах и ответах

«Платон» — это система взимания оплаты платы с автомобилей весом свыше 12 тонн.

Цель этого нововведения заключается в том, чтобы большегрузы возмещали вред, наносимый дорожному полотну своим весом. Эти деньги пойдут в Федеральный бюджет РФ и будут направлены на строительство, ремонт и поддержание автодорог, на совершенствование транспортной инфраструктуры в целом. В рамках программы «Автомобильные дороги» открыта подпрограмма «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)», которая осуществляется в том числе и за счет взносов в Платон, снижающих расходы государственного бюджета.

На каких дорогах действует «Платон»?

Система «Платон» действует по всем федеральным дорогам, которые имеют буквенно-циферную нумерацию и начинаются на литеру М. Исключение МКАД и платные автодороги.

На какие автомобили распространяется система Платон?

Оплата за проезд по федеральным дорогам берется с водителей большегрузов, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн. Эта масса включает в себя:

  • вес автомобиля,
  • максимальный вес груза,
  • вес водителя,
  • вес пассажиров,
  • вес багажа.

Таким образом, общий вес автомобиля вместе со всем, что на нем находится. Сюда входят еврофуры и грузовые прицепы.

Многие автомобили рассчитаны на перевозку грузов до 10-12 тонн, однако многие автовладельцы желают использовать транспортное средство с максимальной выгодой и перегружают автомобиль сверх меры. Да, это позволит провезти больше груза за один раз, расход горючего в этом случае вырастает незначительно, однако нагрузка на амортизаторы и колесную базу приведет к скорому ремонту, а повышенное давление на дорожное покрытие грозит приличными штрафами.

На любом весовом пункте после проверки реального веса и его превышении автомобиль будет оштрафован. После прохождения автоматической "рамки" штраф придет по почте, на стационарном пункте штраф выпишет инспектор ДПС.

Какие авто не попадают под «Платон»?

Оплата за проезд не берется со следующих большегрузов, даже если их масса составляет более 12 тонн.

  • Пассажирский транспорт, например, автобусы
  • Служебный специальный транспорт, у которого есть проблесковые маячки (пожарные машины, транспорт МЧС, скорая помощь, полиция и военная автоинспекция)
  • Любая военная техника Министерства обороны РФ
  • Легковой транспорт до 3,5 тонн
  • Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн — однако для них работает статья 12.21.1 КоАП РФ и применяются штрафы за перевес.

Кто платит за проезд?

Согласно п.6 ст.31.1. ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах", плата за возмещение вреда дорогам, если автомобиль весит более 12 тонн, осуществляется за счет собственника, если собственник — гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ. Если автомобиль иностранный, то за проезд платит водитель, если не заплатит собственник.

Как контролируется проезд большегрузов?

1. В каждой машине есть GPS-приемник, который определяет местонахождение автомобиля и записывает на внутреннюю память траекторию его движения и отправляет в соответствующие органы (правильно?)
2. По всей стране установлены автоматические рамки с фотофиксацией и пунктом взвешивания, карту рамок можно посмотреть по ссылке: (ссылка)
3. Мобильные пункты контроля Платон — служебный автомобиль с камерой фиксирует появление автомобиля в конкретной точке на трассе и сверяет с базой.

Если автомобиль был сфотографирован рамкой или на выездном пункте контроля, а оплата за проезд не была произведена, водителю выставляется штраф в размере 5000р.

Что такое бортовое устройство?

Если у вас есть автомобиль с максимальной разрешенной массой, превышающей 12 тонн, вам необходимо приобрести бортовое устройство Платон БУ 1201. Этот прибор имеет встроенный GPS и с его помощью отслеживает ваше местоположение + совершает оплату за движение по федеральным трассам.

Как получить бортовое устройство Платон?

1. Проходим регистрацию в реестре системы.

Это довольно просто и совершенно бесплатно:

  • — на сайте platon.ru
  • — в центрах поддержки клиентов.

Для регистрации необходимы следующие документы:

  • удостоверение личности, или доверенность от владельца, или учредительные документы компании (при интернет-регистрации достаточно сканов);
  • документы на авто – свидетельство от госрегистрации, техпаспорт (в онлайн-заявке нужно указать VIN, максимальную массу, модель, марку ТС, госномер);
  • контактные данные – электронный адрес, телефон.

Обработка заявления длится до 15 до 20 дней, затем открывается доступ в персональный кабинет на сайте. На этом регистрация считается завершенной, вы становитесь авторизованным пользователем.

2. Получаем бортовое устройство.

Для этого необходимо явиться лично в центр компании (уже открыто 138 таких центров) и заключить договор. Вы получаете бортовое устройство по договору безвозмездного пользования, то есть не покупаете, именно поэтому процедура бесплатна.
Для заключения договора необходимо предоставить копии документов:

  • оригинал паспорта + копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,
  • оригинал паспорта + копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,
  • свидетельства о регистрации и постановке на учет в налоговых органах РФ,

Юридическим лицам-нерезидентам (все документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык):

  • оригинал паспорта + копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,
  • свидетельства о регистрации и постановке на учет в налоговых органах РФ,
  • положения о представительстве или филиале.

Если обращается не собственник транспортного средства, а его законный представитель, предоставляются копии документов, заверенные собственником. Должна быть надпись: «Верно», подпись с расшифровкой, печать, дата, сведения о том, где находится оригинал заверяемой копии.

3. Получаем консультацию.

После получения бортового устройства можно проконсультироваться по установке и использованию у специалистов центра.

Какие штрафы за неуплату взноса за вред автодорогам?

Первоначально планировалось введение штрафов для юридических лиц в размере до 1 млн. рублей, однако перевозчики были категорически против. В результате их несколько снизили, и на 2019 год установлены следующие размеры штрафов:

Ст. 12.21.3. КоАП РФ Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Первичное нарушение — 5000 рублей
— для собственника ТС или юридического лица, если ЮЛ зарегистрировано на территории РФ,
— для водителей иностранных автомобилей.

Вторичное нарушение — 10000 рублей
— для собственника ТС или юридического лица, если ЮЛ зарегистрировано на территории РФ,
— для водителей иностранных автомобилей.

То есть для российского автомобиля штраф выставляется собственнику, а для иностранного автомобиля — водителю.

Данный штраф выставляется собственнику не более чем один раз за сутки, если нарушение было зафиксировано автоматически. Например, если автомобиль два или более раз за сутки проедет через "рамку" без оплаты, владелец большегруза получит только один штраф.

Читайте также  Разбавитель для акриловых лкм

Первые штрафы пошли в бюджет начиная с 1 октября 2018 года, будем надеяться, что теперь наши автодороги станут ощутимо лучше.

Как платить "налог на большегрузы"

Необходимо пополнять баланс заранее, то есть до начала движения. Оплата списывается автоматически со скоростью 1,50 рубля за километр, если у вас есть скидка 50% или 3,73 рубля (если скидки у вас нет). На данный момент скидка есть у всех, чтобы снизить напряжение и недовольство среди дальнобойщиков. Однако ее могут отменить в любой момент.

На бортовом устройстве есть цветные индикаторы "Статус" и "ГНСС", начинать движение по федеральным трассам можно только если индикатор "Статус" — зеленый, индикатор "ГНСС" — зеленый или желтый.

Большегруз не имеет права продолжать движение, если горят красным индикаторы "Статус" или "ГНСС". Движение при запрете подпадает под административное нарушение, за которое грозят штрафы по ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Закончились деньги. Что делать?

В этом случае необходимо остановиться, пополнить счет и ожидать, пока на счёт зачислятся деньги, ведь на первой рамке или мобильном посте будет выписан штраф.

Законодательная основа

1. Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года внес изменения в КоАП, 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» и в Бюджетный кодекс РФ.

  • Обязует вносить плату при движении по автомобильным дорогам федерального значения автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 12 т.
  • Запрещает движение без оплаты,
  • Устанавливает административную ответственность за движение без оплаты.

2. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 определяет порядок взимания платы.

Система «Платон» — что изменилось, к чему быть готовым водителям

В том, чтобы грузовики платят за проезд по дорогам, нет ничего нового — в Европе такая система существует давно. Скажем, в Германии за каждый километр пробега платят большегрузы массой свыше 7,5 тонны. Ставка зависит от массы машины, экологического класса и количества осей. Внести плату можно вручную или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает определенную сумму со счета.

Так что вводя систему «Платон», Россия пошла по европейскому пути. Правда, с названием механизма наши креативщики промахнулись: «Платон» они расшифровали как «плати за тонну», хотя раскошелиться предлагается за километр пробега. «Башлять» нужно всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн за исключением автобусов, военной техники и авто спецслужб.

Изначально правительством была озвучена ставка в 3,73 рубля за один километр, но ее вводить не стали. Вообще, с тарифами получилось достаточно путано: сейчас километр пробега для двенадцатитонников стоит 2,20 рубля. Правда, такая тарификация будет действовать до конца января 2021 года, а потом, видимо, дальнобойщиков будут ждать новые цены за проезд по федеральным трассам.

К слову, самих федеральных трасс становится все больше и больше. В этом году по плану более 4600 км региональных дорог получат статус федеральных. Годом ранее процедуру смены собственника пережили 2700 км автодорог. Дальше — больше. Согласно данным Росавтодора, в 2021 году планируется принять в федеральную собственность 3105 км магистралей, а в 2022 году — еще 1821 км.

Чтобы грузовики оплачивали проезд, над дорогами появились специальные рамки. Камера на ней фиксирует номера проезжающего мимо грузовика и, если в базе данных «Платона» этого номера нет, значит, машина пытается проехать бесплатно, и ей надо выписать штраф. Кроме того, по дорогам передвигаются мобильные патрули, также фильтрующие поток большегрузов на предмет неоплаты проезда.

Что выгоднее для грузовиков — платные дороги или бесплатные альтернативы

Почему стоит перевести легкий грузовик на пневмоподвеску

Естественно, дальнобойщики, поставщики продовольственных товаров и другие заинтересованные люди поначалу приняли нововведение в штыки. В начале 2016 года замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов поспешил успокоить владельцев большегрузов. Во-первых, по его словам, чуть более 8% продукции перевозятся машинами массой более 12 тонн. Поэтому на цене молока или колбасы введение «Платона» вроде бы не должно отразиться…

Остальные парировали: корова живет на ферме, туда для этой самой коровы нужно завести сено, для коровника — стройматериалы, для обогрева — топливо. Одним словом, цена пакета молока складывается из множества составляющих!

Более того, получается, что наши дальнобойщики платят за проезд трижды. Первый раз — в рамках ежегодного транспортного налога, второй — покупая топлива, в стоимость которого включены соответствующие акцизы. Более того, недавно появился слух, будто операторам «Платона» так понравилась их работа, что они решили перенести ее… на легковушки. Однако сервис информацию опроверг.

Вообще, введение «Платона» прошло по классической схеме принятия неизбежного. От отрицания и гнева (давайте вспомним громкие протесты дальнобойщиков) через торг (тариф 3,73 ₽ до сих пор не введен) к депрессии и принятию. И если вначале водители грузовиков делились друг с другом, как можно обхитрить систему — а это вполне реализуемо, то сейчас большая часть перевозчиков безропотно платит, опасаясь высоких штрафов.

Разумеется, все их затраты в финальном счете легли на потребителя конечной продукции. Хотя они, благодаря «Платону», постепенно становятся меньше. Как так? Все просто. Деньги за проезд большегрузов попадают в дорожный офнд, а оттуда — направляются на ремонт дорог. А как известно, на хорошей дороге и машина живет дольше, и топлива расходуется меньше. Так что «Платон» — скорее благо… Во всяком случае, в Европе, где такие системы работают давно, считают так же.

К чему быть готовым водителям, вполне понятно. Тактика водителей «буду избегать федеральных магистралей» со временем перестанет работать: все больший процент региональных дорог переходит в федеральную собственность. Кроме того, власти со временем обязательно введут тариф 3,73 рубля за каждый километр пробега. Вопрос только во времени. А еще можно спрогнозировать расширение системы: возможно, «Платон» начнет действовать на более легкие грузовики.

«Платон» скинул тариф

alt=»Льготный тариф будет действовать до тех пор, пока не будет полностью отлажена система выявления нарушителей. Фото: Виталий Невар / ТАСС» /> Льготный тариф будет действовать до тех пор, пока не будет полностью отлажена система выявления нарушителей. Фото: Виталий Невар / ТАСС

Иван Григорович: Она будет способствовать опровержению многих мифов, которые раздуты вокруг проекта. В частности, некоторые перевозчики до сих пор выступают за отмену транспортного налога, в то время фактически пользователи "Платона" от него уже освобождены. Владелец большегруза полностью освобождается от транспортного налога, если он меньше суммы платежа за федеральные дороги.

Существуют и призывы передачи системы от бизнеса государству, в то время как она уже является 100-процентной собственностью государства и все отчисления перевозчиков поступают напрямую в бюджет, не задерживаясь на чьих-то сторонних счетах.

Фото: Пресс-служба СФ

Система работает на основании федерального закона, в котором прописана обязанность компенсации владельцами грузовиков массой свыше 12 тонн ущерба федеральным дорогам. Правомерность проекта подтверждена Конституционным судом РФ.

Для приведения в нормативное состояние и развития дорожной сети страны нужны неналоговые источники наполнения дорфонда, такие как система "Платон" и развитие проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в инфраструктуру. Только за прошлый сезон регионы благодаря запуску системы получили 22,9 миллиарда рублей на ремонт дорог и мостов. Еще 8,7 миллиарда рублей за счет "Платона" было предоставлено субъектам из госбюджета на компенсацию выпадающих доходов от вычета по транспортному налогу, который был предоставлен более чем 200 тысячам российских пользователей системы "Платон". То есть, регионы ничего не потеряли, а только приобрели дополнительные средства на ремонт дорог и мостов.

Что получила дорожная отрасль за почти полтора года работы системы "Платон"?

Иван Григорович: На собранные средства уже отремонтировано более тысячи километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах страны. К примеру, в Петрозаводске удалось восстановить две трети улиц города. В 19 регионах начался долгожданный ремонт 24 аварийных и строительство 7 новых мостов. В этом дорожном сезоне собранные средства от системы "Платон" будут направлены, в том числе, на ремонт и развитие федеральной дорожной инфраструктуры. При этом сами грузоперевозчики будут выбирать дороги, которые будут отремонтированы за счет сборов "Платона". Такой опрос заработал в рамках проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) "Карта убитых дорог".

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Если сравнивать прогнозные поступления от системы в дорожный фонд с объемом средств, которые будут выделены в этом году на ремонт и содержание федеральных трасс (248 миллиардов рублей), то с учетом продления льготного тарифа для перевозчиков они составят почти 10 процентов от данной суммы. То есть, условно каждый десятый рубль, вложенный в ремонт дорог, будет получен благодаря системе. Взимание платежей с тяжеловесных грузовиков для компенсации ущерба дорогам — это общепринятая в мире практика. Обширный опыт, например, имеет Германия, Австрия, Польша, Бельгия, Чехия, Словакия, Венгрия и даже Белоруссия. Это стандартное и абсолютно правильное решение, которое основано не на каких-то политических или коммерческих соображениях, а на инженерной физике, исходя из расчетов разрушающего воздействия большегрузов на дороги.

Читайте также  Ресо гарантия каско телефон

А сколько уже денег заработала компания-оператор за счет платы от государства?

Иван Григорович: Вся статистика финансовых взаимоотношений Росавтодора с оператором открыта и четко прописана еще в августе 2014 года — ежегодный платеж 10,6 миллиарда рублей. Однако это не прибыль оператора. Срок окупаемости подобного проекта для инвестора превышает 11 лет. Об этом мало кто говорит, а ведь это напрямую свидетельствует об эффективности выбранной формы государственно-частного партнерства при реализации проекта.

Фото: РИА Новости

Большая часть выделяемых оператору средств идет на регулярные операционные расходы (содержание двух современных центров обработки данных, затраты на связь для миллиона бортовых устройств, каналов к рамкам и офисам, обслуживание 138 офисов, диагностика и оперативный ремонт оборудования рамных конструкций, плановая замена оборудования, техобслуживание автомобилей мобильного контроля). Помимо этого, оператор продолжает нести капитальные затраты на строительство рамных конструкций контроля на федеральных дорогах всей страны. К примеру, если посчитать в деньгах, то один из значительных пунктов капитальных затрат оператора — расходы на выпуск бортовых устройств (сейчас произведено более миллиона устройств) равны их стоимости 7 миллиардов рублей.

Государство не потратило ни одного рубля на строительство всей инфраструктуры системы "Платона" — это были исключительно частные инвестиции. При этом только после госприемки все объекты системы стали полностью государственной собственностью.

Почему государство пошло на встречу перевозчикам и продлило льготный период тарификации в системе "Платон"?

Иван Григорович: Сроки отмены льготного тарифа с перевозчиками обсуждались еще с прошлого года. Перевозчики отмечали, что отменять льготы необходимо только после развертывания системы контроля, чтобы все грузоперевозчики вносили плату в равных условиях, чтобы не было неплательщиков. Отдельные перевозчики, чувствуя безнаказанность, продолжают работать без внесения платы в счет возмещения наносимого вреда дорогам, занижая таким образом тариф ниже рыночного. Получается, что законопослушные перевозчики перешли бы на новый тариф 3,06 рубля за километр, а часть продолжила уклоняться от законной обязанности компенсации ущерба. Это бы создало парадоксальную ситуацию, когда добросовестные компании и предприниматели приняли бы на себя дополнительную нагрузку, а нарушители бы получили от этого только преимущество за счет удержания своих тарифов. Для соблюдения принципа справедливости власть и бизнес договорились сохранить льготный минимальный тариф до тех пор, пока не будет полностью отлажена система выявления нарушителей.

Как сейчас налажен контроль за "12-тонниками", которые едут по федеральным трассам без внесения платы в дорожный фонд?

Иван Григорович: Задействовано два механизма проверок перевозчиков. Первый — это стационарные рамки фото и видеофиксации нарушителей, которые в автоматическом режиме фиксируют регистрационные номера автомобилей, далее автоматика сверяет их с базой грузовых автомобилей и проверяет факт наличия оплаты. Данные по неплательщикам направляются в Госавтоинспекцию, которая уже направляет административные штрафы владельцам грузовиков. Сейчас таких рамок уже 300 и они расположены в регионах с самой широкой сетью федеральных дорог. Через три месяца их количество увеличится еще на 40 процентов до 491 конструкции. Второй способ контроля — это ежедневные рейды на самих трассах, которые осуществляют сотрудники Ространснадзора и 100 автомобилей мобильного контроля. Они выявляют тех, кто пытается объехать места установки рамок или пытается другим способом обмануть систему. За прошлый год в отношении нарушителей вынесено почти 30 тысяч штрафов.

В Общественной палате РФ требовали ужесточить контроль за "неплательщиками", чтобы не дать таким перевозчикам демпинговать и обеспечить равную конкуренцию на рынке. Какие меры для этого принимаются?

Иван Григорович: Летом рамки стационарного контроля охватят всю федеральную дорожную сеть и будут установлены через каждые 100-150 километров. Одновременно с этим для вынесения штрафов перевозчикам-уклонистам в системе "Платон" запустят единый надзорный центр Ространснадзора. Будут внесены и изменения в КоАП, которые повысят сумму штрафов и предоставят надзорным органам возможность неоднократного наложения санкций на владельца автомобиля-нарушителя, если он был несколько раз в течение суток выявлен системами контроля на разных участках трасс.

Прогнозные оценки самих участников рынка свидетельствуют о том, что за счет вывода перевозчиков на легальные схемы работы государство сможет добиться увеличения поступлений в дорожный фонд от функционирования системы "Платон" почти на 10 процентов. А самое главное — законопослушные перевозчики будут в равных условиях.

Перевозчики после запуска системы "Платон" действительно меняют свои маршруты и переходят с федеральных на региональные дороги?

Иван Григорович: Это один из распространенных мифов. Объезд федеральных дорог не везде возможен и практически никогда не выгоден перевозчику. Здесь достаточно простого экономического расчета целесообразности: если путь фуры становится длиннее больше чем на 5-10 процентов, то нет смысла делать крюк — дешевле воспользоваться федеральной дорогой с учетом отчислений через "Платон". Затраты по "Платону" не превышают 3-6 процентов в структуре затрат на перевозку груза. При более длинном маршруте по региональным дорогам перевозчик понесет больше затрат на то же самое топливо.

Наблюдается ли тенденция перераспределения грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт?

Иван Григорович: Это происходит только там, где это действительно целесообразно, естественным образом. В этом плане российский рынок развивается по примеру стран Европы и Северной Америки. К примеру, в самой автомобилизированной стране — США — существует законодательство, в котором четко прописано, что тяжелые строительные грузы, насыпные — щебень, песок, металлопрокат, лес не перевозят на грузовиках на расстояния 200-600 километров, а используют для этого железнодорожный транспорт. При таком подходе упоминание о том, что в России до сих пор на автомобилях возят навалочные грузы, железобетонные и строительные конструкции, воспринимается как чудо из чудес, как то, чего не бывает и не должно быть.

Вместе с тем, сейчас сам рынок автомобильных грузоперевозок находится на подъеме — в начале года его рост составил более 11 процентов. В апреле также удвоились показатели регистрации в системе новых транспортных средств, что обусловлено закупкой перевозчиками дополнительного подвижного состава на фоне роста заказов и грузооборота, а также желанием новых пользователей присоединиться к "Платону" в связи с усилением работы контрольно-надзорных органов.

С какой периодичностью собранные системой средства перечисляются в дорожный фонд?

Иван Григорович: Ежедневно! Все средства, которые вносят перевозчики за использование федеральных дорог, каждый день в полном объеме перечисляются в госбюджет, а именно в дорожный фонд. Помимо этого, оператор ежедневно отчитывается перед Росавтодором о поступлении и перечислении денежных средств.

Какую полезную статистику может получить сам перевозчик от "Платона"?

Иван Григорович: В личном кабинете видны все автомобили собственника, движение денег по счету. Видно, сколько километров проехал автомобиль, где он останавливался и на какое время с точностью до секунд и координат. Пользователь получает отчеты о маршрутах своих автомобилей — "Платон" выступает в роли системы контроля. Также в личном кабинете представлена вся информация о порядке получения перевозчиками вычета из транспортного налога. Еще в электронном виде можно получить необходимую справку для налоговой службы, которая предусмотрена при упрощенном получении налогового вычета.

Кто больше всех "проезжает" в системе "Платон"?

Иван Григорович: Значительный пробег по федеральным трассам у профессиональных логистических компаний. Эффективное использование транспорта отмечаем у нефтеперерабатывающих предприятий, большегрузы которых проходят по 25 тысяч километров в месяц.

Система "Платон" показывает трассировку прохождения фур, скорость их передвижения, что позволяет увидеть узкие места на дорожной сети. Это позволит повысить эффективность организации дорожного движения?

Иван Григорович: Безусловно, это учитывается при формировании дорожных программ. Мы планируем развивать матричную структуру дорожной сети, прорабатываем альтернативные пути. В этом году в планах Росавтодора отремонтировать 8,5 тысячи километров трасс. Еще на 2 тысячах километров федеральных дорог пройдут работы по строительству и реконструкции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: