Российские номера машин по регионам

Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР

Что будет, если ГИБДД заметит моргание «дальним». Нюансы и штраф

МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.

Белые номера. 1931-1936 годы

Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.

Черные и военные номера. 1936-1946 годы

В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.

Желтые номера. 1946-1959 годы

Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.

Черные и желтые. 1959–1982 годы

Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.

Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы

Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.

Российские номера

Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.

Новости 24 июля 2017 МВД предложило выдавать номера в автосалонах
Новости 24 июля 2017 В Москве начали выдавать номера с новым кодом региона «799»

Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.

До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.

«Россия=Крым»: регистрационные номера с крымским кодом «82» выдают по всей России


© РИА Новости / Тарас Литвиненко

В российских регионах с лета 2016 года в местных управлениях ГИБДД при постановке автомобилей на учет владельцы авто стали получать регистрационные номерные знаки с номером «82» — кодом Республики Крым (раньше был закреплен за Камчатским краем, а еще ранее относился к Корякскому автономному округу).

На получение чужих «крымских» номеров стали жаловаться водители различных российских регионов — Ульяновска (73), Оренбурга (56), Приморья (159), Кемерово (42), Белгорода (31), Перми (59, 81), Курска (46), Новосибирска (54), Саратова (64) и многих других.

В ГИБДД объясняют, что в соответствии с п. 24.5 приказа МВД России от 24.11.2008 за номером 1001 (редакция от 13.02.2015) «О порядке регистрации транспортных средств» человек может получить номерные знаки любого региона в любом регистрационном подразделении России. То есть зарегистрировать автомобиль можно на территории любого субъекта РФ, независимо от места прописки. В связи с этим код региона на номерах не всегда совпадает с местом проживания его владельца и уже перестает иметь значение.

Пока в Сибири или на Дальнем Востоке выдают «крымские» номера, в Крыму могут выдавать номера «калининградские», «чеченские» или «ульяновские». И, несмотря на код «82», автомобили, получившие регистрацию по месту проживания владельца, будут считаться зарегистрированными в «родном» регионе.

В ГИБДД поясняют, что в целях экономии бюджета МВД РФ приняло решение перераспределить излишки номерного фонда между областями. А номера крымского региона как раз оказались в излишке: их напечатали около миллиона — в два раза больше, чем пока понадобилось.

В Ульяновске водителям при регистрации автомобилей принудительно стали выдавать крымские номера. В региональном управлении ГИБДД сообщили, что по области выдают только крымские регистрационные номера, а ульяновских номеров совсем нет. А так как выдача номерных знаков полностью компьютеризирована и человек из этого процесса исключен, то программа сама определяет, какой знак получит автомобиль. Сейчас программа выдает только крымские знаки.

В Кемерово первые знаки с номером «82» водители стали получать еще в сентябре. На территории области уже зарегистрировано более 50 тысяч транспортных средств, имеющих государственные регистрационные знаки с кодом других регионов.

В Курске в сентябре также стали выдавать номера с регионом «82» вместо привычного «46».

В Прикамье автовладельцы также получают крымские номера вместо привычного пермского «159».

В Новосибирске номера с кодом «82» стали выдавать наряду с привычными номерами 54-го (154-го) региона.

В Оренбургской области вместо местного кода «56» водители стали получать регистрационные номера Крыма — «82» и Саратова — «64». Тогда региональная ГИБДД также объяснила это нехваткой номерной базы, выделенной для Оренбуржья.

Но если «крымские» излишки федеральное руководство ГИБДД объяснило тем, что крымчане, когда полуостров стал российским, массово поехали на «большую землю» за регистрационными знаками других регионов, так как крымские номера вызывают раздражение на Украине, куда крымчане часто ездят, то излишки саратовских номеров пока ничем не объяснили.

Сейчас житель Москвы вполне может приехать в Грозный или Владивосток, купить там машину и поставить ее там же на учет в региональной ГИБДД, получив местные номера. Но на учете транспортное средство все равно будет числиться в Москве — по месту регистрации владельца.

В России могут отменить коды и поменять ГОСТ госномеров

Так как гражданин России теперь может зарегистрировать принадлежащую ему машину и получить права в регистрационно-экзаменационном подразделении ГИБДД любого субъекта страны, и код региона, указанный на регистрационном знаке, уже не привязан к месту жительства владельца авто, то вопрос о необходимости иметь в знаке код региона отпадает.

Госдума осенью 2015 года уже выходила с предложением к правительству рассмотреть возможность изменения ГОСТа номерных знаков автомобилей, чтобы убрать из них код региона.

В ГИБДД подтверждают, что код региона в номерных знаках уже не играет такой важной роли, поскольку сейчас машину можно зарегистрировать где угодно.

В случае принятия нового формата номерных знаков без кода регионов возможность появления «дублей» исключена. Номерные знаки не будут повторяться. Все они изготавливаются централизованно на Гознаке.

Согласно ГОСТу для использования на знаках транспортных средств разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х. Помимо этого, в номере должен присутствовать индекс региона, состоящий из двух либо трех цифр. Коды присваивались субъектам Федерации в алфавитном порядке, начиная с республик и краев, напоминает сайт M24.

Но в ближайшие годы автомобильные и мотоциклетные номерные знаки в России могут полностью измениться. И разработка новых макетов и проектов уже идет в Научно-исследовательском центре (НИЦ) проблем безопасности дорожного движения, куда свои предложения отправила Российская автомобильная федерация, возглавляемая экс-начальником ГАИ-ГИБДД РФ Виктором Кирьяновым.

Новая редакция госстандарта для номерных знаков (ГОСТ Р 50577, выпущенный еще в 1993 году) может не только изменить размер и форму госномеров, но и отказаться от кода региона.

Читайте также  Подшипники кпп гранта тросовая

Кроме того, в НИЦ хотят указать конкретные места на регистрационных знаках, где можно сверлить отверстия. Есть информация и о том, что госномера могут стать полимерными и содержать в себе микрочипы радиочастотной фиксации.

Эскизы новых номеров уже разработаны. Публичное обсуждение первой редакции стандарта должно начаться в сентябре 2017 года, а окончательная редакция будет готова в мае 2018 года. Вступить в силу обновления могут в 2019 году.

В Крыму после вхождения в состав РФ перерегистрацию прошли около 500 тысяч авто

С момента нахождения Крыма в составе Российской Федерации в республике было выдано около 500 тысяч номерных знаков с кодом «82».

А напечатано было государственных регистрационных знаков для автомобилей в Крыму («82») и Севастополе («92») 974 тысячи комплектов разных типов.

Срок перерегистрации автомобилей в Крыму официально завершился 1 апреля 2016 года. После этого момента регистрация продолжилась, но уже с наказанием нарушителей в виде штрафа в сумме от 500 до 800 рублей, а в случае повторного нарушения — пяти тысяч рублей или лишения права управления транспортным средством сроком от одного до трех месяцев.

Однако и после установленного срока окончания регистрации автовладельцы могут получить российские регистрационные номера без угрозы штрафа, если привезут автомобиль на эвакуаторе.

Точных данных о количестве в Крыму автотранспорта, подлежащего перерегистрации, до сих пор нет. По приблизительным подсчетам, речь идет о более чем 800 тысячах автомобилей.

Самые дорогие регистрационные номера на машину в России

При покупке машины каждый автовладелец проходит процедуру регистрации в ГИБДД, оплачивает госпошлину 2000 рублей и получает личный государственный регистрационный знак, ГРЗ, или автомобильный номер. Помимо пошлины, ничего за эту услугу платить не надо. Тем не менее, в интернете процветает полулегальная продажа ГРЗ. Самые дорогие номера на машину в России стоят не менее 3-5 млн рублей.

Каждый номер уникален и состоит трёх букв и цифр в одном поле, которые обозначают серию и номер автомобильного знака. В другом поле указан код региона. Естественно, что симметричные красивые сочетания символов привлекают внимание автомобилистов. Приобрести их можно на интернет-площадках. Прямая покупка продажа не допускается законодательством РФ, но есть способы обойти правила.

Какие номера дорого стоят

Автолюбители покупают красивые номера по разным причинам. Кто-то хочет создать иллюзию причастности к государственным структурам. Такие люди выбирают номера серий, используемых госструктурами.

Кто-то верит в нумерологию. Эти автовладельцы выбирают номер с датой своего рождения или «счастливыми» числами, например, с семёркой.
Кому-то нравится симметричное расположение символов — это любители «зеркалок» и одинаковых цифр.

Все дорогие номерам можно разделить на несколько разновидностей. Цена зависит от популярности и редкости комбинации.

Буквенные сочетания

Согласно ГОСТ, в ГРЗ автомобиля используется двенадцать букв кириллического алфавита, написание которых соответствует латинице. Это А, В, К, Е, Т, Р, Х, У, М, С, Н, О.

Некоторые сочетания букв пользуются особым спросом:

  1. Зеркальные. Номера, в которых повторяются первая и последняя буквы. Самые простые и дешёвые. Например, номер Р600ВР из Красногорска обойдётся вам всего в 10 тыс. рублей.
  2. Со словами. Гораздо больше ценятся номера, буквы которого складываются в слово: вор, том, рот, хам и т. п. Например, московский номер В***ОР продаётся за 300 тыс. рублей.
  3. Одинаковые буквы. Если все буквы номера одинаковые, то он котируется на рынке госномеров на авто. Цена — 15-20 тыс. рублей.
  4. «Блатные». Отдельная группа. Некоторые серии номеров используют различные госструктуры. В каждом регионе используют различные комбинации. Самые известные можно представить в таблице:

Есть ещё целый ряд других буквенных сочетаний, используемых госструктурами: АМР, ОВЕ, АКР, ВКР, СКР, ССС и другие. Ведомства получают не всю серию, часть номеров остаётся частным лицам. Эти ГРЗ часто выставляют на продажу.

Видимо, покупателям нравится чувствовать свою причастность к правящим структурам, хоть и никакого реального преимущества на дороге обладание этим номером не даёт.

Наборы цифр

Номера с повторяющимися цифрами. Например, 699, 455 и т. п. Это дешёвый тип ГРЗ.
Их стоимость начинается от 10 000 рублей:

  1. Зеркальные. Разновидность первого типа. Номера, в которых повторяется первая и последняя цифры: 242, 161 и т. п. Стоимость варьируется в тех же пределах, чуть более популярны.
  2. Кратные сотне. Это номера 100, 400, 500 и т. п. Считаются более дорогими и привлекательными, чем зеркальные, особенно, если цифры совпадают с маркой автомобиля, например, номер 500 для Mercedes S500. Такой номер обойдётся дороже — от 15 тыс. рублей.
  3. Номера, где цифры совпадают с кодом региона. Некоторые регионы на ГРЗ обозначены трёхзначные кодом, поэтому пользуются спросом номера, на которых цифры совпадают с кодом региона.
  4. Первая десятка. Две первые цифры — нули, а третья — от 1 до 9. Популярно сочетание 007. Получить такой номер сложно, стоимость начинается от 25 тыс. рублей.
  5. Одинаковые цифры. Популярны у автовладельцев. Такой автомобильный номер стоит от 25 тыс. рублей. А за сочетание 777 придётся выложить как минимум 75 тыс. рублей.

Отдельно стоит вынести номера категории «Премиум», в которых совпадают и буквы, и цифры. Встречаются реже всех остальных и стоят, соответственно, дороже, от 195 тыс. рублей.

Топ-20 самых дорогих номеров в России

Номер автомобиля Характеристика Цена, руб. на сайте https://gosnomerus.com
1 О001ОО77 Первый номер серии, одинаковые буквы, первая десятка, такой номер считается «блатным» 15 024 000
2 А001АА01 Одинаковые буквы, первая десятка, «блатной», цифры региона совпадают с остальными. 9 025 000
3 С007СС77 Одинаковые буквы, первая десятка с семёркой, которая считается счастливым числом, частично совпадает с цифрами региона — тоже 7. 7 026 000
4 М888ММ777 Одинаковые буквы, цифры, регион три «счастливые» семёрки, «блатная» серия. 7 000 000
5 А***МР77 Возможность выбрать номер самостоятельно. 5 524 000
6 О888ОО99 Одинаковы буквы и цифры, «блатной». 5 500 000
7 О001ОО78 Одинаковые буквы, первая десятка, «блатной». 5 250 000
8 М555ММ97 Одинаковые цифры и буквы, «блатной».
9 Х888ХХ77 Одинаковые буквы и цифры. 5 050 000
10 М01*ММ77 Одинаковые буквы, «блатной», возможность выбрать одну цифру. 5 025 000
11 А777МР78 Одинаковые цифры, «блатной». 5 025 000
12 О777ОО21 Одинаковые цифры и буквы, три «счастливые» семёрки. 5 015 000
13 О300ОО33 Одинаковые буквы и цифры, частично совпадающие с символами региона. 5 000 000
14 О888ОО97 Одинаковые буквы и цифры. 4 200 000
15 М222М регион 777 Одинаковые буквы и цифры, «блатной», регион «счастливые» семёрки. 4 200 000
16 А333АА77 Одинаковые буквы и цифры, «блатной». 4 095 000
17 А444У*123 Одинаковые цифры, возможность выбрать последнюю букву. 4 025 000
18 К444КК777 Одинаковые буквы и цифры, регион «три семёрки». 3 625 000
19 В777ВВ*** Одинаковые буквы и цифры, причём семёрки, возможность выбрать регион. 3 515 000
20 О008ОО99 Одинаковые буквы, первая десятка. 3 500 000

Как мы видим, стоимость номеров с одинаковыми характеристиками может сильно отличаться. Ключевыми моментами при проведении сделки по обмену номерами станут жадность продавца и вкусовые предпочтения покупателя.

Где купить дорогие номера

Приобрести красивый номерной знак несложно.

Это можно сделать:

  1. Напрямую у другого автовладельца. Если вы знаете человека, готового продать свой ГРЗ, то можно приобрести номер у него через покупку-продажу авто.
  2. Через интернет-площадки. Как правило, способ покупки аналогичен предыдущему, только вы общаетесь через посредника. Такие сайты предоставляют юридическое сопровождение, так что за законность сделки можно не переживать.
  3. Через сотрудника ГИБДД путём дачи взятки. Это опасный и незаконный способ, к которому лучше не прибегать.

В этом чате вы поможете пообщаться на предмет способов приобретения уникальных транспортных идентификаторов, их стоимости и поднять другие вопросы, которые касаются автомобильных номеров:

Как купить красивый номер

Согласно решению Верховного суда РФ от 12.02.2000 №ГКПИОО-75 государственный регистрационный знак автомобиля принадлежит государству и выдаётся автовладельцу в бессрочное пользование. Поэтому ГРЗ нельзя купить или продать.

Процедура приобретения ГРЗ

В качестве доноров используются дешевые авто

Однако существуют несколько законных способов заполучить желаемый номер:

1. Приобретение госзнака путём купли-продажи автомобиля. Покупается автомобиль с понравившимися номерами. Номера снимаются и передаются в ГИБДД на хранение до 180 суток. После получаете на купленную машину очередные номера и продаёте обратно. Подаёте документы от вашего автомобиля на замену ГРЗ с красивыми номерами, которые хранятся в архиве РЭО. Оформление всех документов обойдётся в 10-20 тыс. рублей.
2. Схож с первым способом, только покупатель и продавец меняются местами. Владелец дорогого номера сдаёт его в архив РЭО и получает другой. Затем приобретает у покупателя автомобиль, регистрирует его с красивым номером и продаёт обратно.
3. Приобретение номеров с использованием машины-донора.
Собственник красивого номера регистрирует его на машину-донор и продаёт вместе с красивыми ГРЗ новому владельцу. Затем следует процедура сдачи номеров в архив и перерегистрация их на собственное авто. Потом авто-донора возвращают предыдущему владельцу. Или не возвращают. В качестве третьей часто используется дешёвый старенький авто, например, «Жигули». Этот способ имеет меньше рисков с юридической точки зрения.

Возможные проблемы

При покупке номеров могут возникнуть следующие сложности:

  1. Риск нарваться на мошенников. Вам могут продать не оригинальный номер, а дубликат, передвижение с которым незаконно. Стоит проверить, привязан ли приобретаемый ГРЗ к VIN-коду автомобиля.
  2. Машина, которую вы ставите на учёт, должна быть на ходу, со свежим ТО, действующей страховкой. Это стоит проверить заранее, чтобы не понести лишних расходов и не потерять время.
  3. Категория, открытая в правах, должна соответствовать приобретаемому автомобилю. Если у вас открыта категория «В», то не стоит использовать в качестве донора грузовик или автобус. Могут возникнуть проблемы при регистрации авто.
  4. Есть риск лишиться своего автомобиля. Если вы оформляете договор купли-продажи без передачи денег, то покупатель может присвоить себе машину. Избежать этого помогает использование автомобиля-донора. Или стоит провести полноценную сделку.
Читайте также  Тест зимних нешипованных шин 2017 r17

Можно ли получить дорогой номер бесплатно

Чисто теоретически, все номера серии выдаются в ГИБДД по порядку, и владельцем красивой буквенно-числовой комбинации может стать любой. На практике же такое случается редко. ГРЗ, которые можно дорого продать, чаще всего сотрудники вышеуказанного ведомства придерживают для себя, знакомых или родственников. Возможно, даже продают.

СМИ неоднократно замечали, что дорогие номера висят на дорогих авто. Например, «РИА Новости» писали о том, что первый номер серии А001АА777 достался владельцу люксового Mercedes. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что обычный человек, равнодушный к сочетанию символов на своём ГРЗ, с большой долей вероятности продаст свой номер, если за него можно выручить значительную сумму.

Сделают ли продажу дорогих номеров официальной

Правительством РФ не единожды поднимался вопрос легальной продажи красивых номеров. В 2010 году рассматривалось предложение продавать такие номера на открытых аукционах. Но эту идею признали несостоятельной и отвергли.

В 2015 году в Москве стартовала антикоррупционная программа. Выдача номеров регулируется системой автоматически. Попытки вмешаться в очерёдность выдачи ГРЗ выявляются и караются.

В 2017-2018 годах правительство выдвинуло новую идею: продавать ГРЗ сразу при покупке авто в салонах или при регистрации в ГИБДД. Окончательная реализация идеи планируется в конце 2019 — в течение 2020 годов. Но неизвестно, будет ли возможность приобрести таким образом «красивый» номер.
Продажа красивых автомобильных номеров пока нелегальна. Чтобы приобрести заветную комбинацию символов, автовладельцам приходится прибегать к многоступенчатым схемам. На процедуру приобретения дорогих ГРЗ тратится много времени и денег, высок риск нарваться на мошенников.

Нет чётких критериев ценообразования. Стоимость номера всецело определяется аппетитами продавца. Этот рынок нуждается в легализации. Неважно, по какой причине возник спрос на красивые номера — из-за желания выделиться из толпы, повысить собственную значимость, любви к нумерологии или эстетике. Важно, что эти номера пользуются спросом и их продажу надо урегулировать и взять под контроль.

В России пора вводить номерные знаки нового образца

Читая новости официального российского медиапространства, недавно я наткнулся на статью о реформе номерных знаков российского автотранспорта. Меня сильно заинтересовало, что же в действительности захотели наконец-то изменить? Ведь действующий стандарт регистрационных знаков был принят в России в 1993 году и с тех пор лишь частично корректировался без внесения концептуальных изменений.

Как оказалось, в 2019 году МВД РФ сформировало планы ввести новые виды номерных знаков для мопедов, скутеров и прочих специфичных видов транспорта. Таковы номерные знаки нового образца. Все это, конечно, очень хорошо, ведь подобные правила давно действуют во многих странах мира. Но по-прежнему осталась абсолютно нетронутой сама концепция внешнего вида российских номерных знаков, которая, на мой взгляд, очень сильно устарела.

Особенно позабавила фраза про «введение специальных номеров для классических и спортивных автомобилей – они будут отличаться наличием на номере букв К и C». Почему снова К и С, а не C и S? C – classic, S – sport. В общем, после чтения предлагаемых реформ мои мысли сводились к одному: изобрели очередной велосипед, не обратив внимание на давние проблемы.

Постараемся во всем разобраться. Новые государственные номера на авто вводились во всех странах мира. Для удобства пока оставим номерные знаки специфичных видов транспорта и будем рассматривать лишь знаки для обычных легковых авто, находящихся в частном пользовании. Сравним номерные знаки разных стран.

Номерные знаки автомобилей в разных странах

По действующему стандарту на российских номерных знаках используются только буквы А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. То есть те, которые имеют эквиваленты среди латинского алфавита. Причем эквивалент подбирается не только по звучанию, но и по написанию: так, буква «н/Н/эн» эквивалентна букве «h/H/эйч», буква «р/Р/ар» эквивалентна букве «p/P/пи». Весьма спорное решение, которые было принято еще в 1990-х годах.

номера машин автотранспорта в России

Любопытна ситуация в Беларуси и Украине. В 1990-е годы там поступили схожим образом, однако, добавив к стандартному набору букву I, которая присутствует в беларуском и украинском национальных алфавитах.

Современны беларуские знаки выглядят благодаря этому гораздо солиднее. Кто-то прочитает приведенное в примере буквосочиание как «и-эр»? Нет. Все прочитают его как «ай-пи».

номера машин автотранспорта в Беларуси

Точно такая же ситуация в Украине. Никто не будет читать данное буквосочетание как «и-эн», все прочитают его как «ай-эйч».

номера машин автотранспорта в Украине

И только в России на номерных знаках буквосочетание «МН» прочитают как «эм-эн», а не «эм-эйч»… И на том спасибо, что на них не приходится лицезреть воистину «эксклюзивные» буквы вроде «Б», «Л», «Ш». А ведь именно так было на советских номерах! До сих пор на просторах России можно увидеть автомобили с номерными знаками СССР.

номера машин автотранспорта в СССР

Есть всего лишь одна страна в мире, которая использует на номерных знаках кириллические буквы «расширенного набора». Это Монголия. Только взгляните, как убого выглядит монгольский номерной знак…

номера машин автотранспорта в Монголии

Не нужно бояться латиницы. В Казахстане от кириллицы на номерных знаках отказались еще в 1990-е. И, конечно же, не стали пользоваться урезанной версией набора букв, как в России. Никто не боится увидеть D, L, Z, R и другие отсутствующие в кириллице буквы.

номера машин автотранспорта в Казахстане

К слову, современный казахский язык в настоящий момент полностью переводят на латиницу. К 2021 году весь документооборот Казахстана будет полностью на латинском казахском алфавите. На мой взгляд, это очень важный прецедент в современном мире, стоящий наравне с отказом в пользу латиницы от арабского алфавита в Турции в 1928 году и от китайского во Вьетнаме в 1910 году. История показывает, что результат подобных реформ исключительно положительный. Об этом я еще напишу подробно. Хочется верить, что прекрасная демократическая Россия будущего будет использовать именно русский язык на основе латиницы. Не следует бояться реформировать русский язык.

Любопытно взглянуть на любую страну Европейского Союза, где номерные знаки созданы по схожим стандартам. Различаются лишь очертания шрифтов, форматы кодификации серий и регионов выдачи.

номера машин автотранспорта в Польше

номера машин автотранспорта в Эстонии

На немецких номерных знаках размещается стикер федеральной земли, в которой зарегистрировано транспортное средство, а также стикеры, указывающие экологический класс и индекс безопасности.

номера машин автотранспорта в Германии

А вот в кириллической Болгарии с номерными знаками поступили так же, как и в России: стали использовать урезанную версию алфавита, т.е. исключительно «общие» для латиницы и кириллицы буквы. Повторюсь: решение очень спорное.

номера машин автотранспорта в Болгарии Европейский Союз

До вступления Болгарии в Европейский союз вместо флага ЕС использовался государственный флаг:

номера машин автотранспорта в Болгарии

Определенный интерес представляют и европейские страны, не входящие в Европейский союз по сегодняшний день.

В Сербии исторически существовало два алфавита – кириллический и латинский. Разумеется, на номерных знаках используется латиница, и лишь название округа, в котором выдан номерной знак, зачем-то дублируется кириллицей. По-видимому, «БГ» пишется для тех, кто не в состоянии прочитать «BG»… Стикеры регионов очень похожи на стикеры федеральных земель на немецких номерных знаках.

номера машин автотранспорта в Сербии

Сильно радует, что на сербских номерных знаках специально оставили пространство, на котором однажды появится созвездие Европейского Союза. Сегодня в Сербии идет тренд к вытеснению кириллицы, водораздел прошел между радикальными консерваторами и мыслящими более современно людьми. Молодежь сплошь использует латиницу, на латиницу постепенно переводится государственное делопроизводство, большинство медиа уже на латинице. Кириллицу пытаются навязать консерваторы (в том числе засевшие в правительстве). Почему переход на латиницу — это само собой разумеющийся шаг любой развитой страны, я опишу в отдельной статье.

Номерные знаки Косово очень похожи на сербские. Там тоже оставлено местечко, в котором однажды появится заветное созвездие Европейского Союза. Стикер на номерном знаке один – это герб страны, без каких-либо дублирующих подписей. Алфавит номерных знаков – разумеется, латинский.

номера машин автотранспорта в Косово

Точно такая же ситуация в Черногории: полный набор латинских букв, заранее подготовленное пространство под европейское созвездие на синем поле и герб страны на стикере. К слову, использование латинского алфавита в черногорском языке еще более широко, чем в сербском (сербский и черногорский фактически представляют собой разные диалекты одного и того же языка, а разделение на разные языки вызвано политическим фактором).

номера машин автотранспорта в Черногории

Примеров, демонстрирующих использование латиницы на номерных знаках, очень много. Даже если основной алфавит страны отнюдь не латинский.

Даже в Китае (!) на номерных знаках используется латиница. Иероглифом обозначается лишь название провинции, в которой был выдан номерной знак.

номера машин автотранспорта в Китае

Новые номера на авто в России по новому проекту

Увы, Россия так и застряла где-то между Китаем, Монголией и Болгарией. Поэтому внесу свой проект российского номерного знака, сочетающий лучшие стороны приведенных примеров. Мне сильно понравился немецкий подход, однако я постарался учесть и опыт других стран.

новые номера машин автотранспорта в России

Таков мой вариант номерного знака транспортного средства, зарегистрированного в Москве. В качестве стикеров используется герб России и герб региона регистрации (в данном случае: город федерального значения Москва). Разумеется, на номерном знаке используются буквы латинского алфавита, и не какой-нибудь «урезанной» его версии, а полноценного.

Читайте также  Рейтинг шин по износу

MS – буквенное обозначение региона регистрации. Пора уходить от этих обезличенных наименований 77, 95, 91 и прочих. У каждого региона обязательно должно быть свое двухбуквенное (или трехбуквенное) имя-кодификатор.

353-FD – это номер и серия. Тут могут быть варианты. Например, своя кодификация может быть у ведомственного, грузового и другого специфичного транспорта.

Введение процедур проверки безопасности ТС и токсичности отработанных ТС выхлопных газов (аналогично немецким), я тоже приветствую, но, на мой взгляд, результаты необязательно помещать на стикеры номерных знаков. Их достаточно просто включать в акт технического осмотра.

В России много красивых гербов, при чем каждый регион по-своему уникален. Эту особенность нужно обязательно учитывать, поэтому стикер региона очень уместен на номерном знаке авто, хоть он и де-факто дублирует буквенное обозначение региона.

На мой взгляд, приведенный пример неплох, но, возможно, неидеален. Можно разработать еще более интересные концепции, чтобы одновременно соответствовать и европейским стандартам, и сохранять собственные национальные особенности.

Когда-нибудь, в Прекрасной России Будущего, очень много внимания будет уделяться процессам интеграции в мировое пространство, в том числе это коснется и таких «мелочей», как дизайн номерных знаков автотранспорта.

История автомобильного номера в России: от самого первого до наших дней

Регистрация городскими властями транспортных средств сопровождалась выдачей табличек с номерами еще до изобретения автомобиля. Неудивительно, что с.

Регистрация городскими властями транспортных средств сопровождалась выдачей табличек с номерами еще до изобретения автомобиля. Неудивительно, что с появлением автомобилей и впоследствии — органов, отвечающих за безопасность дорожного движения, в обязанности последних были вменены учет транспорта и выдача регистрационных номеров.

Присваивать средствам передвижения индивидуальные номера первыми начали фискальные органы. Владельцы повозок, занимавшиеся на городских улицах извозом, обязаны были ежегодно уплачивать в городскую казну определенный налог. Выдаваемая взамен бляха с номером являлась всего лишь свидетельством об уплате — чтобы извозчиков лишний раз не «дергали» блюстители закона.

Однако практика наглядной «сертификации» прижилась, и впоследствии, когда возникла необходимость визуализировать регистрацию первых автомобилей, изобретать велосипед не стали — владелец авто получал табличку с номером. И вновь речь шла вовсе не о возможности поиска по «базе данных» некоего конкретного автомобиля среди собратьев.

Подобную роль номерные знаки начали играть лишь с распространением массового конвейерного производства машин. На рубеже XIX-XX веков автомобилей было так мало, что в случае правонарушения или иного инцидента установить виновного не составляло труда. Тем не менее регистрация в большинстве крупных городов требовалась — просто для порядка.

Считается, что первенство в выдаче регистрационных номеров принадлежит Мюнхену. Там таблички с номерами начали устанавливать на машины в 1899 году. Эстафету подхватили в крупных городах других стран: Париж (1900 год), Нью-Иорк (1901 год), Лондон (1903 год).

В дореволюционной России решение о необходимости регистрации автомобилей принимали городские власти. 25 июня 1900 года Городской Думой Санкт-Петербурга было принято постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».

В числе прочих регламентирующих положений наличествовал пункт, вводящий обязательное медицинское освидетельствование водителей, ежегодный технический осмотр автомобилей и их обязательную регистрацию с выдачей номерных знаков — «жестянок». Однако ввиду малочисленности машин и «экзотичности» закона нововведение в Санкт-Петербурге не прижилось. Всерьез практику обязательного крепления к авто регистрационного номера первыми в Российской империи освоили рижане в 1904 году.

Серьезные подвижки произошли в конце первого десятилетия XX века. По итогам прошедшей в сентябре 1909 года в Париже первой Международной конференции по проблемам автомобилизма была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая все, что касалось регистрации и эксплуатации автомобилей.

В феврале 1910 года Николай II эти правила ратифицировал, и на территории России вступили в силу новые административные уложения для автомобилистов. В числе прочих нововведений была и обязательная регистрация транспортных средств, однако ведали ею по-прежнему местные власти.

Между тем, автомобилей становилось все больше, и очень скоро «власти» вспомнили о практике «сертификации» извозчиков. Была введена обязательная ежегодная перерегистрация всех машин, в результате которой владелец каждый раз получал новый номерной знак.

Чтобы определить, не задолжал ли автомобилист городской казне, в Москве пошли на хитрость: каждый год выдавались номерные таблички нового цвета. Санкт-петербургские номера начала XX века затейливостью не отличались. Они были белыми, с черными цифрами.

При этом численность автотранспорта в российских городах была столь незначительна, что для учета вполне хватало одних только цифр. Более того, в большинстве населенных пунктов спокойно обходились трехзначными числами. Исключение составляли Санкт-Петербург и Москва, где номерные знаки были четырехзначными. В первопрестольной, например, к 1914 году числилось 2200 официально оформленных автомобилей.

В годы Первой мировой войны и послереволюционный период автотранспорт так часто менял дислокацию, владельцев и назначение, что ни о каком внятном учете не было и речи. А в начале 20-х годов советская власть вернулась к дореволюционной практике регистрации автомобилей органами местного самоуправления.

В Москве к концу 20-х годов число автомобилей заметно увеличилось, и для простоты чтения номеров и удобства их запоминания к цифрам впервые в отечественной истории добавили букву. Московские номера тех лет выглядели так: одна буква и две пары цифр, разделенные между собой черточками. Черные знаки наносились на белый фон. Спереди и сзади такие номера были одинаковыми. Именно этот стандарт и стал некоторое время спустя первым общесоюзным. Произошло это в самом начале 1930-х.

20 марта 1932 года СНК РСФСР, вдохновленный удачным опытом на местах, принял постановление «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции», превращавшее частную практику. После Великой Отечественной войны номерные таблички на автомобилях стали желтого цвета московского ОРУДа в общегосударственную систему. Отныне регистрацией автотранспорта на местах занимались не городские чиновники, а милицейские подразделения.

«Московский» стандарт номерных знаков просуществовал недолго. Уже в 1934 году был введен новый стандарт. Место буквы в начале «шифра» заняла еще одна цифра, а под пятизначным кодом без затей писалось название региона: «Москва», «Ленинград» и т.п. Цвета знаков остались прежними, задний и передний номера ничем не отличались друг от друга.

С 1932 по 1936 год регистрацией машин и выдачей номерных знаков ведали ОРУДы. 3 июля 1936 года СНК СССР принял «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента и до наших дней административно-технической работой, в том числе и постановкой транспортных средств на учет, занимается ГАИ и её правопреемница — ГИБДД.

Тогда же, в 1936 году, был введен новый стандарт номерных знаков: на черный фон наносились белые символы — две буквы, в первой из которых «зашифровывался» регион, и две пары цифр через черточку. При этом на передних номерах все знаки располагались в одну строку, а на задних — в две, вверху были буквы.

В довоенных задних номерах буквы стояли в центре, а в послевоенных — в левом углу. Тогда же, правда, лишь в Московском регионе, впервые произошло разделение серий по назначению. Немногочисленным автомобилям, находящимся в частной собственности, выделили серию «МИ»; легковым автомобилям госчиновников — серию «МА».

Незадолго до войны номера специального образца получил автотранспорт Красной Армии. Регистрационный код состоял из одной буквы и пяти цифр, сгруппированных так: «А-9-99-99». Этой системы нумерации Вооруженные силы СССР придерживались до начала 60-х годов, когда были введены армейские номерные знаки нового образца: четыре цифры и две буквы, написанные белой краской на черном фоне. Буквенные сочетания но-прежнему не позволяли определить войсковую и географическую принадлежность транспортного средства.

А гражданских номеров очередная реформа коснулась в 1946 году. Номерные знаки нового образца поменяли цвет: черные символы наносились на желтый фон. Буквы но размеру стали меньше, чем цифры, и находились в верхнем левом углу на переднем знаке и в верхней строке посередине — на заднем.

Автопарк страны в послевоенные годы стремительно разрастался, и довольно скоро шифр из двух букв и четырех цифр исчерпал все возможные комбинации. В 1959 году пришлось вводить новый стандарт: белые символы на черном фоне, причем букв стало три. Такие номера выдавали вплоть до 1981-82 годов.

Очередная смена стандарта произошла вскоре после Московской олимпиады 1980 года. Впервые с 1934 года номера украсили черные цифры и буквы на белом фоне. Главным новшеством являлось разделение номерных знаков на «частные» и «казенные».

Две буквы из трех по-прежнему были созвучны названию региона, третья также менялась в алфавитном порядке по сериям, но именно местоположение этой буквы позволяло определить «принадлежность» транспортного средства. На номерах частных автомобилей она стояла первой, перед цифрами, а на номерах гостранспорта — последней, после двух «региональных» литер.

Очередной (ныне действующий) стандарт номерных знаков в России ввели в 1994 году. На новых номерах буквенное обозначение региона заменили цифровым — каждому региону был присвоен двузначный (в исключительных случаях — трехзначный) код. Все три буквы, равно как и цифры, подлежат последовательной ротации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: