Ремонт рулевого управления газ

Ремонт рулевого управления газ

Ремонт Газ

Здравствуйте Уважаемые друзья! Это статья будет посвящена рулевому управлению Газ 3307. На грузовиках Газ 3307 устанавливается рулевое управление с механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.

Примечание: На старых моделях Газ 3307 устанавливалось рулевая колонка со шлицевым соединением. Как я уже не раз повторял, точно до какого года, устанавливалось, рулевая колонка со шлицевым соединением, я не берусь сказать, боюсь ошибиться, но примерно, где то, до 1998 года. Опять же, это не так уж и важно. А потом уже начали устанавливать трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.

Рулевое Газ 3307 старого образца Рулевое Газ 3307 нового образца
Рулевое Газ3307 старого образца Рулевое Газ3307 нового образца

Зацепление рабочей пары рулевого механизма Газ 3307 (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. Мы это выражение, угол свободного поворота рулевого колеса, привыкли называть просто: люфт руля.

При повороте рулевого колеса в любую сторону, более чем на пол-оборота угол свободного поворота, то есть люфт, появляется, непрерывно возрастает и достигает в крайних положениях 30°. И это нормально, так и должно быть. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное направление и отсутствие виляния передних колес.

Рулевая колонка Газ 3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых подшипниках. Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала Газ 3307 осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.

Рулевое Газ3307

Рис.1. Рулевое управление Газ 3307.

1 — прокладка; 2 — пробка наливного отверстия; 3 – вал с червяком, 4 — регулировочный винт; 5 — гайка; 6 — картер; 7 — стопорная шайба; 8 — вилка; 9 — нижний карданный вал; 10 — подшипнике уплотнителем; 11 — средний карданный вал; 12 — верхний кожух; 13 — накладка; 14 — рулевое колесо; 15 — колонка; 16 — нижний кожух; 17 — замок руля; 18 — регулировочная гайка; 19 — шайба; 20 — клин; 21 — самостопорящаяся гайка; 22 — вал сошки с трехгребневым роликом.

На рулевой колонке Газ 3307 с двухспицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными кожухами. (см. рис.1.)

Рулевой механизм Газ 3307, состоящий из глобоидного червяка с валом 3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами. Червяк с валом 3, установлен на картере, на двух роликовых конических подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников червяка.

Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке.

Углы поворота рулевого вала Газ 3307 от среднего положения в обе стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере изнашивания червячной пары.

Регулировку зацепления червяка с роликом проводят регулировочным винтом 4, который фиксируется с помощью стопорной шайбы 7, штифта и гайки 5, навинченной на винт. В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления Газ 3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.

Техническое обслуживание рулевого управления Газ 3307.

В процессе эксплуатации техническое со­стояние рулевого управления ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое со­стояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого ко­леса.

Для того что бы поддерживать рулевое управление, Газ 3307, в рабочем исправном состояние, нужно проводить во время техническое обслуживание (ТО). Для того что бы провести техническое обслуживание, нужно проделать следующее:

  • проверку состояния крепежных соединений,
  • проверку суммарного люфта рулевого колеса,
  • проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках червяка,
  • проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с роликом,
  • проведение смазочных работ согласно карте смазки,
  • проверять уровень масла в рулевом механизме Газ 3307.

Совет: Герметичность соединений и состояние наконечников рулевых тяг проверяйте визуально, ежедневно, перед выездом.

Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции Газ 3307 необходимо своевременно подтягивать. Годность деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой качания пальцев в собранном шарнире.

В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу, разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо заменить изношенные детали. Перед регулировкой шарниров рулевой тяги Газ 3307 необходимо убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.

Что бы проверить наличии осевого зазора в подшипниках червяка нужно проделать следующее:

  • отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную рулевую тягу от сошки;
  • покачать сошку рукой, если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, подшипники требуют регулировки.

Регулировку шарнира шарнира рулевой тяги Газ 3307.

Регулировку шарнира рулевой тяги Газ 3307 надо проводить в следующем порядке:

  • Ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло.
  • Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную прокладку.
  • Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно.
  • После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку карданного вала с валом червяка и проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения.

Примечание: При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу, должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).

  • Собрать рулевой механизм ГАЗ-3307 и залить 0,6 л масла.

Регулировка зацепления.

Регулировка зацепления должна всегда проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком порядке:

  • Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
  • Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
  • Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью индикатора величину перемещения конца сошки.

Если перемещение конца рулевой сошки Газ 3307 превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.

Для регулировки необходимо выполнить следующие операции:

  • отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
  • вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения зазора;
  • проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса возле среднего положения;
  • вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс);
  • надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.

Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы.

Ну что же, с рулевым управлением на этом, пока, закончим. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.

9.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Рулевой механизм. Техническое обслуживание рулевого механизма

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого механизма с валом рулевого колеса, рулевой колонки и рулевых тяг. В рулевом управлении автомобиля ГА3-66, кроме того, имеется гидроусилитель.
Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и трехгребневый ролик.
Устройство рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А показано на рис. 92.

ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Рулевой механизм

Рис. 92. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А:

1 — пробка; 2 — червяк; 3 — прокладка: 4 — poлик; 5 — вал рулевой cошки; 6 — картер, 7 — ocь pолика; 8 — ось; 9 — стопорная шайба; 10-гайка; 11 — регулировочный винт; 12 — стопорный штифт; 13 — cальник; 14 — рулевая cошка; 15 — гайка

ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Рулевой механизм

По основным деталям (червяк, ролик, вал рулевой сошки, подшипники, боковая крышка) рулевые механизмы автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 унифицированы.
Ввиду того, что кабина автомобиля ГАЗ-66 опрокидываемая вперед, вал руля этого автомобиля выполнен разрезным и имеет два карданных шарнира (рис. 93).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

Для нормальной работы рулевого управления ежедневно перед выездом проверять свободный ход рулевого колеса. При правильной регулировке рулевого механизма и рулевых тяг свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению по прямой, на автомобиле ГАЗ-53А должен отсутствовать, а на автомобиле ГАЗ-66 не должен превышать 10° при работающем двигателе и 30° при неработающем двигателе, что соответствует 25 и 80 мм при замере на ободе колеса. Если свободный ход рулевого колеса превышает приведённые выше величины на 40 мм, отрегулировать рулевой механизм и рулевые тяги.
Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса является образование зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг, поэтому сначала следует проверить и, если необходимо, отрегулировать шарниры тяг.
При регулировке рулевого механизма сначала проверить правильность регулировки подшипников червяка и, если нужно, отрегулировать их.
Регулировка подшипников. Подшипники червяка регулируют при появлении осевого перемещения червяка рулевого механизма. Это перемещение на автомобиле ГАЗ-53А можно ощутить, если взяться рукой за рулевую колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, другой рукой удерживать рулевое колесо от вращения и раскачивать вывешенные колёса из стороны в сторону. Для определения осевого перемещения червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-66 необходимо при откинутой кабине отсоединить вилку нижнего кардана рулевого вала от вала червяка и продольную рулевую тягу от сошки. Если осевое перемещение червяка есть, то при покачивании сошки легко будет рукой ощутить перемещение вала червяка относительно верхней крышки рулевого механизма.
Регулировать подшипники червяка в следующем порядке:

  • снять рулевой механизм с автомобиля;
  • слить масло из картера рулевого механизма;
  • зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера;
  • снять нижнюю крышку картера;
  • осторожно при помощи ножа отделить и снять тонкую бумажную прокладку;
  • установить нижнюю крышку на место и проверить осевое перемещение червяка. Если осевое перемещение есть, то снять нижнюю крышку, удалить толстую прокладку, а на её место установить ранее снятую тонкую;
  • вынуть вал сошки;
  • проверить затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное к валу червяка на радиусе окружности рулевого колеса, должно быть 0,3—0,5 кГ;
  • собрав рулевой механизм и отрегулировав зацепление червяка с роликом, установить его на автомобиль.
  • отвернуть колпачковую гайку 8 (см.рис. 92) рулевого механизма и снять стопорную шайбу 7;
  • вращать ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения люфта;
  • проверить на ободе рулевого колеса усилие, требуемое для поворота рулевого колеса около среднего положения, и довести его путём вращения регулировочного винта до 1,6—2,2 кГ;
  • надеть стопорную шайбу. Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть до совпадения. При этом усилие поворота ручного колеса не должно выходить за указанные выше пределы;
  • навернуть колпачковую гайку и снова проверить люфт на конце рулевой сошки;
  • соединить продольную рулевую тягу с сошкой.
Читайте также  Подшипники кпп гранта тросовая

Увеличенный свободный ход рулевого колеса
(на автомобиле ГАЗ-5ЗА — более 40 мм, на автомобиле ГА3-66 более 120 мм при неработающем двигателе и более 65 мм при работающем двигателе).

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Ремонт компонентов рулевого управления ГАЗ-53

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53 состоит из рулевого механизма с валом руля и рулевым колесом, рулевых тяг и рычагов.

Рулевой механизм, состоящий из глобоидального червяка и трехгребневого ролика, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.

Передаточное число рулевого механизма — 21. Верхний конец рулевой колонки прикреплен к распорке панели приборов с помощью штампованного кронштейна двумя болтами.

Между штампованным кронштейном и колонкой руля ГАЗ-53 установлена резиновая подушка, компенсирующая относительное перемещение кабины и рулевой колонки при движении автомобиля.

Рис.1. Рулевое управление ГАЗ-53

Устройство рулевого механизма ГАЗ-53 показано на рис.1. Червяк рулевого механизма напрессован на пустотелый вал 5 и установлен на двух конических роликоподшипниках. Внутренними рабочими поверхностями подшипников служат конические поверхности концов червяка.

Обойма верхнего подшипника запрессована в горловину картера до упора и бурт верхней крышки. Обойма нижнего подшипника имеет скользящую посадку, позволяющую за счет прокладок 2 регулировать преднатяг в подшипниках червяка.

Под верхнюю крышку рулевого механизма установлена одна уплотнительная прокладка. Вал сошки 8, в пазу которого смонтирован трехгребневый ролик 1, вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 6, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке. В месте выхода из картера 7 сошки 8 расположен сальник 13.

На мелкие конические шлицы вала сошки установлена сошка 14, плотная посадка которой достигается затягиванием гайкой 75 моментом 100 — 140 Нм.

Правильность угловой установки сошки достигается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих им впадин на валу.

Угол поворота вала рулевой сошки ГАЗ-53 от среднего положения до любого крайнего положения составляет 45° и ограничивается упором ролика в выступы картера рулевого механизма.

Но на автомобиле угол поворота вала сошки несколько меньше (имеется запас хода сошки), так как максимальный поворот управляемых колес определяется упором в балку передней оси болта-ограничителя, ввернутого в рычаги рулевой трапеции.

Рабочая пара рулевого механизма ГАЗ-53 имеет зацепление с переменным зазором. При положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю.

По мере поворота рулевого колеса в ту или другую сторону зазор постепенно увеличивается. В крайних положениях ролика зазор имеет наибольшее значение. Отсутствие зазора в зацеплении пары при движении по прямой позволяет водителю хорошо «чувствовать дорогу».

Увеличенный зазор в зацеплении при повернутом положении ролика обеспечивает возможность регулировки зацепления пары по мере ее износа.

Наиболее сильно изнашивается червяк в средней части (что соответствует движению автомобиля по прямой) и в значительно меньшей степени изнашиваются его крайние витки.

Поэтому в случае устранения путем регулировки зазора рулевого механизма в средней части неизбежно появился бы натяг при повернутых положениях ролика, если бы конструкцией не был предусмотрен увеличенный зазор в зацеплении при повернутом положении ролика.

Натяг в зацеплении привел бы к потере самовозврата колес в нейтральное положение и к преждевременному выходу из строя.

Зацепление пары рулевого управления ГАЗ-53 регулируют регулировочным винтом 11 (см. рис.1), ввернутым в боковую крышку картера.

В паз винта плотно входит цилиндрический хвостовик вала сошки. При вращении винта вал рулевой сошки вместе с роликом перемещается относительно червяка.

Так как ось ролика смещена относительно плоскости, проходящей через ось червяка в перпендикулярной к оси вала сошки, то при перемещении вала сошки будет меняться расстояние между осями ролика и червяка, чем и достигается регулировка зазора в зацеплении рабочей пары.

Регулировочный винт 11 фиксируется стопорной шайбой 9, штифтом 12 и гайкой 10, навернутой на винт.

Рулевой вал заключен в трубу (рулевую колонку), нижний конец которой надет на верхнюю крышку картера и закреплен стяжным хомутом. В верхней части рулевой колонки ГАЗ-53 установлен радиально-упорный шарикоподшипник рулевого вала.

Внутреннее кольцо подшипника постоянно поджато пружиной через разрезную втулку, сидящую на рулевом валу, чем предотвращается появление зазоров и стуков в подшипнике при движении автомобиля.

Конический верхний конец вала рулевого механизма ГАЗ-53 имеет мелкие шлицы для установки рулевого колеса.

Рулевое колесо закреплено гайкой, навертываемой на резьбовой конец вала, для удобства управления автомобилем одна из трех спиц рулевого колеса при положении рулевого механизма, соответствующем движению по прямой, обращена вниз.

Такое положение рулевого колеса обеспечивается установкой его на шлицах конца рулевого вала.

Под ступицей рулевого колеса, на верхнем конце рулевой колонки находится механизм переключателя указателей поворотов.

Внутри вала рулевого механизма проходит провод звукового сигнала. Сверху картера рулевого механизма установлена резьбовая пробка 4, закрывающая отверстие для заливки масла в картер рулевого механизма.

Для устранения осевого перемещения червяка необходимо отрегулировать его в такой последовательности (предварительно сняв рулевой механизм ГАЗ-53 с автомобиля):

— ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло;

— снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную бумажную прокладку 2;

— установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольное перемещение. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку 2 крышки картера, а тонкую поставить обратно;

— после устранения зазора надо проверить усилие на ободе колеса, необходимое для его вращения. Проверка производится при вынутом валу сошки; усилие при этом не должно быть более 3 — 5 Н;

— поставить на место вал рулевой сошки ГАЗ-53 с роликом и крышку вала сошки с подшипником и отрегулировать зацепление ролика с червяком. Зазор на нижнем конце сошки при нейтральном положении колес не должен превышать 0,3 мм.

Проверка производится при отсоединенной продольной рулевой тяге от сошки. При этом желательно пользоваться индикатором.

Порядок регулировки зацепления червяка с роликом:

— отвернуть колпачковую гайку 10 рулевого механизма ГАЗ-53, снять стопорную шайбу 9, повернуть ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения зазора;

— динамометром проверить усилие на ободе рулевого колеса, требуемое для поворота его относительно среднего положения; вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 16—22Н.

— надеть стопорную шайбу; если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть настолько, чтобы штифт попал в отверстие. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы;

— навернуть колпачковую гайку и снова проверить зазор на конце рулевой сошки; вставить шаровой палец в отверстие сошки, навернуть гайку и зашплинтовать.

Убедившись в правильности регулировки, необходимо повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При этом рулевой механизм должен поворачиваться свободно, без заеданий.

Читайте также  Привезти авто из армении в россию

Ремонт рулевого управления ГАЗ-53

Снятие рулевого механизма ГАЗ-53

Снять кнопку звукового сигнала, повернув ее по часовой стрелке. Снять контактную чашку, пружину и седло пружины.

Отсоединить и вынуть провод сигнала. Отвернуть гайку хомута и снять переключатель. Отвернуть винты и снять пластину крепления кнопки сигнала.

Отвернуть гайку крепления рулевого колеса. Съемником снять рулевое колесо. Вынуть пружину и подшипник верхней части вала руля. Отвернуть болты и снять кронштейн крепления рулевой колонки к панели приборов.

Отвернуть гайку крепления сошки и специальным съемником снять сошку с вала. Отвернуть винты уплотнительной пластины на щитке передка кабины в месте прохода рулевой колонки. Отвернуть гайки крепления картера руля к лонжерону и вынуть рулевой механизм.

Разборка рулевого механизма ГАЗ-53

Снять с рулевой колонки ГАЗ-53 резиновую муфту крепления и уплотнительную пластину щитка передка. Вывернуть пробку наливного отверстия, слить масло из картера и ввернуть пробку. Ослабить гайку болта хомута нижней части колонки руля.

Снять трубу колонки, пружину, опорную шайбу, уплотнительное кольцо и шайбу. Зажать рулевой механизм в тисках за фланец картера и отвернуть четыре болта крепления боковой крышки картера. Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала рулевой сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой.

Отвернуть болты крепления верхней крышки картера и снять ее вместе с прокладкой и подшипником. Отвернуть болты крепления нижней крышки картера, снять ее с регулировочными прокладками и вынуть вал руля.

После разборки детали рулевого механизма очищают от грязи, частиц металла и старого смазочного материала. Подшипники вала червяка и вала рулевой ГАЗ-53 сошки промывают в бензине, высушивают и смазывают маслом.

Промывают и осматривают детали рулевого механизма. Детали, на которых обнаружены трещины, задиры и износ рабочих поверхностей, заменяют.

Рулевой механизм собирают и устанавливают на автомобиль в порядке, обратном разборке. При сборке рулевого механизма регулировку подшипников вала червяка и регулировку зацепления червяка с роликом необходимо производить в порядке, изложенном выше.

В процессе технического обслуживания рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса и при необходимости регулируют рулевое управление.

Регулировка рулевого управления ГАЗ-53 необходима для устранения зазоров, которые появляются в процессе эксплуатации автомобиля в зацеплении червяка с роликом, в конических подшипниках и в шарнирах рулевых тяг.

При наличии зазоров в рулевом механизме появляется увеличенный свободный ход рулевого колеса.

Кроме износа деталей рулевого механизма ГАЗ-53, причинами увеличенного свободного хода рулевого колеса могут быть: ослабленные крепления сошки на ее валу, рулевого механизма к раме, увеличенные зазоры в шарнирах рулевых тяг, ослабление крепления рычагов на поворотных кулаках и т. п.

Поэтому перед регулировкой рулевого механизма следует проверить и, если необходимо, подтянуть крепления и проверить рулевые тяги.

Свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, не должен превышать 25° при измерении его на ободе.

Если после подтяжки соединений рычагов, рулевых тяг и их шарниров свободный ход рулевого колеса превышает 25°, то рулевой механизм следует отрегулировать.

Зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют, не снимая рулевой механизм с автомобиля, а для устранения осевого перемещения червяка рулевой механизм необходимо снять с автомобиля.

Масло из картера рулевого механизма сливают через нижнее отверстие крепления боковой крышки картера рулевого механизма, для чего необходимо вывернуть нижний болт крепления крышки.

Перед регулировкой рулевого управления ГАЗ-53 нужно проверить, нет ли осевого перемещения червяка. Для этого следует, приложив палец к ступице рулевого колеса и к рулевой колонке, повернуть рулевое колесо на небольшой угол вправо и влево.

При наличии осевого перемещения червяка палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно кожуха рулевой колонки.

Неисправности рулевого управления ГАЗ-53 и методы их устранения

Большой угол свободного поворота рулевого колеса (более 25°)

Увеличенный зазор в зацеплении червяка с роликом — Отрегулировать зацепление червяка с роликом

Чрезмерный износ деталей шарниров рулевых тяг ГАЗ-53 — Заменить изношенные детали

Появление зазора в подшипниках червяка — Отрегулировать подшипники червяка

Слабая затяжка гайки крепления рулевой сошки или рулевого колеса — Подтянуть гайку

Повышенное усилие на рулевом колесе

Неправильная регулировка рулевого механизма — Отрегулировать рулевой механизм

Заедание рулевого механизма, скрипы или щелчки в рулевом механизме

Чрезмерный износ ролика или червяка, выкрашивание и вмятины на их поверхности, износ или разрушение подшипника ролика вала сошки — Заменить изношенные детали

Отсутствие смазки в картере рулевого механизма — Проверить сальник вала сошки и залить смазку в картер

Осевое перемещение вала рулевого колеса

Появление зазора в подшипниках червяка вследствие износа — Отрегулировать затяжку подшипников или заменить изношенные детали

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

Коммерческому транспорту совсем необязательно иметь на борту массу оборудования, способствующего комфортному и безопасному вождению. Хотя это возможно было даже для глубокого совка. Вспомним хотя бы РАФ 2203, который считался чуть ли не образцом комфорта для микроавтобуса. Несмотря на то, что собран он был полностью на узлах и агрегатах Волги. Этой иконе советских маршрутных такси и машин скорой помощи в пору ставить памятник — РАФ не только каким-то образом не испортился от врожденных волговских болезней, ему удалось стать абсолютно самодостаточным и комфортабельным транспортным средством.

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

На фото РАФ 2203, который при СССР считался образцом комфорта

Что было, то прошло, и на смену РАФику пришел ГАЗ 3302 ГАЗель, на которую возлагали большие надежды. В результате, за 20 лет выпуска она так и осталась бензиновым трактором с баранкой и кочергой КПП, умудрившись при примитивнейшей конструкции нахвататься неизлечимых болезней. Поскольку выбора в этом ценовом сегменте нет вообще, автомобиль пользуется вынужденной популярностью и натянутой любовью водителей.

Особенности рулевого редуктора ГАЗ 3302

Как и вся машина, рулевой механизм ГАЗели не страдает изощренностью конструкции, но многие считают, что это к лучшему. Независимо от того, с ГУР автомобиль, или без усилителя, ремонт и регулировка рулевого управления чрезвычайно просты и не требуют от водителя глубоких энциклопедических познаний и специального инструмента. Самый минимум того и другого — и можно ехать дальше.

Видеообзор ГАЗели 3302

От доисторических ГАЗовских червячно-роликовых редукторов он все же отличается, и даже имеет свои положительные стороны. Самая приятная черта с точки зрения архитектуры автомобиля — механизм редуктора ГАЗели довольно компактный и при этом имеет хороший КПД. Что особенно заметно на машинах без усилителя руля — управление даже загруженным автомобилем не требует применения грубой физической силы. Конструкторы добились этого, применив качение вместо скольжения. Нельзя сказать, что это внедрение внесло революционные изменения в конце XX века в мировую автоиндустрию, но руль стал заметно легче. Это позволило повысить ресурс всего узла, поскольку изнашивается он не так интенсивно, как червячная пара, а регулировки требует редко.

Не обошлось и без недостатков, хотя конструкторы тут ни при чем. Рабочая пара винт/шариковая гайка является неразукомплектовываемым элементом, а первых лет 10-15 выпуска автомобиля найти пару для замены было довольно сложно. Сейчас этого добра хватает, так что замена рабочей пары может обойтись в 5-6 тысяч рублей. Регулировка рулевого редуктора предполагает полный его демонтаж, что тоже не вызывает восторга у пользователей. Причем для регулировки зазора, кроме ключа специального профиля, требуются еще ровные и умелые руки, поскольку перекосить подшипники можно в два счета, если не пользоваться динамометрическим ключом.

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

В ГАЗели управление не требует применения грубой физической силы, даже если автомобиль груженый

Но основным сюрпризом для водителя, решившегося на регулировку или ремонт редуктора, стает демонтаж сошки. Это не адский труд, но на морозе демонтаж сошки может вызвать некоторый дискомфорт.

Ремонт рулевого редуктора ГАЗель

От хорошей жизни никто не захочет своими руками снимать рулевой редуктор, и причины для этого должны быть более, чем веские. В основном это необходимо, если руль заметно потяжелел, появились характерные стуки в картере редуктора или наблюдается явная течь смазки. Потеет редуктор всегда, но если течь слишком активная, то светит замена сальников. При этом нужно проконтролировать состояние вала и при необходимости удалить шлифованием следы коррозии.

Можно провести регулировку и без полного демонтажа редуктора, но спокойнее будет, если его все-таки снять и осмотреть внимательно.

Для любознательных или для тех, кто спешит, приводим технологию демонтажа редуктора из-под капота:

  • Распускаем крепление передних колес.
  • Вывешиваем передний мост на подставку и снимаем колеса.
  • Поворачиваем руль до упора вправо и из-под капота выбиваем рулевую тягу подходящей по длине арматурой.
  • То же самое делаем слева.
  • Из-под капота снимаем редуктор вместе с сошкой, которую удобнее снимать на верстаке.

Когда редуктор у нас в руках, можем заниматься его ремонтом. Замена деталей никаких сложностей преподнести не должна, поскольку устроен редуктор предельно просто и понятно, а регулировке нужно уделить некоторое внимание и обратиться к заводским регулировочным данным. Они тоже предельно просты.

Для грузовых ГАЗелей допустимый люфт 25˚, для пассажирских — 20˚. По заводским допускам люфта в подшипниках редуктора быть не может. Регулировка зазора в подшипниках винта проводится в тисках на верстаке. Так удобнее. Удаляем пластиковую защиту и поролоновый уплотнитель, затем откручиваем четыре болта крепления крышки, вынимаем одну из регулировочных прокладок, после чего собираем все в обратном порядке. Если люфт есть, повторяем операцию по демонтажу прокладки. Так до полного удовлетворения и усранению люфта на сошке.

Читайте также  Купил залоговое авто что делать

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

Допустимый люфт грузовых ГАЗелей составляет 25˚

Когда люфт на сошке выбран полностью, добираемся до регулировочных эксцентрических колец. Поворачивать их нужно поочередно, чтобы избежать перекоса и с определенным усилием — 10-18 кгс/см. Регулировка закончена, теперь можно смочить поролоновую уплотнительную прокладку в трансмиссионном масле, шлицевые соединения консистентной смазкой и устанавливать редуктор рулевого на место.

Как своими силами осуществить ремонт рулевой Газель в гаражных условиях? Расскажем об этом, иллюстрируя сказанное картинками и видео.

Работать нужно планомерно и аккуратно.

Как правило, эта операция подразумевает ремонт рулевого редуктора. В каких случаях ее следует делать?

  • Резко без причин «потяжелело» рулевое колесо.
  • В редукторе появился люфт свыше 20-25⁰.
  • Появились специфические стуки в картере, вибрации.
  • Визуально наблюдается протечка масла.

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

Для этого придется распустить крепление передней пары колес, вывесить передний мост, снять колеса. Провернуть руль вправо-влево до упора, выбить рулевую тягу, снять редуктор с сошкой. Алгоритм уменьшения люфта рулевой Газель следующий (наглядно его можно увидеть в лайтбоксе ниже).

1. Снять узел.

2-3. Снять пластиковую защиту (крышку) и поролоновый уплотнитель.

4-5. Открутить 4 крепежных болта крышки, снять ее.

6. Удалить одну из регулировочных прокладок.

7. Остается собрать узел в обратной последовательности.

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

После того, как проблемы с люфтом будут решены, следует заняться эксцетрическими регулировочными кольцами. Во избежание перекоса проворачивать их надо поочередно с фиксированной силой (10-18 кгс/см). На финише работ нужно смазать трансмиссионным маслом поролоновый уплотнитель, промазать консистентной смазкой (ШРБ-4 или ШРУС-4) шлицы, поставить деталь на место.

Конечно, это общая схема ремонта рулевой Газель. На практике могут встретиться частные случаи с другими неисправностями рулевой Газель. Некоторые виды ремонта показаны в этих двух видео:

Неисправности могут быть и другого характера. Например, может выйти из строя любой элемент рулевого механизма: винт с гайкой, радиально-упорные подшипники, картер. Или элементы рулевого привода: сошка, поперечные и продольные рулевые тяги, шарниры, рычаги поворотных кулаков и т.д. Все эти случаи понемногу будут разбираться и тема ремонта рулевой Газель будет продолжена. Особенно ценна информация, поступающая от мастеров со стажем вождения автомобиля.

Сегодня рулевой редуктор устанавливается практически на все современные модели транспортных средств марки Газель, вне зависимости от наличия ГУР. Основной функцией представленного механизма считается обеспечение управления машиной, поэтому техническая исправность устройства напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров во время движения.

Признаки необходимости ремонта

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

Ремонт рулевого редуктора Газели

В любом автомобиле наибольшей степени износа подвергаются детали рулевого управления, поскольку именно на них приходится большие нагрузки при езде по неровной дороге, поворотах, а также резких торможениях. Поэтому рулевой редуктор Газель нередко выходит из строя, вследствие чего проводится его срочная регулировка. В перечень признаков неисправности рассматриваемого агрегата, как правило, входят:

  • Вибрация или стук в устройстве, передаваемая через рулевое колесо;
  • Возникновения трудностей при повороте руля;
  • Наличие люфта в редукторе;
  • Течи масла в механизме.

При появлении одного или сразу нескольких признаков требуется немедленная регулировка рулевого редуктора, которая позволит своевременно устранить неисправности в работе устройства и снизить риск выхода из строя других узловых агрегатов транспортного средства.

Как убрать люфт рулевого редуктора на газели

Рулевой редуктор Газели

Порядок проведения работ

Профессиональная регулировка рулевого управления на моделях Газель начинается с его аккуратного демонтажа. Далее снимаем с механизма верхнюю пластиковую крышку наряду с поролоновым уплотнителем и головкой ключа на 13 откручиваем четыре крепежных болта металлической защиты. Снимаем одну из расположенных внутри регулировочных прокладок, собираем устройство в обратном порядке, проверяем люфт и в случае его наличия разбираем агрегат обратно, удаляя еще одно прокладочное кольцо.

Когда удалось добиться отсутствия люфта, необходимо произвести регулировку зазора при зацеплении гаечной пары – вал-сектор. Для выполнения данной операции следует установить на вал сошку и последовательным вращением винта переводить ее в среднее положение, а затем повернуть вал-сектор непосредственно за сошку. Люфт наконечника сошки при этом не должен ощущаться или превышать значения в 0,3 мм.

Когда упомянутый показатель большее, то при помощи пластиковой отвертки демонтируем пластиковую крышку редуктора, после чего вынимаем две пробки. Металлическими щипцами демонтируем пружинные кольца по обеим сторонам корпуса и выпрямляем лунки на кромке внешнего кольца. Эксцентриковые наружные кольца поворачиваются по часовой оси до удаления зазоров с валом-сектором. Чтобы предотвратить проворачивание колец, фиксируем их, отогнув буртики в пазах картера. Собираем и устанавливаем механизм в обратном порядке.

Таким образом, регулировка рулевого редуктора на машине марки Газель является важным ремонтным мероприятием, позволяющим восстановить функциональность управления транспортным средством, существенно повысив безопасность пассажиров во время движения.

Ремонт системы рулевого управления

«Домашние шедевры» — молодая и динамично развивающаяся компания, осуществляющая поставки солений и квашений в федеральные сети в городах от Санкт-Петербурга до Сургута. Сотрудничать с компанией «Луидор» начали давно, с момента покупки первого автомобиля ГАЗ. Сейчас в парке компании 11 автомобилей. Так как продукт требует определенных температурных режимов при перевозке, мы произвели доработку автомобилей в техцентрах «Луидор» — установили холодильное оборудование и изотермические фургоны. Качеством работ остались очень довольны, поэтому в качестве обслуживающей организации так же остановили свой выбор на сервисных центрах «Луидор». Мы рекомендуем компанию «Луидор» как надежного и стабильного партнера!

Ремонт рулевых реек

Опытные автовладельцы понимают, насколько важную роль в эксплуатации автомобиля играет исправное рулевое управление. Ведь от этого зависит не только удобство вождения, но также и безопасность самого водителя, его пассажиров и пешеходов. Поэтому при малейших признаках его поломки требуется качественная диагностика и ремонт. Известный факт, что стоимость ремонта различных деталей автомобиля можно существенно уменьшить, если вовремя устранить первоначальные нарушения в работе. Это верно и для рулевого управления. Частой причиной неполадок в рулевом управлении оказываются поломки рулевых реек (редукторы усилителя руля).

Следует обратить особое внимание, если обнаруживаются:

  • Стук в передней подвеске
  • Затруднение при вращении рулевого колеса
  • Ухудшение управляемости автомобиля
  • Люфты при повороте руля
  • Протекание жидкости ГУР из редуктора
  • Шумы при повороте рулевого колеса

Довольно часто автовладельцы пытаются отрегулировать рейку рулевого управления самостоятельно или в неофициальных сервисах, пытаясь сэкономить. Однако эта практика не приносит должного результата по следующим причинам:

  • Улучшение работы носит кратковременный характер из-за изношенных деталей
  • Появляются затруднения при вращении руля, что ухудшает управляемость автомобиля
  • Подается дополнительная нагрузка на насос ГУРа, что часто приводит к его ускоренному износу

Для корректной работы рулевых реек требуется квалифицированная диагностика и обслуживание. Своевременный сервис позволяет не только обезопасить водителя и пассажиров, но также и существенно продлить жизнь элементов системы рулевого управления, что сэкономит значительно больше денег, чем их неквалицированная настройка.

Помимо вышеописанных проблем с рейкой и тягой, нередко автомобилисты сталкиваются с неисправностями рулевой колонки. Скрип и люфты в руле, невозможность его нормального вращения – это яркий признак проблем с данным элементом.

Вообще, учитывая тотальную важность рулевого управления в контексте безопасность эксплуатации авто, восстановление малейших неисправностей никогда нельзя откладывать. Если вовремя не произвести ремонт рулевой колонки машина может попросту «встать» в самый неподходящий момент или, что еще более ужасно, угодить в ДТП со всеми выходящими из этого негативными последствиями.

Система рулевого управления ГАЗели

система рулевого управления.jpg

Элементы рулевого управления с гидроусилителем: 1 – рулевое колесо; 2 – рулевая колонка; 3 – карданный вал рулевого управления; 4 – уплотнитель вала; 5 – шланг нагнетательной магистрали; 6 – шланг сливной магистрали; 7 – рулевой механизм; 8 – бачок гидроусилителя рулевого управления; 9 – шланг возврата жидкости из рулевого механизма в бачок; 10 – насос гидроусилителя рулевого управления.

Рулевое управления авто – это совокупность механизмов, которые позволяют изменять направление движения транспортного средства. Представленный узел включает в себя множество элементов от рулевого колеса до трапеции. Вполне понятно, что на каком-то этапе эксплуатации любая часть данного механизма может выйти из строя. В этом случае, требуется ремонт системы управления.

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют о проблемах в узле управления. Так, к примеру, быстрый износ протектора резины или «виляние» передних колес говорит о неисправности рулевой тяги. Для устранения представленной неполадки специалисты меняют шарниры, шкворни, втулки.

Кроме этого, часто в системе управления выходит из строя рулевая рейка. В таком случае, может потребоваться замена сальников, уплотнительных колец, валов. Ремонт рулевых реек вы можете провести в нашем автосервисе. Специалисты, работающие у нас, имеют внушительный опыт, что позволяет им восстанавливать автомобили быстро и качественно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: