Развитие электромобилей в мире

Электромобиль: история, развитие будущее

Первый серийный и относительно доступный в финансовом плане электромобиль Тесла был представлен более 2 лет назад. Популярность электрокаров растёт во многих странах, однако до массовой эксплуатации ещё далеко, хотя объём продаж медленно, но верно увеличивается. Рано или поздно машины с электрическими двигателями вытеснят с рынка модели с двигателями внутреннего сгорания.

  • История создания
  • Принцип работы электромобиля
  • Продажи электрокаров в мире
  • Развитие инфраструкторы
  • Гибридные автомобили
  • Минисы электромобилей
  • Перспективы электротранспорта

Электромобили в городе

История создания

Люди уже давно задумываются об использовании электричества в качестве силы, способной придать движение транспортным средствам. Первый электромобиль в мире и вовсе появился до создания ДВС, и произошло это в 1841 году.

Первый электромобиль в мире

Спустя 58 лет в Санкт-Петербурге был представлен 17-местный омнибус, оснащенный 4-сильным электромотором, запас хода которого составлял 64 км.

Омнибус в Санкт-Петербурге

Следующая веха в истории электромобилей относится к началу 30-х годов XX века. В 1931 году гениальный изобретатель Никола Тесла, купив радиоэлектронные детали в обычном магазине, собрал устройство, которое при установке его вместо бензинового мотора смогло сдвинуть автомобиль с места. Мощность агрегата составила 80 л. с.

В течение следующих почти 55 лет технология практически не изменилась. В 1996 году с конвейера сходит первый серийный электрокар, разработка которого была осуществлена компанией General Motors. Однако случилось это не из-за желания автопроизводителя или требований рынка: просто в Калифорнии, где продавались автомобили GM, вышел закон, ужесточающий требования к машинам: новые авто, по мнению авторов законопроекта, вообще не должны были загрязнять окружающую среду. Но довольно скоро он был отменён, поскольку в техническом отношении выполнить его на тот момент не представлялось возможным. General Motors выпускала электроавто в течение 7 лет, но солидными продажами похвастать не могла: за этот период времени было реализовано чуть более 1150 экземпляров модели, которые и по сей день хранятся в частных коллекциях (нераспроданные транспортные средства были пущены под пресс).

General Motors EV1

На сегодняшний день ведущим популяризатором идеи электромобилей является Илон Маск, купивший компанию Tesla Motors и всерьёз занявшийся её развитием. Серийный электромобиль Tesla Roadster, выпущенный в 2008 году, продавался в течение 4 лет, но из-за слишком высокой стоимости, равной 109000$, доступен он был только очень богатым людям. В 2012 году выходит уже более доступная машина Model S, пережившая впоследствии две модернизации и благоприятно встреченная как экспертами, так и рядовыми автолюбителями.

Электромобиль Tesla Model S

2015 год был ознаменован выходом Model X: кроссовер отличался большим запасом хода (от 354 до 539 километров в зависимости от модификации и других параметров), превосходной динамикой (до сотни модель способна разогнаться за 3,2 секунды), а также множеством необычных функций, ранее не используемых другими производителями (например, подсветкой салона в такт звучащей музыке и др.).

Электромобиль Tesla Model X

Принцип работы современных электромобилей

Электрокару, в отличие от авто с традиционным двигателем внутреннего сгорания, не нужен сложный мотор с немалым количеством недостатков (различные проблемы при эксплуатации, сложный ремонт, шум при работе и пр.). Электрический двигатель является полностью бесшумным и нетребовательным к топливу, поскольку электричество во всем мире одинаково.

Еще один плюс электромобилей заключается в отсутствии коробки передач, что значительно упрощает и управление, и обслуживание. Формально коробка имеется, но на колёса поступает сразу вся мощность, поэтому люди в салоне не ощущают рывков, неизбежных при переключении передач.

Необходимое условие для работы подобного автомобиля – электроэнергия, запас которой хранится в аккумуляторе. Большинство компаний располагают его под днищем, что позволяет, во-первых, сделать салон более просторным, а во-вторых, улучшить управляемость.

Устройство электромобиля

В последнее время мировые производители пришли к выводу о необходимости применения системы рекуперации, которая вырабатывает энергию и затем запасает её в случаях, когда машина движется по инерции, вследствие чего увеличивается запас хода (эта же технология замедляет движение транспортного средства после того, как водитель убирает ногу с педали газа).

Продажи электромобилей в мире

То, что за электрокарами будущее, становится очевидным всем ведущим производителям, спешащим включиться в процесс разработки и изготовления, пока отрыв от конкурентов не стал слишком большим: на сегодняшний день на рынке есть как бюджетные модели (KIA Soul EV), так и марки, относящиеся к премиальному сегменту (Audi E-Tron).

Компания Tesla, несмотря на то, что она фактически выпустила первый электромобиль, пользующийся спросом, испытывает финансовые сложности, и этот факт подстегнул других автопроизводителей. В результате этого за последний год количество полноценных моделей, а не концептов, увеличилось в несколько раз. Среди новых игроков рынка есть как именитые компании с раскрученным именем наподобие BMW, так и многочисленные мало кому известные китайские разработчики.

Китайский электромобиль LeSEE

В развитии электрокаров в настоящее время прослеживаются следующие тенденции:

  1. Внедрение управления с помощью одной педали. Первопроходцем в этой области стала Nissan Motor Co., Ltd. с моделью Leaf. Идея прижилась, и все большее число компаний внедряют технологию, при которой торможение станет осуществляться за счёт рекуперационной системы.
  2. Повышение интеллекта электромобилей (появляются беспилотные электрокары, не нуждающиеся в действиях человека).
  3. Разработка каждой компанией собственной уникальной платформы, благодаря которой покупатель получает возможность стать обладателем по-настоящему чего-то нового и уникального.

Развитие инфраструктуры

Рост производства электромобилей не имеет никакого смысла без расширения сети станций для зарядки: зачем приобретать электрокар, если на нём нельзя будет далеко уехать?

Зарядные станции для электрокаров

Сейчас крупнейшей заправочной сетью является Supercharger, принадлежащей Tesla. Ею можно пользоваться бесплатно при условии наличия специального абонемента и покупки электромобиля Тесла. Но даже при невозможности соблюдения данных условий ездить на электричестве выгоднее, чем на бензине или дизельном топливе.

Если на рынок первыми вышли американские электромобили, то в настоящее время отобрать лидерство имеет все предпосылки Европа, где количество зарядных станций стремительно растёт, а правительство нескольких стран и вовсе заявляет о возможном скором полном отказе от применения двигателей внутреннего сгорания.

В ряде европейских стран владельцы машин с электромоторами получают всевозможные льготы в виде бесплатной парковки и снижения или полной отмены транспортного налога. В США также действует программа поддержки покупателей электрокаров, но работает она до того момента, пока производитель не выпустит 20 тысяч экземпляров таких транспортных средств.

Многие владельцы покупают зарядную станцию для электромобиля и устанавливают её прямо у себя в гараже: устройство PowerWall, крепящееся на стену, делает процесс зарядки авто идентичным зарядке аккумулятора на смартфоне. Особо большие фанаты автомобилей с электрическими двигателями монтируют на крыше собственного дома солнечные батареи, накапливающие затем энергию в PowerWall.

Солнечная панель на крыше + устройство PowerWall

Сеть российских зарядочных станций пока не так обширна, как хотелось бы, но прогресс заметен (помимо аппаратов Supercharger, растёт число станций, принадлежащих государственным компаниям, правда, пока только в крупных городах).

Гибридные автомобили

Кроме полностью электрических авто, спросом пользуются гибриды, то есть модели, у которых одновременно имеется и электромотор, и ДВС.

Гибриды бывают двух видов:

  1. без разъема для осуществления зарядки. К ним относится Toyota Prius первой генерации и некоторые другие первые гибридные машины. Зарядка аккумулятора в них происходит исключительно за счёт работы рекуперативной системы;
  2. с разъемом для зарядки батареи. Таких гибридов сейчас на рынке абсолютное большинство. Они способны подключаться к внешним источникам энергии, что значительно упрощает процесс восполнения заряда.

Несмотря на наличие электродвигателя, на одном электричестве гибриды в состоянии проехать не более 50 км. Если же в дело включается ДВС, запас хода возрастает до нескольких сотен километров.

Гибридный автомобиль

Минусы электромобилей

Электрокары – это развивающийся тип транспорта, поэтому недостатков они не лишены.

Основная проблема электромобилей, тормозящая их распространение, — это высокая цена. Когда будет найден способ наладить массовое производство аккумуляторов, стоимость снизится, но пока ценовой фактор останавливает многих покупателей, которые были бы не прочь отказаться от авто с ДВС.

Ещё один существенный минус – неразвитая инфраструктура. Если на обычной машине можно отправиться практически в любую точку земного шара, то длительная поездка на электромобиле становится проблематичной. Количество станций зарядки даже в европейских странах слишком маленькое. Сегодня рост продаж электрокаров значительно опережает рост числа зарядочных станций. Проблема имеет еще одно решение: важно не только развивать сеть заправок, но и работать над увеличением ёмкости батарей, что позволит преодолеть большее расстояние без необходимости подзарядки.

Время от времени даже у поклонников электромобилей возникают сомнения относительно их экологической безопасности. Само использование электричества абсолютно безвредно, но вот при его выработке в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ. Человечеству ещё предстоит изыскать возможность отказа от применения тепловых электростанций и перехода к солнечной и ветреной энергии.

Станция солнечной энергии

Перспективы электромобилей

Большинство экспертов сходятся во мнении, что люди с каждым годом будут покупать всё больше электрокаров. Уже сейчас автомобильная промышленность прошла своего рода точку невозврата, и отказаться от развития электрокаров стало невозможно.

Вычислительные мощности продолжат расти, а искусственный интеллект будет становиться всё более совершенным, что, без сомнения, скажется и на росте числа авто с электромоторами в мире.

Количество электромобилей в России тоже увеличивается, хотя не так быстро, как в Европе или Китае: причиной тому – невысокий уровень доходов населения страны.

С большой долей вероятности можно сказать, что мир без машин с ДВС неизбежен: когда человеческая цивилизация полностью откажется от этой технологии, является лишь вопросом времени.

История развития электромобилей: от А до Z

Принято считать, что электромобиль появился гораздо позже автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

image

Хотя первый электрокар был разработан ещё в 1834 году и больше напоминал тележку, чем автомобиль нормального размера. Чтобы вы понимали временную пропасть между электромобилем и ДВС, то первый экипаж с двигателем внутреннего сгорания (тогда ещё трудно было назвать это автомобилем) был сконструирован только в 1870 году.

Почему в XX веке победил автомобиль с ДВС?

Причина почему электромобили не получили массового распространения крайне проста: в то время ещё не умели создавать дешёвые аккумуляторы большой ёмкости, чтобы их хватало на преодоление больших расстояний. А вот у ДВС такой проблемы не было, его мощности хватало для перевозки груза и достаточного количества дешёвого горючего в баке.

Также свою лепту внесла Первая мировая война. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания были необходимы фронту для быстрой транспортировки провизии, вооружения и медикаментов. Все силы и средства бросили на доработку слабых мест авто с ДВС: сцепление, трансмиссию и саму ненадёжность двигателей.

А после окончания противоборства, никто уже не был заинтересован в дальнейшем развитии электромобилей. Слабые места устранили, производство и ремонт наладили, так зачем сейчас растрачивать и так дефицитные ресурсы на новые разработки?

Борьба за свою нишу

Электромобиль более выгоден в эксплуатации: он неприхотлив, не имеет выхлопных газов, очень надёжен из-за простоты конструкции. Потому развитие электрокаров продолжилось, хоть и без серьёзных финансовых вливаний.

Читайте также  Подорожание машин в 2018

Авто на электрической тяге использовали там, где не нужно проезжать больших расстояний: на предприятиях для транспортировки рабочих по производственным площадям, перевозка небольших грузов. Рождённые в СССР возможно вспомнят грузовые троллейбусы, которые использовали электрическую сеть для обычных троллейбусов, но при этом возили всевозможный груз. Там, где троллейбусная магистраль заканчивалась, они переключались на встроенные аккумуляторы.

Гибридные версии

В XX веке появились первые гибридные версии. Электромотор имеет больший крутящий момент, а в тех случаях, когда вес авто не играет роли (в связи с большими размерами старых аккумуляторов) было решено использовать гибрид электромотора и двигателя внутреннего сгорания. Такой технологический тандем позволял использовать преимущества электродвигателя в виде отличной тяги и ДВС, который выступал элементом, приводящим в движение генератор, который в свою очередь подзаряжал батареи. Хорошим примером такого тандема служит карьерный самосвал БЕЛАЗ, выпускаемый по настоящее время.

В мире царствовал ДВС, и никто не хотел всерьёз инвестировать в наукоёмкое изучение тягового электродвигателя, но помогла электротехника. В этой отрасли хватало финансирования, и инженеры довольно быстро поняли, что аккумуляторы, установленные в переносную технику, достигли ёмкостных и стоимостных характеристик, пригодных для разработки электрокара с серьёзным запасом хода.

В 1997 году Toyota представила свой первый гибрид – Prius. Главную роль в нём играл двигатель внутреннего сгорания, а электромотор подключался в те моменты, когда использование ДВС было энергетически нецелесообразным. Prius быстро стал любимцем всех защитников окружающей среды за счёт своей экологичности (в сравнении с традиционным авто).

Первый современный электромобиль

19 июля 2006 года публике была представлена первая Tesla. Автомобиль, полностью работающий на литий-ионных аккумуляторах. Запас хода составил 320 км, а это означало, что развитие электромобилей в мире уже не остановить. Многие автоконцерны не хотели этого признавать, считая электрокары очередным веянием моды, и не хотели вкладываться в развитие отрасли.

Но впечатляющие успехи Тесла по продажам, заставили остальных активно развиваться в электрификации транспорта. Спустя время мы увидели электро-версии Mercedes, Audi, Nissan, BMW, VW Group. Китай, крайне озабоченный состоянием экологии в стране, начал вкладывать в индустрию миллиарды долларов и привлекать лучших специалистов со всего мира. Буквально за 10 лет они создали с нуля десятки автогигантов, которые производят электрокары: Geely, Great Wall, BYD, Nio, JAC, Byton, Aiways и многие другие.

Развитие электромобилей в России

Российские автопроизводители в принципе пока не готовы удивлять нас красивыми и динамичными автомобилями. Хотя если вспомнить Калину, Приору и все интерпретации «Самары», то стоит признать, что определённый прогресс всё же есть.

А вот с электромобилями ситуация сложнее. Этот сегмент крайне наукоёмкий и пока наши инженеры не смогли представить чего-то конкурентоспособного. Список российских «траев» по разработке электрокаров:

  1. Lada Ellada и Lada Vesta EV. Ellada представляет собой обычную Калину-универсал на электрической тяге.Характеристики не особо впечатляли: 81 л.с., запас хода на 150 км и максималка до 130 км/ч. За всё время производства было продано всего 96 единиц. Vesta EV была представлена лишь в виде прототипа и в серийное производство не пошла. Может, оно даже и к лучшему, потому что её техническая начинка особо не отличалась от «Эльлады».
  2. ZETTA City Modul стал продуктом особой экономической зоны в Тольятти. Смарткар способен уместить 4-х человек,запас хода 200 км. По задумке ZETTA электромобиль должен эксплуатироваться в больших городах. Вместо привычного руля, органом управления станет джойстик.
  3. КАМА-1 была разработана автоконцерном КамАЗ и СПбПУ. Кстати, выглядит прототип вполне неплохо, если такой дизайн пойдёт в серию, то его должен ждать успех. Электрокар оборудован батареей на 33 кВтч, а электромотор развивает 109 л.с. (80 кВт).
  4. MONARCH. Русская «Тесла» и очередная попытка России выпустить автомобиль в премиум-сегменте. Своеобразный электрический «Аурус» представляет собой лифтбек, который будет представлен в двух версиях: S200 и S400. Первый получит силовую установку на 272 л.с., второй – 544. Запас хода – 400 км.

Не так давно были представлен электромобиль от концерна «Калашников»… Но надеемся такой автомобиль никогда не увидит свет.

Сто лет ДВС-доминирования подходит к концу, это видно по мировым тенденциям. Дело даже не в том, что государства стали активно поддерживать покупку электромобиля всевозможными льготами. Просто электрокары наконец-то добрались до пика совершенства, устранив «детские» болячки. Электромобили упорно бились за место под солнцем и похоже их время наконец пришло.

Как крупнейшие автоконцерны переходят на выпуск электромобилей

Фото: Volkswagen Group

По данным The Electric Vehicle World Sales Database, в Европе продажи электромобилей в 2020 году выросли сразу на 137%, достигнув отметки в 1,4 млн машин. В Китае рост составил 12%, а число таких машин в стране достигло 1,3 млн. В США продажи электрокаров увеличились на 4%, а их количество составило 328 тыс.

General Motors

  • Весной 2020 года GM презентовала новую модульную платформу EV третьего поколения для своих электрокаров. Концерн сообщил, что на ней уже к 2023 году выпустят 22 новых модели. Они будут выходить под брендами Chevrolet, Buick, Cadillac и GMC;
  • октябрь 2020 года — представлен электропикап Hummer EV;
  • январь 2021 года — на выставке технологий CES показали линейку электромобилей, в том числе Chevrolet Bolt EUV, GMC Hummer EV Pickup, Cadillac Lyriq, Cadillac Celestiq, Buick и электропикап Chevrolet;
  • апрель 2021 года — вышла внедорожник-версия электропикапа EV SUV.

Концерн планирует к 2035 году полностью отказаться от производства дизельных автомобилей. Компания собирается использовать на 100% возобновляемые источники энергии для своего автопарка к 2030 году в США и к 2035 году по всему миру.

Jaguar Land Rover

Концерн Jaguar Land Rover в феврале 2021 года пообещал полностью перейти на производство электрокаров к 2025 году. Концерн намерен превратить Jaguar в электрический бренд класса люкс. Land Rover выпустит шесть новых электромоделей, и они будут продаваться параллельно с нынешним модельным рядом.

  • 2018 год — вышел первый электрический кроссовер I-Pace;
  • 2020 год — компания зарегистрировала торговую марку «EV-Type» для выпуска электрической версии купе F-Type;
  • 2024 год — будет представлен первый электромобиль Landy;
  • 2030 год — 60% автомобилей Jaguar будут выходить в электроверсии.

Jaguar Land Rover будет использовать три платформы для производства: EMA (электрическая модульная архитектура) для своих электромобилей, MLA (модульная продольная архитектура) для гибридов, а также отдельную «чисто электрическую архитектуру» для Jaguar.

Ford Motor

Ford объявил в феврале 2021 года о том, что к 2030 году намерен продавать в Европе только электромобили. Компания планирует, что к 2026 году все ее легковые автомобили станут машинами с нулевым уровнем выбросов и будут либо полностью электрическими, либо гибридными. Говоря о коммерческом транспорте, Ford заявила, что его уровень выбросов должен быть сведен к нулю к 2024 году.

Для этих целей компания вкладывает $1 млрд в модернизацию своего завода по производству электромобилей в немецком Кельне. Первые электромобили должны сойти с конвейера в 2023 году.

Ford воспользуется своим партнерством с немецким автопроизводителем Volkswagen. Компания будет разрабатывать свои электрокары на их платформе MEB, которая лежит в основе электромобилей Volkswagen ID.3 и ID.4.

При этом Ford обещает, что его электромобили будут сильно отличаться от Volkswagen.

    2021 год — Ford Motor должна начать продажи в Европе электрического кроссовера Mustang — Mach-E;

Mach-E

Концерн обещает сделать свои электромобили бюджетными. Предполагается, что в будущем они будут стоить от $20 тыс. (₽1,6 млн) до $70 тысяч (₽5,5 млн). На сегодняшний день электрокроссовер Mustang Mach-E оценивается в $42 895 долларов (₽3,4 млн) за базовую версию.

Фото:Tesla

Volkswagen Group

Гендиректор VW Group Герберт Дисс поставил перед концерном задачу выпустить 26 млн электромобилей к 2028 году и стать крупнейшим в мире производителем в этой области, опередив Tesla. К 2030 году концерн должен представить 75 электрических и 60 гибридных моделей.

    2019 год — на платформе Volkswagen MEB вышел первый хэтчбек ID.3;

ID.3

А в 2019 году группа Volkswagen показала концепцию автономной роботизированной зарядки электромобилей. Робот способен подвозить устройство для зарядки к транспортному средству.

Mercedes-Benz

Маркетологи Daimler заявили, что к 2030 году на электромобили и подзаряжаемые гибриды будет приходиться более половины мировых продаж автомобилей Mercedes-Benz.

  • 2016 год — концерн представил бренд электрокаров Mercedes-EQ;
  • 2018 год — вышел электрокар-паркетник Mercedes-Benz EQC;
  • 2019 год — представлен серийный вариант электро-минивэна Mercedes-Benz EQV;
  • 2021 год — начнется серийный выпуск четырех моделей: представительского седана, аналога S-класса EQS, компакта EQA, более крупного EQB и бизнес-седана EQE;
  • 2022 год — для американского рынка выпустят кроссоверы EQS-SUV и EQE-SUV. Кроме того, компания анонсировала новый электромобиль EQT — электрическую версию модели T-Class.

Mercedes-Benz EQT

BMW AG

Компания планирует к 2030 году выпустить девять электромоделей на модульной платформе Neue Klasse. Операционная система этих автомобилей будет настроена в зависимости от региона.

  • 2013 год — вышел электромобиль концерна BMW i3. Он стал первым в мире электрокаром премиум-класса;
  • 2021 год — на рынке уже представлены электромобили компании BMW i3, BMW iX3 и MINI SE. В этом году ожидается выпуск BMW iX и четырехдверного купе BMW i4;
  • в ближайшие годы появятся электроверсии BMW 5 серии и BMW X1, а затем — BMW 7 серии и MINI Countryman;
  • 2023 год — автопроизводитель планирует выпустить десять моделей электромобилей;
  • 2025 год — компания обещает, что к концу этого года поставит около 2 млн электромобилей;
  • 2030 год — на электрокары будет приходиться не менее 50% ее мировых поставок.

Nissan

  • 2010 год — компания выпускает первый электрокар-хэтчбек Nissan Leaf;
  • 2019 год — вышла усовершенствованная версия Leaf с модернизированной технологией контроля скорости и улучшенной функцией парковки;
  • 2020 год — компания заявила, что электропаркетник Nissan Ariya готов к массовому выпуску. Это первый электромобиль на новой электрической платформе альянса Renault-Nissan-Mitsubishi;

Nissan Ariya

Renault

  • 2011 год — компания запускает линейку электромобилей: Fluence Z.E, Kangoo Z.E, Twizy и ZOE;
  • 2014 год — вышел компактный хэтчбек Renault Twingo;
  • 2019 год — производитель представил субкомпактный электрокроссовер Renault Сity K-ZE — версию бюджетного кроссовера Kwid и электрический хэтчбек Zoe второго поколения. Кроме того, был представлен обновленный Twingo;
  • 2020 год — Renault показала электрический кроссовер-трансформер Morphoz. Он построен на платформе CMF-EV, которая будет использоваться во всех будущих серийных электромобилях;

Renault Morphoz

Mitsubishi

Производитель выпустил пока только один электромобиль — Mitsubishi i-MiEV, который представляет собой пятидверный электромобиль-хэтчбек. Он продается с 2010 года.

В апреле 2021 года компания анонсировала выпуск электрического кроссовера Airtrek, смеси кроссоверов Eclipse Cross и Outlander, который пока предназначен только для Китая.

Компания с 2018 года выпустила только один электромобиль класса люкс Audi e-tron, но в этом году резко начала развивать линейку:

  • февраль 2021 года — представлен седан e-tron GT;
  • апрель 2021 года — компания показала кроссоверы Q4 e-tron и Q4 Sportback e-tron.

Audi Q4 e-tron

Hyundai Motor

Производитель заявил о планах продать 160 тыс. единиц восьми различных моделей электромобилей в 2021 году. Компания планирует нарастить продажи до 560 тыс. единиц из 12 моделей электромобилей в 2025 году.

  • Февраль 2021 года — Hyundai показала кроссовер Ioniq 5, который стал первым на модульной платформе E-GMP, разработанной специально для электромобилей. Позднее на этой платформе выйдет первый электрокар бренда Kia;
  • март 2021 года — вышла седан-версия Ioniq 6;
  • 2022 год — будет представлен электромобиль Propechy;
  • 2024 год — производитель выпустит более крупный кроссовер Ioniq 7.

Что в Азии

В 2021 году китайская корпорация Baidu заявила о планах совместного выпуска электромобилей в партнерстве с китайским автопроизводителем Geely. Последний владеет Volvo и долей в компании Daimler.

Между тем гигант электронной коммерции Alibaba уже создал совместное предприятие по производству электромобилей с крупнейшим автопроизводителем Китая SAIC Motor.

Китайская Didi Chuxing совместно с автопроизводителем BYD выпускает электротакси.

А корейская Samsung намерена инвестировать почти $1 млрд в производство аккумуляторов для электромобилей, чтобы обеспечить, в том числе, и растущие потребности Volkswagen. Автопроизводитель Rivian уже объявил о том, что будет использовать аккумуляторы Samsung SDI для батарей своих электропикапов R1T и внедорожников R1S. Эти электромобили были представлены еще в конце 2018 года, но выйдут на конвейер летом 2021 года.

Другая корейская компания, LG Energy Solution, намеревается увеличить производство аккумуляторов в США в 30 раз, чтобы ими оснащали не менее 2 млн электромобилей ежегодно.

Спрос на экологичный транспорт растет вместе с производством. Согласно прошлогоднему отраслевому исследованию BloombergNEF, средняя цена литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электромобилях, за период 2010−2020 годов упала с $1 191 до $137 за кВт·ч или в девять раз.

Аналитики прогнозируют, что к 2023 году эта цена будет близка к $100 за кВт·ч. Первые такие аккумуляторы дешевле $100 за кВт·ч, кстати, уже выпустили. Ими оснастили китайские электроавтобусы.

Именно такая цена позволит автопроизводителям производить и продавать на некоторых рынках массовые электромобили по той же цене, что и обычные машины.

Аналитики Boston Consulting Group считают, что к 2026 году на электромобили будет приходиться более половины мировых продаж легковых машин.

Кто изобрёл и построил первый электромобиль в мире: история развития и создания, европейские электромобили начала XX века

Электромобили стремительно набирают популярность. Так, например, в Китае за первое полугодие 2019 г. было продано 628 тыс. таких транспортных средств, в США — 149 тыс., в Германии — 48 тыс., в Норвегии — 44 тыс. В России, по состоянию на 1 января 2019 г., зарегистрировано 3,6 тыс. экологически чистых машин. Как появились электрокары, кто их изобрёл и каков их принцип работы, можно узнать из статьи.

История создания электромобиляПринцип работыПреимущества и недостаткиРазвитие инфраструктурыЕвропейские электромобили начала XX векаСовременные электромобилиГибридные автомобилиvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

История создания электромобиля

Электромобиль — это транспортное средство, работающее на электродвигателе, который приводится в движение от автономного источника питания: аккумулятора, топливного элемента, конденсатора и др.

Начало истории изобретения транспортного средства с электродвигателем относится к XIX столетию. Прообразом электромобиля можно считать тележку, которая приводилась в движение электроэнергией. Её создал изобретатель из Венгрии Аньос Джедлик. Кстати, во времена появления такой электротележки о двигателе внутреннего сгорания (ДВС) человечество ещё не знало.

Знаете ли вы? В 1895 г. в Америке в ходе первого автомобильного пробега победителем стал электромобиль.

Появление первой машины с электромотором произошло в конце 1830-х – начале 1840-х гг. Над проектами создания примерно в одно время работало несколько человек в разных странах. Так, в 1834 г. американец Томас Дэвенпорт построил первый электромотор постоянного тока, однако не запатентовал его. Мотор установили в платформу, которая осуществляла движение по электрифицированному треку.

Машину, приводимую в движение первичными гальваническими элементами, в 1835 г. придумали голландские учёные Сибрандус Стрэтин и Кристофер Беккер

Официальной же точкой отсчёта истории электрокаров считается 1837 г. Именно тогда шотландский изобретатель Роберт Дэвидсон представили миру свой электромобиль, в котором могли ехать 2 человека. Он работал от одноразовой батареи.

Презентация следующего электромобиля, уже передвигающегося на трёх колесах, произошла в Париже. Его представил француз Густав Труве. Транспорт разгонялся до 12 км/ч и мог проехать 26 км.

Ещё одной важной вехой в истории создания электромобилей считается 1884 г. В этот период англичанин Томас Паркер изобрёл транспорт, который работал от перезаряжаемой батареи.

А в 1899 г. русский инженер Ипполит Романов окончил разработку электромобиля, который был способен двигаться без подзарядки около 60 км. Он мог перевозить 17 пассажиров и развивать скорость до 40 км/час.

По состоянию на начало XX в. 38% автомобилей в США работали от электричества.

Знаете ли вы? Китай планирует оставить на дорогах исключительно электромобили до 2022 г., сделав для населения переход от старых авто к новым бесплатным. Китайское правительство заключило соглашение с компанией Tesla на поставку к этому времени 780 млн машин.

Принцип работы электромобиля довольно прост. Конструкция его преимущественно такая же, как и классических авто с ДВС, а вот двигатель работает не на топливе, а на электроэнергии. Электрический ток поступает из обычной сети в аккумуляторы, находящиеся в машине. Он питает двигатель, который преобразовывает его в механическую энергию вращения. Состоит деталь из ротора и статора. Магнитное поле, действующее в статоре, приводит к возникновению вращающего момента и движению ротора.

Существует 3 вида электродвигателей, которые действуют от переменного и постоянного тока, универсальные. Также они могут быть коллекторными и бесколлекторными. Электродвигатель требует регулярной зарядки. Для этого сегодня предусмотрены специальные заправочные станции, подающие электроэнергию или аккумулирующие энергию солнца.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество таких автомобилей перед теми, которые работают от двигателя внутреннего сгорания, — экологичность. Они не выбрасывают в атмосферу вредных выхлопов.

К плюсам современных электрокаров также относят:

невысокие расходы на заправку и содержание; простоту сервисного обслуживания; тихий звук двигателя.

Конечно же, есть у электромобилей и минусы. Среди них:

малый ассортимент; высокая цена (бюджетные модели стоят по 25–30 тыс. евро, элитная Tesla — 80–90 тыс. евро); ограниченная сеть заправок; дороговизна и короткий срок службы аккумуляторов — до 7 лет; длительное время зарядки — в нормальном режиме в среднем 8–9 ч; сложность при утилизации аккумуляторов.

Важно! Сегодня проблема длительной зарядки электрокаров решена проведением её в ускоренном темпе, а также заменой батареи на полностью заряженную. Чтобы зарядить аккумулятор в быстром режиме, требуется 30–40 мин.

К сожалению, развитие инфраструктуры для электрокаров сегодня не успевает за производством транспортных средств и спросом на них. Например, в США сейчас на 18 автомобилей приходится 1 зарядное устройство. Однако большинство государств заинтересованы в том, чтобы люди переходили на экологический вид транспорта, и способствуют расширению инфраструктуры. Так, по состоянию на июль 2019 г. в Китае насчитывается 1 млн зарядных пунктов. В Канаде на строительство станций быстрой зарядки инвестировано 4,6 млн долларов. Великобритания начинает инвестировать в эту сферу 37 млн евро. В других европейских странах также озабочены этим вопросом. Специалисты прогнозируют, что к 2027 г. количество зарядных пунктов по всему миру вырастет на 29%.

Развивается сеть электрозаправок и в России. В ближайшие годы компания Teslа к уже существующим на междугородних трассах планирует прибавить ещё 5. В планах установка нескольких тысяч пунктов подзарядки Supercharger.

Европейские электромобили начала XX века

До начала XX в. электромобили на равных использовались с машинами, работающими на бензине. Однако в дальнейшем последние обогнали их по мощности и скорости, поэтому спрос на электрокары начал падать, а возродился лишь в конце прошлого столетия. В начале века распространение получили грузовые электромобили и электробусы. В 1907 г. уже было создано авто с электродвигателем — Detroit Electric, которое могло проехать 130 км без подзарядки.

Важно! Появился и введён в эксплуатацию новый вид зарядки электромобилей — на ходу. В Швеции на одном из участков дороги проложили электричество, что позволяет осуществлять подзарядку без остановки.

Поскольку в начале столетия стоимость бензина была высокой, то спрос на электромобили был стабильным и высоким. Но как только цены на нефть поползли вниз, а американский владелец заводов по производству автомобилей Генри Форд удешевил продукцию своего концерна, производство машин, работающих на электричестве, резко сократилось и перестало быть массовым. Обыватели предпочитали приобретать авто с ДВС, а электромобили оставались лишь для служебных целей.

Сегодня машины с электродвигателями переживают второй бум популярности. По дорогам мира ездят различные виды этих авто. Они могут быть исключительно внутригородскими — с малой мощностью и скоростью передвижения. Есть миниатюрные электрокары, на которых можно осуществлять короткие поездки по типу «дом – работа – дом». Всё большей популярностью пользуются обычные легковые авто, которые могут курсировать между городами с учётом дополнительной подзарядки в пути. Разработаны также грузовики с электродвигателем, которые на сегодня мало распространены.

Современные электрокары без подзарядки могут преодолевать расстояние 150–250 км. Компания Tesla не так давно создала автомобиль, который способен на одном заряде проехать 550–600 км.

Рекомендуем к прочтению:

Транспортный налог на электромобиль: размер, как рассчитать

Лучшие бюджетные электромобили

Рейтинг японских электромобилей по маркам и моделям

5 самых быстрых электромобилей в мире

Сегодня практически каждый автомобильный производитель выпускает линейку электрокаров. Лучшими по состоянию на 2019 г. являются:

Tesla Model S. Имеет 2 электромотора и батарею мощностью 100 кВт. Запас хода составляет 600 км. Скорость 100 км/ч авто развивает за 3,8 с. Время стандартной зарядки составляет 7 ч, быстрой — 40 мин. Стоимость машины достигает 93 тыс. евро.

Tesla Model 3 Long Range RWD. Мощность авто — 287 л. с. 100 км/ч оно набирает за 5,3 с. Ёмкость аккумулятора — 75 кВт. Его можно зарядить за 8 ч в нормальном режиме и за 28 мин. в быстром. Предельная скорость, которую может развить авто, — 225 км/ч. Запас хода — максимально возможный на сегодня: 600 км. Приобрести такой автомобиль можно по цене 54 тыс. евро.

Jaguar I-Pace. Имеет мощность 400 л. с. До 100 км/ч разгоняется за 4,8 с. В машине установлен аккумулятор ёмкостью 90 кВт. Зарядить его можно за 13,5 ч. В быстром режиме подзарядка занимает 42 мин. Машина может достичь максимальной скорости 200 км/ч. Запас хода составляет 470 км. Стоимость достигает 81,8 тыс. евро.

Kia e-Niro. Машина оборудована электродвигателем мощностью 204 л. с. и аккумулятором ёмкостью 67,1 кВт. Максимальная скорость, которую может развить Kia e-Niro, — 167 км/ч. Достигает 100 км/ч за 7,8 с. Время зарядки в обычном режиме составляет 10,5 ч, в быстром — 42 мин. Без подзарядки машина способна проехать 455 км. Цена на этот электромобиль — 42,5 тыс. евро.

Hyundai Kona Electric. Без подзарядки преодолевает путь 449 км. Имеет мотор мощностью 204 л. с., аккумулятор ёмкостью 67,1 кВт. Предельно возможная скорость — 167 км/ч. Разгон до 100 км/ч происходит за 7,6 с. Стандартная зарядка длится 10,5 ч, быстрая — 42 мин. Цена на эту модель стартует от 30,8 тыс. евро.

Заслуживают внимания также Audi e-tron 55 quattro, Mercedes-Benz EQC.

Отдельно следует сказать о наиболее популярной на сегодня бюджетной модели — это Nissan Leaf. Мощность его электродвигателя составляет 218 л. с. Ёмкость батареи — 62 кВт. Максимально возможная скорость машины — 157 км/ч. До 100 км/ч она разгоняется за 7,3 с. Запас хода составляет 385 км. Батарея заряжается за 10,5 ч в обычном режиме и за 36 мин. в быстром. Цена — 36,8 тыс. евро.

Важно! Большинство производителей предпочитают располагать электромотор в нижней части кузова: так осуществляется равномерная нагрузка по осям.

Гибридное авто — это то, в котором одновременно используются электродвигатель и ДВС. Оно было создано в 1900–1901 гг немецким конструктором Фердинандом Порше. Сегодня такие машины популярны в Японии, США и Европе, что объясняется их универсальностью и удобством эксплуатации. Особенность гибрида в том, что его не нужно прогревать в зимнее время при условии использования электродвигателя. Если необходимо быстро преодолеть значительное расстояние, то машина автоматически переключается на бензиновый или дизельный мотор.

Сегодня существует 3 вида гибридов:

Параллельный — когда 2 мотора могут работать поочерёдно. Последовательный — когда ДВС осуществляет поворот генератора, заводящего электромотор или заряжающего аккумулятор. Последовательно-параллельный — сочетающий функции двух предыдущих видов. Генератор, ДВС и электромотор соединяются с колёсами при помощи планетарного редуктора.

Знаете ли вы? Самым крупным производителем электромобилей является компания Tesla, которая в 2018 г. продала 245 тыс. машин. Во всём мире за этот период было реализовано 1,3 млн экологически чистых авто.

Одной из моделей гибридов, заслуживающих внимание, является выпущенная компанией Hondа. В ней двигатели работают в параллельных режимах и могут без проблем приходить в действие и отключаться. Такие авто часто используют для передвижения сотрудников дорожной полиции во многих странах мира.

Гибриды позволяют существенно снизить уровень выбросов в атмосферу и увеличить продуктивность расхода топлива. Они бесшумные, хорошо управляемые и мощные. Управление такими авто ничем не отличается от вождения обычной машины с коробкой-автоматом

Итак, электромобили — это перспективный вид транспортного средства, который набирает популярность по всему миру. Он имеет множество плюсов и минусов. Перед приобретением электрокара следует детально изучить их перечень и взвесить все за и против.

Электромобили: инвестиция в будущее?

За последнее десятилетие мировой рынок электромобилей сделал огромный скачок вперед. Но даже несмотря на то, что мы уже наблюдаем невероятный рост количества электромобилей во всем мире, отраслевые прогнозы позволяют предположить, что мы только в начале всего пути.

Сегодня мы посмотрим:

  • почему растёт рынок EV;
  • где он развивается активнее всего;
  • сможет ли классический автопром на нём закрепиться.

Взгляд в будущее: рынок электромобилей (EV) вырастет в 7 раз

Grand View Research прогнозирует рост рынка электрокаров (EV) на 42% год к году до 2028, что увеличит текущее кол-во электромобилей на дорогах с 9,5 млн штук до 157 млн:
Электромобили: инвестиция в будущее?

При этом, по версии CarsGuide, в мире существует 1,4 млрд автомобилей. По разным прогнозам, рост рынка числа автомобилей в штуках с учетом текущего уровня выбытия сохранится примерно на том же уровне. Это означает, что электромобили составят

10% объема всего рынка автомобилей.

Еще лучше дело обстоит при сравнении числа продаж электромобилей vs бензиновых автомобилей:
Электромобили: инвестиция в будущее?

Доля EV в общих объёмах продаж продолжит свой рост, несмотря на незначительное замедление в 2020 году. Ожидается, что к 2030 году доля продаваемых электрических автомобилей достигнет 22% в Китае, 30% в США, а также 40% в Европе благодаря росту тренда на ответственное отношение к природе. А по итогам 2030 года общий общем продаж электрических авто превысит авто на ДВС.

Почему растет рынок электромобилей?

Но теперь вернемся в настоящее и посмотрим, что формирует спрос на электромобили сейчас.

По данным McKinsey, рынок EV сконцентрирован в трёх регионах: Китай, Европа и США:
Электромобили: инвестиция в будущее?

Китай: государственное стимулирование и инфраструктура

Относительно медленный рост рынка электромобилей в Китае в 2019 году отражает влияние значительного сокращения субсидий для граждан на покупку электромобиля. Центральное правительство отменило субсидии на покупку транспортных средств, которые достигают пробега на полном аккумуляторе менее 200 километров, и сократило субсидии на 67% для электромобилей с запасом хода более 400 километров.

В целом Китай идёт в сторону неденежного стимулирования рынка через инфраструктурные инвестиции в развитие блока электрических «заправок». Однако COVID-19 немного поменял планы центрального правительства, и оно продлило программу нулевого налога на покупку EV и дополнительные денежные стимулы до 2022 года.

Важно отметить, что, по данным Международного энергетического агентства, у Китая уже достаточно развитая инфраструктура — 80% всех «быстрых» заправок для электромобилей находится именно там:
Электромобили: инвестиция в будущее?

В итоге китайский рынок EV развивался за счет денежных стимулов, а будет развиваться за счет создания комфортной инфраструктуры для водителей электрокаров.

По итогам I полугодия 2020 года, продажи легковых электрических автомобилей в Китае превысили 400 тыс. единиц. По данным Statista, в тройку лидеров попали BYD, Tesla и VW Group:
Электромобили: инвестиция в будущее?

Стоит отметить, что ввиду запуска дополнительной производственной мощности в Китае Tesla смогла выйти на установленный таргет по выпуску автомобилей в 500 тыс. единиц.

Европа и США: зеленая повестка демократов

Рынок EV в США и Европе растет в основном за счет общего тренда на переход к чистой энергетике. В отличие от Китая, население стран Европы и США уже давно и активно за это выступает самостоятельно, однако государственная поддержка играет немаловажную роль.

В Европе было подписано соглашение о нулевом выбросе углекислого газа в атмосферу к 2030 году, и правительственные блоки формируют планы по уровню выбросов для каждого сектора.

В результате если компания не укладывается с уровнем выбросов, то она обязана либо перейти на биотопливо / пересесть на электромобили/электротраки, либо купить NEV кредиты. NEV кредиты достаются производителям в сфере чистой энергетики, которые они активно перепродают «грязным компаниям».

Таргетирование уровня выбросов негативно сказывается на классических автопроизводителях. Они вынуждены перекладывать их стоимость на потребление через рост цен или снижать операционную маржинальность.

В США на государственное субсидирование могут полагаться компании, чьи совокупные отгрузки авто на электрической тяге достигли 200 тыс. единиц. Покупатели могут получить налоговые льготы со стороны государства в размере до $7500. Стоит отметить, что только GM и Tesla перешагнули установленную планку.

В США и Европе денежное стимулирование рынка, так же как и в Китае, активно сокращается, и государства переходят к формам неденежного стимулирования — через формирование инфраструктуры и таргетирования уровня выбросов.

Все это подталкивает и классических производителей к переходу на EV или гибридные автомобили.

Переход на EV не принесет роста классическим производителям

Существующие производители, такие как General Motors, Ford, Nissan и другие, объявили о планах по скорейшей электрификации своих авто не просто в целях удовлетворения растущего спроса на EV машины, а удержания текущей доли рынка в разных сегментах. Собственная каннибализация в угоду быстрорастущему рынку электрических автомобилей приведет к перетоку продаж ДВС сегмента к EV.

В наиболее выгодном положении окажутся традиционные автомобильные компании с агрессивной политикой вывода новых EV моделей на мировой рынок и корпорации, специализирующиеся чисто на электрических авто (Tesla, NIO, Xpeng).

Однако General Motors может во многом выиграть за счет агрессивной программы перехода на EV и меньше потерять в классическом сегменте.

  • Вывести около 30 новых моделей на электрической тяге концу 2025 года.
  • Нарастить долю в EV авто до 40% в общем объеме реализации против 1% к текущим цифрам.
  • Нарастить инвестиционную программу до $27 млрд, что превышает траты ближайшего конкурента (Ford) практически в 3 раза.

Также GM разрабатывает очень эффективную батарею, что позволит снизить расходы на производство до 60% и увеличить дальность хода практически в 2 раза. Более того, холдинг занимается разработкой своего софта для беспилотного транспорта через подразделение Cruise. По версиям некоторых агентств он обходит FDS Теслы.

В менее выгодном свете смотрится компания Ford, которая делает ставку на электрификацию только своих двух бестселлеров: Transit и F-Series. Также инвестиционная программа перехода на электрические автомобили составляет всего $11 млрд.

Инвестиции решают всё

Электромобили сегодня — довольно дорогое удовольствие, не доступное среднему потребителю. Одни из самых бюджетных версий стоят порядка $30 тысяч, что, с учетом субсидий, ставит EV на одном уровне с ценой классического автомобиля. Однако самая дешевая версия — далеко не лучшая, поэтому уступает в классе комфорта за счет низкого запаса хода. Всё это ведет к тому, что производители активно вкладываются в снижение стоимости самой дорогой части машины — батареи:
Электромобили: инвестиция в будущее?

Первыми достигнут этого производители, давно инвестировавшие в данную технологию, то есть ключевые игроки электропрома.

Лидеры сегодня — лидеры завтра

Мы ожидаем, что текущие лидеры — Tesla, GM, NIO и Xpeng — за счет крупных инвестиций в технологии в прошлом в полной мере выиграют от роста рынка EV.

Классические автопроизводители отстанут в развитии и будут стремиться сохранить нынешнюю долю рынка за счет частичной каннибализации от основного ДВС сегмента.

Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: