Проверка водителей перед рейсом

Проверка водителей перед рейсом

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Обзор документа

Минтранс выпустил разъяснения для организаций и ИП, занимающихся в т. ч. автоперевозками пассажиров, и указал:

— обязательные предрейсовые медосмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более;

— обязательные послерейсовые медосмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один рейс и более.

При оформлении путевого листа последовательность предрейсовых медосмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством не установлена.

Предрейсовый медосмотр водителей

Для водителя

Управление транспортным средством – занятие потенциально опасное. Каждый день на дорогах погибают сотни людей. Для того чтобы снизить статистику и обезопасить граждан, была введена система врачебных осмотров. Ее обязывают пройти каждого сотрудника компании, имеющего дело с автомобилем.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей организует директор фирмы. О том, как правильно наладить медконтроль и вести отчетную документацию, поговорим в статье.

Медосмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый медосмотр водителей должны организовывать во всех фирмах, на балансе которых числятся автомобили. Подробные требования к осуществлению процедуры значатся в ряде нормативно-правовых документов (об этом мы поговорим ниже).

Посещать врача необходимо перед каждой рабочей сменой, рейсом, командированием. Организация процедуры по ОКПД и ОКВЭД отличаться не будет. Ее продолжительность не превышает 20 минут.

Предназначение

Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей направлены на усиление БДД, выявление употреблявших спиртное сотрудников, охрану здоровья. Обеспечить коллектив условиями для их прохождения – обязанность руководства.

Во время осмотра, который может быть и внеплановым, врач исключает вероятность алкогольного опьянения, употребления наркотиков и сильнодействующих лекарс-твенных средств. Фиксируется общее самочувствие шоферов, их хронические заболевания. Эти меры позволяют оградить от пилотирования автомобиля тех, кто может не справиться с его управлением. Исполнение осмотров обязательно.

Нововведения 2019 года

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Для того чтобы отладить систему, власти вводят поправки в законы. Они сокращают время проведения манипуляций и упрощают схему осмотров.

Некоторые правки внесли в предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году. Ново-введения касаются оформления документации.

С января в «путевиках» – документации бухучета – упразднили медицинские штампы. Теперь достаточно подписи доктора с указанием его фамилии и инициалов. Длительность процедуры, тем самым, сократили.

Кто должен проходить

На «свидание» с медицинским персоналом работодатель должен отправить всех сотрудников, оформленных на вакансию водителя. Тип трудового договора здесь роли не играет, как и водительский стаж. Компании, работающие по франшизе и оформляющие трудовые отношения по гпх, также организуют осмотры.

Единственная категория шоферов, которая может пропустить плановый контроль – это сотрудники специальных служб (бригады скорой, пожарные, спасатели МЧС, служащие МВД и ГИБДД). Сотрудники автозаправочных станций также подвергаются контролю.

Водители с собственным автомобилем

Подпадают под категорию обязанных проходить обследование и получать медсправку. На деятельность и наименование организации проверяющие смотреть не будут.

Если во время рабочего дня сотрудник перевозит коллег, товары, выезжает в командировки, у него должна быть отметка врача. Фирма не выдает «путевики»? Образец ищем в Сети, купить их можно в свободном доступе, цена копеечная. Иметь документ по госту нужно.

Водители со служебным транспортом

Это же правило касается тех, кто работает на служебном автотранспорте. Если люди с личными автомобилями могут придумать сотруднику ДПС «байку» о своих делах, то у тех, кто передвигается на машине компании, такой фокус не пройдет. Документ, подтверждающий прохождение врача, для экспедиторов обязателен.

Водители спецтехники

К этой категории шоферов требования особенно жесткие. Водители автобусов, грузовых автомобилей, фур, погрузчиков, автопогрузчиков, локомотивного транспорта, водители, трудящиеся на АЗС, трактористы перед выходом на линию в обязательном порядке проходят контроль.

Те, кто перевозят людей и опасные грузы, обязаны пройти не только предсменную проверку, но и послесменный мониторинг. Это нужно для оценки влияния вредных факторов.

Врачи в данном случае наблюдают не только за состоянием физического здоровья. Водители спецтехники должны пребывать в стабильном психологическом состоянии. Если у медика возникнут сомнения, человека могут отправить в кабинет психиатра. В этом случае вероятно проведение психиатрической экспертизы и прохождение расширенной медкомиссии.

Читайте также  Рейтинг самых экономичных авто

Водители такси

Для работников таксопарков законодательство предусматривает небольшие поблажки. Эти водители также обязаны пройти осмотр, но его могут организовать удаленно, в режиме онлайн. Для этого не нужно идти в медпункт. Достаточно подключиться к специальному телеметрическому оборудованию. Такой метод называется дистанционным.

Средства диагностики представляют собой небольшие аппараты, считывающие жизненные показатели человека. Перед стартом водители проходят обучение, получают методические пособия. Аппараты обмануть не получится: признаки опьянения они покажут, шофер получит отстранение.

Кто уполномочен проводить медосмотр

За организацию процедуры отвечает работодатель. Для проведения врачебного осмотра глава фирмы может привлечь медицинских работников, имеющих лицензию. В этом случае нужно заключить договор с организацией здравоохранения. Процедура проводится в больнице либо в офисе компании.

Есть и другой вариант – нанять медработника. В этом случае осмотр проводится на предприятии. Профессиональному медику нужно выделить отдельное помещение площадью не меньше 12 квадратных метров. Рекомендации к оснащению кабинета описаны Минздравом.

Порядок прохождения медицинского осмотра

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Мероприятие напоминает обычный прием в поликлинике. Происходит сбор анамнеза, выслушиваются жалобы на самочувствие.

Врач осматривает кожный покров, зрачки, слизистые оболочки, измеряет периодичность пульса, давление. Если у работника есть хронические заболевания, важно без боязни предупредить об этом доктора.

После общего осмотра водителей проверяют алкометром. В случае подозрений медик вправе провести тест на наркотики. Если все показатели в норме, водитель получает соответствующую пометку. Результаты осмотра фиксируют в «путевике» и техническом журнале. Периодический осмотр может длиться до 15–20 минут.

Отметим, что за выпуск в рейс нетрезвого шофера предусмотрены санкции. Итогом может стать уголовная ответственность.

Проверка предрейсового медосмотра

За проверку отвечают несколько госслужб. Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнад-зор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду. Выявлять нарушения может каждый орган. Они праве потребовать технический журнал, проверить лицензию, посмотреть кабинет (когда осмотры проходят на базе компании).

На основании проверок составляются акты. В случае нарушений выписывают штраф. Цель проверки – не запугать, а наладить полноценный цикл медконтроля.

Как выглядит штамп медработника

Сегодня печать и штамп – пережиток прежних времен. Как мы отметили, с 2019 года эти инструменты не требуются. Поправки заменили штампы на подписи. На «путевике» должны быть «автограф» доктора и его фамилия с инициалами. Также точное время прохождения контроля.

Осуществлять мониторинг может специалист со среднеспециальным и высшим образованием. Однако не допускать шофера к смене, отстранять его от рейса вправе только дипломированный врач.

Ведение отчетности по медосмотрам водителей

Результаты каждой предварительной проверки медик заносит в производственный журнал. Там фиксируют данные прошедшего осмотр шофера, полученные во время текущей процедуры показатели. Образцы документа можно скачать в свободном доступе (приказ Минздрава под номером 835).

Отчетность может быть бумажной или электронной. На каждой странице журнала ставятся подпись медработника и директора предприятия. Сдавать отчетность нужно раз в месяц.

Отметим, что окончательное решение о допуске или недопуске принимает не врач, а руководитель.

Можно ли не проходить медосмотр перед рейсом

Нет, эта процедура обязательная. Все водители автотранспортных средств входят в категорию риска, осмотр риски сводит к минимуму. Перед выездом человек, оформленный на должность шофера грузового или легкового транспорта, проходит короткую проверку. Она может занимать до 20 минут.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Бояться не нужно: если вы трезвы, не употребляли запрещенных веществ, то все пройдет хорошо. Оплачивает контроль руководство, примеры осмотров можно посмотреть на видео в Сети.

Даже если доктор усомнится в вашей честности, ужасов не будет: вас просто направят к наркологу на дополнительные анализы. Или же сделают исследование на месте.

При обострении хронических недугов доктор вправе направлять на допобсле-дование. В клинике вам сделают назначение, напишут список с названиями препаратов. В фирме дадут внеочередной выходной. Если болезнь была спровоцирована токсичными веществами на работе, то счет за лечение оплатит работодатель.

Отказываться от осмотра не стоит: могут оштрафовать на 1,5–2 тысячи рублей.

Ответственность за непройденный медосмотр

Если компания не организовала полноценный осмотр сотрудников, размер штрафа составит 2–50 тысяч рублей. Все зависит от того, какие именно пункты руководитель нарушил.

Некоторые компании на свой страх и риск экономят и не проводят осмотры. Экономия здесь получается весьма спорной. Стоимость штрафа за отсутствие контроля доходит до 130 000 рублей.

Взыскание за отсутствие метки в «путевике» – 500 рублей. Напомним, что в листе также должна быть отметка о проверке техники механиком. Срок ее действия – один рейс или смена.

Врачебный контроль нужен для обеспечения безопасности. Его прохождение обязательно для всех оформленных водителей. За неисполнение грозят внушительные штрафы.

Предрейсовый медосмотр хотят сделать дистанционным: что ждет водителей 10:42, 3 октября 2021 Версия для печати

Транспортные компании давно просили узаконить дистанционный формат медосмотров водителей, и наконец Минздрав внес в правительство соответствующий законопроект. Телемедицина призвана существенно упростить процедуру проверки здоровья водителя, а также отловить нетрезвых за рулем.

Инциденты из-за ухудшения состояние здоровья водителей такси, автобусов или грузовиков происходят регулярно, и еще в 2017 году президент Владимир Путин поручил разработать законопроект о телемедицине.

Отметим, что никакого запрета дистанционных осмотров нет и сейчас: транспортные компании их уже проводят. Внесенный Минздравом документ после принятия придаст телемедицине официальный статус. Вводится дистанционный формат предрейсовых медосмотров перед началом рабочего дня, а также послерейсовых осмотров по окончании смены. На расстоянии будут определяться температура, давление, пульс, содержание алкоголя в крови и ряд других параметров водителей такси, автобусов и грузовиков.

Предполагается, что это будет работать так: водителю нужно будет авторизоваться в терминале, установить на себя датчики, которые измерят пульс, давление и т. п. На процедуры уйдет несколько минут. Фальсифицировать или подделать данные приборов невозможно, заверяют в Минздраве.

Сведения направятся врачу, и на основании полученных данных медик примет решение о допуске водителя в рейс. Важно, что законопроект оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медосмотра — в очной форме или дистанционно.

Планируется заносить данные в базу, которой смогут впоследствии воспользоваться представители правоохранительных органов в ходе расследования аварий. Водителям тоже дадут доступ к своим данным.

По данным ГИБДД РФ в 2020 году:

    • более 167 000 человек лишены водительских удостоверений за управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);
    • почти 14 500 ДТП из 145 073 произошло c участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения.
      • 11 897 с легковыми автомобилями;
      • 410 с грузовиками;
      • 45 с общественным транспортом;
      • 84 с тракторами и другими самоходными механизмами.

      19 044 человека было ранено в таких ДТП, 4064 погибло.

      ПОЛЬЗА ОСМОТРОВ НА ДИСТАНЦИИ

      «Все это позволит сохранить здоровье работника, чтобы он долгое время исполнял свои обязанности, исключить возникновение у него профессионального заболевания», — заявил замдиректора общественного здоровья Минздрава Максим Некрасов на «круглом столе» на тему нового законопроекта (состоялся в конце июля). А главный внештатный профпатолог министерства Игорь Бухтияров привел в пример опыт РЖД, где благодаря дистанционным осмотрам машинистов удалось снизить в два раза риск их внезапной смерти от заболеваний. Такой опыт пригодится и на автотранспорте.

      Сейчас в 90 % случаев осмотров не проводится, водители просто получают путевые листы (их нужно предъявлять инспекторам ГИБДД) со штампом медработника, рассказал член Общественной палаты Александр Холодов.

      «Нужно либо иметь свой медкабинет, получив лицензию, либо на договорной основе привлекать какую-то медицинскую организацию. Понятно, это и деньги большие, и определенные затруднения», — констатировал замдиректора развития цифровой экономики Минэкономразвития Алексей Минаев. По прогнозу министерства, широкое распространение телемедицины позволит сократить смертность в ДТП на 20 %. Это произойдет за счет внедрения дистанционных осмотров в тех регионах, где медработников нет или их очень мало.

      ВЫВЕСТИ ИЗ ТЕНИ

      Действительно ли тема актуальна, мы спросили у экспертов и представителей транспортных компаний.

      На практике компании действительно пренебрегают проведением медицинских осмотров, они не проводятся в 90 % случаев, согласна основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Венера Шайдуллина. «Телемедицина поможет вывести из теневого сектора систему предрейсовых медицинских осмотров, — считает эксперт. — Сама процедура медосмотра станет прозрачнее и проще, если пройдет законопроект о телемедицинской технологии».

      По ее оценке, реализация инициативы даст возможность контролировать состояние работников в динамике, так как данные будут храниться годами. Причем информация будет сохраняться на облачном сервисе, что удобно. И контролировать такие данные в режиме онлайн — это способ более эффективный, чем проверка бумаг, считает Шайдуллина. Кроме того, дистанционные проверки действительно помогут сократить число ДТП по вине водителей, согласна она.

      «Это давно назревший и наболевший у всех транспортников вопрос», — заявил руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. Он отметил, что в крупных транспортных компаниях есть штатные медработники. «Но даже у нас по разным обстоятельствам бывает необходимость проводить осмотры водителей удаленно от штатного медкабинета», — добавил эксперт.

      По словам Иванова, в ходе очных осмотров часто срабатывает человеческий фактор. «Многие водители за короткое время находят «подходы» к медицинскому персоналу, — пояснил эксперт, — и зачастую, дабы сократить время осмотра или по другим причинам, медицинский работник проводит проверку поверхностно, невнимательно, тем самым допуская на линию людей в пограничном состоянии».

      Онлайн-осмотры, считает он, этой проблемы лишены: водитель не знает медперсонал, который его проверяет, а медик более объективно проводит проверку.

      Представитель IBF-Motors выразил уверенность, что дистанционные медосмотры следует приравнять по статусу к обычным пред- и послерейсовым осмотрам, причем разрешить компаниям по своему усмотрению выбирать удобный для них формат.

      Повлияет ли новшество на количество ДТП по вине нетрезвых водителей? «Думаю, где-то в районе погрешностей, так как нетрезвые водители, за редким исключением, — это водители частных автомобилей», — заявил эксперт.

      СПРОС БУДЕТ

      Телемедицина — направление перспективное и будет востребовано у транспортных компаний, считает руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и правительственными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин. «Дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников не только удобен, но и максимально безопасен с учетом эпидемиологической обстановки, — отметил он. — При этом выиграют как перевозчики, так и медицинские организации, у которых сейчас не всегда хватает работников и оборудования для очных осмотров». И только после легализации телемедицины она сможет заменить предрейсовые осмотры водителей медицинским сотрудником, констатировал эксперт.

      Евгений Уткин наряду с коллегами отметил, что одним из плюсов телемедицины является отсутствие человеческого фактора (с врачом можно «договориться»). «Поэтому потенциально «беспристрастность» системы может внести свой вклад в повышение безопасности на дороге», — добавил он.

      Заместитель гендиректора международной транспортно-логистической компании ТРАСКО по транспорту Михаил Пальков тоже считает актуальным вопрос удаленных предрейсовых осмотров водителей с помощью средств телемедицины. «Это хорошая современная практика, но, безусловно, для ее широкого применения необходимы законодательные основания», — заявил он. Что касается повышения безопасности на дорогах, то тут очевидно, отметил эксперт: чем больший процент соответствующих медицинским требованиям водителей будет за рулем, тем ниже будет вероятность ДТП по причинам, связанным с состоянием здоровья водителей.

      «Да, эту инициативу считаю актуальной, — сообщил руководитель департамента транспорта ООО «НьюМоскоуБас» Олег Власов. — Мы некоторое время успешно использовали такой продукт как дополнительную меру контроля водительского состава. Но урегулировать это на законодательном уровне нужно обязательно с внесением соответствующих поправок в ПДД».

      Однако он все же считает, что человеческий фактор нельзя будет исключить на 100 %. «Люди всегда приспосабливаются ко всему, что бы и когда ни вводилось, и телемедицина не будет исключением, — прогнозирует Власов. — Никто не мешает водителю в перерыве между рейсами выпить «живой квас», и при проведении внеплановой проверки на линии будут зафиксированы нежелательные проценты в выдыхаемом воздухе».

      Кроме того, эксперт высказал мнение, что всех под одни стандарты при медосмотрах подводить нельзя. «По рекомендациям, выданным на осмотре, зачастую можно выявить некоторые серьезные заболевания, которые на ранней стадии легко лечить. Но это уже после посещения докторов, — подчеркнул Власов. — В то же время есть хронические заболевания, при которых порой показатели кажутся завышенными, но при детальном их изучении в стационарных условиях они не являются причиной недопуска водителя, и врачи выдают соответствующую справку».

      ЦЕНА ВОПРОСА И ДЕФИЦИТ

      Во сколько обойдется внедрение дистанционных осмотров, и возможна ли экономия?

      «Ранее нам предлагался этот продукт — 15 000 рублей за одно рабочее место, — рассказал Олег Власов («НьюМоскоуБас»). — Для выпуска большого количества водителей примерно в одно время таких мест должно быть пропорционально требуемой проходимости людей».

      Михаил Пальков (ТРАСКО) констатировал, что, если ставить оборудование для телемедицины на каждый автомобиль, то стоимость осмотра будет высокой, и сэкономить не получится. «Все будет зависеть от стоимости самого оборудования и цены администрирования процесса дистанционных осмотров», — пояснил он.

      Евгений Иванов отметил, что расчеты стоимости реальных и онлайн-осмотров учитывают множество факторов (персонал, оборудование, администрирование и многое другое). По этой причине компания сама должна считать, что ей интересно в каждом конкретном случае. «Онлайн-осмотры надо рассматривать больше не с точки зрения экономии, а с точки зрения удобства для предприятия», — добавил представитель IBF-Motors.

      Есть еще и такой нюанс: в результате внедрения системы возрастет отсев водителей. Так, например, в АО «Мострансавто» рассказывали о следующих результатах теста системы телемедицины: количество водителей, не допущенных за руль, выросло с 1 до 20 %. Не приведет ли это к нехватке водителей, если отсев увеличится в двадцать раз?

      «Конечно, приведет, а также к росту стоимости перевозок, — отметил Евгений Иванов. — Но! Здесь речь идет о безопасности людей, и этим все сказано. Нездоровые и нетрезвые водители не должны управлять транспортом».

      Евегний Уткин («Деловые линии») также считает, что вопрос дефицита кадров не должен решаться за счет послаблений в требованиях к их здоровью. «Потому что это опасно как для самого сотрудника, так и для других участников дорожного движения», — пояснил он.

      Михаил Пальков констатировал, что уже сегодня нехватка квалифицированных водителей — это одна из насущных проблем в сфере автомобильных грузоперевозок. «Но жертвовать безопасностью здесь не стоит», — согласен он. Однако эксперт высказал мнение, что данные пилотного проекта об увеличении отсева непригодных водителей в двадцать раз говорят о том, что либо очного контроля практически не было, либо требования телемедицины имеют завышенные параметры и не допускают к работе даже здоровых водителей.

      В целом проект, возможно, следует доработать — такого мнения, в частности, придерживается Общественная палата. «Пока непонятно, как будет финансироваться проект. Открытым остается вопрос, как обеспечить безопасность хранения получаемых персональных данных», — заявила Венера Шайдуллина («Инициатор»).

      Что касается идеи сделать онлайн-осмотры обязательными, то прокомментировавшие эту тему эксперты не согласны: телемедицина должна быть именно опцией. Предприятие само решит, какой из вариантов ему интересен с точки зрения стоимости, логистики, затраченного времени, ресурсов и множества других факторов, отметил, в частности, Евгений Иванов.

      «Пока это преждевременный вопрос, так как существуют определенные сложности; например, технические неисправности оборудования или сбои интернет-соединения, — напомнил Евгений Уткин. — Кроме того, есть проблема с водителями-гипертониками: им нужно получать дополнительную справку, подтверждающую заболевание. Поэтому считаем, что телемедицина может хорошо интегрироваться с очными осмотрами и диспансеризацией».

      Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации

      При участии Михаил Пархоменко

      Транспортные организации давно уже привыкли к необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры этой категории работников. А вот в организациях, где штатных водителей нет, считают, что им-то предрейсовые медосмотры ни к чему. Но так ли это на самом деле? Например, должен ли проходить такой осмотр ИП, который сам водит машину? А работники, которые используют личный транспорт и получают за это компенсацию? Или сотрудник отдела продаж, эпизодически выезжающий на корпоративном транспорте на торговые точки? Давайте разберем каждую из этих ситуаций подробнее.

      ИП: сам себе водитель

      Начнем с ситуации, когда транспортным средством управляет ИП, которому этот транспорт и принадлежит. Здесь наше внимание должна привлечь норма пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ней говорится буквально следующее:

      «Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки».

      Казалось бы, эта норма не оставляет места для каких-то сомнений: «сам себе водитель» должен проходить предрейсовые медосмотры. А значит, заключать договор с медучреждением (или принимать в штат медработника) и нести соответствующие расходы. Но на самом деле все не так очевидно.

      Дело в том, что термин «медицинский осмотр» статья 23 Закона № 196-ФЗ употребляет в отношении трех типов мероприятий: предварительные, периодические, а также пред- и послерейсовые (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Далее, в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, законодатель приводит детальное описание каждого вида медосмотра, в том числе и предрейсового. При этом из формулировок пункта 3 со всей ясностью вытекает, что предрейсовый осмотр имеет отношение только к наемным водителям, и на ИП не распространяется: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…».

      Резюмируем. Один пункт статьи 23 требует от ИП проходить все три вида осмотров. А другой пункт позволяет сделать вывод, что на ИП распространяется обязанность проходить только те виды медосмотров, которые, исходя из формулировок пункта 3, относятся к любым лицам, управляющим транспортными средствами. А по медосмотрам, которые относятся к наемным водителям, такой обязанности не возникает.

      По идее, устранить это противоречие должен был бы документ, вводящий правила проведения медосмотра. Но Методические рекомендации, которые утвердил Минздрав России (письмо от 21.08.03 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») ситуацию только запутывает. Так в них говорится, что каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. То есть ИП под эту норму не подпадает. Далее в методичках указывается, что медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей, которые должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Опять же, получается, что к ИП процитированные нормы отношения не имеют.

      Не вносит ясности и старый Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, содержащий приложение 9, регулирующее порядок проведения предрейсовых медосмотров. Из него также следует, что распространяется оно лишь на водителей автопредприятий.

      Таким образом, на наш взгляд, можно сделать вывод: обязанность ИП, самостоятельно управляющих транспортными средствами, организовать для самих себя предварительный медицинский осмотр четко не закреплена. Поэтому, исходя из принципа определенности обязанностей субъектов правоотношений, мы делаем вывод, что такие водители не обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры.

      Работники, использующие личный транспорт

      Идем дальше. Следующая «спорная категория» — работники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эту ситуацию регулирует уже пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения. А он сформулирован таким образом, что под его действие подпадают «лица, принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств». Проще говоря, наемные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит управление транспортными средствами. При этом основной документ, по которому законодательство отличает этих сотрудников от всех других лиц, управляющих автомобилем, — это наличие у них путевого листа.

      Получается, что в ситуации, когда сотрудник управляет своей собственной машиной, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медосмотре будет зависеть от двух факторов. Первый — трудовая функция этого работника. Чтобы подпадать под предрейсовый медосмотр, в обязанности работника, которые закреплены трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то вопрос о предрейсовом медосмотре отпадает сразу.
      Но даже в отношении «водителей по должности», важен еще факт наличия путевых листов на передвижение автомобилей, которыми они управляют. Как правило, в отношении личного транспорта путевые листы не оформляются. А значит, нет необходимости проводить предрейсовые медосмотры.

      Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в рассматриваемой ситуации. В Методических рекомендациях по проведению предрейсовых медосмотров говорится, что организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей нужно в каждой организации, имеющей автотранспорт. Получается, что если в организации нет ни одного автомобиля, то такой обязанности у нее нет. Даже если в итоге у нее имеются в штате водители, которые каждый день разъезжают на своих автомобилях с путевыми листами!

      Бухгалтер на выезде

      Перейдем теперь к случаю, когда работник время от времени управляет корпоративным транспортом. Например, бухгалтер раз или два в неделю объезжает филиалы компании и проверяет там работу ККТ. Доказать, что такому бухгалтеру не нужно проходить предрейсовый медосмотр, сложнее всего. Ведь тут выполняется условие о том, что автомобиль принадлежит организации. Да и путевой лист в этом случае, скорее всего, будет. Остается только апеллировать к тому, что и в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, и в методичках Минздрава речь идет о профессиональных водителях — «лицах, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств». А сами медосмотры проводятся «перед началом рабочей смены водителей».

      В нашем же случае бухгалтер ну никак не является «лицом, принимаемым на работу в качестве водителя». Да и «рабочая смена водителя» у него не начинается, поскольку работает он бухгалтером.

      Штрафы за отсутствие осмотров

      В заключение поговорим об ответственности. Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

      Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды. Срок давности по этому нарушению составляет два месяца.

      Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

      Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков. Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

      Дистанционный медосмотр: как космические технологии позволят проверить водителя перед рейсом

      Обязательность и методология проведения предрейсовых медицинских осмотров для всех водителей, работающих по найму, четко прописаны. Так, статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» говорит об обязанности как юридических лиц, так и частных предпринимателей проведения обязательных медицинских осмотров профессиональных водителей с отметкой о них в путевом листе. В 2003 году соответствующим письмом Минздрава были даны четкие методические указания по проведению подобных осмотров, а в 2014 году опубликован приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». «В этих документах были определены позиции, по которым проводится осмотр: сбор жалоб, визуальный осмотр, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса, выявление признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований», — поясняет начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан. Вроде бы, все прописано до мелочей, но в реальной жизни такие осмотры не исключали выезд на линию уставшего, заболевшего или не совсем трезвого водителя. Во-первых, сам осмотр вполне мог носить поверхностный характер. Во-вторых, нельзя исключить возможность сговора водителя, медицинские показатели которого не укладываются в необходимые нормы, и врача, проводящего освидетельствование. В-третьих, отсутствует защита путевых листов от подделки, а штрафы за отсутствие подобного документа как для физических, так и для юридических лиц низкие.

      Дистанционный медосмотр: как космические технологии позволят проверить водителя перед рейсом

      Сегодня в крупных транспортных компаниях, таких как ГУП «Пассажиравтотранс» Санкт-Петербурга и ГУП «Мосгортранс», для медицинских осмотров используются самые современные компьютеризированные терминалы. Например, комплексы АСПО (автоматизированная система предсменных осмотров), разработанные в компании АО «Системные технологии» и использующие методики космической медицины. Появление такого оборудования стало возможным благодаря применению акустических методов основателя компании К. Б. Туминаса. Такие комплексы способны за полторы минуты оценить физиологическое состояние человека по четырем десяткам параметров, определить не только функциональную готовность водителя выйти на линию, но и собрать данные, благодаря которым врач сможет спрогнозировать возможность серьезного заболевания. Дальнейшее развитие этого направления поддержано всеми структурами, ставящими во главу угла безопасность автомобильных перевозок, а продолжением работы как раз и может стать Закон о дистанционном медицинском осмотре профессиональных водителей. «В согласовании данного законопроекта, разработанного Министерством здравоохранения России, активное участие принимало Министерство транспорта РФ», — отмечает начальник отдела пресс-центра Минтранса Александр Волков. В первую очередь введение этого закона позволит значительно увеличить охват водительской аудитории — проверку можно будет пройти в любом оборудованном соответствующей аппаратурой пункте, а «вердикт» вынесет специалист, находящийся на «удаленке». Возможность «ошибки», вызван-ной человеческим фактором, исключается — данные выдает сертифицированная аппаратура, а непосредственный контакт водителя и медицинского работника отсутствует. Не менее актуальна такая система и для дальнобойщиков — они ежедневно смогут проходить необходимые проверки в тех городах, где находятся. Кроме того, выходя на линию, водитель будет иметь электронный путевой лист, заверенный также электронной подписью врача — проверить такой виртуальный документ для работника ГИБДД, имеющего доступ к базе данных, труда не составит. Подмена персоналий при прохождении медицинского освидетельствования тоже невозможна — идентификацию можно провести и с помощью цифрового носителя (карты), и по отпечатку пальца, и методом face ID. Особой «группой риска» является такси, особенно работа посредством агрегаторов. Но и здесь крупные таксомоторные бренды видят в новом законе только положительные моменты. Например, в Яндекс.Go (новое название Яндекс.Такси) уже тестировали возможности телемедицины — оборудование было установлено на заправках, то есть в местах, максимально удобных для водителей. «Мы уверены, что после принятия закона дистанционная телемедицина получит большое распространение: такие осмотры проводятся быстро, в удобных местах и они точны. А значит, это может дать высокую гарантию того, что поездки будут выполнять только водители, допущенные по медицинским показаниям к управлению автомобилем», — считают представители пресс-службы Яндекс.Go. Таким образом, все необходимые технологии сегодня уже готовы, количество потребителей огромно. Дело за чиновниками.

      Предрейсовый осмотр водителей

      DSC_0064.JPG

      Организации, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые медосмотры. Такое обследование необходимо для подтверждения отсутствия у водителей признаков употребления алкоголя, наркотиков, симптомов заболеваний и должно проводиться перед каждым выходом на рейс.

      Организованные предрейсовые осмотры – это способ избежать риска ДТП и штрафов со стороны контролирующих органов, а также квалифицированный контроль за состоянием здоровья сотрудников.

      Другие названия: предрейсовые осмотры, предрейсовые медосмотры, медосмотры перед рейсом, послерейсовые медосмотры, послерейсовые осмотры, медосмотры водителей на предприятии.

      Кто должен проходить предрейсовый осмотр?

      Медосмотр перед выходом на рейс должны проходить водители всех транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

      • Водители, перевозящие пассажиров или грузы (в т.ч. водители автопогрузчиков)
      • Водители некоммерческого транспорта, перевозящие сотрудников организации
      • Индивидуальные предприниматели, самостоятельно использующие транспортные средства
      • Водители, управляющие авто- или электротранспортом на территории организации.

      Организация предрейсовых медосмотров

      Предрейсовые осмотры могут проводиться в медицинских учреждениях или в собственном медкабинете на территории предприятия.

      Второй вариант значительно удобнее, однако такая деятельность возможна только при наличии медицинской лицензии, полученной на адрес, в котором будут оказываться услуги. Создание медпункта своими силами сопряжено и с другими сложностями, связанными с поиском медицинского персонала, покупкой необходимого оборудования, медикаментов и многое другое.
      Наиболее оптимальным решением является передача этой задачи на аутсорсинг.

      Компания «Медкомиссия №1» имеет большой успешный опыт по организации предрейсовых медосмотров на территории Заказчика. Все затраты на лицензирование, закупку и обслуживание оборудования, найм и обучение персонала мы амортизируем на срок действия договора, включая в ежемесячный платеж.

      После заключения договора мы самостоятельно формируем пакет документов, в кратчайшие сроки (около 2 месяцев) получаем медицинскую лицензию и начинаем оказание услуг на вашей территории.

      Позвоните нам по телефону +7 (812) 380-82-54 , и мы сформируем коммерческое предложение, соответствующее вашим потребностям.

      Как проводятся предрейсовые осмотры на предприятии?

      Чаще всего, процедура осмотра упрощена и занимает несколько минут. Врач проводит устный опрос, осматривает состояние слизистых, замеряет температуру и артериальное давление. Обязательным исследованием является анализ на наличие в организме наркотических и/или психотропных веществ.
      По результатам обследования в путевой лист ставится отметка, подтверждающая допуск сотрудника к вождению. Аналогичные сведения вносятся в журнал медосмотров.

      Что необходимо для заключения договора?

      Создание собственного медпункта целесообразно на крупных и средних предприятиях с количеством водителей не менее 20 человек. Для начала работы необходимо наличие подходящего помещения (площадью не менее 12 м 2 ). Остальные задачи по организации процесса мы в полном объеме берем на себя.

      Почему мы?

      Официально — наши центры имеют все необходимые лицензии на данный вид услуг. Предрейсовые осмотры проводятся сертифицированными специалистами с использованием новейшего оборудования. В случае проверки вашей организации мы предоставляем в проверяющие органы договор на обслуживание, наши лицензии и сведения журнала.
      Быстро и удобно – мы проводим медосмотры водителей оперативно и в удобное время на территории вашей организации без отрыва сотрудников от работы, нарушения графиков и простоев.
      Выгодно – мы предлагаем индивидуальные условия для наших корпоративных клиентов!

      Для заключения договора звоните нам по телефону +7 (812) 380-82-54

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: