Правила перевозки пассажиров автотранспортом

Перечень обязательных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов

Перечень обязательных требований предъявляемых при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, и проверка которых осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Раздел 1. Общие требования, предъявляемые при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом
Наименование требования Ссылка на федеральный закон, нормативный правовой акт
Наличие водителей, имеющих российское водительское удостоверение соответствующей категории пункт 12 статьи 25 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Соблюдение установленного режима труда и отдыха водителя Часть 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ЕСТР (в случае международной перевозки)
Организация обязательных медицинских осмотров (освидетельствований) водителей Часть 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Осуществление перевозок пассажиров и грузов исправным транспортным средством Часть 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Наличие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральный закон РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Соблюдение установленных сроков проведения технического обслуживания транспортного средства Часть 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Оснащение в установленных случаях транспортного средства тахографом Часть 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Обеспечение повышения квалификации водителя и других работников Часть 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Обеспечение соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям Часть 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Проведение предрейсового (предсменного) технического контроля транспортного средства Часть 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Наличие действующих диагностических карт технического осмотра транспортных средств Часть 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Наличие оформленного путевого листа на транспортное средство при осуществлении перевозок пассажиров и грузов Статья 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Обеспечение проведения инструктажей водителей, в том числе документальный учет сведений о лицах, его проводивших и проходивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения.
Обеспечение проведения стажировки водителей
Обеспечение документального учета и анализа результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций
Обеспечение безопасности транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации.
Обеспечение недопуска к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)
Раздел 2. Дополнительные требования, помимо предусмотренных Разделом 1, предъявляемые при осуществлении деятельности по регулярным перевозкам пассажиров
Наличие разрешительного документа на право осуществления данного вида деятельности Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Обеспечение наличия транспортного средства в реестре лицензий
Обеспечение условий доступности пассажирам из числа инвалидов при осуществлении перевозок пассажиров Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров после заключения договора или получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Обеспечение осуществления регулярных перевозок только при наличии карты маршрута регулярных перевозок, выданной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим данный маршрут Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Осуществление регулярных перевозок пассажиров при условии внесения маршрута в реестр маршрутов регулярных перевозок Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, в том числе предоставление информации о страховщике пассажирам. Федеральный закон РФ от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»
Обеспечение использования транспортного средства:

— оформленного указателем маршрута или информационным электронным табло, соответствующих установленным требованиям и размещенных над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, на заднем окне транспортного средства;

— оформленного табличкой «Вход» или надписью «Вход» над каждой дверью через которые осуществляется вход, в случае использования транспортного средства категории М2 с 2 и более дверьми;

— оформленного полным или кратким наименованием перевозчика, размещенным над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

— содержащего в салоне информацию:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора — также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

— оформленного табличкой «заказной» над лобовым стеклом и (или) в верхней части лобового стекла, на правой стороне кузова по ходу движения транспортного средства, на заднем окне транспортного средства;

— имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей;

— не совершавших административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест,

— прошедших предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Требования к автобусам для перевозки пассажиров

Главное требование, которое необходимо соблюдать при перевозке пассажиров, — безопасность. Это относится как к людям в салоне автобуса, так и к водителю, пешеходам, а также к гражданам, находящимся в других транспортных средствах. Поэтому на работу по перевозке пассажиров принимаются только квалифицированный персонал. Важные качества для водителя: внимательность и стрессоустойчивость. Нужно чтобы и сам транспорт соответствовал всем требованиям к пассажирским автобусам, установленным действующим законодательством РФ.

Действующие регламенты

Требования к пассажирским перевозкам автобусом в 2021 году установлены следующими нормативными актами:

    ; ;
  • Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами Ространснадзора.

Правила перевозки пассажиров обязательны к исполнению всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность в данной сфере. К водителю также предъявляются определенные требования.

Кроме перечисленных нормативных актов каждый регион РФ имеет право принимать в дополнение к ним свои законодательные документы. В уже существующие нормативы могут вноситься корректировки и дополнения, которые являются следствием проведенного анализа статистики всех дорожных происшествий с участием автобусов. Учитываются также пожелания водителей пассажирского транспорта. Чтобы исключить возможность допущения нарушений по причине неосведомленности, рекомендуется внимательно следить за всеми вносимыми изменениями.

Требования к пассажирским перевозкам автобусом:

  • наличие пакета документов, необходимых для перевозки пассажиров;
  • соблюдение водителем всех его профессиональных обязанностей;
  • соответствие пассажирского автобуса всем техническим характеристикам, установленным действующими нормативами.

Соблюдение установленных нормативов обеспечивает безопасность не только жизни и здоровью граждан, но и их имуществу. Нарушение правил перевозки пассажиров влечет за собой административную ответственность, согласно АПК РФ.

Основные требования к автобусу

Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:

  • лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
  • удостоверение водителя категории D;
  • полис неограниченного страхования ОСАГО;
  • путевой лист;
  • справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта технического осмотра автобуса;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
  • технический паспорт пассажирского автобуса.

В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.

В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:

  • наименование и контакты перевозчика;
  • ФИО водителя;
  • наименование и контакты контролирующего государственного органа;
  • указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
  • правила пользования транспортным средством.

Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.

Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:

  • пройти медицинский осмотр перед выездом;
  • провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
  • вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
  • при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
  • соблюдать все правила дорожного движения;
  • выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
  • контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
  • производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.

В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.

Технические требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2021 году

  • Соответствие типа, марки, конструкции и мощности транспортного средства виду автобуса, предназначенного для перевозки пассажиров.
  • Параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное прохождение по российским дорогам.
  • Лампочки в салоне автобуса должны содержаться в рабочем состоянии для комфортной перевозки пассажиров в вечернее время.
  • Наличие в салоне динамиков для обращения водителя к пассажирам при необходимости.
  • Содержание дверных и оконных механизмов в рабочем состоянии.
  • Наличие исправной отопительной системы для поездок в зимнее время.

В наличии необходимо иметь:

  • сертификат о соответствии нормам экологии;
  • аптечку для оказания первой медицинской помощи;
  • два огнетушителя: один — рядом с сиденьем водителя, второй — в салоне;
  • противооткатный упор и устройство, открывающее доступ к аварийному выходу;
  • знак аварийной остановки;
  • отсеки для крупногабаритного багажа;
  • навигатор и видеорегистратор в кабине шофера;
  • указание маршрута следования на наружной части автобуса;
  • знак о том, что совершается пассажирская перевозка.

Требования при междугородних перевозках

Для междугородних пассажирских перевозок в салоне автобуса требуется наличие следующего пакета документов:

  • нотариально заверенная копия лицензии юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющей право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
  • удостоверение водителя категории D;
  • полис неограниченного страхования ОСАГО;
  • путевой лист;
  • справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта технического осмотра автобуса;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
  • технический паспорт пассажирского автобуса.

Требования к водителю по обеспечению мер безопасности:

  • контроль за соблюдением пассажирами мер безопасности;
  • посадка и высадка людей только после полной остановки транспортного средства;
  • складирование багажа в багажных отделениях (верхнем и нижнем), наличие которых в автобусах дальнего следования обязательно;
  • ведение автобуса строго по установленному маршруту (отклонение возможно только с разрешения компании–перевозчика).

Перевозка пассажиров в положении стоя допускается только при соблюдении следующих условий:

  • расстояние между пунктами отправления и прибытия не превышает 70 километров;
  • в салоне имеются поручни и достаточно свободного места для комфортного и безопасного размещения людей.

Если продолжительность маршрута превышает 500 километров, для осуществления одного рейса требуется присутствие двух водителей.

В транспорте междугороднего следования должны быть размещены указатели аварийных выходов и инструкция по их использованию и перечень правил пользования транспортным средством.

Требования при международных перевозках

Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.

Все документы, необходимые для осуществления поездки, должны иметь актуальный срок действия. Их необходимо заранее оформить надлежащим образом в соответствующих государственных и иных учреждениях, уполномоченных выдавать такие справки.

К водителям предъявляются те же требования, что и при внутригородских и междугородних поездках. В дополнение к ним требуется знание нюансов процедуры пересечения таможни, правил высадки пассажиров для прохождения проверки с участием собак, заполнения таможенной документации и т. д.

К транспорту дальнего следования применяются усиленные технические требования. Это обусловлено большой длительностью поездки.

Транспорт должен иметь следующие характеристики:

  • соответствие марки, типа и мощности требованиям, которые предъявляются к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров на дальние расстояния;
  • параметры автобуса должны соответствовать нормам, обеспечивающим его прохождение по дорогам не только РФ, но и зарубежных государств;
  • желательно наличие элементов повышенного удобства, например, туалетов и др.;
  • все механизмы, в т. ч. дверные и оконные, должны находиться в рабочем состоянии;
  • наличие номера на каждом посадочном месте;
  • наличие исправной системы освещения и отопительной системы внутри салона.

Количество перевозимых людей не должно превышать установленные в техпаспорте нормы. При допущении данного нарушения при пересечении границы к перевозчику могут быть применены штрафные санкции.

Требования в зимнее время

В зимнее время к транспорту применяются дополнительные требования, например, необходимость смены шин. Следует также проверить герметичность окон, дверей и люков. Отопительная система должна работать без перебоев.

Перед наступлением зимнего сезона необходимо заранее провести тщательную проверку техники. При выявлении поломок при необходимости следует провести капитальный ремонт.

Пакет документов должен быть сформирован в полном объеме в соответствии с категорией перевозок. Состав водителей и технические характеристики транспорта не должны нарушать установленные нормативы.

Лицензионные требования при перевозках пассажиров

С 1 марта 2019 года внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Рассматриваемые нововведения относятся к лицензированию автобусных перевозок и могут быть интересны для всех организаций, имеющих в своем распоряжении автобусы:

Лицензирование автобусных перевозок

Первое важное изменение внесено в статью 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

  1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
    .
    24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
    .
    24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

До 1 марта 2019 года не требуется получение лицензции в следующих случаях:

  • перевозки пассажиров по заказам;
  • перевозки для собственных нужд организации.

Начиная с 1 марта 2019 года перечень исключений выглядит по-другому:

  • автобусы:
    • пожарной охраны,
    • скорой медицинской помощи,
    • полиции,
    • аварийно-спасательных служб,
    • военной автомобильной инспекции,
    • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
    • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны,
    • Вооруженных Сил Российской Федерации,
    • войск национальной гвардии Российской Федерации,
    • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации,

    То есть лицензирование не требуется только для автобусов государственных служб, а также для перевозок по территориям предприятий (например, по большим заводам или карьерам).

    Во всех остальных случаях требуется лицензирование.

    Например, если служебный автобус организации собирает работников по городу и привозит их на место работы, то с 1 марта 2019 года такому автобусу требуется лицензия.

    Еще один пример. Экскурсионный автобус, который выполняет поездки по заказам или используется для организованных перевозок детей. С 1 марта на него также требуется лицензия.

    Третий пример. Школьный автобус, который собирает детей по сельским населенным пунктам и привозит их к месту учебы. Лицензия нужна и на него.

    В общем, если в Вашей организации есть автобус, то на него следует получить лицензию (кроме исключений, представленных в списке выше). В том числе речь идет о небольших микроавтобусах, имеющих 8 или более пассажирских мест. Отнеситесь к данному вопросу внимательно.

    Примечание. Если автомобиль, который по документам является автобусом, не используется для перевозки людей, то есть водитель ездит в нем в одиночку, то лицензия не требуется.

    Срок получения лицензии

    Что касается срока получения лицензии, то в соответствии со статьей 6 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» на оформление документа отводится 120 дней. Т.е. лицензия должна быть получена до 29 июня 2019 года.

    Что касается организаций, которые до 1 марта 2019 года не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров, то они должны оформить лицензию до начала перевозок.

    Особенности получения лицензии на автобус

    В федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», добавлена новая статья 3.2, в которой описаны особенности лицензирования автобусных перевозок:

    1. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

    Данный пункт говорит о том, что сведения обо всех автобусах, используемых для перевозок людей, должны быть включены в специальный реестр лицензий.

    То есть кроме оформления самой лицензии нужно внести сведения о каждом автобусе в специальный реестр.

    1. Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

    Чтобы включить автобус в реестр или исключить его из реестра следует подать отдельное заявление.

    Включение автобуса в список требуется для того, чтобы начать перевозки пассажиров на этом автобусе.

    Что касается исключения автобуса, то его следует выполнить перед продажей транспортного средства. Ведь в противном случае новый собственник не сможет использовать данный автобус для перевозок:

    Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:
    .
    2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

    Для включения автобуса в реестр следует приложить к заявлению документ, подтверждающий право владения данным автобусом (договор купли-продажи, договор аренды и т.п.):

    1. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами.

    Что касается сроков включения автобуса в реестр, то на это у лицензирующего органа есть 3 рабочих дня:

    Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

    То есть в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, а заявителю должен быть направлен документ, содержащий результаты рассмотрения.

    Что касается полного порядка получения лицензии на автобус, то он рассмотрен в рамках отдельной статьи на pddmaster.ru:

    Штрафы за отсутствие лицензии на автобусе

    Штрафы за отсутствие лицензии при перевозке людей в автобусе предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП и составляют:

    Нарушение

    Наказание

    для граждан и должностных лиц — 50 000 рублей;
    для индивидуальных предпринимателей — 100 000 рублей;
    для юридических лиц — 400 000 рублей.

    Повторное отсутствие лицензии

    те же самые штрафы, но с конфискацией транспортного средства,
    либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Обратите внимание, штрафы весьма внушительные. Так что если в Вашей организации есть автобусы, следует заняться получением лицензии и включением указанных автобусов в специальный реестр.

    Автотранспорт — правила, нормы, положения

    1.1. Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ).

    1.2. Законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.»

    1.3. Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112.

    1. Правила перевозок пассажиров предусматривают следующие направления перевозочной деятельности:

    2.1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые по расписаниям для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок. Перевозки осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

    2.2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу. Перевозка осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон (между фрахтователем и фрахтовщиком).

    2.3. Перевозки легковыми такси. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

    1. Правила перевозок пассажиров при регулярных перевозках.

    Деятельность по регулярным перевозкам пассажиров является лицензируемой.

    3.1. Заключение договора перевозки пассажира при таком виде перевозок удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади.

    3.2. В соответствии со статьей 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

    а) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    б) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

    3.3. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписания посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

    3.4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

    3.5. В соответствии с Законом от 13 июля 2015 г. N 220 — ФЗ в части организации регулярных перевозок пассажиров устанавливаются следующие маршруты:

    а) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

    б) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в сообщении с городом федерального значения (смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок) — межрегиональный маршрут регулярных перевозок между субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом или Севастополем и граничащим с ним субъектом Российской Федерации;

    в) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов (городских поселений) одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

    г) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения (городского или сельского), городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.

    Маршрут регулярных перевозок – это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

    Правила перевозок пассажиров по заказу.

    В соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

    Фрахтователь – это физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

    Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа.

    4.1. Договор фрахтования на основании Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать следующие обязательные реквизиты:

    а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);

    б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, — фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;

    в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;

    г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;

    д) фамилии и инициалы водителей;

    е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;

    ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;

    з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;

    и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;

    к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;

    л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;

    м) количество перевезенных пассажиров;

    н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

    4.2. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми:

    а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

    б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

    в) на заднем окне транспортного средства.

    1. Правила перевозок пассажиров легковым такси.

    5.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

    5.2. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

    5.3. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

    б) дата принятия заказа;

    в) дата выполнения заказа;

    г) место подачи легкового такси;

    д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

    е) планируемое время подачи легкового такси.

    5.4. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

    5.5. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

    5.6. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

    5.7. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

    5.8. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

    Правила перевозки пассажиров

    Перевозки пассажиров автотранспортом классифицируются:

    • на регулярные (осуществляются транспортом общего пользования в соответствии с установленным маршрутом и расписанием);
    • перевозки по заказам (производятся с помощью транспорта, нанятого по договору фрахтования);
    • перевозки легковым такси (выполняются на основании публичного договора фрахтования посредством принятия заказа, см. ст. 5 Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта № 259-ФЗ).

    Обратите внимание! Перевозка пассажиров должна выполняться на основании соответствующего договора (п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса РФ). Образец договора можно посмотреть в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

    По общим правилам перевозки пассажиров:

    • водитель может начинать движение транспорта, только удостоверившись, что соблюдены все условия безопасности пассажиров (п. 22.4 постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения» № 1090);
    • начало движения возможно исключительно при закрытых дверях, открывать двери, производить посадку и высадку людей разрешается только после полной остановки транспорта (п. 22.7 ПДД);
    • запрещено перевозить людей в транспорте в количестве, превышающем установленное техническими характеристиками такого транспортного средства (п. 22.8 ПДД).

    Важно! Правилами перевозки пассажиров автотранспортом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования претензий (ст. 41 устава автотранспорта): подать иск к перевозчику можно только в том случае, если он отказался удовлетворить претензию или не ответил на нее вовсе.

    Организация перевозки детей автотранспортом

    Организованная перевозка детей в автобусах выполняется по договору фрахтования транспорта (подп. «а» п. 4 Правил организованной перевозки детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177).

    При этом по правилам перевозки пассажиров:

    • автобус обязательно должен быть оснащен опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД), включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета (см. подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ «О внесении изменений…» от 23.12.2017 № 1621);
    • к управлению таким автобусом может быть допущено лицо, имеющее стаж работы водителем транспорта категории D без перерыва 1 год и более, не подвергавшееся в течение последнего года аресту или лишению водительских прав за нарушение ПДД (п. 8 правил № 1177);
    • у водителя во время перевозки должны быть документы согласно перечню (см. п. 4 правил № 1177), в том числе перечень всех пассажиров, взрослых и детей, детальный маршрут с указанием остановок для отдыха и приема пищи и т.п.;
    • запрещается перевозка детей младше 7 лет, если предполагаемое время нахождения автобуса в пути превышает 4 часа (п. 9 правил № 1177);
    • междугородняя перевозка детей в течение более 12 часов запрещается в отсутствие медработника (п. 12 правил № 1177);
    • в каждом автобусе должны присутствовать сопровождающие взрослые лица (абз. 2 п. 14 правил № 1177);
    • автобус должен быть оборудован ремнями безопасности с 01.10.2019 (п. 16 правил № 1177).

    Важно! С 31.05.2020 автобусы, перевозящие детей, должны быть оснащены системой ГЛОНАС или ГЛОНАС/GPS.

    Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

    В соответствии с условиями договора перевозчик обязуется доставить пассажиров в точку назначения с обеспечением им мест в поезде, а пассажиры должны оплатить проезд согласно установленным тарифам (п. 1 ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

    По правилам перевозки пассажиров:

    • при перевозке ж/д транспортом все пассажиры должны получить равный доступ к предоставляемым услугам (п. 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473);
    • перевозка пассажиров транспортом общего пользования выполняется скоростными, скорыми или пассажирскими поездами в вагонах, предназначенных для целей перевозки пассажиров;
    • перевозчики и владельцы инфраструктур обязаны обеспечивать безопасность пассажирских перевозок (абз. 1 ст. 80 устава ж/д транспорта).

    Обратите внимание! Перед предъявлением перевозчику иска необходимо соблюсти претензионный порядок (ст. 121 устава ж/д транспорта).

    Перевозка пассажиров авиатранспортом

    В данном случае кроме собственно перелета перевозчик обеспечивает регистрацию пассажиров, их перевозку к самолету, выход из воздушного транспорта и доставку в здание аэровокзала, а также погрузку, выгрузку багажа, его доставку (п. 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82).

    По правилам перевозки пассажиров воздушным транспортом перевозчик:

    • предоставляет пассажирам на борту воздушного судна установленный комплекс услуг в соответствии с правилами конкретного перевозчика;
    • информирует пассажиров об условиях полета и мерах безопасности на борту самолета;
    • предоставляет прохладительные напитки и питание в соответствии с нормативами;
    • обеспечивает первую медпомощь (п. 95 авиационных правил).

    Отдельно правилами перевозки пассажиров авиатранспортом регламентированы условия перевозки:

    • несовершеннолетних и детей;
    • недееспособных граждан;
    • пассажиров, находящихся в кресле-коляске или на носилках, не способных передвигаться самостоятельно;
    • пассажиров, лишенных слуха или зрения;
    • трансфертных пассажиров.

    Таким образом, основное назначение правил перевозки пассажиров — обеспечение безопасности как пассажиров, так и лиц, осуществляющих перевозки. Также правила перевозки пассажиров регламентируют случаи наступления ответственности обеих сторон договора перевозки и порядок разрешения возможных споров.

    Правила организации пассажирских перевозок

    Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

    Общие правила

    Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

    На основе полученных данных:

    Правила организации пассажирских перевозок

    • разрабатываются рациональные маршруты (при необходимости открываются новые и/или изменяются существующие), перенаправляются низкорентабельные и ликвидируются убыточные маршруты, выявляются потребности граждан;
    • определяется количество единиц транспорта на маршрутах;
    • нормируется скорость движения транспорта и режим труда водителя;
    • составляется расписание движения и график выпуска транспорта на линию;
    • координируется работа всех видов пассажирского транспорта и контролируется регулярность его движения;
    • организуется обслуживание пассажиров на вокзалах, автостанциях, в пути.

    Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

    Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

    НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

    Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

    • бронирования мест;
    • оформления билетов;
    • обслуживания пассажиров;
    • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
    • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

    Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

    Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

    • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
    • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

    Заказные и регулярные перевозки

    Правила организации пассажирских перевозок

    Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

    1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

    2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

    2.1. Остановочные пункты оснащаются:

    • информационными указателями;
    • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
    • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

    2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

    Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

    Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

    Тип перевозки по виду используемого транспорта Нормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажиров Примечание
    Железнодорожные перевозки «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ
    • комплектом постельного белья;
    • горячим чаем по установленной цене;
    • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
    • при оформлении билета и при регистрации на посадку требует удостоверяющий личность пассажира документ;
    • проводит предполетный досмотр пассажира и его багажа (запрещенные к перевозу предметы изымаются).

    Регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин. до вылета.

    На борту обеспечивается:

    • информирование пассажиров об общих правилах полета и расположении аварийных выходов;
    • предоставление напитков и питания (при времени полета более 3 часов), если это включено в условия полета, заранее сообщенные пассажиру.

    Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

    • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
    • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
    • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

    Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: