Подорожание машин в 2018

Цены на авто до повышения НДС: настоящие иномарки бьют рекорды, дешевеют только кроссоверы

«Реальное время» проанализировало динамику цен на автомобили в России в прошлом году.

Цены на авто до повышения НДС: настоящие иномарки бьют рекорды, дешевеют только кроссоверыФото: Максим Платонов

«Реальное время» проанализировало динамику цен на автомобили в России в прошлом году. Как выяснилось, основная масса машин подорожала на 5—10%, и произошло это, как мы понимаем, еще до роста НДС. Особенно отметились в увеличении цены производители, не имеющие производства на территории России. В 2019 году, однако, машины могут стать еще менее доступными. Подробности — в нашем обзоре.

Рубль и машины: как курс валют повлиял на стоимость автомобилей

Аналитическая служба «Реального времени» уже больше двух лет отслеживает стоимость автомобилей в казанских автосалонах. Все это время цены практически на все машины довольно стабильно растут. В 2018 году, в частности, из 80 авто, присутствующих в исследовании, подешевели лишь два. Самым значительным оказалось снижение на 5,1%, а наибольший годовой рост стоимости составил целых 24,1%. Автомобилей, которые стоят меньше миллиона рублей, в списке все меньше, а самая дешевая марка преодолела «психологическую отметку» в 400 тысяч рублей.

Евгений Ушмаев, генеральный директор «Альянс-авто», отмечает, что подорожание в 2018 году можно назвать плановым.

«В сущности, ничего не изменилось, цены растут из года в год. Стабильно раз в полгода или раз в квартал цены меняются — обычно в июле и под новый год. В основном на цены влияет курс валют», — говорит он.

Основным фактором роста цен считает курс валют и Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». «Цены на новые автомобили до этого росли каждый год. Основная причина — ситуация с рублем. В России продают как полностью импортированные новые автомобили, так и произведенные в нашей стране, но все равно имеющие в той или иной степени долю импорта в производстве. Курс рубля за последние годы просел по отношению к иностранной валюте — вот и результат», — считает он.

Отмечает подорожание и руководитель Ассоциации автодилеров Татарстана Руслан Абдулнасыров, указывая при этом, что оно не так заметно для потребителя, как подорожание «более повседневных» товаров:

«У каждого производителя своя ценовая стратегия. Это — однозначно не последнее подорожание. Кто-то пытается сдерживать цены, чтобы их автомобили выглядели интереснее по сравнению с конкурентами. Однако есть такой нюанс — автомобили покупаются редко, соответственно, люди не мониторят цены, узнают их только когда собираются покупать машину — и воспринимают ее как данность. Очень сильно удивляются, пытаются найти какие-то решения, как покупать оптимальнее — наличными или в кредит, или взять автомобиль с пробегом, или вообще отказаться от обновления автомобиля. Рост цен радикально касается только тех, кто покупает первую машину и кому она жизненно необходима».

Большие машины теряют в цене

Начнем, впрочем, все же с двух подешевевших моделей — благо, они есть. Снижение стоимости на 5,1% за год зафиксировано на автомобиль Hyundai Tucson с двухлитровым двигателем и шестиступенчатой коробкой передач. В конце декабря 2018 года он продавался по цене 1,43 млн рублей, в то время как за год до этого стоил 1,5 млн рублей. Вторая подешевевшая за 2018 год модель — это большой Ford Explorer с двигателем объемом 3,5 литра и мощностью 249 л. с., с той же шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Она снизилась в цене с 2,85 до 2,8 млн рублей, или на 1,8%.

Пытаясь найти поводы для оптимизма, отметим: если посмотреть на динамику цен за 2 года, то окажется, что в списке подешевевших еще две модели, причем в лидерах по снижению цены — модель, не дешевевшая в 2018 году. Речь идет о внедорожнике российского производства, большом и, вероятно, практичном «УАЗ Патриот». В конце 2016 года стоимость его в комплектации с мощностью в 135 «лошадей» составляла 809 тысяч рублей, а сейчас — всего 731,5 тысячи рублей. Снижение стоимости составило почти 10%. Впрочем, за последний год машина все же подорожала — в конце 2017 года ее можно было купить вообще за 699 тысяч рублей.

Ford Explorer, о котором говорилось выше, дешевеет уже 2 года подряд. За год, напомним, его цена снизилась до 2,8 млн рублей. А вот 2 года назад внедорожник можно было купить вообще за 3 млн рублей. За 2 года его стоимость снизилась на 6,7%. Hyundai Tucson, лидер по годовому снижению в 2018 году, за два года изменился в цене на те же 5,1%, так как в 2017 году цена по сравнению с 2016-м не менялась.

В случае с еще одним автомобилем — «люксовым» внедорожником Toyota Land Cruiser 200 с двигателем в 4,6 литра и шестиступенчатым «автоматом» ситуация несколько иная. Он подешевел еще в прошлом году на 4,3% — с 3,97 до 3,8 млн рублей, а вот в 2018 году его цена не изменилась.

Вторая подешевевшая за 2018 год модель — это большой Ford Explorer с двигателем объемом 3,5 литра. Фото Максима Платонова

Скромный список скромно подорожавших

Грустно, но список автомобилей, которые стали дешевле, на этом исчерпан. Все остальные подорожали как за год, так и за 2 года. Или, в лучшем случае, не изменились в цене — но таковых всего три модели, и они довольно дороги. Это уже упомянутый популярный для своего класса Land Cruiser за 3,8 млн рублей, Honda Pilot с трехлитровым двигателем (он уже 3 года не меняется в цене и стоит 3 млн рублей), а также полноприводный Hyundai Genesis G90 с двигателем мощностью 309 л. с. за 4,48 млн рублей.

Из относительно недорогих и не сильно подорожавших за год машин можно выделить, например, Volkswagen Jetta с двигателем в 110 л. с. — за 2018 год он повысился в цене всего на 6 тысяч рублей, или 0,6% — с 1,043 до 1,049 млн рублей. Несильно подорожала, кроме того, Kia Cerato с двигателем мощностью 128 л. с. — на 1,5%, с 975 до 990 тысяч рублей. Также относительно несильно прибавила в цене недорогая модель от чешского производителя — Skoda Rapid. Эта машина в комплектации с мощностью двигателя в 90 «лошадей» выросла в цене на 2,9% — с 628 до 646 тысяч рублей. Что касается более дорогих моделей, то не более чем на 3% подорожали Mitsubishi Pajero (с 2,8 до 2,83 млн), Suzuki Jimny (с 1,16 до 1,18 млн рублей) и Nissan X-Trail (с 1,46 до 1,5 млн рублей).

Это еще было недорого: рост стоимости от 3 до 10%

Более заметно — на 3—5% — подорожали 17 моделей автомобилей. В этой категории встречаются как относительно дешевые, так и очень дорогие машины. Например, на 3,9% подорожала Hyundai Elantra с двигателем объемом 1,6 литра (стоимость сейчас — 994 тысячи), на 4,6% — уже упоминавшийся «УАЗ Патриот», а на 5% — Nissan Almera и Lada XRay (их стоимость относительно невелика и составляет 677 и 630 тысяч рублей соответственно).

Среди дорогих машин, подорожавших примерно на те же проценты, к примеру, Nissan Murano и KIA Quoris (рост на 3,7% до 2,55 млн и 2,82 млн рублей), Audi Q7 с ростом на 4%, до 3,9 млн рублей, Lexus LX570 с ростом на 4,5%, до 6,72 млн, Mercedes-Benz GLA 200 с ростом на 4,6%, до 2,27 млн.

Lada XRay подорожала на 5%. Фото Максима Платонова

Наиболее обширная категория автомобилей — подорожавшие за год на 5—10%. Здесь сразу 39 моделей. Средняя стоимость машин, изменившихся в цене в этих пределах, — 1,9 млн рублей. В этой категории, например, несколько наиболее дешевых моделей автомобилей, в частности, лидер по дешевизне — Lada Granta, выросшая в цене за год на 7,7% с 390 до 420 тысяч рублей, «Нива» с ростом на 6,4% — с 533 до 567 тысяч, Renault Logan и Sandero, выросшие в цене на 7% — с 500 до 534 тысяч рублей.

В то же время, на 5—10% подорожали и некоторые очень дорогие автомобили. В частности, на 6,7% подорожала BMW X6 M — с 7,44 до 7,94 млн рублей, на 5,3% — Audi A8 — с 5,75 до 6,05 млн рублей, на 8,6% — BMW X6 — с 4,77 до 5,18 млн рублей.

Самые подорожавшие

К группе наиболее подорожавших относятся 13 машин; рост их стоимости составил от 10,3% до 24,1%, а средняя цена — около 2,7 млн рублей. Впрочем, среди наиболее подорожавших автомобилей есть и недорогие модели. Это, например, KIA Picanto — стоимость ее за год выросла сразу на 10,8%, с 555 до 615 тысяч рублей. Также относительно недорогая модель в этой категории — Hyundai Solaris, причем она стала самой подорожавшей машиной в категории «до миллиона рублей». Стоимость этого автомобиля в комплектации с двигателем объемом 1,4 литра и шестиступенчатой ручной коробкой передач выросла с 625 до 711 тысяч рублей.

Среди наиболее дорогих машин в этой категории — Mercedes-Benz S450 с двигателем мощностью 367 л. с. Эта модель выросла в цене на 12% — с 6,27 до 7,02 млн рублей. Примерно такой же, и даже больший рост — еще у двух моделей «Мерседеса». Модель GLS 400 с двигателем в 333 «лошади» выросла в цене с 5,35 до 5,97 млн рублей — то есть на 11,6%. А вот более дешевый Mercedes-Benz C180 мощностью 150 «лошадей» подскочил в цене вообще на 13,7% — с 2,11 до 2,4 млн рублей.

Hyundai Solaris стала самой подорожавшей машиной в категории «до миллиона рублей». Фото wroom.ru

Впрочем, Евгений Ушмаев такого роста цен на «Мерседесы» не заметил: «У меня нет информации о таком значительном увеличении цены, — говорит он. — Возможно, речь идет об изменении комплектации — раньше продавалась «Особая серия». Сейчас — тоже «Особая серия», но она дооснастилась. Как только «Мерседес» откроет завод в России, изменится и ценообразование, причем в приятную сторону. Это связано и с пошлинами, и с налоговыми льготами, и со стоимостью рабочей силы».

Читайте также  Машинный генератор переменного тока

Зарубежное производство в качестве фактора роста стоимости машин этого бренда называет и Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

«Есть и другие марки, рост средневзвешенных цен которых оказался выше, чем у Mercedes-Benz. Но если говорить конкретно о немецком премиум-бренде, то все его модели пока еще завозятся в Россию из-за рубежа. А это значит, что их цена напрямую привязана к валютному курсу, составляющей, связанной с локализацией», — говорит он.

Впрочем, показатели Mercedes-Benz действительно не рекордны. Три другие модели вообще подорожали за год более чем на 15%. Lexus ES200 с двигателем мощностью 150 л. с. подорожал на 16,6% — с 2,235 до 2,606 млн рублей. Еще более высокий рост — у автомобиля Kia Ceed, который за год смог «перевалить» в цене за миллион. В конце 2017 года машину можно было купить за 825 тысяч, в конце 2018 года — на 22,4% дороже, за 1,01 млн рублей. Правда, модификация машины стала несколько другой. Наконец, самый большой рост — у Skoda Superb, но и тут сменилась комплектация — год назад за 1,3 млн рублей продавалась машина мощностью 125 л. с., а сейчас, на 24,1% дороже, за 1,613 млн рублей — автомобиль с двигателем в 150 «лошадок».

Что будет в 2019 году: доллар, НДС и не только

Большинство опрошенных нами экспертов считают, что в 2019 году существенного роста стоимости автомобилей не планируется, если, конечно, не произойдет значительного изменения курса доллара. Изменившийся НДС уже повлиял на стоимость машин, однако не так сильно, как можно было предположить.

По словам Руслана Абдулнасырова, в 2019 году на стоимость машин повлияет увеличение НДС на 2% — по факту это приведет к росту стоимости машин на 1,5%. И, конечно, влияние окажет курс рубля.

О маловероятности существенного изменения цен говорит и Евгений Ушмаев: «В 2019 году темпы роста, конечно, будут корректироваться из-за изменения НДС. Также изменение возможно из-за изменения курса доллара. Сейчас загадывать, как изменятся цены на машины, очень сложно. Скорее всего, если все будет так же, как сейчас, то резкого скачка не произойдет. А вот если доллар будет расти, то и машины будут планово дорожать».

Евгений Еськов называет и другие факторы подорожания:

«Рост цен, безусловно, будет. С одной стороны, свою роль может сыграть повышение НДС, с другой, увеличение НДС коснется всех сфер потребления, поэтому, возможно, на этом фоне для покупателей будет не так заметно, что это затронуло и авторетейл, раз уж подорожало все. Причины — курс рубля, НДС, плюс та разница курсов, которую производители, сдерживая цены прошлые годы, еще не отыграли. С моделями и марками все будет по-разному, во многом это будет зависеть и от политики производителей».

Еще меньше оптимизма у Азата Тимерханова: «Повышение ставки НДС уже играет свою роль. Как отмечают сами производители и подтверждают данные нашего мониторинга, в январе цены на новые легковые автомобили в России уже выросли в пределах 5%. Не факт, что на этом все закончится — слишком много неопределенных факторов, которые могут на это повлиять. Отчасти еще и поэтому производители будут вынуждены закладывать в будущую цену возможные риски», — говорит он.

Более 20 компаний подняли цены на автомобили в новом году

alt=» Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости» />  Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

По сложившейся традиции, повышение цен участники рынка проводят без лишнего шума — в отличие от введения каких-либо скидочных программ. Пожалуй, лишь два бренда объявили о подорожании автомобилей в официальных сообщениях. Концерн BMW сделал это еще накануне каникул — средняя прибавка по модельному ряду составила, со слов генерального директора BMW Group Россия Максимилиана Келльнера, 2,5%. А в понедельник, 15 января, об увеличении на 4,27% цены на кроссовер CR-V сообщили в представительстве Honda.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Были вынуждены признать рост цен в Volkswagen. "Наши цены повышаются меньше темпов инфляции. Цены с 15 января вырастут в среднем до 2%. Цены на некоторые модели останутся без изменений, на одну из моделей рост составит до 2,3%", — заявила RNS директор по продажам марки Volkswagen в России Елена Смигановская. А на АвтоВАЗе рост цен на 2,5% назвали традиционным для начала года — дескать, это не повлияет на потерю конкурентоспособности моделей Lada.

В подавляющем большинстве остальных случаев замена прайс-листов обошлась без объявлений и комментариев. Например, в Kia на большинство моделей, включая популярные Rio, подняли цены на 5-10 тысяч, на внедорожник Mohave — на 50 тысяч, а на премиум-седан Quoris — на 100 тысяч. В Renault переоценили все модели, кроме кроссовера Koleos и "каблучка" Dokker, на 10-30 тысяч рублей. Ford Fiesta, EcoSport и Kuga стали дороже на 1-2%. Примерно так же изменились цены на Toyota Land Cruiser Prado, RAV4, Corolla, Prius и Hilux. На 8-20 тысяч прибавили модели Skoda, кроме Yeti.

Фото: Reuters

Увеличилась также стоимость Mazda 6 и CX-5, Mitsubishi Outlander, Isuzu D-MAX, Chevrolet Niva, моделей Audi, Cadillac, Jaguar, Land Rover, Lifan, Mercedes-Benz, Nissan, Volvo и УАЗ.

Этот список, по всей видимости, неполный, поскольку за столь массовым процессом корректировки ценников попросту трудно уследить. Причин подорожания несколько, и главная среди них — вероятный рост так называемого утилизационного сбора. По некоторым данным, он может вырасти в пределах от 0 до 125% — в зависимости от мощности и типа двигателя автомобилей. Ясности в этом вопросе до сих пор нет, что даже вынудило Ассоциацию европейского бизнеса отказаться от традиционного прогноза развития ситуации на рынке в 2018 году.

"Без учета повышения сборов был прогноз роста в 2018 году от 5 до 10%, но потом условия поменялись. А когда непонятно из чего исходить, то у нас такая ситуация. Правительство определится — и будут прогнозы", — сказал журналистам глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Фото: REUTERS

Кстати, АЕБ, сами автопроизводители и ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) уже обратились в правительство России с просьбой отложить введение нового утильсбора. Об этом сообщил RNS президент РОАД Олег Мосеев, уточнив, что "пока никаких решений не принято".

"В зависимости от модели и бренда рост цен на новые автомобили в 2018 году составит от 3% до 15%. Значительный рост ожидается на импортируемые автомобили с мощными двигателями, а также на легкий коммерческий транспорт", — отметил Мосеев.

Совокупный средний рост цен на 5-7% предрекает директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. По его мнению, на ценообразование влияет вероятное увеличение утильсбора и повышение акцизов на мощные автомобили, однако позитивный эффект дает стабильность валюты.

Пошлины выросли: в Россию пришла новая волна подорожания автомобилей

В июле 2018 года отменен льготный режим ввоза автокомпонентов для российских заводов: за импортные детали предприятия будут платить в разы большую пошлину. Это накладывается на общее подорожание машин, которое активно идет даже летом, хотя в прошлые годы теплые месяцы давали рынку передышку.

За весну и начало лета цены переписали почти все марки

Фото: Артем Краснов

Дорожать лучше хором

Переписывание прайсов началось еще в апреле после девальвации рубля, но темпы не ослабли до сих пор.

По данным аналитического агентства «Автостат», летом в цене прибавили SKODA Octavia (+20 тысяч), основные модели Peugeot и Citroen (+26–40 тысяч), рестайлинговый Renault Logan (+10 тысяч), Chevrolet Niva (+15–17 тысяч), Suzuki (+10–20 тысяч), Subaru (+30–100 тысяч), Honda CR-V (+30 тысяч), УАЗы (+10–18 тысяч), Volkswagen Amarok (+28–113 тысяч), популярные модели KIA (+15–30 тысяч), Ford Kuga, EcoSport, Focus (+10–20 тысяч).

Набор моделей абсолютно разношерстный: здесь есть автомобили с высокой локализацией (например, УАЗ), иномарки российской сборки (KIA Rio), импортируемые модели (Suzuki Vitara).

Рестайлинг Renault Logan носит косметический характер, но цена базовой версии возросла на 10 тысяч

Указанные повышения не всегда отражают тенденцию, потому что многие модели дорожали дважды — весной и летом, например Volkswagen Tiguan, SKODA Octavia, ряд моделей KIA, Renault Logan.

Лихорадочность измерения цен можно проиллюстрировать на примере некогда популярного Ford Focus: весной минимальная комплектация седана с кондиционером (SYNC Edition) стоила от 1,012 млн. Словно спохватившись, что цена перевалила психологическую отметку в миллион рублей, Ford скорректировал линейку комплектаций, и появилась версия Trend с неплохим набором оборудования — от 912 тысяч рублей (за седан). Но уже летом стоимость поднялась до 922 тысяч рублей.

Прибавляет и премиум-сегмент, причем здесь наценки достигают шестизначных цифр: Mercedes-Benz GLC подорожал на 30–130 тысяч, Lexus NX — на 51–74 тысячи, большая часть моделей BMW — на 40–140 тысяч, Jaguar — на 50–91 тысячу. Весной этого года ценники переписал родственный Land Rover, добавив 31–200 тысячу.

Цена Lada Vesta Sport пока неизвестна, но она имеет шансы стать первой Vesta с ценником за 1 млн рублей

Кто виноват

— В основном производители продолжают отыгрывают повышение курсов валют в апреле, — считает эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

В числе других факторов аналитики называют повышение утилизационного сбора и акцизов, общую инфляцию, а также «сговорчивость» потребителей: несмотря на ощутимое повышение цен, продажи автомобилей достигли локального максимума. Правда, не все верят в устойчивость тренда. Один из представителей автобизнеса на условиях анонимности сообщил следующее:

— На самом деле, настроение тревожное. Да, люди возвращаются в автосалоны, но не потому, что стали богаче. За предыдущие четыре года накопился отложенный спрос, и у многих просто подошел срок менять автомобиль. Откладывать же покупку люди не хотят из-за непрерывного подорожания машин, рассуждая «лучше сегодня по три, чем завтра по пять». Мы понимаем, что ситуация пограничная: импортеры поднимают цену, стараясь довести ее до уровня, который оправдан с точки зрения экономики производства. Но это чревато тем, что в какой-то момент рынок выдохнется, и люди опять предпочтут ждать или покупать подержанные автомобили.

Читайте также  Расположение педалей в машине

Цены на автомобили интенсивно растут уже 4 года

Причин к снижению цен в обозримом будущем эксперты не видят, напротив, уже скоро появятся новые поводы для накручивания прайсов.

— Итогом первой половины 2018 года стал рост на 7,4%, — объясняет глава агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Впереди изменение ставки НДС, дальнейшие корректировки утилизационного сбора и многое другое. Вопросы на эту тему, видимо, чисто риторические: произошло ли «привыкание» к новому уровню цен? Настолько сейчас адекватны цены на автомобили в глазах покупателей? И подстегивает ли их грядущее повышение, о котором много пишут в интернете?

Что касается повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года, эксперты отмечают негативность данного шага именно для автопрома, где из-за длинных производственных цепочек НДС платится многократно. Правда, большинство аналитиков склоняется к мысли, что увеличение себестоимости примерно на 2% не окажет радикального влияния на рынок: ежегодное подорожание может перекрыть эту величину.

Пошлины растут ради ВТО

1 июля в России завершился режим льготного ввоза автокомпонентов, который действовал для компаний, подписавших с правительством соглашение о промсборке. Особенным сюрпризом этот шаг не стал: Россия просто выполнила обязательства, взятые в 2012 году при вступлении страны во Всемирную торговую организацию.

Льготная ставка в 0–5% на ввоз автокомпонентов заменена полноценной — 5–15%. Это все равно дешевле, чем пошлина при ввозе готовой иномарки (30–40%).

Повышение цен на новые авто и подорожание бензина. Какие неприятные изменения ждут автомобилистов в 2018 году?

Считаем, во сколько с учётом всех повышений обойдётся годовое содержание отечественного седана.

  • Рост акцизов
  • Подорожание новых автомобилей

В грядущем году автовладельцев и тех, кто только собирается стать автолюбителем, ждёт ряд не самых приятных изменений. Свойкировский решил разобраться, что, почему и на сколько подорожает.

Рост акцизов

Стоит начать с одной из самых интересующих автомобилистов тем — цен на топливо. В 2018 году рост цен на заправках продолжится. Причём повышение стоимости горючего начнётся в самом начале года. Виной тому — увеличение стоимости акцизов. Поднимать косвенный налог будут в два этапа: на 50 копеек с 1 января и на 50 копеек с 1 июля 2018 года. Соответственно, как минимум на столько же подорожает и бензин, приблизившись по цене к 39 рублям.

Примечательно, что россияне по сути продолжают платить двойной налог. В 2012 году в правительстве РФ решили, что уплата транспортного налога по фиксированной ставке для всех несправедлива. Ведь кто-то буквально живёт на колёсах, а кто-то основную часть времени держит своего железного коня запертым в гараже. Было принято решение вывести налог на транспорт в цену на бензин: кто сколько ездит, тот столько и платит. Для это были введены акцизы на топливо, которые ежегодно увеличивались, но транспортный налог при этом не отменили. Сейчас в стоимости каждого литра бензина — около 9 рублей косвенных налогов.

Если взять в расчёт среднестатистического автомобилиста на бюджетном легковом авто, который проезжает около 10 тысяч километров ежегодно при расходе 8 литров на 100 километров, то получается, что в год его машина потребляет примерно 800 литров бензина. При средней стоимости 92-го в районе 37 с небольшим рублей он тратит на бензин около 30 тысяч рублей. При этом около 7 тысяч рублей уходит в казну в качестве акциза.

Подорожание новых автомобилей

Не самые приятные новости ждут и тех, кто в 2018 году решит стать обладателем нового авто. В правительстве решили не останавливаться на повышении акцизов и поднять утилизационный сбор. Сейчас размер утилизационного сбора составляет 20 тысяч рублей за легковое авто. С января 2018 года он вырастет на 15%, то есть на 3 тысячи рублей. Руководитель крупной сети кировских автосалонов на условиях анонимности рассказал, что повышение сбора, скорее всего, приведёт к подорожанию автомобилей:

— Основные факторы повышения цены — это повышение утилизационного сбора и изменение курса валют, — отметил он. — При повышении утилизационного сбора производители, скорее всего, не будут поднимать цены сразу, чтобы не шокировать покупателя, а будут делать это постепенно. В 2017 году мы закладывали рост цены на уровне 6-8%, в 2018 году это значение может быть больше, все 10%.

Мы посчитали примерную минимальную стоимость владения автомобилем в 2018 году на примере одного из самых популярных отечественных седанов «Лада Гранта».

Повышение цен на новые авто и подорожание бензина. Какие неприятные изменения ждут автомобилистов в 2018 году?

Таким образом, без учёта покупки зимней резины и ремонтов, которые, скорее всего, придётся провести, стоимость владения автомобилем составит 38 400 рублей, при этом около 10 тысяч рублей из этой суммы уйдёт в казну в качестве прямых и косвенных налогов. Стоимость 1 километра пути в таком случае составит примерно 3,84 копейки.

В случае поломок автомобиля, которые, вероятно, произойдут в течение года, стоимость пользования автомобилем может вырасти более чем в два раза. В расчёт владения также не включены расходные материалы: лампочки, предохранители, омывайка, охлаждающая жидкость, а также услуги автомойки и шиномонтажа.

Автомобиль — плохая трата денег. Он дешевеет уже при выезде из гаража

Фото: Unsplash

По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2021 года в России было зарегистрировано около 60 млн автомобилей. Большая часть транспортных средств (76%) приходится на легковые машины — их около 45 млн. На втором месте — легкие коммерческие автомобили, которых насчитывается 4,19 млн или 7%. За последние десять лет российский автопарк вырос на 31%, а средний возраст транспортных средств составил около 15 лет. Среди легковых машин он меньше — 13,9 лет, а 40% из них не старше 10 лет.

В 2020 году рынок автомобилей столкнулся с дефицитом, и он до сих пор продолжается. И сохранится до конца года и более, рассказал «Автостату» директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. Разрыв между спросом и предложением сократится в конце 2022 года или в начале 2023-го, считает гендиректор компании АВТОDOM Андрей Ольховский.

Сейчас основная причина дефицита — снижение производства микрочипов. Дистрибьюторы поднимают цены, однако спрос не падает. За первую половину октября цены повысили 25 автопроизводителей, представленных на рынке России. Российские дилеры тоже влияют на стоимость машин — навязывают дополнительное оборудование и тем самым прибавляют к стоимости машин до ₽1 млн. По мнению независимого эксперта рынка Артема Самородова, дилеры добровольно не откажутся от прибыли, а повлиять на них могут только автопроизводители.

Фото:Sean Gallup / Getty Images

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что рост цен на автомобили не остановится в ближайшие полтора года, так как сейчас дефицит на рынке только усиливается. По его словам, некоторые производства останавливаются, есть серьезная нехватка по компонентам, которую в ближайшее время не устранят, и автопромышленности опять не хватит деталей. Об этом он рассказал Autonews.ru.

«Сейчас уникальная ситуация сложилась на российском автомобильном рынке. Резко подорожали новые автомобили, вслед за ними подтянулись автомобили с пробегом, и, соответственно, дефицит на рынке. Он провоцирует то, что новых машин крайне мало и они стоят с существенным дополнительным оборудованием», — отметил директор «Автостата» Сергей Целиков.

Таким образом, те, кто купил машину 1,5-3 года назад, могут сейчас продать ее дороже, даже если она уже с пробегом. Целиков отметил, что 2,5 года назад купил подержанный Volkswagen Tiguan за ₽900 тыс. Теперь этот автомобиль с пробегом в 40 тыс. км оценивают примерно в ₽1,1 млн, то есть на ₽200 тыс. дороже.

По данным «Автостата», с сентября 2014 по июнь 2021 года средняя цена подержанных автомобилей выросла на 66%, а машин в возрасте до семи лет — на 132%. В сентябре 2014 года рубль резко упал по отношению к мировым валютам, что отразилось на ценах. С этого времени до 2020 года стоимость подержанных машин в основном росла постепенно, однако в четвертом квартале прошлого года произошел резкий скачок. Ситуация не стабилизировалась и цены продолжают расти, добавили в «Автостате».

Однако если купить машину сейчас, то неизвестно, можно ли будет продать ее дороже в будущем или она подешевеет, отметил Целиков. Независимый эксперт Артем Самородов рассказал «РБК Инвестиции », что автомобили могут продолжить постепенно дорожать, но никто не знает, будет ли это продолжаться и как долго. По его мнению, цены могут откатиться назад, как это произошло в 2015 году.

Фото:Unsplash

Как быстро дешевеет машина?

Директор компании Gruzdev Analyze Александр Груздев отмечал, что покупка машины — это всегда потеря денег, так что автомобиль точно не является инвестицией. По его словам, через пять лет потери составят 40-60% от стоимости машины.

Сергей Целиков рассказал, что по классической схеме при стабильных ценах и валюте в первый год эксплуатации новые машины дешевеют примерно на 10-12%. Потом процент снижается — 5-10% в зависимости от ликвидности марок и моделей. С пятого-шестого года стоимость автомобиля больше зависит от ее состояния.

Аналитики «СберАвтопарк» и агентства Russian Automotive Market Research тоже отметили, что на снижение стоимости машины в значительной степени влияют популярность модели и срок ее пребывания на рынке — чем он меньше, тем ниже потери.

Они выяснили, что потеря стоимости — основная статья расходов во владении автомобилем. В среднем цена машины падает на 29,3% за три года. Больше всего теряют компактные кроссоверы (34%), а вслед за ними идут легковые автомобили классов C (31,8%) и D (31,6%). Автомобили класса В дешевеют на 27,9% за три года, а среднеразмерные кроссоверы — на 21,3%. Тем не менее, в рамках одного сегмента цифры могут различаться. В частности, Volkswagen Tiguan теряет в цене 42%, а Hyundai Creta — 18%.

Фото:Unsplash

Востребованная модель на рынке подержанных автомобилей — это Toyota Camry, рассказал Груздев. По его словам, за три года она подешевеет примерно на 27%. Ее прямой конкурент Volkswagen Passat — на 30%, а аналогичная модель Hyundai Sonata — на 40%.

По данным исследования «Автостата», китайские автомобили отстают от массмаркета по показателю сохранности остаточной стоимости машины, то есть они теряют в цене больше других марок. В частности, в первом квартале этого года стоимость трехлетних машин из сегмента массмаркета сохранялась на 95,4%, а китайских — на 86,5%.

Читайте также  Сроки замены шин в россии

Груздев отметил, что в премиальном сегменте автомобилей ценится быть первым владельцем машины, купить ее новой. Поэтому такие автомобили очень быстро дешевеют. За 2-3 месяца они могут потерять 20-30% стоимости, а за пару лет половину и даже больше, рассказал он. По его словам, у премиальных марок в базовой комплектации потеря стоимости будет наименьшей.

Как выяснили в «Автостате», что среди полноразмерных трехлетних внедорожников премиум-сегмента лучший результат по сохранности остаточной стоимости показывает модель Lexus LX. По этому показателю она также лидирует и среди пятилетних машин. По итогам 2020 года эта модель, купленная в 2015 году новой, сохраняла в среднем 75,3% своей первоначальной цены.

Фото:Shutterstock

Сколько стоит содержать машину: топливо, страховка, налоги

Средняя стоимость владения автомобилем также зависит от сегмента, марок и моделей. У автомобиля класса В самая большая статья расходов — это топливо, а у среднеразмерных кроссоверов — выплаты по кредитам. В классе D основная часть трат приходится на страховку, говорится в исследовании «СберАвтопарк» и Russian Automotive Market Research.

По его данным, самый дешевый во владении автомобиль — Lada Granta, так как новый автомобиль стоит недорого, соответственно, расходы на кредит меньше, а также ниже уровень расходов на обслуживание. В год на нее нужно тратить ₽273 тыс. Самой дорогой машиной по затратам стала Toyota Camry, расходы на которую составляют ₽640 тыс. В первую очередь из-за больших расходов на кредит и страховку.

Посмотрим на другое исследование — в «Яндексе» выяснили, что снижение стоимости машины или амортизация — самая большая статья расходов, на которую в среднем приходится 53% потерь. На втором месте идет каско (22%), а за ним следуют затраты на топливо (13%).

Для примера возьмем условный Ford Focus. Посмотрим изменение его стоимости с помощью калькулятора, который подготовил «Яндекс» на основе данных своих сервисов. Он устанавливает среднюю цену на эту марку автомобиля в размере ₽1,45 млн. Калькулятор подсчитал, что за три года стоимость машины снизится на ₽417 тыс.

Условия следующие: машину используют для поездок на работу пять дней в неделю, а расстояние до офиса в одну сторону — 20 км. Кроме того, летом каждые выходные на автомобиле добираются до дачи и обратно, расстояние — 100 км в одну сторону.

С помощью калькулятора посмотрим, сколько примерно может стоить владение автомобилем — за три года на него может уйти ₽470,8 тыс., то есть около ₽156,9 тыс. в год. В общую сумму входят:

  • Страховка:₽233 416
  • Топливо:₽137 607
  • Сервис:₽90 398

Техобслуживание раз в год: ₽49 838

Мойка два раза в месяц: ₽25 920

Шиномонтаж два раза в год: ₽14 640

  • Транспортный налог: ₽9 375

Если бы автомобилист вложил эти ₽470,8 тыс. в акции Ford Motor три года назад, то заработал бы почти ₽575 тыс. С октября 2018 по октябрь 2021 года акции автомобилестроительной компании выросли на 94,71%. Кроме того, Ford платил дивиденды , однако с марта 2020 года приостановил выплаты из-за пандемии коронавируса.

Фото:Christof Koepsel / Getty Images

Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале

«Мы должны рассчитывать на меньшие темпы роста» Что ждет российский авторынок в 2018 году?

«Мы должны рассчитывать на меньшие темпы роста» Что ждет российский авторынок в 2018 году?

Правительство планирует увеличить утилизационный сбор на автомобили, а также ставки по акцизам. Чем вызвано такое решение? Как отразится оно на автоценах и российском авторынке? На какие меры господдержки могут рассчитывать в дальнейшем автопроизводители?

За что и почему придется платить больше

Наибольшее волнение автопроизводителей вызвало готовящееся повышение утилизационного сбора. Вместо запланированных осенью 15% оно может составить 87–125% – об этом сообщили недавно СМИ со ссылкой на неназванные источники. В Минпромторге эту информацию не опровергают, но утверждают, что величина сбора будет зависеть от категории и вида автомобилей, их экологичности, объема производства и импорта. При этом в грузовом сегменте сбор увеличится на 15–40%, а средневзвешенная индексация сбора составит 15–17,5%.

В 2016 году утильсбор был проиндексирован на 65% – тогда резкий рост тарифа объяснили обвалом рубля. Сейчас ставка для легковых автомобилей составляет 33 тыс. руб.

Изначально утилизационный сбор ввели в 2012 году в качестве компенсации за снижение импортных пошлин после вступления РФ в ВТО: он взимался с импортеров, а российские заводы давали гарантии утилизации. Однако под давлением зарубежных производителей, пожаловавшихся в суд ВТО, сбор распространили на весь рынок. Российским автопредприятиям стали выплачивать промышленные субсидии, которые считаются компенсацией сбора. По задумке властей, это должно было стимулировать зарубежные компании развивать производство в России.

Кроме того, с 1 января 2018 года вводятся повышенные акцизы на автомобили мощностью свыше 200 л.с. До сих пор ставки акциза дифференцировались по мощности только для автомобилей с двигателями мощностью до 150 л.с., а сверх этой мощности действовала единая ставка в размере 420 руб. за 1 л.с. Теперь же для автомобилей мощностью до 150 л.с. ставка увеличится всего на пару рублей, для машин мощностью 150–200 л.с. стоимость каждой лошадиной силы возрастет с 420 до 437 руб., а для авто мощностью 200–300 л.с. ставка составит 714 руб. за 1 л.с. Самая высокая ставка – на авто мощнее 500 л.с. – составит 1302 руб. за 1 л.с. Власти надеются, что это нововведение принесет в бюджет около 14 млрд руб. Эксперты уже назвали его очередной модификацией налога на роскошь.

Помимо этого продолжится и рост цен на топливо. Дважды за 2018 год будут увеличены акцизы на бензин.

Какие автомобили подорожают и на сколько

По мнению экспертов, запланированные повышения – в особенности это касается утилизационного сбора – могут привести к подорожанию автомашин на 10–17%, при этом меньше всего оно коснется премиум-сегмента. По информации некоторых дилерских центров, автомобили Mercedes-Benz в 2018 года подорожают на 2–8%, Audi – примерно на 10%, Jaguar и Land Rover – на 3–5%.

«Цены на автомобили, особенно на новые иномарки, сегодня достаточно высоки. Для большого количества людей они неподъемны. Поэтому, я думаю, удар придется по автомобилям бюджетным, как раз по тем, которые подлежат утилизации», – считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

В Минпромторге заявили, что индексация утильсбора не приведет к подорожанию машин, выпущенных в России, поскольку государство компенсирует его автопроизводителям в рамках господдержки.

Как ведет себя российский авторынок

За 2013–2016 годы российский автомобильный рынок сократился вдвое, самый низкий спад был зафиксирован в 2016 году. С нынешнего года отмечается положительная динамика: за 11 месяцев продажи, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли на 11,7%, а в ноябре – на 15%, по сравнению с ноябрем 2016 года. При этом в октябре и ноябре выросли и продажи автомобилей премиум-класса (на 5,3% в годовом выражении), хотя с начала года они сокращались, больше всего – у Audi (на 20%) и Jaguar (на 30%). У остальных производителей спад был меньше: Land Rover – на 3%, Porsche – на 8%, Lexus – на 7,2%.

В целом импорт легковых автомобилей в Россию, по данным ФТС, в январе–сентябре текущего года упал на 7,2%, до 183,4 тыс. машин (в денежном выражении при этом он вырос на те же 7,2%, до 4,7 млрд долл.). По утверждению экспертов, импорт сегодня состоит из моделей, которые не конкурируют с локальной сборкой. При этом иномарки по-прежнему преобладают на российском авторынке: на их долю приходится 90%, и только 10% составляет выручка от отечественных машин (примерно 115 млрд руб.). Минпромторг, однако, оценивает долю автомобилей, произведенных в России, совершенно иначе, по его данным, в сегменте легковых автомобилей она составляет 86,3%.

Лидером продаж остается АвтоВАЗ, в ноябре его продажи выросли на 14%, по сравнению с прошлым годом. Продажи Sollers за 11 месяцев, наоборот, снизились на 14,7%.

По мнению экспертов, о стабильном восстановлении российского авторынка говорить рано. На рост продаж в последние несколько месяцев повлияли как отложенный спрос, так и угроза грядущего подорожания после того, как в сентябре СМИ сообщили о готовящемся увеличении утилизационного сбора. Большую роль сыграло и стимулирование покупателей различными госпрограммами в рамках поддержки авторынка.

Как государство поддержит автопроизводителей

На поддержку спроса на автомобильную технику в России в 2018 году планируется выделить 24 млрд руб. из госбюджета и порядка 9 млрд руб. – из резервного фонда, – сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Из этой суммы 9 млрд руб. будут предоставлены банкам, с которыми государство должно «рассчитаться за предоставленную возможность по льготному автокредитованию предыдущих лет, включая этот год». 16 млрд руб. пойдут на адресные программы поддержки спроса – «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Свое дело», «Русский тягач», «Русский фермер». Часть средств пойдет на стимулирования продаж автобусов и техники для ЖКХ, а также на обновление городского транспорта. Кроме того, автопром в 2018 году получит 100 млрд руб. промышленных субсидий.

Министр выразил надежду, что рост автопроизводства в 2017 году составит в среднем 18% по всем категориям техники, а рынок вырастет на 11–12%, по сравнению с прошлым годом. «Что касается следующего года, то если все будет двигаться так, как сегодня, то при снижении объемов поддержки, сохранении промсубсидий и даже индексации утилизационного сбора и акцизов, и при снижении процентных ставок по кредитам, думаю, что мы должны рассчитывать на меньшие темпы роста по рынку и производству по всем категориям», – считает глава Минпромторга. При этом, по данным ведомства, «практически каждый второй автомобиль в РФ продается с применением мер государственного стимулирования спроса».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: