Кпп трактора мтз 80 схема

Устройство и принцип работы коробки перемены передач (КПП) трактора МТЗ-80

КПП трактора МТЗ-80 создана для изменения передаточных чисел системы трансмиссии трактора МТЗ-80 и включения заднего хода. Этим достигаются разные значения скорости движения трактора МТЗ-80. Привод ПВМ и ВОМ тракторов МТЗ-82/82Л приводится в действие, так же коробкой перемены передач. КПП 9-ступенчатая и имеет диапазонов два с понижающим редуктором. Вперед имеется 18 переключений скоростей. А так же четыре задних скоростей. Можно поставить Ходоуменьшитель. Немногие МТЗ выпуска после 1985 года оснащаются гидроуправляемой КПП.

В корпусе коробки перемены передач МТЗ расположены на одной оси первичный вал и вторичный вал. Параллельно им стоит промежуточный вал и вал первой передачи и заднего хода. Первичный вал стоит на 2-х подшипниках. Первый подшипник закреплен в стакане корпуса. Второй подшипник в расточке переднего торца вторичного вала. В шлицах первичного вала стоит ведомая шестерня понижающего редуктора и двигающиеся ведущие шестерни третей передачи и четвертой и пятой передач. На шлицах полого, промежуточного вала КПП трактора МТЗ-80 намертво закреплены следующие ведомые шестерни: шестерня ведомая четвертой передачи; шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода и шестерня ведомая третей передачи.

К ступице шестерни ведомая третей передачи прикреплена шестерня промежуточная. Она постоянно зацеплена с шестерней скользящей третей передачи, она может понизить передачу, посредством коробки перемены передач. На шлицах промежуточного вала КПП (на задней стороне) скользящим способом стоит ведущая шестерня первой ступени редуктора. Вал промежуточный вращается в шарикоподшипнике и втулке бронзовой. Втулка крепится в ведущей шестерни второй ступени редуктора. Шестерня ведущая второй ступени редуктора, стоит в специальном стакане на 2-х подшипниках роликового типа, имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, в добавок к этому в заднем конце имеются кулачки для привода вала отбора мощности, синхронного типа, заднего. Внутри шестерни на штифтах вмонтировано гнездо внутреннего вала, в гнездо впрессовано бронзовая втулка. Втулка служит опорой внутреннего вала. Сверху на шестерне ведущая второй ступени редуктора имеется крыльчатка. Крыльчатка предназначена для кардинального улучшения смазывания шестерен главной передачи и дифференциала КПП трактора МТЗ-80. Крыльчатка при вращении распыляет капли масла, создавая этакий масляный душ, который орошает движущиеся части КПП МТЗ-80. Вал вторичный коробки передач на одном торце имеет наружный и внутренний венчики. Венцы и вал являются одним целым. Вторичный вал крепится в 2-х конических подшипниках (роликового типа). Вторичный вал коробки перемены передач трактора МТЗ-80 имеет шлицы, на которых неподвижно надеты две шестерни: ведомая шестерня II ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи (закреплена с конца гайкой).

Когда шестерня ведущая первой ступени редуктора зацеплена с наружным венцом вторичного вала работает первая ступень редуктора. При первой ступени можно переключать скорости между первой, третей, четвертой и пятой передачами переднего хода и первую скорость заднего хода. Вторая ступень редуктора поддерживает все остальные скорости КПП МТЗ-80. Двигая ведущую шестерню первой ступени редуктора назад, до позиции зацепления с внутренним венцом шестерни ведущей второй ступени редуктора, включается вторая ступень редуктора. При включении первой (или второй) ступени редуктора блок шестерен (шестерня скользящая четвертой и пятой передач) скользит вперед и задействует пятую скорость (или восьмую), если скользит в обратную сторону, то четвертую скорость (или седьмую). Шестерня скользящая третей передачи при скольжении вперед аналогично включает третью (или шестую) передачи, а при передвижении назад сцепляется с зубьями внутреннего венца вторичного вала, включая прямую (девятую) передачу. Вал первой скорости и заднего хода имеет привод через ведомую шестерню пониженных передач и заднего хода. В то же время шестерня ведомая включения ходоуменьшителя сцеплена с внутренним шлицевым венцом шестерни ведомой первой скорости и заднего хода и заодно с валом первой скорости и заднего хода.

Передвигая скользящую шестерню пониженных передач и заднего хода КПП трактора МТЗ-80 назад, задействуется первая (или вторая) передача, при скольжении вперед — скорости заднего хода (через шестерню скользящую первой передачи и заднего хода; шестерню промежуточную заднего хода и шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода на промежуточный вал). Шестерня промежуточная заднего хода оборачивается на неподвижной оси промежуточной шестерни и постоянно сцеплена с маленьким венцом шестерни ведомой пятой передачи и заднего хода.

При работе коробки перемены передач трактора МТЗ-80 с работающим ходоуменьшителем, вращение передается от шестерни промежуточной на шестерню ведомую первой передачи и заднего хода, которая закреплена на валу первой передачи и заднего хода. При монтировании ходоуменьшителя специальное пружинное кольцо передвигают до упора в буртик вала, а шестерня ведомая включения ходоуменьшителя рычагом переключения передач выведена из зацепления с шестерней ведомой первой скорости и заднего хода.

Спереди корпуса КПП трактора МТЗ-80 на одной оси с промежуточным валом вмонтировано гнездо внутреннего вала переднее с передним подшипник внутреннего вала. А снаружи подшипники промежуточной шестерни редуктора. С двух сторон корпус КПП трактора МТЗ-80 имеет лючки, заглушенные заглушками. Лючки необходимы для осмотра частей КПП и монтирования на трактор бокового вала отбора мощностей (ВОМ), ходоуменьшителя и раздаточной коробки привода переднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л.

Коробка передач МТЗ (МТЗ-80)

МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а так же на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.

Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил намного более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна чем сельскохозяйственная.

Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а так же порядок переключения скоростей МТЗ 82.

МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов

Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.

Итак, КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.

О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:

Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»

На схеме римскими цифрами обозначены режимы:

  • I – понижающий;
  • II – повышающий.

Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима, отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП на много больше.

Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.

После того как режим включен возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.

Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.

Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть, при пониженном, и при повышенном.

Тем, кому из текста непонятно как правильно пользоваться КПП на тракторах Беларусь предлагаю все, что описано выше посмотреть на видео:

Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?

Если трактор движется, на какой либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз, для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.

Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.

Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82

КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала – промежуточный и дополнительный.

Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.

Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло не покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.

Фото КПП МТЗ-80/82

Первичный вал

Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.

Читайте также  Самые лучшие держатели для телефонов в машину

Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.

Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.

Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82

На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.

Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно так же увидеть на рисунке.

Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.

Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенный цифрой 7.

Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.

Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.

Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент, непосредственно, на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой, 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).

Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82

Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего, на задний.

Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:

Цифрами на рисунке обозначены:

  1. крышка реверс-редуктора;
  2. синхронизатор;
  3. рычажок;
  4. валик с вилкой;
  5. шарик фиксатора;
  6. стакан;
  7. втулка;
  8. первичный вал КП;
  9. ведомая шестерня;
  10. коробка передач;
  11. гнездо переднее;
  12. корпус сцепления;
  13. промежуточная шестерня;
  14. ось сателлита;
  15. штифт;
  16. сателлит;
  17. шарикоподшипник;
  18. силовой вал;
  19. ведущая шестерня;
  20. крышка;
  21. механизм параллелограмма;
  22. рычаг управления реверс-редуктором.

Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82

В отличии от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходится обслуживать. Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной его замены, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.

Масло в коробке передач МТЗ-80/83 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.

На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.

Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:

  • ТЭ-15-ЭФО;
  • Тап-15В;
  • Моторное автомобильное масло М12Г1.

Замена масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.

Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.

Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора. Это достаточно сложная операция и в этой статье о ней рассказано не будет.

Коробка переключения передач МТЗ 80, порядок переключения

Главная функция коробки переключения передач — создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя через трансмиссию на ведущие колеса трактора. КПП обеспечивает переключение скорости движения трактора, что дает возможность выполнять различные технологические операции и работы от транспортных до всевозможных задач в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной, лесной отрасли и других производствах. Механизм переключения передач МТЗ-80 сконструирован таким образом, что диапазон передаточных чисел скоростей комфортно вписываются в выполнение любых рабочих процессов с использованием всевозможного, специального оборудования. Включение понижающего редуктора позволяет получить 18 вперед и 4 передачи заднего хода.

Механическая КПП в сборе КПП МТЗ в сборе Вид КПП МТЗ с права Механизм КПП МТЗ Механическая КПП МТЗ в сборе Коробка МТЗ в сборе

КПП МТЗ 80 (82) гарантирует диапазон скорости движения вперед от 1,9 км/ч до 34,3 км/ч и движения заднего хода от 4,09 до 9,22 км/ч. Кроме этого, коробка обеспечивает привод основного и бокового вала отбора мощности, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.

Устройство КПП

Схема КПП МТЗ

Переключение скорости осуществляется путем передвижения по шлицам валов прямозубых шестеренок, образующих в зацеплении передаточное число соответствующее той или иной передачи. Непосредственное переключение происходит с помощью рычага переключения связанного через механизм управления с вилками, двигающими шестерни и блоки шестерен.

Конструкция

Конструкция узла выполнена в виде двухступенчатого, четырёхвального, шестерёнчатого редуктора, собранного в цельнолитом, чугунном картере, размещенного между корпусом заднего моста и корпусом понижающего редуктора со сцеплением.

Валы опираются на подшипники, установленные в стенках и средней перегородке корпуса редуктора. Часть шестеренок выполнены заодно целое с валами, другие посажены на шлицы или свободно вращаются.

Валы и шестерни КПП МТЗ 80

  • Первичный вал 1 (на схеме) принимает крутящий момент через муфту сцепления от двигателя трактора. На шлицах вала установлены скользящие блок из двух шестеренок 3 и шестерня 4. Блок 3 формирует передаточное число при передвижении ее по валу перёд на 5-ю и 8-ю передачи, передвижением назад 4-ю и 7-ю. Другая шестерня 4 формирует в зацеплении с внутренним венцом шестерни 5 вторичного вала прямую передачу, соответствующею 9-й скорости. При передвижении этой шестерни вперед, включается 3-я и 6-я передачи.
  • Промежуточный вал 14 участвует в формировании передаточного числа и передачи крутящего момента на вторичный вал 7 редуктора, образуя с шестернями первичного вала и дополнительным валом 27 передаточные пары зубчатых колёс соответственно включенной ступени и передачи. Блок ведомых шестерён (25 ,24 на схеме) жестко посажен на валу и пассивно взаимодействуют с передвижными шестернями первичного вала 1. Свободно вращающийся блок 22 передаёт вращение на дополнительный вал 27. Единственным подвижным блоком шестерён, промежуточного вала, является блок 18 переключения ступеней редуктора, передающий вращение вторичному валу. Передвижением блока в перёд происходит зацепление с внешним венцом зубьев шестерни 5 и включается первая ступень редуктора (1-я, 3-я, 4-я, 5-я и 1-я задняя). Передвигая блок 18 назад, образуется зацепление блока с внутренними зубьями свободно вращающейся шестерни 16, и в зацеплении с шестерней 8 включается вторая ступень (2-я, 6-я, 7-я, 8-я и 5-я задняя). Внутри промежуточного вала 14 проходит вал 15 привода основного, заднего ВОМ.
  • Дополнительный вал 27 выполняет функцию формирования передаточного числа 1-й и 2-й передачи и двух задних скоростей. При передвижении по шлицам вала шестерни 26 в перёд происходит зацепление с промежуточной шестерней 28 заднего хода, вращающейся на отдельной оси и передающей обратное вращение промежуточному валу. Передвижением шестерни, дополнительного вала, назад происходит зацепление с соответствующей ведомой шестерёнкой 25 промежуточного вала, при этом активируется 1-я или 2-я передача вперед соответственно выбранной ступени редуктора.
  • Вторичный вал 7 передает вращение и сформированное передаточное число на ведущую шестерню 10 привода заднего моста трактора. Вал изготовлен за одно целое с шестерней 5, внутренний зубчатый венец которой участвует в формировании прямой передачи с шестерней 4 первичного вала. Внешние зубья этой шестерни взаимодействуют с шестерней блока 18 переключения первой ступени редуктора. Вторая шестерня 16 жестко посажена на вал и участвует в активации второй ступени.
  • Ползунковый механизм взаимодействует с рычагом переключения и обеспечивает передачу движения к вилкам двигающих шестерни коробки. Замки механизма фиксируют положение активированной передачи и исключают одновременное включения двух передач.

В левый люк корпуса коробки вместо крышки, при необходимости, устанавливается боковой ВОМ или ходоуменьшитель, в правый люк — раздаточная коробка.

Коробка передач МТЗ 82 отличается дополнительно установленной раздаточной коробкой, для привода переднего ведущего моста, в правом люке корпуса КПП по ходу движения трактора. Привод осуществляется от ведомой шестерни вторичного вала через промежуточную шестерню.

Современные модификации МТЗ 80 (82) оснащаются КПП с гидроподжимными муфтами, которые выполняют функцию активации выбранного передаточного числа. Переключение происходит за счет подачи давления масла на муфту. Управление муфтами осуществляется через золотник гидрораспределителя кпп. Гидроупровляемые коробки отличаются плавным и комфортным переключением.

Особенности эксплуатации КПП

Правильная эксплуатация кпп заключается в контроле состояния и своевременном техническом обслуживании, а также правильном выборе скоростного режима его переключения в процессе выполняемых работ трактором.

Контролируется отсутствие течи смазки в сочленениях корпусов трансмиссии и люков. Уровень масла контролируется через контрольное отверстие на правой стороне корпуса кпп. При отворачивании пробки отверстия, уровень должен быть не ниже нижней кромки отверстия, при этом трактор должен стоять в горизонтально ровном положении.

Замена смазки делается при плановом ТО 3 через каждые 960-1000 моточасов. Часто замену делают при сезонном ТО, меняя масло на другую марку.

Слив масла производится при разогретой трансмиссии, сразу после остановки. Пробки слива находится в нижней части картеров кпп, сцепления и заднего моста. После слива производят очистку магнитов от металлического мусора, возникающего при активном контакте деталей механизмов. Заправка масла осуществляется через отверстие пробки в верхней крышке корпуса коробки.

Читайте также  Машины на водородном топливе

Применяемые марки масла:

  • Трансмиссионные: ТАп-15В, ТСп-14, ТЭ15 ЭФО, ТМ-2-18
  • Моторные: М12 Г1

При появлении посторонних шумов, гула, скрежета в коробке — следует прекратить эксплуатацию трактора и провести диагностику тех. состояния кпп. Своевременное обнаружение неполадки и её устранение убережет технику от более серьёзных поломок.

Схема переключения

На схеме указаны: на светлом фоне включение II-й ступени редуктора и соответствующие ей передачи (2,6,7,8,9 и 2-я задняя), на тёмном – включение I-й ступени и соответствующие передачи (1,3,4,5 и 1-я задняя). Предварительное включение выбранной ступени дает возможность включать соответствующие ей передачи.

Положение рукояти переключателя скоростей в МТЗ 80.

Порядок переключения

  • Среднее свободное положение рычага соответствует нейтральному положению (указан буквой «Н»), при этом рычаг переключения свободно перемещается перпендикулярно оси движения трактора.
  • В крайнем левом положении рычага, перемещением вперед, включается II-я ступень редуктора, при перемещении рычага назад, в том же крайнем левом положении, включается I-я ступень.
  • Крайнее правое положение даёт возможность, при перемещении в перёд, включить 1-ю или 2-ю передние скорости (в зависимости от выбора ступени). Движением рычага назад, в крайнем правом положении, включается 1-я или 2-я задние скорости соответственно включённой предварительно ступени редуктора.
  • В среднем правом положении: движением в перёд включают 9-ю передачу при включённой I-й ступени редуктора, движением рычага назад, в этом же положении, включается 3-я или 6-я передача соответственно выбранной ступени.
  • Средне левое положение даёт возможность движением вперед включить 4-ю или 7-ю передачу и движением назад, в том же положении рычага, включить 5-ю или 8-ю передачи в соответствии с предварительно выбранной ступенью.

Правильное переключение передач

Производя переключение следует понимать, что при соединённом сцеплении с двигателем, вращение идет непрерывным потоком на первичный вал кпп и для любого переключения следует прерывать поток, выжимая педаль сцепления, тем самым приостанавливая движение всех деталей кпп. Это создаёт условия синхронизации вращения деталей для комфортного ввода в зацепление передвигаемых зубчатых колёс.

Перед переключением следует сбросить обороты двигателя, затем выжимается педаль сцепления до упора, рычаг переключения выводится в нейтральное положение и затем из нейтрального положения переводится в режим включения выбранной передачи, после педаль сцепления плавно отпускается. Переключение не должно сопровождаться скрежетом механизма. При затруднительном включении передач, в следствии износа деталей кпп, нужно применять технику двойного выжима сцепления. То есть, педаль сцепления выжимается при переводе рычага в нейтральное положение, затем отпускается и вжимается второй раз перед включением выбранной передачи. После включения педаль так же плавно отпускается, причем, плавно не значит медленно.

Правильный выбор передачи обеспечивает безопасность, качественное выполнение работы и высокую производительность с оптимальной нагрузкой на все механизмы трактора и используемого оборудования.

Коробка передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82 является сложным и дорогостоящим механизмом. Конструктивное расположение этого узла трактора усложняет и затрудняет его ремонт. Для замены одной детали, зачастую, в прямом смысле, требуется разобрать пол трактора. Ремонт требует колоссальных трудозатрат и квалификации специалистов. Поэтому, при эксплуатации трактора рекомендуется строго придерживаться требований и рекомендаций производителя. Выполняя работы нужно соблюдать скоростные режимы согласно разработанных технологических карт, исключая перегрузку механизмов и деталей КПП.

Схема КПП МТЗ-80 и МТЗ-82

Среди наиболее востребованных разновидностей сельскохозяйственной техники наибольшее распространение среди потребителей получили различные модели тракторов МТЗ. Они представляют собой надежное техническое устройство, которое сравнительно редко требует ремонта. Коробка передач МТЗ 82 обеспечивает существенную экономию топлива, а также позволяет продлить срок службы двигателя и других важных узлов трактора.

Что необходимо знать о работе коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82

Планируя изучить конструкцию подобного рода узлов, необходимо отметить, что схема КПП МТЗ 80 и МТЗ 82 полностью идентична, благодаря чему коробка передач этих моделей работает по аналогичному принципу. Она относится к категории механических агрегатов, оснащена 9 передними, 2 задними скоростями.

Важным элементом конструкции является понижающий редуктор, который позволяет удвоить количество передач, упрощая подбор оптимальной скорости для выполнения конкретного вида работ. Если возникает потребность движения на сниженных скоростях, не поддерживаемых стандартной коробкой передач, можно воспользоваться ходоуменьшителем.

КПП на МТЗ 82

Сборка КПП МТЗ с установкой ходоуменьшителя является незаменимым решением в случаях, когда тракторную технику планируется использовать в сочетании навесным оборудованием, например, для обработки земли, а также других аналогичных задач.

Схема переключения режимов

Прежде чем более подробно изучить устройство КПП трактора, целесообразно ознакомиться со схемой переключения режимов работы этого важного узла. Как было сказано ранее, она предусматривает 9 передач вперед, а также 2 назад, а при условии использования редуктора — 18 вперед, 4 назад, что значительно расширяет её функционал.

Ознакомившись со схемой переключения КПП, целесообразно упомянуть наиболее важные особенности её работы. Среди них следует отметить:

  • передачу можно включить лишь при небольших оборотах двигателя;
  • для успешного переключения необходимо использовать сцепление, что обусловлено типом коробки передач;
  • после переключения режима работы двигателя (скорости), необходимо плавно отпустить сцепление.

Как и на других разновидностях транспортных средств, оснащенных МКПП, резкий сброс сцепления приведет к рывку трактора, последующей остановке работы силового агрегата. Распространенной неполадкой при работе с подобным узлом представляется заклинивание передачи, не позволяющее осуществлять переключение. Для исправления ситуации потребуется вернуть рычаг в первоначальное положение, после чего повторно переключить скорость.

Устройство КПП

Чтобы облегчить выполнение ремонтных работ, а также обслуживание подобного рода устройства, необходимо более подробно изучить его конструкцию. Следует отметить, что самостоятельный ремонт КПП позволит существенно сократить затраты, так как стоимость запчастей довольно низкая, в чем можно убедиться, изучив каталог.

Планируя выяснить, как собрать коробку передач от МТЗ 80, 82, необходимо рассмотреть ключевые элементы конструкции изделия. Среди них упоминания заслуживает:

  • корпус;
  • крышка КПП;
  • первичный, вторичный вал;
  • шестерни, подшипники, кулиса, прочие элементы, отвечающие за переключение скоростей.

Схема КПП

Первичный, вторичный вал являются одними из главных элементов КПП. Они смонтированы на одной оси, а за их успешное объединение отвечают опорные элементы — подшипники. 3,4 и 5 скорости, размещенные на первичном валу, удачно объединены между собой посредством шлицевого соединения.

Разборка подобного рода узла представляется довольно легкой задачей, поскольку его конструкция отличается простотой, а подробные схемы и чертежи позволят не запутаться при последующей сборке. Важно помнить, что КПП предусматривает наличие механического воздействия между деталями, трения, которое может стать причиной выхода устройства из строя. Во избежание подобных проблем настоятельно рекомендуется использовать смазывающие материалы соответствующей категории, что позволит свести к минимуму повреждения, получаемые деталями КПП. Высокая надежность, небольшой вес и простая схема переключения сделали коробку передач от МТЗ одной из самых удачных среди аналогичной техники.

Типичные проблемы и способы устранения

Несмотря на простую конструкцию, хорошее качество комплектующих, а также соблюдение правил эксплуатации КПП от МТЗ 80 или 82 периодически требует ремонта. Самой распространенной проблемой представляется наличие скрипа при переключении скоростей, что обусловлено чрезмерным износом дисков сцепления.

Другой причиной неполадки может быть некорректная регулировка шестерней механизма, ввиду чего потребуется разобрать устройство для визуальной оценки состояния дисков, их замены или настройки КПП. Более серьезной проблемой представляется люфт рычага-переключателя, который приводит к некорректному изменению скоростей. Для устранения потребуется проверить натяжение пружинных фиксаторов, зазор между планками переключения, а также ширину зева. При выявлении каких-либо отклонений или поврежденных элементов их необходимо устранить, что вернет коробку в работоспособное состояние.

Заключение

КПП от МТЗ 80, 82 является простым и надежным механизмом, который позволяет быстро переключать скорости в широком диапазоне. Правильное использование передач позволяет сократить затраты топлива, а также делает эксплуатацию трактора более безопасной для внутренних узлов и механизмов.

Коробка передач трактора МТЗ 80

трактор мтз 80

Обслуживание тракторов

МТЗ 80 это обозначение универсально-пропашного трактора на колесном ходу, который в Минске на тракторном заводе производится с 1974 года по настоящий период.

Сельхозмашина только c задним приводом, с полным приводом называлась МТЗ 82. Коробка передач МТЗ 80 обеспечивает набор динамических характеристик трансмиссии за счет большого количества передних и задних эксплуатационных скоростей (18/4). Трактор сконструирован по классической схеме, принятой в то время для таких моделей:

  • полурамную конструкцию с передним размещением силового агрегата;
  • несущие картера деталей трансмиссии;
  • увеличенные задние колеса, уменьшенный диаметр передних колес.

Удачная компоновочная схема, технико-экономические параметры обеспечили трактору универсальность и популярность.

Назначение и устройство КПП

коробка передач мтз 80

Трансмиссия любого трактора является ключевым элементом, обеспечивающим разнообразное применение.

Совместно с двигателем трактора, расположенная в трансмиссии коробка передач на МТЗ 80, обеспечивает оптимальную скорость движения для выполнения той или иной механизированной операции.

Трансфер параметров крутящего момента от коробки на вал отбора мощности, для надежной и безаварийной работы дополнительного оборудования должно соответствовать заданным техническим параметрам оборудования.

Читайте также  Советы по уходу за машиной

Конструкция КПП МТЗ 80 состоит из взаимосвязанных между собой рабочих элементов. Они расположены в одном прочном чугунном корпусе.

С боков корпуса КПП смонтированы специальные люки, которые предназначены для ремонта или обслуживания.

Конструкционные отверстия предназначены для подключения дополнительного вала отбора мощности и присоединения при необходимости ходоуменьшителя.

Основой механизма и схемы переключения передач, служат размещенные параллельно друг другу внутри корпуса коробки передач специальные валы. К ним относятся:

  • вал первой передней передачи,
  • первичный вал;
  • вторичный;
  • промежуточный;
  • вал заднего хода.

На валах, вращающихся на специально подобранных по номерам подшипниках скольжения, смонтированы шестерни КП.

При зацеплении между собой шестерен и обеспечивается предназначенный режим работы. Как включаются передачи на Беларус 80?

Для выбора в коробке необходимого зацепления, а именно требуемой передачи и как следствие необходимой эксплуатационной скорости движения применяется кулиса (рычаг) КП.

Она расположена в кабине механизатора. На первых экземплярах трактора кулиса была непрочной, поэтому нередки случаи поломки.

Механизаторы при необходимости изготавливали и устанавливали согласно схеме по ремонту самодельную кулису КПП МТЗ 80. В дальнейшем завод устранил этот технологический недостаток.

Возможные неисправности коробки

схема коробки передач

Корпус и внутренние механизмы коробки МТЗ выполнены из высококачественных материалов, кроме уже отмеченной возможной неисправности, в процессе работы коробки могут возникнуть еще ряд поломок.

Главными причинами таких дефектов считаются некачественное и/или несвоевременное техническое обслуживание, а также скрытый производственный брак, элементов коробки. К распространенным неисправностям относят:

Появление скрипов при переключении скоростей движения. Причины возникновения:

  • износ или дефекты (деформация, трещины, сколы) дисков сцепления,
  • нарушение регулировок шестеренчатых валов.

В зависимости от характера происхождения, неисправности проверяются, настраиваются, и при необходимости меняются диски сцепления или выполняется регулировка валов, для увеличения площади зацеплений шестерен КПП.

Появление стуков, ударов, посторонних шумов. Причины возникновения:

  • износ, поломки зубьев шестерен КПП;
  • механические дефекты на шестернях;
  • поломки опорных подшипников.

Для ремонта проводится осмотр шестерен, опорных подшипников. Выполняется необходимая регулировка указанных элементов. При механических поломках производится смена указанных деталей.

  • Выбивание (выскакивание) кулисы при движении трактора. Основание этой неисправности — это износ (поломка) вилок переключения. Для устранения необходимо выполнить осмотр устройства коробки передач, в случае если износ присутствует у большинства вилок лучше заменить блок в сборе. Если произошла поломка только одного элемента, возможно, выполнить индивидуальную замену.

Особенности КПП перемены передач МТЗ 80

мтз 80

Достоинствами коробки МТЗ 80 считают:

  1. Надежность.
  2. Продолжительная эксплуатация.
  3. Удобство в обслуживании.
  4. Доступность ремонта.

Трактора МТЗ характеризуются ремонтопригодностью, поэтому ремонт коробки, как и других агрегатов выполняют в условиях сельских мастерских, которые не отличались большим количеством ремонтного оборудования и приспособлений. Быстро выполнить ремонт руками трактора Беларус 80, прежде помогали:

  1. Достаточное количество запчастей, благодаря длительному сроку выпуска трактора и большой унификации с трактором МТЗ 922, а также с другой сельхозтехникой Минского завода.
  2. Большое количество каталогов по ремонту, схем оборудования трактора, электросхем, схемы по ремонту КП, каталога подшипников КПП, наглядной инструкции по разборке и сборке КПП. Для длительной, надежной эксплуатации коробки МТЗ 80 необходимо выполнять следующие операции рекомендованные производителем:
    1. Заливать и использовать в коробке только трансмиссионное масло ТЭП-15В, которое меняют с периодичностью один раз в год. В случае если трактор эксплуатируется на сухих песчаных почвах замену выполнять каждые полгода. В интервале между сменой масла постоянно следить за уровнем, отсутствием вытекания из корпуса КП.
    2. При работе с дополнительными прицепными и навесными сельхозагрегатами, использовать только механизмы, предназначенные для тягового класса трактора — 1,4.
    3. При возникновении затруднений в переключении скоростей не применять дополнительные усилия для включения. Проверяют работу сцепления и выполняют регулировочные работы.
    4. При ремонте коробки использовать запчасти рекомендованные производителем.

    Конструкционные решения в коробке передач модификации МТЗ, использованы на тракторах следующего поколения, в том числе на широкоуниверсальной модели МТЗ 2022. Читайте также по теме: гидрораспределитель для трактора МТЗ 80.

    Коробка переключения передач МТЗ-80: устройство, ремонт и диагностика неполадок

    Рассматривая рабочие узлы трактора МТЗ-80, особое внимание следует уделить коробке передач. Ее работа направлена на активацию заднего хода, изменение скорости движения агрегата, а также активации навесного оборудования за счет бокового вала отбора мощности. Стандартный вариант для коробки передач – это 2 ступени для заднего хода и 9 ступеней для переднего. Благодаря понижающему редуктору число передач для заднего и переднего хода можно удвоить, в результате чего будет 4 ступени заднего хода и 18 ступеней переднего. Также доступно оснащение уменьшителем хода – специальным приспособлением для работы на малых скоростях. Его актуальность наблюдается при использовании трактора для работы на скорости, ниже обычной.

    Особенности устройства

    Посмотрев на КПП рассматриваемой модели трактора в разрезе согласно продольной оси, можно будет заметить одноосное размещение вторичного и первичного вала. Вал заднего хода с валом первой передачи и промежуточным валом имеют параллельное расположение относительно первичного. в подшипнике стакана корпуса КПП зафиксирован передний конец первичного вала, тогда как задний конец крепится к переднему концу вторичного вала в торце подшипника.

    kpp-mtz-80-poperechnii-razrez

    kpp-mtz-80-prodolnii-razrez

    На шлицах первичного вала зафиксированы ведущие шестерни 3- 5 передач. Там же закреплен понижающий редуктор за счет ведомой шестерни. Ведомые шестерни 3- 5 переключателя передач зафиксированы на шлицах пустотелого промежуточного вала. Ведомая шестерня третьей передачи зацеплена с промежуточной шестерней.

    Устройство промежуточного вала

    Вал вращается на шарикоподшипниках и втулке, соединенной с основной шестерней второй ступени редуктора. Вторая редукторная ступень, в свою очередь, имеет внутренний вал и поддерживающую втулку. Сзади этой шестерни есть кулачки заднего синхронного вала, которые отбирают мощность. С помощью крыльчатки для распределения масла, расположенной сверху основной шестерни, можно смазывать активные детали КПП МТЗ-80.

    Устройство редуктора КПП

    Стандартное оснащение коробки передач модели МТЗ-80 предполагает наличие двухступенчатого редуктора со следующей схемой работы.

    1. В состав первой ступени входит 1 передача заднего хода и 1, 2, 3, 4 и 5 передачи переднего хода.

    2. Оставшиеся передачи входят в состав второй редукторной ступни.

    Сцепление ведущей шестерни первой ступени с наружным венцом вторичного вала позволяет включить первую ступень редуктора. Зацепляя основную шестерню первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени, можно активизировать работу редуктора на второй ступени. Схему переключения передач МТ-80 смотрим по ссылке.

    Ремонт КПП МТЗ-80

    Коробка передач трактора МТЗ-80 отличается высоким уровнем надежности, но со временем происходит износ трущихся деталей и могут иметь место определенные отклонения в работе.

    • Слишком тугое переключение передач.

    • Самопроизвольное переключение передач.

    • Стук во время движения.

    Чаще всего износу подвергаются подшипники или вилки переключения, в фиксаторах могут возникать дефекты, намного реже можно встретить износ зубцов шестерен, поскольку для их изготовления используется износостойкий сплав.

    Диагностика неполадок:

    pervichnii-val-mtz-801. Об износе дисков аппарата управляющего сцеплением может свидетельствовать скрежет при переключении. В некоторых случаях причиной скрежета может быть неправильная регулировка сцепления шестерней. Ремонтные работы предполагают замену изношенных деталей и регулировку. Если эти действия не помогли, причина может заключаться в неправильной длине пружины в аппарате, который управляет тормозками. В сжатом состоянии ее длина должна составлять больше 32 мм.

    2. Периодически актуально проводить ревизию зазоров между вилкой включения и цапфами отводки, а также между накладками тормозкового диска. Допустимо, чтобы толщина диска тормозка была минимум 1,5 мм, в противном случае требуется обязательная замена. Ширина допустимого зазора для вилки отводки и включения – 2,5 мм, в противном случае также требуется замена.

    3. Недостаточное трущее усилие вилок переключения может привести к неполному отключению или произвольному выключению передач, а также сильному люфту рычага их переключения. Причиной также может быть потеря упругости пружинных фиксаторов. Чтобы диагностировать причину следует осмотреть и замерить ширину зева, зазор между планками переключения передач, а также щелки вилок, предварительно отсоединив механизм переключения передач. При наличии износа обязательно замените детали.

    4. Износ подшипников, которые фиксируют валы, может стать причиной шумов в КПП. Если своевременно не произвести замену, приготовьтесь к заклиниванию всей коробки или, как минимум, к разрушению подшипников. Попробуйте сдвинуть валы монтировкой, предварительно сняв крышку КПП. Их посадка в гнездах должна быть жесткой. При наличии видимых смещений валов в гнездах вы гарантированно имеете дело с дефектом подшипников.

    5. Повышенный шум при работе КПП может также стать результатом увеличенного осевого зазора вторичного вала. В данном случае проверьте крепление гайки вала и если фиксация оптимальная, причиной проблемы является подшипник.

    6. Об износе шестеренок может свидетельствовать стук в коробке, которые при переключении передач исчезает. Чтобы убедиться в дефекте снимите раздаточную коробку с крышкой КПП, используйте домкрат для поднятия одного колеса и вручную прокрутите его. Износ шестерни можно определить визуально и ее замена предполагает полную разборку коробки передач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: