Ямз 238 технические характеристики

Двигатель ЯМЗ-238: характеристики

Двигатель ЯМЗ 238 — это силовой агрегат семейства моторов выпускаемых Ярославским моторным заводом. Мотор ЯМЗ 238 считается старшим братом не менее известного силового агрегата ЯМЗ-236. Они имеют схожие технические характеристики, устройство работы и конструктивные особенности.

Двигатель ЯМЗ 238

Исторический аспект

238-я модель, как и младший собрат 236-й, пришли на смену устаревших движков ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. Разработка и внедрение силового агрегата началось еще в 50-е годы 20 века, когда необходимо было сделать мощный 4-х тактный дизельный двигатель с экономичными показателями.

Отцом двигателей семейства ЯМЗ считается легендарный советский инженер, конструктор и изобретатель — Георгий Дмитриевич Чернышёв. На то время — это был уникальный в своем роде мотор, который выпускали полвека, и зарекомендовал себя, как один из лучших силовых агрегатов во всем мире.

На сегодняшний день, официально мотор ЯМЗ 238 снятый с производства, поскольку Ярославский завод выпускает приемника — ЯМЗ-530 и ЯМЗ-540. Но, производство запасных частей продолжается, а линия останавливаться не будет, по крайней мере, в ближайшее 10 лет.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 за весь период выпуска и модернизаций не поменялись. Конечно, мотор совершенствовался по последним разработкам и инновациям, но конструктивных изменений было очень мало. Рассмотрим, основные характеристики силового агрегата:

Наименование Характеристика
Тип Дизель, турбированный дизель
Объем 15 литров (14 866 см куб)
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 8
Количество клапанов 16
Эконорма от Евро-0 до Евро-4
Диаметр цилиндра 130 мм
Степень сжатия 17,5
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 800 000 — 1 000 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Применяемость МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Стоит отметить, что всех двигателях серии 238 установлен механический насос высокого давления топлива. На каждый цилиндр установлена своя секция насоса, чтобы сгорание проходило равномерно. Располагается ТНВД между рядами цилиндров, на развале двигателя.

ТНВД ЯМЗ 238

Модификации мотора

ДВС ЯМЗ 238 получил достаточно много модификаций и применяемость на автомобильном ряде. Так, согласно технической документации завода изготовителя, рассмотрим, какой модельный ряд и модификации имеет двигатель «восьмерка»:

  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД3.
  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД6.
  • 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238 (базовый).
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД4.
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД7.
  • 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н•м (105 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ПМ.
  • 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК.
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД5.
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД8.
  • 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н•м (114 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ФМ.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238Д.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ2.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6582.
  • 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н•м (160 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7512.
  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н•м (175 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7511.
  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6581.
  • 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7513.

Обслуживание силового агрегата

Двигатель ЯМЗ-238 не имеет значительных отличий от 236 модели. Сервисное обслуживание движка проводится каждые 20-25 тыс. км пробега. Плановое техническое обслуживание ДВС — комплекс операций направленных на сохранение первичного состояния узлов и деталей агрегата. Согласно руководству по ремонту и эксплуатации мотора ЯМЗ составленное заводом изготовителем, рассмотрим, какие операции входят в ТО «восьмерки»:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  4. Очистка форсунок.
  5. Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  6. Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Двигатель ЯМЗ 238

Обслужить топливный насос высокого давления топлива — это отдельный комплекс операций, который смогут сделать качественно только мастера по ремонту топливной аппаратуры дизельных моторов.

Ремонт двигателя: основное описание

Ремонт двигателя ЯМЗ 238 — это целый комплекс операций по восстановлению работоспособности мотора, который не рекомендуется делать своими руками. Так, стоит обратиться к профессионалам, которые смогут правильно диагностировать неисправности и износы, а также какой внутренний элемент требуется заменить. Рассмотрим, основной комплекс операций, который проводится для мотора ЯМЗ 238, чтобы провести капитальный ремонт мотора:

  1. Поверхностная диагностика неисправностей проводится на слух. Моторист определяет наличие посторонних шумов, а также предварительное месторасположение.
  2. Демонтаж мотора с автомобиля, а также проведение полной разборки силового агрегата.
  3. Замеры цилиндров и коленчатого вала. Определение номера ремонта, а также заказ запасных частей. Как показывает практика, в большинстве случае, чтобы не растачивать цилиндры двигателя — блок гильзуется. Этот параметр позволяет, а в случае последующих ремонтов растачивать не блок, а гильзы, которые при износе можно вынуть и вставить новые.
  4. Ремонт головки блока цилиндров.
  5. Сборка силового агрегата.

Отдельным параметром стоит восстановление ТНВД. Как показывает практика, мастер ремонтирует только плунжерную пару, которая изнашивается наиболее часто.

ТНВД ЯМЗ 238

Что касается поточных ремонтных операций, то каждый владелец автомобиля с двигателем ЯМЗ обладает достаточными навыками и знаниями, что восстанавливать свой двигатель самостоятельно, главное, чтобы рука росла из нужного места. К наиболее частым проблемам относится:

  • Неисправность стартера и генератора.
  • Выход со строя водяного насоса.
  • Замена приводных ремней.
  • Регулировка клапанного механизма.
  • Замена масла.
  • Замена фильтров двигателя.

Инструкция по ремонту каждого узла имеется в интернете или можно использовать заводские книги, которые имеются в открытом доступе.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 238 считается легендой отечественного автомобилестроения. Больше чем, за полвека производства, силовой агрегат показал себя как надежный и легко ремонтируемый. За эти качества он и полюбился автомобилистам.

Стоит отметить, что ЯМЗы, как 238, так и 236, часто шли на экспорт большими партиями. Например, Китай заказывает для своих большегрузных грузовиков именно двигатели этой серии, поскольку с ЯМЗом может соревноваться только БЕЛАЗ и Катерпиллер, но они стоят намного дороже отечественного аналога.

Обзор технических характеристик дизельного двигателя ЯМЗ-238

Двигатели ЯМЗ-238 представляют собой восьмицилиндровые модели четырехтактных дизелей.

Дизельные двигатели ЯМЗ-238 имеют много разных модификаций, которые отличаются в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

Дизели ЯМЗ-238 предназначены для установки на большегрузные автомобили, тягачи, самосвалы и автопоезда таких заводов, как МАЗ, Краз, Уралаз.

Технические параметры и характеристики двс ЯМЗ-238

Тип двигателя — Четырехтактный, с воспламенением от сжатия

Число, расположение цилиндров — 8, V-образное, угол развала — 90

Порядок работы цилиндров — 1-5-4-2-6-3-7-8

Диаметр цилиндров, мм — 130

Ход поршня, мм — 140

Рабочий объем всех цилиндров, л — 14,86

Степень сжатия (расчетная) — 16,5

Номинальная мощность дизеля ЯМЗ-238, кВт (л.с.) — 176 (240)

Читайте также  Неправильная работа дроссельной заслонки

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин — 2100

Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) — 833 (90)

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более — 1250-1450

Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин — 550-650

Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск.

Камера сгорания — Однополостная в поршне.

Блок цилиндров ЯМЗ-238 — Отлит вместе с верхней частью картера.

Гильзы цилиндров — Мокрого типа.

Головки цилиндров — Две, по одной на каждый ряд цилиндров.

Коленчатый вал — Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ

Число опор коленчатого вала — 5

Коренные подшипники — Скольжения , со сменными вкладышами.

Шатунные подшипники — Скольжения , со сменными вкладышами.

Поршни ЯМЗ-238 — Из алюминиевого сплава.

Поршневые пальцы — Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.

Шатуны — Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки.

Маховик — Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

Распределительный вал — Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом.

Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм — 0,25 — 0,3

Система смазки двс ЯМЗ-238

Система смазки двс ЯМЗ-238 — смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя.

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос — Шестеренчатый, двухсекционный.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2)

— при номинальных оборотах — 400-700 (4-7)

— при минимальных оборотах холостого хода, не менее — 100 (1,0)

Система охлаждения масла ЯМЗ-238 — Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя.

Масляные фильтры — Два — полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки — центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки ЯМЗ-238, кПа (кгс/ см2):

— редукционный клапан масляного насоса — 700-800 (7,0-8,0)

— предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса — 100-130 (1,0-1,3)

— дифференциальный клапан — 520-560 (5,2-5,6)

— перепускной клапан фильтра грубой очистки масла — 180-230 (1,8-2,3)

— перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра — 200-250 (2,0-2,5)

Система питания двс ЯМЗ-238

Топливоподающая аппаратура — Раздельного типа.

Топливоподкачивающий насос — Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом.

Топливный насос высокого давления ЯМЗ-238 — Восьмиплунжерный.

Плунжеры — Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм

Порядок работы секции топливного насоса — 1-3-6-2-4-5-7-8

Нумерация секций — Со стороны привода

Регулятор частоты вращения — Центробежный, всережимный

Установочный угол опережения впрыска, градусы — 15

Муфта опережения впрыска — Автоматическая, центробежного типа

Форсунки ЯМЗ-238 — Закрытого типа, с многоярусными распылителями

Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/ см2) — 22,6+0,8 (230+8)

Топливные фильтры — Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами. В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер.

Воздушный фильтр — Инерционно-масляный или сухого типа.

Система охлаждения двс ЯМЗ-238

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-238 — Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя.

Водяной насос — Центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Вентилятор — Шестилопастный, с шестеренчатым приводом.

Сцепление двигателя ЯМЗ-238

Модель — ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182

Тип — Двухдисковое, сухое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.

Количество нажимных пружин — 28.

Коробка передач двс ЯМЗ-238

Тип — Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах

Электрооборудование ЯМЗ-238

Генератор Г-273В2 или 1322.3771 — Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком. Максимальный ток, А — 50.

Номинальное выпрямленное напряжение, В — 28.

Стартер — 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. Номинальная мощность стартера, кВт, при С20/182Ач — 8,2.

При эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств.

Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 75-100С. Не рекомендуется работа двигателя под полной нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 50С, так как при этом ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз и поршневых колец, снижается экономичность двигателя.

В эксплуатации допускается кратковременное повышение температуры охлаждающей жидкости до 105С.

Давление масла на прогретом двигателе ЯМЗ-238 должно быть 400-700 кПа (4-7 кгс/см2) при 2100 об/мин и не менее 100 кПа (1,0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода коленчатого вала.

После длительной эксплуатации допускается работа двигателя при давлении масла в системе смазки не ниже 300 кПа (3,0 кгс/см2) на номинальной частоте вращения и не ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) на минимальной частоте вращения коленчатого вала.

На автомобиле с двигателем ЯМЗ-238 свечение сигнальной лампочки при работе прогретого до нормальной температуры двигателя указывает на загрязненность и повышенное сопротивление элемента фильтра грубой очистки масла, на открытие перепускного клапана и подачу нефильтрованного масла в систему смазки, что недопустимо.

Допускается свечение сигнализатора при пуске двигателя на холодном масле и при прогреве.

Обкатка двигателя происходит в течение первых 50 часов работы. В этот период рекомендуется избегать полных нагрузок и высоких оборотов двигателя.

В период обкатки происходит равномерная приработка деталей цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и других деталей в целях сокращения их последующего износа, стабилизируется расход масла.

Перегрузка в этот период отрицательно скажется на приработке деталей и повлечет за собой сокращение срока службы двигателя.

При эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 в период обкатки допускается выделение смеси топлива и масла через систему выпуска, образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений, не влияющих на расход масла, в соединениях систем топливоподачи, смазывания и охлаждения, выделение отдельных капель охлаждающей жидкости или смеси ее со смазкой через дренаж водяного насоса, образование отдельных капель масла ивыделение конденсата через сапун, не нарушающие нормальную работу двигателя.

ЯМЗ-238Д и Б

Двигатель ЯМЗ-238Д выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на седельные тягачи, бортовые автомобиле, самосвалы МАЗ-64229, МАЗ-6303, МАЗ-5516, МАЗ-5552, МАЗ-53363, КрАЗ-6443, МАЗ-64432, МАЗ-6437, МАЗ-643711, МЗКТ-8006, лесопромышленные машины МЛ-107 и их модификации. Двигатель представляет собой восьмицилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров и газотурбинным наддувом.

Число цилиндров: 8
Диаметр цилиндра, мм: 130
Ход поршня, мм: 140
Рабочий объем цилиндров, л: 14.86
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 243 (330)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин: 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м): 1225 (125)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном круг я тем моменте, мин -1 , не более: 1200-1400

Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1
минимальная: 550-650
максимальная: 550-650

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск
Топливоподающая аппаратура: Разделенная
Топливный насос высокого давления: Восьмиплунжерный
Топливоподкачивающий насос: Поршневого типа с насосом ручного прокачивания
Регулятор частоты вращения: Центробежный всережимный с корректором по наддуву
Форсунки: Закрытого типа с многодырчатым распылителем
Турбокомпрессор: Турбина радиальная центростремительная; компрессор центробежный
Система смазывания: Смешенная, под давлением и разбрызгиванием
Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменным бумажным элементом и центробежный фильтр очистки масла
Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством
Пусковое устройство: Стартер 25.3708-01 постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л.с.), напряжение 24 В.
Приспособление для облегчения пуска: Электрофакельное устройство
Генератор: Трехфазный, синхронный, переменного тока с электромагнитным возбуждением Г273В1 или 1322.3771. Для установки на автомобили КрАЗ — генератор 1702.3771
Сцепление:
ЯМЗ-238Н — Двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.
ЯМЗ-183 — Однодисковое, диафрагменного типа.

Коробка передач:
Механическая, трехходовая, восьмиступенчатая, двухдиапазонная. Устанавливается:
1. Для автомобилей МАЗ — коробка передач ЯМЗ-238А, или — коробка передач ЯМЗ-238М4; или — коробка передач ЯМЗ-238ВМ4 — производства ТМЗ, отличается от КП ЯМЗ-238М4 конструкцией механизма переключения демультипликатора Между цилиндром и картером демультипликатора есть опора штока Изменена координата включателя сигнальной лампы демультипликатора;
2. Для автомобилей КрАЗ — коробка передач ЯМЗ-238Б; или — коробка передач ЯМЗ-238К4 — отличается от КП ЯМЗ-238М4 наличием рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки верхней крышки; или — коробка передач ЯМЗ-238ВК4 — производства ТМЗ;
3. Для автомобилей УралАЗ — коробка передач ЯМЗ-238У — отличается от КП ЯМЗ-238М4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления узла привода спидометра, или — коробка передач ЯМЗ-238ВУ — производства ТМЗ.

Читайте также  Правила парковки на платных стоянках

Масса незаправленного двигателя в комплектности поставки (со сцеплением и коробкой передач), кг: 1130 (1580)

Двигатель ЯМЗ-238Б выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на седельные тягачи, бортовые армейские автомобили повышенной проходимости, самосвалы МАЗ-54323, МАЗ-53362, Урал-5323-20, 5323-21, 5323-22, КрАЗ-5444, КрАЗ-6503, КрАЗ-6505, погрузчики, тракторы, бульдозеры МоАЗ-75051, 69084, МоАЗ-4901, МоАЗ-40489, промтракторы Т-20.01Я и их модификации.
Двигатель представляет собой восьмицилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров и газотурбинным наддувом.

Число цилиндров: 8
Диаметр цилиндра, мм: 130
Ход поршня, мм: 140
Рабочий объем цилиндров, л: 14,86
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 220 (300)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин: 2000
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м): 1180 (120)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин -1 , не более: 1200-1400

Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин:
— минимальная: 550–650
— максимальная: 550–650

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск
Топливоподающая аппаратура: Разделенная
Топливный насос высокого давления: Восьмиплунжерный
Топливоподкачивающий насос: Поршневого типа с насосом ручного прокачивания
Регулятор частоты вращения: Центробежный всережимный с корректором по наддуву
Форсунки: Закрытого типа с многодырчатым распылителем
Турбокомпрессор: Турбина радиальная центростремительная; компрессор центробежный
Система смазывания: Смешенная, под давлением и разбрызгиванием
Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменным бумажным элементом и центробежный фильтр очистки масла
Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством
Пусковое устройство: Стартер 25.3708-01 постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л.с.), напряжение 24 В.
Приспособление для облегчения пуска: Электрофакельное устройство
Генератор: Трехфазный, синхронный, переменного тока с электромагнитным возбуждением Г273В1 или 1322.3771. Для установки на автомобили КрАЗ — генератор 1702.3771
Сцепление:
ЯМЗ-238Н — Двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.
ЯМЗ-183 — Однодисковое, диафрагменного типа.

Коробка передач:
Механическая, трехходовая, восьмиступенчатая, двухдиапазонная. Устанавливается:
1. Для автомобилей МАЗ — коробка передач ЯМЗ-238А, или — коробка передач ЯМЗ-238М4; или — коробка передач ЯМЗ-238ВМ4 — производства ТМЗ, отличается от КП ЯМЗ-238М4 конструкцией механизма переключения демультипликатора Между цилиндром и картером демультипликатора есть опора штока Изменена координата включателя сигнальной лампы демультипликатора;
2. Для автомобилей КрАЗ — коробка передач ЯМЗ-238Б; или — коробка передач ЯМЗ-238К4 — отличается от КП ЯМЗ-238М4 наличием рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки верхней крышки; или — коробка передач ЯМЗ-238ВК4 — производства ТМЗ;
3. Для автомобилей УралАЗ — коробка передач ЯМЗ-238У — отличается от КП ЯМЗ-238М4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления узла привода спидометра, или — коробка передач ЯМЗ-238ВУ — производства ТМЗ.

Масса незаправленного двигателя в комплектности поставки (со сцеплением и коробкой передач), кг: 1130 (1580)

Технические характеристики ЯМЗ-238 турбо

Одна из распространенных в России и СНГ силовых установок – это ЯМЗ-238 турбо. Его устанавливали на огромное количество различных грузовых автомобилей, начиная от белорусских МАЗов, украинских КрАЗов и до Уралов и различной узкоспециальной техники. Подобный двигатель имеет повышенную надежность, нетребовательный в использовании и долговечный. Именно эти качества сделали данный двигатель Ярославского завода настолько популярным.

Двигатели ЯМЗ-238

Серийное производство этого мотора началось еще в 60-е года и его выпускают до сих пор, но уже в более современных вариантах. Сегодня выпускаются и иные силовые установки, которые были сделаны на базе ЯМЗ-238. Так, в них может различаться принцип установки зажигания, схема затяжки ГБЦ, предельный уровень давления форсунок, а также, сколько лошадиных сил имеет такой агрегат. Выпуск двигателей на ЯМЗ начался еще в 20-годы. Они предназначались для первых советских большегрузных автомобилей, перевозивших полезного груза 3-7 т. А уже в 30-е годы силовые установки ЯМЗ (тогда еще ЯАЗ) начали устанавливать на самосвалы и другую спецтехнику.

Двигатель ЯМЗ

Описание

С 1947 года начался серийный выпуск первых дизельных силовых установок, имеющих 6 цилиндров. Этими моторами были ЯАЗ-204, а также ЯАЗ-206, которые развивали мощность до 220 л.с. В дальнейшем на базе опыта, полученного при их производстве и использовании, начался выпуск более новых на тот момент моделей ЯМЗ-236, а также ЯМЗ-238. Это были лучшие в тот период силовые установки, которые отличались высокой мощностью, надежностью и универсальностью. Эти параметры позволяли их использовать для различных типов транспортных средств. Так, выпускались моторы, имеющие 4, 6 либо 8 цилиндров. Максимальной мощностью у этого семейства было 500 л. с.

После передачи производства грузовиков в МАЗ ЯАЗ полностью перешел на создание исключительно силовых установок. Это был крупнейший завод по производству дизельных моторов в СССР, которые устанавливались на 300 различных моделей грузового транспорта, автобусов и иных машин. По фото двигателя тяжело отличить параметры таких агрегатов, но со временем они улучшались, уменьшался зазор клапанов, стали устанавливать более качественные фильтры масляные, из-за повышения требований к условиям эксплуатации. Сегодня ЯМЗ также имеет полный цикл производства, который начинается от литья и пресса, до сборочно-испытательного, а также ремонтного цеха.

В текущее время Ярославский моторный завод является частью Группы ГАЗ.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238

Отдельно следует сказать о технических характеристиках ЯМЗ-238 турбо. Он является четырехтактной дизельной силовой установкой, имеющей 8 рабочих цилиндров и V-образное их расположение. Он оборудован системой непосредственного впрыска горючего. Кроме турбированной модели выпускается также и классический атмосферный агрегат. Всего существует порядка 25 различных модификаций силовой установки, некоторые из которых являются турбированными и обозначаются в виде серии ДЕ. Современные модели соответствуют экологическим нормам категории Евро-2.

Модификации ЯМЗ 238

Данный дизельный двигатель считается одним из самых востребованных среди всего перечня продукции Ярославского завода. Он практически не отличается от моторов ЯМЗ-236. Базовая мощность силовой установки начинается с 180 л. с. Более форсированный вариант имеет мощность в 240 л. с. Большие силовые показатели имеют моторы турбированные и формированные модели ЯМЗ-238/Г2. Они отличаются от классических «атмосферных» вариантов наличием мощной турбины.

Характеристики мотора

В процессе разработки турбированных моделей были внесены определенные изменения в конструкцию, особенно в поршневую группу. Переработали топливный насос, а также коленчатый вал. Двигатели модификации Евро-1 Турбо также относится к доработанным вариантом классического Евро-0. В результате дальнейшей модификации силовых установок начали выпускать уже варианты Евро-2 Турбо, которые и обозначаются сегодня в виде серии ДЕ. На ДВС последней серии устанавливают специальные насосы высокого давления.

Распространенные неисправности мотора

Основные поломки, которые присущи двигателям ЯМЗ-238, считаются характерными для большинства дизельных агрегатов. Чтобы устранить возникающие проблемы с моторами, требуется выявить первоначальную причину. Обычно это:

  1. Нарушения технических требований: использование плохого топлива либо смазочных материалов низкого качества.
  2. Эксплуатационные повреждения: забивание грязью радиатора системы охлаждения, смятие поддона картера, ослабление затяжки определенных соединений, нарушение угла опережения зажигания, а также проблемы с турбиной.

Регулировки двигателя

Сервисное обслуживание подобного двигателя должно осуществляться с регулярностью в 25 тыс. км. Сама такая процедура представляет собой целый комплекс операций, целью которых является придание должного технического состояния узлам и отдельным деталям. Так, в ТО входят следующие процедуры:

  1. Регулировка клапанов. Здесь важно соблюдать порядок регулировки клапанов.
  2. Замена масла, а также фильтров.
  3. Проверка момента затяжки резьбовых соединений. После того, как была проведена подтяжка момента затяжки ГБЦ ЯМЗ 236, следует отрегулировать тепловые зазоры, присутствующие в клапанном механизме.
  4. Чистка форсунок.
  5. Иные операции, направленные на техническое обслуживание двигателя.

Турбированная силовая установка ЯМЗ-238 является одной из наиболее распространённых моделей, выпускаемых на Ярославском заводе. За все время производства выпущено порядка 25 различных модификаций, включая турбированные варианты. Основные проблемы с такими моторами характерны для других дизельных агрегатов.

Читайте также  Топ тормозных колодок для иномарок

Двигатель ЯМЗ 238: Характеристики и основные проблемы

Двигатель ЯМЗ 238

Агрегаты, выпущенные на Ярославском моторном заводе, пользуются спросом благодаря своей надежности и ремонтопригодности. Двигатель ЯМЗ 238 используется на различных видах техники. За время производства было выпущено большое количество модификаций силовой установки. Благодаря этому на сегодняшний день мотор устанавливается как на подержанную, так и на новую технику.

Применение двигателя

Двигатель ямз-238, технические характеристики которого описаны ниже, в базовой комплектации был предназначен для установки на автомобили марки МАЗ и КРАЗ. После модернизации мотор начали устанавливать на трактора, катера, краны и другую специализированную технику.

ЯМЗ 238 двс

Простота конструкции позволяет использовать двигатель при различных условиях эксплуатации. Жидкостная система охлаждения не позволяет установке перегреваться при высокой температуре окружающей среды. Модель отличается экономичностью и высокой мощностью. Ремонт мелких неисправностей выполняется в полевых условиях без применения специализированного оборудования.

Двигатель ЯМЗ 238 технические характеристики

Благодаря своим техническим характеристикам мотор может быть использован при различных условиях. Показатели базовой модели отличаются от модернизированных версий:

  • Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
  • Количество рабочих цилиндров – 8;
  • Расположение гильз – v-образное;
  • Количество клапанов механизма распределения газов на одну камеру – один впускной и один выпускной;
  • Расположение распределительного вала – нижнее;
  • Привод распределительного вала – шестеренчатый;
  • Передача усилия от вала к клапанам – толкатели и коромысла;
  • Соответствие международным стандартам экологичности – до Евро-4;
  • Турбонаддув – зависит от модификации;
  • Объем двигателя ЯМЗ 238 – 14. 9 литров;
  • Диаметр камеры сгорания – 13 см;
  • Питание силовой установки – непосредственный впрыск топлива, применяется топливный насос высокого давления;
  • Запуск – при помощи электрического стартера;

электрического стартера

  • Вес двигателя ЯМЗ 238 – от 880 до 1070 кг;

СПРАВКА: Масса и мощность силовой установки позволяет использовать ее для монтажа на тяжёлую технику. В некоторых случаях при монтаже на автомобиль, переделывают кронштейны крепления.

  • Система охлаждения – жидкостная принудительного типа;
  • Жидкость, используемая для рубашки охлаждения – тосол, антифриз или вода;
  • Максимальная мощность силовой установки – зависит от модификации и составляет от 182 до 500 лошадиных сил.

Устройство двигателя ЯМЗ 238

Мотор отличается простотой конструкции. Ремонтировать мотор может человек не имеющий специализированного оборудования и особых навыков в ремонте техники.

Коленчатый вал и поршневая группа

Мотор оборудован восьмью поршнями. Они выполнены из легкого материала. Поршни устанавливаются в чугунные гильзы. Для предотвращения перепускания смеси воздуха с соляркой в картер поршни оснащены компрессионными кольцами. В зависимости от модификации на поршень модели ЯМЗ устанавливается два или три компрессионных кольца.

Сбалансированная работа мотора осуществляется благодаря обвесам, установленным на коленчатом валу и тяжёлому маховику. Он оснащен зубчатым венцом, используемым для запуска силового агрегата. Коленчатый вал имеет пять коренных и четыре шатунных шейки. На каждой шатунной шейке одновременно крепится два шатуна. Для снижения трения шейки коленвала оснащены подшипниками скольжения.

В передней части коленвала устанавливается шкив ременной передачи. Он приводит в действие водяной насос, генератор постоянного тока, и воздушный компрессор. На задней части изделия устанавливается маховик. Он необходим для стабильной работы агрегата, установки муфты сцепления, и запуска мотора. Маховик устанавливается на коленчатый вал при помощи болтов.

Маховик ЯМЗ 238

Механизм распределения газов

Для подачи воздушной массы к камере сгорания и отвода выхлопных газов предусмотрен отдельный механизм. Он имеет привод от коленвала. Механизм состоит из:

  1. Распределительного вала;
  2. Шестерни привода;
  3. Коромысел;
  4. Толкателей;
  5. Клапанного механизма.

Передача крутящего момента к распределительному валу механизма осуществляется через шестерни. При движении коленчатого вала попеременно открываются впускные и выпускные клапана. Открывание клапанного механизма осуществляется в определенном порядке.

ВНИМАНИЕ: Скорость вращения вала, механизма распределения газов, зависит от скорости, с которой вращается коленчатый вал мотора.

Питание силовой установки

Подача топлива в камеру осуществляется насосом высокого давления, рядного типа. Топливо не проходит через клапанный механизм. Горючее подается при помощи распылителей в цилиндр в момент максимального сжатия.

ТНВД имеет 8 плунжерных пар. Каждая плунжерная пара предназначена для нагнетания горючего под высоким давлением к распылителю определенного цилиндра. Такая конструкция позволяет увеличить ресурс топливного насоса и сделать работу силовой установки сбалансированной.

Подача горючего к плунжерным парам осуществляется топливной помпой низкого давления. Она установлена в одном корпусе с топливным насосом высокого давления. Помпа имеет рычаг для ручной подкачки солярки. Такая конструкция позволяет вручную закачать горючее.

Горючее под высоким давлением поступает к распылителям по металлическим трубопроводам. По достижению необходимого давления солярка подаётся в камеру сгорания. Оставшееся горючее поступает в емкость для топлива.

ВАЖНО: Двигатель ЯМЗ 238 имеет расход дизельного топлива 214 г/кВт за один час работы. Этот показатель может изменяться в зависимости от нагрузки и условий эксплуатации.

Смазка двигателя ЯМЗ 238

Мотор имеет комбинированную систему смазки. Смазочный материал нагнетается насосом шестеренчатого типа.

Насос осуществляет забор смазочного материала из поддона картера. Перед попаданием на подшипники скольжения масло очищается.

систему смазки ЯМЗ 238

Мотор оснащен трехступенчатой очисткой:

  • Очистка смазочного материала в шейках коленчатого вала;
  • Грубая очистка смазочного материала в центрифуге. Используется для очистки масла от крупных абразивных частиц;
  • Тонкая очистка смазочного материала при помощи бумажного фильтра. Очищает смазочный материал от загрязнений мелкой фракции.

Охлаждение

Силовой агрегат имеет жидкостное охлаждение. Масло двигателя ЯМЗ 238 осуществляет не только смазку, но и охлаждение агрегата. Для охлаждения смазки предусмотрен теплообменник. Такая конструкция позволяет использовать мотор независимо от температуры окружающей среды.

В чугунном блоке цилиндров расположена рубашка охлаждения. Движение жидкости в рубашке осуществляется принудительно при помощи водяной помпы. Она имеет привод от шкива расположенного на коленчатом валу.

СПРАВКА: Отличительной особенностью системы охлаждения является наличие двух термостатов. Они способствуют быстрому прогреву двигателя при низкой температуре окружающей среды.

Наличие навесного оборудования

Мотор комплектуется электрическим стартером. Он необходим для запуска агрегата. Напряжение питания электрического стартера составляет 24 вольта. Для включения стартера используется 2 аккумуляторных батареи напряжением 12 вольт, соединённых последовательно.

Для питания электрооборудования производитель оснащает мотор генератором постоянного тока.

Он осуществляет заряд аккумуляторной батареи при работе силовой установки. Генератор имеет ременной привод от шкива, установленного на коленчатом валу.

генератором постоянного тока

Для нагнетания давления воздуха в пневматическую систему тормозов, подкачки шин и т.д. предусмотрен компрессор. Он устанавливается на блоке цилиндров. Система смазки воздушного компрессора и силового агрегата общая.

Модификации двигателя ЯМЗ 238

За время производства было выпущено большое количество модифицированных версий. Были созданы как атмосферные, так и турбо версии. Некоторые из них перечислены ниже:

  • ЯМЗ-238 — является базовой версией. Не имеет турбонаддува;
  • Модель 238д – устанавливается на грузовики КрАЗ, МАЗ, МЗКТ и так далее. Версия 238 д1 имеет максимальную мощность 330 лошадиных сил;
  • ЯМЗ-238ДЕ – устанавливается на автомобили и сельскохозяйственные комбайны. Имеет мощность 330 лошадиных сил. Отличительной особенностью модели является улучшенная система очистки воздушной массы, поступающей во впускной коллектор;
  • 238де2 – двигатель ЯМЗ 236де2 технические характеристики, которого идентичны модели 238д, соответствует международному стандарту экологичности – Евро-2. Модель 238де2 устанавливалась на автомобили МАЗ и КрАЗ;
  • 238м2 – используется на сельхозтехнике. ЯМЗ-238м2 имеет мощность 190 лошадиных сил и низкий расход топлива.
  • ЯМЗ-238н – Серия моторов предназначенные для установки на сельскохозяйственные трактора и специализированную технику.Ka4 относятся модели нд3, нд4, нд5, нд6, нд7, нд8. Распространенной моделью является ЯМЗ-238 нд5.Мощность модели 238нд5 составляет 300 лошадиных сил. Вес силовой установки 900 кг.

ЯМЗ-238 нд5

Из вышеперечисленного следует, что мотор ЯМЗ-238 применяется на сельскохозяйственных тракторах и комбайнах, специализированной технике и грузовых автомобилях. Технические характеристики различных модификаций отличаются. Модели просты в ремонте, и неприхотливы к качеству топлива и условиям эксплуатации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: