Утилизационный сбор что это

Утилизационный сбор в России: что это и кто платит?

Понятно, что взимание УС являются абсолютно обоснованным, так как плачевное состояние окружающей среды ни у кого не вызывает сомнений. Но у каждого автовладельца возникают соответствующие вопросы: сколько нужно платить, куда платить, и кто вообще должен этим заниматься.

Утилизационный сбор4

Кто платит утилизационный сбор?

Введение данного закона в действие в 2012 году привело к небольшому подорожанию транспортных средств, особенно тех, которые ввозятся из-за границы. Перечислим тех, кто его обязан платить:

  • производители автотранспорта — как отечественные, так и иностранные;
  • лица, которые ввозят новые или б/у транспортные средства из-за рубежа;
  • лица, приобретающие б/у машину, за которую ранее не был выплачен сбор.

То есть, если вы, к примеру, приходите в салон официального дилера (российского или заграничного) и покупаете новенькое авто, ничего платить не надо, так как это все уже уплачено, а сумма утильсбора включена в стоимость машины. Если же вы пригоняете в РФ машину из Германии или США, воспользовавшись услугами автомобильных аукционов, сбор взимается в обязательном порядке.

Можно ли не платить сбор?

В законе предусмотрены условия, когда никаких платежей в пользу государства осуществлять не нужно. Рассмотрим более подробно данный момент. Прежде всего, от выплат освобождаются первые собственники автомобилей, возраст которых превышает 30 лет. Но есть небольшое дополнение — мотор и кузов данного средства должны быть «родными», то есть оригинальными. Если же вы приобретаете подобное авто старше 30 лет у первого владельца, то платить сбор все же придется.

Во-вторых, освобождаются от утильсбора наши соотечественники-переселенцы, которые приезжают на ПМЖ на территорию РФ из-за военных конфликтов или гонений. При этом авто должно являться их личным имуществом, и факт его покупки они смогут доказать.

В-третьих, ничего не нужно платить за транспорт, принадлежащий дипломатическим ведомствам, посольствам других стран, международным организациям, ведущим свою деятельность на территории Российской Федерации.

Стоит отметить, что в случае продажи третьим лицам (резидентам РФ) транспортных средств из выше представленных категорий сбор начисляется и его нужно оплатить в обязательном порядке.

Утилизационный сбор3

Размер утилизационного сбора

Расчет производится по простой формуле:

  • Базовая ставка умноженная на коэффициент расчета.

Размеры базовой ставки составляют для легковых авто с бензиновыми или дизельными двигателями:

  • 28400 или 106000 — до 1000 см. куб (до 3-х лет с момента выпуска или старше 3-х лет);
  • 44200 или 165200 — от 1000 до 2000 куб см;
  • 84400 или 322400 — 2000-3000 куб см;
  • 114600 или 570000 — 3000-3500 куб см;
  • 181600 или 700200 — более 3500 куб см.

Эти же цифры относятся к автомобилям с электродвигателями и гибридными установками.

Не стоит впадать в отчаяние при виде таких запредельных сумм, так как это лишь базовая ставка, коэффициент же для физлиц составляет всего 0,17 (до трех лет) или 0,36 (старше трех лет). Соответственно, средняя сумма для обычного гражданина, ввозящего машину из-за рубежа, будет составлять в пределах 3400-5200 рублей вне зависимости от объема или типа силовой установки.

А вот юридическим лицам нужно быть готовыми платить по полной программе, причем, чем более массивную технику они покупают, тем выше суммы. Таким вот простым способом власти стараются мотивировать представителей малого, среднего и большого бизнеса покупать спецтехнику и автотранспорт у отечественного производителя, а не заказывать ее в других странах.

Автомобильный портал vodi.su обращает ваше внимание на то, что утилизационный сбор уплачивается наряду со многими другими сборами при ввозе автомобилей из-за рубежа, о чем ставится соответствующая отметка в ПТС. Отсутствие данной отметки должно насторожить потенциального покупателя б/у транспорта, но только если машина была пригнана на территорию нашей страны после первого сентября 2012 года. До этой даты в Российской Федерации утилизационный сбор не взимался.

Утилизационный сбор2

Что будет, если не уплатить УС?

Если в ПТС вашего транспортного средства нет отметки по УС, вы попросту не сможете поставить его на учет в МРЭО. Ну, а езда на незарегистрированном должным образом транспортном средстве тянет за собой применение статьи 12.1 КоАП РФ:

  • 500-800 рублей штрафа при первой остановке сотрудниками ГИБДД;
  • 5000 руб. штрафа или лишение прав на 1-3 месяца при повторном нарушении.

К счастью, водитель не обязан возить с собой ПТС, так что если и есть какие-либо нарушения, то инспектор попросту не сможет о них узнать, так как наличие СТС, ОСАГО и ВУ является свидетельством того, что машина зарегистрирована по всем требованиям российского законодательства.

Стоит также отметить, что иногда УС выплачивают дважды, например при покупке пригнанных из-за рубежа авто. Если данный факт выясняется, оформляется заявление в таможенные или налоговые органы о возврате излишне уплаченного УС.

К заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта собственника ТС;
  • ордер или квитанцию про уплату УС два раза, то есть две квитанции.

Сделать это нужно в течение трех лет, иначе никто вам не вернет ваши деньги. Указанная в заявлении сумма обычно переводится на банковскую карту, номер которой нужно написать в соответствующей графе заявления.

Утилизационный сбор: что это такое

Покупая новый автомобиль, мы, как правило, не только расстаёмся с суммой, равной его стоимости, но и оплачиваем различные сборы. Одна из расходных статей – оплата утилизации машины после окончания срока её эксплуатации и достижения высокой степени износа. Рассмотрим, что такое утилизационный сбор и кто обязан его платить при покупке машины.

Что такое утилизационный сбор и кто его оплачивает

утилизационный сбор

Все мы видели ролики, на которых мощный пресс превращает старую автомобильную технику в бесформенные комки металла. Однако мало кому известно, что перед отправкой на пресс машины подвергаются предварительной разборке: с них сливают остатки бензина, тормозной жидкости и других жидких составов, демонтируют детали, содержащие цветные металлы и токсичные компоненты.

Только после этого опустошённый корпус отправляется в переплавку. На все эти операции необходимы средства и утилизационный сбор призван их обеспечить.

Законом предусмотрено, что сбор, предназначенный для оплаты утилизации автомашины, платят:

  • производители автотранспортных средств, если их предприятия расположены в России;
  • покупатели иномарок, ввозимых в нашу страну из-за рубежа;
  • покупатели автомашин, которые приобретают их у людей, освобождённых от уплаты этого сбора согласно закону.

Сбор выплачивается один раз за всё время существования автомобиля. Последующие владельцы освобождаются от выплаты этого сбора. При покупке машины в салоне или с рук необходимо проверить наличие отметки об уплате в паспорте авто. Если она не проставлена, значит, покупатель будет вынужден внести требуемую сумму при регистрации машины на своё имя.

Кто не платит сбор на утилизацию авто

Не выплачивают утилизационный сбор:

  • покупатели машин, выпущенных более 30 лет назад, при условии, что на них стоят основные узлы оригинального производителя (двигатель, кузов и рама), а машина не будет эксплуатироваться в коммерческих целях;
  • дипломатические ведомства стран и международных организаций, а также сотрудники этих ведомств и их семьи;
  • участники программы переселения соотечественников и беженцы из-за рубежа.

Покупая машину с рук у представителей последних двух категорий, покупатель обязан внести деньги за утилизацию в полном объёме.

Размер утилизационного сбора

утилизационный сбор

Средства, необходимые для утилизации автомашины, определяются, исходя из её характеристик и конструкционных особенностей. Основой для расчёта служит базовая ставка утилизационного сбора, которая на текущий момент равна:

  • 20 000 рублей для легковых машин некоммерческого назначения;
  • 150 000 рублей для грузовых и коммерческих машин.

При расчёте используются коэффициенты, учитывающие возраст машины, объём её двигателя, массу, тип шасси и другие характеристики. В интернете легко отыскать таблицу коэффициентов, чтобы рассчитать сумму сбора вручную, и калькулятор для автоматического расчёта, в который достаточно подставить показатели своей машины, чтобы получить готовый результат.

Читайте также: Что такое КБМ в ОСАГО и как его рассчитать.

Утилизационный сбор при ввозе иномарки

Если владелец ввозит в страну купленную за рубежом иномарку, ему придётся оплатить не только таможенный сбор, но и расходы государства на утилизацию машины. Утилизационный сбор взимает таможенная служба во время процедуры растаможивания. При этом владелец предъявляет в свой территориальный таможенный орган:

  • стандартную, собственноручно заполненную форму расчёта утилизационного платежа;
  • паспорт автомашины;
  • копии сертификата соответствия, свидетельства о безопасности машины, документа об одобрении типа шасси, заключения техэксперта и т.д.;
  • оригинал договора покупки авто;
  • копии платёжных документов;
  • копию доверенности, если владелец не может самостоятельно участвовать в оформлении машины.
Читайте также  Парковка на пешеходном переходе

После проверки документов таможенная служба проставляет в паспорт машины отметку об оплате утилизационного платежа.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

Отсутствие соответствующей отметки в ПТС является причиной в отказе регистрировать машину на нового владельца, пока он не внесёт обязательный сбор.

Если же сотрудник ГИБДД, проверяя документы на дороге, обнаруживает ПТС без штампа утильсбора, владельцу назначается административное наказание:

  • в первый раз – штраф от 500 рублей до 800 рублей;
  • повторно – штраф 5 000 рублей или отстранение от вождения на срок от одного до трёх месяцев.

Помимо категорий, освобождённых от необходимости платить утилизационный сбор по закону, отметка в паспорте не нужна тем, кто получил ПТС на свою машину до сентября 2012 года.

Читайте также: Электронный ПТС — что это такое и как его использовать.

А вы должны отчитаться по экосбору?

Ольга Захарова

С 2017 года импортеры и производители сдают отчетность и вносят платеж по экологическому сбору за одежду, посуду, ковры, газеты, шины и многие другие виды товаров и упаковки. В 2018 году в этот перечень вошла бытовая техника, упаковка из бумаги, дерева, стекла и т.д.

С июня 2019 года штрафы за нарушения в сфере отчетности по экосбору существенно выросли и теперь для юридических лиц составляют от 70 тыс. до 500 тыс. рублей. Подробнее читайте в новости. Чтобы понять, несет ли ваша организация ответственность по экосбору, используйте алгоритм, приведенный в этой статье.

Что такое экосбор

С 2015 года производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты ими потребительских свойств (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ в ред. 29.12.2014). Актуальный перечень таких товаров и упаковки утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень; см. главу «За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору»). Чтобы регулировать процесс утилизации, правительство ввело отчетность по экологическому сбору, которая включает сдачу трех форм и внесение платежа. Первая отчетная кампания по экосбору прошла после принятия всей необходимой нормативно-правовой базы — в 2017 году (за 2016 год).

Кто должен отчитаться по экосбору в 2020 году

С отчетности за 2018 год по экосбору должны отчитываться производители и импортеры 54 групп товаров и упаковки.

Важно, что также за экосбор должны отчитываться:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации, — например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты (нужно отчитаться за упаковку);
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации, — например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре (нужно отчитаться за стеклянную тару).

За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору

Перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).

Товары

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»

Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные»

Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»

Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона»

Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»

Группа № 16 «Издательская продукция печатная»

Группа № 17 «Нефтепродукты»

Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые»

Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»

Группа № 20 «Изделия из резины прочие»

Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые»

Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 26 «Зеркала стеклянные»

Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные»

Группа № 28 «Стекло полое»

Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов»

Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия»

Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование»

Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные»

Группа № 34 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 35 «Техника бытовая электронная»

Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»

Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые»

Группа № 39 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие»

Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 42 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»

Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания»

Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»

Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»

Группа № 49 «Упаковка полимерная»

Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»

Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»

Группа № 52 «Упаковка стеклянная»

Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»

Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов»

Сервис «Отчетность в РПН» рассчитает сумму экосбора за вас! Выберите из перечня товар или упаковку, которые вы произвели или импортировали, — и cервис сам выполнит расчет с учетом нужных ставок и нормативов утилизации.

Должны ли вы отчитываться по экосбору: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Проверьте, надо ли отчитываться.

Если ваша организация входит в одну из перечисленных ниже групп, то переходите к шагу 2. Если нет — организация освобождена от выполнения нормативов утилизации, отчетности и платы за экосбор.

  1. Товары и упаковка, которые вы ввозите или производите, входят в Перечень.
  2. Вы приобретаете упаковку, которая входит в Перечень, чтобы упаковывать производимый вами товар для продажи. Например, у вас кондитерская, и вы укладываете торты в картонные коробки, которые купили у другого производителя.
  3. Вы импортируете товар в упаковке, которая входит в Перечень. Например, вы ввозите шоколадные изделия в бумажной обертке.

Шаг 2. Проверьте, выполняются ли нормативы утилизации.

Проверьте, выполняете ли вы нормативы утилизации, то есть утилизируете ли установленное количество товара/упаковки. Если да — переходите к шагу 3, если не выполняете или выполняете не в полном объеме — к шагу 4.

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации по каждой группе товаров и упаковки на 2018–2020 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 16.06.2018 № 1203-р.

Пример расчета норматива утилизации

Предприятие произвело и реализовало на территории РФ за 2018 год 200 тонн люминесцентных ламп. Согласно перечню товаров из Распоряжения № 2971-р, лампы относятся к группе № 41, на 2019 год для них утвержден норматив утилизации 10 %, значит, предприятие за 2019 год должно утилизировать 200 × 0,1 = 20 тонн ламп.

Читайте также  Самые большие выплаты по осаго

Юрлица и ИП могут выбрать один из перечисленных способов, чтобы выполнить нормативы утилизации (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

1. Утилизировать товары и упаковку самостоятельно.

Если вы планируете утилизировать отходы I–IV классов опасности, то предварительно вам надо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами. Для утилизации отходов V класса опасности (керамика, бумага, зола и др.) лицензия не нужна.

2. Заключить договор со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности.

В этом случае к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно прилагать указанный договор, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.

3. Вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров.

Если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации или выполнит их не в полном объеме, ответственность по экосбору несет производитель или импортер товаров/упаковки.

Шаг 3. Что делать тем, кто выполняет норматив утилизации

Вы должны представлять отчетность по экосбору (декларацию и отчет о выполнении нормативов утилизации) и документы, подтверждающие проведенную утилизацию.

Вносить плату за экосбор не нужно — платеж будет нулевым. Расчет суммы также не предоставляется.

Если производитель/импортер перевыполнил нормативы утилизации в предыдущем году, то в текущем календарном году они уменьшаются на разницу перевыполнения норматива.

Шаг 4. Что делать тем, кто не выполняет норматив утилизации

Даже если организация не производила утилизацию, она все-равно должна сдавать все три формы отчетности по экосбору: декларацию, отчет о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экосбора, а также вносить платеж за экосбор.

Если утилизация производилась не в полном объеме, нужно сдать три формы отчетности и документы, подтверждающие количество утилизированных товаров и упаковки, а также внести платеж за неутилизированные товары и упаковку.

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

  1. Производители упаковки, реализующие ее для упаковки продукции другим производителям. Например, завод, который продал бумажные пакеты кондитерской.
  2. Производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует коробки, чтобы транспортировать в них детали из одного цеха в другой.
  3. Экспортеры товаров и упаковки.
  4. Компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах не менее предусмотренных на отчетный год, освобождены только от уплаты экосбора, однако не освобождаются от сдачи отчетности по экосбору!

Особые случаи определения ответственного за уплату экосбора

Производители упаковки должны вносить платеж по экосбору, только если реализуют ее конечному потребителю. Например, если производитель бумажных мешков реализует мешки для продажи в розничных магазинах (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

За многооборотную упаковку платить экосбор должен производитель. Например, если велозавод упаковывает велосипеды в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экосбор за картонные коробки платит велозавод, а за поддоны — производитель поддонов (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

При производстве товаров по схеме толлинга, когда происходит продажа услуг производства, сырье для производства принадлежит заказчику, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, компания заказывает типографии напечатать ежедневники с логотипом компании и предоставляет для этого бумагу. Готовые ежедневники принадлежат компании на правах собственности, она их реализует, поэтому несет ответственность по экосбору.

При производстве товаров по схеме off-take, когда реализуется готовый товар, сделанный на заказ, сырье для производства принадлежит производителю, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, издательство заказывает типографии напечатать книги, и для этого используется сырье типографии. Напечатанные книги являются собственностью типографии, и ответственность по экосбору несет она.

Материал подготовила Ольга Ермакова

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Утилизационный сбор в Беларуси. Кто и как должен его платить?

Многие белорусы отлично разбираются в самых популярных налогах – подоходном, земельном, едином налоге. Но есть и другие платежи, которые иногда нужно делать в бюджет. Среди них – утилизационный сбор. Сегодня разбираемся, кто должен его платить и в какие сроки.

Что за налог?

Утилизационный сбор – это плата, которую берет государство в качестве компенсации за вывоз и утилизацию старого, нерабочего и неиспользуемого автотранспорта. Налог был введен в Беларуси в 2014 году.

С точки зрения закона сбор регулируется статьями 300-307 главы 28 Особенной части Налогового кодекса, а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».

Кто платит?

Уплата утилизационного сбора касается всех, кто ввозит автотранспорт в нашу страну из-за границы. Это и обычные граждане, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Как рассчитать налог?

Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет – 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.

Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:

№ п/п Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства
До 3х лет От 3х до 7 лет Старше 7 лет
1 ТС с электродвигателем:
– М1 544,5 816,7 816,7
– М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) 4900,5 8167,5 8167,5
2 ТС М1 с ДВС:
– не более 1000 куб. см. 1652,2 5771,7 8657,6
– от 1000 до 2000 куб.см. 6115,2 8995,1 13492,7
– от 2000 до 3000 куб. см. 9652,7 17554,7 26332,1
– от 3000 до 3500 куб. см. 8898,6 31036,5 46554,8
более 3500 куб.см. 15253,7 38125,9 57188,9
3 ТС М2, М3 с ДВС:
– не более 2500 куб. см. 4900,5 8167,5 12251,3
– от 2500 до 5000 куб.см. 9801,0 24502,5 36753,8
– от 5000 до 10000 куб. см. 13068,0 35937,0 53905,5
более 10000 куб.см. 16335,0 42471,0 63706,5
4 Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой:
– до 2,5 т. 4083,7 7187,4 10781,1
– от 2,5 до 3,5 т. 6534,0 10209,4 15314,1
– от 3,5 до 5 т. 8167,5 13068,0 19602,0
– от 5 до 8 т. 8984,2 37243,8 55865,7
– от 8 до 12 т. 10944,4 56437,5 84656,3
– от 12 до 20 т. 12006,3 82165,0 123247,5
– от 20 до 30 т. 12600,0 86300,0 129450,0
– от 30 до 50 т. 23685,7 96376,5 144564,8
5 Самосвалы массой:
– от 50 до 80 т. 111078,0 253029,1 379543,7
– от 80 до 350 т. 204187,5 261360,0 392040,0
– от 350 т. 302197,5 326700,0 490050,0
6 Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. 38640,0 57960,0

Когда нужно платить?

Утилизационный сбор оплачивается на границе непосредственно во время таможенного оформления автомобиля. Только после оплаты этого налога автовладелец сможет поставить машину на учет в ГАИ. Деньги отправляются на счет Минской центральной таможни вне зависимости от того, через какой таможенный пункт был ввезен транспорт. Для оформления оплаты налога на таможне нужно предъявить договор купли-продажи и паспорт владельца авто. Платеж также можно сделать самостоятельно через ЕРИП. Квитанция потребуется в ГАИ при постановке автомобиля на учет.

Читайте также  Лучшие аккумуляторы российского производства

Кто может не платить утилизационный сбор?

В Налоговом кодексе описаны случаи, в которых может не оплачиваться утилизационный сбор. Речь идет о машинах для безвозмездной помощи, для официального использования в консульствах и дипломатических представительствах, автомобилях, используемых для соблюдения интересов госбезопасности и некоторых других.

Утилизационный сбор – одна из причин, почему ввозить авто в Беларусь из-за границы не всегда выгодно. Обязательно заранее узнайте, какую сумму нужно будет заплатить вам, если планируете покупку машины за пределами территории нашей страны. Ни гвоздя, ни жезла!

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

С 2012 года, одновременно с вступлением в ВТО и снижением ввозных пошлин, в России был введен утилизационный сбор на автомобили. Внимание, не утилизированный, а утилизационный! Взимается он один раз, но произойти это может на разных этапах и, приобретая ТС, нужно точно знать был ли данный сбор выплачен.

В противном случае новый собственник может оказаться должником перед государством, а сумма задолженности будет колебаться от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Вопросам утилизационного сбора на авто – кто, когда и сколько должен заплатить – будет посвящена данная статья.

Что такое утилизационный сбор и куда идет?

Утилизационный сбор (УС) – это платеж, предназначенный для уничтожения ТС после срока его эксплуатации. Оплачивается утильсбор один раз, но взимается он не всегда с первого владельца. Уже поэтому важно знать оплачивались ли указанные средства при покупке авто.

По умолчанию утилизационный сбор оплачивается за весь ввозимый и производимый на территорию РФ автотранспорт. Существуют исключения – о них мы подробно поговорим отдельно.

В большинстве случаев, утилизационный сбор уже включен в стоимость машины. Однако если ТС ввозилось по льготной схеме (без уплаты УС), то обязанность оплачивать сбор может перейти к следующему владельцу.

Что означает отметка в ПТС об утилизационном сборе?

После уплаты УС об этом ставится отметка на ПТС машины. Выглядит она в виде печати с надписью: «Утилизационный сбор», номером ИНН и подписью ответственного лица. Найти отметку можно на лицевой стороне документа, слева, в разделе «Особые отметки».

отметка в птс утилизационный сбор

Что это значит? Наличие штампа означает, что сбор уже был выплачен, и более к этому вопросу с данным ТС можно не возвращаться. Отсутствие отметки может привести к дополнительным расходам, но произойдет это необязательно. Дело в том, что законы не имеют обратной силы, а УС введен только в 2012 году. Соответственно…

Нужно ли платить утильсбор на автомобили?

Утилизационный сбор за автомобили, выпущенные до 1 сентября 2012 года, не взимается. Отсутствие штампа у таких ТС не является основанием для оплаты УС.

Подведем предварительные итоги. Оплачивать утилизационный сбор нужно за все машины, ввозимые на территорию РФ или производимые на заводах России, если их год выпуска не раньше 2012 года, или они не входят в перечень исключений (см. ниже).

Основанием для взимания платы за утилизацию является Федеральный закон №89-ФЗ («Об отходах производства и потребления»). Появился он еще в 1998 году, однако интересующие нас нормы были включены в него позднее.

Кто платит утилизационный сбор?

Владелец оплачивает УС. Часть 1 ст.24.1 указанного закона прямо устанавливает необходимость оплаты утилизационного сбора за все ввозимые или произведенные на территории РФ авто. Исключения обозначены отдельно в п.6 той же статьи. Одновременно п.3 указывает, кто должен платить утильсбор:

  • Ввозящие авто на таможенную территорию России.
  • Производящие ТС на заводах, расположенных в РФ.
  • Покупатели ТС, если предыдущий владелец был освобожден от оплаты сбора, в т.ч. и по причинам, связанным с действием Особой экономической зоны в Калининграде и области.

Между производителями и государством существуют особого рода отношения, компенсирующие часть взимаемого УС. С 2020 года размеры этих компенсаций изменились, и теперь напрямую зависят от уровня локализации производства. Вместе с тем, сбор включен в конечную стоимость машины, поэтому этот аспект финансовых взаимоотношений мы не будем рассматривать подробно.

Освобождение от уплаты

Лица и условия, освобожденные от уплаты УС, прописаны в п.6 ст.24.1 №89-ФЗ. К ним относятся:

  1. Вынужденные переселенцы, беженцы, а также лица, воспользовавшиеся государственной программой добровольного переселения соотечественников, если ТС ввозится в личных целях.
  2. Сотрудники дипломатических, консульских представительств и члены их семей.
  3. Ретро-автомобили старше 30 лет, но исключительно при неиспользовании их в коммерческих целях и сохранении (восстановлении) у них оригинальных двигателя, рамы (при наличии) и кузова.
  4. Автомобили моложе 3 лет, ввезенные на территорию ОЭС Калининградской области на специальных условиях.

Еще раз подчеркнем, освобождение от утилизационного сбора в одном из указанных случаев не освобождает от необходимости платить УС следующего владельца, если он не подпадает под одно из данных исключений.

Освобождения от уплаты утилизационного сбора не применяются автоматически. Льготные категории лиц должны заявить о наличии оснований для освобождения от УС.

Размер утилизационного сбора в России

Перейдем к цифрам. Будем двигаться от простого к сложному. В упрощенном варианте расчет утилизационного сбора на авто определяется, как:

При этом, базовая ставка в 2021 году составляет 20000 рублей для легкового транспорта (М1) и 150 000 рублей – для всего остального. Коэффициент зависит от возраста, мощности, тоннажа и многих других параметров ТС. Он также устанавливается законодательно и помещается в специальный перечень.

Мы не случайно дали ссылку на официальный документ. В нем огромный массив информации, который нет смысла перепечатывать в статью – желающие могут ознакомиться с первоисточником самостоятельно и рассчитать цену сбора на утилизацию. Но, на наш взгляд, будет интересно взглянуть сколько стоит утилизационный сбор в России на конкретные ТС, актуальные на 2021 год.

На легковой транспорт

Тип ТС Размер УС, руб.
До 3-х лет Старше 3-х лет
Произведенные или ввезенные юр. лицами Электромобили 32 600 122 000
до 1000 куб.см. 48 200 123 000
от 1000 до 2000 куб.см. 178 400 313 800
от 2000 до 3000 куб.см. 281 600 480 200
от 3000 до 35000 куб.см. 259 600 570 000
более 3500 куб.см. 445 000 700 200
Ввезенные физ. лицами для личного пользования 3 400 5 200

Очевидно, что именно завершающая строка представляет наибольший интерес для лиц, ввозящих машины для себя из-за границы. Юридические лица будут рассчитаны по ставкам производителей, при определенных исключениях, сделанных для стран Евразийского экономического союза.

Во всех остальных случаях разницы между стоимостями УС для юридических и физических лиц не существует.

На грузовые автомобили

Автомобиль (тип, масса) Размер УС, руб.
Младше 3-х лет Старше 3-х лет
до 2500 кг 178 500 189 000
от 2500 до 3000 кг 300 000 432 000
от 3500 до 5000 кг 300 000 456 000
от 5000 до 8000 кг 313 500 786 000
от 8000 до 12000 кг 438 000 1 192 500
от 12000 до 20000 кг 496 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12000 до 20000 кг 850 500 3 469 500
Самосвалы от 12000 до 20000 кг 418 500 1 735 500
Фургоны, в т.ч. рефрижераторы от 12000 до 20000 507 000 1 735 500
от 20000 до 50000 кг 1 002 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20000 до 50000 кг 1 002 000 2 035 500
Самосвалы от 20000 до 50000 кг 945 000 2 035 500
Фургоны, в т.ч. рефрижераторы от 20000 до 50000 кг 825 000 2 035 500

Все перечисленные в данном разделе ТС относятся к категориям N1 – N3, и не квалифицируются как специальная техника. Для нее существуют отдельные параметры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: