Условия безопасного управления транспортным средством

Безопасное вождение автомобиля

Всем привет!Имея определенный стаж вождения автомобиля (с 1989г.), как и многие водители, все время стараюсь повышать свое водительское мастерство.В связи с этим посещал курсы контр аварийного вождения, увлекся спортивным вождением автомобиля и вообще всем, что связанно с грамотным вождением автомобиля.Не смотря на стаж вождения и все увлечения, прописными истинами остаются основы.В связи с этим хочу поделиться еще раз прочтенными статьями, так как безопасное, экономичное и грамотное вождение это главное в умении водителя.Вот простые правила, которые помогут повысить уровень безопасности в разных ситуациях. Конечно, многие из них Вам знакомы, но внимательно прочесть этот раздел все равно стоит.

Прежде чем сесть за руль

— Проверьте работу фар и фонарей.
— Отрегулируйте сиденье, рулевое колесо и зеркала заднего вида таким образом, чтобы вести автомобиль было удобно.
— Отрегулируйте спинку так, чтобы корпус располагался вертикально, а затылок — как можно ближе к подголовнику.
— Отрегулируйте подголовник так, чтобы на него опирался затылок, а не шея.
— Убедитесь, что педалям ничего не мешает (дополнительные коврики и т. п.).
— Если установлены детские сиденья и колыбельки, убедитесь, что они надежно закреплены на заднем сиденье.
— Аккуратно размещайте багаж в багажнике, чтобы при резком торможении он не смещался вперед.
— Перед дорогой не рекомендуется плотно есть. Легкая еда, наоборот, улучшает реакцию. Ни в коем случае не употребляйте спиртного.
Не забывайте периодически проверять:
— давление воздуха и состояние шин;
— уровень масла в двигателе;
— уровень охлаждающей жидкости двигателя и состояние системы охлаждения;
— уровень тормозной жидкости;
— уровень жидкости омывателя ветрового стекла.

Безопасность в пути

— Первое правило безопасного вождения — осторожность.
— Быть осторожным означает, кроме всего прочего, предвидеть неосторожность и ошибки других участников движения.
— Строго выполняйте предписания Правил дорожного движения страны, в которой Вы находитесь; самое главное, не превышайте разрешенную скорость.
— Обязательно убедитесь, что не только Вы, но и все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, дети сидят на специальных сиденьях, а животные — в специальных клетках.
— В дальние поездки следует отправляться, только находясь в отличной форме.
— Не следует вести машину много часов подряд, поэтому время от времени делайте остановки, чтобы отдохнуть и размяться.

Управление автомобилем в состоянии опьянения, под действием наркотиков и отдельных лекарств представляет опасность как для водителя, так и для окружающих.

Не следует перевозить предметы под сиденьем водителя: при торможении они могут попасть под педали и не позволят ни затормозить, ни увеличить скорость.

Обязательно пользуйтесь ремнем безопасности как на переднем, так и на заднем сидении. Следите, чтобы были застегнуты ремни детских сидений. Если Вы не пристегнуты, увеличивается риск получения травмы и даже гибели в случае дорожно-транспортного происшествия.

Обращайте внимание на положение коврика. Даже незначительная неисправность тормозной системы может привести к увеличению хода педали тормоза.

Будьте внимательны при установке несерийных дополнительных спойле-ров, литых дисков и колпаков колес: они могут ухудшить вентиляцию тормозных дисков и, следовательно, снизить эффективность тормозов при резком и многократном торможении или на длинных спусках.

Вода, лед и соль, разбрасываемая на дорогах для борьбы с гололедом, могут оставлять отложения на тормозных дисках, снижая эффективность торможения при первом нажатии на педаль тормоза.

Груз в багажнике должен быть надежно закреплен. В случае аварии он может представлять опасность для пассажиров.

— Следите, чтобы в салон постоянно поступал свежий воздух.
— Не преодолевайте спуски с выключенным двигателем, поэтому в этом случае нельзя использовать ни усилитель тормозов, ни торможение двигателем, поэтому приходится прикладывать гораздо большее усилие к педали тормоза.

Движение на автомобиле ночью

Вот основные правила, которых следует придерживаться при езде ночью,
— Будьте предельно осторожны, т. к. ночная езда требует повышенного внимания.
— Ограничивайте скорость, особенно на неосвещенных дорогах.
— Если почувствуете, что хочется спать, сразу же остановитесь, т. к. продолжать движение значит рисковать собственной и чужой жизнью. Как следует отдохните, потом поезжайте дальше.

— Сохраняйте безопасную дистанцию от впереди идущего транспорта, большую, чем при вождении днем. Скорость других автомобилей трудно оценить, когда видны только габаритные огни.
— Убедитесь, что пучок света фар отрегулирован правильно, т. к. если они светят слишком низко, ухудшается видимость и увеличивается нагрузка на глаза, если высоко — они слепят других водителей.
— Дальним светом следует пользоваться только за городом и при условии, что он не слепит других водителей.
— При встрече с другим автомобилем переключите свет с дальнего на ближний.
— Следите, чтобы фары и фонари всегда были чистыми.
— За городом дорогу могут перебегать животные — помните об этом.

Вождение в дождь

Дождь и мокрая дорога опасны сами по себе.
На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом ухудшается, поэтому любой маневр становится более сложным. Устойчивость автомобиля ухудшается, тормозной путь увеличивается.
Вот некоторые рекомендации по вождению в дождливую погоду:
— Снизьте скорость и держите увеличенную дистанцию.
— Если дождь очень сильный, ухудшается видимость. В таком случае даже в светлое время суток лучше включить ближний свет, чтобы другие водители лучше Вас видели.
— Переезжая через лужи, сбросьте скорость и крепче держите руль,
т. к. на большой скорости автомобиль может потерять управление (эффект водяного клина, или аква-планирование).
— Систему вентиляции включите в режиме отпотевания стекол (см. главу познакомьтесь с автомобилем).
— Периодически проверяйте состояние щеток стеклоочистителей.

Движение в тумане

— Если туман густой, постарайтесь по возможности воздержаться от поездки.
При движении в дымке, в слабом тумане или при проезде через затуманенное место, следуйте следующим рекомендациям:
— Держите невысокую скорость.
— Даже в светлое время суток включите ближний свет, задние противотуманные фонари и, если имеются, противотуманные фары. Не пользуйтесь дальним светом.

На участках с хорошей видимостью выключайте задние противотуманные фонари. Большая интенсивность испускаемого ими света мешает водителям автомобилей, следующих за Вами.
— Помните, что в тумане поверхность асфальта становится мокрой, а это значит, что любой маневр становится сложнее, а тормозной путь удлиняется.

— Увеличьте дистанцию от впереди идущего автомобиля.
— Избегайте резкого изменения скорости движения.
— По возможности воздержитесь от обгона других транспортных средств.
— В случае вынужденной остановки автомобиля (поломки, невозможности продолжать движение из-за плохой видимости и т. п.) в первую очередь постарайтесь остановить автомобиль вне полос, отведенных для движения. Затем включите аварийную сигнализацию и, по возможности, ближний свет. Если заметите, что приближается другой автомобиль, подавайте прерывистый звуковой сигнал.

Движение по горным дорогам

— На спусках, во избежание перегрева тормозов, тормозите двигателем, переходя на низшие передачи.
— Категорически запрещается двигаться под уклон с выключенным двигателем или на нейтральной передаче, а тем более с вынутым из замка зажигания ключом.
— Двигайтесь на невысокой скорости, не «срезайте» повороты.
— Помните, что на подъеме на обгон требуется больше времени, поэтому требуется, чтобы участок свободной дороги перед Вами был длиннее. Если на подъеме обгоняют Вас — пропустите.

Движение по снегу и льду

Вот некоторые рекомендации по вождению в этих условиях:
— Держите очень невысокую скорость.
— На заснеженной дороге пользуйтесь зимними шинами или цепями (см. соответствующие разделы в настоящей главе).
— Максимально используйте торможение двигателем, избегайте резких торможений.
— Избегайте резких ускорений и резких изменений направления движения.
— Зимой даже на чистых дорогах могут попадаться покрытые льдом участки. Будьте особо внимательны, проезжая места, куда не попадает прямой солнечный свет, под деревьями, вблизи скал и т. п. — там мог остаться лед.
— Увеличьте дистанцию от впереди идущих автомобилей.

Если установлена АБС

АБС дает два основных преимущества:
1) Исключает блокировку и, следовательно, скольжение колес при резком торможении, особенно на участках, где сцепление с покрытием недостаточное.
2) Дает возможность одновременно тормозить и поворачивать, с тем чтобы объехать внезапно появившееся препятствие или направить автомобиль при торможении в желаемом направлении. Правда, не следует забывать, что многое зависит от физически возможного предела сцепления шин с покрытием дороги в боковом направлении.

Читайте также  Проба тормозов на эффективность

Чтобы наиболее полно использовать возможности АБС, выполните следующие рекомендации:
— При экстренном торможении или в условиях низкого сцепления шин с дорогой чувствуется легкое «подрагивание» педали тормоза — это признак, что сработала АБС. Не отпускайте педаль тормоза, чтобы торможение было плавным.
— АБС предупреждает блокировку колес, но никоим образом не может повлиять на сцепление шин с дорогой. Поэтому, даже если Ваш автомобиль оборудован АБС, соблюдайте дистанцию и снижайте скорость при входе в поворот.
АБС предназначена для того, чтобы повысить управляемость машины, а не для того, чтобы ездить быстрее.

Что такое «безопасное вождение»?

Друзья, привет! В этой статье проанализирую известное словосочетание «безопасное вождение» и дам свой вариант его толкования, поскольку большая часть людей понимает его, с моей точки зрения, не совсем верно. Многие свои лекции я начинаю с вопроса к аудитории: «как вы понимаете словосочетание «безопасное вождение»? Очень часто в ответ я слышу что-то вроде «это значит вождение без ДТП» или «во время поездки никто не пострадал». На это у меня уже есть заготовленный контраргумент: я привожу в качестве примера одного своего знакомого, который летом по выходным уезжает на дачу, а воскресными вечерами возвращается домой за рулём… пьяный. Регулярно. Ни одной аварии. За всё время. Аудитория в недоумении: студенты чувствуют, что где-то подвох, но не поймут, где именно. Вроде бы безаварийно, но… как-то не совсем безопасно.

Безопасность – не отсутствие ДТП, а минимальный риск

Действительно, это нельзя назвать безопасным вождением, потому что безопасность определяется не фактом наличия или отсутствия ДТП, а вероятностью наступления ДТП. Если бы мир состоял только из чёрного и белого, тогда – да, безопасное вождение означало бы «без аварий». Однако между чёрным и белым есть множество оттенков, равно как и между нулевой и 100%-й вероятностями есть много промежуточных значений. Таким образом, безопасное вождение означает управление автомобилем с минимальной вероятностью ДТП, с минимальным риском. Поэтому, если обычно единственная мысль водителя, только что получившего «права» – о том, как бы доехать до места назначения живым и здоровым, то у продвинутого водителя требования к безопасности ужесточаются. Продвинутый водитель стремится не просто избежать ДТП, но и снизить риски в пути настолько, насколько это возможно.

Теперь давайте подумаем, насколько вообще можно снизить риски. Нарисуем ось вероятностей, обозначим начало оси как «0», а конец – «1». Единица, то есть 100% вероятности ДТП означает, что авария точно случится, и это лишь вопрос нескольких секунд. Например, водитель на обледенелой дороге разогнался до скорости 60 км/ч и не принял во внимание, что при такой скорости машине потребуется по крайней мере 60 метров для остановки с того момента, как он нажал на педаль тормоза «в пол». И начал тормозить перед светофором за 50 м. Застрекотала АБС, машина перешла в режим экстренного торможения. Все полосы перед светофором заняты стоящими машинами, увернуться некуда – разве что выскочить на тротуар с пешеходами… Вот и всё – осталось сидеть и покорно ждать, пока капот протаранит чей-то багажник. Машина на скользкой дороге тормозит небыстро, так что секунд 10-15 до столкновения придётся потерпеть. Это и есть ситуация, когда вероятность ДТП равна 1 или 100%.

Нулевой риск за рулём невозможен

А что же означает вероятность ДТП «0»? Аудитория часто на это отвечает «когда мы стоим на светофоре». Доля правды здесь есть: пока мы стоим, от нас не исходит никакой угрозы для окружающих. Однако это никак не исключает угрозы для нас со стороны окружающих машин. Чувствуете, к чему я веду? Можно сказать, что вероятность ДТП равна нулю тогда, когда ваша машина стоит в гараже, а вы – находитесь дома и, например, попиваете чай с семьёй за просмотром любимого фильма на мягком диване. Хотя и тут ваш гараж может протаранить фура, а на дом может рухнуть самолёт. И уж тем более мы не можем говорить о нулевой вероятности ДТП, пока ваш автомобиль стоит на охраняемой парковке, поскольку машину может зацепить неумело паркующийся водитель, пусть и в ваше отсутствие.

Вождение автомобиля не бывает безопасным

Отсюда следует крамольное умозаключение: безопасное управление автомобилем в буквальном смысле невозможно! Слова «безопасное» и «вождение» уже по самой сути противоречат друг другу. Фраза «Безопасное вождение» – все равно что «безалкогольный спирт» :)) Как только вы тронулись с места и колёса сделали первый оборот, вы уже стали опасны. Почему?

Вы когда-нибудь слышали, что автомобиль является источником повышенной опасности (статья 1079 Гражданского кодекса РФ)? А задумывались, чем вообще определяется степень опасности движущегося объекта? С точки зрения физики, опасность движущегося объекта определяется величиной кинетической энергии:

где m – масса объекта, v – скорость.

И далее в этой статье мы будем рассматривать опасность именно с этой точки зрения: т. е. как опасность движущегося объекта, заключающуюся в нанесении повреждений себе и другим объектам при столкновении с ними. Важно понимать, что это не единственный фактор опасности, который угрожает нам при управлении автомобилем. Но он является наиболее значимым, имеющим наибольшее влияние, а также наиболее часто реализующимся.

Кроме квантов света массу имеет любой видимый объект, а стало быть, если есть скорость, значит, есть и опасность. Например, летящая пуля. Надеюсь, у вас не вызывает сомнений, что огнестрельное оружие опасно? Так вот, чем больше величина энергии, тем более опасен объект. Кстати, в законе «Об оружии» выделяется три вида оружия – гражданское, служебное и боевое, которые отличаются между собой как раз кинетической энергией пули, что конкретно прописано в цифрах.

Опасно всё, что быстро движется

Именно неотъемлемый факт наличия скорости движения у автомобиля делает его по умолчанию опасным. Именно поэтому с первым оборотом колеса вы, будучи за рулём, становитесь опасны.

Так что если вдуматься, выходит, водителей дезинформируют, когда говорят слова вроде: «сотрудники полиции обеспечивают безопасность на дорогах». Не потому что они плохо выполняют свою работу, а потому что слова «безопасность» и «вождение» изначально противоречат друг другу. И уж вводят в откровенно глубокое заблуждение слова «если вы соблюдаете ПДД, значит, вы в безопасности».

НЕ БЫВАЕТ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ, БЫВАЕТ ВОЖДЕНИЕ БЕЗ НЕОПРАВДАННОГО РИСКА. НО РИСК ЕСТЬ ВСЕГДА!

Поэтому, повторюсь, основная задача водителя на пути к так называемой безопасности за рулём – это снижение рисков. На этом строится англо-американская концепция безопасного управления автомобилем «Защитное вождение» или Defensive Driving. Нужно просто не допускать лишнего, неоправданного риска, и постоянно контролировать его уровень. Либо, если речь идёт, скажем, о водителях оперативного состава полиции, снизить риски уже не получится в силу специфики их работы. В таких случаях остаётся лишь рисковать и осознавать уровень риска. Если идёшь по краю пропасти, ты должен знать, что тебя ждёт внизу…

Автомобиль в 3000 раз опаснее пешехода

Из приведённой выше формулы кинетической энергии следует два вывода, которые, вероятно, вас удивят. Давайте сравним в цифрах энергию легкового автомобиля при типичной городской скорости движения 60 км/ч и энергию пешехода при типичной для него скорости 5 км/ч. Для расчётов примем массу автомобиля за 1500 кг, а пешехода – 70 кг. Считаем: 60 км/ч, это 16,67 м/с, тогда энергия автомобиля равна 16,67*16,67*1500/2 = 208416,7 Дж. Энергия измеряется в джоулях, эти единицы мы не используем в повседневной жизни, и на первый взгляд не совсем понятно, много это или мало. Чтобы это понять, нужно сравнить полученную величину с энергией пешехода. 5 км/ч = 1,39 м/с, тогда кинетическая энергия составит 1,39*1,39*70/2 = 67,5 Дж. Как говорится, почувствуйте разницу! Разделим одно на другое и получим, что энергия движения машины в 3085 раз превышает энергию движения пешехода. Или, иначе

ДВИЖУЩИЙСЯ СО СКОРОСТЬЮ 60 КМ/Ч ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ОПАСНЕЕ ПЕШЕХОДА БОЛЕЕ ЧЕМ В 3000 РАЗ!

Аналогичные вычисления позволят оценить степень опасности автомобиля другой массы и при других скоростях движения. Скажем, тот же полуторатонный легковой седан при скорости 100 км/ч опаснее пешехода уже более чем в 8500 раз. Про внедорожники и грузовики даже думать не хочется…

Читайте также  Новая тиана в россии

Пешеход не может быть опасным для водителя

Итак, делаем первый вывод. Формулировка вроде «пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте, создают опасность для водителей» некорректна с точки зрения физики и рассмотрения опасности через призму величины кинетической энергии.

ПЕШЕХОД ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБЕН БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ.

С точки зрения движения пешеход безопасен. Равно как муравей безопасен для хомяка, кошка безопасна для слона, а младенец безопасен для тяжелоатлета. Да, конечно, после столкновения автомобиля с пешеходом на скорости 60 км/ч автомобилю будут нанесены определённые повреждения. Но что это по сравнению с теми повреждениями, которые будут нанесены пешеходу (если тот вообще выживет)?! Настоящую опасность создаёт тот, кто движется быстро, а заодно и обладает огромной массой. Напоминаю, вооружённое нападение пешехода на водителя и умышленное причинение вреда я здесь не рассматриваю.

А лошадь, например, весит, в среднем, 500 кг и способна бегать со скоростью до 70 км/ч, т. е. она уже может представлять реальную опасность как для пешехода, так и для водителя в автомобиле. Надеюсь, моя мысль понятна.

В ответе за все – водитель

Поэтому, дорогие читатели-водители, привыкайте к мысли, что при встрече с пешеходом опасны именно вы, а значит, вся ответственность за безопасность и последствия ДТП лежит на вас. Я понимаю, что это сложно принять, но такова объективная реальность, основанная на законах физики. Более того, как я уже писал выше, наше законодательство придерживается аналогичной позиции. Поэтому водитель, сбивший пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, хоть и не будет привлечён к уголовной и административной ответственности (при отсутствии отягчающих обстоятельств, разумеется), но в любом случае будет привлечён к ответственности гражданской и будет обязан возместить причинённый пешеходу ущерб. Именно по причине того, что автомобиль – источник повышенной опасности.

Отсюда вытекает следующая практическая рекомендация для водителей. В плане снижения рисков ДТП наиболее эффективна следующая установка:

СЕЛ ЗА РУЛЬ – ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ!

Я это пишу не для того, чтобы загнобить водителей, просто при таком подходе вы же – водители – целее будете. Только и всего.

Поэтому уделяйте повышенное внимание как пешеходам, так и «слепым зонам», из-за которых возможно появление пешеходов: припаркованные автомобили, здания и сооружения около проезжей части, зелёные насаждения, другие автомобили в транспортном потоке, и т. п. Перестраивайте манеру вождения так, чтобы избежать столкновения с пешеходами даже в случае грубейшего нарушения ими ПДД.

perehod.jpg

Управление автомобилем – «другая планета»

Второй вывод, который следует из написанного выше: характер движения автомобиля и способы управления им существенно отличаются от характера движения пешехода, несмотря на одни и те же законы физики движения. Это похоже на сравнение движения человека на поверхности Земли и Луны. Казалось бы, один и тот же закон гравитации, однако привычное отталкивание ногами от поверхности Луны приведёт к отрыву от поверхности Луны примерно на несколько метров, в то время как на Земле привычный прыжок – всего на 20-30 см вверх. Вспомните, как люди ведут себя в метро, посмотрите, как они сталкиваются в дверях, подрезают друг друга на поворотах, внезапно останавливаются посреди прохода, чтобы почитать вывеску, или просто идут вперёд, глядя назад или в свой смартфон. К чему это приводит? «Ой, простите, извините» – и пошёл дальше. К чему приводит такое же поведение на дороге? К ДТП с многотысячными убытками, пострадавшими и жертвами. Другие скорости, другие массы и те же законы физики. Иными словами, мышление пешехода (или пассажира), которое от рождения заложено в каждом из нас, неприменимо за рулём автомобиля.

8. Примерная программа предмета «основы безопасного управления транспортным средством»

Раздел 1. Психологические основы безопасного управления транспортным средством

Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.

Зрение, слух и осязание — важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания.

Различные причины отвлечения внимания, в том числе застегивание ремня безопасности, регулировка зеркала после начала движения, настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки, прикуривание или прием пищи, чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения, телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве.

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

Практическое занятие по темам 1 — 3

Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Анализ трудностей и успехов в водительской деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).

Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условияхдвижения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

Управляем автомобилем в экстремальных условиях

Ежегодно в нашей стране происходит множество дорожно-транспортных происшествий, которые приводят к порче технических средств и гибели людей. Такое положение находит свое объяснение в резком росте числа автомашин на дорогах и бесцеремонным поведением некоторых водителей. В этой обстановке многие водители хотят научиться экстремальному управлению автомобилем.

Экстрим на дорогах – что это такое?

Навыки управления автомобилем в экстремальной дорожной ситуации порой могут спасти жизни людей и исключить ремонт KIA, ремонт Hyundai или другой машины, попавшей в аварию. Важно уметь управлять техникой на повышенных скоростях, удачно преодолевать крутые повороты, обеспечивать безопасные поездки при любой погоде.

  • объезд внезапно появившегося препятствия;
  • совершение разворота или торможения по скользкому полотну;
  • исключение столкновения;
  • правильное поведение на заносах и пр.
  • опрокидывания;
  • пробуксовки;
  • вращения;
  • заноса и пр.

Скоростное управление рулем двумя руками

В ситуации, когда теряется управляемость автомобилем и нужно избежать аварии можно прибегнуть к скоростному рулению. При этом, чем меньше опыт водителя – тем выше скорость руления. Это действие выполняется на боковом секторе руля при использовании обеих рук и подобно движению при лазании по канату.

Скоростное руление используется при заносе и вращении машины с целью исправления ошибки, которая привела к утрате автомобилем устойчивости.

Читайте также  Цифровое обозначение регионов россии

Управление рулем одной рукой

Чтобы справляться с аварийными ситуациями, водителю нужно учиться управлять рулем только одно рукой (обычно это левая конечность). При этом правая рука используется для переключения передач, вкл./выкл. ручного тормоза с целью блокировки задних колес и пр. Навыки управления одной рукой существенно повышают уровень безопасного вождения при езде задом, создавая возможность для поворота и осмотра местности. Вращение руля по кругу при использовании левой руки обеспечивается так: водитель держит руль в месте, где расположена цифра 12 (подобно циферблату часов) и выполняет поворот до цифры 4 или 8. После чего выполняется перехват, выполнив перекат обратной стороной кисти.

Стартуем на скользкой дороге

В положении начала движения по обледеневшей трассе в негодование приходят даже многоопытные водители. Пожалуй, каждому приходилось замечать зимой, когда водитель нажимает на газ, машина буксует, а колеса за счет силы трения плавят лед. Слой воды не обеспечивает необходимой сцепки с дорожным полотном.

Чтобы этого не произошло, необходимо установить колеса максимально ровно. Приступать к движению требуется плавно, избегая пробуксовки. Если пробуксовка все-таки происходит, нужно произвести вкл./выкл. сцепления. Если машина имеет передний привод, то сцепление выжимается дважды.

Справляемся с вязкостью грунта

Чтобы в начале хода исключить пробуксовку на грязной или песчаной дороге, важно обеспечить максимальный крутящий момент мотора. Стартовать нужно на высоких оборотах, имея большую пробуксовку сцепления. В начале движения, за счет пробуксовки обеспечивается высокий крутящий момент и тяга. В итоге шины очищаются от налипшей грязи. После удачного старта нужно незамедлительно переключиться на более низкую скорость.

Опережающее дросселирование

Чтобы увеличить безопасность, некоторые водители, управляя автомобилем, выполняют опережающие действия. Здесь важно иметь достаточный опыт вождения, который помогает предугадать поведение автомобиля в той или иной ситуации.

Осуществляя разгон или торможение, водитель должен знать, что у машины тормоза реагируют быстрее, чем происходит разгон. Как только выжимаются тормоза, движение сразу же замедляется, а для разгона необходимо время.

В ситуации на дороге, когда нужна скорость, дросселирование начинается до того, как мотор потеряет мощность. Такой маневр помогает при крутых подъемах, на неровной, грязной или заснеженной дороге, при обгоне или выполнении иных экстренных маневров. Совет профессионалов: для езды в экстремальных условиях необходим немалый опыт. Только большая практика вождения помогает обучиться чувствовать технику, а в непростых условиях принимать грамотные решения.

Особенности управления машиной в экстремальных условиях

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии.

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 – по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат – не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто – на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: