Травмы при дтп фото

Виктор и его Москвич 2141. (Смерть)

Виктор и его Москвич 2141. (Смерть) Виктор Цой, Авария, Длиннопост

ВНИМАНИЕ. Фото мертвого В. Цоя после автокатастрофы. НЕ МОГУ РУЧАТЬСЯ ЗА ПОДЛИННОСТЬ. В интернетах мнения расходятся, по поводу фото. Одни говорят, что это Он, другие отрицают. Если есть чем дополнить по этому поводу, а я только за!

Виктор и его Москвич 2141. (Смерть) Виктор Цой, Авария, Длиннопост

Из протокола осмотра места автомобильной аварии:

Погибший водитель «Москвич» был одет в тренировочный костюм производства КНР, майку черного цвета, спортивную куртку красного цвета, черные шерстяные носки и красные резиновые сапоги».

Тело Виктора Цоя было полностью обезображено с правой стороны: многочисленные переломы конечностей. Правая сторона лба разбита, правый глаз вытек…

Свидетельство о смерти Цоя В.

Для исследования взята кровь с целью определения групповой принадлежности.

Суд.Мед. Эксперт / подпись/ Симановский А.

Тяжелая сочетанная травма тела: открытая тяжелая черепно-мозговая травма, переломы костей лицевого и мозгового черепа, тяжелый ушиб головного мозга с размозжением лобный долей, обширное субарахноидальное кровоизлияние и ушиб мягких тканей головы, ушибленные раны, ссадины лица, перелом правой плечевой кости, кости правого бедра, обоих костей голени справа, обоих 2 ребер справа, разрыв селезенки, множественные ссадины тела, головы и резаные раны конечностей, отек легких и головного мозга.

ВЫВОДЫ : На основании судебно-медицинского исследования трупа гр-на Цоя В., и с учетом результатов лабораторных исследований, обстоятельств гибели, прихожу к следующему заключению:

1. При исследовании трупа гр-на Цоя В. Обнаружены следующие телесные повреждения –

Кости головы – многооскольчатый перелом костей головного и лицевого черепа. Тяжелый ушиб головного мозга с размозжением лобных долей. Обширное кровоизлияние под мягкие головные оболочки, ушиб мягких тканей головы, резаные раны, ссадины лица.

Кости груди – переломы обоих ключиц, 1-2 ребер справа, обширные ссадины груди.

Область живота – разрыв селезенки, обширные ссадины

Кости конечностей – переломы правой плечевой кости, правой бедренной кости, обоих костей правой голени, множественные ссадины, ушибленные и резаные раны.

2. Смерть гр-на Цой В. насильственная, наступила 15 августа 1990 года, вследствие сочетанной тяжелой тупой травмы тела в виде многооскольчатого перелома костей мозгового и лицевого черепа, тяжелого ушиба головного мозга с размозжением лобных долей, обширного кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки, переломов плечевой, бедренной, обоих костей голени справа, травмы груди и живота с разрывом селезенки, переломами обоих ключиц и 2 ребер.

3. Телесные повреждения на трупе гр-на Цой В. прижизненного происхождения, могли образоваться непосредственно перед смертью, в условиях дорожно-транспортного происшествия при нахождении потерпевшего в салоне автомобиля в период столкновения ее с дорожным препятствием, например, со встречным автобусом.

Черепно-мозговая травма получена в результате ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов, например, деформированных частей автомобиля с последующим сдавливанием головы в переднее-заднем направлении. Переломы костей правого плеча,правого бедра,правой голени,ключих и ребер справа, ушибленные раны тела так же возникли от ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов – выступающих частей салона автомобиля.

Множественные ссадины на передней поверхности тела, причиненные в результате скольжения / трения/ по неровной поверхности тупых предметов. Травмирующая сила воздействовала спереди назад и справа налево.

4. По своему характеру совокупность телесных повреждений относится к тяжким, как опасным для жизни. Между полученными травмами и причинами смерти имеется прямая причинно-следственная связь…

Из заключения патологоанатомической экспертизы:

«Причиной смерти гражданина Цоя Виктора Робертовича стала черепно-мозговая травма несовместимая с жизнью»

Самые частые травмы, которые получают водители. Как уберечься?

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Читайте также  Что нужно для покупки осаго

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

Множественные и сочетанные травмы

Сочетанная травма

Консультативная служба «Спецмедпомощь» была создана в 2011 году, и с тех пор успешно оказывает свои услуги, в том числе при множественных и сочетанных травмах, на территории всех регионов России, СНГ и стран мира. В настоящее время в штате службы работают 1 руководитель и 5 консультантов, а в распоряжении службы в любое время находятся 3 коммерческие скорые.

К основным услугам, которые оказываются консультативной службой, можно отнести:

  • выезд консультанта реаниматолога или хирурга;
  • помощь в проведении экстренных операций, организацию транспортировки больных и подготовку к ней;
  • организацию госпитализации больных в специализированные отделения медицинских центров;
  • организацию использования услуг санитарной авиации по всему миру;
  • реабилитацию после множественных и сочетанных травм, и инсультов;
  • организацию возвращения пациентов домой.

Что такое множественные и сочетанные травмы

В травматологии наиболее частой причиной летальных исходов, а также инвалидности выживших пациентов являются множественные и сочетанные травмы. При множественных травмах происходит повреждение двух и более органов одной системы (опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы и т.д.). Если у пациента имеются многочисленные повреждения, локализованные в различных системах органов, то такие травмы называются сочетанными. Травмы данного типа усугубляют ситуацию, они проходят тяжелее, чем изолированные повреждения. Зарубежная медицина использует термин «политравма» и оценивает тяжесть по шкале ISS. Травмы от 17-баллов относятся к комплексным повреждениям. Консультативная служба «Спецмедпомощь» ежедневно сталкивается с самыми тяжелыми множественными и сочетанными травмами.

Классификация

Сочетанную травму тела классифицируют в зависимости от локализации ведущей травмы, наибольшей степени тяжести.

  • Сочетанная травма черепа диагностируется при наличии повреждений черепной коробки, сопровождающихся кровоизлияниями, шоком, комой, расстройствами движения и дыхания, внутричерепными гематомами.
  • Сочетанная травма опорно-двигательного аппарата диагностируется при наличии множественных повреждений тазобедренных суставов, тяжелых переломах позвоночника с явным повреждением спинного мозга, потерях конечностей. Главной опасностью этого вида сочетанных травм является возможное нарушение жизненно важных функций организма, вызванных повреждениями позвоночника или ранениями. Очень часто сопровождается травматическим шоком.
  • Сочетанная травма внутренних органов сопровождается внутренними кровотечениями (часто множественными), возникающими в результате их разрыва.
  • Сочетанная травма грудной клетки сопровождается гемотораксами и пневмотораксами, разрывами диафрагмы, легких и их пролабированием в соседние полости, дыхательной недостаточностью.
  • Сочетанная травма двух и более областей без возможности выявления ведущего повреждения является наиболее опасной и имеет самый неблагоприятный прогноз.

Главной задачей является выявление ведущего повреждения, а также максимально быстрая оценка и определение всех возможных состояний, угрожающих жизни, еще до того, как пострадавший будет доставлен в отделение сочетанной травмы:

  1. Глубокое угнетение сознание, которое характеризуется утратой произвольной деятельности, при сохранении рефлекторной (сопор, кома, оглушенные состояния).
  2. Наличие внутренних и обильных наружных кровотечений.
  3. Сбои в дыхании и патологический характер дыхательных движений.

Причины множественных и сочетанных травм

Наиболее часто встречающимися причинами, по которым люди получают множественные и особенно тяжелые сочетанные травмы, являются:

  • Дорожно-транспортные происшествия (автомобильные аварии, авиакатастрофы, железнодорожные катастрофы).
  • Падения с высоты.
  • Стихийные бедствия.
  • Войны и вооруженные конфликты.

Множественные и сочетанные травмы – особенности оказания первой медицинской помощи

В зависимости от состояния больного, получившего множественные или сочетанные травмы после катастрофы, служба не всегда посылает к нему реанимобиль. Довольно часто в таких ситуациях может потребоваться консультация нейрохирурга, травматолога или реаниматолога для более точного определения состояния пострадавшего, стабилизации его состояния и подготовки к транспортировке. В отличии от предложений конкурентов, которые предлагают сразу же проводить длительную транспортировку в отделение больных в нестабильном состоянии, пострадавший, обратившийся в нашу службу, может получить первичную необходимую помощь при множественных и тяжелых сочетанных травмах тела непосредственно на месте происшествия.

Наше оборудование:

N П/П НАИМЕНОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВО, ШТ. ПРИМЕЧАНИЕ
1 Дефибриллятор-монитор со встроенным кардиостимулятором, пульсоксиметрией и неинвазивным измерителем артериального давления 1
2 Электрокардиограф трехканальный с автоматическим режимом 1
3 Аппарат управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для применения в транспортных средствах скорой медицинской помощи 1
4 Редуктор-ингалятор кислородный с 2-литровым баллоном 1 Обеспечение проведения кислородной (кислородно-воздушной) и аэрозольной терапии, а также подключения аппарата ИВЛ на месте происшествия и (или) при транспортировке в условиях скорой медицинской помощи
5 Аппарат ингаляционного наркоза газовой смесью кислорода и закиси азота портативный в комплекте с баллоном 1 л 1
6 Портативный компрессорный небулайзер (ингалятор) с электропитанием от бортовой сети напряжением 12 В 1
7 Определитель объемной скорости потока воздуха при выдохе — пикфлоуметр 1
8 Экспресс-измеритель концентрации глюкозы в крови портативный 1
9 Транспортный монитор 1
10 Пульсоксиметр 1
11 Насос шприцевой (дозатор лекарственных средств) 1
12 Тележка-каталка со съемными носилками 1
13 Приемное устройство с поперечным и продольным перемещением, углом наклона 15° 1
14 Носилки продольно и поперечно складные на жестких опорах 1
15 Носилки бескаркасные 1 Имеющие четыре пары ручек для переноски и стропы для фиксации пациента
16 Носилки кресельные складные 1
17 Комплект шин транспортных складных 1 Включает: комплект шин транспортных складных детский, комплект шин транспортных складных взрослый, комплект шин-воротников транспортных
18 Матрас вакуумный иммобилизационный 1
19 Укладка врача скорой медицинской помощи 1 Приказ Минздрава России от 26 марта 1999 г. N 100
20 Штатив разборный для вливаний 1 С возможностью крепления к кровати, носилкам и т.п.
21 Набор акушерский 1
22 Набор реанимационный большой для скорой медицинской помощи 1
23 Набор травматологический для скорой медицинской помощи 1 Включает комплект шин транспортных складных
24 Набор при эндогенных отравлениях 1
25 Контейнер термоизоляционный с автоматическим поддержанием температуры инфузионных растворов 1
26 Баллон с вентилем под кислород, 10 л 2
27 Редуктор кислородный 2
28 Баллон с вентилем под закись азота, 10 л 1
29 Редуктор закиси азота 1

Особенности оказания помощи при сочетанных травмах

Тяжелая сочетанная травма представляет собой повреждение двух или более органов человека и требует грамотного и четкого определения области травмирования, а также оказания квалифицированной помощи в отделении и непосредственно на месте происшествия. Консультативная служба «Спецмедпомощь» успешно сотрудничает с профессионалами высокого класса в области реанимации, нейрохирургии, травматологии, ожогов и др. города Москвы для обеспечения проведения грамотных консультаций на территории РФ, СНГ и мира.

Так как тяжелые сочетанные и множественные травмы могут стать причиной развития других проблем со здоровьем пациента и в основной массе случаев требуют грамотной и аккуратной транспортировки, наша служба взаимодействует с крупными коммерческими скорыми Москвы. Это дает возможность максимально быстро и безопасно организовать реанимационные железнодорожные и авиа транспортировки больных в специализированные медицинские центры столицы, которые имеют в своем составе отделение сочетанной травмы.

Каковы симптомы хлыстовой травмы ?

Хлыстовая травма – недуг очень коварный. Он застигает человека врасплох, порой столкновение сразу забывается, а результат удара может проявиться только через какое-то время. Признаки случившегося видны у трети больных практически сразу, у других — в течение двух-трех дней после повреждения. Врачи называют такой бессимптомный промежуток «светлым». В любой ситуации последствия происшедшего могут быть одинаково серьезными.

Признаки хлыстовой травмы разнообразные, но есть ведущие симптомы.

  1. Боль

В области затылка, плеч сразу или через несколько дней появляется интенсивная боль. Она становится сильнее при поднимании рук, ограничивает подвижность шеи особенно при наклоне головы вперед или запрокидывании назад. Изредка боль иррадиирует в верхние конечности и межлопаточную зону.

  1. Головокружение

Жалобы на головокружение возникают у каждого четвертого пострадавшего. Оно бывает разной интенсивности. В связи с этим может появиться тошнота и нарушение равновесия, в тяжелых случаях — рвота.

Кроме основных симптомов нередко пациенты жалуется на:

  • неврологическую симптоматику: парестезии лица, звон в ушах;
  • внезапную резь в затылочной области, боль иррадиирует в виски, болят глаза;
  • депрессию с явлениями бессонницы, тревожности, усталости;
  • невнимательность, забывчивость;
  • проблемы с глазами – появление пелены перед ними, размытость очертаний, световые всплески, выпадение полей зрения;
  • явления дисфагии – затруднения глотания

Иногда хлыстовая травма сопровождается сотрясением головного мозга. Тогда становятся более выраженными его признаки – ослабление концентрации внимания, снижение памяти. В связи с поражением нервных корешков диагностируется радикулопатия и миелопатия.

Виды хлыстовой травмы по степени проявления

Первая:

При слабом сотрясении пострадавший может ничего не почувствовать. Симптоматика нарастает медленно, и она незначительная. Через несколько суток (иногда недель) могут появиться незначительные болевые ощущения в шее. Пострадавший чувствует тошноту, жалуется на приступы головокружения, нечувствительность пальцев кисти. Все эти жалобы могут вдруг исчезнуть самостоятельно, поэтому при незначительной травме и неярких проявлениях пациенты могут не обратиться к специалисту. Эта степень встречается поражения встречается чаще всего.

Вторая:

В данном случае симптоматика проявляется мгновенно, сразу после происшествия. Боль выраженная, шея не может двигаться, подвижность головы ограничена. Пострадавшие не откладывают визит к специалисту и обращаются к нему в первые же сутки после травмы. Вторая степень наблюдается у трети обратившихся.

Третья:

Третья степень наблюдается у 12% пациентов с заключением «хлыстовая травма». Здесь уже есть очаговые неврологические признаки. Пациент жалуется на выраженное головокружение, нарушенное, рвоту. Могут быть ослаблены или отсутствовать сухожильные рефлексы, есть парезы и отмечается нарушение чувствительности.

Четвертая:

Симптомы появляются сразу. Боль затрагивает все части позвоночного столба. В процесс вовлекаются кости и хрящи главного остова человека. Могут быть вывихи и переломы позвонков, ярко выражены неврологические признаки. Пациенты обращаются к специалисту моментально.

Классификация травмы по течению

  1. Острейший период – до четырех суток
  2. Острый период – от четырех суток до 21 дня
  3. Подострый период – от 22-го дня до 1,5 мес.
  4. Промежуточный – от 46 до 180 дня
  5. Хронический – симптоматика держится более полугода

Чем дольше держатся жалобы и сохраняется симптоматика, тем худший прогноз. У 8% пострадавших диагностируется «постхлыстовой синдром»

Клиника постхлыстового синдрома.

Постхлыстовой синдром обычно появляется при медленном восстановлении, то есть если процесс выздоровления затягивается более полугода. Для него характерны болезненность движений в шее и, в связи с этим, ограничение ее подвижности. Пациент жалуется на зрительные нарушения, парестезии рук, онемение пальцев. Окружающие замечают враждебность и эмоциональную нестабильность пострадавшего. Такая ситуация может сохраняться годами. Обычно данное осложнение характерно для женщин старше 55 лет, склонных к мнительности и депрессии.

Постановка диагноза

При хлыстовой травме помимо обязательного опроса и физического осмотра специалист назначает инструментальные методы обследования. Только комплексный подход позволяет поставить верный диагноз.

  1. Опрос.

Во время сбора информации врач может задать следующие вопросы:

  • когда появились симптомы;
  • характер несчастного случая;
  • где находился пациент в автомобиле (при автоаварии);
  • какое было состояние человека в момент аварии;
  • есть ли внешние повреждения – ссадины, кровоподтеки;
  • изменилось ли зрение;
  • появилось ли после травмы головокружение;
  • легко ли пациент глотает;
  • есть ли нарушения мочеиспускания;
  • есть ли жалобы на расстройства запоминания, появились ли рассеянность, раздражительность;
  • есть ли трудности при выполнении сложных заданий;
  • были ли раньше повреждения позвоночника;
  1. Физический осмотр

При обследовании врач обращает внимание:

  • есть ли спазм шейных мышц (происходит ли выпрямление шейного отдела);
  • как ведет себя голова пациента в спокойном состоянии, при наклоне в разные стороны, при сгибании и разгибании;
  • есть ли нистагм;
  • пальпируется ли болезненность мышц плеча и паравертебральных мышц;
  • есть ли чувствительность кожи в затылочной области;
  • есть ли гематома или отек на поверхности шеи;
  • проверяются рефлексы на руках;

Инструментальное обследование

Помимо сбора анамнеза, выяснения всех деталей получения травмы и осмотра больного врач назначает инструментальное обследование шейного отдела позвоночного столба, которое позволяет выявить более глубокие повреждения.

  1. Рентген. Рентгенография проводится сразу после травмы, это обследование является самым главным, так как дает общую картину происшедшего. Обследование исключает перелом позвоночника, позволяет определить наличие спазма в шейной группе мышц — выпрямление шейного лордоза (основной признак хлыстовой травмы)
  2. Электромиография (ЭМГ) и измерение скорости проводимости нервных импульсов (ЭНГ). Данные исследования позволяют определить поражение нервных окончаний и проводится при стойком болевом синдроме.
  3. Дискография. Исследование назначается при выраженной непреходящей боли, в диск позвоночника вводят контраст и анализируют полученную картину.
  4. Магнитно-резонансная томография и КТ определяют наличие разрывов связок, гемартроза и поражение хрящей.
  5. Диагностический анализ опорно-двигательной системы — DIERS 4D MOTION – эта инновационная технология позволяет выявить малейшее отклонение в структуре позвоночных сегментов и является отличной альтернативой рентгену.

При необходимости пациента осматривает окулист и невропатолог. Только после основательного обследования и сбора данных анамнеза может быть поставлен диагноз «хлыстовой травмы» и назначено оптимальное лечение.

В Европейском Центре ортопедии и терапии боли представлен широкий спектр самой современной аппаратуры, которая дает высокий процент достоверности. Новые технологии абсолютно неопасные, информативные и имеют ряд преимуществ перед классическим обследованием.

ДЛЯ СВЯЗИ С НАМИ

Чтобы получить полную информацию о видах лечения и профилактике заболеваний ортопедии, ревматологии или неврологии, пожалуйста, обратитесь к нам:

Анализ морфологических особенностей повреждений детей в салоне автомобиля при различных условиях дорожно-транспортных происшествий

Травма детей внутри салона транспортного средства становится одним из наиболее частых вариантов автомобильной травмы и особенно актуальна в последние годы. Повреждения весьма разнообразны и зависят от различных механизмов их образования, которые связаны с конструкционными особенностями салона автомобиля, места расположения ребенка, наличия средств безопасности. Все перечисленные условия, влияющие на морфологические проявления повреждений, не являются константами, а определяются столкновением движущихся транспортных средств, так как именно это обусловливает кинематику перемещения тел пострадавших внутри салона. Вопрос о морфологических особенностей повреждений у детей в салоне автомобиля при различных условиях столкновения транспортных средств освещен в современной литературе недостаточно, что обосновывает актуальность проведения данного исследования.

Цель исследования: Определение морфологических особенностей повреждений у детей при травме в салоне автомобиля в зависимости от условий дорожно-транспортного происшествия.

Материалы и методы. Исследование проведено на клинических наблюдениях пострадавших детей, поступивших в клинику хирургии детского возраста ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ». Проведен анализ 129 детей в возрасте от 4 месяцев до 14 лет с повреждениями, полученными в салоне транспортного средства, за 8 лет (1992-1995, 2004-2007 гг.). Весь материал был разделен на две группы: 1) травма в салоне транспортного средства с высокой конструктивной безопасностью (к таким средствам отнесены все автомобили легкового типа) – 103 наблюдения, 2) травма в салоне транспортного средства с низкой конструктивной безопасностью (к ним отнесены грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, автомобили военного типа) – 26 наблюдений. Первая группа, в связи со своей неоднородностью, разделена на ряд подгрупп в зависимости от положения ребенка в салоне, направление удара при столкновении, факт опрокидывания автомобиля, принятие мер предосторожности.

Из 103 наблюдений выявлено 38 случаев с известными данными о расположении ребенка в салоне, среди них: на заднем боковом сиденье – 20 случаев, на заднем сиденье посередине — 13 и на месте переднего пассажира – 5; 48 наблюдений с известными данными о направлении удара (фронтальное столкновение – 30, боковое – 18); в 22-х случаев автомобиль при аварии переворачивался, и 12 детей получили травму при принятых мерах предосторожности.

Результаты и их обсуждение. Характер повреждений при травме в салоне автомобиля с высокой конструктивной безопасностью разнился в зависимости от места расположения ребенка. Так, при расположении ребенка на заднем боковом сиденье происходил удар головой и туловищем о переднее сиденье и дверцу. Подтверждением этого является высокая частота встречаемости повреждений головы (95%), черепно-мозговая травма – 57,9%, в структуре которой тяжелая черепно-мозговая травма (ушиб головного мозга) составляет лишь 9%. Сравнительно чаще встречались переломы ключицы и верхней конечности (20%). Сравнительно реже страдали нижние конечности. Тяжелые повреждения в этой группе были связаны с ударом автомобиля в то место, где сидел ребенок (табл.1).

Таблица 1.

Частота встречаемости повреждений в зависимости от места расположения ребенка в салоне автомобиля

Локализация повреждений Расположение ребенка в салоне
Заднее боковое сиденье (52,6%) Заднее среднее сиденье (34,2%) Переднее правое сиденье (13,1%)
Голова 95% 76,9% 80%
Ключица 10%
Верхняя конечность 10% 7,6%
Грудная клетка 15,3% 20%
Живот, поясница 10% 23%
Нижняя конечность 5% 53,8% 40%

Существенно разнился травматизм при нахождении ребенка на заднем сиденье посередине. Ребенок вылетал вперед, ударяясь о приборную панель автомобиля, о чем свидетельствовали повреждения нижних конечностей, живота и поясничной области, тяжелая черепно-мозговая травма.

При расположении ребенка при дорожно-транспортном происшествии на переднем сиденье он ударялся головой, туловищем, нижними конечностями о панель. Это подтверждалось частотой повреждений этих частей тела.

Важным фактором, влияющим на травматизм в салоне, является направление удара. При фронтальном ударе ребенок ударялся головой и туловищем о переднее сиденье или панель приборов, либо вылетал вперед между сиденьями при нахождении на заднем среднем сиденье. Результатом этого явилась высокая частота травмы головы, которая составила 93,3% от общего количества детей получивших повреждения при фронтальном столкновении. В структуре этой травмы 85,7% – черепно-мозговая травма различной степени тяжести, при этом доля тяжелой черепно-мозговой травмы составила 29%. Отмечен перелом II шейного позвонка, переломы костей верхних конечностей, повреждения туловища (грудной клетки, живота, поясницы), перелом костей таза. Среди повреждений нижних конечностей отмечена относительно большая частота переломов бедренной кости (9,9%). Повреждения голени составили 6,6%.

Представляют интерес повреждения мягких тканей головы — при фронтальном ударе преобладали травмы лица (26,6%), повреждения теменно-затылочных областей составили 23,3%.

При боковом ударе ребенок, вероятнее всего, ударялся головой, верхней частью туловища, нижними конечностями о дверцу, боковое стекло, сиденья, при этом амплитуда движения тела была выше, что, вероятно, позволяло смягчить удар при смещении на соседние сиденья, перераспределить его на пояс верхних конечностей, что подтверждается и несколько иными локализацией и характером имеющихся повреждений. Повреждения головы встречались только в 83,3% наблюдений, ниже была доля черепно-мозговой травмы — 50%, тяжелая черепно-мозговая травма не встречалась вовсе. Кроме этого были обнаружены переломы ключицы. Травма верхних конечностей, несмотря на большую частоту, характеризовалась меньшей долей переломов, а преобладали повреждения мягких тканей. Повреждения туловища отмечены в 22% наблюдений, из них 2 сопровождались травмой внутреннего органа. Травмы грудной клетки затрагивали только одну половину. Значимо выше отмечалась частота повреждений нижних конечностей: опять же с преобладанием повреждений лишь мягких тканей (перелом зафиксирован лишь в одном наблюдении). Повреждения мягких тканей головы при боковом ударе: лицо — 50% (среди них, у 55,5% отмечены повреждения только одной половины), в два раза выше была доля ран лица (66,6%), очевидно связанная с ударом о стекло; височная область -16,6%, теменно-затылочные области 22%.

При опрокидывании автомобиля место в салоне переставало играть существенное значение. Травма характеризовалась высоким уровнем повреждений конечностей — 59% (верхних — 40,9%, из них 77,7% переломов, нижних -18,1%, все – переломы), повреждениями головы — 81% (доля черепно-мозговой травмы — 68%, тяжелой черепно-мозговой травмы — 11,1%), повреждениями грудной клетки и живота — 22,7% (из них 1 травма внутреннего органа), таза — 13,6%.

Принятие мер предосторожности значимо влияло на частоту и вид повреждений. Учитывалось применение ремней безопасности, детских сидений, а также нахождение ребенка на руках и коленях. Дети чаще всего находились на руках и коленях, сиденье использовалось у одного, ремень безопасности – у двоих. При этом в 92,8% встречались повреждения головы, среди которых черепно-мозговая травма составила 69%, а доля тяжелой — 22%. Кроме этого отмечались: перелом шейного отдела позвоночника, травмы верхних конечностей, живота и грудной клетки, которые ограничивались ушибами. Вместе с тем у двоих детей ушибы головного мозга и цервикальная травма возникали именно при нахождении ребенка на руках, что говорит о недостаточной надежности этого способа фиксирования ребенка в момент происшествия.

Травма в автомобилях с низкой конструктивной безопасностью характеризовалась повреждениями головы в 73% (доля черепно-мозговой травмы 65%, в ее структуре тяжелая черепно-мозговая травма -17,6%), высокой частотой тяжелых повреждений конечностей с преобладанием травм нижних и высокой долей переломов длинных трубчатых костей. Переломы костей таза отмечены в 7,6% наблюдений. Высоким был уровень ран мягких тканей. В 11,4% наблюдений встречались вывихи крупных суставов. Вероятно, подобные повреждения были обусловлены низким удобством сидений, наличием поручней, больших стеклянных окон, наличием окружающих стоящих людей в общественном транспорте.

Выводы

Характер повреждений в салоне зависит от расположения ребенка, направления удара, конструктивных особенностей автомобиля и принятия мер безопасности.

Наиболее безопасными являются задние боковые места. Разницы по сторонам выявлено не было. Тяжелые повреждения возникали при нахождении на заднем среднем сиденье.

При боковом ударе, в отличие от фронтального, в связи с большим пространством для смещения тела, а значит и для смягчения удара, тяжелые повреждения встречались реже, однако выше была частота ран, что вероятно было связано с ударами о стекло, при этом повреждения чаще затрагивали только одну половину тела.

При опрокидывании автомобиля место нахождения ребенка переставало играть значимую роль, точкой приложения удара становилась верхняя часть тела. Принятие мер предосторожности позволяло уменьшить тяжесть травмы, однако в некоторых наблюдениях нахождение ребенка на руках из защиты превращалось, наоборот, в усугубляющую тяжесть повреждений силу.

Травма в автомобилях с низкой конструктивной безопасностью, в том числе и в общественном транспорте, имела свои особенности и характеризовалась, прежде всего, тяжелыми повреждениями конечностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: