Светофор прямо и направо

Можно ли стоять для движения прямо под стрелку светофора?

Допсекция светофора

Представим ситуацию: Вы подъезжаете к перекрёстку со светофором с дополнительными секциями в виде стрелок налево и/или направо по крайнему ряду дороги, но Вам нужно прямо, поэтому Вы останавливаетесь в крайнем ряду, когда автомобилям сзади Вас нужно повернуть по стрелке. Кто в этом случае прав и как действовать в такой ситуации? Можно ли стоять в крайнем ряду дороги перед перекрёстком, если нам нужно прямо и если основная секция светофора выключена, а дополнительная секция со стрелкой включена?

Правила дорожного движения оговаривают, что для поворота налево или направо или разворота нужно занять крайнее положение, а ехать прямо можно из любой полосы, если нет соответствующей разметки. Поэтому сначала рассмотрим простейшую ситуацию с правильной организацией дорожного движения, когда такая разметка есть.

Можно ли стоять при включенной дополнительной секции в крайнем ряду?

Ответ на этот вопрос очевиден, если Вы стоите в крайнем ряду перед светофором с допсекцией для движения прямо, а с данного ряда можно только направо, налево или развернуться, как на схеме ниже.

Движение прямо при стрелке направо с разметкой

Как видно из схемы выше, красный автомобиль нарушает, так как стоит для движения прямо в полосе, с которой можно ехать только направо. Синий же автомобиль ничего не нарушает.

Но вот наказание водителя красной машины за это ждёт очень небольшое — всего 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Можно ли стоять прямо под стрелку, если разметки нет или она разрешает ехать прямо?

Усложняем ситуацию и уберём разметку проезжей части дороги.

Движение прямо при стрелке направо

В данном случае красный автомобиль стоит под дополнительную секцию светофора, а синий намерен повернуть направо, о чём свидетельствует его поворотник. Но вот незадача, красному нужно прямо, а основная секция горит красным, и ехать ему запрещено, а зелёному разрешено, но он не может проехать из-за красного. Он негодует, злится, сигналист водителю красного.

Вот только толку от этого мало. Дело в том, что, согласно действующим на 2021 год ПДД, водитель красного ничего не нарушает. Нет у него обязанности не занимать крайний правый ряд для движения прямо, так как соответствующей разметки нет. Также он ничего бы не нарушал, если бы разметка разрешала красному двигаться прямо или направо. Тем не менее, Вы стоите на красный для движения прямо в крайнем ряду, а сзади Вас хотят ехать под допсекцию другие автомобили, то Вы. Это, безусловно, недоработка организации дорожного движения. Но это также недоработка законодателей, пишущих ПДД, в которых не предусмотрена такая ситуация. Более того, не нарушаете Вы только ПДД, но это не единственный правовой акт, регулирующий дорожное движение.

Венская конвенция запрещает стоять прямо из крайнего ряда под стрелку в любом случае

Дело в том, что есть ещё нормативно-правовой акт, называемый «Венской Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» (Вена, 8 ноября 1968 г.). И вот согласно ему — точнее, пункту 10 статьи 23 Венской конвенции:

10. Когда сигнал трёхцветной системы дополнен одним или несколькими зелеными огнями, имеющими стрелку или стрелки, включение этой дополнительной стрелки или этих дополнительных стрелок означает, — независимо от того, какой огонь трёхцветной системы в это время включен, — что транспортные средства могут продолжать движение в направлении или в направлениях, указанных стрелкой или стрелками; это означает также, что, если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение, их водители должны — при условии, что они уступают дорогу транспортным средствам, двигающимся в том направлении, в котором эти водители намерены следовать, и при условии, что они не будут угрожать безопасности пешеходов, — следовать в указанном направлении в тех случаях, когда остановка их транспортных средств препятствовала бы движению других транспортных средств, находящихся позади них на той же полосе. Эти дополнительные зеленые огни должны помещаться предпочтительно на одном уровне с обычным зеленым огнем.

Очень сложная формулировка, не правда ли!? Потребуется не один раз прочитать её, чтобы понять, о чём идёт речь. Но на самом деле, всё просто. Если Вы стоите для движения прямо на крайней левой или правой полосе, с которой можно поворачивать соответственно налево или направо (но также можно ехать и прямо по ПДД), Вам горит красный, но горит стрелка, разрешающая с этой же полосы поворачивать, то Вы обязаны, согласно конвенции, повернуть. И это независимо от наличия или отсутствия разметки.

Допсекция светофора

Но, казалось бы, причём тут конвенция!? «Для водителей есть ПДД, какая ещё конвенция!?» — скажете Вы. Но конвенция — это очень важный документ. И тонкость здесь заключается в том, что она даже приоритетнее, чем ПДД. В том случае, если в ней и в ПДД будут какие-либо противоречия, то конвенция имеет приоритет. Это диктует нам сама Конституция:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Венская конвенция — это международный договор России, а ПДД — это подзаконный акт, введённый Постановлением правительства РФ.

Тем не менее, если разметки нет, и по ПДД Вам из крайнего ряда разрешено ехать прямо, но Вы стоите на запрещающий сигнал, в то время как дополнительная секция со стрелкой включена, то штрафа за это не предусмотрено. В Кодексе об административных нарушениях вообще нет наказаний за нарушения предписаний конвенции.

В видеоролике ниже показана типичная ситуация проезда перекрёстка на дополнительную секцию с разметкой, разрешающей из крайнего правого ряда ехать в том числе прямо.

Можно ли не поворачивать на зеленую стрелку светофора, если вам нужно прямо

Мы уже разбирались в вопросе того, можно ли поворачивать на основной зеленый сигнал светофора, если не горит стрелка в дополнительной секции, и там ответ ГИБДД был однозначным. Сегодня же мы разберемся еще в одной неоднозначной на первый взгляд ситуации: можно ли, наоборот, не поворачивать на зеленый сигнал стрелки, если вам нужно ехать прямо. На самом деле здесь ответ тоже будет вполне однозначным, вот только возможны два варианта.

Чтобы ответить на вопрос, обязан ли водитель поворачивать на зеленую стрелку, нужно понять, что обязывает его это делать. Правила дорожного движения в части маневрирования и проезда перекрестков указывают только на положение на проезжей части. Так, пункт 8.5 гласит, что «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Пункты 6 и 13 ПДД, регламентирующие сигналы светофора и правила проезда регулируемых перекрестков, указывают на то, что стрелка разрешает поворачивать, при необходимости уступив дорогу. Ну а чтобы понять, как действовать в нашей ситуации, нужно добавить ко всему этому требования знаков и разметки. Именно от их наличия и указаний будет зависеть ответ на вопрос в заголовке.

Если на перекрестке и перед ним есть знаки и разметка, то все просто: нужно следовать их требованиям. Для ответа на вопрос об обязанности поворачивать нас интересуют знаки 5.15.1 и 5.15.2, а также дублирующая их горизонтальная разметка 1.18, определяющие число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. Соответственно, если знаки и/или разметка разрешают движение прямо из полосы, которую вы занимаете, то вы имеете право не поворачивать на зеленый сигнал дополнительной секции светофора. И наоборот, если знаками и разметкой из вашей полосы разрешен только поворот, то вы обязаны не создавать остальным помех для движения и выполнить поворот в соответствии с требованиями знаков и светофора.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2

Таким образом, при планировании маневра нужно учитывать требования знаков и заблаговременно выбирать полосу, из которой разрешено движение в нужном вам направлении. Но порой водители попадают в неловкое положение не по своей вине. Например, при наличии на перекрестке двух полос, одна из которых обозначена знаками для поворота налево, одновременно с зеленой стрелкой для движения налево может гореть и зеленая стрелка, разрешающая поворот направо при красном основном сигнале светофора. То есть, водитель, стоящий первым на красный в правом ряду, физически не может избежать «блокирования» тех, кто хотел бы повернуть направо. Однако стоит понимать, что он при этом ничего не нарушает, поскольку разметка разрешает и движение прямо, а число полос не позволяет ему освободить дорогу.

Читайте также  Колодки передние хендай солярис артикул

Прежде всего отметим, что ситуация, в которой на перекрестке будет светофор с дополнительной секцией, но не будет разметки и знаков движения по полосам, крайне маловероятна. Именно для исключения спорных ситуаций на таких перекрестках и добавляют знаки и разметку. Однако если по каким-то причинам зеленая стрелка светофора есть, а знаков и разметки нет, то действовать водитель может так же, как и в ситуации, когда знаки и разметка разрешают ему движение прямо. То есть, при отсутствии знаков и разметки водитель имеет право не поворачивать на разрешающий сигнал стрелки в дополнительной секции, поскольку ничто не запрещает ему продолжить движение прямо.

Водители, которые сознательно не выполняют поворот из полосы, с которой запрещено движение прямо, нарушают правила, и за это предусмотрено наказание. Правда, квалифицируется это по самой мягкой части 1 статьи 12.16. Согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Кто станет стрелочником

На перекрестках, где установлены светофоры с дополнительными секциями, всегда возникает много недоразумений. Иногда даже знатоки ПДД затрудняются ответить, кто и кому должен уступать дорогу. В результате — непрекращающиеся гудки клаксона, нецензурные крики, аварийные ситуации. В общем, недопонимание. Но как действовать на таких перекрестках? Небольшой ликбез с пояснениями.

В Европе мало используют дополнительные секции светофора. В основном для каждой полосы свой светофор, вынесенный на стойке или на растяжке над проезжей частью. В интернете я нашел изображения светофоров со стрелками только в Италии и Польше. И то с большим трудом. Все остальные — обычные «трехглазые» светофоры. В некоторых странах разрешен поворот направо на красный сигнал светофора (такое предлагают сделать и в России). Поэтому там просто нет необходимости в дополнительных стрелках (секциях).

Как-то читал лекцию мастерам из автошкол. И когда я сказал, что при движении на дополнительную стрелку направо, горящую с основным красным, нужно уступать любому автомобилю, встретившемуся вам на перекрестке, один из мастеров (с периферии) воскликнул: «О! А я и не знал!»

Не знают и многие другие. В их числе водители с большим стажем. Еще лет 15—20 назад (может, и меньше, точно не могу вспомнить, поэтому обманывать не буду) светофоров с дополнительными стрелками не было и в помине. Потом, когда они стали появляться, в ПДД внесли поправки. Появился пункт 104, который обязывал водителя при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Но кто читал этот пункт? Транспорта тогда было меньше, а первыми появились именно стрелки «направо».

Водители привыкли, что нужно ожидать опасность слева. С других направлений автомобили просто не могли двигаться. Но времена меняются. Я имею в виду увеличение количества транспорта на дорогах. Организаторы дорожного движения стали размышлять, как увеличить пропускную способность перекрестков. Вот и придумали, например, стрелку «прямо» на Т-образном перекрестке.

Очень удобно. Если с примыкающей дороги машины не выезжают, можно не останавливаться на красный свет, а проехать перекресток.

Потом стали появляться стрелки «налево».

Стрелка «налево» очень удобна: не нужно уступать встречным, которые едут прямо (потому что у них горит основной красный). Если стрелка включена с основным зеленым, то вы никому не должны уступать ни при левом повороте, ни при развороте. А вот если с основным красным — выполняем все тот же пункт 104 ПДД.

Со временем, когда дополнительные секции получили широкое распространение, обнаружились две проблемы:

— во-первых, водители не знают или не соблюдают ПДД, особенно при движении по стрелкам «направо» и «прямо», горящим совместно с красным сигналом светофора;

— во-вторых, нарушается принцип очередности проезда перекрестка при планировании режимов работы светофора и (или) отсутствуют другие средства организации движения, способные исключить пересечение траекторий движения автомобилей на перекрестке.

Сначала поговорим о самих водителях. Когда вместе с основным красным сигналом горит стрелка «направо» или «прямо», проезжать перекресток нужно с особой осторожностью. Будьте готовы уступать дорогу! Причем снижать скорость надо не на перекрестке, а до начала перекрестка. Чтобы не испугались водители, у которых есть преимущество.

Со стрелкой «прямо» все предельно ясно: снизили скорость, убедились, что слева не выезжают автомобили с примыкающей дороги, и продолжили движение.

Со стрелкой «направо» сложнее. Въезжая на перекресток, нужно определить, откуда может появиться автомобиль, которому мы должны уступить. Тут возможны варианты, которые нужно знать водителям.

Если горит зеленая стрелка «направо» и основной красный, — значит, нужно уступать всем. При этом стоит иметь в виду, откуда может показаться автомобиль:

— или слева (если водитель движется прямо);

— или справа (водитель собирается разворачиваться);

— или со встречного направления (если водитель собирается повернуть налево).

Когда горит зеленая стрелка «направо» и основной зеленый, — расслабляться тоже не стоит. Нужно помнить про пешеходов, которым может гореть зеленый сигнал светофора.

Самые большие проблемы возникают именно у водителя разворачивающегося автомобиля. Ему практически никогда не уступают. Хотя обязаны. Такие же проблемы и у того, кто поворачивает налево со встречного направления, — про него вообще никто не думает, так как такой вариант организации движения появился относительно недавно и широко не применяется. Пример — перекресток ул. Куйбышева и ул. Хоружей.

Обратите внимание, что на схемах выше не нанесена дорожная разметка. Мы это сделали сознательно, так как дальше мы поговорим о нюансах в организации движения.

Целью всех новых приемов в применении различных режимов работы светофоров было увеличение пропускной способности перекрестка. Но при попытках достигнуть благой цели кое-что не учли.

Согласно ПДД водитель, поворачивающий направо, обязан двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения. То есть при повороте направо автомобилист должен оказаться в первой полосе, а потом перестраиваться левее, если нужно.

Водителю, разворачивающемуся на перекрестке, в части, касающейся траектории движения по перекрестку, ПДД ничего не предписывают. Все зависит от размеров перекрестка, габаритов автомобиля и его радиуса разворота.

Для водителя, поворачивающего налево, в ПДД сказано про траекторию движения относительно центра перекрестка. При повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения, при этом поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа. То есть, покидая перекресток при повороте налево, автомобилист может попадать в любую полосу, которая ему нужна.

Требовать от водителя, совершающего левый поворот, попадать только в крайнюю левую полосу (как некоторые советуют) невозможно. Маршрутные транспортные средства, поворачивая налево, попадают сразу в крайний правый ряд, так как обычно за перекрестком остановка, а перестроиться автобус или троллейбус уже не сможет. Да и любому автомобилю нужно в первую полосу, если сразу за перекрестком необходимо остановиться или повернуть направо, например во двор.

Нет необходимости требовать от водителя при повороте налево попадать в какую-то определенную полосу, поскольку при повороте налево он должен сначала уступить дорогу встречному автомобилю, а потом уже совершать этот сложный маневр. Это если стрелок нет. А если стрелка есть, да еще с зеленым сигналом светофора — у водителя преимущество. У того, кому горит основной красный с дополнительной стрелкой, — преимущества нет.

Примечание: исключение составляет случай, когда поворот налево разрешен из двух полос одновременно, но здесь должна быть разметка, направляющая автомобили по перекрестку, так как других требований относительно одновременного поворота из двух полос ПДД не содержат.

Что же получилось?

Вот пример. Когда двум водителям, траектории движения которых могли пересечься, одновременно горели стрелки с основным красным сигналом. То есть согласно ПДД они оба должны были друг другу уступить. Самым первым перекрестком с такой организацией движения было пересечение ул. Немиги и ул. Короля. С ул. Короля горела зеленая стрелка «направо» с основным красным, а по Немиге (если ехать со стороны пл. Богушевича) — зеленая стрелка налево тоже с красным. К счастью, эту организацию движения изменили. Может, не везде?

Между прочим, этот вариант имеет право на жизнь. Нужно только сделать так, чтобы у водителей не могли пересечься траектории движения. Помните оговорку «если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения»?

Действительно, разметка — это и есть выход. Или конструктивно выделенные ограждения. Но если перекресток небольшой — это сделать не получится. Хотя на маленьких перекрестках такого и не делали. А еще есть проблема зимой — под снегом разметка не видна. Тогда только специальные конструкции. В любом случае что-то придумать можно.

Читайте также  Марк 2 в новом кузове

Вот еще пример. Перекресток ул. Толстого — ул. Московская. Те, кто едет по ул. Московской (со стороны пл. Мясникова в направлении станции метро «Институт культуры»), разворачиваются на зеленую стрелку с основным зеленым. А в это время с ул. Толстого из двух рядов поворачивают направо — на ул. Московскую (в направлении пл. Мясникова).

Думаете, кто-то уступил разворачивающемуся? Там на таких скоростях поворачивают, что просто не успевают этого сделать. С одной стороны, водителям нужно соблюдать ПДД, но и к организации движения есть вопросы. Можно сказать, что искусственно увеличена скорость тех, кто должен уступать.

Кстати, есть и еще вариант. Довольно простое решение — запретить разворот на перекрестке. В одной из европейских стран так и сделали.

И напоследок вспомним еще один вариант работы светофора, при котором возникает ситуация, когда оба водителя согласно ПДД обязаны друг другу уступить. В Минске это перекрестки пр. Машерова — ул. Красная и ул. Богдановича — ул. Немига (в районе поворота на пр. Победителей).

На этих перекрестках одновременно разрешено поворачивать встречным водителям. Одному — направо на зеленую стрелку с основным красным, а другому — на основной зеленый сигнал светофора (пр. Машерова — ул. Красная) или заканчивать проезд перекрестка при загорании красного (ул. Немига — ул. Богдановича — пр. Победителей).

Согласно ПДД тот, кто поворачивает налево по зеленому сигналу светофора или заканчивает поворот на красный свет, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо.

Ну а про того, кто едет направо на стрелку с основным красным или желтым, мы уже не раз говорили. Он должен по определению.

На перекрестке пр. Машерова — ул. Красная водители еще могут разобраться: на ул. Красной две полосы (пусть там в первой полосе машины припаркованы — это уже другой вопрос). Но с ул. Немиги и с ул. Богдановича в сторону пр. Победителей поворот только по одному ряду.

Вот основные проблемы и нюансы, которые хотелось бы осветить. Нюансы с организацией движения. И большие проблемы с массовым бескультурьем водителей.

Почему с организацией движения нюансы? Нам пытаются создать условия, когда мы, автомобилисты, сможем быстрее проехать перекресток. Нужно всего лишь быть внимательнее друг к другу.

А по поводу массового бескультурья водителей можно рассказывать долго. Основная проблема в том, что очень многие автолюбители, которые должны уступить, зачастую проезжают перекресток с такой скоростью, что даже не успевают убедиться в безопасности проезда этого участка дороги, не говоря уже о том, что и остановиться они уже не имеют возможности.

Правило здесь одно. Увидел стрелку с красным (желтым) основным сигналом светофора — снижай скорость до перекрестка, двигайся по перекрестку аккуратно, внимательно глядя по сторонам, и если видишь автомобиль — уступай ему.

Поворот по стрелке в дополнительной секции обязателен или нет?

Может ли водитель белого автомобиля ожидать разрешающего сигнала для движения прямо?Может ли по ПДД РФ водитель белого автомобиля ожидать разрешающего сигнала для движения прямо?

Знакомая ситуация? Выезд на перекресток. Движение регулируется светофором с дополнительной секцией. Движение разрешено только в направлении дополнительной секции.

В левой полосе достаточно плотно автомобили дожидаются разрешающего сигнала для движения прямо, с правой полосы свободно поворачивают направо.

Вдруг находится один из «умников», объезжает всех с стоящих в левой полосе и спокойно ожидает разрешающего сигнал для движения прямо. Чего нельзя сказать о спокойствие водителей которые оказались сзади, и им блокировали полосу для движения направо.

Разбираем. Кто прав? Кто виноват? проезд по Правилам дорожного движения, о вежливости и понятиях.

Проезд по правилам дорожного движения

Пробежимся по тексту ПДД. Тут всё просто.

Сигналы светофора:

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции.

И чтобы не было противоречий, для такого сочетания сигналов в Правилах выделен специальный пункт:

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Водитель белого автомобиля не маневрирует, движение через перекресток регулируется только светофором, иных предписаний дорожными знаками, разметкой нет . По Правилам для продолжения движения прямо водителю следует только дождаться разрешающего сигнала.

Ответ по ПДД РФ уже готов. Да, может. Но не ради этого ответа вы сейчас читаете, а я подготовил этот материал.

Конечно же интерес вызывает этическая сторона вопроса. Ведь водитель белого автомобиля мало того объехал затор, так еще и перекрыл проезд.

По иллюстрации уже видно мою позицию, возможно кто-то из вас с ней согласится, а кто-то изменит, кто то останется при своем мнении. У меня на этот счет свой подход, но о нём ближе к концу статьи.

Об организации движения

Организация дорожного движения это не снять-поставить светофор. Это комплексная работа, в том числе включающая обеспечение необходимой пропускной способности перекрестка.

Что мы видим? Организация движения рассчитана для для движения из двух полос в всех разрешенных Правилами направлениях. Светофорный цикл настроен на движение прямо из двух полос, а для поворота направо дополнительно установлено разрешение для продолжения движения.

Если по расчетам для организации движения требуется удовлетворить требования возмущенных водителей и по правой полосе обеспечить свободное движение направо — это элементарно делается дорожными знаками и или разметкой.

Проезд по вежливости и понятиям

Как вы считаете какого из водителей можно назвать вежливым?

  • Водитель, который остановился по Правилам дорожного движения на полосе предназначенной в том числе для движения прямо и освободил место в левой полосе.
  • Водитель, требующий освободить ему проезд, разрешение которого предоставлено дополнительным правом, разрешающим движение через перекресток.

По этой причине образуется затор в левой полосе. Потому что по расчетам организаторов движение прямо должно осуществлятся из двух полос, а не из одной.

Так белый же создает пробку в правой полосе.

Нет! Организацией движения предусмотрена остановка в правой полосе. Это значит, что расчетное количество автомобилей для движения направо не столь велико или недостаточно, чтобы для движения в этом направлении выделять отдельную полосу.

В итоге получается, водители для движения прямо создают пробку в левой полосе, сами же в ней и стоят, что бы те, кто движется направо свободно проехали. И в итоге снижается проектная пропускная способность перекрестка.

А давайте посмотрим с другой стороны?

Давайте немножко переделаем ситуацию, пусть это будет следующий день.

Водителя белого автомобиля, которому нужно ехать прямо поставим за этими двумя красными автомобилями, которые только вчера возмущались, что им перекрыли проезд. Но происходить все будет в другой фазе светофора.

Разрешено движение прямо и направоРазрешено движение прямо и направо

В этой ситуации водители, которые движутся направо должны остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам и перекрывают полосу для движения прямо.

Я не встречал такого проявления вежливости, чтобы водители вместо того, чтобы поехать направо поехали прямо и чтобы водители сзади требовали освободить полосу для движения прямо. Никогда вопросов не возникало, все ждут, когда пройдут пешеходы.

Маленький нюанс

Маленький нюанс — эти рассуждения справедливы для Правил дорожного движения Российской Федерации.

Например по Правилам дорожного движения Республики Беларусь у водителей прямая обязанность продолжать движение по стрелке.

При включенной стрелке дополнительной секции светофора (одновременно с запрещающим сигналом) водитель, находящийся на крайней полосе проезжей части дороги, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие для движения транспортных средств, движущихся за ним по этой же полосе

Такой подход менее гибок для организации движения, но значительно экономит на дорожных знаках. По Российским Правилам без знаков обязать поворачивать направо нельзя.

Как и обещал расскажу, как поступаю на месте белого водителя. Очень просто. Если по левой полосе затор и придется выжидать несколько циклов светофора, то проезжаю перекресток по правой. Занимать правую полосу ради опережения нескольких автомобилей смысла не вижу.

При хорошей видимости перекрестка с расстояния (справедливо для многих регулируемых перекрестов) просто подбираю скорость, чтобы при подъезде к перекрестку был уже включен разрешающий сигнал.

Как по правилам проехать перекресток, регулируемый светофором в 2020 году?

Автобус на перекрестке и светофор

Многие начинающие водители боятся выезжать на оживленные участки города, сильно теряясь на перекрестках. И хотя теоретический курс в автошколе довольно подробно рассматривает этот вопрос, умение применять свои знания на практике приходит не сразу, да и спорные ситуации не прибавляют уверенности в себе.

Читайте также  Приспособления применяемые при ремонте оборудования

Основные правила проезда перекрестка со светофором

Регулируемым считается перекресток, на котором управление движением осуществляет светофор или регулировщик. Стоит отметить, что проезжать участки с таким регулированием гораздо проще, чем по знакам приоритета, ведь далеко не всегда видно, какие из них предусмотрены для водителей на встречной и примыкающих полосах.

Так, зеленый сигнал прибора, который является разрешающим, позволяет проезжать перекресток вне зависимости от того, какие приоритетные знаки на нем расставлены. Другое дело, что приоритет регулируется направлением движения транспортного средства, ведь одно дело, если оно едет прямо и направо, и совсем другое, когда необходимо выполнить поворот налево или развернуться.

Направо

Поворачивая направо на основной зеленый сигнал, автолюбитель получает привилегию по отношению ко всем остальным машинам, которые движутся во встречном или примыкающем направлении.

Стандартный перекресток

Единственные участники дорожного движения, которым придется уступить дорогу при выполнении такого маневра, – это пешеходы, переходящие зебру примыкающего участка пути.

Читайте еще

Налево или разворот

Немного сложнее обстоят дела в том случае, если автолюбителю, движущемуся на разрешающий сигнал главной (круглой) секции дорожного регулирующего прибора, нужно повернуть налево или развернуться прямо на перекрестке, хотя и тут действует простой алгоритм, усвоение которого поможет не теряться в дальнейшем. Согласно ему, автомобилист, совершающий любой из упомянутых маневров, должен уступить:

  • всем, кто движется прямо во встречном направлении;
  • всем, кто поворачивает налево, двигаясь по встречке;
  • пешеходам, переходящим дорогу на примыкающей полосе после совершения маневра.

Что касается встречного разъезда транспортных средств, которые поворачивают налево, то он осуществляется двумя способами: без пересечения траектории друг друга правыми бортами или с пересечением условного пути движения левыми бортами. Выбирать оптимальный из этих двух методов приходится на месте, ориентируясь по конфигурации перекрестка и поведению других водителей.

При этом рекомендуется выезжать на среднюю линию пересечения, пропускать весь встречный транспорт и завершать свой маневр. Действовать таким образом нельзя, если в центре перекрестка уже успело скопиться достаточное количество машин, иначе можно создать затор.

Развернуться в таком месте можно будет только в том случае, если рядом с разрешающими сигналами не будет находиться знак, запрещающий выполнение такого маневра. Кроме того, указатель с перечеркнутым поворотом налево трактуется, как разрешение для изменения направления движения.

Как проезжать перекресток, схема

В случае если загорается запрещающий сигнал, автомобиль, успевший выехать на перекресток, обязан завершить маневр, убедившись в том, что его пропускают те, у кого уже горит зеленый.

Прямо

Движение прямо на основной разрешающий сигнал светофора дает водителю ТС полную привилегию. Это значит, что ему не придется пропускать встречные и едущие по прилегающей полосе движения автомобили, а также пешеходов, для которых должен автоматически загореться запрещающий сигнал.

Исключением могут считаться участки дорог с нерегулируемыми пешеходными зонами, ведь в этом случае привилегия будет у тех, кто идет по зебре.

ПДД со светофором и знаками приоритета

Важно помнить, что знаки, расставляющие приоритет в движении, которые всегда дублируют светофоры на случай их поломки или после выключения в ночное время суток, когда трафик ослабевает, будут иметь привилегию только в последних двух ситуациях. Проще говоря, ориентироваться на указатели нужно только тогда, когда не работает оптическое сигнальное устройство.

Также зеленый свет автоматически исключает такое понятие, как главная и второстепенная дорога, а также помеха справа, тем более что перестроение на перекрестке разрешается только в том случае, если впереди образовался затор или ДТП, и появилась возможность их объехать.

Схема проезда по регулируемому перекрестку

Читайте еще

Движение на перекрестке с дополнительными секциями светофора – в картинках

Не стоит путать дополнительную светофорную секцию с табличкой с зеленой стрелкой, которая фиксируется рядом с красным основным сигналом, разрешая движение при условии, что оно не будет препятствовать тем, кто имеет приоритет.

В темное время суток секция становится невидной, поэтому знать о ее наличии помогает главный сигнал оптического прибора, в котором помимо цветовой заливки дублируется контурный рисунок, указывающий возможные направления движения.

Секция не разрешает движение

Движение по секции, которая может быть расположена как справа, так и слева от прибора, разрешая повороты в соответствующих направлениях, считается запрещенным в том случае, если она не горит или показывает запрещенный сигнал. В таких ситуациях дальнейшее следование по заданному направлению будет считаться недопустимым, пока не загорится зеленый свет.

Красный свет светофора и знак СТОП

Если же простояв несколько циклов и так и не дождавшись заветного разрешения, водитель понимает, что секция не работает, то следует ориентироваться по основной.

Читайте еще

Светофор и секция горят зеленым

Если и секция, и основной сигнал загораются разрешающим цветом, то это значит, что водители, занявшие крайний ряд, соответствующий дополнительной линзе могут выполнять маневр, тогда как стоящие на средней полосе имеют право продолжать движение прямо.

Если при этом придется поворачивать по секции налево, то следует быть готовым к тому, что придется пропускать тех, кто идет прямо и направо по встречке, как и в случае движения по основному светофору.

Зеленый свет и рзрешен поворот направо

Что касается поворотов направо, то в этом случае нужно пропустить одних только пешеходов и тех, кто остался на перекрестке, не успев закончить маневр на свой разрешающий сигнал.

Светофор красный, стрелка зеленая

Неопытных водителей часто сбивает с толку, когда параллельно с зеленой стрелочкой допсекции загорается запрещающий основой сигнал, хотя к ним он не имеет никакого отношения, не разрешая дальнейшее перемещение лишь тем, кто движется в других направлениях.

Светофор на перекрестке и зеленая стрелка

Если необходимо поворачивать налево по зеленой секционной стрелочке, то велика вероятность того, что автолюбителю не придется никого пропускать, так как для встречного направления также будет гореть красный.

Неактивные стрелки

Если же на светофоре, оборудованном одной или даже несколькими допсекциями, будут загораться только основные линзы, то водитель имеет право совершить маневр в нужном ему направлении.

При этом выполнять подобные действия можно только на основной свет, при условии, что они не будут препятствовать движению водителей, следующих во встречном и прилегающем направлении.

Проезд прямо

Ехать прямо на дорожном пересечении, оборудованном боковыми секциями можно только в том случае, если горит основной зеленый свет. Кроме того, можно смело следовать в заданном направлении тогда, когда вместе с основной линзой горит разрешающая или запрещающая движение дополнительная с приоритетом для первой категории водителей. Во всех остальных случаях езда по прямой будет считаться серьезным нарушением, чреватым штрафными санкциями или привлечением к уголовной ответственности.

Направление движения на перекрестке

Зеленая секция на уровне красного сигнала

Обычно допсекции устанавливаются на уровне зеленого светофорного отделения. Рядом с красной линзой может быть размещена только табличка с зеленой стрелкой, разрешающей поворот направо, которая читается совершенно иначе.

Светофор и указатель Уступи всем

В отличии от секционного устройства табличка действует на постоянной основе, позволяя выполнять правый маневр в любой момент при условии, что слева по прилегающему пути не будут следовать другие ТС.

Огромное значение имеет и расположение автомобиля на дороге, ведь поворачивать направо или налево они имеет право только из крайних положений, если этому не противоречат указатели и дорожная разметка. Кроме того, находясь на правой/левой полосе, он будет обязан выполнить маневр при включении разрешающего дополнительного сигнала, даже если изначально планировал двигаться прямо.

Этот момент обязательно следует учитывать, заранее перестраиваясь ближе к центру, если повороты в этом месте не были предусмотрены маршрутами. В то же время зеленая стрелочка возле красной линзы не обязывает выполнять подобные действия, благодаря чему владелец ТС может продолжать стоять на красный свет, не поворачивая, дожидаясь разрешения следовать прямо.

Читайте еще

Распространенные вопросы

  1. Какие штрафы предусмотрены за нарушение данных ПДД?
    Даже если водитель повернет направо или налево на основной зеленый свет при потухших допсекциях, его действие будет приравнено к проезду на запрещающий сигнал, что является серьезным нарушением.

Размер штрафа за него составляет 1000 (ст. 12.2 КоАП РФ). Аналогичные санкции будут применены в том случае, если движение прямо осуществлялось на красный при активных допсекциях.

Между тем понять правила проезда даже сложных перекрестков со светофором не так сложно, как может показаться изначально, главное, усвоить простой алгоритм, позволяющий быстро соображать и принимать единственно правильные решения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: