Сравнительная таблица моторных масел

Как выбрать масло для двигателя?

Классификация SAE подразделяет моторные масла на 14 типов от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 8 летних (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости. Буква W после цифры означает, что автомобильное масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter – зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя. RAVENOL HCS SAE 5W-40 – синтетическое гидрокрекинговое легкотекучее моторное масло. Всесезонные масла по SAE обозначаются сдвоенным номером, например, масло 5W-40, первый из которых указывает на максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С (например: 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40) .

Показатели низкотемпературной вязкости. Спецификация SAE очень просто трактует этот показатель. Достаточно от 35 отнять число до буквы W, и вы получите минимальную отрицательную температуру безопасного пуска двигателя:

0W — используется при температуре до −35 °С ( 0W16 , 0W30 , 0W40 )
5W — используется при температуре до −30 °С ( 5W40 , 5W30 , 5W50 )
10W — используется при температуре до −25 °С ( 10W30 , 10W40 )
15W — используется при температуре до −20 °С ( 15W40 , 15W50 )
20W — используется при температуре до −15 °С ( 20W20 , 20W50 )

Целью обновления стандарта является содействие автомобильным производителям в борьбе за повышение эффективности потребления топлива. В настоящее время снижение потребления топлива является одним из ключевых ориентиров для OEM. Кстати, классификаторы высокотемпературной вязкости со значением меньше 20 появились только в 2013 году. Про историю их появления вы сможете узнать из статьи на нашем сайте. RAVENOL Extra Fuel Economy EFE SAE 0W-16 лицензировано по API SN. Ravensberger Schmeirstoffvertrieb GmbH – первый немецкий производитель смазочных материалов, который выпустил инновационное масло с вязкостью SAE 0W-16 и представил его на глобальном рынке. RAVENOL Extra Fuel Economy EFE SAE 0W-16 – первое в мире моторное масло поколения технологии «Low-Viscosity», которое получило лицензию Американского Института Нефти по классу спецификации «SN».

Классификация масел по химическому составу основы

  • полиальфаолефины (ПАО),
  • гликоли,
  • полиорганосилоксаны (силиконы),
  • сложные эфиры.

Базовое моторное масло – это моторное масло без присадок. Все базовые моторные масла делятся на следующие группы:

I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти (обычные минеральные);
II — высокоочищенные базовые масла с низким содержанием ароматических соединений и парафинов и повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку: улучшенные минеральные);
III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга или полученные из газа по технологии GTL (Gas-to-liquids);
IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
V — другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы (сложные эфиры — эстеры, гликоли и др.).

Про гидрокрекинг (HC-синтетика).

Что такое гидрокрекинг? В мире существуют разные точки зрения на счёт того, чем по сути являются гидрокрекинговые базовые масла: синтетическими или минеральными. Как правило, производители гидрокрекинга в своих рекламных буклетах и на этикетках готовой продукции гордо пишут «синтетика». Но есть и другая точка зрения. RAVENOL TEG SAE 10W-40 для моторов, работающих на газе. Что такое в принципе «химический синтез» или даже просто «синтез»? Это процесс создания чего-то нового, сложного из отдельных более простых элементов. В процессе гидрокрекинга всё происходит не так, как при синтезе. Нефть на первоначальном этапе проходит такую же переработку, как и в случае с производством обычных минеральных масел. Затем обычные минеральные масла проходят дополнительную обработку для повышения индекса вязкости и очистки от нежелательных примесей. Эта обработка происходит в условии высокого давления, температуры и катализаторов. В итоге мы получаем улучшенное путём гидрокрекинга минеральное масло.

Преимущества масел на основе полиальфаолеинов.

  • Высокие антифрикционные свойства;
  • Экономию топлива из-за снижения трения;
  • Устойчивость к температурным перегрузкам;
  • Низкий расход масла на угар;
  • Высокую стойкость к окислению в процессе эксплуатации;
  • Стабильность химических свойств в течение всего периода использования;
  • Чистоту двигателя за счет высоких моющих свойств;
  • Уверенный запуск двигателя при низких температурах;
  • Удлиненный межсервисный интервал.

Масла с добавлением эстеров.

Основным недостатком эстеров является их высокая гигроскопичность и низкая стабильность при хранении. Поэтому полностью эстеровые масла выпускают только для узкоспециализированных областей, как например, масла для смазки компрессоров холодильников и кондиционеров. RAVENOL RSE 10W-50 на основе смеси эстеров и полиальфаолефинов. В основном, современные синтетические масла производятся с использованием смеси полиальфаолефинов и эстеров. При этом достигается синергия свойств, например, происходит компенсация низкополярных свойств ПАО высокополярными свойствами эстеров.

Моторные масла и их характеристики – требования, классификация, обзор популярных марок

Большинство автолюбителей, заботящихся о техническом состоянии своих транспортных средств волнует вопрос про моторные масла их виды и характеристики. От качественных показателей и эксплуатационных характеристик напрямую зависит корректность работы двигателя автомобиля и длительность его эксплуатации. В статье мы расскажем про основную классификацию продукта и представим сводную таблицу совместимости марок и масел.

масло высокого качества

Содержание:

  1. Требования к моторным маслам
  2. Классификация
    1. По вязкости (SAE)
    2. По стандарту ACEA

    Требования к моторным маслам

    Основное назначение масел – обеспечение эффективного смазывания внутренних элементов роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В составе продукта – базовые масла и присадки, помогающие охлаждать детали, взаимодействующие между собой при работе.

    При нахождении моторной смазки в элементах системы двигателя сгорания и на поверхностях деталей, она подвергается воздействиям различного характера, а именно: механическим, термическим и химическим. Фактор оказывает влияние на характеристики, что отражается на длительности периода эксплуатации.

    Выбирая смазку для мотора, важно обеспечить полное соответствие трех характеристик: конструкции агрегата, условий его эксплуатации и свойств самого смазочного материала.

    огромное разнообразие марок и производителей

    Перед покупкой удостоверьтесь, что масло отвечает параметрам ниже:

    • Обладает по отношению к нерастворимым включениям высокими моющими, солюбилизирующими и диспергирующе-стабилизирующими характеристиками. Особенность помогает эффективно очищать детали от загрязнений.
    • Отличается высокой термической и термоокислительной способностью, что позволит эффективно использовать моторную смазку для охлаждения сильно нагревающихся поршня и поршневых колец.
    • Владеет способностью эффективно защищать детали мотора от износа, нейтрализуя действие кислот.
    • Не оказывает на металлические детали мотора коррозионного воздействия в процессе работы и при длительных простоях.
    • Обеспечивает запуск мотора в холодном состоянии, эффективную прокачиваемость смазки в нем, а также надежное смазывание деталей в экстремальных условиях.
    • Совместимо с материалом производства уплотнительных элементов систем для нейтрализации отработанных газов.
    • Не создает пену в холодном и горячем состояниях.
    • Отличается низким расходом на угар и невысокой летучестью.

    Классификация

    С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.

    Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.

    товар от компании Лукойл

    Для разделения смазок по области применения используется система, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Значительное внимание уделяется в стандарте от ACEA, чтобы масла соответствовали требованиям экологического стандарта Euro. В России и странах СНГ используется система ГОСТ, распределением на различные эксплуатационные группы.

    В зависимости от химического состава и способа получения основы масло бывает минеральное, полностью изготовленное из продуктов переработки нефти, или синтетическое. Производителями смазочных материалов разработаны полусинтетические смазки, полученные дополнением в минеральную основу добавок.

    По вязкости (SAE)

    Согласно положениям стандарта SAE, общепринятого на международном уровне, моторные смазки делятся на различные группы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.Техническое масло относится к одной из 17-ти категорий вязкости:

    • 8 зимних: 0W; 2,5W; 5W; 7,5W; 10W; 15W; 20W; 25W;
    • 9 летних: 2,5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60.

    от фирмы Syntence

    Литера W показывает потребителю возможность его использования при низких температурах, не утрачивая первоначальных характеристик. Для масел категории производителями указывается не только значение минимальной вязкости при 1000, но и минимальная температура пуска мотора (минимальная температура прокачивания). Согласно требованиям стандарта SAE, масла, относящиеся к категории зимних, рекомендованы к эксплуатации при температурах:

    • 0W – до -35;
    • 5W – до -30;
    • 10W – до -25;
    • 15W – до -20;
    • 20W – до -15.

    Смазки, относящиеся к категории всесезонных, по стандарту SAE обозначаются сдвоенным номером: первая часть указывает на значение вязкости при отрицательных температурах, вторая – при положительных.

    В зависимости от условий эксплуатации двигателя транспортного средства, по стандарту SAE масла советуем подбирать по специальным таблицам вязкости.

    По стандарту ACEA

    Моторные масла по стандарту ACEA могут относиться к одной из категорий:

    • A/B – обычные масла, используемые для бензиновых и дизельных двигателей;
    • C – смазочные материалы, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами;
    • E – подходит для высоконагруженных дизельных двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.

    товар марки Edge

    Масла из перечисленных выше категорий, делятся на подгруппы:

    • A/B: A1/B1; A3/B3; A3/B4; A5/B5;
    • C: C1; C2; C3; C4; C5;
    • E: E4; E6; E7; E9.

    Для выбора масла, выпускаемого в соответствиями требованиям стандарта ACEA, рекомендуем использовать специальные профессиональные таблицы по подбору.

    Группы моторных масел и области их применения

    В предложенной таблице приводится классификация масел в зависимости от области их применения:

    Группа масел по ГОСТ Группа масел по API Область применения
    A SB Не форсированные двигатели (бензин, дизель)
    Б1 SC Малофорсированные двигатели, работающие на бензине
    Б2 CA Малофорсированные двигатели на дизельном топливе
    В1 SD Среднефорсированные двигатели, функционирующие на бензине
    В2 CB Среднефорсированные двигатели на дизельном топливе
    Г1 SE Высокофорсированные двигатели, функционирующие на бензине и эксплуатирующиеся в тяжелых условиях
    Г2 CC Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (без наддува, с умеренным наддувом)
    Д1 SF Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине и эксплуатирующиеся в еще более тяжелых условиях, чем для группы Г
    Д2 CD Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (с наддувом)
    Е1 SG Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д
    Е2 CF-4 Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д

    Свойства моторных масел

    Марки масел для легковых современных авто

    К основным свойствам моторных масел относят:

    • Вязкость – важнейшая характеристика смазочного материала, определяющая тип двигателя для использования.
    • Коксуемость – параметр, характеризующий склонность масла к образованию смол и нагаров.
    • Зольность – количество добавок в составе масла, образующих золу после сгорания смазочного материала. Масла с высокой зольностью отличаются повышенной склонностью к нагарообразованию.
    • Содержание в масле механических примесей, которые забивают фильтры и масляные каналы, способствуя интенсивному износу деталей.
    • Содержание в составе масла воды, улучшающей характеристики и влияющей на цену.
    • Щелочное число – характеристика, определяющая количество кислот и щелочей в составе.
    • Моющие свойства.
    • Температура застывания когда масло утрачивает жидкостную подвижность.
    • Цвет и прозрачность.

    Риски при просрочке сроков замены масла

    Автопроизводители настоятельно рекомендуют своевременно менять масло, залитое в бензиновый или дизельный двигатель. Если не придерживаться рекомендации, то вы столкнетесь с последствиями:

    • масло, утратившее характеристики из-за повышенного содержания в его составе продуктов износа, начнет забивать фильтр;
    • разлагающаяся основа выпадет в твердый осадок;
    • за счет развивающегося процесса смолообразования, начнется процесс “склеивания” элементов двигателя и затора его масляных магистралей;
    • выйдет из строя маслоприемник;
    • элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, приводя к выходу из строя всего агрегата.

    Таблица: марки автомобильных масел и их характеристики

    В таблице перечислены популярные моторные масла, их марки и характеристики.

    Расшифровка классификации масла по ACEA

    Стандарт ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), представляет сертификацию моторного масла по применению и работе, и учитывает требования 15 автопроизводителей (BMW, DAF, Daimler-Crysler, Fiat, Ford, GM-Europe, Jaguar Land Rover, MAN, Porshe, PSA Peugeot Citroen, Renault, SAAB-Scania, Toyota, Volkswagen, Volvo).

    В декабре 2008 года АСЕА ввела обновленную и самую последнюю на сегодняшний день классификацию моторных масел «ACEA 2008 European Oil Sequences for Service-Fill Oils», в которой появились новые классы С4 и Е9, а также внесены коррективы по требованиям к маслам антиокислительной стабильности и элементному составу масел в связи с энергосбережением и экологической политикой.

    Новая классификация делит масла на три класса по типу двигателей: A (бензиновые), B (легкие дизельные) и E (тяжело нагруженные дизельные двигатели).

    Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:

    • Четыре для бензиновых и легких дизельных двигателей (А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5);
    • Четыре специально для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки (С1, С2, С3, С4);
    • Четыре для тяжелонагруженных дизельных двигателей (Е4, Е6, Е7, Е9).

    Более подробное представление классификации ACEA

    А/В — моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов

    A1/В1 — Стойкие к перепадам температур и сложным условиям применения масла. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Помогают увеличить интервалы замены для бензиновых и дизельных легковых двигателях, а так же для легких грузовых транспортных средств. Разработанных для применения масел с самой низкой степенью текучести.

    А3/В3 — Всесезонные масла с высокими эксплуатационными свойствами. Предназначены для бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств с усредненными интервалами замены.

    А3/В4 — для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3. Высокие характеристики помогают снижать расход топлива.

    А5/В5 — Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа•с.

    С — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов

    С1 — Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей.

    C2 — Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива.

    C3 — Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних.

    C4 — автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих SAPS(сниженным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкости HTHS(3.5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних.

    E — моторные масла для мощных дизелей грузовых автомобилей

    E4 — моторные масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

    E6 — моторные масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы.

    E7 — моторные масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

    E9 — моторные масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы.

    «Скользкая» тема: как выбрать моторное масло

    Тема моторного масла — в буквальном смысле самая скользкая среди всех автомобильных, всегда вызывающая горячие споры. Практически у каждого автомобилиста есть собственное мнение на этот счёт, основанное либо на личном опыте, либо на информации из Интернета, рекламе масел или знаниях «гаражных гуру». В этой статье мы рассмотрим основные критерии выбора масла, разберём популярные мифы и заблуждения.

    Как выбрать моторное масло

    Базовые масла и «синтетический маркетинг»

    Даже далёкому от автомобилей человеку знакомы термины «минеральное», «полусинтетическое» и «синтетическое» масло, настолько прочно они вошли в обиход. Что за ними стоит? Удивительно, но на сегодняшний день — почти ничего, кроме маркетинга.

    В 1999 году между корпорациями Castrol и ExxonMobil возник спор из-за надписей «Fully Synthetic» на канистрах с «не совсем синтетическим» маслом. Точку в конфликте поставило Национальное бюро по рекламе США, решив, что «синтетический — это маркетинговый термин, а не описание химического состава». Сегодня этим подходом руководствуются все производители масел.

    Любое моторное масло состоит из так называемого базового масла и присадок в соотношении примерно 80/20. Базовые масла делятся на 5 групп, в зависимости от технологии производства и характеристик.

    Масла, не вошедшие в группы I–IV

    Группа I — минеральные базовые масла, получаемые простой вакуумной перегонкой мазута (одной из фракций нефти). Отличаются большим количеством серы и слабой окислительной стабильностью, быстро теряют свойства и работают в узком диапазоне температур.

    Группы II и III — продукты дальнейшей переработки минеральных масел первой группы. Специальная обработка водородом (гидроочистка, гидрокрекинг, гидроизомеризация) даёт им хорошую окислительную стабильность и улучшает низкотемпературные свойства. Друг от друга отличаются индексом вязкости.

    Производители активно смешивают базовые масла групп I, II и III, называя получившиеся продукты то «минеральным» маслом, то «полусинтетическим» — в зависимости от соотношения базовых масел и стоимости присадок. Масла на основе третьей группы часто именуют и «синтетическими», несмотря на изначально минеральную базу. По сути, название указывает не на реальный химический состав масла, а на его положение в линейке производителя.

    Группа IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Отличаются широким температурным диапазоном и высокой окислительной стабильностью, но имеют ряд недостатков. В них плохо растворяются присадки, они «не дружат» с резиновыми сальниками и очень дороги в производстве. Поэтому синтетические масла исключительно на основе ПАО никто не производит, это всегда смесь с базовым маслом одной из трёх первых групп.

    К группе V относятся все остальные базовые масла, не вошедшие в первые четыре группы. Среди них — масла на основе сложных эфиров, так называемые «эстеры» (калька с английского «ester» — эфир). Это полностью синтетическая база, во многом превосходящая ПАО, образующая прочную масляную плёнку на металлических деталях благодаря полярности молекул. Но, как и в случае с ПАО, масла только на базе «эстеров» никто не производит, это слишком дорого; обычно их смешивают с базовым маслом третьей группы.

    Доля синтетической базы в составе «полностью синтетического» моторного масла не превышает 30–40%, а может и полностью отсутствовать! В составе «полусинтетического» — тем более.

    Производители не раскрывают, какие базовые масла входят в состав того или иного продукта, поэтому ориентироваться на их названия нет смысла. Важнее другие, «не маркетинговые» характеристики масел: вязкость и спецификации.

    Вязкость

    Одна из базовых характеристик моторного масла — его вязкость, обычно она указана на этикетке большими цифрами и хорошо заметна. Вязкость отражает способность масла сохранять текучесть при разных температурах, оставаясь при этом на трущихся деталях двигателя и обеспечивая их смазывание.

    Традиционно вязкость масла указывают согласно международной классификации SAE. Сегодня практически все моторные масла являются всесезонными и маркируются сдвоенным номером, например 0W-20, 5W-30, 10W-40 и др. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая — высокотемпературную, буква «W» (winter) — возможность использования зимой.

    Самое важное, что нужно знать рядовому автолюбителю о вязкости — она должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля, ведь система смазки двигателя проектируется под определённые параметры масла. Не нужно думать, что производитель специально рекомендует «не ту» вязкость.

    Желание экспериментировать с вязкостью обычно вызвано распространёнными мифами.

    Как выбрать моторное масло

    Миф 1: «Я езжу быстро, и мне нужно „спортивное“ масло с высокой вязкостью».

    Двигатель спроектирован с определёнными зазорами в трущихся парах, диаметром масляных каналов и производительностью масляного насоса — в расчёте на определённую вязкость масла. Высоковязкое масло не сможет эффективно проникать в пары трения, если двигатель не рассчитан на это. В итоге такая «забота» о своей машине приведёт к печальным последствиям.

    Миф 2: «У меня старая машина, и рекомендации производителя устарели, ведь в то время ещё не было новых современных масел».

    Да, не было, поэтому двигатель и не рассчитывался под их эксплуатацию. Попытка «осовременить» старый двигатель новым маслом (например, энергосберегающим) может привести к внеплановому обновлению всего автомобиля.

    Рекомендуемая вязкость обычно указана на масляной крышке двигателя, на специальной наклейке под капотом и в инструкции автомобиля. Отходить от указаний производителя можно всего в двух случаях:

    1. Температура воздуха в вашем регионе бывает ниже, чем допустимо для рекомендованной вязкости.

    Если производитель рекомендует для вашей машины масло 10W-30, но в ваших краях зимой случаются морозы «под тридцатку», то в зимнее время нужно использовать масло с меньшей низкотемпературной вязкостью.

    Как выбрать моторное масло

    Подбор моторного масла для автомобиля всегда необходимо выполнять на основе требований его производителя, однако также стоит учитывать вязкость, соответствия стандартам, условия эксплуатации машины, температурный режим работы двигателя, ну и конечно, соотношения цены/качества выбранного вами бренда масла. Существует немало характеристик моторных масел, однако в общем случае можно не вникать в большинство из них для того, чтобы подобрать оптимальное в конкретном случае масло для двигателя автомобиля.

    Как выбрать моторное масло

    Вязкость моторного масла

    Первое, что нужно учитывать, чтобы правильно выбрать моторное масло — рекомендации завода изготовителя. В мануале автомобиля всегда четко прописываются значения вязкости, стандарты, типы масел, которые допускается заливать в двигатель. Однако тонкость здесь заключается в том, что зачастую даже для одного мотора допускается использование масел с различными вязкостями.

    Так как выбрать вязкость моторного масла для автомобиля на зиму, лето и межсезонье? В первую очередь необходимо понимать, что вязкость напрямую зависит от температуры и изношенности масла (пробега двигателя с ним). Поэтому, опуская подробности, можно сказать так — для зимы лучше подойдет маловязкое масло с подходящей низкотемпературной вязкостью (проще говоря — более жидкое). Например, 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30. В данном случае чем ниже первая цифра — тем на меньшую температуру рассчитан состав.

    Если машина используется в средних или южных широтах, то имеет смысл подобрать масло для двигателя с большой низкотемпературной и высокотемпературной вязкостью. Например, 5W-40, 10W-30, 10W-40. Однако в данном случае подразумевается, что мотор имеет относительно небольшой пробег, поскольку в противном случае нужно ориентироваться и на высокотемпературную вязкость.

    Для межсезонья выбор вязкости по большей части зависит от изношенности мотора, то есть, от второго числа. Так, чем оно больше — тем более густое масло в изначальном (неиспользованном) виде. Поэтому оптимальными вариантами будут 5W-30 или 5W-40.

    Чем больше изношен двигатель (имеет большой пробег, например, 150…200 тысяч километров и более без капитального ремонта) — тем большую высокотемпературную вязкость должно иметь масло. Например, 5W-40, 5W-50 и даже 5W-60 (в последнем случае использовать подобный состав можно перед выполнением капитального ремонта).

    Во многих современных двигателях (особенно европейских производителей) конструкцией предусмотрены тонкие масляные каналы, поэтому для них масла с высокой вязкостью не подойдут. Наоборот, для них нужно использовать средства наподобие 5W-20, 5W-30. И напротив, старые, например, советские машины, рассчитанные, в том числе, на использование минеральных масел старого образца вполне могут «кушать» вязкие масла, например, 5W-40, 5W-50, 10W-40, 15W-40, 15W-50 и им подобные.

    Несколько слов о турбированных двигателях… Дело в том, что в процессе своей работы турбина разгоняется до очень большой угловой скорости, что приводит к ее значительному разогреву. Именно по этой причине все автопроизводители рекомендуют использовать для турбированных двигателей более вязкие масла, например, 0W-40, 5W-40, 5W-50, 10W-40. Это обусловлено тем, что масло в процессе своей работы разжижается, а рабочие каналы не забиваются продуктами его сгорания.

    Стандарты соответствия

    Выбор моторного масла всегда должен соответствовать международным стандартам, которые указывает в мануале автопроизводитель. Основные стандарты следующие:

    • SAE J300. Этот стандарт описывает вязкостные характеристики, описанные в предыдущем разделе. Указывает на низкотемпературную и высокотемпературную вязкость.
    • API. Этот стандарт описывает эксплуатационные характеристики. Актуальные бензиновые категории — это SJ, SL, SM, SN. Актуальные дизельные категории — CH-4, CI-4, CJ-4. Использование более современных категорий в двигателях допускается, однако обратное использование исключается. Обратите внимание, что большинство современных масел являются универсальными, то есть, их можно использовать и в бензиновых и в дизельных двигателях. Однако иногда можно встретить составы, специально предназначенные для того или другого типа мотора, и это разница будет как раз отражаться в API.
    • ACEA. Европейский стандарт. В мануале автомобиля четко прописывается, какие категории масел по нему допускается использовать в конкретном двигателе. Поэтому при подборе масла для двигателя нужно смотреть на маркировку этикетки, так как определенных моторов и систем выхлопа требуются специфические технические требования.

    Типы масел

    Все моторные масла делятся на три основных типа — минеральные, полусинтетические и полностью синтетические.

    Минеральные составы — уже практически нигде не используются, ну разве что для мягкой промывки, так как они обладают наихудшими характеристиками и имеют большую вязкость. Из соображений рентабельности и технических показателей двигателей часто заливаются в старые автомобили (или моторы старых конструкций). Например, для ВАЗ-классики, «Москвичей», классических УАЗов и другой еще советской техники. Для автомобилей выпуска от 1990-х годов и моложе его лучше не использовать.

    Полусинтетические составы — наиболее распространенный тип масел для двигателей машин у рядовых автовладельцев. Они обеспечивают оптимальные характеристики, такие как вязкость, пробег до очередной замены и цена. Поэтому, если в мануале автомобиля прямо не указано, что в двигателе нужно использовать синтетику, то наиболее оптимальным вариантом будет использование «полусини».

    Синтетическое масло имеет наиболее прогрессивные показатели, обеспечивает не только максимальную защиту двигателя, но и длительный пробег. При подборе такого масла стоит детально ознакомиться с его эксплуатационными характеристиками и требованиями двигателя. В новенькую иномарку ничего кроме синтетики лить не стоит.

    Масло для двигателя на газу

    Специальное «газовое» масло

    Владельцы машин с газобаллонным оборудованием (ГБО) зачастую интересуются вопросом — какое масло заливать в двигатель на газу? Многие производители моторных масел специально выпускают отдельные составы, которые, якобы, лучше приспособлены для работы с газом. Главный аргумент использования подобных составов — разница в температуре воспламенения газа и бензина в камере сгорания. Так, соответствующая температура у бензина составляет порядка +2000°С…+2500°С. У метана — +2050°С…+2200°С, а у пропана/бутана — +2400°С…+2700°С. Отсюда следует первый вывод — если двигатель работает на метане, то нужно использовать то же масло, что предписывается для бензина, и «не заморачиваться».

    Что касается пропана и бутана, то многое зависит от примесей, находящихся как в масле, так и непосредственно в газе. В частности, при сгорании топливной смеси в камере сгорания при высоких температурах на стенках со временем может отложиться большее количество золы, что загрязнит двигатель. Многие современные автопроизводители выпускают машины, рассчитанные на использование малозольных масел. Задача таких смазочных материалов — снизить зольность в двигателе и обеспечить чистоту выхлопа. Аналогично можно поступить и в случае использования ГБО.

    Однако тут существует две проблемы. Первая заключается в том, что малозольные масла можно использовать не во всех моторах, поэтому всегда нужно ориентироваться на допуски по стандарту ACEA, предписанные автопроизводителем. Энергосберегающие (малозольные) масла имеют обозначения С1, С2 и С3 (Low SAPS и Middle SAPS). Вторая проблема заключается в том, что малозольные масла стоят дороже, чем стандартные смазывающие составы. Поэтому их покупка ставит под сомнение использование ГБО как таковое.

    Таким образом, ответом на вопрос о том, какое масло заливать с ГБО, будет следующим — то же самое, что и для бензина. Любое современное масло (если это не откровенный фальсификат) способно работать при повышенных температурах, особенно в краткосрочном режиме. Главное не забывать вовремя его менять.

    Производители масел

    На полках автомагазинов представлена продукция различных производителей автомобильных масел, например — Shell, Mobil, Castrol, «Роснефть», «Лукойл» и многих других. Причем у каждого из производителей есть свои собственные линейки с особыми характеристиками масел, входящих в них. Какой бренд выбирать в конкретном случае — решать только автовладельцу. Однако есть несколько советов по этому поводу.

    В частности, многие автолюбители, сталкиваясь с фальсификатом, обвиняют в плохом качестве бренд, под которым было выпущено то или иное масло, не подозревая о том, что у них в руках подделка. Поэтому, первое, о чем стоит упомянуть — выбирать того производителя, который максимально хорошо защищает свою продукцию. Соответствующие технологии постоянно развиваются, в частности, в настоящее время для проверки используются приложения на смартфоне, сайты производителя с проверкой одноразового кода на канистре, СМС-сообщения, ультрафиолетовые фонарики и так далее.

    Импортные моторные масла могут выпускаться как на территории стран СНГ, так и за их пределами. Практика показывает, что в последнем случае количество подделок значительно меньше. Поэтому старайтесь покупать масла, выпущенные где-нибудь на территории Евросоюза, в Японии, США и других развитых странах. Информацию о стране-производителе можно найти на канистре в прямом или зашифрованном виде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: