Споттер из сварочного инвертора

Как своими руками изготовить споттер для кузовного ремонта

Споттеры — это удобное и простое в использовании электрооборудование, предназначенное для выполнения точечной сварки. Основное назначение таких аппаратов — это рихтовка и кузовной ремонт кузовных элементов автомобилей, а также использование в быту при выполнении отделочных и строительных работ. Изготовление таких инструментов не представляет особой сложности, поэтому при наличии качественного чертежа для сборки споттера выполнить всю необходимую работу под силу каждому из нас.

Инстумент рихтовщика

По своей конструкции самодельный споттер для рихтовки кузовных элементов отдалённо напоминает инверторные аппараты, предназначенные для точечной сварки. За счёт использования различных сменных рабочих насадок такие агрегаты отличаются универсальностью в использовании, благодаря возможности гибкой регулировки тока можно выполнять качественную сварку различных металлов.

Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются инверторные споттеры, которые сочетают компактные габариты, обеспечивают качественный сварочный ток, а благодаря простоте конструкции их с легкостью можно выполнить самостоятельно. Необходимо лишь использовать качественные компоненты, а всю работу выполнять по имеющейся схеме сборки такого инструмента.

Самодельные споттеры

Самодельные споттеры

Простота конструкции позволяет все работы выполнить самостоятельно даже при начальных знаниях в области радиоэлектроники. Выбирая конкретную схему изготовления такого оборудования, рекомендуем вам опираться на следующие характеристики сварочного аппарата:

  • сила тока на входе — 30 ампер;
  • показатель потребляемого напряжения — 220 вольт;
  • рабочий показатель силы тока — 250 ампер.

С помощью полуавтоматического импульсного споттера можно выполнять точечную сварку тугоплавких металлов, что позволяет применять такое оборудование для ремонта автомобилей, а также в быту при выполнении строительных и ремонтных работ. Отличная производительность таких устройств позволяет использовать самодельные споттеры при выполнении больших объемов работ.

Сварочный аппарат для точечной сварки включает следующие составные элементы:

  • корпус устройства;
  • аккумулятор;
  • блок питания;
  • силовой блок;
  • драйверы для силовых ключей.

Имея базовые понятия по изготовлению такого оборудования и простейший опыт чтения схем сварочных аппаратов, можно с легкостью выполнить споттер, который будет иметь отличные эксплуатационные характеристики. Соответственно, даже таким простейшим оборудованием можно будет осуществлять качественную точечную сварку тугоплавких металлов.

Материалы и инструменты для работы

Комплектующие для споттера

От правильности выбора материалов и инструментов напрямую зависит качество выполняемой работы. Именно поэтому следует приобретать и использовать исключительно качественные микросхемы и другие компоненты, которые потребуются для изготовления такого оборудования.

Для изготовления споттера для кузовного ремонта своими руками потребуется следующее:

  • листовой металл;
  • элементы для изготовления электронных схем;
  • медные провода и полосы;
  • термобумага для изоляции;
  • стеклоткань;
  • слюда и текстолит;
  • небольшие отвёртки;
  • паяльник для работы с микросхемами;
  • нож и ножовка по металлу.

Оборудование, которое используется в быту, предназначено для работы с напряжением 220 вольт. Впрочем, в интернете можно с легкостью найти схемы изготовления таких мощных промышленных споттеров, которые будут работать в трехфазной сети с напряжением в 380 вольт. Если говорить о преимуществах использования бытовых споттеров, то можем отметить их качественный сварочный ток, простоту конструкции, надежность, легкость работы и высокий КПД. Даже не имея соответствующего опыта работы точечной сварки, можно с легкостью использовать споттеры, которые обеспечивают качественное соединение металлов.

Изготавливаем питание и силовую часть

Споттер для кузовного ремонта.

Именно от качества получаемого аппаратом электротока напрямую зависит беспроблемность эксплуатации такого оборудования. Поэтому правильности изготовления блоков с питанием следует уделить особое внимание. Основой питания станет трансформатор, который выполняют с тремя или четырьмя обмотками.

  • Для выполнения первой обмотки вам потребуется проволока 0,3 миллиметра диаметром, из которой выполняют около 100 витков.
  • Второй контур включает 15 витков и выполняется из толстой миллиметровой проволоки.
  • Внешний третий корпус сделан из 20 витков проволоки 0,3 миллиметра диаметром.

Непосредственно к питанию подключается реле, на которое подается напряжение в 25 вольт. Чтобы понизить напряжение используют резисторы, понижающие электроток и отвечающие за преобразование переменного тока в постоянный уже на выходе из блока питания.

Диодный мост, который является промежуточным звеном между блоком питания и силовой частью, отвечает за преобразование электротока и снижение его мощности.

Необходимо будет также продумать охлаждение блока питания, для чего используемые транзисторы и диоды устанавливают на компьютерных радиаторах или же монтируют вентиляторы и кулеры от блока питания старого ПК.

Используемый силовой блок у споттера одновременно снижает напряжение и увеличивает силу тока. Изготовить такой силовой блок инвертора можно из двух сердечников, которые изолируются при помощи газетной бумаги. Обмотку выполняют медной полосой, толщина которой составляет приблизительно 0,25 миллиметра.

Использовать для обмотки сердечника силового тока обычную медную проволоку не следует, так как по причине высокого нагрева такая проволока может оплавляться, что приведет к выходу из строя выполненного своими руками устройства. Обмотки сердечников изолируются друг от друга при помощи бумаги от кассовых аппаратов. Такая лента отличается прочностью, износоустойчивостью и предупреждает появление замыканий и полностью изолирует обмотку инвертора.

Технология охлаждения оборудования

Во время работы силовой блок и инверторная часть у споттера существенно нагревается, соответственно, вам придется продумать, каким образом будет охлаждаться корпус выполненного своими руками аппарата для сварки. Проще всего охлаждать споттер при помощи вентилятора и кулеров от компьютера. Сегодня в магазинах электротехники можно подобрать уже готовые кулеры, стоимость которых не слишком высока, а их подключение в цепь не представляет особой сложности. Также вы можете разобрать старый блок питания от ЛАТРа или компьютера и подключить вентиляторы непосредственно на обдув споттера.

Рекомендации по сборке

Споттер из микроволновки

Всю выполняемую работу по сборке цифрового споттера можно разделить на несколько этапов. Первоначально приобретаются все используемые компоненты, отдельно собирается диодный мост, силовой блок, инвертор, блок питания и лишь после этого непосредственно собирают споттер из полуавтомата своими руками.

Можно как использовать уже готовый корпус от старого компьютера, так и изготовить коробку из листовой стали и других подручных материалов. В том случае, если вы используете металлический корпус, то необходимо его тщательно заизолировать. Все компоненты прочно крепятся к корпусу с помощью заизолированного крепежа и подключаются друг к другу.

На центральную панель выводят фиксаторы-шайбы и пусковые клещи для сварочного кабеля, а также устанавливают тут небольшой тумблер для изменения силы тока и кнопку пуска запуска споттера в работу. В том случае, если вы выполняете аппарат для сварки, подразумевающий возможность изменения силы тока, то необходимо использовать дополнительный ШИМ-контроллер и таймер, которые устанавливаются на выходе из инвертора и позволяет ступенчато регулировать мощность тока на выходе из устройства.

Делаем споттер из инвертора

Делаем споттер

Путем простейших манипуляций можно изготовить из имеющегося сварочного инвертора универсальный в использовании споттер, который будет отличаться высокой мощностью, функциональностью и универсальностью. Всё что вам потребуется, это приобрести дополнительные диоды и тиристорный блок, которые дополнительно подключаются в схему инвертора.

Найти простейшие схемы выполнения таких споттеров из инверторов в интернете не составит какого-либо труда. Чтобы изготовить споттер из инвертора своими руками вам потребуется использовать:

  • контактную группу в 220 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • диодный мост;
  • тиристор в 200 вольт;
  • понижающий трансформатор.

Выполненный диодный мост подключается в цепь к инвертору и трансформатору. Управление работой споттера осуществляется при помощи тиристорной цепи, которая подключена к трансформатору. Также напрямую от трансформатора осуществляется вывод силового кабеля, подключенного к сварочному пистолету.

Как изготовить сварочный пистолет

Споттер для ремонта кузова

Особенностью споттера своими руками из сварочного аппарата является наличие рабочего пистолета, который позволяет осуществлять точечную обработку металла. Изготовить такой сварочный пистолет и обратный молоток можно самостоятельно из аналогичных приспособлений для герметика и строительного клея или же приобрести уже готовые инструменты, которые будут отличаться удобством и простотой в эксплуатации. Отметим, что изготовление сварочных пистолетов представляет собой определенные сложности, поэтому рекомендуется всё же пользоваться изготовленные промышленным способом сварочным инструментом для споттера.

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками?

Большинство современных СТО применяют для кузовного ремонта споттеры — компактные аппараты, способные исправить множество дефектов кузова в виде вмятин или выбоин. Также споттер можно встретить в гараже у частного мастера или дачного умельца, самостоятельно занимающемся ремонтом своего авто. Споттер — это крайне полезная вещь и в хозяйстве, и в мастерской.

споттер заводской

В этой статье мы расскажем, что такое споттер и как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками. Вы также узнаете, насколько целесообразна сборка самодельного споттера и какие у него преимущества перед заводскими аппаратами.

Общая информация

Споттер — это сварочный аппарат, применяемый при кузовном ремонте. По своей сути споттер очень схож с точечной сваркой, однако внешне это два совершенно разных аппарата. У точечной сварки есть два металлических электрода, между которыми помещается листовой металл. В случае со споттером технология другая. Давайте рассмотрим ее подробнее.

У споттера есть два вывода: масса и провод с рабочим «пистолетом». Массу нужно присоединить к кузову авто (не забудьте заранее достать из машины аккумулятор). На конце «пистолета» есть специальный фиксатор, куда можно установить специальную насадку. При нажатии кнопки на рабочем «пистолете» начинается подача сварочного тока. В процессе место сварки начинает постепенно нагреваться. Сопротивление возрастает, и металл начинает плавиться в определенной зоне. При этом весь остальной кузов не перегревается. Происходит прихват металла, который затем можно вытянуть.

Объясним проще. Споттер нагревает не всю деталь, а только определенную точку (как в случае с точечной сваркой). Нагрев небольшой, чуть меньше температуры плавления металла. Крепежная насадка прижимается к поверхности металла и в момент сопротивления она надежно присоединяется, благодаря чему затем можно вытянуть ту же вмятину в обратную сторону. Позже насадку можно легко отсоединить от металла.

От точечной сварки здесь и нагрев, и усилие. Нагрев осуществляется аппаратом, а усилие — мастером, который прижимает насадку к металлу. Поэтому такой вид сварки называются не точечной, а сваркой сопротивлением.

Есть две разновидности споттеров: инверторные и трансфораторные. Трансформаторный споттер можно сделать в домашних условиях из трансфоратора. А вот инверторный споттер можно собрать только в заводских условиях. Поскольку при его конструировании используются сложные дорогостоящие компоненты.

Читайте также  Формальдегид запах на что похож

Как сделать споттер

Чтобы сделать работающий споттер своими руками из сварочного аппарата вам понадобится работающий трансформатор. Поиск трансформатора— не такая уж сложная задача. Его можно достать из старого полуавтомата/инвертора или купить с рук на онлайн-досках объявлений. Лучший вариант — это найти трансформатор со сгоревшей вторичной обмоткой.

Перейдем к сути. Для начала нужно снять вторичную обмотку, если у трансформатора их две. Далее намотайте на первичную обмотку пару витков проволоки из меди и с помощью тестера определите, сколько вам нужно намотать витков для 1 Вольта. В нашем случае понадобится 1.5 витка или 3 витка на 2 Вольта соответственно. Тестером мы замеряли вольтаж и разделяли на кол-во витков.

Теперь из вторичной обмотки вам нужно сделать шину. Ее можно смотать от самого трансформатора. В нашем случае шина сечением 40мм2. Мы ее растянули с помощью гидравлического инструмента, чтобы получилась прямая ровная шина.

Применяемая нами шина будет иметь сечение 160мм2 после того, как сложить ее в 4 раза. При этом после намотки мы получим около 5-6 Вольт. Нам этого достаточно. Разрубите шину на четыре куска и соедините. Для соединения можно использовать матерчатую изоляционную ленту. На все у нас ушло около 6 рулонов изоляционной ленты. Саму изоляцию лучше делать в несколько слоев. Например, сначала изолента, затем малярный скотч, затем снова изолента.

Теперь шины нужно намотать на трансформатор. Это непростая задача, можете использовать подручные инструменты. Учтите, что сделать плотную обмотку не получится, но это не страшно.

На этом этапе вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой нехватки мощности. Здесь теория не поможет. Нужно самому методом проб и ошибок искать решение этой проблемы. В нашем случае наилучшим решением стало подключение проводов на первичной обмотке в последовательности 1+8 и 4+5. Перед этим мы на подключение установили полуавтоматический выключатель на 16А, чтобы проводка не сгорела. Силовая часть споттера готова.

самодельный споттер 3

Сборка пускового устройства

Наш споттер будет работать в ручном режиме. Понадобится трансформатор 12В от старого лампового телевизора, реле 30А (можно взять у жигуля), диодный мост («таблетка»), контактор 220В и кнопка (ее можно взять с какого-нибудь оборудования).

Схему не прилагаем, но объясним принцип действия этого устройства. Трансформатор от телевизора управляет реле. Управление осуществляется с помощью кнопки, ее можно установить на рукоятку самого споттера. При нажатии кнопки замыкается контактор, который подключен к реле с помощью провода. Еще один провод от контактора пустите прямо на выключатель. Вот и все.

Соберите все компоненты воедино и установите на станину. Можно приступать к работе.

При подключении самодельного споттера постарайтесь избежать потерь тока. Это очень важно, поскольку сварка осуществляется методом сопротивления. Наша рекомендация проста: не используйте длинные кабели. Короткие подойдут намного лучше. Также выбирайте кабели с большим сечением. Не забывайте тщательно зачищать металл перед проведением работ.

Также учтите, что самодельный споттер из сварочного аппарата не будет таким же компактным, как заводские модели. Лучше всего использовать этот прибор стационарно, так его применение будет наиболее комфортным.

Самодельный споттер или заводской: что лучше?

У многих мастеров может возникнуть резонный вопрос: «А зачем собирать самодельный споттер, если его можно купить в магазине?». Логично. Но не все так просто.

Заводские споттеры стоят очень дорого. Это узкоспециализированное оборудование, поэтому его не производят в тех же масштабах, что инверторы или полуавтоматы. Покупка заводского споттера нецелесообразна, если вы гаражный мастер и будете использовать аппарат пару раз в год. В таких случаях лучше собрать споттер самому из подручных деталей.

споттер самодельный

Самодельный споттер будет надежным и ремонтопригодным. Вы будете точно знать, из каких компонентов он сделан и сколько они стоят. Поэтому можно заранее просчитать ремонт такого аппарата и не беспокоиться, что придется идти в дорогостоящий сервис.

Тем не менее, сборка споттера своими руками не всегда оправдана. К примеру, на СТО лучше все-таки использовать профессиональный аппарат заводского производства. Он даст вам намного больше возможностей и позволит исправить даже самые серьезные кузовные дефекты. Вы должны понимать, что самодельный споттер — это маломощное устройство. Оно подойдет только для скромного ремонта.

Также учитывайте, что для сборки споттера нужны определенные навыки. В этой статье мы прилагаем очень простую инструкцию, где нет сложных электросхем и не нужно заморачиваться. Но вы должны понимать, что даже такой простой аппарат нужно собирать, обладая навками и знаниями. А еще лучше опытом. Иначе вы получите не помощника, а потенциально опасное устройство.

Резумируя: самодельный споттер — это отличный вариант для гаража или дачи. Он неприхотлив, стоит недорого, легко ремонтируется. Но на СТО лучше применять профессиональные споттеры заводского производства. Их функционал намного больше, что важно при выполнении профессионального ремонта кузова.

Вместо заключения

Споттер необходим как профессионалам на СТО, так и домашнему умельцу в гараже. Без этого прибора сложно представить полноценный кузовной ремонт. Он позволяет быстро и качество исправить дефекты кузова. При этом совсем не обязательно покупать заводской прибор. Можно собрать самодельный споттер из трансформатора от инверторного сварочного аппарата своими руками.

Перед сборкой споттера убедитесь, что эта затея целесообразна. Аппарат, сделанный своими руками, гораздо дешевле и надежнее. Но готовы ли вы потратить время и силы на сборку прибора, который будете использовать раз в год? Задумайтесь об этом. Желаем удачи в работе!

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер является разновидностью сварочного аппарата и применяется для точечной сварки. В основе его функциональности положено сопротивление тока. Устройство работает за счет того, что в зоне соприкосновения сварочного материала выделяется тепло при условии подачи электрического напряжения. Обычные сварочные аппараты могут стать фундаментом для самостоятельного изготовления такого устройства. Модель может быть инверторной или трансформаторной.

Назначение споттера

Применяется споттер чаще всего в кузовном ремонте легковых автомобилей. Он востребован в тех случаях, когда по каким-либо причинам нет возможности выровнять поверхность кузовной детали молотком или похожим механическим способом, а повреждения являются небольшими. Тогда места деформации металла нагревают с помощью указанного инструмента. Чтобы сделать его своими руками, важно предварительно разобраться устройстве и функциональности оборудования.

Устранения дефектов с помощью споттера выполняется таким образом. На поврежденном участке монтируется специальный крепеж. Он служит основой для установки самодельного приспособления. А уже с помощью споттера, используя дополнительную оснастку или только физическую силу специалиста, вмятина вытягивается под один уровень с нормальными неповрежденными участками кузова автомобиля. Инструмент очень эффективен и позволяет без ремонта и покраски устранять небольшие дефекты автомобильного кузова.

Свойства и функциональность

Оборудование состоит из нескольких узлов: электрод, пистолет, коробка и кабель. Внутри коробки заключено вся электроника – платы, схемы и прочее деликатные компоненты. Эксплуатация оборудования подразумевает соблюдение определенного порядка выполнения манипуляций.

У споттера предусмотрено два выхода, один из которых является «массой», а другой подсоединяется к рабочему пистолету. Масса крепится к кузову автомобиля, с которого предварительно был снят аккумулятор. На конце пистолета имеется фиксатор, который будет удерживать рабочие органы – специальные насадки. После нажатия на контактную кнопку к насадке подается электрическое напряжение.

Место, контактирующее с концом пистолета, начинает постепенно прогреваться. С ростом сопротивления поднимается температура участка металла. В итоге он начинает плавиться в конкретной точке, а остальная поверхность кузова не претерпевает каких-бы то ни было изменений. Как результат – металл прихватывается в определенном месте, после чего его можно потянуть.

Если говорить уж совсем просто, то картина следующая. Споттер не нагревает большую поверхность. Он воздействует только на маленький участок на подобии точечной сварки. Температура нагрева немного ниже критического значения, при котором металл начинает плавиться. К разогретой поверхности металла прижимается насадка пистолета и надежно соединяется с металлом. Благодаря этому данный участок кузовного элемента можно потянуть и выпрямит вмятину. По завершению работы насадка легко отсоединяется от поверхности кузова.

По факту, в этом устройстве и нагрев, и сопротивление такое же как у точечной сварки. Нагревается металл от аппарата, а усилие прилагается специалистом, который прижимает насадку к кузову. Это отдельный вид сварки, которую называют не точечной, а сварка сопротивлением.

Существует две версии споттеров – инверторные и трансформаторные. Первый из них производится в заводских условиях, поскольку для сборки таких моделей требуются дорогостоящие и конструктивно сложные узлы. А вот трансформаторную версию можно сделать и самостоятельно в домашних условиях.

Как сделать споттер

Основой будущей установки служит трансформатор. Обязательно в рабочем состоянии, тем более, что найти его совсем несложно. Если есть старый полуавтомат, то трансформатор можно извлечь из него. А если нет под рукой, то самое время обратить внимание на доски объявлений. Там этого добра достаточно и есть из чего выбрать. Оптимальным вариантом считается трансформатор со сгоревшей вторичной обмоткой.

Первым делом нужно избавиться от вторичной обмотки, если у трансформатора их две. Дальше на первичную обмотку следует намотать несколько витков медной проволоки. При помощи тестера опытным путем определить количество витков для 1 Вольта. Из вторичной обмотки делается шина. Ее можно смотать из старого трансформатора. После того как ее сложить четыре раза площадь сечения составит не меньше 160 квадратных миллиметров, а вольтаж – 5-6В.

Этого вполне достаточно для споттера. Разрубленную на четыре куска шину соединяют между собой при помощи обычной изоленты. Наматывать изоляционный материал нужно, не экономя, в несколько слоев. Можно комбинировать с малярным скотчем – слой изоленты через слой скотча. После этого шину следует намотать на трансформатор. Это весьма сложная процедура и, возможно, потребуется помощь опытного электрика. Но в любом случае сделать обмотку плотной вряд ли получится. Это и не обязательно.

На данном этапе создания споттера скорее всего возникнет проблема нехватки мощности. Проблема состоит в том, что теоретически рассчитать все параметра очень сложно. Решением станет метод проб и ошибок. То есть, перебирая последовательность подключения проводов к питанию, нужно найти оптимальный вариант, при котором пусковое устройство будет стартовать без каких-либо проблем. Перед подключением важно установить автомат на 16 ампер, который исключит возможность перегорания проводки.

Читайте также  Проскочить на красный свет

Учитывая то, что устройство будет функционировать в ручном режиме, нужно запастись еще некоторыми деталями. Потребуется 12-вольтовый трансформатор. Его можно снять со старого лампового телевизора. Плюс к этому нужно найти реле-тиристор на 30 ампер (такие устанавливали на Жигули), диодный мост, контактор и кнопка на 220В.

Из перечисленных элементов нужно собрать устройство, которое будет функционировать по такому принципу. Трансформатор на 12В должен управлять релюшкой через кнопку, то есть в ручном режиме. Саму кнопку следует установить в удобном месте, чтобы всегда было под рукой. Лучше всего – на рукоятке самого споттера. При нажатии кнопка замыкает контактор, подключенный к реле через отдельный провод. Другой проводник соединяет контактор и выключатель. После сборки всех компонентов на общей платформе можно приступать к испытаниям оборудования.

Очень желательно при подключении самодельного устройства исключить непродуктивные потери тока. Это важно с учетом того, что сварка работает по методу сопротивления. Рекомендация здесь одна и очень даже несложная: нужно использовать кабель минимально возможной длины. Еще один дополнительный нюанс заключается в том, чтобы выбрать кабель большого сечения. Все соединения необходимо тщательно и аккуратно зачищать, чтобы снизить потери тока в местах стыков.

Использование такого устройства лучше ограничить пределами мастерской, поскольку частые транспортировки могут навредить. К тому же габариты самодельного споттера вряд ли можно будет назвать компактными.

Какой споттер лучше – самодельный или заводской?

Самостоятельно изготовить оборудование весьма непросто и под силу не всем желающим. Поэтому резонно предположить, что у многих читателей возникнет закономерный вопрос, относительно целесообразности такого предприятия. Ведь можно купить готовый, компактный, собранный специалистами агрегат и не мучиться. Но далеко не все так очевидно, как кажется вначале.

Заводской споттер стоит приличных денег. Оборудование относится к числу узкоспециализированного и производится в незначительных количествах. Сварочный аппарат или инвертор поставляются на рынок в больших объемах, производятся большим количеством компаний и стоят поэтому небольших сравнительно денег. Приобретение заводской модели оправдано тогда, если установка предназначается для профессионального использования в мастерской и будет приносить прибыль. Да, тогда целесообразней потратиться на надежный заводской агрегат, который хорошо себя зарекомендовал и получил одобрительные отзывы пользователей.

А вот в случаях, когда использование споттера ограничивается несколькими случаями в год, то избыточные финансовые издержки являются весьма сомнительными. К тому же самодельное устройство можно изготовить не менее надежным (а тои более!), чем заводское. Второй безусловный плюс – ремонтопригодность. Для специалиста, который самостоятельно собрал споттер не составит особого труда восстановление его функциональности. Да и нужные узлы найти несложно. Еще один плюс заключается в том, что своими руками собранный аппарат всегда можно усовершенствовать с тем, чтобы улучшить его возможности.

Тем не менее, не всегда имеет смысл самостоятельно браться за реализацию такой идеи. Это касается, прежде всего, станций технического обслуживания. Даже если аппарат будет работать нечасто, лучше иметь заводской образец. Его возможности намного больше, чем у самодельных аналогов. такой агрегат поможет устранить даже сложный дефект. Следует отдавать себе отчет в том, что сделанные своими руками споттеры, как правило, большой мощностью не отличаются. Они подходят только для мелкого кузовного ремонта.

Вместо заключения

Нужно учесть, что собрать споттер самостоятельно можно при условии наличия специфических навыков. Даже самый простой аппарат нужно просчитывать, анализировать и сравнивать. Это возможно сделать только тогда, когда есть опыт аналогичной работы. Только в таком случае можно рассчитывать на положительный результат. Собрать оборудование «по написанному» без навыков и специальных знаний вряд ли получится. Существует высокая вероятность того, что при таком подходе получится не надежный помощник для ремонта авто, а потенциально опасное устройство.

Самодельны споттер является отличным подручным средством для гаража или дачи. Он обходится недорого, сравнительно легко собирается, неприхотлив в работе и обслуживании. Для профессиональной работы желательно приобрести заводское оборудование. Их функционал и мощность позволяют исправлять даже сложные вмятины кузова автомобиля.

Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками

Оборудование

Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

Побочные эффекты такого народного творчества часто превышали само аварийное повреждение: во время приваривания крюка портилась дополнительно поверхность кузова. Но только в случае, если использовался обыкновенный классический сварочный аппарат.

составные части споттера

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Проводится это следующим образом: молоток фиксируется в месте вмятины на кузовной поверхности по специальной направляющей, по которой он потом двигается в виде шайбы.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

По своей сути споттер – это вариант контактной сварки, но он обладает принципиальными отличиями в виде клещей. Поэтому логичным будет рассматривать его в качестве равноценного заменителя электродугового классического сварочного аппарата.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

Электрическая схема работы споттера

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей; электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Принудительная система охлаждения и термостат отключают аппарат при перегреве и включают его для нужной температуры для сварки.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.
Читайте также  Штраф за превышение габаритов

Как работать споттером

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Вне зависимости от происхождения споттера – домашний самодельный он или покупной промышленный, требуется соблюдение важнейшего условия: нужно быть сварщиком, то есть иметь довольно серьезные навыки сварочных работ.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

Сборка своими руками и применение споттера из сварочного аппарата: схемы работы самодельных споттеров

Споттер – это аппарат для точечной сварки, который широко используется для рихтовочных автомобильных работ. Очень часто такие работы требуют максимальной геометрической точности и знания всех кузовных панелей, размещенных на автомобиле. И редко когда качественную рихтовку можно выполнить без специальных устройств, в частности, споттера.

Сегодня мы расскажем о том, как собрать споттер своими руками и какова схема его работы. Так, самодельные споттеры позволят сэкономить немалые деньги, если вы их сделаете из сварочного аппарата.

Особенности применения споттера

Такое приспособление, как споттер используется для следующих нужд:

  • кузовные сварочные работы;
  • правка кузовной поверхности без разборки обшивки.

Особенно споттер удобен при рихтовке деталей кузова, к которым затруднен доступ из-за тех или иных конструкционных особенностей. При ремонте кузовных деталей с применением споттера из сварочного аппарата нужно приварить к деформированной детали специальный крепеж, который посредством обратного молотка вытягивает испорченный металл. Также споттер способен нагревать его, поэтому к металлу быстро возвращается быстрая жесткость и форма.

Как работает споттер?

Есть несколько электрических схем споттера, который можно собрать не только из инвертора, но также из старого аккумулятора или трансформатора. Самодельный споттер действует по принципу молотка, работает точечным образом, но в обратную сторону. Это выглядит так:

  • обратный молоток направляющей зафиксирован к поврежденному участку на кузове;
  • по направляющей может двигаться только молоток в виде шайбы, которая прикладывает усилие к точке ее фиксации.

Обычный споттер имеет два режима работы;

  • кратковременный, когда направляющую нужно закрепить в нужной точке специальными кольцами;
  • сварочный – сварка осуществляется на минимальной мощности с применением угольного электрода.

Споттер своими руками на основе инверторов

Споттер из сварочного аппарата наиболее распространен среди самодельных приборов, несмотря на то, что есть и другие схемы их сборки. Так, споттеры своими руками можно собрать и не из сварочных аппаратов, но они будут менее мощными.

Споттер является ответвлением контактной сварки, однако, в отличие от нее, конструкция споттера исключает наличие клещей, именно поэтому этот аппарат можно считать аналогом электродугового сварочного аппарата, где напряжение пропускается через автомобильный корпус. Один контакт присоединен к кузову, а в качестве второго контакта выступает шток и насадка.

Ниже предлагаем вам ознакомиться с самой простой схемой споттера на основе сварочного аппарата, которую при желании вы можете и доработать.

Схема инверторного споттера

Споттер, собранный своими руками из сварочного аппарата, включает в себя два ключевых элемента:

  • сварочный инвертор;
  • тиристорное реле.

Для самостоятельно сборки данного аппарата вам будут нужны:

  • тиристор на 200 вольт;
  • трансформатор, понижающий на 12 вольт для кнопочного управления реле;
  • реле на 30 ампер;
  • мост диодный;
  • контактная группа (220 вольт);
  • кнопка управления.

Посредством диодного моста трансформатор подключают к сети, а к мосту, при этом должен быть подключен тиристор электронного реле. Трансформатор предназначен для запитки управляющей ветки тиристорной цепи.

Схема работы споттера выглядит следующим образом:

  • при нажатии кнопки S3 включается разрядка конденсатора С1, и на какое-то время включаются резистор R1 и тиристор V9;
  • далее подается переменное напряжение на первичную трансформаторную обмотку с помощью диодов Д232;
  • происходит процедура сваривания деталей и электрода;
  • при разрядке конденсатора С1 тиристор закрывается, а обмотка силового трансформатора обесточивается;
  • при таком положении дел сварочный процесс подходит к концу, а конденсатор С1 продолжает заряжаться от трансформатора Т1 для последующих работ.

Помните, что диодный мост и тиристор могут быть заменены симисторами. Самодельные споттеры должны быть тщательно продуманы с конструктивной точки зрения. Он должен корректно работать независимо от габаритов и вложенных средств.

Материалы

Железа для споттера нужно выделять в объеме от 35 до 40 квадратных сантиметров. На тиристоре перегревов не бывает, они бывают лишь на участках, которые расположены после кабеля. Также сильно греется шток из черного металла диаметром на 16 мм. Желательно, чтобы он был сделан из латуни.

Что касается кабеля для споттера, то нужно выбирать с площадью сечения порядка 70 квадратных миллиметров, а для массы и молотка будет достаточно его длины 1,7 и 2,1 м соответственно. Также потребуется предусмотреть импульсное управление на тиристоре ТЧ-40.

Сначала вторичная трансформаторная обмотка наматывается с применением медной шины размером 6,5 на 4 в третьей обмотке. Также ее можно заменить на алюминиевую. Потом на вторичную обмотку нужно добавить еще две. Окончательный вариант аппарата состоит их алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 квадратных миллиметров, что равно 5 обмоткам по шесть витков.

Уделяйте пристальное внимание внешнему виду обратного молотка, в роли которого выступает электрод. Чаще всего рукоять делают на основе клеевого пистолета, а рабочий кабель имеет термоизоляционный слой и коммутирующий провод. Также помните, что при нагреве слой термоизоляции начинает стягиваться.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Самодельный или заводской споттер, имеющий промышленное назначение, обладает рядом таких важных функций:

  • соединение деталей посредством сварки ремонтных шайб с использованием споттера;
  • сварка точечным методом с применением металлического электрода, которая вытягивает металл панели;
  • возможность прогревать металлические детали углеродным электродом и затем их охлаждать. Благодаря такой функции сварочного аппарата можно выполнять осадку металлов;
  • особенности конструкции споттера делают его очень простым и удобным в плане эксплуатации;
  • наличие двух сварочных режимов в споттере. Первый режим постоянного включения с применением углеродного электрода, а второй – с кратковременным включением, который регулируется по времени. Он используется с применением металлического электрода и часто используется для приварки шайб;
  • наличие в споттере принудительной системы охлаждения и термостата для отключения сварочного аппарата при перегреве и автоматического его включения при нужной температуре для сварки.

Основные технические характеристики устройства:

  • 220 вольт – требуемое напряжение питающей сети для нормальной работы споттера;
  • 56-60 Гц – требуемая частота сети переменного тока;
  • 10 кВт – максимально допустимая мощность;
  • 1300 А – максимально возможный рабочий ток;
  • около 8-9 В – напряжение для вторичной обмотки аппарата для сварки;
  • 0-1,2 секунд – предел установки времени;
  • два рабочих сварочных режима – таймер при точной сварке и непрерывный режим при обычной сварке и темперировании;
  • 15 процентов – производительность при точечной сварке деталей из металла с учетом максимальной выходной мощности;
  • 75 процентов – производительность при угольном варе с учетом максимальной выходной мощности;
  • от 100 кг и больше – тяговое условие для иглы;
  • 100 кг и выше – тяговое условие для шайбы;
  • 380 на 290 на 840 мм – длина, ширина и высота изделия;
  • 32 кг – вес конструкции.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Существует признанная технология работы с помощью споттера, которую определили мастера кузовных ремонтов. Она актуальна при ремонте труднодостижимых деформированных частей кузова на автомобиле. Часто такая схема работы применяется по отношению к деформированным дверям автомобиля, крыльям и другим частям транспорта. Она актуальна везде, где усилия направлены к внешней стороне рабочей поверхности и где расположен деформированный участок конструкции.

Точечную сварку выполняют с помощью поступающего тока, а затем локальная поверхность выравнивается упором или инерционным молотком. Благодаря таким манипуляциям достаточно быстро поврежденная часть автомобиля вытянется в исходное положение.

Потом деформированная и выровненная поверхность шлифуется. Это нужно делать так, чтобы точки были удалены от сварки и рабочая поверхность была гладкой. Не забывайте об обязательном заземлении для корпуса, также от аккумулятора должна быть отсоединена отрицательная клемма.

Технология сварки с помощью споттера выглядит следующим образом:

  • деформированный участок на автомобильной детали тщательно зачистите, пока не будет видна поверхность металла;
  • прикрепите к подготовленной поверхности заземлительный контакт;
  • приварите крепежные элементы;
  • захватите эти элементы с помощью специальных приспособлений и инструментов, которые будут нужны для плавки металлов;
  • вытягиваем деформированный участок поверхности металлической конструкции;
  • приваренный элемент можно с легкостью удалить своими руками с помощью вращательных движений;
  • очистите поверхность детали, которая ремонтировалась и приготовьте этот участок к шпатлевке.

Чтобы работать при помощи споттера, независимо от того, самодельный он или заводской, нужно иметь навыки сварочных работ. Также нужно соблюдать правила эксплуатации данного аппарата и выполнять правила проведения сварочных работ. Все это позволит отремонтировать деформированную часть автомобиля быстро и успешно.

Споттер станет незаменимым при выполнении всевозможных ремонтных работ на кузове автомобиля, требующих точечного сосредоточения. А как вы смогли убедиться, этот аппарат можно собрать и своими руками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: