Схема генератора москвич 2140

Электропроводка Москвич 2140: особенности электрооборудования

Особенностью автомобилей Москвич 2140 считается модернизация, которая произошла в 1981 году. При проведении регламентных работ этот факт необходимо учитывать, поскольку изменения коснулись многих узлов, включая и электрооборудования автомобиля.

электропроводка москвич 2140

Исторический экскурс

Москвич 2140 является результатом глубокой модернизации «412» модели.

К середине восьмидесятых годов старая модель перестала отвечать общемировым запросам, особенно:

  1. Устаревшая форма кузова, не позволявшая комплектовать автомобиль системами пассивной безопасности;
  2. Мало функциональный салон проигрывал отечественным аналогам, не говоря уже об импортных моделях автомобилей, с которыми он соперничал;
  3. Неинформативная панель приборов. Кроме того, она была еще и травмоопасной, поскольку никто не прорабатывал в те годы вопросы безопасности при ДТП;
  4. Неэффективная тормозная система и т.д.

схема электропроводки москвич 2140

Период с 1976 по 1981 годы

Модернизированный «сто сороковой» впервые сошел с заводского конвейера в 1976 году.

В соответствии с заводской классификацией и действовавшими отраслевыми нормативами, рестайлинговая модель с кузовом «седан» получила наименование:

  1. «Москвич-2140». Модель оснащалась двигателем УЗАМ-412;
  2. «Москвич-2138». Модель оснащалась двигателем М-408.

Справочно: Предшественник «412» появился в линейке АЗЛК благодаря разработке нового двигателя УЗАМ-412. Его ресурс и технические возможности оказались перспективными и современными, что позволило комплектовать этим силовым агрегатом и все последующие модели.

схема проводки москвич 2140

Период с 1981 по 1988 годы

Начиная с 1981 года, Москвич 2140 перестали укомплектовывать двигателем М-408 ввиду его низкой мощности (56 л.с.), что не отвечало современным требованиям. А саму модель подвергли рестайлингу.

Среди самых радикальных отличий «сто сорокового» от предшественника можно отметить:

  1. Передние дисковые тормоза (раньше устанавливались тормоза барабанного типа на переднюю и заднюю оси);
  2. Из передних дверей исчезли форточки;
  3. Автомобиль получил бампера новой конструкции;
  4. Из внешней отделки убрали все хромированные молдинги, включая и хромированную решетку радиатора;
  5. В салоне появились подлокотники и сиденья с подголовниками.

Справочно: обновленная модель получила индекс 2140-01. Рекламное видео тех лет всячески подчеркивало внесенные изменения в конструкцию автомобиля. Также впервые на автомобилях на радиаторной решетке появилась надпись «АЗЛК».

Экспортное исполнение имело заводской индекс М-2140-117, а в обиходе автомобиль получил наименование «Москвич-1500 SL».

Из особенностей следует отметить:

  1. «Низкую» приборную панель с новыми приборами и управлением;
  2. Современную отделку салона;
  3. Новые задние фонари (все производства югославских компаний).

Справочно: следует отметить, что автомобиль Москвич 2140 впервые в отечественной практике окрашивался современным ЛКМ – «металликом». И хотя цена автомобилей возросла незначительно, автомобиль не смог обеспечить былые продажи.

Особенности электрооборудования

Серьезной модернизации вначале 90-х подверглись и электрические схемы автомобиля Москвич 2140. В частности:

  1. В двухконтурной системе тормозов с вакуумным усилителем появилась электрическая схема датчика с контрольной лампой низкого уровня тормозной жидкости в расширительном бачке;
  2. На автомобиль устанавливалась современная система органов управления новой панели приборов;
  3. В базовой комплектации появилась двухрежимная аварийная сигнализация.

Справочно: Система аварийной сигнализации функционировала в двух режимах – дневном и ночном. По мнению разработчиков, яркий свет нужен только в светлое время суток, тогда как указатели поворотов и стоп-сигналы ночью могут слепить водителей сзади едущих автомобилей.

Реализовывалась эта функция следующим образом:

  1. При активации кнопки включения аварийной сигнализации, лампы накаливания в стоп-сигналах и фарах габаритных огней работали стандартно;
  2. В темное время суток при включении наружного освещения (габаритов и ближнего света фар) происходил автоматический переход на «ночной» режим работы – лампы горели вполнакала.

Совет: При обслуживании автомобиля своими руками, следует учитывать эту особенность и не пытаться изменить схему подключения.

За работу силового агрегата отвечала контактная система зажигания, традиционно применяемая в советских автомобилях:

  1. При запуске двигателя АКБ (на схеме №10) питало катушку зажигания (№9);
  2. Она генерировала ток высокого напряжения и подавала его на распределитель зажигания (№8);
  3. Трамблер передавал разряды на свечи (№7), воспламенявшие топливовоздушную смесь в цилиндрах.

После запуска двигателя, ключ в замке зажигания (№1):

  1. Возвращался в положение «все включено»;
  2. Отключал из схемы АКБ – вместо него ток на катушку зажигания подавал генератор (№4);
  3. От генератора через реле заряда (№2) происходила подзарядка аккумуляторной батареи.

Справочно: Обслуживание системы зажигания сводилось к проверке зазора между электродами свечей и чистке контактов в крышке трамблера, которые могли пригорать.

Выводы

Несмотря на обширную модернизацию узлов и агрегатов, «сто сороковой» так и не стал массовым автомобилем, хотя по многим параметрам превосходил ВАЗовские модели тех лет. Тем не менее, Москвич 2140 по-прежнему встречается на отечественных дорогах благодаря заботе автовладельцев, самостоятельно обслуживающих свои автомобили.

Электрическая схема автомобиля МОСКВИЧ

Сборник цветных схем автомобиля Москвич. Имеются варианты для всех модификаций — «Москвич» 21412-01, 214122, 214123 и Москвич 2335. Для увеличения — кликните на схеме.

Схема соединений генератора москвича

1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – блок предохранителей и реле; 4 – выключатель зажигания;
5 – вольтметр.

Электросхема Москвич 214122


1 – боковой повторитель указателя поворота;
2 – передний указатель поворота;
3 – головная фара Москвич 21412 ;
4 – противотуманная фара;
5 – звуковой сигнал;
6 – лампа ближнего и дальнего света фары;
7 – лампа габаритного света головной фары;
8 – штепсельная розетка;
9 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла;
10 – генератор;
11 – свечи зажигания;
12 – распределитель зажигания;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – датчик включения электровентилятора;
15 – электровентилятор;
16 – дверной выключатель плафонов;
17 – электродвигатель омывателя ветрового окна;
18 – выключатель контрольной лампы гидропривода тормозов;
19 – выключатель света заднего хода;
20 – дополнительное сопротивление;
21 – катушка зажигания;
22 – стартер;
23 – электромагнитный клапан;
24 – аккумуляторная батарея;
25 – выключатель подкапотной лампы;
26 – подкапотная лампа;
27 – микропереключатель;
28 – блок управления ЭПХХ;
29 – стеклоочиститель;
30 – блок предохранителей и реле;
31 – предохранитель;
32 – реле включения противотуманных фар;
33 – реле-прерыватель указателей
поворота и аварийной сигнализации;
34 – реле включения звукового сигнала;
35 – реле стеклоочистителя;
36 – реле включения электровентилятора;
37 – реле включения обогрева окна двери задка;
38 – реле включения ближнего света фар;
39 – реле включения дальнего света фар;
40 – электродвигатель отопителя;
41 – резистор электродвигателя отопителя;
42 – прикуриватель;
43 – плафон освещения вещевого ящика;
44 – микровыключатель;
45 – переключатель отопителя;
46 – переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
47 – подрулевой переключатель;
48 – переключатель указателей поворота и света фар; 49 — лампа световода рычагов управления отопителем;
50 – замедлитель Москвич 21412;
51 – комбинация приборов;
52 – указатель уровня топлива;
53 – контрольная лампа резерва топлива;
54 – выключатель аварийной сигнализации;
55 – выключатель обогрева окна двери задка;
56 – сигнальная лампа включения указателей поворота;
57 – сигнальная лампа включения габаритного света;
58 – сигнальная лампа включения дальнего света фар;
59 – сигнальная лампа закрытия воздушной заслонки карбюратора;
60 — контрольная лампа сигнального устройства гидропривода тормозов и включения стояночного тормоза;
61 – контрольная лампа аварийного давления масла;
62 – выключатель противотуманного света задних фонарей;
63 – выключатель света фар;
64 – выключатель наружного освещения;
65 – вольтметр;
66 – выключатель противотуманных фар;
67 – выключатель зажигания;
68 – выключатель сигнала торможения;
69 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
70 – датчик указателя уровня топлива;
71 – плафон освещения багажника;
72 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
73 – плафон освещения салона;
74 – тахометр;
75 – лампа освещения приборов;
76 – кнопка сброса счетчика суточного пробега;
77 — выключатель сигнальной лампы закрытия воздушной заслонки карбюратора;
78 – спидометр Москвич 214122;
79 – эконометр;
80 – токообогреваемое стекло;
81 – выключатель звукового сигнала;
82 – лампа указателя поворота заднего фонаря;
83 – лампа габаритного света заднего фонаря;
84 – лампа сигнала торможения;
85 – лампа света заднего хода;
86 – лампа противотуманного света заднего фонаря;
87 – задний фонарь;
88 – фонари освещения номерного знака.

Читайте также  Очистить карбюратор от нагара в домашних условиях

Электросхема Москвич 2141


1 – боковой повторитель указателя поворота;
2 – передний указатель поворота;
3 – головная фара;
4 – противотуманная фара;
5 – звуковой сигнал;
6 – лампа ближнего и дальнего света фары;
7 – лампа габаритного света головной фары;
8 – штепсельная розетка;
9 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла;
10 – генератор Москвич 2141;
11 – свечи зажигания;
12 – распределитель зажигания;
13 – датчик указания температуры охлаждающей жидкости;
14 – датчик включения электровентилятора;
15 – электровентилятор;
16 – дверной выключатель плафонов;
17 – электродвигатель омывания
ветрового стекла;
18 – выключатель контрольной лампы гидропривода тормозов;
19 – катушка зажигания;
20 – выключатель света заднего хода;
21 – стартер;
22 – электромагнитный клапан;
23 – аккумуляторная батарея;
24 – выключатель подкапотной лампы;
25 – подкапотная лампа;
26 – микровыключатель;
27 – блок управления ЭПХХ;
28 – стеклоочиститель;
29 – блок предохранителей и реле;
30 – предохранитель;
31 – реле включения противотуманных фар;
32 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
33 – реле включения звукового сигнала;
34 – реле стеклоочистителя;
35 – реле включения электровентилятора;
36 – реле включения обогрева окна двери задка;
37 – реле включения ближнего света фар;
38 – реле включения дальнего света фар;
39 – электродвигатель отопителя;
40 – резистор электродвигателя отопителя;
41 – прикуриватель Москвич 2141;
42 – плафон освещения вещевого ящика;
43 – микровыключатель;
44 – переключатель отопителя;
45 – переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
46 – подрулевой переключатель;
47 – переключатель указателей лампа;
48 – лампа световода рычагов управления отопителем;
49 – замедлитель;
50 – комбинация приборов;
51 – указатель уровня топлива;
52 – контрольная лампа резерва топлива;
53 – выключатель аварийной сигнализации;
54 – выключатель обогрева окна двери задка;
55 – сигнальная лампа включения указателей поворота;
56 – сигнальная лампа включения габаритного света;
57 – сигнальная лампа включения дальнего света фар;
58 – сигнальная лампа закрытия воздушной заслонки карбюратора; 59 – контрольная лампа сигнального устройства гидропривода тормозов и включения стояночного тормоза;
60 – контрольная лампа аварийного давления масла;
61 – выключатель противотуманного света задних фонарей;
62 – выключатель света фар;
63 – выключатель наружного освещения;
64 – вольтметр Москвич 2141;
65 – выключатель противотуманных фар;
66 – выключатель зажигания;
67 – выключатель сигнала торможения;
68 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
69 – датчик указателя уровня топлива;
70 – плафон освещения багажника;
71 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
72 – плафон освещения салона;
73 – тахометр;
74 – лампа освещения приборов;
75 – кнопка сброса счетчика суточного пробега;
76 – выключатель сигнальной лампы закрытия воздушной заслонки карбюратора;
77 – спидометр;
78 – эконометр Москвич 2141;
79 – токообогреваемое стекло;
80 – выключатель звукового сигнала;
81 – лампа указателя поворота заднего фонаря;
82 – лампа габаритного света заднего фонаря;
83 – лампа сигнала торможения;
84 – лампа света заднего хода;
85 – лампа противотуманного света заднего фонаря;
86 – задний фонарь;
87 – фонари освещения номерного знака.

Электросхема Москвич 2335


1 – боковой повторитель указателя поворота;
2 – передний указатель поворота;
3 – головная фара;
4 – противотуманная фара;
5 – звуковой сигнал;
6 – лампа ближнего и дальнего света фары;
7 – лампа габаритного света головной фары;
8 – штепсельная розетка;
9 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла;
10 – генератор;
11 – свечи зажигания;
12 – распределитель зажигания;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – датчик включения электровентилятора;
15 – электровентилятор;
16 – дверной выключатель плафонов;
17 – электродвигатель омывателя ветрового окна;
18 – выключатель контрольной лампы гидропривода тормозов;
19 – катушка зажигания;
20 – выключатель света заднего хода;
21 – стартер;
22 – электромагнитный клапан;
23 – аккумуляторная батарея;
24 – выключатель подкапотной лампы;
25 – подкапотная лампа;
26 – микропереключатель;
27 – блок управления ЭПХХ;
28 – стеклоочиститель;
29 – блок предохранителей и реле;
30 – предохранитель;
31 – реле включения противотуманных фар;
32 – реле–прерыватель указателей
поворота и аварийной сигнализации;
33 – реле включения звукового сигнала;
34 – реле стеклоочистителя;
35 – реле включения электровентилятора;
36 – реле включения обогрева окна двери задка;
37 – реле включения ближнего света фар;
38 – реле включения дальнего света фар;
39 – электродвигатель отопителя;
40 – резистор электродвигателя отопителя;
41 – прикуриватель;
42 – плафон освещения вещевого ящика;
43 – микровыключатель;
44 – переключатель отопителя;
45 – переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового окна; 46 – подрулевой переключатель;
47 – переключатель указателей поворота и света фар;
48 – лампа световода рычагов управления отопителем;
49 – замедлитель;
50 – комбинация приборов;
51 – указатель уровня топлива;
52 – контрольная лампа резерва топлива;
53 – выключатель аварийной сигнализации;
54 – сигнальная лампа включения указателей поворота;
55 – сигнальная лампа включения габаритного света;
56 – сигнальная лампа включения дальнего света фар;
57 – сигнальная лампа закрытия воздушной заслонки карбюратора;
58 – контрольная лампа сигнального устройства гидропривода тормозов и включения стояночного тормоза;
59 – контрольная лампа аварийного давления масла;
60 – выключатель противотуманного света задних фонарей;
61 – выключатель света фар;
62 – выключатель наружного освещения;
63 – вольтрметр;
64 – выключатель противотуманных фар;
65 – выключатель зажигания;
66 – выключатель сигнала торможения;
67 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
68 – датчик указателя уровня топлива;
69 – плафон освещения салона;
70 – выключатель сигнальной лампы закрытия воздушной заслонки карбюратора;
71 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
72 – тахометр Москвич 2335;
73 – лампа освещения приборов;
74 – кнопка сброса счетчика суточного пробега;
75 – спидометр;
76 – эконометр;
77 – выключатель звукового сигнала;
78 – фонарь света заднего хода;
79 – лампа указателя поворота заднего фонаря;
80 – лампа габаритного света заднего фонаря;
81 – лампа сигнала торможения;
82 – задний фонарь;
83 – разъем для прицепа;
84 – фонари освещения номерного знака автомобиля.

Схема генератора москвич 2140

нажать на картинку для увеличения

1_ лампа указателя поворота в подфарнике;
2_ лампа габаритного огня в подфарнике;
3_лампа габаритного огня фары;
4_ лампа ближнего и дальнего света фары;
5_звуковой сигнал;

6_
электродвигатель насоса смывателя стекла ветрового окна;
7_ электромагнитное реле включения звуковых сигналов;
8_ датчик давления масла;
9_ катушка зажигания;

10 _
распределитель зажигания;

11 — свеча зажигания;

12 —
стеклоочиститель;
13 — стартер;

14 —
аккумуляторная батарея;

15 —
генератор;

16 и 17 — электромагнитное реле включения соответственно ближнего и дальнего света фар;

18 — включатель контрольной лампы тормозных систем;

19 и 28 -блоки плавких предохранителей соответственно — левый и правый;
20 — штепсельная розетка переносной лампы;
21 — подкапотная лампа;
22 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя;
23 — включатель фонаря света заднего хода;

24 — включатель контрольной лампы тормозных систем;
25 — переключатель электродвигателей стеклоочистителя и смывателя стекла ветрового окна;
26 — прерыватель тока в цепи ламп указателей поворота;

27 — штекерный соединитель проводов;
29 — включатель габаритного огня;

30 — прикуриватель с лампой;

31, 49 и 57 — плафоны внутреннего освещения салона соответственно правый, задний и левый;
32 — включатель аварийной сигнализации;
33 и 58 — включатель плафона соответственно в правой задней и левой передней двери;

Читайте также  Фз 398 от 20 12 2017

34 — электродвигатель отопителя. кузова;
35 — переключатель электродвигателя отопителя кузова;
36 — включатель ламп освещения шкалы приборов;
37 — радиооборудование;
38 — огревающий элемент стекла;

39 — датчик указателя уровня топлива в баке;
40 — контрольная лампа включения габаритного огня;

41 — указатель давления масла в смазочной системе двигателя;
42 — указатель температуры охлаждающей жидкости, в системе охлаждения двигателя;
43 — контрольная лампа включений дальнего света фар;

44 — лампа освещения шкалы приборов;
45 — контрольная лампа включения указателей поворота;

46 — указатель уровня топлива в баке;

47 — контрольная лампа включения стояночной тормозной системы и нарушения герметичности тормозного гидропривода;
48 — амперметр;
50 — переключатель света фар (на рулевой колонке);
51 — переключатель указателей поворота;
52 — включатель звукового сигнала;

53 — включатель зажигания к стартера;

54 — включатель сигнальных ламп в задних фонарях;
55 — переключатель электрообогревателя стекла заднего окна кузова;

56 — контрольная лампа включения обогрева заднего стекла;

59 — лампа багажного отделения;
60 — лампа поворота в заднем фонаре;

61 — лампа габаритного огня;
62 — лампа сигнала торможения в заднем фонаре;
63 — лампа заднего хода в заднем фонаре;
64 — лампа фонарей освещения номерного знака.

Схема соединений приборов электрооборудования автомобилей модель 2140 в комплектации (Люкс) :
65 — реле включения обогрева стекла заднего окна;
66 — включатель обогрева, стекла заднего окна;
67 — реле включения контрольной лампы разрядки аккумуляторной батареи;
68 — контрольная лампа разрядки аккумуляторной батареи;
69 — контрольная лампа аварийного давления масла в смазочной системе двигателя;
70 — часы.

Обозначение цвета проводов:
Б — белый; Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; Кор — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф — фиолетовый; Ч — черный

Схема генератора москвич 2140

Генератор 58.3701 ставился на двигатель УЗАМ – Уфимского моторного завода. На двигателях ВАЗ и Рено, которыми также комплектовался «Москвич», стояли другие генераторы.

Аналог генератора 58.3701 генератор 29.3771, который тоже ставился на Москвич с двигателем УЗАМ

Генератор 58.3701 самый простой как по конструкции, так и по схеме. Генератор поддерживает напряжение 14 Вольт и обеспечивает максимальный ток 50 Ампер

Принцип действия генератора основан на явлении электромагнитной индукции. «Если проводник находится в изменяющемся магнитном поле, в нем возникает Электродвижущая сила –ЭДС» .

Генератор состоит из обмотки и ротора –электромагнита. ( можно посмотреть здесь ). В ротор вставлена катушка провода , к которой через щетки подводится ток, этот ток называется ток возбуждения, а обмотка в роторе, соответственно, называется обмотка возбуждения. Ток возбуждения намагничивает ротор.

Ротор вращается, магнитное поле северного и южного полюса, по очереди пересекают обмотку статора, и в ней возникает переменная ЭДС.

Переменная ЭДС может создать во внешней цепи переменный ток. Аккумулятор надо заряжать постоянным током, и все остальные потребители рассчитаны на постоянный ток, поэтому переменный ток генератора необходимо выпрямлять. Для выпрямления тока, на выходе обмотки генератора включается диодный мост . Диодный мост выполнен по схеме Ларионова.

Напряжение на выходе генератора должно гарантировано заряжать аккумулятор и стабильно питать все приборы. ЭДС аккумулятора 12,6 Вольта, для его зарядки напряжение должно быть больше – примерно 14 Вольт, поэтому на выходе генератора поддерживается напряжение 14,2 – 13, 8 Вольт.

Собственная ЭДС генератора значительно выше и сильно меняется от числа оборотов (см здесь) , поэтому для поддержания заданного напряжения в генераторе установлен регулятор напряжения, который включает и выключает ток возбуждения. Напряжение увеличивается, регулятор напряжения выключает ток возбуждения, напряжение уменьшается, регулятор включает ток возбуждения, так он поддерживает напряжение на уровне 14 Вольт.

Регулятор напряжения Я112А , установлен с внешней стороны генератора. Это позволяет легко и быстро менять его, не снимая генератор.

Схема генератора 58.3701

схема генератора на Москвич 2141

Без аккумулятора генератор не заработает. При включении зажигания, ток от аккумулятора по черному проводу (через точку крепления к стартеру) доходит до блока предохранителей, далее по белому проводу попадает к замку зажигания и по коричневому проводу идет в регулятор напряжения, где с точки В сразу попадает на щетку.

Транзистор регулятора напряжения открыт, ток возбуждения идет через щетки, обмотку возбуждения, на массу. Этот ток создает сильное магнитное поле, которое при вращении ротора индуктирует в обмотке генератора ЭДС.

В цепи генератора появляется ток, он проходит через диодный мост и получается выпрямленным. На выходе генератора начинает действовать напряжение. Выход генератора соединен с аккумулятором и со всей схемой через точку крепления на стартере, этот контакт на стартере всегда должен быть чистым сильно затянутым.

Когда генератор работает, напряжение на выходе поддерживается 13,8 — 14,2 Вольта. Ток возбуждения в ротор продолжает идти по той же цепи, через замок зажигания, но только теперь он идет не от аккумулятора, а от самого генератора. То есть, генератор часть своего тока отдает для собственного возбуждения. Аккумулятор генератору нужен только для первоначального возбуждения.

Контроль за работой генератора осуществляется по вольтметру на щитке приборов.

Если генератор заработал, то стрелка должна глубоко уходить в белую зону шкалы и при включении нагрузок (фары, печка и т. д.) стрелка должна оставаться в белой зоне.

Более точная проверка работы генератора делается цифровым вольтметром. Напряжение надо мерить на выходе генератора, относительно массы. Оно должно быть без нагрузки (все выключено, холостые обороты) не менее 13,8 В. Когда все включено, обороты выше 1500, напряжение должно быть не ниже 13,5.

Напряжение на выходе генератора и на плюсе аккумулятора должно быть одинаково (может отличаться на 0,1 В), если разница больше, надо зачистить и затянуть все контакты на пути от плюса генератора до плюса аккумулятора. Зачистить и затянуть клеммы аккумулятора и соединение минуса аккумулятора с массой кузова и двигателя. В некоторых случаях придется поменять провода с клеммами.

«Москвич», генератор и физика

Михаил Данилов
23.04.2014 Однажды, на четвёртом курсе института, преподаватель спросил меня, если на автомобиле включить фары, возрастёт ли расход топлива? Я, естественно, отетил утвердительно. Знаю, говорит, что возрастёт, а вот автомеханики меня всегда уверяют, что нет. Ну как же нет. Генератор – это устройство, преобразущее один вид энергии в другой. Т.е. вырабатываемая им энергия не берётся ниоткуда. Закон сохранения энергии. Один из самых фундаментальных в физике. Физика. Как-то, ещё в детстве, глядя на генератор своего любимого «Москвича-401», на котором было написано 6В, 20А, я спросил, а какова его мощность? И получил ответ – 120Вт. Ага, значит электрическая мощность определяется просто произведением напряжения на силу тока. Я ещё тогда отметил про себя, до чего же это удобно. Словно по заказу. Позже, в 8 классе, я узнал, что такое мощность вообще, а в 9-ом – почему электрическая мощность определяется именно таким чудесным образом. Так генератор постоянного тока старого «Москвича» помог мне когда-то познать одно из основополагающих понятий электротехники.
Интересный был агрегат. Длинный, чёрный. С двумя широкими плоскими графитовыми щётками, подобраться к которым можно было, сняв ленточный хомут. Статоров у нас имелось два. На одном были повреждены башмаки, и он лежал в сарае. А однажды сгорел якорь. За перемотку взяли 10 рублей. Для 60-х годов немалые деньги.
Этот генератор назывался Г-22Б. Это был, кажется, последний вариант 6-вольтовых генераторов. Такой стоял и на мотоколяске С3А-М. А до этого на «Москвичах-401» применялся генератор Г-29, который, в общем-то, принципиально не отличался. Возможно, Г-22Б предназначался для двигателя 402. Ведь у 401 генератор стоял сверху, да ещё к нему крепился вентилятор. А вот генератор Г-28 от первых «Москвичей-400» был в основе другим, а именно – трёхщёточным.

Регулятор напряжения, как таковой, отсутствовал, обмотка возбуждения питалась от третьей щётки. При этом с ростом оборотов ток возбуждения уменьшался, что обеспечивало некоторую стабилизацию напряжения. Однако напряжение не регулировалось при изменении тока нагрузки. К тому же такой генератор мог работать только в паре с аккумулятором. Поэтому эта простая система, хоть и была распространена в довоенное время, после войны уступила место более совершенной, с электромеханическим регулятором напряжения. Если у трёхщёточных генераторов имелось только реле обратного тока, то теперь реле-регулятор стал состоять из трёх элементов: реле обратного тока, регулятор напряжения и ограничитель тока. Сложный прибор и довольно капризный, не терпящий неквалифицированного вмешательства. Помню, часто с ним были проблемы.
Однако 6-вольтовая система электрооборудования в послевоенное время уже считалась устаревшей и не способной обеспечить возросшие энергетические потребности автомобилей. И применялась только на «Москвиче-401» и ЗиС-110 (мотоциклы и мотоколяски не в счёт). На новом «Москвиче-402» в 1956 году уже перешли на 12В.

Генератор стал называться Г-22, без буквы. Теперь на нём писали 12В, 16А. Ток хоть и уменьшился, но мощность выросла за счёт двукратного увеличения напряжения (вспомним определение электрической мощности). Но и этой мощности было недостаточно.

На «Москвиче-408» появился модернизированный генератор Г-108М, рассчитанный на ток 20А. Тем не менее, и этого уже не хватало, особенно для четырёхфарных модификаций.
Надо сказать, возможности генераторов постоянного тока к тому времени уже были практически исчерпаны. Дальнейший рост мощности приводит к существенному увеличению габаритов и массы, а также к большому расходу меди. Другое дело – генератор переменного тока. Он значительно компактнее, к тому же конструктивно его можно исполнить так, что обмотка возбуждения будет размещена в роторе, а нагрузка сниматься непосредственно со статорных обмоток. То есть без щёток и коллектора. Помимо всего прочего, это даёт возможность увеличить скорость вращения. К тому же такому генератору не нужны ни реле обратного тока, ни ограничитель тока (он обладает свойством самоограничения). Правда, ему необходим выпрямитель. Ранее, ввиду отсутствия мощных кремниевых диодов, применялся селеновый выпрямитель. У которого был существенный недостаток – большой обратный ток. Поэтому при неработающем двигателе генератор следовало отключать от аккумулятора. Значит, необходимо было специальное мощное реле.
Впервые такой генератор появился на автобусе ЗиС-155. Неслучайно, ибо у автобусов энергопотребление существенно выше. Кстати, по этой же причине и 12-вольтовое электрооборудование впервые нашло применение на автобусе ЗиС-8. Это автобус на удлинённом шасси ЗиС-5. А показанный в фильме «Место встречи изменить нельзя» автобус был исполнен кустарно, на обычном шасси ЗиС-5 (база короче).
Но вернёмся к генераторам переменного тока. Есть такое понятие в элементарной математике – синус. Это ордината точки на единичной окружности с центром в начале системы координат. Причём зависимость этой ординаты от места расположения на окружности (т.е. от угла поворота) имеет вид волнистой линии.

Это всем известная синусоида. Непрерывная периодическая функция. Есть у этой функции одно свойство, которое является просто бесценным. Дело в том, что производная этой функции тоже имеет такую же форму и меняется по закону синуса (сдвиг фаз не в счёт). Потому и напряжение в нашей сети имеет форму синусоиды. И именно благодаря этому синусоидальное напряжение прекрасно трансформируется, и результатом такой трансформации также является синусоида, пусть и сдвинутая по фазе.
Преимущества генераторов переменного тока на автомобилях в 60-е годы стали очевидны. Автомобильный генератор – это тоже, как и большой промышленный, трёхфазная синхронная электрическая машина с соединением типа звезда.
Для выпрямления напряжения служит специальный выпрямитель, состоящий из шести диодов. В 1967 году на «Москвиче-412» решили применить такой генератор, серии Г-250. Генераторы этой серии появились и на грузовиках, и на микроавтобусах РАФ. Готовились их ставить и на новую «Волгу» ГАЗ-24. Вообще-то, «Москвич-412» нельзя считать первым легковым автомобилем с генератором переменного тока, ибо «переменник» к тому времени уже имели «Запорожцы». Но. С селеновым выпрямителем. А вот на «Москвиче» стояли кремниевые диоды Д-242А. Причём разработали специальные диоды Д-242АП, у которых на корпусе был анод. Это связано с особенностями трёхфазного выпрямителя. Такой генератор получил название Г-250Ж. Но уже в 1970 году от радиотехнических диодов Д-242 отказались. Стали ставить выпрямительный блок ВБГ-1 со специальными диодами.
Это уже был генератор Г-250Ж1. Он выдавал ток до 40А. Для тех лет немало. Для этих генераторов разработали электронно-механический регулятор напряжения РР-362А. Но в начале 80-х годов его заменили встроенным интегральным Я-112А. Генератор стал называться 29.3701. Ток – 45А. На «Москвич-2140Люкс» ставили модификацию 292.3701, имеющую нулевой вывод. В 1984 году генератор подвергли модернизации. К плюсовому выводу подключили конденсатор К-73-21В ёмкостью 2,2 мкФ. Ток стали указывать в 50А. Нешуточная мощность. Был в конце и генератор 58.3701 с током 52А. Но все они имели один недостаток. На оборотах холостого хода и включённых мощных потребителях стрелка амперметра уходила в минус. То есть зарядка не происходила, и аккумулятор разряжался. Отчасти это можно было объяснить тем, что передаточное отношение привода 1:1,69 было довольно большим, как и у 408 с «постоянником». Для сравнения — у «Жигулей» 1:2,04. Но не только это. Дело в электрических характеристиках. Некоторые пытались ставить шкив меньшего диаметра. Хотел в одно время и я. Даже была мысль поставить генератор от современной иномарки, обеспечивающий зарядку и на холостом ходу с включёнными фарами. Но потом всё-таки решил не трогать. Пусть стоит родной. Ведь он очень простой и надёжный. Правда, встроенный РН Я-112А я сразу же заменил на самодельный, электронный. Работает он безупречно, как и генератор в целом.
Генераторы типа Г-250 требуют куда меньше внимания к себе, чем «постоянники”. Так, щётки, проводящие малый ток и работающие по гладким кольцам, служат значительно дольше. А раньше генераторные щётки надлежало возит с собой. В качестве подшипников используются закрытые, 180603 и 180502, не требующие пополнения смазки. Их размеры по сравнению с иномарочными генераторными впечатляют. А, например, подшипники генератора Г-108М следовало регулярно смазывать. Передний, открытый, смазывался через специальную капельную маслёнку. Задний, полузакрытый – через съёмную крышку консистентной смазкой. Инструкция предписывала проводить эту операцию через 18 000 км.
Была у «постоянников» одна интересная особенность. Второй конец обмотки реле стартера соединялся не с «массой», а с якорем генератора. И через его обмотку ток шёл на «массу». Когда генератор возбуждался, на клемме Я появлялось напряжение, и стартер отключался. И включить его при работающем двигателе было невозможно. С генераторами переменного тока так уже не получалось. Ещё. Сердечники обмотки возбуждения обладали свойствами остаточного магнетизма. И генератор мог возбуждаться сам, без аккумулятора. Т.е. можно было пустить двигатель с буксира, без аккумулятора. С «переменником» такое невозможно. Тем не менее, у «переменника» значительно выше удельные показатели и надёжность. Что и определило их повсеместное распространение. Генераторы постоянного тока уже давно не встречаются на автомобилях. Пожалуй, на «Москвичах» они продержались дольше всех, ведь «Москвич-2138» с Г-108М выпускали вплоть до начала 80-х. Правда, мотоколяску С3Д с таким же генератором делали и в 90-е.
Конечно, мой 50-амперный 29.3701-01 с электронным регулятором напряжения в 2,5 раза мощнее. И менее капризен. Но к старым, добрым «постоянникам» у меня особое отношение. Ведь это классический генератор, наподобие того, что мы изучали в школе на уроках физики. Рамка, вращающаяся в магнитном поле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: