Расчет утс по минюсту

Расчет УТС

Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.

Наиболее распространёнными методиками оценки автомобиля на предмет УТС на сегодняшний день являются:

— метод Минюста РФ;
— метод Хальбгевакса.
Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.

Метод Хальбгевакса широко распространен среди европейских бюро независимой оценки и экспертизы. Согласно этой методике УТС рассчитывается по следующей формуле:

УТС = (К/100)*(ЦР+СО)

УТС – утрата товарной стоимости;
К – коэффициент, определенный по таблице Хальбгевакса;
ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
СО – общая стоимость ремонта.

Прежде чем приступить к расчету УТС, следует рассчитать его экономическую целесообразность по формуле:

ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
ЦН – цена нового автомобиля на момент выпуска.
Если полученный результат ниже 40 %, то УТС рассчитывать нецелесообразно. При результате свыше 40 % УТС рассчитывается.

Далее определяются коэффициент относительной стоимости ремонта (А) и коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей (B):

А = (СО/ЦР)*100 %

В = (СР/СМ)*100 %

СР – стоимость работ;
СМ – стоимость материалов и запасных частей.
При А < 10 % (т.е. когда стоимость ремонта значительно ниже цены подержанного автомобиля) УТС рассчитывается только в исключительных случаях.

При А > 90 % (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС рассчитывать нецелесообразно.

При В < 40 % (т.е. когда стоимость запчастей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС также рассчитывается только в исключительных случаях.

Если произведённые вычисления подтвердили целесообразность расчета УТС, следует определить по таблице Хальбгевакса значение коэффициента К и подставить его в исходную формулу.

Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

А-соотношение В-соотношение до 2 месяцев до 6 месяцев до 12 месяцев до 24 месяцев до 36 месяцев до 48 месяцев до 60 месяцев
I 10-20% a >130 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
b <130-100 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
c <100-70 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
d <70-50 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,10 0,50
e <50-40 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50
II 21-33% a >130 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
b <130-100 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
c <100-70 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
d <70-50 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
e <50-40 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75 0,25
III 34-45% a >130 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
b <130-100 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
c <100-70 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
d <70-50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
e <50-40 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,5
IV 46-65% a >130 5,75 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75
b <130-100 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
c <100-70 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
d <70-50 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
e <50-40 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
V 66-90% a >130 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00
b <130-100 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
c <100-70 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
d <70-50 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
e <50-40 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00

Данный метод не применим для автомобилей, участвовавших в двух или более ДТП.

Группа компаний РАНЭ — официальный пользователь ПО для расчета стоимости восстановительного ремонта AudaShare.

«Секретная» методика Минюста и отказ в компенсации УТС

УТС по Минюсту

Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
» (далее по тексту МР2018). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).

До появления МР2018 была актуальна другая методика данного ведомства, известная как МР2013 в редакции 2015 года. Как сказано в преамбуле МР2018 с момента ее выхода все прежние методические рекомендации утрачивают свою силу.

Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).

Скандальный пункт

Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:

Ж) Если КТС ранее подвергалось восстановительному ремонту (в том числе окраске – полной, наружной, частичной; «пятном с переходом») или имело аварийные повреждения, кроме повреждений, указанных в пункте 8.4.

Для сравнения выдержка из прежней методики Статья 7.1 МР2013:

Детали, рассматриваемые в рамках определения УТС, не должны быть повреждены в других авариях. Компенсация предусматривается только для новых деталей.

Т.е. если раньше получить УТС можно было на каждую деталь, если она ранее не ремонтировалась, то на сегодняшний день любой ремонт лишает вас возможности получения УТС в будущем, даже если будут повреждены совсем другие детали.

Мы считаем, что это в корне несправедливо, т.к. если авто, к примеру, в первом ДТП имеет царапину крыла, которую подкрасили, то УТС составит копеечную сумму, но если в другом ДТП будет «снесена» вся боковая сторона, потерпевший не получит ничего.

Об отказе

Естественно, первыми «в теме» оказались страховщики, которые уже стали рассылать письма с отказами в компенсации УТС со ссылкой на п. 8.3 новой МР2018.

При этом, в силу того, что методика не находится в свободном доступе и даже найти ее текст в интернете довольно затруднительно, у потерпевших и даже экспертов и юристов возникает слишком много вопросов.

Насколько правомочен отказ по п 8.3

МР2018 не оспаривает саму возможность получения УТС и в принципе не является нормативно-правовым или законодательным актом. О необходимости компенсации УТС говорится во многих решениях ВС РФ. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации под номером 2 от 2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС» говорится, что такая выплата должна осуществляться и на это имеется гарантия договора. В п. 37 ППВС РФ 58 от 26.12.17 также оговаривается необходимость возмещения УТС.

Читайте также  Набор съемников подшипников в кейсе jtc 1141

Но ни одно ППВС РФ не регламентирует методику оценки УТС. Если говорить об ОСАГО, то «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), используемая для целей ОСАГО не рассматривает расчёта УТС и для определения УТС используются другие методики.

Таким образом, на сегодняшний день именно методика Минюста используется для ОСАГО (а также для КАСКО и исков к частным лицам), т.к. она рекомендована для судебных экспертов.

Таким образом, на текущий момент оспорить отказ в возмещении УТС по п. 8.3 представляется затруднительным, ведь с высокой вероятностью суд будет опираться на МР2018. Возможно, положения МР2018 будут оспорены в ВС РФ, но пока этого не произошло.

Как рассчитать возмещение УТС по ОСАГО? По какой методике? Образец заявления

Методика расчёта УТС по ОСАГО

Само это понятие в законодательстве не содержится, но методика его расчёта есть.

Верховный суд даёт такую трактовку утере товарной стоимости:

Уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №58 (далее – ППВС РФ №58 по ОСАГО), пункт 37).

Простым языком УТС — это разница между стоимостью целого, но не битого и не крашеного автомобиля, и стоимостью такого же целого, но битого, а потом восстановленного и крашеного автомобиля после ДТП.

Поскольку утрата стоимости относится к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, то владелец поврежденного транспортного средства (потерпевший) имеет право на получение данной выплаты.

Порядок калькуляции утраты товарной стоимости

Сколько могут выплатить? Расчёт

Такой расчет производят по определенным правилам, собранным в специальную методику. Порядок калькуляции приведен в соответствующих Методических рекомендациях, которые были подготовлены Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте РФ в 2018 году.

Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению.

Расчёт производится на дату оценки (исследования) по формуле:

Формула расчёта УТС по ОСАГО в 2021 году

  • CКТС – стоимость КТС (колесного транспортного средства) на дату расчёта УТС (исследования) в рублях,
  • КУТСi – коэффициент УТС по i-ному элементу КТС, ремонтному воздействию, в процентах.

Значения коэффициентов УТС (КУТСi)определяются по результатам экспертной практики и приведены в указанных выше Методических рекомендациях Минюста в виде таблицы.

Для расчёта коэффициента УТС при окраске автомобиля используется отдельная формула:

Калькуляция расчёта утраты товарной стоимости при окраске автомобиля

  • КУТСокр(1) – коэффициент УТС по окраске первой кузовной составной части или бампера, %,
  • КУТСокр(n-1) – коэффициент УТС по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера, %,
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата стоимости.

Ничего не понятно! Сколько выплатят в рублях?

Указанные выше формулы используются независимыми экспертами, да и то за них УТС рассчитывает программа. Неудивительно, что самостоятельно посчитать ее вы вряд ли сможете.

Но давайте приведём небольшой пример.

Допустим, стоимость машины на дату расчета УТС в 2021 году будет равна 500 000 рублей. Из ремонтных воздействий были:

  • замена заднего лонжерона (0.5% по таблице),
  • замена панели задней части (0.3% по таблице),
  • окраска этой панели (0.5% по таблице).

Считаем: 500 000 руб. х (0.5% + 0.3% + 0.5%)/100% = 6 500 рублей.

Таким образом, к стоимости восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства по ОСАГО добавится еще сумма УТС в размере 6 500 рублей.

В целом же, можно ещё больше упростить формулу и, тем самым, сделать расчёт ещё грубее. Просто возьмите ориентировочно 8-10% от рыночной стоимости машины – это и будет средняя сумма УТС при средних повреждениях автомобиля.

Забегая немного вперед, скажем, что если был произведен ремонт на СТОА по направлению страховщика, то потерпевший сможет просто получить выплату УТС деньгами в этом же размере 6 500 рублей.

Размер выплаты в рублях и заявление на УТС

Когда УТС не считают?

Но есть и исключения для расчёта и выплаты, вот наиболее актуальные из них.

УТС не рассчитывается в следующих случаях:

  1. если автомобиль старше 5 лет с даты выпуска;
  2. если машина старше 2,5 лет и признана использующейся в интенсивном режиме;
  3. для грузовых авто – если они старше 3 лет;
  4. когда была произведена замена кузова до расчёта УТС (кроме кабины КТС, установленного на раме за кабиной);
  5. если автомобиль ранее подвергался ремонту по ОСАГО или в других формах, в том числе даже частичной окраске;
  6. если у машины были повреждения в результате ДТП,
  7. когда на дату ДТП авто имело ржавчину на кузове (на деталях, которые были повреждены).

Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2021 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Можно ли получить выплату УТС при ремонте по ОСАГО?

Да, можно. Несмотря на то, что страховая компания оплачивает ремонт непосредственно автосервису, потерпевший может получить выплату УТС деньгами.

На это однозначно указал Верховный Суд РФ в пункте 37 Пленума по ОСАГО:

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания.

Как подать заявление?

Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.

Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2021 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.

Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.

Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.

Как осуществляется расчет УТС в 2021 году

Об авторе

Любой водитель, продавая свой автомобиль, рассчитывает, что цена будет максимально приближенной к той, по которой он приобретался. Но в результате ДТП, даже если был произведен качественный ремонт, стоимость авто может значительно упасть. Поэтому так важно произвести максимально точный расчет УТС поврежденной машины.

расчет УТС

Нюансы расчета УТС по ОСАГО

расчет производится на основании рыночной цены машины

Для того чтобы разобраться как рассчитывается УТС по ОСАГО необходимо знать некоторые особенности. Основой, от которой «отталкивается» калькуляция становится рыночная цена машины. Соответственно компенсация авто класса «люкс» будет заведомо выше, чем у «гольф-класса». Основные учитываемые параметры:

  • потеря товарного вида, повреждение покрытия;
  • снижение эксплуатационных показателей;
  • ухудшение прочностей тех. узлов вызванных ремонтом.
Читайте также  Ттх урал 4320 военный

Для того чтобы инициировать проведение экспертизы необходимо соблюсти определенные требования. А именно:

  1. Если машина имеет Российское производство, она должно быть не старше 3 лет, если иностранное – не старше 5 лет.
  2. Износ – не более 35%.
  3. Авто первый раз попадает в ДТП.
  4. Водитель признан невиновным в аварии.
  5. Выплаты УТС суммируются со страховыми, и общая сумма не должна быть выше максимальной суммы по страховке.
  6. Договор ОСАГО не просрочен.

На заметку! По договору КАСКО выплаты производятся на тех же условиях, если обратное не прописано документом.

Методы калькуляции УТС

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля проводится только лицензированной экспертной организацией. Они могут использовать любую из следующих методик:

  • руководящего документа;
  • Минюста;
  • Хальбгевакса.

Внимание! Перед тем, как запрашивать экспертизу, необходимо определить возраст авто и уровень износа. Если данные параметры превышают требования законодательства, данная процедура будет бессмысленной.

кто не может претендовать на УТС

Методика руководящего документа

Наиболее сложный и редко применяемый метод руководящего документа основан на расчете УТС для каждой поврежденной в аварии детали в отдельности. Вычисления проводят по следующей формуле:

УТС общ. = УТС1 + УТС2 + УТС3 + … + УТСπ

Расшифровка: УТС1 … УТСπ – стоимость ремонта каждой детали по отдельности.

Предварительно необходимо рассчитать стоимость ремонта детали по следующей формуле:

  • УТСπ – цена ремонта одного элемента;
  • К – показатель изменения КТС, именно он зависит от возраста и износа;
  • СК – объединенный показатель коэффициентов;
  • СД – розничная цена поврежденного элемента.

Пример при повреждении бампера:

Показатели Вычисления Примечания
К – 0,4 (по таблице коэффициентов) СК – 0,030 (съемная кузовная деталь) СД – 1300 руб. УТСπ = 0,4 х 0,030 х 1300 = 15,6 руб. Данное повреждение классифицируется как незначительное, соответственно компенсация за деталь небольшая.

На заметку! Так как методика требует особой тщательности и много времени, она применяется исключительно к автомобилям премиум-класса.

Методика Минюста

формула расчета УТС по ОСАГО

Расчет УТС в 2019 году по методу Министерства юстиции используется значительно чаще случаев. Она заключается в сравнительной характеристике цены машины до аварии (берется стоимость аналогичного авто) и после. Формула: ЧА = С х ∑ПК/100

Расшифровка:

  • ЧА – разница между авто до аварии и после ремонта;
  • С – стоимость авто перед ДТП;
  • ПК – поправочный коэффициент, имеется в таблице эксперта.

Пример расчета при повреждении верхней поперечной рамки радиатора:

Показатели Вычисления Примечания
С – 1300000 руб. ПК – 0,1 ЧА = 1300000 х 0,1/100 = 1300 руб. Размер компенсации незначителен.

Показатели поправочных коэффициентов указываются в экспертных таблицах. При их установлении руководствуются следующими параметрами:

  1. При выполнении сварочных работ связанных с заменой узлов, коэффициент поправки уменьшают в 5 раз от первичного значения.
  2. Ремонт элементом не может быть дороже замены их новые.
  3. Если дефект не является результатом аварии, коэффициент уменьшаю на 2.
  4. Замена лакокрасочного покрытия кузова снижает итоговую стоимость всего авто.

На заметку! При обнаружении до аварийного кузовного перекоса, коэффициент уменьшается.

Методика Хальбгевакса

Расчет по данному методу является наиболее точным и применяется в большинстве случаев. Формула напоминает предыдущую, но имеет существенные уточнения. А именно:

  • ИВ – искомые данные;
  • ПК – поправочный коэффициент;
  • РС – рыночная стоимость с учетом возраста и износа;
  • РСТ – полная стоимость ремонта.

При вычислении поправочного коэффициента необходимо учитывать еще несколько дополнительных параметра:

  1. А = РСТ/РС х 100%.
  2. В = ОР/ЦЗ х 100%, где ОР – оплата услуг мастеров, ЦЗ – цена запчастей.

Пример расчета УТС авто стоимостью 900000 и возрастом 2 года:

Показатели Вычисления Примечания
РС – 900000 руб. РСТ – 70000 руб. ЦЗ – 20000 руб. Поправочный коэффициент – 3,5 ОР = 70000 – 20000 = 50000 А = (70000/900000) х 100 = 7,78% В = (50000/20000) х 100 = 250% ИВ = (3,5/100) х (900000 + 70000) = 33950 При данных расчетах автовладелец получит сумму (ИВ) в 33950 руб.

таблица Хальбгевакса

Вычисления есть смысл производить, в случае, когда соблюдаются следующие параметры:

  1. Величина А не превышает пределов 10 – 90. Если цена восстановления машины будет значительно меньше полной стоимости авто, то компенсация составит гораздо меньшую сумму, чем проведение экспертизы со всеми измерениями и расчетами.
  2. Показатель В имеет более 40. При данных параметрах стоимость работ превысит цену за детали.

На заметку! Рассчитать самостоятельно УТС задача непростая. Для того чтобы цифры имели законную силу и могли быть предъявлены в страховую компанию, экспертизу должна проводить специальная комиссия. Но перепроверить данные можно с помощью онлайн-калькулятора.

Инструкция для получения компенсации

В большинстве случаев при обращении автовладельца за компенсационной выплатой, страховые компании отказывают. Но согласно постановлению Пленума Верховного суда № 58 п. 37 от 26.12.2017 г. «О применении закона об ОСАГО», уменьшение товарной стоимости является ущербом и подлежит обязательному возмещению при определенных условиях. Данные условия закреплены в ст. 7.1 «Исследования автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Перед тем как начать со страховой компанией судебную тяжбу, необходимо выполнить следующую инструкцию:

  1. Произвести калькуляцию УТС. Для этого обращаются за независимой экспертизой в любую компетентную организацию, имеющую соответствующую лицензию. Дополнительно необходимо собрать документы подтверждающие произведенные авторемонтные затраты, акт от страховой компании о первичном и последующих осмотрах.
  2. После произведенного расчета, на руки автовладельцу выдается акт об УТС. Его подают в страховую компанию.
  3. Сотрудники рассматривают весь пакет документов и в случае согласия с предъявленными бумагами выплачивают обозначенные средства.
  4. При отказе в выплате компенсации, автомобилисту придется обращаться в суд.

Внимание! Если на момент возникновения страхового случая компания, с которой был заключен договор ОСАГО, была признана банкротом, судебные разбирательства предстоят с виновным в ДТП автовладельцем.

Перечень обязательных документов

Как при обращении к «страховщикам», так и для взыскания средств через суд, самое важно в полном объеме собрать документы. Основной пакет состоит:

  • паспорт;
  • водительские права;
  • действующий полис ОСАГО;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
  • квитанция об оплате экспертизы;
  • акт с расчетами экспертной комиссии;
  • протокол ГИБДД;
  • заявление от автовладельца о возмещении.

Внимание! Профессиональные юристы рекомендуют составлять не менее 4-х экземпляров каждого документа: для страховой компании, в суд, двум участникам ДТП.

Утрата товарной стоимости – что это такое?

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

«Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС — Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Оплачивается ли УТС по ОСАГО?

Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.

Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

Выплачивает ли страховая компания УТС по КАСКО?

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

Возмещение УТС с виновника ДТП

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как происходит расчет УТС?

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

Основные принципы методики МИНЮСТа по определению УТС?

УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

Как повлияли изменения закона об ОСАГО (натуральное возмещение) на возмещение УТС в 2017/2018 году?

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение — это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Образец заявления на выплату УТС

Законные основания для отказа в выплате УТС

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

На сколько отличается размер утраты товарной стоимости автомобиля 2018 года выпуска от аналогичного автомобиля 2014 года.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: