Путевой лист для гибдд нужен

Путевой лист грузового автомобиля — 2021

Согласно уставу автомобильного транспорта, путевой лист — это учетный документ для контроля работы транспортного средства и водителя. Эксплуатация транспорта без путевых листов в большинстве случаев запрещена, поскольку они подтверждают обоснованность пробега и списания расходов на ГСМ, а также начисление заработной платы водителям, поэтому при их заполнении важно соблюдать определенные правила, тем более что типового бланка путевого листа не существует.

С 01.01.2021 эти правила изменены. Минтранс Приказом от 11.09.2020 № 368 утвердил обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов, которые распространяются и на грузовые автомобили. Особенностям оформления путевых листов на этот вид транспортных средств и посвящена наша статья.

Зачем нужен путевой лист

Деятельность по перевозке грузов специализированными транспортными компаниями, а также иными организациями, эксплуатирующими грузовые автомобили, должна сопровождаться оформлением оправдательных документов. Таким документом, согласно п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, утвердившего устав автотранспорта, является путевой лист (ПЛ). Это первичный учетный документ, на основании которого организация может учесть затраты на его эксплуатацию в налоговых расходах.

Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство (ТС), предназначенное для перевозки грузов. Грузовики подразделяются:

  • на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач);
  • на автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач);
  • на автомобили-самосвалы;
  • на специализированные автомобили.

Автомобиль с прицепом или автомобиль-тягач с полуприцепом или роспуском называют автопоездом.

Основным документом первичного учета, определяющим показатели учета работы подвижного состава и водителя, являются ПЛ. Именно они являются основанием для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов.

Можно ли ездить без путевого листа

Нет, нельзя. Согласно пункту 2 ст. 6 устава автотранспорта, перевозки грузовыми ТС без путевых листов запрещены. Невыполнение этого правила водителю грузовика грозит предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (п. 2 ст. 123 КоАП РФ).

Наличие и корректность заполнения путевого листа могут проверить сразу несколько структур:

  • ИФНС;
  • Ространснадзор;
  • ГИБДД;
  • ГИТ.

Кроме того, ошибки в путевых листах могут привести не только к штрафам, но и к снятию налоговых расходов.

Причем если эксплуатируется грузовик, то оформление путевых листов требуется не только при коммерческих перевозках, но и в том случае, если они выполняются для нужд организации или ИП (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Например, отсутствие путевого листа не позволило компании доказать в суде обоснованность затрат на приобретение товара и дизтоплива, хотя товарные чеки на покупку солярки имелись. Однако согласно Определению ВС РФ от 22.12.2017 № 306-КГ17-18710, количество израсходованного топлива, исходя из пробега авто, может подтвердить лишь путевым листом.

Виды путевых листов грузового автомобиля

Обязательная для применения форма ПЛ как для легкового, так и для грузового автомобиля законом не установлена. Исходя из статьи 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы «первички» организация разрабатывает самостоятельно. Согласно информации Минфина РФ № ПЗ-102012, применение унифицированных форм первичных документов начиная с 2013 года не являются обязательным. Однако несмотря на это, компании и ИП продолжают использовать именно их, прописывая этот факт в учетной политике.

С другой стороны, унифицированные формы не содержат обязательных реквизитов для заполнения ПЛ, поэтому их применение может повлечь нарушение нормативных требований.

Таким образом, унифицированные формы можно брать лишь за основу, а дополнять необходимыми реквизитами.

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждены два вида унифицированных путевых листов:

  • по форме № 4-С;
  • по форме № 4-П.

Отличие этих форм в том, что первая, № 4-С (сдельная) — используется при сдельной оплате работы на грузовике, а вторая, № 4-П (повременная) — при оплате работы по повременному тарифу (при этом допускается одновременная перевозка грузов до двух заказчиков в течение одной смены водителя).

Как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля

Заполнение ПЛ грузового автомобиля зависит от того, каким образом оплачивается работа водителя.

Если труд водителя оплачивается по сдельным расценкам, можно разработать бланк путевого листа, взяв за основу форму № 4-С, если по повременным расценкам — форму № 4-П. И в том и в другом случае бланки необходимо дополнить обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Разработанный образец бланка следует закрепить в учетной политике компании.

Итак, согласно Приказу Минтранса РФ № 368 начиная с 01.01.2021 в бланке ПЛ должны быть следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование документа и его номер.
  2. Срок действия документа, то есть дата, в течение которой действует путевой лист. Если документ оформляется больше чем на один день — даты начала и завершения периода применения ПЛ.
  3. Собственник ТС. Если владелец ТС — юрлицо, то указывается его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН. Если собственник ИП, то его фамилия, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  4. Сведения о ТС, то есть его тип, марка и модель. Те же сведения о прицепе или полуприцепе (если они используются), регистрационный номер автомобиля и прицепа, показания пробега автомобиля (в полных км по одометру) при выезде с парковки и по возвращении из рейса, а также после завершения рабочей смены, дата и время осуществления предрейсового и предсменного контроля техсостояния ТС, дата и время пуска транспорта на линию и его возврата.
  5. Информация о водителе. Указывают фамилию, имя, отчество, дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра (если такая обязанность установлена законом).
  6. Сведения о перевозке. Здесь нужно отразить сведения о видах сообщения и видах перевозок. Они приведены в статьях 4 и 5 устава автотранспорта. О том, как заполнить данные реквизиты, Минтранс сообщил в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Как разъяснило ведомство, видов сообщения может быть четыре:
  • городское;
  • пригородное;
  • междугородное;
  • международное.

Если же перевозка осуществляется несколькими видами сообщения, в соответствующей графе путового листа нужно будет указать все эти виды через запятую.

Что касается реквизита «Вид перевозки», здесь потребуется отразить один из следующих видов перевозок:

  • регулярная — пассажиров и багажа;
  • пассажиров и багажа;
  • по заказу пассажиров и багажа легковым такси;
  • грузов для собственных нужд;
  • организованная группы детей.

В ПЛ можно размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие индивидуальные особенности работы предприятия.

Заполнять путевые листы необходимо по правилам, приведенным в пунктах 8–16 порядка заполнения ПЛ по Приказу Минтранса РФ № 368.

На каждое ТС заполняется отдельный ПЛ. Если за рулем одного и того же автомобиля работают несколько водителей, можно заполнить отдельный документ на каждого из них — п. 8 и 10 порядка.

Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.

Если на один грузовик оформлено несколько ПЛ для каждого водителя, то в документе необходимо указать:

  • сведения о водителе, который выезжает со стоянки первым, дату и время, а также показания пробега;
  • сведения о водителе, который заезжает на стоянку последним, дату и время и показания пробега на момент заезда.

Медработник отмечает в путевом листе результаты проведенных предрейсового и послерейсового осмотров в виде штампов «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медосмотр» соответственно (п. 15 порядка заполнения ПЛ, п. 16 и 17 порядка проведения медосмотров, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Если рейс превышает по длительности один день, то отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах вносятся в путевой лист перед началом поездки и после ее завершения. По такому же принципу в путевом листе отражаются отметки и в том случае, если в течение одного дня производится один рейс и более. Эти разъяснения приведены в письме Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ до выхода новых правил оформления путевых листов, но актуальны и в настоящее время.

Предрейсовый и предсменный контроль техсостояния авто осуществляет работник, ответственный за данный участок работы. В путевом листе он отражает:

  • состояние ТС;
  • дату и время выпуска и возвращения ТС на линию;
  • результат осуществления предрейсового или предсменного контроля в виде отметки «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 порядка заполнения ПЛ).

Последовательность проведения медосмотров и контроля техсостояния автомобиля при оформлении путевого листа законом не установлена, поэтому согласно письму Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ эти процедуры можно проводить в произвольной очередности.

Заполненные путевые листы нужно зарегистрировать в журнале, предназначенном для этих целей. Если журнал регистрации заполняется на бумаге, его листы нужно пронумеровать и прошить (п. 17 порядка).

Читайте также  Шкода суперб сравнение с конкурентами

Данный журнал может быть и в электронной форме. Информацию, вносимую в электронной журнал, необходимо заверять усиленной КЭП, а также иметь возможность его распечатки (п. 17 и 18 порядка).

Согласно указаниям по заполнению ПЛ, приведенным в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, после заполнения ПЛ диспетчером, документ выдается под расписку водителю.

В ПЛ по форме № 4-П предусмотрены блоки для заполнения заказчиками — отрывные талоны.

Выписывать новый ПЛ можно только после сдачи водителем предыдущего листа.

При перевозках МЦ в ПЛ необходимо отразить реквизиты товарно-транспортных документов с указанием характеристик перевозимого груза.

Нужен ли путевой лист? Как сотрудники ГИБДД вымогают у водителей деньги

Нужен ли путевой лист? Как сотрудники ГИБДД вымогают у водителей деньги

Речь идет о транспортных средствах, принадлежащих юридическим лицам. Дело в том, что в это время водитель машины не перевозил коммерческих пассажиров или груз, а значит, у него имелось право передвижения без необходимости выписывать путевой лист.

Это же относится и к доверенности на управление транспортом, отмена которой состоялась еще в 2012 году. Тем не менее, хотя требования закона водителем нарушены не были, его все же привлекли к ответственности административного характера за то, что у него отсутствовал заполненный должным образом путевой лист. Законными ли были эти требования и не нарушили ли законодательство сами сотрудники ГИБДД?

Нужен ли путевой лист? Как сотрудники ГИБДД вымогают у водителей деньги 3

Законность требований. В первую очередь, необходимо выяснить, было ли у инспекторов законное право требования подтверждающих документов на право управления машиной. Для этого, следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, согласно которому, пункт 2.1.1 ПДД Российской Федерации, был отменен. Назначение этого пункта состоит в регулировании списка документов, который обязан быть у водителя при себе при нахождении за рулем, и он обязан предъявить их работникам силовых структур по первому требованию.

Нужен ли путевой лист? Как сотрудники ГИБДД вымогают у водителей деньги 4

Одним из изменений, внесенных этим пунктом в Правила дорожного движения, стала отмена абзаца, обязывавшего водителей транспортных средств иметь документы на право управления машиной, если они не являлись владельцами, и сам собственник отсутствует в салоне автомобиля. Иными словами, данное постановление Правительства было им же аннулировано в 2012 году. Это означает, что с 2012 года требование сотрудниками ГИБДД наличия у лица, находящегося за рулем, документов, подтверждающих наличие права на управление в отсутствие хозяина — является незаконным.

Путевой лист. Водитель, которого остановили сотрудники с требованием предъявления доверенность, с этим пунктом был ознакомлен, и практически слово в слово повторил им его содержание. Но отпущен он не был, и работники ГИБДД внезапно переключили внимание на еще один пункт, вызвавший немало споров. Следующим их требованием было предъявление заполненного путевого листа. Мотивацией для подобного вопроса была регистрация на коммерческое предприятие, то есть юридическое лицо. Согласно закону, по их словам, все лица, находящиеся за рулем машин, принадлежащих компаниям, обязаны иметь и демонстрировать в случае необходимости заполненный должным образом путевой лист.

При отсутствии такового, как и произошло в вышеописанном случае, на водителя накладываются штрафные санкции в размере 500 рублей, с составлением протокола о нарушении действующего закона.

Оценка действий сотрудников ГИБДД. Далеко не все водители хорошо осведомлены в юридических нюансах законодательства, поэтому большая часть просто предпочтет оплатить штраф. На самом же деле, подобный штраф был наложен в противоречие законодательству, и его с легкостью можно было бы отменить при обращении в судебную инстанцию.

Итог. Начиная с 2012 года, работники ГИБДД не вправе требовать наличия у водителя доверенности на право управлять машиной, за рулем которой он находится, в случае отсутствия собственника. Также противоречит действующему законодательству и наложение штрафа при нахождении за рулем автомобиля, принадлежащего коммерческому предприятию. Поэтому, их действия в этом случае являются нарушением законодательства и могут быть квалифицированы как превышение служебных полномочий.

Путевой лист на ТС Юр. лицо.

Легковой автомобиль оформлен на ООО, я являюсь сотрудником данного ООО.

Необходим ли путевой лист, если автомобиль эксплуатирую в личных целях? Доверенность на управление ТС имеется. Например еду куда-либо с женой или друзьями. В багажнике только личные вещи. Чем аргументировать отсутствие путевого листа сотрудникам ГИБДД?

А так же, что делать, если в организации нет мед. сотрудника и механика (т.к. организация не большая и транспортными перевозками не занимается)

Ответы на вопрос:

Рекомендую организации выдавать путевые листы в данной ситуации. Путевой лист нужно оформлять на срок, не превышающий одного месяца. Если автомобиль используется для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей велика вероятность того, что контролирующие органы или суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.В такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение предрейсовых медицинских смотров.

Файле! Вот если бы авто передавалось под служебные цели, тогда нужно было бы и мед. освидетельствование делать и путевые листы оформлять.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013)«О безопасности дорожного движения».

Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения 1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Ничем аргументировать не сможете. Наличие доверенности не спасет. Путевой лист обязательно должен быть. Так как автомобиль оформлен на ООО. И не важно, что организация не большая и не занимается транспортными перевозками Путевой лист должен содержать все необходимые отметки, в числе медика и механика. Как вариант — нанять сотрудника по трудовому договору (ст.57 ТК РФ) хотя бы на 0,2 ставки. Или заключить гражданский договор на оказание услуг по техническому осмотру и медицинскому предрейсовому и после рейсовому осмотру транспортных средств, ст.779 ГК РФ.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013)«О безопасности дорожного движения».Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12414)

II. Обязательные реквизиты путевого листа

3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;

2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

Читайте также  Уплотнительные резинки на двери

3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

7. Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Стоит учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции требуют предъявить путевой лист, если машина зарегистрирована на фирму или физическое лицо, а водитель эксплуатирует ее в собственных целях. Поэтому существует возможность, что свою позицию придется отстаивать в суде.

КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если обратиться к закону то в путевой лист записывается информация с помощью которой организация контролирует водителя, а также расход ГСМ. В выписке путевого листа смысла нет если автомобиль эксплуатируется для личных нужд поэтому

нужны документы, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:

Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);

Договор аренды (субаренды);

Путевой лист – это документ, с помощью которого организация, владеющая автопарком, контролирует работу водителей, а также осуществляет учет расходов на ГСМ. Показания из этого документа используются в качестве основания для начисления зарплаты водителю. Кроме того, путевые листы необходимы для подтверждения расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. В силу с 30.12.2018)

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств

(в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 398-ФЗ (ред. 30.10.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;

Консультант Плюс: примечание.

С 1 ноября 2019 года Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ в абзац десятый пункта 1 статьи 20 вносятся изменения. См. будущую редакцию.

Оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как изменились правила оформления документации для перевозок в 2021 году

Как изменились правила оформления документации для перевозок в 2021 году

Новая редакция "Правил перевозки грузов" принесла перевозчикам электронный документооборот и дополнения к транспортной накладной. Что ещё изменилось и при чем здесь налоговая?

2021 год щедр на нововведения и изменения. Требования к перевозчикам и перечень правил, которые им необходимо соблюдать, традиционно растут. Одни из самых глобальных – это отмена ЕНВД и последующая смена налогового режима, изменение правил заполнения путевого листа , изменение правил расчета рабочего времени водителя. Не стоит забывать и про новый порядок техосмотра , который начнет действовать с 1 октября 2021 года, и про закрытие МКАДа для транзитных грузовиков. Но и это ещё не все.

С 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом . В работе перевозчиков этот документ – основополагающий. Предположительно нововведения облегчат работу водителей, логистов и. внезапно, налоговых инспекторов. На этот вывод натолкнула пояснительная записка к опубликованному прошлым летом законопроекту, где отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».

Какие главные изменения в "Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом"?

1. Электронный документооборот

Вопрос о переходе на электронную систему оборота документов в сфере грузовых и пассажирских перевозок поднимался уже несколько лет, но так и не находил разрешения. Обещания официально ввести электронные транспортные накладные перевозчики слушали уже не в первые, но в 2020 году ситуация, наконец, начала меняться. Тестирование нового формата электронного документооборота было проведено в октябре прошлого года (с 1 по 30 число). По отзывам участников эксперимента, всё прошло довольно неплохо: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.

По итогам теста с 1 января 2021 года новая редакция Правил допускает оформление важных документов в цифровом виде , а именно: транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов. Стоит отметить, что бумажные физические экземпляры этих документов из тиража не выходят и сохраняют свою силу.

Ожидается, что система начнет работу в 2022 году . Она будет собирать информацию из электронных документов. Для этого будет создан институт операторов электронного документооборота. Иными словами: оформлять «цифровые» документы можно будет только через разрешенные платформы, которые получили специальный допуск. Операторы, в свою очередь, должны будут направлять эти документы в Единую информационную систему электронных накладных.

2. Дополнительные поля в транспортной накладной
Перемены коснулись и самой формы транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу , а значит перевозчики уже сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.

  • Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;
  • В разделе «Груз» отныне необходимо указывать стоимость грузов;
  • В разделе «Транспортное средство» нужно указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);
  • Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле

Как цифровые документы отразятся на перевозчиках?
Введение электронного документооборота, безусловно, одно из ожидаемых событий в сфере перевозок. Традиционный “бумажный” способ передачи документов в реалиях современного мира “высоких скоростей” уже устарел. "Цифра" сэкономит не только бумагу, но и время:

  • У перевозчиков теперь есть возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью смартфона прямо в транспорте, что значительно ускорит оформление перевозки.
  • Как правило, участники сферы грузоперевозок оплату за свои услуги получают с отсрочкой. Ее отсчет берет начало с момента получения полного комплекта перевозочных документов, бумажный экземпляр которых должен быть отправлен по почте. Срок доставки может составлять неделю и больше. В то время как электронные экземпляры “долетят” в течение нескольких секунд.
Читайте также  Разрезная шестерня на москвич

Однако некоторые перевозчики и юристы выразили опасения, что новые правила оформления документации на перевозку грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС в принципе заинтересована в отслеживании доходов предпринимателей и физических лиц, и введение электронных накладных, безусловно, облегчит их работу. Например, ФНС станет проще вычислить цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. То есть отрасль автоперевозок станет более прозрачной и "белой", к чему в последние годы очень стремится государство.

Поэтому стоит еще раз отметить, что бумажные документы останутся в строю. И, если перевозчикам комфортней оформлять накладные традиционным способом, то никто запретить это не в праве. По крайней мере пока.

3. Введение понятия "водитель"
Возможно, предложение "в Правила перевозки грузов введено понятие «водитель»" покажется забавным. Но с точки зрения законодательства, формулировка должна быть исчерпывающей и точной. И новая редакция документа это определение предусматривает.

Итак, согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком.
Таким образом, теперь водитель должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.

4. Новый перечень реквизитов
Также новая редакция "Правил перевозок автомобильным транспортом" ввела перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Теперь дополнительно к стандартным данным о контрагентах и адресам пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов нужно указать следующую информацию:

Чем грозит водителю отсутствие путевого листа: суммы штрафов

Путевой лист предназначен для учета и списания финансовых расходов на служебный автотранспорт предприятия или организации. Чаще всего ведением подобных бумаг в компаниях занимаются сотрудники отдела бухгалтерии. В этой статье мы рассмотрим, чем грозит отсутствие путевого листа у водителя и какими штрафами чреваты подобные нарушения.

Кому нужен

Рассматриваемый лист помогает контролировать денежные расходы на автопарк предприятия и корректно начислять водителям заработную плату.

Парк грузовых автомобилей

Данный тип документа является строго необходимым для любых государственных и коммерческих фирм, которые в ходе работы используют тот или иной вид автомобилей. При этом форма собственности ТС не играет существенной роли.

Существует два способа оформить путевой лист:

  • по собственной учрежденной форме;
  • по стандартному образцу – типовая межотраслевая форма No3 от Госкомстата РФ от 28.11.1997.

Второй вариант является обязательным для организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров либо грузов. Последние изменения данного листа были внесены в 2017 году Минтрансом.

Что обычно указывают в листах:

  • данные водителя и информацию о его праве на езду в указанном ТС;
  • факт исправности и маршрут передвижения авто;
  • перечень расходов на содержание ТС и горючее к нему;
  • право собственности организации или ИП на автотранспорт.

В некоторых случаях организация имеет законные основания ввести свою форму путевого листа на специальном бланке. Такая возможность регламентирована законом Минтранса No152 от 18.09.2008. В документ также были внесены поправки и изменения Приказами Минтранса No17 и No476 от 18.01.207 и 07.11.2017 соответственно.

Важные нюансы заполнения и составления путевого листа на предприятии:

  • оформляется индивидуально на каждого водителя;
  • учет бланков ведется с помощью специального регистрационного журнала;
  • если водитель направляется в командировку на служебном транспорте, в путевом листе необходимо прописать маршрут и даты поездки;
  • лист заполняют разные сотрудники компании (посменно).

Стоит учитывать каждый из этих нюансов, чтобы минимизировать риски возникновения осложнений и проблем в связи с созданием или использованием путевых листовок. Важно понимать, что по КоАП за отсутствие путевого листа грозит строгое наказание в виде взыскания денежных средств.

Период действия и хранения

Если организация осуществляет перевозки пассажиров или груза, такая документация должна быть составлена на весь транспорт каждый день. В иных случаях предприятие имеет законное право составлять «путевки» на длительное время, при этом максимальный срок не может превышать 30 дней.

Стандартные временные рамки хранения путевых листов четко указаны сразу в нескольких нормативных документах:

  1. Приказе Минтранса No152 от 18.09.2008.
  2. Приказе Министерства Культуры No558 от 25.08.2010 года.
  3. В ст. 29 No402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  4. В ст. 24 Налогового кодекса РФ.

Согласно первому из них, обязательный период времени для хранения в архиве составляет 5 лет с возможностью продлить его в зависимости от обстоятельств по личной инициативе предприятия. По налоговому кодексу значится срок в 4 года, по ФЗ о бухучете – 5 лет.

Срок хранения путевых листов в архиве от 4-х до 75 лет

По приказу Министерства Культуры этот документ можно уничтожать по истечении 5 лет, но только если за это время была проведена соответствующая проверка со стороны контролирующих организацию органов. Также необходимо в обязательном порядке хранить в архивных бумагах путевые листы не менее 75 лет, если это единственные подтверждения того, что водители трудятся в тяжелых и/или вредных условиях.

Суммы штрафов за отсутствие

Когда уполномоченный сотрудник ГИБДД решает, какой штраф назначить за отсутствие путевого листа у ИП, он вправе оценить и другие обстоятельства конкретного случая. Например, бывали ли подобные штрафы ранее, насколько просрочена «путевка» и т.д.

Если у водителя по каким-либо причинам действующий путевой лист отсутствует полностью, происходит фиксация факта правонарушения. По ст. 12.3 КоАП РФ, на водителя налагается штраф в размере 500 рублей. С водителя крупного грузового авто взимается аналогичная сумма.

Если организация нарушила предписания по срокам хранения путевых листов, то компания обязуется выплатить сумму от 10 000 рублей по закону РФ.

Несоответствие путевого листа требованиям закона

Если документ заполнен частично или неправильно, это считается административным правонарушением, за которым последует ответственность. В связи с этим сотрудники ДПС могут наложить штраф на водителя по ч.2 ст. 12.3. КоАП РФ.

Неверно оформленный путевой лист считается административным правонарушением

Налоговая служба более лояльна по отношению к ошибкам в путевках и крайне редко предъявляет необоснованные претензии.

Какие нужны подписи

В путевом листе необходимы подписи нескольких специалистов, которые придают документу официальную юридическую силу или вносят дополнительные сведения, необходимые для учета всей информации о ТС и водителе.

В частности, необходим регулярный медосмотр водителя согласно п.1 ст.20 No196-ФЗ от 10.12.1995 года. Медицинская отметка может быть проставлена как до рейса, так и после. Вторая требуется для водителей пассажирского или грузового транспорта. В медицинском заключении содержатся следующие данные:

  • дата и время осмотра;
  • подпись фельдшера/медработника;
  • штамп;
  • заключение врача о состоянии здоровья шофера.

При отсутствии пометки о медосмотре в путевом листе сотрудники ГИБДД уполномочены оштрафовать водителя на сумму от 3 000 рублей.

Предрейсовый медицинский осмотр водителя

Должностное лицо, которому поручена работа с путевками, штрафуют на 5 000 рублей, а юридическое – на 30 000 руб. Данные суммы актуальны и за отсутствие путевого листа у водителя такси, но какой именно штраф в итоге заплатит таксист, не трудоустроенный официально, будет зависеть от ряда других факторов.

Также незаконно пытаться подделывать сами путевки или медицинские отметки в них. Подобные правонарушения караются денежным взысканием:

  • штраф на водителя — от 1 до 1,5 тыс. руб.;
  • должностного лица/руководителя – от 2 до 3 тыс. руб.;
  • организации – от 30 до 50 тысяч рублей.

Также в путевом листе обязательна отметка о технической исправности ТС, которую делает механик. Отсутствие реквизита приравнивается к нарушению предписаний КоАП РФ в заполнении путевого листа.

Итоги

Путевые листы – это на первый взгляд простые, но все-таки необходимые в 2020 году документы на любых предприятиях, которые занимаются эксплуатацией автомобилей в рабочих целях. Игнорирование правильности его создания, заполнения или хранения чревато неприятными последствиями в виде штрафов. Взыскание может коснуться как управляющего транспортом лица, так и компании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: