Проблемы безопасности на дорогах

Статья «Безопасность:дети и дорога»

Сегодня безопасность наших детей на дороге — проблема первоочередная, особенно для жителей больших городов. Первое, с чем сталкивается ребенок в своем ежедневном походе за знаниями, — дорога, автотранспорт и не всегда осознающие опасность своего поведения для окружающих водители. Даже до школы, расположенной внутри жилого квартала, ребенку приходится добираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей.

Когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.

Дорожно-транспортный травматизм является причиной высокой смертности среди наших детей. Устранение причин и условий аварийности должно стать одним из основных национальных приоритетов.

В обеспечении безопасности учащегося задача образовательной организации, педагога — научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, выработать устойчивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но жизненно необходимых правил безопасности поэтому и особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время образовательные учреждения решают проблемы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.

Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Государственной Думой Российской Федерации в 1995 г. был принят Закон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. была одобрена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», а продолжением стала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

В документах предусматриваются мероприятия по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения и формированию правового сознания.

В 2009 г. на одном из Заседания президиума Государственного совета РФ Президент РФ Д.А. Медведев поручил правительству, министерствам образования и науки, здравоохранения и социального развития, юстиции и МВД России рассмотреть проблемы безопасности дорожного движения и подготовить конкретные предложения в этой области, в числе которых предусматривалось бы увеличение продолжительности обучения детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах по соответствующим учебным программам. При необходимости было рекомендовано внести изменения в государственные образовательные стандарты.

Статистика показывает, что ежегодно в результате трагедий на дороге в мире погибают около 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. получают ранения, причем на страны с низким и средним уровнем доходов приходится около 90% всех погибших и пострадавших на дороге. Самый высокий процент смертности от всех видов травм приходится на дорожно-транспортные происшествия.

Как показывает опыт работы, на сегодняшний день единых требований к обучению учащихся правилам безопасного поведения на дороге нет.

Количество часов, выделяемых в курсе ОБЖ в сегодняшних образовательных стандартах и в учебных планах преподавателя ОБЖ на изучение ПДД, никаким образом повлиять на поведение ребенка не может. Количество же часов, выделенных на изучение правил безопасности на дороге в курсе ОБЖ с 1-го по 11-й класс составляет 13,2%.

Беседы, проводимые на классных часах классными руководителями, носят, как правило, формальный характер, в основном перед началом каникул, и также не обеспечивают учащихся необходимыми знаниями в этой области.

Очевидно, что обучение учащихся образовательных учреждений по существующим программам в существующем сегодня объеме недостаточно для формирования у них системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих грамотные и ответственные отношения между участниками дорожного движения. Образовательные программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасности на дорогах, должны быть нацелены и на перспективу — почти все сегодняшние учащиеся — будущие водители и от них будет зависеть безопасность на дорогах. По официальной статистике более 80% всех ДТП происходит по вине водителей. Поэтому изучение правил дорожного движения должно быть организовано на профессиональном уровне и в полном объеме в разделе предмета ОБЖ или как самостоятельная учебная дисциплина.

Детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями правил дорожного движения, умениями их выполнять и т.п. В снижении количества и тяжести травм детей на дорогах особую роль играет профилактика. Ее меры разнообразны, диапазон — от индивидуального воспитания ребенка до реконструкции и перепланировки городских магистралей.

Можно выделить несколько проблемных моментов в изучении и преподавании правил дорожного движения в образовательных учреждениях, при этом не делается различия в возрасте учащихся:

— использование устаревших методик при обучении учащихся правилам дорожного движения;

— отсутствие в достаточном количестве современных не только компьютерных наглядных и методически грамотных разновозрастных пособий по безопасности на дороге;

— отсутствие «детского дорожного городка».

— неумение представителей ГИБДД общаться с детьми младшего школьного возраста, а также с учащимися младших классов и средней школы;

— формальное отношение взрослых к проведению встреч с учащимися;

— нет заинтересованности у школьников на уроках по правилам дорожного движения (необходим некий привлекательный для школьников «стимул» для проявления инициативы с их стороны; необходимо показать всю «нужность» и сложность системы правил дорожного движения);

— отсутствует возможность обучения подростков на тренажерах;

— предлагаемые конкурсы («Безопасное колесо», стенгазет) не очень привлекательны для детей, т.к. подготовка к ним требует наличия определенных реквизитов, часто отсутствующих в образовательных учреждениях, а предлагаемые для изучения вопросы либо некорректно составлены, либо требуют бездумного зазубривания правил для автомобилистов.

— часто существует формальный подход учителей к обучению учащихся правилам дорожного движения;

— отсутствие единых основных требований к оформлению классных «Уголков дорожной азбуки», «Уголков правил дорожного движения» ;

— отсутствие законных наказаний при нарушении учащимися правил дорожного движения (нет ответственности родителей за нарушение (незнание) их детьми ПДД;

— усиление действий ГИБДД на оживлённых переходах, особенно вблизи образовательных учреждений);

— проведение и обсуждение тем по правилам дорожного движения в форме дебатов, совместных рейдов с привлечением учащихся разного возраста для участия в мероприятиях по правилам дорожного движения, как в качестве участников, и в качестве помощников организаторов с соответствующей системой поощрения;

— отсутствие взаимозаинтересованности и обратной активной связи «образовательное учреждение — ГИБДД». Образовательному учреждению самому приходится вызывать инспекторов отдела по профилактике для проведения бесед с учащимися;

— отсутствие «курсов» для учащихся, по окончании которых они могут посетить «учебные центры ГИБДД» где они могут получить «корочки» по знанию теории правил дорожного движения, льготу при дальнейшем обучении на курсах вождения и пр.

Конечно, представленные выше проблемные моменты, в той или иной степени решаются, но не так интенсивно как хотелось бы.

Поэтому безопасность учащихся на дороге полностью ложится полностью на плечи образовательного учреждения.

Предложим для образовательного учреждения существующие и перспективные средства обучения учащихся основам безопасности дорожного движения:

— обучение правилам и безопасности дорожного движения должно стать обязательным и непрерывным, начиная с дошкольного возраста и заканчивая высшим учебным заведением;

— количество учебных часов по изучению правил дорожного движения по предмету ОБЖ должно быть сообразным решаемой проблеме;

— содержание учебных программ должно соответствовать принципиально новой концепции обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которой:

— необходимо изучение психологии поведения участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым;

— необходим поиск истинных причин ДТП и их анализ, а не фиксирование их последствий;

— требуется не механическое заучивание правил дорожного движения, а проникновение в смысл и формирование умения сознательно применять их;

— должно быть осознанное, а не принудительное законопослушание;

— обязательно взаимное уважение участников дорожного движения.

Только комплексное решение проблем всеми заинтересованными сторонами может улучшить состояние обучения и преподавания вопросов ПДД в образовательных учреждениях.

Знание ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.

Эпидемия на дорогах

Страны всего мира договариваются о едином плане по снижению смертности в ДТП

В начале 2020 года в Стокгольме состоялось важнейшее международное мероприятие – Третья всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. Одним из основных ее организаторов и участников стала Российская Федерация. По итогам 80 стран договорились снизить до 2030 года число погибших и пострадавших в авариях. План по борьбе с ДТП будет обсуждаться на уровне глав государств, поскольку без политической воли исключить гибель миллионов человек на дорогах невозможно.

Проблема глобального масштаба

Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения состоялась в 2009 году в Москве по инициативе российской стороны (за идеологию и организацию отвечала Госавтоинспекция). На мероприятии собралось более 1,5 тыс. участников самого высокого уровня из 70 стран, что сделало конференцию беспрецедентным по масштабу событием. Конференцию открывал президент Дмитрий Медведев, по ее итогам была подписана Московская декларация, в которой страны-участники договорились о мерах по улучшению безопасности дорожного движения во всем мире. В соответствии с призывом участников конференции период 2011–

2020 гг. был объявлен Организацией Объединенных Наций Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Вторая министерская конференция прошла в 2015 году в Бразилии с целью подведения промежуточных итогов осуществления Десятилетия действий.

Третья конференция, организованная правительством Швеции совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), состоялась в феврале 2020 года. Наша страна принимала активное участие в работе Международного консультативного комитета по подготовке мероприятия. Российскую делегацию на конференции возглавил министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев. С российской стороны также участвовали начальник Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, а также представители Научного центра БДД МВД России, Минздрава, Минтранса и ФГУП «НАМИ». Конференция 2020 года собрала более 1,7 тыс. участников и 80 министров из разных стран мира, что еще раз подтверждает повышенное внимание политиков к проблеме безопасности на дорогах.

Читайте также  Чем отличается распредвал от коленвала

Среди высокопоставленных участников – король Швеции Карл XVI Густав, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебреисус (из-за занятости в связи с ситуацией с коронавирусом он обратился к участникам с видеообращением), президент Международной автомобильной федерации и спецпосланник Генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН Ольга Алгаерова.

Россия рассматривает повышение безопасности дорожного движения в качестве одного из приоритетов государственной политики, важного фактора устойчивого социально-экономического и демографического развития, подчеркнул Владимир Колокольцев в ходе своего выступления. «Наша страна традиционно придает большое значение международному взаимодействию в данной сфере», – заявил он. Говоря о международной обстановке, руководитель МВД России отметил, что с 2009 года удалось сделать многое для улучшения ситуации в области безопасности дорожного движения. В 2018 году был создан Целевой фонд по безопасности дорожного движения ООН для финансовой поддержки стран со средним и низким доходом: представители МВД вошли в его административные органы – консультативный совет и руководящий комитет. За время существования фонда удалось привлечь почти $20 млн от государств-участников и частных компаний. Одним из крупнейших инвесторов является Российская Федерация – она обеспечила более $2 млн, что является рекордом для стран-участников. Финансовую помощь от фонда уже получили Филиппины, Эфиопия, Египет, Пакистан и Сенегал (см. ниже).

Вызов нового десятилетия

Между тем, следует из данных ВОЗ, смертность от ДТП в мире все равно растет (планировалось снизить ее вдвое к 2020 году, но добиться этого пока не удалось). Для исправления негативной тенденции необходимы дополнительные усилия, об этом говорили все участники конференции. Президент России и правительство уже поставили цель стремиться к нулевой смертности в ДТП к 2030 году – для этого реализуется стратегия безопасности дорожного движения и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основные показатели аварийности в России уверенно снижаются, причем не первый год (см. ниже).

Выступая на одном из мероприятий в рамках министерской конференции, Михаил Черников говорил также о важном эффекте, который дает пропаганда безопасности движения. По данным Госавтоинспекции МВД России, в том числе благодаря развернутой просветительской работе с 2011 года в России доля водителей, пользующихся ремнями безопасности, выросла с 32 до 83%; доля мотоциклистов, пользующихся шлемами, – с 17 до 42%; доля нарушающих ПДД пешеходов сократилась с 72 до 48%.

Министр инфраструктуры Швеции Томас Энерот говорил о том, что ДТП являются основной причиной смертности среди детей, сравнивая это явление с эпидемией. Если ничего не сделать, то число ДТП в ближайшие годы будет только расти, продолжал господин Энерот, призывая страны делиться друг с другом успешными практиками. Тем более, в распоряжении государств имеются новые технологии и инструменты из области цифровизации, которых не существовало 10–15 лет назад.

В прошлом году правительство Швеции поставило задачу уменьшить вдвое смертность в ДТП к 2030 году (в прошлом году на шведских дорогах погибло 223 человека), рассказал Томас Энерот. «Надеюсь, что остальные страны этому последуют», – отметил он. Он подчеркнул, что странам нужно уделить особенное внимание контролю скоростей и установлению скоростных ограничений. Его поддержал и ведущий эксперт по безопасности движения, профессор Технического университета Чалмерса (Швеция) Клас Тингвал. «Скорость – это кинетическая энергия, это то, что убивает нас, – заявил он. – При высокой скорости автотранспорта увеличивается потребление энергии, выброс вредных частиц, шумовое загрязнение. Скорость движения транспорта имеет критическое значение для качества жизни».

Цели итоговой декларации

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев во время выступления

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев во время выступления

По итогам конференции участники подписали новый масштабный документ – Стокгольмскую декларацию, которая впоследствии будет использована при подготовке к очередному заседанию Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о повышении безопасности дорожного движения. На этой сессии планируется принятие очередной резолюции Генассамблеи, которую по традиции каждые два года представляет Россия в соавторстве с ведущими государствами и заинтересованными международными организациями. Документ закрепляет ряд важных тезисов. Сейчас на дорогах мира гибнет порядка 1,35 млн человек в год, до 50 млн человек получают травмы. Дорожно-транспортные происшествия являются восьмой ведущей причиной смерти во всем мире для людей всех возрастов. 90% всех аварий происходят в странах с низким или средним уровнем жизни. Издержки от аварийности на уровне стран составляют в среднем 3% от ВВП. Существует множество уже проверенных способов снижения аварийности, и их надо использовать активнее. Наибольший эффект дает комплексный подход к безопасности движения (например, шведская программа Vision Zero), а также взаимодействие с гражданским обществом, коммерческим сектором и промышленностью. В 2024 году ВОЗ подготовит перечень проверенных методов, которые уже позволили успешно сократить смертность.

В последующее десятилетие (2021–2030 гг). прогнозируется еще 500 млн смертей и травм в результате ДТП – в декларации это характеризуется как «эпидемия и кризис». Избежать этого можно только «укреплением политической воли, политического лидерства и более активных действий на всех уровнях». Страны-участники взяли на себя обязательство сделать все, чтобы к 2030 году смертность в ДТП снизилась на 50%, повторив, таким образом, поставленную 10 лет назад цель. Это может быть сделано, в частности, за счет перехода к более безопасным, чистым и энергоэффективным видам транспорта, а также за счет пропаганды физически активных способов передвижения (например, ходьбы и езды на велосипеде). Следуя призыву России и Швеции, страны также договорились сосредоточить внимание на усилении контроля за нарушением скоростного лимита и установить максимальное ограничение в 30 км/ч в тех местах, где наиболее уязвимые участники движения (пешеходы, дети) и транспортные средства часто пересекаются. В российском обществе активные дискуссии на эту тему ведутся уже не первый год, но единого мнения на этот счет не выработано.

Мнение российских экспертов

Можно уверенно говорить о целом ряде проблем в области безопасности дорожного движения, которые потребуют решений в ближайшие 10–20 лет, говорит профессор Московского автодорожного института Султан Жанказиев. Во-первых, сегодня на дорогах появляется все больше новых участников движения, использующих средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, сигвеи и т.д.). «Динамика идет по нарастающей, механизма сдерживания этого процесса нет, – отмечает эксперт. – Всем странам нужно осознать степень угрозы, классифицировать и систематизировать эти средства, ввести законодательное регулирование». Минтранс совместно с

Госавтоинспекцией уже готовят изменения в правила дорожного движения, которые прошли общественное обсуждение и, вероятно, скоро будут приняты.

Значительная доля граждан перемещается из сегмента пользователей личных автомобилей в сегмент краткосрочной аренды (каршеринг), подчеркивают эксперты. К своему автомобилю граждане относятся обычно бережно, к корпоративному – нет, а значит, и манера езды соответствующая. Низкий уровень контроля в системах каршеринга провоцирует пользователей на агрессивное вождение.

В ближайшие годы должны будут появиться современные системы контроля в автомобилях краткосрочной аренды.

Технологии автоматизированного транспорта станут в ближайшее десятилетие еще одним фактором риска, считает директор Центра испытаний ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. Этот рынок развивается быстрее, чем предполагалось 3-4 года назад, многие компании уже выпустили беспилотный транспорт на дороги, в России эксперимент с участием автономных автомобилей проводится с 2018 года. «Появление автоматизированных машин поднимет целый ряд вопросов, – говорит Денис Загарин. – Будет меняться рынок перевозок грузов и пассажиров, возникнут новые профессии, изменится подход к контролю за движением, придется решать вопрос о киберзащищенности новых автомобилей. Здесь мы находимся на самом начальном этапе пути».

А вот «традиционные» факторы аварийности по мере развития технологий, скорее всего, уйдут в прошлое. В будущем ожидается появление телематических систем в автомобилях, которые будут включать блок контроля состояния водителя и контроль состояния трезвости, отмечает Султан Жанказиев. «Почти все страны уже подтвердили, что планируют внедрять подобные технологии, нужно дождаться нормативного регулирования, – говорит он. – По мере усиления контроля такой фактор риска, как нетрезвое вождение, уверен, постепенно будет снижаться».

Кому помогут улучшить безопасность движения в 2020 году

В конце 2019 года Целевой фонд ООН по безопасности дорожного движения объявил конкурс на прием заявок на поддержку национальных проектов в области безопасности движения. В общей сложности было подано 73 заявки от 52 стран на общую сумму $62,5 млн, но с учетом ограниченных ресурсов принято решение профинансировать в 2020 году 10 проектов, направленных на улучшение безопасности движения в 12 странах. Общий объем финансирования превысит $4 млн. 50% из этой суммы направят на пять проектов в семи странах Африки, где на данный момент смертность от ДТП является самой высокой в мире – 26,6 погибших на 100 тыс. населения.

Проблемы регулирования Безопасности дорожного движения

Первое дорожно-транспортное происшествие – наезд авто на пешехода было зарегистрировано ещё в 1896 г., т.е. всего через 10 лет уже после изобретения авто. В 1899 г. подобное же происшествие завершилось гибелью человека. С тех времен число ДТП постоянно увеличивается. Это вызывает вполне аргументированную тревогу. Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием абсолютно всех составляющих комплекса «водитель – автомобиль – среда движения». Между тем малая надёжность компонентов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомашин и дорог) является предпосылкой дорожно–транспортных происшествий.

Читайте также  Ходатайство о не лишении прав

Проблема безопасности дорожного движения, обеспечение эффективной защиты жизни и здоровья людей в последние годы приобрела особую, важнейшую роль в жизни государства.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения и травмы свыше 280 тысяч человек. На российских дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребёнка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребёнка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы составил 571 407 человек.

Обеспечение безопасности дорожного движения в России является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, экономических и социальных проблем, содействия региональному развитию, повышения качества жизни.

Главная причина заключается в наличии сохраняющихся проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, в частности в недоработке и не совершенстве законодательства, регулирующего данные отношения.

Стоит отметить, что в развитых странах уровень дорожно-транспортного травматизма значительно ниже чем в России, однако и там его снижение рассматривается как важнейшая задача.

Актуальность данной проблемы подтверждается особым вниманием, которое уделяет мировое сообщество данному вопросу. Организация Объединённых Наций (Далее – ООН) характеризует положение с безопасностью дорожного движения как всемирный глобальный кризис. Масштаб дорожно-транспортного травматизма соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной безопасности Российской Федерации.

В 2008 году было принято Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) “О Транспортной стратегии Российской Федерации”, которое утвердило транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, что в дальнейшем послужило созданию федеральных программ “Повышения безопасности дорожного движения”, которые так же утверждались Правительством РФ, данная активность в области обеспечения безопасности дорожного пространства не может не радовать, ведь в данной ситуации государство всеми силами пытается улучшить состояние дорожного потока в государстве.

В России органы исполнительной власти и местного самоуправления не несут должной ответственности за состояние безопасности дорожного движения, в частности дорожного покрытия. Как следствие, мероприятия и программы, реализуемые как в субъектах Российской Федерации, так и по стране в целом, носят разрозненный характер, не связаны в единой системе и направлены преимущественно на решение локальных, текущих задач, а не на решение проблемы в целом.

В настоящее время разрабатываются совместные стратегии и тактики действий всех федеральных министерств, органов исполнительной власти регионов и общественных организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения. Единый правовой порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации по настоящее время определяется Правилами Дорожного Движения утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 19.12.2014) “О Правилах дорожного движения” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) более 20 лет назад.

Сам по себе этот факт вызывает вопрос о том, почему до сих пор не разработан и не принят Федеральный закон о правилах дорожного движения, ведь речь идёт о важнейшей области правовой охраны общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на всем пространстве крупнейшего государства мира.

Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации непосредственно связано с результатами социально-экономических и политических преобразований, развитием развитого гражданского общества, в следствии чего не может быть решена без совместного взаимодействия государства и общества. Особая роль в этом отведена органам Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Государственной автомобильной инспекции) Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Принятый 10 декабря 1995 году Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014 – далее Закон о БДД) уже не способен в полной мере воздействовать на снижение аварийности и травматизма на дорогах, поскольку за прошедшее десятилетие в стране произошли существенные изменения в законодательстве, системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, содержании и формах реализации предоставленных им полномочий, а так же из приведенной выше статистики следует, что ситуация на автомобильных дорогах России за последние 7 лет не изменилась.

В настоящее время, отсутствует чёткое понимание, что есть “безопасность дорожного движения”, поскольку согласно абз. 2 ст.2 Закона О БДД, под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац 3 ст.2 Закона о БДД). Таким образом безопасность дорожного движения является одной из качественных характеристик самого процесса дорожного движения и является составной частью данного процесса на всех его стадиях.

Важной проблемой и как следствием недостатка Закона о БДД является часто встречающиеся бланкетные нормы, обращение к которым невозможно в силу того, что их реализация предполагает принятие дополнительных нормативных правовых актов различной юридической силы.

К примеру, в статье 9 Закона о БДД предусматривается, что “порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации”. Статья 14 Закона о БДД содержит норму, согласно которой “основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения”.

Таким образом, отсылочные нормы, предусматривающие необходимость наличия законодательных или иных нормативных правовых актов, имеются и в ряде других статей.

Согласно ст.2 Закона о БДД процесс обеспечения безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В связи с этим возникает вопрос, состояние дорожного покрытия и его улучшение так же является обязанностью государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения или же это отдельная задача не входящая в рамки определения данного процесса.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства. Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Актуальные проблемы безопасности дорожного движения на современном этапе

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. На дорогах за последние семь лет погибло 7900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166020 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 — 2010 годы составил 506246 человек, что в 2,3 раза больше, чем, например, численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Ныне существующая общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения не соответствует современному уровню автомобилизации и не может обеспечить поставленной цели. Это объясняется тем, что данная система существует не как «управляющий центр», а скорее определяет круг вопросов, над которыми надо работать для обеспечения безопасности на дорогах. Все входящие в нее подсистемы, в том числе нормативно-правовые, разобщены, а взаимодействие подчинено ведомственным интересам и не решает задачи в целом. Создававшиеся и действующие многие годы отраслевые механизмы изучения, оценки и влияния на обстановку с аварийностью на автотранспорте «разлаживаются». За последние два года ликвидированы ведомственные службы безопасности’ движения. Сокращение идет не только в аппаратах министерств, республиканском, краевом, областном звеньях управления, но и непосредственно на транспортных предприятиях. В такой ситуации можно прогнозировать рост автотранспортных преступлений, несмотря на то, что в целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год назвал одной из актуальных задач развития страны. Одним из инструментов достижения целей демографической политики Российской Федерации согласно плану мероприятий по реализации в 2011 — 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р, должна стать федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». Очевидно, что наиболее частыми причинами ДТП являются: устаревшая конфигурация дорог, недостаточное оборудование улиц светофорами, пьянство за рулем, культура вождения. Практически ежеквартально принимаются те или иные нормативно-правовые акты в области безопасности дорожного движения. Но без изменения качества дорожного покрытия и инфраструктурных изменений дорожной сети невозможно сколько-нибудь заметное изменение ситуации с аварийностью на дорогах. Чтобы снизить аварийность на федеральных трассах, необходимо расширить проезжую часть, а в идеале сделать по две полосы в каждую сторону. Такие меры позволят снизить аварийность на федеральных трассах более чем на 90%, и избежать аварий с выездом на встречную полосу. Аварии в городе с участием пешеходов можно снизить до 70% устанавливая регулируемые пешеходные переходы. В большинстве случаев, за аварии с участием пешеходов принято винить водителей, которые управляют источником повышенной опасности — автомобилем. Однако не редко виновными являются сами пешеходы, которые переходят улицу в неположенных местах, а также на запрещающий сигнал светофора. Недостаток светофоров в городах, власти объясняют просто — нет денег на установку и обслуживание. Пьянство — безусловно, грубейшее нарушение ПДД и не может быть оправдано практически не чем. Однако с недавнего времени, наше правительство довело этот серьезный пункт, который налагает на водителя не только административное, но и в некоторых случаях уголовное наказание, если было зафиксировано ДТП, до абсурда, введя ограничение на содержание алкоголя в крови до 0 промилле, что ни как не поможет избавиться от пьянства за рулем, те, кто пил, тот так и будет пить. А вот для добропорядочных водителей появились большие проблемы, водителей могут уличить в пьянстве за рулем в результате принятия лекарственных средств на спирту, а также некоторых болеутоляющих, которые применяются от головной боли. Доказать свою правоту в суде по таким делам очень тяжело и это отнимает много сил и нервов, особенно если в результате лишения водительского удостоверения, человек может лишиться работы. Культура вождения автомобиля в России, к сожалению очень низкая, что связано с повальным желанием каждого третьего гражданина иметь водительские права. Очень многие водители считают, что они одни на дороге и думают только о себе. Другими словами нынешний водитель живет «одним днем» и если он едет по главной дороге, то не обязан уступать водителю, который выезжает с второстепенной дороги, даже если там скопилось много машин, ведь так гласят ПДД. Чтобы разгрузить дороги и сделать движения по всем улицам города более равномерным, нужно относиться к другим участникам движения так, как вы хотите, чтобы относились к вам — это прописная истина, но не многие пользуются ей.

Читайте также  Тракторная турбина на ваз 2107

Как сделать дороги безопаснее: от телематического анализа до умных светофоров

По данным официальной статистики аварийности, за первое полугодие 2020 года было зафиксировано 61,4 тыс. ДТП. Причин для возникновения аварий множество: от внешних факторов до личных ошибок и невнимательности водителя. Но с каждым годом появляется всё больше инноваций, основная цель которых — сделать наш мир комфортнее и безопаснее. Рассказали про современные системы предупреждения ДТП, телематический анализ стиля вождения и устройства, снижающие риск человеческого фактора в происшествиях.

Читайте «Хайтек» в

Высокий уровень аварийности является одной из ключевых социально-экономических проблем многих стран по всему миру. По данным Всемирного банка, глобальные экономические потери от ДТП составляют около $500 млрд в год. Это побуждает государства менять дорожную инфраструктуру, разрабатывать новые законодательные меры, а также вкладываться в развитие и внедрение высоких технологий, повышающих безопасность автомобильного движения. Эта проблема дает стимул для стартапов и крупных ИТ-компаний к разработке собственных технологий для дорог и автомобилистов с гарантированным спросом на их использование при успешных показателях. Так, первым шагом в борьбе за безопасность на дорогах является выявление основных причин возникновения ДТП.

Мониторинг и контроль потока трафика

Одна из причин возникновения аварий на дорогах — большой поток автомобилей. На увеличение трафика и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий влияет рост автомобилей на российских дорогах. Это обусловлено в том числе и высоким спросом граждан на каршеринговые автомобили — только в столице их количество возросло до 31 тыс. за 2019 год.

Наблюдения ГИБДД за 2020 год показали, что наиболее аварийным днем по причине повышенного трафика оказалась суббота. Каждый третий случай аварийности приходится именно на этот день. Для того, чтобы контролировать и регулировать транспортные потоки применяются нейросети, которые на основе искусственного интеллекта анализируют более чем 400 параметров, данные программы собирают информацию в режиме реального времени с помощью камер и отправляют данные в ситуационные центры. Одним из удачных примеров использования такой технологии является Московская область, где использование подобных систем сократило уровень аварийности на 60%. Помимо этого, в крупных городах России стали использовать умные светофоры, которые изменяют длительность переключения сигналов в зависимости от загруженности дороги, подстраиваются под особенность маршрута и время суток.

Технология обнаружения пешеходов

По информации Центра организации дорожного движения (ЦОДД), непропуск пешеходов стал одной из трех главных причин возникновения аварий. При этом два из пяти ДТП (39,4% от общего количества дорожных происшествий) произошли с участием пешеходов.

Для решения этой проблемы в России создали автоматизированную систему распознавания пешеходов, которая на основе вибрационного воздействия сможет обнаружить человека на дороге и оповестить водителя через бортовой компьютер автомобиля. По прогнозам, ее использование сократит риск возникновения аварии на 20–25%.

Подобная технология разработана также и для пешеходов — в 2020 году в России начали тестирование бесплатного приложения на смартфон, которое в фоновом режиме оповещает человека о приближающемся автомобиле. Данный сервис будет собирать информацию с умных светофоров и камер, а ИИ при этом учитывает погодные условия и другие внешние факторы для расчета скорости приближения автомобиля и предупреждения пешехода за 100–200 м.

Телематический анализ стиля вождения

Данная технология положительно влияет на снижение риска сразу нескольких факторов при возникновении ДТП. Во-первых, одной из причин дорожно-транспортных происшествий является неисправность автомобиля — 3,8% из всех зарегистрированных случаев. Во-вторых, высоким остается уровень аварийности по причине невнимательности водителя и нарушения правил дорожного движения — 9 из каждых 10 зарегистрированных ДТП.

По прогнозу аналитиков Berg Insight, количество подключенных транспортных средств в регионе стран СНГ и Восточной Европы будет расти на 13,5% в год и к 2023 году достигнет 13,8 млн устройств, из которых почти 40% будет приходиться на Россию. Сейчас возможности телематических устройств значительно расширились, что положительно влияет на дорожную безопасность — система не только анализирует состояние автомобиля и оповещает о неисправностях, но также оценивает стиль вождения автомобилиста. Устройство с помощью ИИ определяет резкие торможения и ускорения, нарушения скоростного режима и множество других параметров, которые ложатся в основу оценки стиля управления автомобиля водителем.

Выявление нетрезвых водителей

За 2019 год, по информации ГИБДД, количество ДТП по вине алкогольного опьянения водителей превысило 19 тыс. случаев, а число пострадавших в таких авариях — более 26 тыс. Выявлять признаки опьянения водителя сложно, так как сотрудники ГИБДД останавливают далеко не все машины, за рулем которых сидит потенциально пьяный водитель.

Еще в 2011 году в США выделили бюджет на разработку алкозамков, благодаря которым автомобиль будет самостоятельно считать уровень алкогольного опьянения автомобилиста и принимать решения о возможности начать поездку. Суть работы данного устройства заключается в том, что прежде чем начать поездку, автомобилисту необходимо использовать специальную трубку, которая связана с бортовым компьютером и двигателем автомобиля, для прохождения алкотеста. Если показатели опьянения водителя в норме, то он может спокойно начинать поездку, а если же превышают нижнюю границу нормы, то двигатель автоматически блокируется.

В России вопрос о внедрении такой технологии актуален еще с начала 2013 года, а сейчас для массового внедрения государство активно занимается подготовкой законодательной базы. При этом в российских региональных городах начали использовать алкорамки, которые автоматически вычисляют автомобили с пьяными водителями и отправляют данные на ближайший ГИБДД-пост.

Человеческий фактор

Все вышеописанные технологии делают окружающую водителя среду более понятной и безопасной. При этом критически важны технологии, способные прямо повлиять на функциональное состояния человека за рулем: своевременно выявить и предотвратить риск засыпания, потери внимания, стресса, влияния заболеваний широкого спектра на самочувствие. По оценкам международных экспертов, вклад подобных рисков человеческого фактора в ДТП составляет от 80 до 95%.

Однако с помощью инновационных технологий такие факторы также возможно держать под контролем. Например, в России разработаны технологии «АСПО» и «Штурман». Они применяются при предрейсовом и послерейсовом медицинских осмотрах, а также для мониторинга состояния водителей транспорта за рулем в реальном времени.

Практика крупных транспортных компаний показывает, что при нормальном давлении и пульсе водители часто совершают критические ошибки, а выявления факта засыпания (микросна) за рулем недостаточно, чтобы снизить аварийность.

Поэтому обе системы разработаны так, чтобы создавать дополнительную ценность компаниям: аварии возможно предупредить, осуществляя проактивный, регулярный и углубленный мониторинг функционального состояния работников.

В отличие от стандартного измерения давления при медосмотре и методов видеомониторинга закрытых глаз, «АСПО» и «Штурман» реализуют предупредительный подход к рискам влияния функционального состояния человека на его действия за рулем. Этот подход основан на методах вариационной пульсометрии и проприетарных методиках анализа сердечного ритма.

Системы анализируют несколько десятков параметров функционального состояния каждого человека с учетом индивидуальных норм, обрабатывают данные и сигнализируют о риске возникновения опасных состояний человека заблаговременно: за несколько минут до засыпания, до внезапного ухудшения самочувствия, а также на стадии предболезни. Эти технологии уже используются такими компаниями, как ОАО «РЖД», ГУП «Мосгортранс», Петербургский, Московский метрополитен, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», СПб ГУП «Горэлекротранс» и другими. Как показал опыт использования, подобные системы сокращают риск аварий в 3,8 раза, снижают трудопотери на 25% и обеспечивают стабильность нахождения водителей за рулем в оптимальном рабочем состоянии.

Тенденция к цифровизации транспортных процессов и внедрению инновационных технологий оправдывается успешными показателями — не только экономическими, но и социальными. Технологии выходят на новый уровень и с каждым годом область их применения расширяется все больше и больше — умными становятся не только отдельные предметы, но и целые города. В свою очередь, инновациям в транспортной сфере доверяют обеспечение безопасности человеческой жизни — и это достаточно эффективно получается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: