Применение полицией физической силы и специальных средств

Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для выполнения основного предназначения полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению мер принуждения.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» указано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами».

Статьи 18 и 19 этого ФЗ указывают условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Одно из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

1. предупредить о намерении их применить. Закон прямо не говорит, какие действия сотрудников полиции являются предупредительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются: (а) голосом; (б) выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули;

2. предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда: (а) промедление в применении физической силы, специальных средств иди огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции; (б) может повлечь иные тяжкие последствия;

3. применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;

4. оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

5. в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;

6. сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

68. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности. Основные направления деятельности полиции

Полиция предназначена (ст. 1 ФЗ «О Полиции») для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Основные направления деятельности полиции(ст. 2 ФЗ «О Полиции»):

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции(ст. 3 ФЗ «О Полиции»):составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции

69. Приёмы и правила обеспечения взаимной безопасности групп оперативно-служебного применения при выполнении задач в зонах возможного поражения (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните)

70. Приёмы обеспечения личной безопасности при проведении специальной операции по защите собственных объектов ОВД и важных объектов. (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните).Личная безопасность определяется: спецификой профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности сотрудника, наличием специальных мер материально-технического, управленческого характера, целенаправленной работой с личным составом в этом направлении; общей и профессиональной подготовленностью сотрудника; эффективностью действий по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью….далее рассказать про особенности личной безопасности при проведении специальной операции по защите собственных объектов ОВД и важных объектов

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для выполнения основного предназначения полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению мер принуждения.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» указано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами».

Статьи 18 и 19 этого ФЗ указывают условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Читайте также  Ответственность за нарушение правил перевозки грузов

Одно из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

1. предупредить о намерении их применить. Закон прямо не говорит, какие действия сотрудников полиции являются предупредительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются: (а) голосом; (б) выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули;

2. предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда: (а) промедление в применении физической силы, специальных средств иди огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции; (б) может повлечь иные тяжкие последствия;

3. применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;

4. оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

5. в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;

6. сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

68. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности. Основные направления деятельности полиции

Полиция предназначена (ст. 1 ФЗ «О Полиции») для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Основные направления деятельности полиции(ст. 2 ФЗ «О Полиции»):

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции(ст. 3 ФЗ «О Полиции»):составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции

69. Приёмы и правила обеспечения взаимной безопасности групп оперативно-служебного применения при выполнении задач в зонах возможного поражения (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните)

70. Приёмы обеспечения личной безопасности при проведении специальной операции по защите собственных объектов ОВД и важных объектов. (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните)

Применение сотрудниками полиции физической силы

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определен в главе 5 Закона о полиции.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

Читайте также  Приказ 186 пункт 2 тонировка

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Справка подготовлена В.А. Шпановым,
аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Актуально по состоянию на 09.04.2020.

Применение физической силы сотрудниками полиции

Задержанные часто жалуются на необоснованное применение физической силы сотрудниками полиции. Работники органов МВД так же часто обращают внимание общественности на неадекватность задержанных. Действительно, мы все видели видеоролики, в которых странные люди в ответ на просьбу показать водительское удостоверение, например, внезапно разражаются бранью или лезут в драку.

На самом деле хороши и те, и эти. А дело в элементарном незнании своих прав и обязанностей. И если для сотрудника полиции это должностное преступление, то почему-то считается, что незнание прав для обычного человека — в порядке вещей. Но полицейские — тоже люди, и если вы стремитесь обязательно дотянуться до лица сотрудника МВД кулаками или ногтями, то в конце концов получите ответ.

Мы сейчас не оправдываем тех полицейских, которые считают дубинку логическим продолжением руки. Однако точно зная, где заканчиваются права и начинаются обязанности, и грамотно применяя эти знания на практике, вы уменьшите возможность встречи с полицейским неадекватом процентов так на 50%. А мы вам в этом поможем.

Они подскажут, куда обратиться с жалобой, защитят ваши интересы в суде, максимально противодействуя преступным действиям со стороны работников правоохранительных органов.

Нет времени читать статью?

Когда применение физической силы разрешено

Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.

То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:

  • при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
  • во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
  • если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.

Действия полиции, если применена физическая сила

Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда

. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.

Если сотрудниками полиции причинен физический вред, первая помощь должна быть оказана ими тут же на месте. Медицинская поддержка раненому предоставляется в максимально короткий срок. Информацию о получении травм, повреждений, которые возникли после применения силовых методов, сотрудники обязаны сообщить родственникам травмированного человека. Время на сообщение — не больше 24 часов.

В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.

В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.

Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.

Также отсутствуют и запреты на силовое воздействие сотрудников полиции применительно к субъектам. Статья 22 «Запреты и ограничения» говорит о спецсредствах. То есть в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидов и малолетних детей действует запрет только на использование специальных средств.

Куда жаловаться, если физическая сила применена полицией необоснованно

Наверное, единственное средство защиты от полиции в ситуации необоснованного применения физической силы ее сотрудниками — мобильный телефон. Можно снимать на камеру, можно записывать на диктофон. Говорят, хороший метод — прямая трансляция, тогда работники органов правопорядка не смогут удалить эту запись. Если все получится, вы сможете приложить запись к жалобе в качестве доказательства.

Вам не могут запретить съемку: законодательного запрета просто не существует. Более того, ст. 8 ФЗ «О полиции» регламентирует ее деятельность открытой для общества. Если сотрудник запрещает вам снимать, он должен указать причину запрета — конкретный нормативный акт, пункт и статью закона.

Письменную жалобу подавайте в УСБ или прокуратуру. Не поддавайтесь эмоциям, здесь важно в деталях описать происходящее, точно указать полицейских, нарушивших ваши права.

Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников. Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.

Правовое регулирование применения спецсредств и оружия. Определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе о полиции.

Правовое регулирование применения спецсредств и оружия. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия11 ст. 18 Закона «О полиции»

Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Закон о полиции и Уголовный кодекс Российской Федерации. Но при всей своей значимости вопросы о соотношении этих источников продолжают вызывать споры. В научной литературе и на практике распространено суждение о том, что материально — правовой основой использования мер принуждения работниками полиции является положение Уголовного кодекса об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а Закон о полиции имеет лишь вспомогательное значение и к нему прибегают в случаях решения вопросов, которых не касаются нормы Уголовного кодекса. Но утверждение о том, что Уголовный кодекс РФ и Закон о полиции в правовом регулировании использования работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, являются конкурирующими нормативными правовыми актами, основное место среди которых занимает Уголовный кодекс РФ, лишь на том основании, что он является кодифицированным нормативным правовым актом, в принципе, ошибочно.

Читайте также  Сетелем банк отзывы клиентов

Во-первых, если брать за основу данное утверждение, то закрепленные в Законе о полиции основания применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, будут мерой в лучшем случае бессмысленной, а в худшем — вредной. Но здесь нельзя не отметить, что такие же нормы закрепляет не только Закон о полиции, но и Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральном закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и т.д. Вряд ли такое обстоятельство объясняется тотальным невежеством разработчиков данных нормативных правовых актов 11 «О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие» Цуканов Н. Н. (http://www.police-mvd.com/publ/13-1-0-18).

Во-вторых, в Конституции РФ в ст. 76 закреплена иерархия нормативных правовых актов, которая не предусматривает приоритета кодифицированных актов перед другими федеральными законами 22 Ст. 76 Конституции РФ. В Определении Конституционного Суда от 05.11.1999 № 182-О отмечено, что «ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой» 33 Определение Конституционного Суда от 05.11.1999 № 182-О.

В-третьих, даже если считать Уголовный кодекс РФ и Закон о полиции конкурирующими нормативными правовыми актами, то доминирование Уголовного кодекса совершенно не очевидно, так как существует правило приоритета специальной нормы по отношению к общей, а также правила Lex posterior derogat priori («Последующий закон отменяет предыдущие») 44 «О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие» Цуканов Н. Н. (http://www.police-mvd.com/publ/13-1-0-18).

Сотрудник полиции действует как представитель власти, но по общему правилу это не ограничивает его в правах, которые предоставлены любому физическому лицу. Здесь в полной мере действуют положения Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, которые исключают преступность деяния 55 ч. 3 ст. 37 УК РФ. Следовательно, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны, либо же действует, как любое физическое лицо, его не ограничивают те запреты и ограничения, которые сформулированы в главе 5 Закона о полиции. полиция оружие огнестрельный

Использование работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы является инструментарием, который предоставляется для решения возложенных на него задач. Право использовать указанные меры принуждения является неотъемлемым элементом особого ранга работника полиции. Дабы установить данный элемент общих норм Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, недостаточно.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Они направлены на всех без исключения физических лиц. Но данные обстоятельства не охватывают всех специфических ситуаций, в которых полицейский вынужден использовать физическую силу, специальные средства либо огнестрельное оружие.

Работники полиции находятся в абсолютно других условиях, нежели простые граждане. При выполнении своих обязанностей полицейский должен вмешиваться в конфликтные ситуации, а в определенных случаях умышленно идти на их обострение. Работник полиции зачастую вынужден учитывать реальную угрозу, как для себя самого, так и граждан, которых он защищает, и использовать специальные средства, физическую силу, и даже огнестрельное оружие. Но наделение властными полномочиями предполагает необходимость дополнительных гарантий от их злоупотребления. Именно поэтому Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 11 приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся 27.08.1990 — 07 .09.1990 в Гаване предусмотрена обязанность правительства и правоохранительных органов принимать и реализовывать нормы и нормативные положения о применении должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия против людей. Кстати, именно с требованиями указанного международного правового документа связано сохранение в Законе о полиции требований о необходимости стремиться к минимизации любого причиняемого ущерба, предоставлять рапорт об итогах применения соответствующих мер принуждения и прочих перечисленных «дискриминирующих работника полиции» положений.

Таким образом, можно сделать вывод, что Закон о полиции и Уголовный кодекс РФ, которые составляют правовую основу использования сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, не противоречат друг другу и не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. Если сотрудник полиции следует правовым основам применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, то на него не будет распространяться уголовная ответственность за причиненный в результате такого применения вред, какие бы последствия не наступили. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16.08.1984 № 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» отмечено, что «суды должны строго соблюдать требования закона, под защиту которого попадают представители власти, работники правоохранительных органов, военизированная охрана и иные лица, исполняющие свои служебные обязанности по пресечению общественно опасных посягательств и задержанию правонарушителей. Следует иметь в виду, что вышеуказанные лица не подлежат уголовной ответственности за вред, который причинен посягавшему или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями устава, положения и иного нормативного акта, предусматривающего основание и порядок применения силы и оружия».

В итоге следует отметить, что данный порядок соотношения административного и уголовного законодательства нашел свое отражение в Законе о полиции. А именно, ч. 9 ст. 18 Закона о полиции гласит: «сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» 11 ч. 9 ст. 18 Закона «О полиции». Остается верить, что осуществление на практике данной нормы будет усиливать правовую защищенность сотрудников полиции, а вместе с тем и повышать эффективность защиты полицией прав и законных интересов граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Согласно ст. 18 Закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе группы на основании и порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия, патронов и боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливает Правительство Российской Федерации. Принятие на вооружение специальных средств, огнестрельного оружия, патронов и боеприпасов, которые могут нанести чрезмерно тяжелые ранения либо послужить источником неоправданного риска не допускается. В случае необходимой обороны и крайней необходимости, работник полиции, при отсутствии у него нужных спецсредств либо огнестрельного оружия, может применять любые подручные средства, а так же в порядке и на основании Закона «О полиции» использовать оружие, не состоящее на вооружении полиции. Работник полиции должен проходить особую подготовку. Так же он периодично должен проходить проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, касающихся использования физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. В случае превышения работником полиции полномочий при использовании физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, наступает ответственность, которая установлена законодательством РФ. За урон, причиненный гражданам и организациям при использовании физической силы, специальных средств либо огнестрельного оружия, если эти действия осуществлялись на основании и порядке, установленном федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами, работник полиции ответственности не несет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: