Правило правой руки пдд на перекрестке

Как выглядит помеха справа?

Помеха справа - основные понятия

Понятие «помеха справа» впервые было упомянуто в контексте о преимущественном праве проезда в сборнике правил дорожного движения в начале 70-х годов прошлого столетия и очень быстро вошло в обиход водителей. Позже это дословное выражение перестало упоминаться в ПДД, да и в современных правилах дорожного движения такого понятия нет.

Такое понятие сложилось исторически, исходя из ситуации, когда пересекаются траектории движения нескольких транспортных средств, а очерёдность проезда чётко не оговорена правилами, в таком случае каждый водитель должен уступить дорогу транспортному средству справа от себя.

Словосочетание «помеха справа» – выражает самую суть и быстро запоминается, поэтому устойчиво применяется у всех водителей с первых дней за рулём.

Общие понятия

На дорогах возникает множество частных ситуаций, которые тяжело учесть инструкторам при обучении автомобилистов правилам дорожного движения. В автошколах дают информацию в общей формуле. Ее следует самостоятельно правильно применять к реальным дорожным условиям.

как понять помеху справа

Сложности в реализации знаний, полученных во время обучения на права, возникают при встрече с ситуацией, предполагающей перестраивание из одной полосы в другую. Здесь уступать дорогу должен на равнозначном для автомобилистов участке тот, кто двигается без изменения направления.

Как применяется правило «правой руки»?

Можно смело сказать, что правило «правой руки» применяется на дорогах ежеминутно. В крупных ли городах или в отдалённых населённых пунктах постоянно возникают ситуации, когда на дорогах нет никаких дорожных знаков и светофоров, и непонятна очерёдность проезда нескольких автотранспортных средств, в случае пересечении их путей. Водители, попавшие в такую ситуацию, первым делом должны оценить расположение всех транспортных средств относительно своей правой руки и, соответственно, пропустить их. Помеха справа — правило ПДД, которое должно быть зафиксировано в голове каждого водителя, как непреложный факт, как аксиома.

Соблюдение этого универсального правила – это залог своей безопасности и безопасности всех людей, находящихся в соседних автомобилях.

Действие «помехи справа» на перекрёстках

Некоторые водители говорят, что Бог создал дороги, а дьявол – перекрёстки. Проезд перекрёстков по праву можно считать самым сложным манёвром в вождении. Наибольшая аварийность наблюдается именно на перекрёстках.
Скорее всего, это связано с большим количеством участников дорожного движения, направляющихся в разные стороны, наличием различных знаков и разметки на дороге, сигналами светофора, и ещё хуже, работой регулировщика. Все факторы вместе вызывают моменты растерянности у неопытных и невнимательных водителей.

При каких условиях правило не работает

Разобравшись, что такое помеха справа в ПДД, необходимо уточнить ситуации, в которых нельзя руководствоваться данным алгоритмом проезда. Иногда окружающую обстановку автомобилисты трактуют неверно.

Обязательно нужно обращать внимание на статус участников дорожного движения. Он должен быть равнозначным. Нельзя приравнивать автотранспорт к пешеходам, а также не будут равны трамваи и рельсовый транспорт с обычными машинами. Нарушают баланс прав для проезда установленные на дороге знаки и регулировщики.

Частой ошибкой является применение правила к автомобилям, которые «встречаются» при пересечении главной и второстепенной дороги. В данных обстоятельствах выше статус у ТС, располагающегося на главном пути.

какое правило ПДД для помехи справа

При выезде с АЗС или с прилегающего жилого двора не всегда стоят знаки. Однако опытные водители не руководствуются здесь правилом помехи, так как по ПДД водитель на выезжающем авто, обязан пропускать всех и уступать им дорогу.

Важно знать, что во время движения автомобиля задним ходом, на него не распространяется правило помехи справа.

Если у водителя помеха справа, кто должен уступить?

Кто должен уступить?

Неравнозначные перекрёстки

Неравнозначный перекрёсток можно распознать по наличию регулировщика, дорожных знаков, работающих светофоров. Бывают нерегулируемые неравнозначные перекрёстки, когда встречаются главная и второстепенная дороги, без знаков приоритета, тогда их можно различить по дорожному покрытию.
Таким образом, неравнозначные перекрёстки — самые простые в пересечении. Нужно лишь следовать указанием знаков, светофора или регулировщика, брать во внимание другие правила ПДД.

Правило «помеха справа» не работает при пересечении неравнозначных перекрёстков.

Равнозначные перекрёстки

Отсутствие работающего светофора, знаков приоритета, действующего регулировщика движения, делают перекрёсток равнозначным и нерегулируемым. Единственным принципом пересечения равнозначных перекрёстков нерегулируемых дорог является именно золотое правило «правой руки».

Правило правой руки в ПДД регламентируется п. 8.9. Если в пределах перекрёстка дороги все участники равны, и их пути пересеклись, то определить, кто из них может пересечь перекрёсток первым, на первый взгляд достаточно сложно. Если бы не универсальное правило «помеха справа». Все водители, оказавшиеся на равнозначном перекрёстке, должны оглядеться по сторонам, оценить ситуацию, определить нахождение помехи справа от себя и пропустить её.

Никто не знает имени того умного человека, который ввёл этот принцип проезда перекрёстков, но, несомненно, его вклад в безопасность на дорогах трудно переоценить.

Перекрёстки с круговым движением

Перекрестки с круговым движением

Последние изменения ПДД от 08.10.2017 г. установили приоритет в движении водителям, уже находящимся на круге. Водители, въезжающие на круг должны уступать им дорогу. Таким образом, законодательно закреплено значение круга, как главной дороги, а остальных, как второстепенных.

На круговых перекрёстках не предусмотрена установка светофоров. Претерпели изменения и правила использования поворотников при въезде и выезде с круговых перекрёстков. Теперь обязательным является включение сигналов поворота только при перестроении. Установка знака, требующего уступить дорогу, также не является обязательной. Все водители должны руководствоваться новыми правилами, независимо от того регулируемый или нерегулируемый круговой перекрёсток.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что правило помехи справа не работает на круговых перекрёстках. Им можно воспользоваться после съезда с островка кругового движения.

Рекомендуем более подробно узнать о правилах проезда перекрёстков с круговым движением.

Вопрос 1: Что такое «помеха справа»?

Сразу же оговоримся: в ПДД отсутствуют такие термины – «правило правой руки» и «помеха справа». Это условно-упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его следующая. Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетностью на дорогах. Поэтому, если последовательность проезда транспорта не предусматривается ПДД, то водители между собой должны разъехаться, пропуская «помеху справа». Только после этого можно продолжить двигаться.

Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.

В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа

Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.

Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.

Когда правило «правой руки» не действует?

Это универсальное правило не действует тогда, когда пересекаются пути неравнозначных участников движения, а именно:

  • пешеход пересекается с транспортным средством. Водитель всегда обязан уступить дорогу пешеходу;
  • трамвай пересекается с транспортным «безрельсовым» средством. Водитель безрельсового транспорта всегда уступает дорогу трамваю, кроме выезда трамвая из ДЕПО.

Также правило «правой руки» не будет действовать, если чётко ясен неравнозначный статус пересекающихся объектов в радиусе действия светофора, знаков приоритета, сигнала регулировщика, и других правил дорожного движения, которые в свою очередь и будут регулировать первоочерёдность проезда.

«Помеха справа» при проезде перекрестков

Хотя это будет и не совсем корректно, но правило «правой руки» имеет прикладное значение – его можно применять при проезде перекрестков. И хотя ПДД (раздел 13) достаточно четко регламентируют правила проезда перекрестков, — их все же можно значительно упростить, применив это самое универсальное правило «правой руки».

Читайте также  Работа генератора на электростанции

Сформулировать этот принцип можно так: при абсолютно равных возможностях мы разъезжаемся с другими ТС, применяя правило «правой руки».

перекресток и помеха справа

Сложности с применением этого правила на перекрестке сопряжено с динамичностью событий. Возьмем пример на рисунке. В настоящий момент ни один водитель не имеет помехи справа. Но вот мы начали движение, въезжая на перекресток.

мотоциклист должен пропустить

Совершая поворот налево, мотоциклист от нас получает помеху справа. Он останавливается и пропускает нас.

У встречного мотоциклиста в момент начала поворота мы оказываемся в качестве «помехи справа». Это означает, что наш оппонент должен пропустить нас и уж только потом проследовать в нужном ему направлении.

Однако при проезде перекрестка важно помнить случаи, когда нельзя применять правило «правой руки». Это случаи четкой регламентации очередности движения.

«Конфликт» с трамваем.

Трамвай должен проехать первым, у него приоритет, только потому что это трамвай

Правило «правой руки» не работает в отношении трамваев. В «чистом» виде они по отношению к нам пользуются приоритетом.

Изначальная неравнозначность позиций.

Если участники движения изначально находятся на направлениях разной приоритетности (кто-то на главной, кто-то на второстепенной), то их отношения не будут решаться с применением принципа «помехи справа».

Помеха справа на перекрестке: правило ПДД, пункт

Правила проезда различных участков достаточно четко прописаны для водителей транспортных средств. Однако у автомобилистов нередко возникают проблемы с таким понятием как помеха справа, правило ПДД по этой ситуации многим не вполне понятно. Для регулировки взаимоотношений между участниками дорожного движения используются всевозможные методы, к которым относятся не только дорожные знаки с разметкой, но и светофоры, установленная инфраструктура, а также сотрудники ГИБДД в качестве регулировщиков.

Общие понятия

На дорогах возникает множество частных ситуаций, которые тяжело учесть инструкторам при обучении автомобилистов правилам дорожного движения. В автошколах дают информацию в общей формуле. Ее следует самостоятельно правильно применять к реальным дорожным условиям.

как понять помеху справа

Сложности в реализации знаний, полученных во время обучения на права, возникают при встрече с ситуацией, предполагающей перестраивание из одной полосы в другую. Здесь уступать дорогу должен на равнозначном для автомобилистов участке тот, кто двигается без изменения направления.

Помеха справа: ПДД пункт

Формулировку, помогающую сориентироваться на трассе, когда нужно применить правило правой руки, заучивают потенциальные водители достаточно хорошо. Прибегать к его выполнению приходится в реальных условиях не так уж и редко. Базовые факторы определяются такими критериями:

  • применяется алгоритм для участка, на котором пересекаются равнозначные дороги;
  • актуальность не теряется во время посещения АЗС или при маневрировании на парковках/стоянках;
  • соблюдать подобные рекомендации обязаны автомобилисты, когда дорожная ситуация требует перестроиться в другую полосу во время однонаправленного движения с общим потоком.

Необходимо знать, что в прямом виде отсутствует как таковая помеха справа на перекрестке. Правила ПДД это не регламентируют.

Данная формулировка используется для более легкого восприятия и лучшего запоминания ситуации. По действующим дорожным правилам предусмотрен отдельный пункт 8.9, помогающий понять, как действовать водителям, если ситуация не проясняется разметкой или знаками. Необходимо руководствоваться особым приоритетом.

Постепенно покидать такой участок пути или перекресток водители должны в особом порядке. Пропускать предписывает условное правило правой руки ПДД тех, кто якобы «мешает» с указанной стороны. Лишь после этого можно самому заезжать на освободившуюся полосу и двигаться дальше.

Фактически когда мы своим движением по прямому курсу пересекаем курс другому автомобилю, то должны уступить. Обязательными условиями являются отсутствие другого оговоренного в нормативах приоритета движения. Также «мешающая» машина должна располагаться справа от нас на момент пересечения.

Стоит обращать внимание на наличие потенциальных указателей, регламентирующих поведение. К ним относятся знаки приоритета, такие как «Преимущество перед встречным движением», «Главная дорога», «Уступи дорогу» и пр.

Бдительность необходимо соблюдать на равнозначном пересечении дорог. Они могут не обозначаться знаками, а лишь быть с одинаковым покрытием, что их уравнивает. Таким образом, здесь водители должны вести себя не по праву силы или цены автомобиля, а по действующим нормам дорожного движения. Когда авто сближается с вами справа, то вы обязаны уступать, если же приближение происходит слева, то вас должны пропускать.

что такое помеха справа в ПДД

Нарушения в подобных условиях повышают риск возникновения аварийных ситуаций. Специалисты выделяют три основные причины, по которым могут создаваться подобные ДТП:

  • виновник или виновница элементарно незнаком с правилами дорожного движения;
  • пересекая прошлый перекресток со второстепенной дорогой, автомобилист продолжает думать, что едет дальше он исключительно по главной дороге;
  • при выезде с грунтовки водитель рассчитывает, что его обязаны пропускать все, включая автомобилистов с левой стороны.

Особенно важен третий случай, так как в нем задействованы два разных покрытия дорог: асфальт (всегда приоритетный по отношению к грунтовке) и грунтовая дорога (всегда второстепенная к любому твердому покрытию). Это касается любых выездов со всех участков, включая, парковки, стадионы и иные территории.

Сложности применения правила

Кроме универсальных условий, в которых предполагается применение правила правой руки, необходимо обращать внимание на обязательные факторы, сопутствующие ситуации. Водитель обязан их учитывать. К обязательным условиям относятся:

  • Пересечение траектории. При движении автомобили, у которых определяется приоритет проезда, будут пересекаться. Если следовать правилу помехи, то можно уверенно разъехаться в своих направлениях без сложности.
  • Равнозначность дорог и участников. Участок, на котором требуется выявить привилегированное авто, является пересечением равнозначных по всем характеристикам дорог. Также не работает правило для таких пар, как автомобиль и пешеход, автомобиль и трамвай.
  • Очередность проезда не предусмотрена в других пунктах ПДД. Если задействуется помеха справа (как понять ее, мы описали выше), то нужно быть уверенным, что в реальных условиях нет повода для применения иных пунктов из Правил дорожного движения.

Одним из ярких примеров является выезд со своего парковочного места на стоянке, например, расположенной около крупного супермаркета. Данная ситуация не описана в ПДД, поэтому во время разминовки с другими авто, необходимо использовать правило правой помехи.

При каких условиях правило не работает

Разобравшись, что такое помеха справа в ПДД, необходимо уточнить ситуации, в которых нельзя руководствоваться данным алгоритмом проезда. Иногда окружающую обстановку автомобилисты трактуют неверно.

Обязательно нужно обращать внимание на статус участников дорожного движения. Он должен быть равнозначным. Нельзя приравнивать автотранспорт к пешеходам, а также не будут равны трамваи и рельсовый транспорт с обычными машинами. Нарушают баланс прав для проезда установленные на дороге знаки и регулировщики.

Частой ошибкой является применение правила к автомобилям, которые «встречаются» при пересечении главной и второстепенной дороги. В данных обстоятельствах выше статус у ТС, располагающегося на главном пути.

какое правило ПДД для помехи справа

При выезде с АЗС или с прилегающего жилого двора не всегда стоят знаки. Однако опытные водители не руководствуются здесь правилом помехи, так как по ПДД водитель на выезжающем авто, обязан пропускать всех и уступать им дорогу.

Важно знать, что во время движения автомобиля задним ходом, на него не распространяется правило помехи справа.

Поведение водителей на перекрестке

Особенности применения приоритета проезда перекрестков регламентированы в 13-м разделе Правил дорожного движения. При этом автомобилисты в подобных обстоятельствах не забывают пользоваться правилом правой руки. Оно достаточно универсально для подобных обстоятельств.

Читайте также  Рейтинг лучших видеорегистраторов 2018

Прежде чем приступать к практике, рекомендуем заранее условия использования приоритета проезда с помехой изучить в картинках. Таким образом удастся быстрее сориентироваться в реальности.

Важно понимать, что сложности могут возникнуть как у новичков, так и у бывалых водителей из-за того, что окружающая обстановка меняется динамически. Кроме понимания своего менее привилегированного положения по отношению к трамваю и пешеходам, необходимо правильно воспринимать сигналы дополнительной секции светофора. В приоритете основной запрещающий сигнал, а не боковой разрешающий.

Заключение

Правильное применение методики правой руки помогает решать множество споров на дороге. Однако если водитель видит, что выполнение ПДД в этой части может привести к аварийной ситуации из-за упрямства другого автомобилиста, то пропустить такое авто. Это поможет избежать нежелательных негативных последствий.

ПДД РФ. Правило правой руки (помеха справа)

Правила Дорожного Движения не во всём просты для понимания и в них хватает моментов, с которыми бывает сложно разобраться. Рассмотрим так называемое правило правой руки. К сожалению, очень многие водители применяют это правило везде, где не попадя. Считают себя для кого-то помехой справа и смело проезжают перед тем, кому обязаны уступить, а в случае ДТП очень удивляются тому, что были не правы, ведь многие годы так ездили. Так что же это за правило такое? В Правилах Дорожного Движения об этом упоминается всего три раза и очень важно понимать, где именно об этом говорится. Первые два пункта, относящиеся к этому вопросу, находятся в восьмом разделе Правил – «Начало движения, маневрирование»:

Пункт 8.4. “… При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа”.

Следующая часть условного правила правой руки – это пункт 8.9. из того же раздела Правил:

“В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа”.

Забегая вперёд, хочу обратить Ваше внимание на то, что данный пункт находится в разделе «Начало движения, маневрирование» и к разделу «Проезд перекрёстков» отношения не имеет. Этим пунктом мы пользуемся в самых разнообразных случаях движения по парковкам, территориям заправочных станций или даже просто, катаясь в чистом поле. Не редки ситуации, когда транспортные средства в процессе своего движения попадают из двух полос в одну. Даже если это происходит на перекрёстке, то надо понимать, что здесь к какому разделу Правил относится. Так, например, пересечение траекторий транспортных средств, движущихся с одного направления, из 2-х полос или рядов в один относится к разделу «Начало движения, маневрирование». Если же транспортные средства попадают на одну дорогу, двигаясь с разных направлений, это «Проезд перекрёстков» и очерёдность проезда будет определяться уже пунктами соответствующего раздела Правил. Бывает, две полосы сходятся в одну так, что не понятно какая из них заканчивается и кто куда перестраивается. В этих ситуациях мы так же будем руководствоваться пунктом 8.9 Правил.

Третья и последняя условная часть пресловутого правила правой руки – пункт 13.11. “На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа”.

Исключением является въезд на перекрёсток, обозначенный знаком 4.3. Ещё раз отмечаем для себя, что эти три пункта находятся в разных разделах Правил. Данный пункт 13.11 уже из раздела «Проезд перекрёстков» . Это единственный пункт в разделе, упоминающий о приближении других транспортных средств справа. Пункт 13.11 находится в подразделе «Нерегулируемые перекрёстки». Таким образом, на регулируемых перекрёстках любимое многими правило правой руки не применимо. Сигналы светофоров в полной мере определяют очерёдность движения, но, спорные моменты всё же присутствуют. Первый – пересечение траекторий при одинаковых сигналах светофора. В экзаменационных билетах есть соответствующий вопрос. Здесь не просто так отсутствует светофор для разворачивающегося автомобиля. Его сигнал нас интересовать не должен. Мы обязаны выполнять требования Правил, относящиеся непосредственно к нам. Второй спорный момент – это ситуация на перекрёстке, где очерёдность движения определяется сигналами регулировщика. Такой перекрёсток так же считается регулируемым и пункт 13.11 здесь вроде как уже не применим. Однако сигналы регулировщика в отличие от сигналов светофора не определяют очерёдность движения. Они лишь разрешают движение с одних направлений и запрещают с других. По сути, очерёдность проезда транспортных средств в этой ситуации на перекрёстке Правилами не оговаривается, и составители экзаменационных вопросов решили изменить логику, применив пункт из другого раздела Правил, первые слова которого наиболее подходят. Ну, раз уж нас учат так, как учат, то при развороте на равнозначных дорогах и в случае с регулировщиком мы всё же должны уступить дорогу поворачивающему автомобилю, но не при светофорном регулировании.

Правило ПДД — помеха справа. Уступай всем, кто по правую руку

Многих автолюбителей интересует, как действует правило ПДД – помеха справа. Об этом многие говорят, но зачастую информация очень противоречива и не может трактоваться однозначно. Это пугает и запутывает новичков. Хотя, на практике это наиболее простое положение правил, вытекающее из простой логики. Также именно оно делает передвижение по дорогам значительно безопаснее. Поняв один раз, как работает правило, вы избавитесь от многих проблем. Но, всегда помните о правиле 3Д – Дай Дорогу Дураку. Даже если вы правы, пропустите человека, который не знает правил, целее будете. Пожалуй, это единственный случай, когда правило правой руки не действует.

Содержание

Закон

    8.4 – при маневрах перестроения из одной полосы в другую следует пропустить все автомобили, двигающиеся справа без изменения полосы движения, а также выполняющие взаимное перестроение;

Перекрестки

  • Самый простой вариант – на перекрестке без знака приоритета справа приближается автомобиль. В этом случае, вы просто пропускаете его. Причем действует это в основном при дальнейшем движении прямо или налево. При повороте направо пропускать придется только при пересечении траекторий;
  • Сложнее разобраться в случае со знаком «Главная дорога», особенно, если она на перекрестке изменяет направление. Но, на практике все довольно просто. Правило «правой руки» тут применяется только при уходе главной дороги направо. В этом случае водитель при съезде с нее, то есть при повороте налево или прямолинейном движении, должен пропустить приближающееся по главной (справа) транспортное средство.

Самым сложным вариантом будет встреча на равнозначном перекрестке четырех машин, которым нужно проехать прямо. По правилам, они все являются помехой друг другу. Решается этот вопрос просто, проехать должен кто-то один. Обычно решают очередность жестами или миганием фар (означает – пропускаю), как только проедет один водитель, то перекресток пересекают и остальные по часовой стрелке.

Перестроения

Другой вариант, часто встречающийся на дороге – перестроения. Здесь также уместно использовать правило «помехи справа». Для большего понимания ситуации рассмотрим конкретный пример. Возьмем дорогу с двумя полосами в одну сторону. По ней в разных полосах едут 2 автомобиля. Если водитель машины, которая движется в левой полосе, пожелает перестроиться, то ему потребуется включить правый поворот, и пропустить авто, движущиеся справа от него. Это практический пример использования правила на дороге.

В более сложном случае перестроение производится взаимно. И тут опять сначала перестраивается автомобиль, который находится справа. Только после этого начинает смену полосы другая машина. Но, тут опять следует убедиться в отсутствии помех.

Читайте также  Правила проведения реанимации пострадавшего

При перестроении из левого ряда всегда убеждайтесь в отсутствии помехи справа. Так вы значительно снизите риск попадания в ДТП. Помните, что попутный автомобиль может быть в мертвой зоне, поэтому не делайте резких маневров, чтобы не доставить проблем другим участникам движения.

Когда не применяется

  • Светофор или знаки приоритета. В этом случае ориентироваться на помехи практически не приходится. Обычно потоки на таких перекрестках разводятся по сторонам, чтобы не создавать дополнительных заторов;
  • Трамваи необходимо пропускать всегда. Даже если вы являетесь для них помехой справа. Этот вид транспорта обладает особым статусом;
  • Автомобили со спец. сигналами. Они обладают преимуществом при проезде по любым перекресткам, даже под запрещающий сигнал светофора. Помеха такому автомобилю может привести к серьезным штрафам.

Заключение. Законодательство, регулирующее дорожное движение достаточно сложное. Но, оно подчинено определенным принципам, если понять, как это работает, то особых проблем с ним не будет. Поэтому, правило ПДД – помеха справа требует в первую очередь осмысления. Если разобраться в действии его на практике, то никаких особых затруднений в процессе активной езды по улицам не возникнет. Причем это одно из самых простых правил.

Правило правой руки пдд на перекрестке

Записаться на автокурсы в Харькове "Авто-Дор", курсы обучения вождению авто

фото помеха справа

Водители должны знать ПДД и подчиняться им. Иначе будут неприятности в пути или аварии. Существует также специальное правило помеха справа, которое не прописано в ПДД, но пользоваться им все равно необходимо. Что означает этот термин и как применять его на дороге?

Когда используется “помеха справа”

Правило “помеха справа” или же правило “правой руки” считается народным понятием, которое знакомо всем водителям. Автошкола Авто-Дор готовит будущих водителей и тоже делает акцент на применении этого принципа. Некоторые утверждают, что помеха справа может не применяться, так как такое понятие отсутствует в официальных правилах дорожного движения. Как понять, где правда, а где ложь?

Действительно, дословно это понятие не используется в ПДД. Это название дали сами люди для удобного быстрого восприятия. Однако, в восьмом разделе ПДД все же есть информация об этом условии. Там говорится о том, что в случае пересечения траекторий движения нескольких транспортных средств, уступает тот водитель, к которому машина приближается справа. Руководствоваться этим можно, если в ПДД не оговаривается другая очередность проезда. Это и можно считать определением понятия правой руки.
Применяют правило в следующих случаях:

  • Когда двигаются равнозначные транспортные средства. Надо помнить, что трамваи имеют преимущество для проезда почти во всех случаях (исключение — выезд рельсового транспорта из депо).
  • Машины начинают или продолжают движение в равных условиях. То есть они двигаются одновременно по главной или второстепенной дороге или едут на зеленый свет светофора.
  • Очередность проезда не обозначена дорожным знаком или светофором на данном участке пути.

Часто водителям не понятно, кто уступает дорогу, а кто может спокойно продолжать движение. Но правило правой руки дает возможность избежать столкновений и пробок.

Применение при проезде перекрестков

Как запомнить и применять принцип помехи справа? Всё просто: надо всегда уступать машинам, которые двигаются справа. Использовать эти знания важно в тех случаях, когда траектория двух автомобилей пересекается. Чаще всего, это происходит на перекрестках.

Проезд равнозначных перекрестков

В пункте 13.11 ПДД прописано, что на перекрестках с равнозначными дорогами водитель должен пропустить транспортное средство, которое движется справа от него. Подчеркнем, что это правило распространяется только на нерегулируемые перекрестки. Это:

  • перекрестки, на которых нет регулировщика;
  • нет светофора;
  • установлен светофор, но он неисправен или с мигающим желтым светом.

Равнозначными можно считать дороги в нескольких случаях. Если стоит знак “пересечение равнозначных дорог”. Перед началом пересечения стоит дорожный знак, который сигнализирует о завершении главной. Также о равнозначности путей может говорить и отсутствие знаков приоритета (например, главная дорога, уступи дорогу, STOP).

Таким образом, правило помехи справа можно применять на перекрестке в случае, если он нерегулируемый, а пути являются равнозначными. В других вариантах водитель подчиняется светофору, знакам или другим правилам дорожного движения.

Проезд неравнозначных перекрестков

Пункт 13.10, который прописан в ПДД, диктует следующее: когда главная дорога изменяет свое направление на перекрестке, все водители ТС должны применять правило проезда перекрестка с равнозначными дорогами. То есть здесь работает принцип правой руки или помехи справа.

рисунок правило правой руки

Использовать этот принцип можно в двух случаях:

  1. Автомобиль, который двигался по главной и планирует повернуть направо или налево (то есть продолжить свой путь по главной), пропускает ТС, которое движется справа и планирует повернуть на главную.
  2. Синяя машина (на схеме) двигалась по второстепенной трассе. Этот водитель обязан уступить путь двигающемуся справа автомобилю (оранжевый). Получается, что обе машины едут по второстепенным дорогам и имеют одинаковые права. Тут и нужно применять принцип правой руки. Кроме этого, синяя машина пропускает красную и белую машины, так как они двигаются по главной.

Нужно помнить, что правило правой руки действует только на нерегулируемых перекрестках. В других ситуациях нужно руководствоваться ПДД, светофорами, дорожными знаками или указаниями регулировщика.

Другие ситуации

Кроме перекрестков могут быть и другие участки движения, где действует это правило. Например, разъезд автомобилей на прилегающих территориях: парковки, автомобильные стоянки, рынки, дворы, придомовые территории. Тогда водителям надо вспомнить о пункте 8.9 правил дорожного движения и пропустить ту машину, которая находится справа от транспортного средства.

Применение во время перестроения

При перестроении автомобилей тоже применяют принцип правой руки. Можно разделить этот маневр на две категории:

  • Простое перестроение (когда необходимость перестраиваться существует только у одного транспортного средства).
  • Сложное или одновременное перестроение. Из названия понятно, что в одно и тоже время необходимость перестраиваться существует у двух машин.

В первом случае дорогу нужно уступить той машине, которая хочет изменить траекторию своего движения. Однако, при сложном перестроении как раз и будет действовать условие правой руки.

Когда использовать нельзя

В целом, водители всегда применяют принцип помеха справа. Но есть один нестандартный случай, когда это условие не работает. Бывают пересечения, где все пути являются равнозначными. Автомобили могут одновременно приехать и претендовать на первоочередной проезд. Кто должен уступить дорогу в таком случае?

рисунок пропусти помеху справа

В правилах дорожного движения не описана такая сложная ситуация, а закон о помехе тут не сработает. В этом случае водителям надо самостоятельно принять решение о том, кто кого пропускает. Например, можно поморгать фарами. Это значит, что эта машина готова пропустить другое транспортное средство. Как только один автомобиль проедет перекресток, остальные водители быстро сориентируются и смогут без труда разъехаться в нужных направлениях.

Нужно быть внимательным за рулем, так как от этого зависят человеческие жизни. Ежедневно водители применяют на практике правило помеха справа, с которым важно разобраться подробнее. Теперь вы знаете всю необходимую информацию и можете ею воспользоваться на дорогах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: