Права и обязанности дпс

Права и обязанности сотрудника ГИБДД (выдержка из Административного регламента)

Выдержка из Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения:

. 6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право <1>:

<1> Статья 13 Федерального закона «О полиции».

6.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

6.2. Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора.

6.3. Вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

6.4. Запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом МВД России и Министерством здравоохранения Российской Федерации, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий <2>.

<2> Далее также — «ДТП».

6.5. Патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка.

6.6. Требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

6.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

6.8. Доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

6.9. Направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <1>.

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения».

6.10. Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа <1>; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

<1> Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

6.12. Задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.13. Использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

6.14. Использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:

7.1. Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

7.2. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

7.3. Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;

7.4. Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

7.5. Выявлять причины административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

7.6. Обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.

7.7. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, участвовать в обеспечении общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

7.8. Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

7.9. Участвовать в пределах своей компетенции в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, розыске и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, похищенных или угнанных транспортных средств.

7.10. Осуществлять государственный надзор за соблюдением требований нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение, оформлять документы о ДТП.

7.11. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.

7.12. Уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

ВС подтвердил, что видеосъемка инспектора ДПС при составлении протокола разрешена

Адвокат АП Хабаровского края Владимир Якушев сообщил «АГ» об административном деле с его участием, по которому ВС вынес Определение № 58-КАД20-10-К9, признав законной видеосъемку сотрудника ДПС при составлении протокола об административном правонарушении.

10 марта 2019 г. старший лейтенант полиции ИДПС ОГИБДД ОМВД по Вяземскому району Евгений Вовк остановил автомобиль, за рулем которого находился Владимир Якушев. По просьбе полицейского адвокат передал ему СТС, водительское удостоверение и страховой полис. С документами Евгений Вовк направился в сторону патрульного автомобиля, в котором находился около 5 минут. После этого он вернулся к Владимиру Якушеву и попросил проследовать за ним. Когда они сели в патрульную машину, инспектор, ничего не объясняя, начал заполнять протокол об административном правонарушении.

Читайте также  Штраф за тахограф юр лицу

Посчитав, что никаких нарушений адвокат не совершал, Владимир Якушев стал снимать происходящее на телефон. Увидев это, Евгений Вовк перестал заполнять протокол и попросил остановить съемку, сообщив, что, если этого не произойдет, он заберет телефон и отвезет адвоката в дежурную часть. На вопрос «почему?» сотрудник полиции ответил «потому», не сославшись ни на одно положение какого-либо закона или нормативно-правового акта. После того как Евгений Вовк запретил вести любую съемку, даже если он сам не попадает в кадр, Владимир Якушев остановил видеозапись.

Далее сотрудник ДПС огласил протокол об административном правонарушении, согласно которому адвокату вменялось управление автомобилем без включенного ближнего света фар и без пристегнутого ремня безопасности. Так как Евгений Вовк был намерен сразу вынести постановление по делу об административном правонарушении, Владимир Якушев вновь стал снимать происходящее на телефон, однако сотрудник полиции запретил производить видеосъемку.

В дальнейшем адвокат обратился с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностного лица (имеется у «АГ») в Вяземский районный суд Хабаровского края.

Он сослался на п. 45 Приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, согласно которому при обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.

Владимир Якушев посчитал, что незаконные действия сотрудника ДПС противоречат ст. 8 и 9 Закона о полиции в части положений, касающихся принципов открытости и публичности деятельности полиции, а также доверия и поддержки граждан. Деятельность полиции в силу ч. 1 ст. 8 Закона о полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

Административный истец просил признать незаконными действия Евгения Вовка, выразившиеся в запрете осуществлять видеосъемку при составлении документов по делу об административном правонарушении.

Вяземский районный суд г. Хабаровска просмотрел видеозапись с мобильного телефона адвоката и с видеорегистратора патрульного автомобиля. Он установил, что Владимир Якушев производил видеосъемку составления протокола об административном правонарушении и ознакомления с его содержанием, а запрет осуществления видеосъемки инспектор мотивировал исключительно тем, что его нельзя снимать при исполнении служебных обязанностей и все его действия фиксируются техническим устройством, установленным в служебном автомобиле.

Суд пришел к выводу о незаконности действий Евгения Вовка ввиду их противоречия положениям ст. 8 и 9 Закона о полиции, ст. 25.l КоАП и нарушении прав Владимира Якушева на получение информации любым законным способом, на доступ к открытости и публичности деятельности полиции и на представление доказательств по делу об административном правонарушении.

Однако апелляция прекратила производство по административному иску, а после возвращения материалов дела из Девятого кассационного суда общей юрисдикции отказала в его удовлетворении.

Хабаровский краевой суд отметил , что Владимир Якушев не обосновал, какие в указанной ситуации имелись основания производить видеосъемку действий сотрудника полиции, кроме доводов о том, что стали составляться документы в рамках дела об административном правонарушении. Суд счел недоказанным нарушение прав административного истца, а вывод о неправомерности запрета осуществлять видеосъемку – несостоятельным, поскольку видеосъемка производилась во время составления инспектором ДПС процессуальных документов в рамках предоставленных полномочий (проверял документы водителя, составлял протокол об административном правонарушении), то есть когда дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Кроме того, указала апелляция, административным истцом не обосновано, какое доказательственное значение при рассмотрении дела об административном правонарушении имела видеозапись сотрудника ГИБДД, составляющего процессуальные документы, и какие обстоятельства, на которые он ссылается, подлежащие доказыванию при производстве по делу об административном правонарушении, могла подтвердить. В связи с этим требование сотрудника полиции о прекращении видеосъемки является законным и соответствующим ст. 24.3 КоАП.

Владимир Якушев вновь обратился в Девятый кассационный суд общей юрисдикции. В жалобе (имеется у «АГ») он обратил внимание на то, что конкретно указал, что действиями сотрудника полиции нарушены права, предусмотренные ч. 4 ст. 29 Конституции, а также что они противоречат Закону о полиции. «Если бы я не указал, какое именно мое право было нарушено действиями сотрудника полиции, в моем иске мне бы отказал суд первой инстанции», – заметил он.

Административный истец также указал, что судьи Хабаровского краевого суда не изучали дело, не просматривали видеозаписи на приобщенном к материалам дела диске. Кроме того, видеозапись он начал и закончил вести до рассмотрения административного дела, а точнее – до составления протокола об административном правонарушении.

Владимир Якушев просил отменить апелляционное определение Хабаровского краевого суда и оставить в силе решение Вяземского районного суда, однако кассация оставила жалобу без удовлетворения. Тогда адвокат обратился в Верховный Суд РФ.

Действительно, указал ВС, ч. 3 ст. 24.3 КоАП, закрепляющая общее правило об открытости рассмотрения дела об административном правонарушении, предусматривает возможность осуществлять фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Между тем такого правила, как и запрета, не установлено для стадии составления протокола об административном правонарушении.

Верховный Суд заметил, что, исходя из совокупного правового анализа предписаний раздела IV КоАП «Производство по делам об административном правонарушении», состоящего из отдельных глав, включая гл. 28 «Возбуждение дела об административном правонарушении» и гл. 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении», составление протокола об административном правонарушении является одним из действий уполномоченного лица, совершение которого свидетельствует о возбуждении дела (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП). Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован ст. 29.7 Кодекса, содержащейся в его гл. 29.

Так как факт запрета осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ссылку судов на положения ст. 24.3 КоАП нельзя считать правильной, указал ВС. Он отметил, что действие данной нормы распространяется на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.

«Довод административного ответчика о наличии запрета видеосъемки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства. Напротив, деятельность полиции является открытой для общества», – указывается в определении. ВС отметил, что Владимир Якушев в служебный автомобиль не садился, а сама съемка не препятствовала исполнению инспектором ДПС профессиональных обязанностей, никаких специальных объектов, не подлежащих видеосъемке, зафиксировано не было.

Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты апелляции и кассации и оставил в силе решение Вяземского районного суда Хабаровского края.

В комментарии «АГ» Владимир Якушев указал, что ВС принял верное решение, основанное исключительно на законе и надлежащей оценке его доводов.

По его мнению, апелляция и кассация приняли свои решения из-за безграмотности и предвзятого отношения. «Дело дважды рассматривалось в Хабаровском краевом суде и Девятом кассационном суде общей юрисдикции коллегиально составом из трех судей. Получается, что 12 судей приняли незаконное решение, а моим доводам даже не дали оценки. Выходит, что судья районного суда оказался умнее 12 судей вышестоящих судов, что как раз и подтвердил Верховный Суд», – заключил он.

Комментируя ситуацию, адвокат «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва обратила внимание, что взаимоотношения между сотрудником полиции и гражданином при оформлении административного правонарушения в области дорожного движения регулируются Административным регламентом исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области БДД, утвержденным Приказом МВД от 23 августа 2017 г. № 664 (ред. от 21 декабря 2017 г.). При рассмотрении административного дела об оспаривании действия должностного лица суд выясняет: соответствует ли оспариваемое действие нормативным правовым актам и не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы административного истца.

Ольга Рогачёва указала, что Приказ МВД РФ не содержит нормы, препятствующей водителю осуществлять видеосъемку, фотосъемку, аудиозапись при производстве по делу об административном правонарушении, если это не запрещено законом. Ограничение права на фото- и видеосъемку возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.

Эксперт заметила, что принцип открытости не должен распространяться на отдельные стадии производства по делу об административном правонарушении, он должен пронизывать административно-процессуальную форму производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем в соответствующее законодательство необходимо внести изменения. «Сотрудники полиции могут составлять протоколы по многим делам об административных правонарушениях, поэтому необходимо более детально прописывать осуществление процессуальных действий, в том числе и на стадии возбуждения дела об административном правонарушении», – указала адвокат.

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Законы о дорожном движении часто изменяются, и относится это не только обязанностей водителей, но и инспекторов ГИБДД, а также ДПС. Недавно изменился Административный регламент, в котором многие пункты получили новую трактовку. Что в 2021 году разрешается сотрудникам ДПС, какие они имеют права по отношению к водителям, и что им нельзя делать? Разберемся в этих вопросах подробно.

Права ДПС в 2021 году – по каким законам установлены

Сегодня права инспекторов ДПС на дорогах прописаны в двух законодательных актах:

    (Федеральный закон №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года). . Документ, который должны выполнять сотрудники ДПС в своей работе. Утвержден Приказом 664.

Первый закон содержит в себе основные принципы работы инспекторов ДПС и полиции. Второй документ определяет подробный порядок процессуальных действий.

Что разрешено сотруднику ДПС

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.
Читайте также  Шоу ми g800 str

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Остановка транспорта

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

В 2021 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:

  1. Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
  2. Проведение специальных операций и мероприятий.
  3. При нарушении водителем Правил дорожного движения.
  4. Привлечение людей в качестве понятых.
  5. При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
  6. При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
  7. Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
  8. Нужна срочная помощь водителя.

Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.

Непосредственно после остановки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.

Проверка документов

Причинами проверки являются:

  1. Нарушение ПДД.
  2. Специальные мероприятия.

В результате остановить машину инспектор может для проверки документов. Но для этого тоже нужны веские основания, без которых это делать нельзя.

Во время контроля документов водитель должен передать инспектору согласно Правилам дорожного движения пункта 2.1.1 следующие документы:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации машины.
  3. Страховой полис.

Могут ли остановить автомобиль сотрудники ППС?

Да, могут, но только в случаях нарушения водителем Правил движения. При этом сотрудник должен вызвать инспекторов ГИБДД, которые проведут административное расследование.

Читайте также:

Задержание и доставка водителя и пассажиров

Задержание отличается от доставки тем, что это обычная перевозка человека в полицию. Доставка подразумевает содержание лица в полиции некоторое время. Причиной может быть необходимость расследования нарушения для ареста или для рассмотрения в его присутствии.

Задержанный имеет право позвонить родственникам. Полицейские должны составить протокол задержания еще до этого, с указанием причин.

Досмотр автомобиля

Для этого нужно иметь основания. При осмотре сотрудник не должен прикасаться к машине, может потрогать вещи, но не раскрывать сумки. Во время досмотра водитель и пассажиры должны покинуть салон. При этом должны быть основания о нахождении в автомобиле запрещенных предметов, которые послужили нарушению. Должны быть привлечены два понятых. Для проведения личного досмотра людей и личных вещей также нужны основания и составление протокола.

Читайте также:

Разговор с водителем

Сотрудник ДПС может снимать на фото и видеокамеру общение с водителем. Водитель также имеет право на подобные действия. Инспектор может записать данные лиц, проверить документы пассажиров.

Использование автомобиля

Сотрудник вправе взять вашу машину при возникновении неотложных дел. Но он должен сообщить цель и маршрут, кроме ситуаций, когда преследуется опасный преступник.

За рулем должен находиться водитель. В исключительных случаях инспектор садится за руль сам, но составляет об этом протокол с указанием причин.

В конце поездки водитель может взять у сотрудника справку о факте использования машины с его росписью. Если водитель отказывает в использовании своего автомобиля, то на него может быть наложен штраф в размере 1 тысячи рублей, либо до 15 суток ареста. Это указано в КоАП статье 19.3 части 1. При нанесении ущерба автомобилю, инспектор должен принять меры к его возмещению.

Проникновение в помещения

Это право предоставляется в статье 13 закона «О полиции». Но разговор идет только об общественных зданиях и помещениях. В дом или квартиру инспектор заходить не имеет право. Для этого предоставлена возможность только специальным сотрудникам МВД по определенным основаниям, касающимся уголовных дел.

Проверка опьянения

Это прямая обязанность дорожно-патрульной службы. Согласно Административному регламенту, установлен следующий порядок:

  1. Инспектор останавливает машину, если подозревает нетрезвого водителя.
  2. Если есть основания, составляется протокол отстранения от управления авто, акт освидетельствования, приглашаются понятые. Водитель имеет право отказаться.
  3. Если прибор не выявил опьянение, либо вы отказались, но у инспектора есть сомнения, либо сомневается сам водитель, то выдается направление на медицинское освидетельствование.
  4. По его результатам принимается решение: лишение прав через суд, эвакуация автомобиля на штрафную стоянку, либо водителя отпускают.

На прибор для проверки опьянения должен быть сертификат, однако данный документ может храниться в другом месте.

Содержание алкоголя допускается не более 0,16 мг на литр воздуха, выдыхаемого водителем. Если проверялась кровь, то не более 0,3 г на литр крови. Результат должен быть отпечатан на бумаге.

Если сотрудник не желает или не может провести проверку опьянения на месте, то он не имеет право направлять водителя в поликлинику. Для этого нужен отказ водителя или несогласие с показаниями.

Что запрещается сотруднику ДПС

Учитывая наличие многих прав, имеется также и перечень запрещений для инспекторов ДПС. Например, среди самых популярных и известных запретов можно выделить следующие:

  1. Инспектор не может требовать от водителя выйти из автомобиля, если нет факта освидетельствования, досмотра или задержания, не составлены протоколы и нет понятых.
  2. Нельзя останавливать авто без причины.
  3. При личном досмотре запрещено проверять карманы водителя, переворачивать вещи.
  4. Запрещено обыскивать машину с нарушением ее конструкции.
  5. Запрещается требование сдать анализ мочи на дороге для освидетельствования. Данная процедура проводится только по условиям ХТО экспертизы для проверки содержания наркотических веществ.
  6. Обращаться на «ты», в грубой форме, курить.
  7. Без протокола или акта выдвигать требование по открытию багажника.

Прямого запрещения на перечисленные процедуры сотрудник ДПС не имеет. Но водитель не обязан выполнять эти требования по причине нарушения закона. Сотрудник может только попросить выполнить рассмотренные действия, но водитель может отказаться.

Новые права и обязанности инспектора ДПС

Многие автолюбители не сильны в актуальных законах, что влечёт за собой совершение незаконных действий со стороны сотрудников ДПС. Согласно статистике, инспекторы редко нарушают регламент деятельности и не берут во внимание законные права автолюбителей довольно часто.

Что делать водителю, если столкнулся с неправомерным поведением правоохранительных органов на дороге? В этом случае поможет памятка водителю при общении с ДПС в 2017 году.

Нововведения в законодательстве 2017 года

фото 1

Наиболее важные нововведения, принятые в 2017 году, упоминаются в приказе №664:

  • Работники ГИБДД теперь могут снимать нарушения на камеру там, где находятся временные знаки. Если знак не был убран в установленное время, то нарушители в зоне «просроченного» знака не будут оштрафованы.
  • Сотрудник ДПС отныне не имеет право препятствовать водителю производить фото- или видеосъёмку.
  • У автоинспектора больше нет права на месте остановки автомобиля лишать водителя прав и снимать регистрационные номера.
  • Теперь водитель обязан передавать документы для проверки без цепочек и скрепок. Если ранее это не возбранялось, теперь инспектор может вернуть документы, попросив предъявить их «в чистом виде».
  • Сотрудник ДПС не может снимать ксеноновые фары, но в праве выписать штраф на сумму от 500 до 5000 рублей, а также дать старт судебному делу по лишению водительских прав.
  • Теперь в ГИБДД нельзя получить справку о дорожно-транспортном происшествии. Это справки, которые требуются страховой компании как подтверждение факта ДТП. Сотрудник правоохранительных органов на дороге выдаст протокол о штрафе или протокол об отказе или возбуждении административного дела.

В каких случаях нужно останавливаться водителям?

фото 2

В приказе Министерства внутренних дел №664 изложены основаниях, на которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство. Сюда входят:

  • в автомобиле находятся лица, причастные к совершению преступлений или ДТП;
  • машина разыскивается;
  • необходимость провести опрос находящихся в машине как свидетелей преступления или ДТП;
  • потребность в понятых, которыми могут стать пассажиры автомобиля;
  • потребность использовать автомобиль сотрудниками правоохранительных органов; ;
  • проведение мероприятий, цель которых — устанавливать личность водителей и проверять грузы;
  • водитель нарушает ПДД.

Другие основания для остановки считаются недопустимыми и являются нарушением служебной дисциплины сотрудников Госавтоинспекции.

Обязанности сотрудника ДПС после остановки автомобиля

Закон гласит, что грубость по отношению к водителю — серьёзное нарушение. После остановки машины инспектор должен общаться вежливо.

Если к сотруднику обратился сам водитель или пешеход, инспектор также обязан представиться, после чего оказать помощь по возникшим вопросам.

Нагрудный значок работника должен находиться в зоне видимости для водителя. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения претензий к сотруднику, назвать номер знака. Своё удостоверение инспектор должен показать водителю, но не давать его в руки. У сотрудника ДПС нет права ставить любые отметки в документах водителя. Если каким-то образом в документах обнаружатся деньги, водитель должен забрать их сам.

Говоря о том, кто останавливает автомобили, нужно учитывать сам транспорт. Регулировщики могут останавливать легковые авто, в то время как грузовой транспорт останавливается в специальных отмеченных местах.

Читайте также  Оказание первой медицинской помощи при дтп

Также не возбраняется применение сигнального свистка инспектором, чтобы привлечь дополнительное внимание автомобилиста.
Езда без документов, что грозит водителю за данное правонарушение можно узнать прочитав здесь.

Права стажёра инспектора ДПС

фото 3В соответствии с приказом Министерства внутренних дел №942, стажёр не имеет права производить следственные действия, регулировать дорожное движение, оформлять документы и составлять протоколы, а также быть ознакомленным с документами, в которых содержится тайна государственного уровня.

У стажёров есть право останавливать автомобили и проверять документы. Его действия опираются на Конституцию Российской Федерации, закон «О полиции» и другие акты, регулирующие деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Что имеет право проверять инспектор?

Первое, что проверяет инспектор ДПС — аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Они нужны, чтобы правильно эксплуатировать транспортное средство. Стоит отметить, что отсутствие данных атрибутов — не всегда нарушение. Вероятно, водитель мог помочь другому водителю потушить автомобиль, а теперь едет, чтобы приобрести новый. Тем не менее, инспектор составит протокол, в которой нужно вложить записку, объясняющую отсутствие вышеупомянутых предметов.

СПРАВКА. С 2017 года процедура технического осмотра записывается на камеру.

Страховка — обязательный документ наряду с правами и документами на автомобиль, поэтому у инспектора есть право проверить её. Обычно она нужна после аварии.

Многие водители любят тонировать стёкла, поэтому у сотрудников ГИБДД есть право измерить степень тонировки. Производить замер можно исключительно при наличии специальных приборов, указанных в ГОСТе.

Как оспорить неправомерные действия сотрудника ДПС?

фото 4

Чтобы обжаловать неправомерные действия сотрудника, можно обратиться в следующие инстанции:

  • Управление Госавтоинспекции. Нужно написать заявление на сотрудника, действия которого водитель счёл неправомерными, после чего передать заявление начальству. Жалобу можно отдать лично в руки или отправить по почте.
  • Суд. Можно обратиться в суд, если разрешить конфликт до судебного разбирательства не удалось.

Полезное видео

Ознакомиться с новым регламентом ГИБДД 2017 можно здесь:

Заключение

Водители должны осознавать, что инспектор ДПС выполняет свои обязанности, поэтому не стоит паниковать. Автолюбители защищены законодательно, поэтому важно знать права и обязанности сотрудников ДПС, чтобы пресечь возможные неправомерные действия.

Какие права и обязанности имеются у инспектора ДПС на дороге?

Обязанности инспектора ДПС, так же как и его права, установлены законодательством. Инспектор ДПС является таким же участником дорожного движения, как и водитель. Более того, если он не выполняет всех требований закона и ведет себя ненадлежащим образом, вы вправе подать жалобу на его действия (бездействие).

Права и обязанности инспектора ДПС

Безусловно, основным документом, который регламентирует действия участников дорожного движения, являются правила дорожного движения. Но если мы говорим об обязанностях инспектора ДПС, нам стоит обратить свое внимание на приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» от 05.05.2012 № 403, которым утверждены Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее — приказ № 403).

Очень часто водители жалуются на то, что инспекторы ДПС ведут себя довольно грубо и не объясняют причины остановки транспортного средства. Но приказом № 403 предусмотрено, что сотрудники ДПС должны проявлять вежливость и тактичность в обращении с гражданами.

Какие права и обязанности имеются у инспектора ДПС на дороге?

Главная обязанность инспектора ДПС — организация безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения.

Итак, начинаем. Вас останавливает сотрудник ДПС и просит предъявить документы.

Остановка автомобиля возможна только на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах, которыми являются места несения службы нарядом ДПС, оборудованные служебным помещением и оснащенные специальными средствами.

Вне стационарных пунктов остановка возможна только в следующих случаях:

  • Наличие ориентировки о том, что водитель или автомобиль, на котором он передвигается, был замечен в совершении ДТП, преступления или правонарушения.
  • Водитель нарушил правила дорожного движения.
  • Необходимо опросить водителя о ДТП или иных правонарушениях, свидетелем которых он стал.
  • Инспектору ДПС необходимо воспользоваться вашим автомобилем.
  • Необходимо использовать водителя в качестве понятого.
  • Для выполнения регулировочных действий.
  • Если водителя необходимо привлечь для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Если проводятся спецоперации.

Так что если вас остановили вне стационарного пункта, поинтересуйтесь причиной остановки. При этом, как мы видим, в вышеуказанном списке нет такой причины, как проверка документов!

Если инспектор ДПС не дает вам четкого ответа на поставленный вопрос, то он своими действиями нарушает ст. 12.35 КоАП и должен заплатить штраф в размере 20 000 руб.

А что, если вас останавливает не инспектор ДПС, а другой сотрудник полиции? Разве такое возможно?

Да. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ не делает различий между инспекторами ДПС и другими сотрудниками системы МВД. Но любой сотрудник полиции должен действовать в рамках предоставленных ему полномочий. Например, сотрудник ППС может остановить ваш автомобиль для проверки документов перед проездом в зону оцепления и т. д.

Сигнал об остановке вашего транспортного средства должен быть четким и понятным. Если вы его не заметили и проехали инспектора ДПС, то можете оправдать свой проезд тем, что не различили взмах жезла инспектора и не поняли, что он предназначался именно вам.

Но! Инспектор ДПС не имеет право останавливать транспортное средство в следующих местах:

  • на участках дороги с ограниченной видимостью;
  • до или после подъема;
  • перед перекрестками и ж/д переездами;
  • в других опасных местах.

Исключение в данном случае составляют ситуации, при которых необходимо остановить транспортное средство во избежание наступления нежелательных последствий.

Выходить из автомобиля или нет

Если вас останавливает инспектор ДПС, вы вправе общаться с ним, не выходя из своего транспортного средства. Предложить выйти инспектор может в следующих случаях:

  • Для проведения досмотра или осмотра автомобиля и/или перевозимого груза.
  • В случае необходимости участия водителя в процессуальных действиях (например, в качестве понятого).
  • При необходимости устранения технических неисправностей в транспортном средстве.
  • Для проведения в присутствии водителя сверки номерных агрегатов со сведениями, указанными в документах.
  • Если у водителя имеются признаки состояния опьянения или болезненного состояния.
  • Если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ДПС.

Очень часто инспекторы ДПС просят открыть багажник автомобиля, что относится к категории досмотра транспортного средства. Если инспектору интересно, он может заглянуть через окна в салон автомобиля или сверить номера двигателя с документами. Но если он решил все проверить досконально, то здесь следует уделить внимание основным моментам:

  • Во-первых , досмотр проводится при обязательном участии 2 понятых и с составлением протокола. Нелишним будет вести во время досмотра видеозапись всех действий инспектора ДПС.
  • Во-вторых , досмотр транспортного средства представляет собой его обследование без нарушения конструктивной целостности. Это говорит о том, что инспектор ГИБДД не может самовольно перекладывать вещи, вытаскивать их из автомобиля без вашего участия. Все эти действия можете осуществить только вы. Если вдруг инспектор просит показать содержимое барсетки или иных личных вещей, то эти действии квалифицируются как личный обыск и возможны только при наличии соответствующей санкции.
  • В-третьих , досмотру может подвергнуться не любой автомобиль, а только тот, в отношении которого у него есть подозрения о нахождении там орудий совершения преступления или предметов административного правонарушения.

Установление состояния алкогольного опьянения: как должно быть в идеале

Итак, вас остановил сотрудник ДПС, и выясняется, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Как вы должны себя вести в данном случае? Какие права есть у вас и у инспектора ДПС?

Первое, что должен сделать инспектор ДПС в случае обнаружения факта нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, — это отстранить его от управления транспортным средством. Но отстранение в обязательном порядке происходит при участии не менее 2 понятых. По результатам отстранения составляется протокол, в котором расписываются все участники процедуры.

Не торопитесь сразу дуть в алкотестер, который вам «любезно» предоставил инспектор ДПС. В некоторых случаях вы можете нарваться на недобросовестных сотрудников полиции, чей алкотестер уже будет с определенным количеством промилле. Так что настаивайте на проведении освидетельствования.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится в следующем порядке:

  • Инспектор должен выявить признаки опьянения: неустойчивость позы, нечеткость речи, характерный запах изо рта и т. д.
  • Инспектор объясняет водителю, как проводится освидетельствование, и рассказывает об алкотестере.
  • Если выявляется наличие опьянения, то дополнительно необходимо учитывать возможную погрешность прибора.
  • После проведения процедуры инспектором составляется акт проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который подписывается инспектором, понятыми и водителем. Если водитель считает, что алкотестер показывает неправильные значения, в акте он пишет о том, что не согласен с результатами освидетельствования и требует проведения медицинского освидетельствования.
  • В этом случае инспектор ДПС составляет протокол о направлении водителя на медицинское освидетельствование, который также подписывается 2 понятыми.
  • После чего он обязан сопроводить водителя до медицинского учреждения, где будет проводиться освидетельствование, и в случае отрицательного результата (водитель НЕ находится в состоянии алкогольного опьянения) доставить его обратно до автомобиля.

Отдавать права или нет, или Как вести себя в ситуации, когда вы нарушили ПДД

В случае если вас останавливает сотрудник ДПС и убеждает, что вами были нарушены правила дорожного движения, он должен обосновать свою позицию или указать на показания радара.

По факту совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол, в котором указывается статья КоАП и сущность правонарушения. Вас должны ознакомить с протоколом, разъяснить ваши права и обязанности. После чего выносится соответствующее постановление.

В самом протоколе вы можете изложить свою позицию относительно совершенного правонарушения.

В течение 10 дней вы можете обжаловать вышеуказанное постановление руководству отделения ГИБДД. Если на вашу жалобу нет ответа, вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.

Одной из обязанностей инспекторов ДПС является соблюдение законности и культурного (вежливого) обращения с гражданами.

Причем это должно исполняться абсолютно во всех ситуациях, связанных с дорожным движением. Зачастую сотрудники полиции пренебрегают этой обязанностью и ведут себя довольно некорректно по отношению к водителям. Но у вас есть возможность подать жалобу на действия сотрудников ДПС и защитить свои права надлежащим образом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: