Постановление вс об осаго

10 дел: как суды применяют постановление Пленума ВС об ОСАГО

10 дел: как суды применяют постановление Пленума ВС об ОСАГО

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" было принято 29 января 2015 года, и с тех пор суды активно используют его в этой частой категории споров. Какие его разъяснения используются чаще всего, какие ошибки отменяют вышестоящие инстанции, что судебная практика понимает под злоупотреблениями в сфере страховых возмещений? Ответы на эти вопросыв подборке дел, составленной с помощью Caselook, в которых областные суды применили постановление Пленума № 2.

Какие разъяснения больше всего пригодились

Среди наиболее часто используемых разъяснений постановления – п. 32, который с 17 октября 2014 года обязывает рассчитывать страховое возмещение по единой методике, которую утвердил Центробанк (положение № 432-П от 19 сентября 2014 года). Вышестоящие суды напутствуют не забывать об указаниях этого документа, которые могут повлиять на исход дела. В частности, расхождение в расчетах на 10% и менее считается статистической погрешностью. Поэтому суды должны отклонять требования автомобилистов, которые требуют 10% или меньше от фактически выплаченной страховой суммы (например, дело № 33-19993/16 в Краснодарском краевом суде).

Часть “популярных” положений Пленума обращают внимание судов на некоторые изменения законодательства об ОСАГО, которые действуют с 1 сентября 2014 года. С этого дня действует досудебный порядок урегулирования споров (п. 7) и двадцатидневный срок рассмотрения заявления потерпевшего. Если компания не уложилась с выплатой в этот срок, на нее начисляется неустойка в 1% за день просрочки (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО), но только если договор был заключен не ранее 1 сентября 2014 года, обращает внимание п. 44. А если ранее, надо пользоваться другими правилами, которые установила ныне утратившая силу ст. 13 об ОСАГО. Бывает, что суды не уделяют внимания дате заключения договора и ошибочно применяют старые правила к новым договорам или наоборот. Вышестоящие инстанции их исправляют (например, дело № 33-3045/2017 Красноярского краевого суда).

Когда что-то не так с документами

Случается и так, что из документов полиции непонятно, какова вина в ДТП застрахованного лица или каждого из водителей. Но это еще не повод отказывать в страховом возмещении, напоминает п. 21 постановления Пленума. Его применил Ростовский областной суд, который отменил решение Таганрогского городского суда, решившего было не наказывать страховую компанию "ЭНИ". Хотя Петру Долбакову* пришлось взыскивать 340 400 руб на ремонт "Фольсквагена Тигуан" через суд, первая инстанция отказала ему во взыскании неустойки и штрафа. Ведь Долбаков не приложил к заявлению о выплате доказательства виновности другого участника аварии, а предоставил их позже. Но страховую компанию это не оправдывает, возразила апелляция и сослалась на п. 21 Постановления. Если по документам сложно определить вину застрахованного лица или каждого из водителей, организация должна произвести выплату в равных долях от размера понесенного каждым ущерба – постановление Пленума напоминает абз. 4 п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО. Согласно решению апелляции, водитель получил вдобавок 371 632 руб. неустойки и штрафа (33-1552 /2017).

Другое дело, если автовладелец передал в страховую не все нужные документы. Это может освободить страховщика от уплаты неустоек и финансовых санкций, если он докажет, что нарушил сроки вследствие неопреодолимой силы или виновных действий (бездействия) потерпевшего, гласит п. 58 постановления (применен, например, в деле Свердловского областного суда № 33-5911/2017). Самая частая ошибка потерпевших – не передают в страховую все нужные документы. "Забыл; думал, что отправил; полагал, это не важно", – объясняют истцы суду. Но т акая легкомысленность может дорого обойтись, как это случилось с Ириной Кудеровой*, которая попала под машину на «зебре». Она вынуждена была пройти лечение в больнице, где определили, что она получила средний вред здоровью. Но получить возмещение от Российского союза автостраховщиков не удалось: Кудерова не передала все нужные документы, которые требовались согласно закону об ОСАГО и правилам страхования (в частности, не хватало копии паспорта). Через полтора месяца, когда потерпевшая обратилась уже с досудебной претензией, ей напомнили о недостаче. Она вновь проигнорировала замечание и отправилась в суд.

Новошахтинский районный суд Ростовской области признал за Кудеровой право на 202 476 руб. компенсации вреда здоровью и 101 238 руб. штрафа ( 2-159/2017). Но апелляция отменила это решение в части штрафа (33-7202/2017). Истица без уважительных причин не передала вовремя все нужные документы, обратил внимание Ростовский областной суд. Именно это помешало организации убедиться в обоснованности требований и выплатить компенсацию в добровольном порядке, гласит определение облсуда.

Злоупотребления застрахованных

П. 52 постановления борется со злоупотреблениями и страхователя, и страховщика. «Если одна из сторон действует недобросовестно, чтобы получить преимущества, суд может отказать в удовлетворении ее требований в той мере, чтобы она не получила таких преимуществ», – напутствует разъяснение. Как показывает практика, такие злоупотребления могут быть разными.

Если автомобилист не согласен с размером страховой премии, он должен об этом вовремя сообщить. Длительное молчание суд может расценить как злоупотребление правом, как и случилось в деле Юрия Шестова. 13 ноября 2013 года он получил от “Ресо-Гарантии” 7941 руб. в порядке прямого возмещения убытков на ремонт своего “Опель Астра”. Хотя независимая экспертиза подтвердила расходы в сумме 25 830 руб., Шестов не стал спорить со страховой, а через два с лишним года, 26 февраля 2016 года, подал иск о взыскании недостающей суммы и 50 000 руб. неустойки. Получив его копию, страховая через неделю совершила доплату. А в суде, где Шестов продолжил требовать неустойку, обвинила его в злоупотреблении правом. Автовладелец не ставил компанию в известность о том, что не согласен с размером компенсации, – это стало известно только спустя 2 года 4 месяца 18 дней, указала “Ресо-Гарантия”. Первая инстанция неустойку взыскала, но Архангельский областной суд отклонил это требование, согласившись со страховой (33-4610/2016).

Нередко во взыскании штрафа отказывают потому, что страхователь намеренно не предоставляет автомобиль на осмотр. В таком злоупотреблении «Военная страховая компания» обвинила Тахира Шахазадова*, который добивался компенсации после аварии своего «Мерседеса». Сотрудники «ВСК» дважды посылали ему телеграммы с датами и местами осмотра, но Шахазадов не пригнал свою машину. Он сделал это лишь на третий раз и, наконец, получил компенсацию, размером которой оказался недоволен. В суде удалось получить большее возмещение, а вот во взыскании штрафа было отказано (2-10232017 ). Дзержинский районный суд Волгограда согласился с тем, что Шахазадов злоупотребил правом, не представив автомобиль на осмотр.

А вот Волгоградский областной суд пришел к противоположному выводу и обратил внимание на детали, которые говорили о невиновности водителя. Действительно, в материалах дела имелись телеграммы, но не было подтверждений, что они получены. Более того, в служебном акте о том, что автомобиль не представлен, сотрудник «ВСК» указал другой адрес, нежели тот, что в сообщении. Поэтому Шахазадов имеет полное право получить штраф, подытожила апелляция ( 33-6643/2017).

Необычное злоупотребление обнаружил Белгородский областной суд в деле 33-1393/ 2017. Он отказал скупщику страховых долгов Игорю Крольчеву* в получении неустойки и штрафа, которые истцу присудила первая инстанция. Согласно ее решению, Крольчев получил 93 189 руб. страховой выплаты и 85 706 руб. в качестве финансовых санкций за невыплату премии. Ответчик не признал своей вины и пояснил, что истец требовал выплаты непременно наличными и в Белгороде. Но кассы в этом городе у компании не было, а поехать в Москву или сообщить реквизиты счета Крольчев отказался. Облсуд не согласился с первой инстанцией, что “Макс” обязан был выдать наличные в Белгороде, наоборот, никаких препятствий получить выплату у кредитора не было. Апелляция обратила внимание, что Крольчев систематически требует у компании наличные в Белгороде, хотя прекрасно знает, что кассы там нет. Поэтому во взыскании неустойки и штрафа ему было отказано.

Украденный полис: что делать?

Что делать, если у добросовестного страхователя оказался недействительный полис, рассказывает п. 15 Пленума. Компания может не платить по нему лишь в том случае, если до даты наступления страхового случая страховщик, брокер или агент обратились в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков ( п. 7 [1] ст. 15 Закона об ОСАГО ). Это разъяснение применил Московский областной суд , отменивший решение Домодедовского городского суда о взыскании 120 000 руб. с “Либерти Страхование” в пользу Игоря Софонова* (33-32263/2016). Дело в том, что “страховое” ДТП случилось 29 января 2014 года, а за полгода до этого, в июле 2013 года, компания сообщила правоохранительным органам, что директор посредника, ООО “Фаворит”, похитил бланки, среди которых потом оказался и полис Софонова. "Сведения об утрате полиса указаны и в уведомлении на официальном сайте Российского союза автостраховщиков", – отмечается в определении. Таким образом, апелляция отказала истцу и решила не взыскивать с компании возмещение.

Читайте также  Технические характеристики audi 100 c4

50 оттенков ОСАГО: три инстанции войны за соблюдение норм о страховании

Корпоративный юрист не так часто сталкивается со страхованием в своей работе. Однако иногда бывают ситуации, когда необходимо погрузиться в данную сферу. Фабула дела такова.

Компания А (собственник груза) поручила компании Б (экспедитору) осуществить перевозку груза. В свою очередь экспедитор, передал данный груз перевозчику – компании С. Перевозчик попадает в аварию, виновником которой является водитель компании D, в результате ДТП пострадало не только транспортное средство, но и груз*.

Вроде бы довольно обычная ситуация, но у судов она вызвала массу проблем. Все проблемы связаны были, во-первых, с усложненным субъектным составом, во-вторых, нетипичным пострадавшим имуществом, а именно – товаром, перевозимый компанией D , в-третьих, особенностью выплаты стоимости данного груза. Данная особенность состояла в том, что экспедитор стоимость пострадавшего груза возместил собственнику на основании условий договора – штрафа, который составлял стоимость груза, за повреждение груза. После чего, экспедитор обратился в суд уже с требованием о возмещении штрафа с компании виновника. Позиция компании сводилась к тому, что экспедитором все-таки выплачен штраф, который не может в силу ч. 3 ст. 308 ГК РФ быть возложен на третье лицо, не являющееся участником соответствующих отношений. (Определение ВС РФ от 30.11.2015 г. по делу N 305-ЭС15-14788, Определение ВАС РФ от 29.06.2011 г. № ВАС-7890/11).

Суд решил иным образом и квалифицировал правоотношения как возникшие из деликта. При этом, не учтено одно большое обстоятельство — если квалифицировать отношения, как возникшие из деликта, то ответственность виновника застрахована. К сожалению, апелляция сделала весьма странные выводы, которые противоречили нормам права.

Между тем, при рассмотрении подобных споров необходимо учитывать следующее.

Во-первых, вред, причиненный в результате ДТП, подлежит возмещению не только тот, который причинили транспортному средству, но и иному имуществу. (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») Причем страховая сумма подлежит возмещению в пределах лимита каждому потерпевшему. Так, если в результате ДТП пострадали транспортное средство и груз, перевозимый им, и у данного имущества разные собственники, то страховое возмещение выплачивается в размере 400 000 рублей каждому.

Во-вторых, порядок возмещения ущерба при ДТП определяется императивными нормами (ст.931, 1072 ГК РФ, ст.7, п.23 ст.12 Закона об ОСАГО) и не подлежит изменению. Хотя, если по отдельности заглянуть в каждую норму, то никакой императивности никто там не найдет. Почему же с точки зрения закона и практики необходимо соблюдать порядок и отсутствует альтернатива выбора потерпевшим лица, которое обязано возместить ущерб?

Ответ на данный вопрос был сформулирован в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за I квартал 2007 г. (вопрос N 11), утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ 30 мая 2007 г. — Закон об ОСАГО имеет своей целью защитить не только права потерпевшего на возмещение вреда, но и интересы страхователя – причинителя вреда. Однако, вопрос беспощадно был исключен, без объяснения причин.

Закон об ОСАГО, действительно, по многим судебным актам КС РФ, призван обеспечить имущественные интересы потерпевшего на случай неплатежспособности виновника. Но все же, не стоит забывать о балансе интересов – интересы виновника, на которого законом была возложена обязанность по страхованию, также заключаются в возможности избежать неблагоприятных финансовых последствий, связанных с ДТП.

Также необходимо учитывать, что недопустимо включение в состав убытков расходов, хотя и понесены потерпевшим в результате правонарушения, но компенсируются ему в полном объеме за счет иных источников. В противном случае создавались бы основания для неоднократного получения потерпевшим одних и тех же сумм возмещения и, соответственно, извлечения им имущественной выгоды, что противоречит целям института возмещения вреда. (Определение ВС РФ по делу №305-ЭС18-10125 от 13.12.2018).

Следуя данной логике, если потерпевший имеет право на возмещение убытков за счет договора обязательного страхования, то он не должен требовать этого возмещения с виновника.

Таким образом, виновник обязан возместить ущерб только в части, превышающей размер лимита страхования. (Определение ВС РФ от 07.11.2008 № 5-В08-118, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.07.2015 по делу № А07-23274/2013, Постановление 17 Арбитражного Апелляционного суда от 12.02.2016 по делу № А60-44047/2015)

В-третьих, в случае возмещения ущерба иным лицом к нему переходит право требования страхового возмещения в порядке регресса. В силу п. 23 ст.12 Закона об ОСАГО, а также п. 69 Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в котором указано, что если вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, возмещен не страховой организацией причинителя вреда (или в случае прямого возмещения убытков – страховой организацией потерпевшего), а иным лицом, то лицо, возместившее вред, имеет право на возмещение убытков. Применительно к нашему случаю право требования возмещения стоимости груза от собственника перешло к экспедитору в связи с выплатой последним данной стоимости.

И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание – это процессуальное положение страховой компании в деле. В силу п. п. 91 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случае предъявления иска к потерпевшему, суд ОБЯЗАН привлечь к участию в качестве ответчика страховую организацию. Иными словами, это не обязанность сторон заявить соответствующее ходатайство, а процессуальная обязанность суда. Причем, интересно, что с точки зрения процесса, истец сам определяет ответчика по делу, но именно в случае рассмотрения вопроса о возмещении ущерба в результате ДТП, суд самостоятельно, при отсутсвии инициативы истца привлекает страховую компанию.

Таким образом, если какие-то из четырех пунктов были нарушены в Вашем процессе, то это является безусловным основанием для отмены решения.

Верховный суд отбалансировал ОСАГО

Постановление пленума ВС скорректировали в пользу автовладельцев

Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о применении судьями законодательства об «автогражданке». Из итоговой версии документа под нажимом Минюста исчезла норма об обязанности потерпевшего общаться только с одним подразделением страховщика при оформлении выплаты. Вместо этого автовладельцев обяжут уведомлять компании об обращениях в другие офисы. Страховщики ожидают, что новое постановление ограничит возможности автоюристов по использованию мошеннических схем.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото

Пленум ВС утвердил постановление «О применении судами законодательства об ОСАГО». Как уже писал “Ъ”, документ предлагает закрепить за автовладельцем и необходимость заявлять, какие виды расходов должна покрыть выплата: восстановительный ремонт, расходы на эвакуатор, утрату товарной стоимости (УТС) и прочее, что, по мнению страховщиков должно остановить автоюристов в судах (см. “Ъ” от 22 декабря).

Как говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, «это очень важное положение. Зачастую потерпевший не направлял в своем заявлении такие требования, но «вспоминал» о них в претензии или при подаче иска». При этом страховщик не мог проверить их обоснованность, так как срок ответа на претензию существенно ниже срока рассмотрения заявления. Если же данное требование появлялось только в иске, то от него производился расчет штрафных санкций (неустойки и потребительского штрафа) — что увеличивало расходы страховщиков.

Верховный суд подготовил разъяснения по ОСАГО

Верховный суд подготовил разъяснения по ОСАГО

Также постановление обязывает судей принимать во внимание сведения РСА о наличии в базе союза данных об электронном полисе (в спорах об Е-ОСАГО), а не только распечатанный полис, который может быть поддельным. Если же страховщик обнаружит недостоверность сведений при заключении Е-ОСАГО, он вправе претендовать на недополученную премию с клиента.

В качестве лиц, претендующих на получение страхового возмещения по ОСАГО, упоминаются только владельцы транспорта. Как пояснили “Ъ” на рынке, это не стоит воспринимать как запрет на переуступку прав требования выплаты — что остановило бы автоюристов, выкупающих у участников ДТП претензии к страховой компании. Постановление пленума ВС упоминает эту норму закона об ОСАГО для того, чтобы покупатели автомобилей по доверенности приобретали новый полис.

Читайте также  Недорогие джипы б у

К чему привели изменения на рынке ОСАГО

К чему привели изменения на рынке ОСАГО

В итоговой версии постановления исчезла новелла о том, что рассмотрение страхового случая и вся переписка со страховщиком должны вестись только в одном подразделении компании — она входила в проект документа. Страховщики настаивали на этом, чтобы исключить срыв сроков выплаты при обращении клиента в подразделения компании в разных регионах. Как говорит собеседник “Ъ” на рынке, новелла исчезла из постановления под нажимом Минюста. Теперь достигнуто равновесие интересов страховщика и клиента: автовладелец получил право обращаться в разные подразделения компании, но обязан уведомить ее обо всех своих обращениях.

ВС также уточнил порядок направления страховщику заявления о выплате. Из него исключается направление простым нерегистрируемым почтовым отправлением — заявление может быть направлено только заказной или ценной почтовой корреспонденцией или курьерскими службами. «Это очередная преграда для недобросовестных страхователей, которые ранее представляли сведения о направлении документов в СК простыми письмами. Невозможно было выяснить, направлялось ли оно вообще и что фактически в нем находилось — а суды зачастую принимали сторону клиентов в таких спорах»,— говорит глава РСА.

По словам господина Юргенса, «основная часть разъяснений пленума ВС касается как раз тех лазеек и несовершенства нормативно-правовой базы в сфере ОСАГО, которые вольготно применяют на практике автоюристы. Верховный Суд учел эти нюансы. Мы рассчитываем, что это снизит вал обращений в суды с использованием мошеннических схем»,— говорит он.

Как применять закон об ОСАГО: Разъяснения Верховного суда

Верховный суд дал указания судам, как рассматривать дела по ОСАГО.

Пленум Верховного суда в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, дал подробные разъяснения, как должны рассматривать в судах дела по ОСАГО.

Новый документ отменяет ранее действующее Постановление Пленума Верховного суда РФ, которое касалось применения Федерального закона «Об ОСАГО». Новое же постановление, которое было принято Верховным судом РФ 26 декабря 2017 года, меняет ряд правил, по которым суды России должны рассматривать дела по спорам об ОСАГО.

Как отмечают юристы, новое Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства об ОСАГО» в целом более демократично по отношению к водителям. Но, например, у автоюристов, для которых закон об ОСАГО стал настоящей золотой жилой, новое Постановление ВС РФ не вызвало энтузиазма. Ведь теперь группы автоюристов, которые выкупали право требования возмещения ущерба у пострадавших в ДТП, не смогут зарабатывать на этом прежние деньги.

Напомним, что долгое время в России действует множество групп автоюристов, которые перекупают у водителей, признанных пострадавшими в ДТП, права на требование возмещения ущерба со страховщика в судебном порядке. Затем юристы, как правило, формируют коллективные иски в суд, объединяя требования о возмещении ущерба в результате аварий группы водителей, признанных пострадавшими в ДТП.

В результате получается, что автоюристы требуют возмещения ущерба по авариям, в которых сами не участвовали, наживаясь, таким образом, на страховых компаниях. Самое плохое, что такие предприимчивые автоюристы, по сути, покупая право требования возмещения ущерба у потерпевших, выплачивают последним значительно меньше тех сумм, которые причитаются им согласно действующему закону об ОСАГО. То есть если бы потерпевшие самостоятельно обращались в страховые компании, то они бы получали гораздо большие суммы, чем при помощи автоюристов.

В итоге в стране появилась целая сфера полулегального бизнеса по выбиванию денежной компенсации за ДТП со страховых компаний.

Согласно новому Постановлению Верховного суда РФ, согласно действующему законодательству установлено, что в случае если пострадавший в аварии передает договор на право требования в получении ущерба, то передача права требования на компенсацию ущерба жизни и здоровью невозможна.

То есть все суды России теперь обязаны при рассмотрении гражданских дел по искам к страховым компаниям по компенсации ущерба учитывать только имущественный ущерб, в случае если эти иски поданы после переуступки прав на получение компенсации ущерба в результате ДТП.

В том числе Верховный суд разъяснил, что потерпевший в ДТП обязан не только уведомить страховую компанию об аварии, но и в установленные сроки направить страховой организации заявление о страховом возмещении и документы о ДТП.

Но главное – потерпевший обязан предоставить поврежденный автомобиль для осмотра.

Также ВС РФ разъяснил, что страховые организации вправе отказать в возмещении ущерба, если автотранспортное средство после аварии было утилизировано или отремонтировано до проведения независимой экспертизы, в результате чего невозможно установить первоначальные повреждения ТС и размер понесенных убытков.

Таким образом, если потерпевший сделал по своей инициативе независимую экспертизу поврежденного авто, не согласовав ее со страховщиком, то в выплате компенсации за ущерб страховой компанией может быть отказано.

Еще один важный момент касается подачи заявления потерпевшего в страховую компанию о возмещении ущерба, причиненного автомобилю. Так, согласно разъяснениям Верховного суда РФ, в заявлении о страховом возмещении потерпевший должен сообщить страховщику, помимо основного ущерба, причиненного автомобилю, и другие известные ему траты, связанные с ДТП. В заявлении о страховом возмещении потерпевший должен указать затраты на эвакуатор (если машина эвакуировалась с места аварии), сумму, которая привела, по мнению владельца ТС, к утрате товарной стоимости автомобиля, и другие данные о косвенном ущербе.

И, наконец, ВС РФ разъяснил порядок направления страховщику заявления о выплате. Теперь потерпевший или его представитель не имеет право подавать заявление страховщику в форме простой письменной корреспонденции (т. е. без регистрации почтовых отправлений, например обычным письмом). Это означает, что потерпевший в аварии или его представитель либо истец, получивший на законных основаниях право требовать возмещение ущерба по ДТП, должны подавать заявление о выплате ущерба в страховую компанию либо обратившись лично в офис компании, либо заказным письмом или ценной почтовой корреспонденцией в адрес страховщика. В том числе заявление может быть подано регистрируемым отправлением через курьерские службы.

Как вы уже поняли, новое Постановление Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об ОСАГО» направлено на устранение несовершенства законодательства и различных лазеек в законе, которые массово используются автоюристами, скупающими у потерпевших в ДТП права требования возмещения ущерба со страховых компаний.

Напомним, что схема подобной работы автоюристов проста:

1. Выплата потерпевшим в авариях определенной суммы;

2. Подписание договора переуступки права требования возмещения ущерба со страховой компании;

3. Подача искового заявления в суд;

4. Получение согласно постановлению суда причитающегося ущерба (сумма, как правило, больше той, которую автоюристы отдали потерпевшему владельцу авто).

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

BFM.Ru, 26 октября 2011 г.

Право.Ru , 6 июня 2017 г.

10 дел: как суды применяют постановление Пленума ВС об ОСАГО

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» было принято 29 января 2015 года, и с тех пор суды активно используют его в этой частой категории споров. Какие его разъяснения используются чаще всего, какие ошибки отменяют вышестоящие инстанции, что судебная практика понимает под злоупотреблениями в сфере страховых возмещений? Ответы на эти вопросы – в подборке дел, составленной с помощью Caselook, в которых областные суды применили постановление Пленума № 2.

Какие разъяснения больше всего пригодились

Среди наиболее часто используемых разъяснений постановления – п. 32, который с 17 октября 2014 года обязывает рассчитывать страховое возмещение по единой методике, которую утвердил Центробанк (положение № 432-П от 19 сентября 2014 года). Вышестоящие суды напутствуют не забывать об указаниях этого документа, которые могут повлиять на исход дела. В частности, расхождение в расчетах на 10% и менее считается статистической погрешностью. Поэтому суды должны отклонять требования автомобилистов, которые требуют 10% или меньше от фактически выплаченной страховой суммы (например, дело № 33-19993/16 в Краснодарском краевом суде).

Читайте также  Штрафы за превышение скорости фотофиксация

Часть “популярных” положений Пленума обращают внимание судов на некоторые изменения законодательства об ОСАГО, которые действуют с 1 сентября 2014 года. С этого дня действует досудебный порядок урегулирования споров (п. 7) и двадцатидневный срок рассмотрения заявления потерпевшего. Если компания не уложилась с выплатой в этот срок, на нее начисляется неустойка в 1% за день просрочки (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО), но только если договор был заключен не ранее 1 сентября 2014 года, обращает внимание п. 44. А если ранее, надо пользоваться другими правилами, которые установила ныне утратившая силу ст. 13 об ОСАГО. Бывает, что суды не уделяют внимания дате заключения договора и ошибочно применяют старые правила к новым договорам или наоборот. Вышестоящие инстанции их исправляют (например, дело № 33-3045/2017 Красноярского краевого суда).

Когда что-то не так с документами

Случается и так, что из документов полиции непонятно, какова вина в ДТП застрахованного лица или каждого из водителей. Но это еще не повод отказывать в страховом возмещении, напоминает п. 21 постановления Пленума. Его применил Ростовский областной суд, который отменил решение Таганрогского городского суда, решившего было не наказывать страховую компанию «ЭНИ». Хотя Петру Долбакову* пришлось взыскивать 340 400 руб на ремонт «Фольсквагена Тигуан» через суд, первая инстанция отказала ему во взыскании неустойки и штрафа. Ведь Долбаков не приложил к заявлению о выплате доказательства виновности другого участника аварии, а предоставил их позже. Но страховую компанию это не оправдывает, возразила апелляция и сослалась на п. 21 Постановления. Если по документам сложно определить вину застрахованного лица или каждого из водителей, организация должна произвести выплату в равных долях от размера понесенного каждым ущерба – постановление Пленума напоминает абз. 4 п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО. Согласно решению апелляции, водитель получил вдобавок 371 632 руб. неустойки и штрафа (33-1552 /2017).

Другое дело, если автовладелец передал в страховую не все нужные документы. Это может освободить страховщика от уплаты неустоек и финансовых санкций, если он докажет, что нарушил сроки вследствие неопреодолимой силы или виновных действий (бездействия) потерпевшего, гласит п. 58 постановления (применен, например, в деле Свердловского областного суда № 33-5911/2017). Самая частая ошибка потерпевших – не передают в страховую все нужные документы. «Забыл; думал, что отправил; полагал, это не важно», – объясняют истцы суду. Но такая легкомысленность может дорого обойтись, как это случилось с Ириной Кудеровой*, которая попала под машину на «зебре». Она вынуждена была пройти лечение в больнице, где определили, что она получила средний вред здоровью. Но получить возмещение от Российского союза автостраховщиков не удалось: Кудерова не передала все нужные документы, которые требовались согласно закону об ОСАГО и правилам страхования (в частности, не хватало копии паспорта). Через полтора месяца, когда потерпевшая обратилась уже с досудебной претензией, ей напомнили о недостаче. Она вновь проигнорировала замечание и отправилась в суд.

Новошахтинский районный суд Ростовской области признал за Кудеровой право на 202 476 руб. компенсации вреда здоровью и 101 238 руб. штрафа (2-159/2017). Но апелляция отменила это решение в части штрафа (33-7202/2017). Истица без уважительных причин не передала вовремя все нужные документы, обратил внимание Ростовский областной суд. Именно это помешало организации убедиться в обоснованности требований и выплатить компенсацию в добровольном порядке, гласит определение облсуда.

Злоупотребления застрахованных

П. 52 постановления борется со злоупотреблениями и страхователя, и страховщика. «Если одна из сторон действует недобросовестно, чтобы получить преимущества, суд может отказать в удовлетворении ее требований в той мере, чтобы она не получила таких преимуществ», – напутствует разъяснение. Как показывает практика, такие злоупотребления могут быть разными.

Если автомобилист не согласен с размером страховой премии, он должен об этом вовремя сообщить. Длительное молчание суд может расценить как злоупотребление правом, как и случилось в деле Юрия Шестова. 13 ноября 2013 года он получил от “Ресо-Гарантии” 7941 руб. в порядке прямого возмещения убытков на ремонт своего “Опель Астра”. Хотя независимая экспертиза подтвердила расходы в сумме 25 830 руб., Шестов не стал спорить со страховой, а через два с лишним года, 26 февраля 2016 года, подал иск о взыскании недостающей суммы и 50 000 руб. неустойки. Получив его копию, страховая через неделю совершила доплату. А в суде, где Шестов продолжил требовать неустойку, обвинила его в злоупотреблении правом. Автовладелец не ставил компанию в известность о том, что не согласен с размером компенсации, – это стало известно только спустя 2 года 4 месяца 18 дней, указала “Ресо-Гарантия”. Первая инстанция неустойку взыскала, но Архангельский областной суд отклонил это требование, согласившись со страховой (33-4610/2016).

Нередко во взыскании штрафа отказывают потому, что страхователь намеренно не предоставляет автомобиль на осмотр. В таком злоупотреблении «Военная страховая компания» обвинила Тахира Шахазадова*, который добивался компенсации после аварии своего «Мерседеса». Сотрудники «ВСК» дважды посылали ему телеграммы с датами и местами осмотра, но Шахазадов не пригнал свою машину. Он сделал это лишь на третий раз и, наконец, получил компенсацию, размером которой оказался недоволен. В суде удалось получить большее возмещение, а вот во взыскании штрафа было отказано (2-10232017). Дзержинский районный суд Волгограда согласился с тем, что Шахазадов злоупотребил правом, не представив автомобиль на осмотр.

А вот Волгоградский областной суд пришел к противоположному выводу и обратил внимание на детали, которые говорили о невиновности водителя. Действительно, в материалах дела имелись телеграммы, но не было подтверждений, что они получены. Более того, в служебном акте о том, что автомобиль не представлен, сотрудник «ВСК» указал другой адрес, нежели тот, что в сообщении. Поэтому Шахазадов имеет полное право получить штраф, подытожила апелляция (33-6643/2017).

Необычное злоупотребление обнаружил Белгородский областной суд в деле 33-1393/ 2017. Он отказал скупщику страховых долгов Игорю Крольчеву* в получении неустойки и штрафа, которые истцу присудила первая инстанция. Согласно ее решению, Крольчев получил 93 189 руб. страховой выплаты и 85 706 руб. в качестве финансовых санкций за невыплату премии. Ответчик не признал своей вины и пояснил, что истец требовал выплаты непременно наличными и в Белгороде. Но кассы в этом городе у компании не было, а поехать в Москву или сообщить реквизиты счета Крольчев отказался. Облсуд не согласился с первой инстанцией, что “Макс” обязан был выдать наличные в Белгороде, наоборот, никаких препятствий получить выплату у кредитора не было. Апелляция обратила внимание, что Крольчев систематически требует у компании наличные в Белгороде, хотя прекрасно знает, что кассы там нет. Поэтому во взыскании неустойки и штрафа ему было отказано.

Украденный полис: что делать?

Что делать, если у добросовестного страхователя оказался недействительный полис, рассказывает п. 15 Пленума. Компания может не платить по нему лишь в том случае, если до даты наступления страхового случая страховщик, брокер или агент обратились в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков (п. 7 [1] ст. 15 Закона об ОСАГО). Это разъяснение применил Московский областной суд, отменивший решение Домодедовского городского суда о взыскании 120 000 руб. с “Либерти Страхование” в пользу Игоря Софонова* (33-32263/2016). Дело в том, что “страховое” ДТП случилось 29 января 2014 года, а за полгода до этого, в июле 2013 года, компания сообщила правоохранительным органам, что директор посредника, ООО “Фаворит”, похитил бланки, среди которых потом оказался и полис Софонова. «Сведения об утрате полиса указаны и в уведомлении на официальном сайте Российского союза автостраховщиков», – отмечается в определении. Таким образом, апелляция отказала истцу и решила не взыскивать с компании возмещение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: