Порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Правила дорожного движения (ПДД) и простая логика предписывают, что водитель за рулём автомобиля должен быть здоров и трезв. От этих факторов во многом зависит безопасность всех участников дорожного движения. Особенно важно, чтобы этим условиям следовали водители-профессионалы, которые весь свой рабочий день находятся в пути и несут огромную ответственность за здоровье и жизни людей или сохранность грузов.

Именно поэтому предрейсовый медицинский осмотр водителей так важен. Ответственность за осуществление данной процедуры полностью ложится на работодателя.

Все вопросы, касающиеся медосмотра граждан, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с перевозками, регламентируются следующими законодательными актами:

  • Приказом Минздрава РФ № 835н от 15.12.2014 г.;
  • ст. 213 Трудового Кодекса (ТК);
  • ст. 23 Федерального Закона (ФЗ) № 196 от 10.12.1995 г.

Когда и кому нужно проходить осмотр

Согласно ФЗ № 196, медицинское освидетельствование обязаны проходить все граждане при получении и замене водительского удостоверения.

Прочие виды медико-тестовых обследований обязательны лишь для следующих категорий водителей:

  • дорейсовые — для лиц, чья работа связана с транспортировкой пассажиров и грузов. Исключение составляют лишь те, кто выезжает по вызову служб экстренного реагирования;
  • послерейсовые — для граждан, служебная деятельность которых заключается в перевозке людей и опасных грузов. Очевидно, что для этой категории сотрудников досмотр необходимо проводить до и после работы.

Примечание: время, затрачиваемое на мед. освидетельствование (до или после рейса), является оплачиваемым (ст. 213 ТК). Если сотрудник-водитель проходит проверку в нерабочее время, то оно должно быть учтено бухгалтерией как сверхурочное. Организация и оплата осмотра возлагается на работодателя.

Цель обязательного медосмотра — выявление возможных противопоказаний к работе, вреда, причиненного воздействием вредных факторов в рабочее время, употребления работником алкоголя или психотропных средств при исполнении служебных обязанностей.

Что позволяет выявить освидетельствование:

  • плохое самочувствие;
  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • воздействие психотропных препаратов.

Кто проводит предрейсовый контроль

Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:

  • лицензированные медучреждения;
  • привлечённые медработники;
  • медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.

Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).

Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.

Как происходит дистанционная проверка:

  • работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
  • затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.

Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.

Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).

    Правила дорейсового освидетельствования

    После медосмотра выписывается заключение. В зависимости от результата, в этом документе указывается:

    • наличие признаков опьянения, иных негативных факторов или состояний, препятствующих выходу в рейс;
    • отсутствие вышеуказанных факторов.

    Если тестовые манипуляции проводились медработником со средним профобразованием, то при наличии причин, не позволяющих выйти в рейс, водителя отправляют в медучреждение для более углубленной диагностики и решения вопроса о временной нетрудоспособности. Примечание: речь не идет об алкогольном или ином виде опьянения. В подобной ситуации о выявленном состоянии докладывается руководству предприятия. Далее нарушитель отстраняется от работы, а руководитель определяет административную меру воздействия. Как правило, в подобной ситуации работнику в табеле отмечают «прогул».

    При допуске медик ставит в путевой лист штамп с таким текстом: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр водителей, к работе допущен» или: «Прошел послерейсовый осмотр» и подписывается. Чаще всего данный текст уже есть в бланке путевого листа.

    Документ должен быть у шофёра при себе в течение всей рабочей смены. Если работник на протяжении одной смены выходит в разные рейсы, то обследование ему необходимо проходить перед каждым из них (для новых путевых листов). В случае, если сотрудник отправляется в командировку, то ему может быть выдана одна путёвка на период, не превышающий 1 месяц. Соответственно, и дорейсовую проверку он проходит только раз — перед выездом в такой рейс.

    Ведение журнала медосмотра

    Документальным свидетельством о прохождении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей является запись в специальном реестре. Это журналы, в одном из которых фиксируются обследования, проведённые до рейса, в другом — после него.

    Журналы учёта — это книга, состоящая из прошнурованных и пронумерованных страниц, скреплённых печатью организации и подписью ответственного лица. Такие меры принимаются для обеспечения сохранности информации. Журналы могут вестись и в электронном виде. Для исключения возможности фальсификации записи в электронном реестре заверяются усиленной электронной подписью.

    В указанные журналы заносится:

    • факт обращения — дата и время;
    • ФИО работника;
    • половая принадлежность;
    • дата рождения;
    • описание проведенных тестов;
    • результат диагностики (годен, не годен, направлен на дополнительное обследование);
    • подписи медработника и обследуемого с расшифровкой.

    Нарушение правил предрейсового контроля

    Работа водителя сопряжена с риском возникновения различных опасных для жизни и здоровья людей ситуаций. Поэтому несоблюдение правил предрейсовых медицинских осмотров водителей, а также некорректное оформление сопроводительных документов карается административным наказанием.

    Рассмотрим установленные законодательством меры ответственности в таблице:

    Нарушители Вид нарушения и наказание (штраф, рублей) Статья КоАП
    отсутствие допуска нарушение порядка медосмотра допуск в состоянии опьянения
    Физические лица 1 000 – 1 500 11.32
    должностные лица 15 000 – 25 000 5.27.1 (ч.3)
    2 000 – 3 000 11.32
    20 000 12.32
    ИП (индивидуальные предприниматели) 15 000 – 25 000 5.27.1 (ч.3)
    30 000 – 50 000 11.32
    100 000 12.32
    юридические лица 110 000 – 130 000 5.27.1 (ч.3)
    30 000 — 50 000 11.32
    100 000 12.32

    Примечание: КоАП — кодекс об административных правонарушениях

    Все указанные штрафы являются административным наказанием, следовательно, на них распространяется 50 % скидка, если оплатить их в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Интернет-сервис «Оплата Госуслуг» позволяет вовремя узнать о наличии такого штрафа, а также проверить штрафы ГИБДД по номеру постановления.

    Сервис также даёт возможность получить информацию о штрафных санкциях, судебных задолженностях и оплатить любой штраф ФССП (федеральной службы судебных приставов) быстро и надёжно. Сделать это несложно. Если известен номер постановления, то достаточно пройти по указанной ссылке, ввести номер и следовать подсказкам сайта.

    В случае, если в ДТП с тяжкими последствиями одной из сторон стало транспортное средство, водитель которого не прошёл предрейсовый медицинский осмотр, то наказание лиц, ответственных за его организацию, ужесточается.

    Правонарушение переходит под юрисдикцию Уголовного Кодекса РФ. Меры воздействия указаны в статье № 143:

    • при причинении тяжкого вреда здоровью:
      • штраф до 400 000 руб. или взыскание зарплаты до 18 месяцев,
      • обязательные работы от 180 до 240 часов,
      • исправительные работы до 2 лет,
      • принудительные работы до 1 года,
      • лишение свободы до 1 года;
      • принудительные работы до 4 лет,
      • лишение свободы до 4 лет;
      • принудительные работы до 5 лет,
      • лишение свободы до 5 лет.

      Под действие этой статьи попадают лица, которые по своему служебному положению или спец. распоряжению являются ответственными за соблюдение условий охраны труда. Это могут быть:

      • руководители предприятий или их заместители;
      • специалисты отдела охраны труда;
      • иные лица, в том числе граждане, привлечённые к работе по гражданско-трудовому договору из сторонних компаний (например, по договору подряда).

      Соблюдение норм и правил предрейсового медицинского осмотра водителей позволяет минимизировать риск ДТП и не подвергнуться административному или уголовному наказанию.

      Порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра

      Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов. Кроме того, при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством РФ не установлена.

      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 8 апреля 2019 г. № ДЗ-531-ПГ

      Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

      Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

      Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

      Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) (далее – Порядок проведения медицинских осмотров).

      В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

      Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

      Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный № 52861) (далее – Порядок).

      Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

      Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

      Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

      В соответствии с приказом Минтранса России № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

      Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

      Таким образом, по мнению Департамента:

      – обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;
      – обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      В соответствии со ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, юридические лица и индивидуальные предприниматели ответственны за обеспечение правомерного допуска водителей к управлению ТС. В данное понятие входит ряд мероприятий, в том числе и предрейсовые, и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

      Общие обязанности организаций и ИП

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      Обязанности организаций и ИП перечислены в ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Ими являются:

        гражданской ответственности;
      • выполнение требований по охране труда;
      • контроль за соблюдением правил по обеспечению безопасного вождения;
      • проведение переквалификации своих сотрудников;
      • выполнение технического осмотра ТС;
      • проведение проверки состояния здоровья своих работников, в данном случае речь идет не только о медосмотрах водителей перед рейсом или перед сменой, а также после них, но и периодическая диспансеризация.

      Категорически запрещено допускать за руль водителей, у которых нет водительского удостоверения, или любым способом принуждать своих сотрудников совершать действия, которые нарушают нормы российского законодательства или могут привести к их нарушению.

      Порядок проведения

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      В соответствии со ст. 23 ФЗ “О безопасности дорожного движения” одной из превентивных медицинских мер, по обеспечению безопасности на дороге, является прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных осмотров. Все они должны проводиться в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минздрава № 835н от 15.12.2014.

      Целью данных мероприятий является проверка состояния здоровья, водителя, садящегося за руль ТС на наличие заболеваний, которые препятствуют возможности водить автомобиль, на наличие алкоголя или токсических веществ, в том числе и остаточных явлений, после злоупотребления ими.

      Проводить осмотр обязательно перед и после каждого рейса, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов. Исключение касается лишь водителей, которые управляют ТС оперативных служб.

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей? При проведении осмотра осуществляется сбор данных состояния здоровья: осматриваются слизистые, кожные покровы, измеряется давление, пульс, опрашивается проверяемый.

      По результату медицинского осмотра на руки водителю может быть выдано заключение либо об отсутствии оснований для отстранения его от работы, либо об их наличии.

      В документе в первом случае, прописывается, что работник допущен к выполнению своих обязанностей, обязательно проставляются координаты лица, проводившего исследование.

      Если исследование проводил работник, имеющий среднее медицинское образование, и выявил наличие заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности, то он обязан отстранить водителя от работы и отправить его в медицинскую организацию для получения помощи.

      Проверка на состояние опьянения

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      Для целей проверки наличия состояния опьянения проводится сначала визуальный осмотр, если есть основания полагать, что в поведении водителя есть признаки опьянения или остаточных явлений, проводится проверка на количество алкоголя в выдыхаемом воздухе.

      Если исследование будет отрицательным, то медицинский работник должен обеспечить исследование мочи, для определения наличия или отсутствия в организме психотропных веществ.

      Данный анализ должен проводиться точно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 40 от 27.01.2006.

      В этом документе утверждены рекомендации по отбору мочи. Предусмотрена необходимость контролировать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность подмены исследуемого материала. Объем тары для сбора не должен быть менее 200 мл., а объем исследуемого материала, не более 100 мл, но не менее 30 мл.

      Медицинский работник должен сначала провести первичное исследование, в первые 5 минут: замерить температуру, провести иммунохроматографический тест, определить плотность. Если показатели будут отклоняться от нормы, тогда моча отправляется на химико-токсикологическую экспертизу. Пересылка должна произойти в течение 2 суток, при условии, что в это время материал хранится в холодильнике.

      Требования к медицинскому работнику

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      Осуществлять процедуру прохождения предрейсового медосмотра водителей могут люди, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

      Такие сотрудники могут включаться в штрат по правилам ч.4 ст 24 ФЗ № 323 от 21.11.2011. Либо для осуществления данной деятельности могут привлекаться сторонние медицинские организации. Оплата их работы должна производиться за счет работодателя.

      В соответствии с п. 46 ст. 12 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” работа в медицинской сфере подлежит лицензированию, однако, по правилам ст. 3 этого же документа, получателем лицензии может быть только юридическое лицо или предприниматель.

      Если обратиться к ст. 100 ФЗ № 323 от 21.11.2011, то можно узнать, что до 2026 года установлена возможность для специалистов заниматься медицинской деятельностью, если у них есть соответствующий сертификат.

      Иными словами, если фирма взяла на работу медработника для осуществления осмотров, то ему получать лицензию не нужно. Но по правилам п.3 Постановления Правительства № 291 “О лицензировании медицинской деятельности” предрейсовые осмотры подпадают под определение медицинской деятельности, соответственно должны лицензироваться.

      С другой стороны, получать лицензию должны фирмы, которые нанимают таких сотрудников. Но так как эта деятельность не является для них основной, то данное условие не является обязательным. На данный момент нет четкой регламентации данного вопроса, нет единой позиции и у судов.

      Ответственность

      Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

      Ответственность за нарушение правил прохождения предрейсового медицинского осмотра наступает по ст. 11.32 КоАП.

      В соответствии с нормой назначается наказание в виде административного штрафа.

      Гражданам придется отдать 1-1,5 тыс. рублей, должностным лицам 2-3 тыс. руб., юридическим лицам — 30-50 тыс. ИП будут отвечать в данном случае, как юридические лица.

      Описанное выше наказание предусмотрено за невыполнение осмотра, а вот если в результате такого упущения на рейс был выпущен водитель, который находился в состоянии опьянения, тогда это правонарушение будет квалифицироваться по ст. 12.32 КоАП. Размер штрафа в этом случае будет существенно больше.

      На должностных лиц, которые должны были освидетельствовать водителя может быть наложено взыскание в размере 20 тыс., а на фирмы — 100 тыс. рублей.

      Заключение

      Проведение медицинских осмотров водителей, как перед работой, так и после ее завершения, — это обязанность, которая закреплена за их работодателями. Выполнять данные действия могут только люди имеющие медицинское образование.

      Их можно нанять в штат фирмы или воспользоваться услугами сторонней организации, предварительно проверив у нее наличие лицензии. За нарушение правил КоАП предусматривает штраф. Относительно не большой — за невыполнение данных действий, и более существенный — за допуск к ТС водителя в состоянии опьянения.

      Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 декабря 2014 г. N 835н г. Москва "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров"

      В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

      Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

      Министр В. Скворцова

      Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

      1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

      2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 1 .

      3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами 2 .

      4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения 3 .

      5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения 4 .

      6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

      Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов 5 .

      7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя 6 .

      8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя 7 ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

      9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя 8 .

      10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

      1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

      2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

      количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

      определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

      При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

      11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

      12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

      1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

      2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

      13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

      14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

      1) дата и время проведения медицинского осмотра;

      2) фамилия, имя, отчество работника;

      3) пол работника;

      4) дата рождения работника;

      5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;

      6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;

      7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;

      8) подпись работника.

      15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью 9 .

      16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

      17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

      18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).

      19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

      В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

      Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.

      1 Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) (далее — TK РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

      2 Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

      3 Пункт 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).

      4 Пункт 5 части 2 статьи 46 Федерального закона.

      5 Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

      6 Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 TK РФ.

      7 Часть 4 статьи 24 Федерального закона.

      8 Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

      9 Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 27, ст. 3463).

      Имеет ли право физлицо проводить предрейсовый медицинский осмотр?

      Предрейсовый медицинский осмотр в транспортной организации проводит физическое лицо, имеющее соответствующее удостоверение. Это лицо не состоит ни в штате данной организации, ни в штате какой-либо иной организации. Вознаграждение за услугу проведения медосмотра физлицо не получает. Правомерно ли проведение указанным лицом предрейсового медосмотра? Предусмотрена ли в данном случае административная ответственность организации?

      «Охрана труда и пожарная безопасность», 2017, №10
      РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ:
      ОТПБ
      ДРУГИЕ ВЫПУСКИ ♦ ПОДПИСКА

      ВЫВОД:
      Проведения медицинских осмотров физлицом правомерно, при условии, что заключая с ним договор, организация получит от указанного лица копии документа о наличии соответствующего медицинского образовании и лицензии, подтверждающей право на осуществление отдельных видов деятельности.

      С одной стороны, проведение медицинских осмотров, в том числе предрейсовых, является обязанностью работодателя. С другой — как к порядку проведения и оформления его результатов, так и к проводящему его лицу закон предъявляет ряд требований. Разберем все по порядку:
      Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» от 15 декабря 2014 года № 835н (далее — Приказ № 835н) в пунктах 7 и 9 устанавливает, что организация и проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров осуществляется работодателем за счет его средств.

      А это значит, что работодатель должен иметь на руках документы, подтверждающие, что им организовано проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров. Таким документом может быть в том числе договор безвозмездного оказания услуг по проведению таких осмотров.

      Данный договор предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации. Иными словами, документально оформить факт бесплатного проведения медицинских осмотров возможно.

      Но нельзя забывать, что согласно Приказу № 835н предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам.

      Таким образом, для легитимного проведения медицинских осмотров организации необходимо при заключении договора получить от физического лица, которое будет их осуществлять, не только копии документа о наличии соответствующего медицинского образовании, но и лицензии, подтверждающей право на осуществление отдельных видов деятельности (как правило, такие документы являются приложением к договору).

      Если компания сможет оформить отношения с лицом, проводящим предрейсовые медицинские осмотры, указанным выше способом, при проверках не должно возникнуть каких-либо проблем. Не считая удивления, что услуга предоставляется бесплатно!

      Помните, что факт проведения предрейсового медицинского осмотра подтверждается журналом регистрации предрейсовых медицинских осмотров, где указывается следующая информация о работнике:
      1) дата и время проведения медицинского осмотра;
      2) фамилия, имя, отчество работника;
      3) пол работника;
      4) дата рождения работника;
      5) результаты исследований;
      6) заключение о результатах медицинских осмотров;
      7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
      8) подпись работника.

      Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

      По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр, а также время проведения медицинского осмотра (обязательно обратите на это внимание — время прохождения предрейсового медицинского осмотра входит в рабочее время водителя). В случае если журнал не будет вестись, осмотр будет считаться не пройденным.

      Наталья Вадимовна АГУРЕЕВА,
      начальник отдела административного делопроизводства Государственной инспекции труда в городе Москве

      Продолжение статьи читайте в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №10 (октябрь, 2017)

      Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: