Паспорт на газовый баллон

Информация на корпусе баллона

На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.

Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны

Информация на корпусе 40-литрового баллона

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы «ЛМ» или «ПМ» — тип наполнителя баллонов (ЛМ — литая масса, ПМ — пористая масса). Запись «ПМ» не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.

2. Заводской номер баллона.

3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).

4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).

5. Рабочее («Р») и проверочное («П») давления баллона в атмосферах.

6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца изготовления, «ГГ» — две последние цифры года изготовления, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Буква «N» — клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.

7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг — клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца переаттестации, «ГГ» — две последние цифры года переаттестации, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате «.АА» и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: «R 1.92.97.02 R», что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ «R» изображает здесь клеймо участка переаттестации.)

Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке «Ц4», дата следующей переаттестации — март 2000 года.

Пропановые баллоны

Информация на корпусе пропанового баллона

Надписи нанесены на специальный металлический шильдик, закрепленный в верхней части корпуса баллона вокруг вентиля.

1. Рабочее давление баллона в мегапаскалях (1 МПа

2. Проверочное (испытательное) давление баллона в мегапаскалях.

3. Фактический объем баллона при изготовлении в литрах.

4. Заводской номер баллона.

5. Дата изготовления баллона в формате «MM.ГГ.АА», гдк «ММ» — месяц изготовления, «ГГ» — год изготовления, «АА» — год следующей аттестации баллона.

6. Масса порожнего баллона при изготовлении в килограммах.

7. Номинальная масса баллона, полностью заполненного газом.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «R-АА», где «R» — клкймо завода или участка переаттестаци баллонов, «АА» — год, до которого будет действительна данная аттестация.

Таким образом паспорт приведенного на рисунке баллона читается следующим образом: баллон №066447 изготовлен в ноябре 1999 года и допущен к эксплуатации до ноября 2004 года. Проведены гидравлические испытания баллона при давлении 2,5 МПа (25 атм) и баллон разрешен к эксплуатации при наоминальном давлении 1,6 МПа (16 атм). Фактическая масса баллона при изготовлении — 22,4 кг, объем — 50,4 литра. По истечении срока аттестации, участком, которому присвоен шифр «Ц4», была проведена переаттестация баллона и баллон допущен к эксплуатации до ноября 2009 года.

Существенные дополнения: запрещается эксплуатация баллонов, имеющих нарушения геометрии (вмятины, вздутия, общую бочкообразность и т.п.); баллоны не должны иметь следов повреждения краски огнем; Баллоны с поражением ржавчиной свыше 30% поверхности баллона к обмену также не принимаются.

pro Баллоны

Паспорт баллона, до 19 декабря 2014г. в., существовал в виде цифр, нанесенных на горловину баллона. Даже при покупке баллонов с завода-изготовителя нам присылали в сопровождение лишь паспорт качества на партию баллонов, с указанием в реестре номеров и вида газа на конкретный баллон. Паспорт на каждый баллон завод не выдавал.

После 19 декабря 2014г. завод выдает паспорт на КАЖДЫЙ баллон, связано это с тем, что завод получил сертификат соответствия ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГЛАМЕНТу Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»(ТР ТС 032/2013). Поэтому все баллоны, выпускаемые после указанной даты подлежат паспортизации.

срок службы баллонов

Полезный срок использования для стальных бесшовных баллонов малой и средней вместимости на рабочее давление до 19,6МПа, изготовленных по ГОСТ 949-73, установлен 20 лет.

Важно: срок службы баллона — 20 лет.

22 декабря 2014г. согласно приказа Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 года в нашей стране вступили в силу новые правила промышленной безопасности, согласно которым срок эксплуатации баллонов до 40л. составляет 20 лет. И все, дальше нельзя никаким образом эксплуатировать, ни аттестовать, ни экспертизу сделать, НИЧЕГО, только в металлолом. Вот такие теперь правила. Кто не любит много читать – публикуем отдельно листочек с п.485, где написано про срок эксплуатации – скачать.

Ниже приводим пояснение Ростехнадзора к приказу № 116 от 25.03.2014 :

В какие сроки и как должен быть реализован данный приказ?

Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 №116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее ФНП), зарегистрированный Минюсте России 19.05.2014, регистрационный № 32326) вступает в силу по истечении трех месяцев с момента его официального опубликования (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 22.09.2014), т.е. 22.12.2014.

Как будет контролироваться его исполнение на предприятиях?

Контроль исполнения данного приказа на предприятиях — обязанность руководителя, который должен организовать безопасную эксплуатацию в соответствии с пунктом 218 ФНП.

От 50 — до 80% баллонов на предприятия малого и среднего бизнеса свыше 40 лет и подлежат замене. Хотелось бы получить ответ, какой по Вашему мнению, выход из ситуации?

Реализация данного приказа не подразумевает одновременного изъятия из эксплуатации всех газовых баллонов, отработавших срок службы. Баллоны, отработавшие нормативный срок службы, но прошедшие техническое освидетельствование в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный № 4776, которым установлен срок безопасной эксплуатации до следующего технического освидетельствования, по истечении этого периода (после даты следующего освидетельствования, выбитой на баллоне) не должны приниматься к заправке наполнительными пунктами и подлежат выбраковке. Таким образом, должна произойти планомерная замена парка баллонов с истекшим сроком службы в течение нескольких лет.

Неизбежно, придется обращаться к иностранным производителям. Значительная часть финансовых потоков пойдет в зарубеж, не скажется ли это негативно на нашей экономике, учитывая, тот фактор, что странами ЕС ведется политика санкций в отношении нашей страны?

Возможные негативные последствия также могут быть смягчены, например, путем газификации больниц и других крупных потребителей кислорода (а также других газов) путем отказа от покупки и транспортирования газообразного кислорода и установки криогенных газификаторов. Учитывая вышеуказанные доводы, полагаем, что мощностей отечественных производителей баллонов и криогенной техники хватит для Пояснение Ростехнадзора к приказу Пояснение Ростехнадзора к приказу № 116 от 25.03.2014 решения указанной проблемы и, кроме того, простимулирует их развитие.

Ни приведет ли введение новых правил к внедрению нового европейского стандарта на баллоны?

Согласно Перспективному плану работы Технического комитета по стандартизации ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны» на 2012-2019 гг. с целью перехода российской промышленности к мировой практике изготовления стальных бесшовных баллонов разрабатывается проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9809-1 «Баллоны газовые. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования. Проектирование, изготовление и испытание», который устанавливает требования к проектированию, изготовлению и испытанию стальных бесшовных газовых баллонов, соответствующие современным мировым направлениям и содержит формулы расчета толщины стенки баллонов, которые позволяют проектировать и изготавливать облегченные газовые баллоны.

Привлечение баллонов импортного производства, с большим диаметром, повлечет за собой и замену контейнеров для транспортирования и хранения баллонов? А это тоже время и затраты.

Вопросы замены контейнеров для транспортирования и хранения газовых баллонов некритичны согласно вышеприведенным доводам.

Статья опубликована на сайте gasworld.ru

Какие выводы из всего этого следуют? Да все предельно просто. Закон вступил в силу в декабре 2014г, значит, можно спокойно до 2019г. пользоваться имеющимся в наличии парком. Что будет дальше? А дальше, по мнению надзора, за это время все должны закупить новых баллонов, еще выйдет новый ГОСТ, который позволит пустить волну импорта… Короче «Покупайте новые баллоны!» такой лозунг на ближайшее время.. А деньги-то немалые вложить нужно, и так каждые 20 лет. Дороговато как-то. Может, как в Европе будет, где баллонов высокого давления мало у кого есть. Там часто газ продают, баллончик в аренду подсовывают, недорого за аренду берут, но уже монополия.

правила хранения баллонов

Постановление Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 91 Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. скачать

Читайте также  Порядок прохождения медицинских осмотров водителями

как правильно погрузить баллоны

Обратите внимание: баллоны должны быть уложены не выше борта, вентилем вправо по ходу движения. Также водитель должен принять меры для предотвращения перемещения баллонов по кузову( закрепить при помощи стяжки, либо использовать специальные приспособления), баллоны должны быть снабжены колпаками.

правила перевозки баллонов с техническими газами (А.Г.Блинов)

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше!

Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами. Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

«Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997). «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76). «Правила дорожного движения» (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что «Перевозка . опасных грузов . осуществляется в соответствии со специальными правилами». «Кодекс РФ об административных правонарушениях», статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде «административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

В соответствии с п.п.3 п.1.2 [1] «Действие Правил не распространяется на . перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза». Там же разъяснено, что «Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)». Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ [2], устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 «Положения ДОПОГ не применяются . к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки». Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий — изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 [2]).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А — нейтральные и О — окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) — ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под «единицей» здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа.

Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:газ класс объем количество

  • Азот 2A баллон 40л до 24 штук включительно
  • Аргон 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
  • Ацетилен 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
  • Гелий 2A баллон 40л до 24 штук включительно
  • Кислород 20 баллон 40л до 24 штук включительно
  • Пропан 2F баллон 21кг/50л до 15 штук включительно
  • Углекислота 2A баллон 24кг/40л до 41 штук включительно
  • Углекислота 2A баллон 19кг/40л до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ «Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма . количества веществ и изделий транспортной категории «2», помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории «3» не должна превышать 1000″.

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода? Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов [1] гласит: «совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)». Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение.

Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 [1]), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно. В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый. источник- http://www.centrogas.ru/articles/op_gruz.html

окраска баллонов

Окраска и маркировка баллонов производится либо на заводе (при изготовлении), либо при переосвидетельствовании баллона, бывают, конечно, рачительные хозяева, которые сами окрашивают свои баллоны, но это скорее исключение, нежели правило.

Окраску баллонов производят в соответствующий для данного газа цвет и наносят надпись(название газа), все это делают для того, чтобы не перепутать баллон при заправке, так как далеко не все газы инертны и безопасны. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем самостоятельно перекрашивать баллоны в другой цвет, такая беспечность может стоить кому-то жизни.

В нашей стране окраску баллонов регламентируют «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»

Не будем утомлять Вас длинным списком, ниже приведены цвета окраски для самых распространенных виды газов.

Автомобильные газовые баллоны под пропан-бутан для ГБО

Автомобильные газовые баллоны для пропан-бутана

Сохранность сжиженного газа является основным условием безопасности. В это понятие входит, во-первых, возможность выдерживать его давление при движении автомобиля. Во-вторых, не допущение утечек газа из баллона.

Автомобильные газовые баллоны для пропан-бутана

В настоящее время различными производителями выпускаются два основных их вида. Отличия состоят в форме исполнения. Баллоны бывают цилиндрические и тороидальные. В качестве элемента ГБО автомобиля (газобаллонного оборудования) их функции одинаковые.

Цилиндрические газовые баллоны

Они представляют собой металлическую цилиндрическую обечайку толщиной 3 миллиметра, сваренную продольным швом. С обоих торцов к ней приварены сферические заглушки. В обечайку вварена горловина для установки на ней мультиклапана. Все сварные соединения проверены 100% контролем и гарантируют соответствующую прочность и плотность.

Баллон цилиндрической формы в багажнике автомобиля

Баллон цилиндрической формы в багажнике автомобиля

Баллоны рассчитаны на заправку сжиженным газом с давлением до 16 бар. После изготовления они подвергаются испытанию избыточным давлением 30 бар по специальной методике. Положительный результат подтверждает их качество и допускает к продаже. Результаты испытания отражаются в паспорте баллона, размещаемого на обечайке.

Автомобильные газовые баллоны цилиндрической формы имеют емкость от 10 до 210 литров. Она подбирается в зависимости от возможности его расположения. Могут устанавливаться, как внутри, так и снаружи автомобиля.

Вариант установки емкости снаружи

Вариант установки емкости снаружи

При монтаже снаружи желательно монтировать емкость в местах с минимальным доступом солнечного света. Это необходимо для исключения ненужного нагрева газа и роста давления в баллоне.

Устанавливаются в большинстве случаев в багажниках автомобилей на подготовленное основание. Оно должно исключать возможность самопроизвольного перемещения баллона. Крепление осуществляется специальными хомутами.

Паспорт баллона

Он расположен на корпусе баллона (приварена табличка) и несет очень важную для пользователя информацию. Здесь указывается производитель (торговая марка) и уровень международной сертификации (например — 67 R-01). Для какого газа предназначен – LPG (баллон для пропан-бутана) и серийный номер.

Автомобильные газовые баллоны должны иметь паспорт на поверхности в виде таблички

Автомобильные газовые баллоны должны иметь паспорт на поверхности в виде таблички

Дата изготовления (например, 06/2012). Это означает, что емкость выпущена в июне 2012 года. Автомобильные газовые баллоны предусматриваются сроком службы не более 10 лет. Далее считается, что их технический ресурс выработан. Дальнейшее применение нежелательно. Началом срока эксплуатации является момент установки его на автомобиль. В это время на баллоне набивается соответствующая дата.

На паспорте указывается давление для испытаний — 3000 kPA (30 бар). Кроме этого в процессе эксплуатации в паспорт наносятся даты периодических испытаний. Максимальный уровень заполнения (MAX FUL) – 80%. Диаметр и полная емкость (например, 244 мм и 25 LT). Получается, что в такой баллон можно закачать не более 20 литров газа.

Читайте также  Самые красивые места европы

В табличку на баллоне могут вноситься и другие данные. Кроме этого при покупке выдается паспорт более развернутой формы на бумажном носителе. Автомобильные газовые баллоны, не имеющие паспорта, использовать нельзя.

Тороидальные баллоны

В ГБО автомобиля это емкости для хранения газа в виде тора (в народе – «бублик»). Такая форма (как и цилиндрическая), является наиболее удачной с точки зрения законов физики для хранения газа под давлением. Баллоны очень удобны для монтажа в полости багажника, где размещается запасное колесо. В большинстве случаев именно ее размер определяет диаметр тороидальной емкости.

Тороидальный баллон в багажнике в нише для запасного колеса

Тороидальный баллон в багажнике в нише для запасного колеса

Производители выпускают два их вида — для размещения внутри и снаружи автомобиля. Отличие состоит в устройстве крепежных элементов. Для внутренних баллонов они располагаются на опорной площадке внизу по центру тора. Для наружного монтажа предусмотрены четыре специально приваренные кронштейна по периметру емкости.

Такие баллоны преимущественно используются для автомобилей, где запаска располагается снизу кузова. Именно на этом месте они и монтируются. Крепить следует обязательно на все четыре точки. Взаимозаменяемость баллонов исключается. Количество вмещаемого газа в торовые емкости примерно одинаковое. Оно равно от 27 литров до 98 л (для внутренних) и до 107 литров для наружных.

Наружная установка тороидальной емкости

Наружная установка тороидальной емкости

Остальные моменты устройства и использования таких емкостей в основном такие же, как и для цилиндрических конструкций.

Автомобильные газовые баллоны — безопасность использования

В процессе эксплуатации, по требованиям безопасности, баллон должен сниматься и испытываться один раз в два года. О положительном результате очередного произведенного испытания на паспорте баллона набивается соответствующая дата.

Автомобильные газовые баллоны требуют периодического контроля за их состоянием

Автомобильные газовые баллоны требуют периодического контроля за их состоянием

Следует следить за внешним видом баллона. Особенно это касается тех из них, которые устанавливаются снаружи. Здесь имеется негативное влияние погодных условий и непредвиденных внешних динамических воздействий. Не следует эксплуатировать деформированные емкости и баллоны, подвергшиеся коррозии. Площадь не окрашенной поверхности не должна превышать одной трети.

Особенного наблюдения требуют места крепления. В первую очередь это важно для наружно установленных емкостей. От переполнения газом баллон защищает мультиклапан. Этот узел должен быть всегда в исправном состоянии.

В завершение следует сказать, что автомобильные газовые баллоны по уровню опасности не выше, чем традиционные бензобаки.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Информация о баллонах СО2

Информация о баллонах СО2

В предыдущей статье, посвященной роли углекислого газа, мы рассмотрели возможные варианты подачи углекислого газа в пресноводный аквариум.
Напомним, в статье были рассмотрены плюсы и минусы самых распространенных способов подачи СО2 в аквариум и выяснили, что самый лучший способ подачи является механический, а именно баллонные системы СО2.
В этой статье мы более детально расскажем о параметрах баллонов СО2, требованиях безопасности в процессе эксплуатации, основные моменты при проведении заправки баллонов.

Если вы еще не решились каким способом подавать газ в свой аквариум, мы рекомендуем остановится на выборе именно баллонной системы.

Общая информация о баллонах

Баллон Со2

Баллон — сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортировки, хранения и использования сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов.

  • К эксплуатации допускаются только исправные и освидетельствованные газовые баллоны.
  • Вентиль газового баллона должен быть плотно ввернут в отверстие горловины или в расходно-наполнительные штуцера у специальных баллонов, не имеющих горловины.
  • Стенки баллона не должны иметь вмятин, трещин, вздутий, сильной коррозии и иных деформаций.
  • Баллон должен быть окрашен и маркирован соответственно ГОСТ. Остаточная окраска баллона должна быть не менее 70%.
  • Баллон должен иметь остаточное давление не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
  • Паспорт баллона должен читаться.
  • Баллон должен быть освидетельствован.

Новый баллон или переосвидетельствованный (б/у) какой баллон купить?

Попробуем разобраться поэтапно. Преимущества новых баллонов:

  • Приобретая новый баллон, вы получаете баллон на полный срок эксплуатации (40 лет). Это, несомненно, является большим плюсом.
  • Помимо этого используя новый баллон вы можете быть уверенны, что ближайшие 5 лет, переосвидетельствовать баллон Вам не придется.
  • Новый газовый баллон исключает возможность наличия в нем всевозможных загрязняющих веществ: влаги, пор и неровностей, грязи и ржавчины.

Переосвидетельствование газового баллона

Переосвидетельствование углекислотного баллона

Срок технического переосвидетельствования баллонов СО2 в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 91) — 5 лет.

Перечень проводимых работ при переосвидетельствовании баллонов:

  1. Внешний осмотр поверхности баллона.
  2. Дегазация (после удаления остатков газа из баллона выполняется промывка негорючим (инертным) газом или водой)
  3. Контроль состояния вентиля.
  4. Взвешивание и расчет износа стенки баллона.
  5. Проведение гидравлических испытаний и промывка.
  6. Сушка внутренней поверхности баллона потоком теплого воздуха.
  7. Установка нового вентиля.
  8. Окраска баллона.
  9. Клеймление на поверхности баллона зарегистрированным в органах Госгортехнадзора клеймом, с указанием проведенного и следующего срока освидетельствования.

Паспорт баллона

Паспорт баллона

На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

  1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы «ЛМ» или «ПМ» — тип наполнителя баллонов (ЛМ — литая масса, ПМ — пористая масса). Запись «ПМ» не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.
  2. Заводской номер баллона.
  3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).
  4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).
  5. Рабочее («Р») и проверочное («П») давления баллона в атмосферах.
  6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца изготовления, «ГГ» — две последние цифры года изготовления, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Буква «N» — клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.
  7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг — клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.
  8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца переаттестации, «ГГ» — две последние цифры года переаттестации, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате «.АА» и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: «R 1.92.97.02 R», что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ «R» изображает здесь клеймо участка переаттестации.)

Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке «Ц4», дата следующей переаттестации — март 2000 года.

Паспорт углекислотного баллона

Паспорт углекислотного баллона

Надписи на приведенном фото баллона следует читать так: баллон № 5445, изготовлен в сентябре 2018 года, год следующего освидетельствования 2023, масса корпуса 3,8 кг, вместимость 2 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм.

Покупая баллон всегда проверяйте дату поверки баллона — выбитое клеймо с указанием даты теста под давлением в несколько раз больше номинального. Это делается для того чтобы предупредить разрушение баллона по причине появления усталостных трещин в металле, перегрева, или перенаполнения. На баллоне должен быть выбит вес пустого (нетто) и заправленного CO2 (брутто) баллона — по этим данным вы будете проверять полноту заправки и контролировать чтобы баллон не перенаполнили, что очень опасно.

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

  • истек срок назначенного освидетельствования;
  • истек срок проверки пористой массы;
  • поврежден корпус баллона;
  • неисправны вентили;
  • отсутствуют надлежащая окраска или надписи;
  • отсутствует избыточное давление газа;
  • отсутствуют установленные клейма.

Частые вопросы задаваемые покупателями

Преимущества наших систем подачи углекислого газа для аквариума

Система подачи углекислого газа для аквариума Co2 Aqua

Если вам понравилась статья, то сделайте репост или поделитесь знаниями с вашими друзьями!

© Копирование представленных на данном сайте материалов разрешается только при наличии активной обратной ссылки.

Конструктив композитных газовых баллонов, сервисное обслуживание, хранение, заправка

Все большее распространение в частной сфере получают композитные газовые баллоны для пропана-бутана, характеризующиеся универсальностью, безопасностью, легкостью и презентабельностью. Первая профильная тема на форуме появилась еще в начале 2013 года, и уже тогда у участников портала был практический опыт применения баллонов. Тем не менее, и сегодня, спустя почти семь лет, для многих они остаются «темной лошадкой». В рамках данного материала при помощи специалистов компании Hexagon Ragasco ответим на самые распространенные вопросы, интересующие реальных и потенциальных пользователей композитных газовых баллонов.

Читайте также  Что делать в гта 4 после прохождения

Содержание

  • Производство, дизайн, маркировка
  • Параметры допуска к заправке
  • Освидетельствование баллонов
  • Особенности хранения и эксплуатации

Производство, дизайн, маркировка

Производство композитных газовых баллонов началось в 1999 году, посему бытующее мнение, что это «новодел», не прошедший проверку временем – ошибочно. Технологический процесс полностью автоматизирован и проходит в три этапа, каждый из которых жестко контролируется.

  • Емкость, которая будет заполняться газом, называемая лейнер, выдувается из HDPE – полиэтилена высокой плотности.
  • Лейнер обматывается «коконом» из пропитанного смолами стекловолокна – получается не только герметичная, но и максимально прочная емкость, рассчитанная на высокое давление. В готовую колбу монтируется запорная и защитная арматура, что характерно, при необходимости вентиль можно без проблем заменить. А опасность возникновения статического электричества нивелирована благодаря уникальному строению вентиля и лейнера.
  • Чтобы дополнительно повысить надежность баллона, а также повысить степень защиты и обеспечить удобство использования, колбу устанавливают в полимерный кожух. Ручки в верхней части упрощают переноску и другие манипуляции с баллоном, а форма дна не только повышает устойчивость, но и позволяет ставить баллоны друг на друга для оптимизации хранения.

Фото комплектация композитного газового баллона

Большое значение имеет не только технологичность и практичность окружающих нас в повседневной жизни вещей, но и визуальная привлекательность, поэтому производители уделили особое внимание декоративности продукции. Дизайн защитного кожуха разработан таким образом, чтобы баллон выглядел презентабельно, и потребителю не пришлось жертвовать эстетикой в угоду функционалу. Отсутствие в баллоне металлических включений исключает саму вероятность возникновения коррозии внутри колбы или на кожухе. Если в процессе эксплуатации баллон загрязнился, его можно обмыть под краном или из шланга просто водой или с добавлением бытовой химии, не содержащей кислот и растворителей.

Идентифицировать композитный баллон можно посредством босс-детали в форме шестиугольника, расположенной под вентилем – маркировка включает всю необходимую информацию. Это и индивидуальный номер изделия, и дата выпуска, и рабочий температурный режим, и технические характеристики (вес, объем, допустимое давление). При замене вентиля или элементов кожуха босс-деталь остается на колбе на весь срок службы баллона.

Фото босс-деталь композитного газового баллона

Допуск к заправке

Так как газ в любом виде и носителе, потенциально опасное вещество, требующее осторожного обращения, перед заправкой баллон проверяют на соответствие нормативам безопасности. Заправка допустима при следующих условиях:

  • маркировка баллона включает всю необходимую информацию и легко читается;
  • вентиль исправен;
  • на баллоне нет повреждений или следов неправильной эксплуатации;
  • баллон прошел освидетельствование (для изделий с прошедшей датой проверки).

Фото композитный газовый баллон на заправочной газовой станции

Главным же «противопоказанием» является просроченный срок проверки – такой баллон просто не станут заправлять. Для внеочередной проверки поводов несколько:

  • невозможно прочесть маркировку;
  • реальный вес тары не соответствует указанному;
  • при визуальном осмотре заметны повреждения;
  • есть подозрение в разгерметизации колбы.

Освидетельствование баллонов

Основной «камень преткновения» между сторонниками и противниками инноваций – срок службы и периодичность освидетельствования.

25.03.2014 г. №116, Пункт 485, расчетный срок службы композитного 10 лет, стального 20 лет. Я понимаю, за красоту надо платить, но экономическая подоплека пластика не очень. Да и как с освидетельствованием дело обстоит, непонятно.

Согласно п. 485 ФНП в области промышленной безопасности (утверждены приказом Ростехнадзора №116 от 25.03.2014): «Срок службы баллонов определяет организация-изготовитель. При отсутствии таких сведений срок службы баллонов устанавливают 20 лет». В технической документации завода-изготовителя композитных баллонов Hexagon Ragasco установлен неограниченный срок службы баллона, подтвержденный международным сертификатом TUV. Кроме того, срок периодического освидетельствования композитного баллона составляет 10 лет, в то время другие емкости должны проходить эту процедуру каждые 5 лет. Композитный баллон не имеет усталости конструкции ввиду особенностей композитного материала, и способен выдерживать более 50 000 циклов заправки/опорожнения. Освидетельствование проводится один раз в 10 лет аттестованными компаниями. Согласно международным стандартам баллон имеет неограниченный срок эксплуатации, т. е. он может использоваться до тех пор, пока успешно проходит переосвидетельствование.

Сама проверка проводится в соответствии с действующим законодательством и инструкцией завода-изготовителя. Стандартный для композитных газовых баллонов алгоритм включает: визуальный внешний и внутренний осмотр, гидравлические (пневматические) испытания и тест на утечку (с вентилем).

Фото алгоритм освидетельствования композитного газового баллона

Хранение и эксплуатация в вопросах и ответах

Вопрос, максимальная температура внутри помещения для хранения композитных баллонов? Рекомендации нахождения баллона из композита на солнце?

Максимальная температура внутри помещения для хранения композитных газовых баллонов составляет и не должна превышать +65℃. Что касается нахождения баллонов под прямыми солнечными лучами, то специальных рекомендаций, которые отличаются от работы со стальными баллонами, нет. Все части композитных баллонов устойчивы к УФ-излучению, пластик внешнего кожуха также не выгорает от длительного нахождения под солнцем.

Так, наш недавний пример: композитный баллон поддерживал рабочее место на одном из летних фестивалей в Красноярске, когда температура на солнце было в районе +45 – был подключен к газовому генератору и находился на открытой местности под солнцем с 9 утра и до 22 часов вечера для обеспечения электропитанием оборудования на фестивале.

Композитные баллоны (по крайней мере, наши Hexagon Ragasco) используются по всему миру, имеют положительную историю эксплуатации в странах Африки и Южной Америки, где среднесуточная температура намного выше наших показателей.

Фото композитный газовый баллон на фестивале под прямыми солнечными лучами питает генератор

Потребителей волнуют и другие вопросы по хранению и использованию баллонов.

  • Допускается ли транспортировка сразу нескольких композитных баллонов на заправку и обратно в багажнике автомобиля. Не возникнут ли со временем из-за соударения какие-либо дефекты?

Хотя внешний защитный кожух на баллонах прочный и способен выдерживать механическое воздействие, правильнее фиксировать баллоны упорами, чтобы они не катались по багажнику.

  • Как избежать сильного обмерзания баллона и падения давления при использовании в холода и нормально ли вообще, что баллон замерзает и его приходится отогревать?

Это штатная ситуация, в холодное время года газ замерзает в любых баллонах. Выход – подогрев, например, электрическим одеялом.

  • В паспорте баллона указана эксплуатация до -40 ⁰С, почему в композитном баллоне (12,5 л) на зимней рыбалке всегда падает давление? Это из-за редуктора или по другой причине?

Композитные баллоны рассчитаны на использование даже при сильных морозах до -40 ⁰С, но замерзать газовая смесь начинает уже при более высоких температурах. И это не свойство композитных баллонов, проблема в качестве и составе газа. Решение проблемы – электро-одеяло.

  • Правда ли, что композитные газовые баллоны рассчитаны на использование только вне помещений, как раз из-за наличия клапана сброса, стравливающего газ?

Ни металлические, ни композитные газовые баллоны не должны использоваться и храниться в помещениях. По действующим ФНП (федеральные нормы и правила) в доме (квартире) допустима установка только пятилитрового баллона. Для хранения баллонов большего объема используются холодные, вентилируемые пристройки.

  • Как узнать точный срок очередной проверки композитного баллона, чтобы не пропустить освидетельствование?

На босс-детали композитного баллона указана, в том числе и дата выпуска, от которой и начинается отсчет. Первое переосвидетельствование проводится через 10 лет, по результатам баллон промаркируют и следующий отсчет пойдет уже от даты проверки.

  • Через какой срок или количество заправок нужно менять уплотнительное кольцо?

Уплотнительная резинка в композитных газовых баллонах интегрирована в корпус вентиля и отдельная замена невозможна – только вместе с вентилем. Однако при соблюдении правил эксплуатации замена не требуется, так как срок службы уплотнителя соответствует сроку службы баллона.

  • Как на глаз определить количество газа в баллоне?

Проницаемая колба и ажурный кожух позволяют визуально контролировать наполненность баллона. Лучше всего уровень газа видно при наличии за баллоном источника света.

  • Где заправлять композитные баллоны, если на газовой станции отказали, так как нет переходников?

При том, что композитные газовые баллоны в ходу уже семь лет, некоторые заправочные станции пока не освоили работу с ними. Законных актов, запрещающих их заправку, в данный момент не существует, но срабатывает человеческий фактор, поэтому лучше предварительно выяснить, работает станция с композитными баллонами или нет.

Вывод

Как видно, никаких особых условий композитным баллонам не требуется ни при хранении, ни в процессе эксплуатации. А сервисное обслуживание сводится к периодической проверке раз в десятилетие. Тогда как при целевом использовании и соблюдении рекомендаций производителя, срок их службы практически неограничен, хоть по наследству передавай.

Фото композитный газовый баллон питает оборудование на рыбалке

Еще больше ответов специалиста по композитным газовым баллонам – в предыдущем тематическом материале. Задать свой вопрос и получить ответ в режиме реального времени от производителя можно в профильной ветке на форуме. В видео – обзор электрических, угольных и газовых грилей, также тест-драйв в сложных погодных условиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: