Основная деятельность транспортной компании

Бизнес план транспортной компании по грузоперевозкам

Проект открытия частной транспортной компании по грузоперевозкам функционирует на коммерческой основе. Для данного проекта характерны существенные затраты. Цель проекта — доставка грузов недорого и максимально быстро. Это определяет величину инвестиций и выражаются в длительном сроке окупаемости, составляющего 17 месяцев.

Общий автопарк компании составляет 8 седельных тягачей и 8 стандартных полуприцепов. Согласно общей возможной загрузке полуприцепов минимальная площадь помещения должна составлять 400 м2, включая офисное помещение общей площадью 50 м2. Помещение подобного размера можно приобрести в собственность или взять в аренду.

Стоимость услуг компании составляет 80 руб. за 1 км. Средний пробег 1 фуры в месяц составляет 10 тыс. км. Для данного рынка характерны не только высокая конкуренция, но и высокий спрос со стороны компаний, которые хотят передать деятельность по перевозкам на аутсорсинг.

Сумма первоначальных инвестиций — 13 460 000 руб.

Ежемесячные затраты — 4 204 278 руб.

Средняя ежемесячная прибыль — 1 012 491 руб.

Срок окупаемости — 19 мес.

ПЭК

СДЭК

Квиктранс

Квиктранс

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

В связи с увеличением импорта и экспорта товаров, а также ростом внутреннего рынка перевозок, востребованность в сфере грузоперевозок постоянно увеличивается. Необходимо также учитывать, что в связи с недавно прошедшим кризисом значительная часть небольших и неофициальных транспортных компаний ушла с рынка, тогда как для новых компаний открывается существенная доля рынка, которую возможно занять. Основным фактором, который будет влиять на успех — это возможность предложить клиенту быстрый и эффективный сервис по грузоперевозкам с конкурентоспособными ценами. Главные виды грузоперевозок — «генеральные» и «сборные» грузы. Также при открытии компании необходимо уделить внимание разработке программного обеспечения для эффективного документооборота с клиентами, а также обмена любой другой информацией.

Кроме того, когда встает вопрос об открытии транспортной компании необходимо учитывать специфику деятельности. Особое внимание следует уделить законодательной базе для деятельности транспортных компаний. Будущему руководству и владельцам следует внимательно ознакомиться с основными документами, регулирующие деятельность грузоперевозок в России:

  • ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС» от 28.12.2013 № 395-ФЗ
  • ФЗ № 16 «О транспортной безопасности»
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
  • Гражданский кодекс РФ
  • Приказ Министерства транспорта России № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Приказ Министерства транспорта России № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
  • Приказ Министерства транспорта России № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»

В случае осуществления международных грузоперевозок список законодательных актов и приказов будет дополнен следующими:

  • ФЗ№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • Постановление Правительства РФ № 730 «Об утверждении положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»
  • ФЗ № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
  • Таможенный кодекс РФ

3. Описание рынка сбыта

Потребность в транспортных компаниях по грузоперевозкам сегодня является следствием государственной политики по импортозамещению, развитию сельского хозяйства и других отраслей, что вызывает большой спрос на услуги по внутренним грузоперевозкам. Одновременно с этим множество небольших компаний, которые не могут предоставить клиенту эффективный сервис и современный автопарк уходят с рынка. Совокупность этих факторов обеспечивает устойчивый спрос на данные услуги, для которого составлен данный бизнес-план.

Основными клиентами транспортных компаний являются импортно-экспортные компании, торговые и производственные компании на территории РФ. Планируя открыть свою транспортную компанию, необходимо не только привлекать клиентов, но и предлагать им выгодные и гибкие условия сотрудничества. Например, в случае, если у вас будет недостаточно транспортных единиц для того, чтобы обеспечить транспортировку месячного объема грузов ваших клиентов, сотрудничество в большинстве случаев не будет возможным.

Также дополнительные предпосылки к формированию спроса в настоящее время заключаются в том, что большинство производственных, торговых компаний выводят из своего штата департаменты по логистике, собственные транспортные средства ввиду больших капитальных затрат, и отдают деятельность по транспортировке своей продукции на аутсорсинг.

Один из способов увеличения рынка сбыта своих услуг — сдача собственных транспортных средств в аренду для постоянного использования клиентам.

Главными факторами, которые определяют успех транспортной компании в настоящее время являются быстрый и эффективный сервис, а также доступность необходимого количества транспортных средств.

4. Продажи и маркетинг

Учитывая достаточно высокий спрос, маркетинговую стратегию необходимо тщательно продумать и найти наиболее эффективные инструменты для рекламы и продвижения бизнеса.

Чем больше представителей компаний и их руководителей узнают об открытии новой транспортной компании, тем больше вероятность раньше вернуть вложенные средства и получать максимальную прибыль.

Исходя из этого, привлечением клиентов необходимо заняться задолго до открытия. На первоначальных этапах необходимо использовать контекстную рекламу (Яндекс. Директ и Google AdWords). Также можно создать базу потенциальных клиентов и использовать систему e-mail маркетинга. Таргетированная реклама в социальных сетях будет не так эффективна, так как в социальных сетях отсутствует прямая целевая аудитория.

Не стоит забывать и об оффлайн рекламе. Использование собственного логотипа, вывески над офисным помещением, а также распространение листовок позволят привлечь новых клиентов. Реклама в газетах и средствах массовых информаций (СМИ) также положительно повлияет на репутацию компании.

Также будет эффективно посещать профильные выставки по транспортному сектору, и выставки производственных и торговых компаний.

5. План производства

Общий план открытия транспортной компании по грузоперевозкам поэтапно:

  • Поиск помещения под офис и склад (для 8 тягачей)
  • Регистрация юридического лица — ИП
  • Заключение договора аренды и лизинга помещений
  • Ремонт помещений и склада
  • Подбор и обучение персонала
  • Привлечение клиентов и начало работы.

Открытие ИП (Код ОКВЭД 49.41 — Деятельность автомобильного грузового транспорта). Постановка на налоговый учет в налоговой службе. Оптимальная система налогообложения — УСН (доходы-расходы). Также возможна регистрация юридического лица в форме ООО (Общества с ограниченной ответственностью). Это может потребоваться в связи с тем, что большинство клиентов будут использовать Общую систему налогообложения (ОСНО).

Для открытия необходимо также арендовать офис площадью 50 м2 и склад временного хранения (СВХ) общей площадью 350 м2. Договоры лизинга необходимо заключить на 8 тягачей и полуприцепов.

Режим работы офиса: с 9:00 до 18:00 с понедельника по пятницу. Полной загруженности планируется достичь за 8 месяцев после открытия.

6. Организационная структура

Для организации транспортной компании по грузоперевозкам персонал, который способен обеспечить бесперебойную доставку грузов, имеет особенно важное значение. Команда будет расширяться по мере необходимости и органического роста бизнеса. В рамках данного проекта, рассчитанного на 8 машин и полуприцепов, необходима команда из 27 человек, включающая в себя:

  • Генерального директора
  • Руководителя отдела продаж
  • Менеджеры по продажам (3 человека)
  • Специалист по логистике (2 человека)
  • Начальник склада
  • Грузчики (3 человека)
  • Водители (16 человек)

Бухгалтерию необходимо использовать на аутсорсинге и многие компании, а также банки, в рамках услуг по рассчетно-кассовому обслуживанию, предоставляют подобные услуги.

Роль управляющего может выполнять как собственник бизнеса, который обеспечит контроль всех операционных процессов и ведение маркетинговой политики, так и грамотный наемный сотрудник.

Ключевую функцию выполняют водители, чьей непосредственной обязанностью является перевозка грузов. Поэтому при выборе водителей необходимо проявить тщательную осмотрительность.

Начальник склада и грузчики выполняют обслуживающую функцию, распределяя и осуществляя загрузку и разгрузку груза.

Основная деятельность транспортной компании

Анализ основных признаков транспортной деятельности, проведенный в данной работе ранее, позволяет при определении понятия деятельности транспортной организации учесть все необходимые черты, характерные для данного вида юридических лиц, осуществляющих исследуемую разновидность хозяйственно-экономической деятельности.

Законодатель в качестве юридического лица признает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — ст. 3301.

Любая транспортная организация является юридическим лицом в смысле требований гражданского законодательства, то есть имеет обособленное имущество на законном основании, которым отвечает по своим обязательствам и способно от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Поскольку транспорт имеет важное значение для обеспечения жизнедеятельности всего государства, поэтому право уделяет большое внимание регулированию отношений в сфере транспорта, в частности в сфере организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Значительную роль в правовом регулировании организации перевозок играют специальные регуляторы отношений, которыми являются транспортные договоры, нацеленные на организацию правоотношений по оказанию транспортных услуг и осуществлению транспортной деятельности.

Именно по видам транспортных договоров, заключаемых при осуществлении деятельности транспортными организациями можно определять и анализировать виды деятельности последних.

Надо отметить, что понятие транспортный договор прочно вошло в гражданско-правовой лексикон, однако у цивилистов до настоящего времени отсутствует единство мнений как в отношении правильности определения понятия данной категории, так и в отношении правовой природы и правомерности ее существования, кроме этого, специалистами по-разному определяется также и круг транспортных договорных обязательств.

Так, одни авторы под транспортным договором понимают перевозку и ее подвиды в зависимости от вида транспортаПокровский В.В., Сулейменов М.К., Наменгенов К.Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата, 1985. С. 96., некоторые при этом добавляют к их числу и транспортную экспедициюБрагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 36..

Читайте также  Стоит ли покупать дастер дизель

Другие специалисты дополняют перечень транспортных договоров за счет договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путейХозяйственное право: Учебник / Под ред. В.П. Грибанова, О.А. Красавчикова. М., 1977. С. 401; Калмыков Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, 1982. С. 190..

Некоторые исследователи полагают, что поскольку транспортные договоры регулируют весьма объемную и самостоятельную группу отношений, то их следует обозначить в качестве отдельной группы договоров, связанных с перевозкой Хаснутдинов А.И. Понятие транспортного договора // Известия вузов: Правоведение. — 1990. — № 3. — С. 4..

К примеру, А.Н. Романович называет четыре основных признака транспортных договорных правоотношений:

— одним из субъектов транспортных правоотношений всегда выступает транспортная организация;

— правоотношения возникают, изменяются и прекращаются по поводу использования транспортных средств и путей сообщения;

— предметом правоотношений является оказание транспортных услуг;

— правоотношения направлены на выполнение основной транспортной функции или непосредственно содействуют осуществлению основной транспортной функцииРоманович А.Н. Транспортные правоотношения. Минск, 1984. С. 29..

Таким образом, субъектный состав договорного транспортного правоотношения, выражающийся в том, что одним из субъектов транспортных правоотношений всегда выступает транспортная организация, по своей правовой природе, — это один из основных критериев, позволяющих выделить транспортные договоры и транспортную деятельность из системы договорных обязательств и хозяйственно-экономической деятельности, направленных на возмездное оказание услуг.

Специалистами отмечается, что понятие «транспортная организация» в связи с появлением субъекта владельца транспортной инфраструктуры представляется несколько неопределенным, поскольку если исходить из классификатора видов экономической деятельности, то деятельность по оказанию услуг по использованию транспортной инфраструктуры нельзя отнести к транспортной Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. 352 с..

Однако без договоров с участием владельцев транспортных инфраструктур невозможно осуществлять транспортную деятельность и производить перевозку грузов, пассажиров, багажа. Поэтому в рамках данной работы все эти организации будут признаваться транспортными. В связи с этим также важен для определения понятия транспортная организация такой системообразующий критерий для категории этих юридических лиц, как направленность транспортных договорных обязательств.

Направленность транспортного обязательства служит основным системным фактором, обусловливающим принципы правового регулирования, общие для всех транспортных организаций, характеризующихся одинаковым видом деятельности.

В целом деятельность всех транспортных организаций ориентирована на возникновение, изменение и прекращение правоотношений по доставке или обеспечению доставки грузов, пассажиров, багажа в пункт назначения.

Таким образом, под транспортными организациями следует понимать такие юридические лица, деятельность которых направлена на осуществление или обеспечение процесса доставки грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения с помощью различных видов транспортных средств.

Система транспортных организаций может исследоваться по-разному, исходя из выбранных критериев классификации. В целях анализа заявленной проблематики можно предложить следующую структуру такой системы, исходя из направленности транспортных договоров:

— транспортные организации, осуществляющие перевозку (транспортировку), договорной фактор регулирования деятельности которых — это договоры, направленные на перевозку (договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, договор перевозки пассажиров);

— транспортные организации, осуществляющие обеспечение процесса перевозки (транспортировки), договорной фактор регулирования деятельности которых — это договоры, направленные на обеспечение процесса перевозки (договоры на подачу транспортных средств под погрузку; на предъявление груза к перевозке; об организации перевозок; об оказании услуг по использованию объектов транспортной инфраструктуры; между транспортными организациями; между владельцами транспортных инфраструктур; о транспортной экспедиции).

Интересным фактом регулирования создания и организации деятельности транспортных организаций является возможность осуществлять перевозку в прямом смешанном сообщении с применением узловых соглашений.

Правовая природа такого регулирования транспортной деятельности в юридической литературе определяется неоднозначно. Однако она обусловлена гражданскими правоотношениями, возникающими из договора прямой смешанной перевозки, которая осуществляется с участием перевозчиков различными видами транспорта.

Характерная особенность такого вида транспортной деятельности — это множественность лиц на стороне исполнителя обязательства по перевозке (то есть одновременное участие нескольких транспортных организаций).

Исследовательский интерес к правовой природе множественности обозначил проблему правовой квалификации складывающихся при этом договорных отношений между транспортными организациями.

В юридической науке была осуществлена теоретическая попытка обосновать конструкцию «единого перевозчика» при множественности транспортных организаций.

Например, Я.И.Рапопорт полагает, что начальный перевозчик выступает в качестве представителя всех транспортных предприятий как определенного по отношению к отправителю единства единого перевозчикаРапопорт Я.И. О правовой природе грузовых перевозок в прямом и прямом смешанном сообщении // Научные записки Донецкого института советской торговли. Вып. X(XII). Донецк, 1960. С. 260 — 261., а М.А. Тарасов считает, что правильно будет признать дорогу отправления представителем, заключившим договор, который связывает всех перевозчиковТарасов М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Правоведение. — 1958. — №2. — С. 9..

Точка зрения, выражающая концепцию единого перевозчика имеет место и в современной литературе. По мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова транспортные организации, как соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалкиГражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 433 (авторы главы — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов)..

По справедливому мнению С.Ю.МорозоваМорозов С.Ю. Узловое соглашение как элемент подсистемы рамочных договоров между транспортными организациями // Предпринимательское право. — 2011. — № 2. — С. 18 — 20. следует согласиться с позицией О.С. Иоффе, который отмечал, что транспортное предприятие пункта отправления, заключившее договор перевозки (сторона договора), возлагает исполнение обязательства по частям на транзитные (промежуточные) транспортные предприятия пункта назначения в соответствии с нормами права, регулирующими перевозки в прямом и прямом смешанном сообщенииИоффе О.С. Советское гражданское право. Т. II. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 280.. Таким образом, речь идет о том, что обязанности возлагаются на несколько транспортных организаций.

Транспортные организации осуществляют разные виды деятельности. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими виды экономической деятельности, являются специальные классификаторы, например, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007), входящий в систему национальной системы стандартизации Российской Федерации и предназначенный для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о нихОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) (текст документа опубликован не был) // СПС «Консультант плюс», 2007..

Объектами классификации в ОКВЭД ОК 029-2007 являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг) Там же, преамбула..

Подраздел «Транспорт и связь» предусматривает деятельность сухопутного транспорта, деятельность водного транспорта, деятельность воздушного и космического транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность. По данному классифицирующему признаку можно подразделять деятельность транспортных организаций по видам.

Справочная информация содержащаяся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007) может быть полезна конкретным правоприменителям при разрешении спорных ситуаций, возникающих в связи с применением норм права к деятельности транспортных организаций при осуществлении ими того или иного вида экономической деятельности.

Таким образом, исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.

Организационная структура транспортной компании

Организационная структура транспортной компании

Грамотно выстроенная организационная структура транспортной компании позволяет эффективно распределить обязанности между сотрудниками и наладить работу, тем самым повысив производительность всего предприятия и его доход. Объясняем, каким образом, а также разбираем модели разных вариантов организационных структур в такой компании.

Понятие организационной структуры организации

Организационная структура представляет собой схему, на которой отражены управленческий аппарат, подразделения в компании, а также взаимосвязи между ними. Благодаря такой структуре видно, как распределяются задачи, полномочия, ответственность в организации, должностные обязанности.

Отсюда — ключевые элементы такой схемы, а именно:

  • звенья — могут отображать отдельные подразделения, сотрудников либо выполняемые ими функции;
  • уровни — расположения звеньев относительно управленческого аппарата;
  • Связи — отображение взаимодействий между подразделениями или сотрудниками (связи могут быть вертикальными, когда речь идёт о взаимодействии руководства с персоналом, а также горизонтальными, когда руководители взаимодействуют между собой либо персонал).

Для организации эффективной работы деятельность подразделений и сотрудников должна регламентироваться. Так, для разных специальностов необходимо составить должностные инструкции, попутно прописав в них ЦКП каждой должности. Впоследствии это минимизирует риск развития спорных ситуаций, срывов сроков и т. д. Знания ЦКП также облегчает процесс ввода в должность новичков.

Важно! Оргструктура выстраивается в соответствии со стратегией бизнеса, задачами и целями, которые перед ним стоят. Соответственно, если по каким-то причинам стратегия меняется, в компании зачастую происходит реорганизация. При этом будет перестраиваться вся схема либо отдельные подразделения, нуждающиеся в повышении эффективности работы.

Цели работы транспортной компании

Транспортные компании специализируются на организации доставки продукции, перевозке грузов. В этой сфере, как и в других, есть конкуренция, и, чтобы заиметь как можно больше клиентов, владельцу такой компании важно тщательно изучить своего потребителя и его требования к услуге, а затем постараться удовлетворить их.

Попутно можно и нужно делать ставку на одно из своих конкурентных преимуществ, сделав его одной из своих целей. Это может быть:

  • оперативная обработка заказов и их быстрое выполнение;
  • организация безопасной перевозки (это важно всегда, а особенно если речь идёт о перевозке ценных грузов, антиквариата, хрупких предметов и т. д.);
  • сокращение времени пребывания груза в пути (например, если организовывается транспортировка товаров из одной страны в другую либо несколькими видами транспорта);
  • расширение собственного автопарка или налаживание сотрудничества с другими компаниями, у которых есть автопарк (чтобы быстрее находить требуемые транспортные средства).
Читайте также  Пострадавший в дтп без страховки

При построении организационной структуры своей компании надо учитывать основную цель бизнеса, она будет неизменной. Каждая компания может формулировать её по-разному, но главное, чтобы цель отражала пользу, которую бизнес сможет принести как можно большему количеству людей. Например, один из вариантов формулировки основной цели транспортной компании — доставлять груз из одного пункта в другой в целости и сохранности за максимально короткие сроки.

Обратите внимание, что прибыль не стоит ставить своей целью, поскольку деньги её не заменят. Но надо понимать, что они помогут быстрее реализовать задуманное.

Задачи транспортной компании

Исходя из своей бизнес-стратегии, можно сформулировать задачи. Для компании, специализирующейся на транспортировке грузов, это может быть:

  • их подготовка — взвешивание, упаковка согласно техническим нормам, маркировка и пр.;
  • погрузка/разгрузка;
  • доставка выбранным видом транспорта;
  • хранение в складских помещениях, которые отвечают требованиям, предъявляемым маркировкой;
  • оформление документации на оказание услуг и согласование тарифов (так, может составляться один из договоров для бизнеса, например, договор перевозки или транспортной экспедиции, а также будут оформляться ТТН, бумаги на машину и на водителя и пр.);
  • контроль над перемещением грузов (чаще всего осуществляется с помощью спутникового мониторинга транспорта);
  • техническое обслуживание транспортных средств (его следует осуществлять регулярно, чтобы исключить риск возникновения неисправностей машин и простоя);
  • транспортная логистика (сюда относится выбор подходящего транспорта, расчёт стоимости услуги, подготовка документации, загрузка/выгрузка, наконец, непосредственно транспортировка).

Организационная структура транспортной компании: варианты её организации

В транспортных компаниях чаще всего наблюдается линейное и функциональное управление.

Линейное управление

Его проще организовать. В этом случае компанией управляет генеральный директор, в обязанности которого входит также подбор персонала, заключение договоров, контроль работы звеньев низших уровней.

  • Эксплуатационная служба. Она организовывает процесс транспортировки таким образом, чтобы оптимизировать затраты на него.
  • Техническая. Её сотрудники ответственны за исправность машин, поэтому они следят за условиями их хранения, контролируют своевременность прохождения ТО, учёт расходных материалов и т. д.
  • Экономическая. Ведёт бухгалтерию, занимается планированием и т. д.

Функциональное управление

Более сложное, поскольку предполагает наличие функциональных, а не линейных руководителей. Последние управляют подразделениями в рамках той или иной группы однородных функций. Пример функционального руководителя — начальник отдела сбыта. При таком варианте наблюдается больше горизонтальных связей между сотрудниками, но и усложняется координация подразделений.

Модель организационной структуры транспортной компании

Под моделью понимается принцип формирования структурных элементов в компании:

  • при функциональной модели подразделения создаются с учётом функций (одна функция — одно подразделение);
  • при процессной — с учётом процессов.

Может быть модель, ориентированная на контрагента (один структурный элемент для работы с одним поставщиком или клиентом).

В то же время на практике чаще всего используются функциональная и процессная модели и их варианты.

Персонал транспортной компании

В организационной структуре транспортной компании будут выделяться следующие должности:

  • Гендиректор и его заместитель. В обязанности последнего будет входить руководство транспортными потоками, работа с заказчиками.
  • Старший диспетчер, начальник автоколонны. Оба сотрудника будут подчиняться заместителю гендиректора. При этом первый возьмёт на себя обязанности по работе с диспетчерами, оформление транспортной документации. Второй — работу с водителями и распределение их по маршрутам. Начальнику автоколонны будет также подчиняться автомеханик.
  • Главный инженер. Следит за техническим состоянием транспортных средств организации. Ему будут подчиняться: отдел охраны труда, менеджер по снабжению, начальник ПТО (производственно-технического отдела).
  • Начальник ПТО. На нём преимущественно — техническая документация, контроль соблюдения регламентов. В подчинении — инженер, механик.

Также в компании будут: медик, сотрудники юридического отдела, отдела маркетинга и продаж, менеджеры по работе с клиентами и др.

Требования к организационной структуре транспортной компании

Выбор оргструктуры зависит от ряда факторов (типа перевозок, утверждённого порядка работы, величины компании и её автопарка и т. д.). В то же время, независимо от этих моментов, готовая схема должна соответствовать некоторым требованиям, а именно:

  • простота и определённость в назначении, соподчинении звеньев;
  • жёсткость, надёжность и в то же время гибкость, чтобы она могла подстраиваться под меняющиеся условия предприятия, а также расти и развиваться вместе с ним;
  • иерархичность в управлении, что обеспечивает надёжность (таким образом, если возникнут сложности в работе верхнего уровня, низшие ещё какое-то время смогут продолжать работать, это ключевое преимущество многоуровневых систем управления);
  • рациональная соподчинённость звеньев;
  • определённость по отношению к оргструктурам в ряду последовательных уровней управления;
  • обеспечение надёжных связей между звеньями;
  • взаимозаменяемость звеньев по требованию.

Взаимосвязь оптимальной организационной структуры транспортной компании и эффективности её деятельности

Оргструктура, по сути, отражает строение организации, то есть показывает, сколько есть подразделений, как они взаимосвязаны, кто принимает важные управленческие решения и т. д. Более того, она обеспечивает распределение труда.

Надо ли говорить о том, что, если она выстроена правильно, все подразделения работают слаженно, не возникает накладок и срывов сроков. Кроме того, компания растёт, развивается, и оргструктура трансформируется вместе с ней (например, «обрастает» новыми звеньями).

Если в какой-то момент существующая структура перестаёт отвечать запросам бизнеса, её пересматривают. Саму компанию при этом, скорее всего, будет ожидать реорганизация.

Выводы

Владелец транспортной компании обязательно должен строить эффективную организационную структуру, так как, если этого не делать, она всё равно будет складываться сама. Для этого необходимо разобраться с тем, что она собой представляет, и выбрать подходящий для себя способ её организации. Затем определить звенья, уровни с учётом своей бизнес-стратегии и, наконец, сформировать саму оргструктуру.

Ведение бухучета в транспортной компании: некоторые детали

Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.

Чем примечательна деятельность по перевозкам

Транспортную компанию отличает следующее.

  • В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
  • Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
  • Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
  • Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
  • Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности.

1. Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:

  • выручка от реализации:
  • НДС от реализации:
  • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

  • косвенные затраты:

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

  • затраты учтены в финрезультате:

2. Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):

  • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

  • затраты отнесены на финрезультат:

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи.

1. Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.

2. Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.

С января 2021 года, начиная с платежа за 2020 год, налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларацию по транспортному налогу сдавать больше не нужно.

3. Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.

4. Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.

5. Непременными составляющими затрат станут расходы на:

  • страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
  • периодический технический осмотр транспорта;
  • проведение регулярного технического обслуживания;
  • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
  • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
  • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
  • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Читайте также  Объем двигателя змз 409

Итоги

Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Добрый день, уважаемые читатели!

Я думаю, что те из вас кто когда-то начинал свой бизнес, знают, что для старта своего дела достаточно, в большинстве случаев, наличия своей машины. Но по мере роста бизнеса всегда встают вопросы. «Как доставить сырье от поставщика на склад»? «Как отвезти готовую продукцию в магазин»? и.т.п. Всем этим занимается транспортная логистика, об этом сегодня и будет разговор.

Определение

Давайте для начала определим, что такое транспортная логистика.

Транспортная логистика – это система по организации доставки различных видов грузов, из одной точки в другую, по оптимальному маршруту. Так нам говорит Википедия.

Однако за этой парой строк скрывается целая наука. Основная задача которой, дать ответы на вопросы. Как доставить груз, быстро, не повредив, недорого и много? Если написать простыми словами.

Это определение, в первый раз прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском конгрессе. Где и были определены основные задачи и направления транспортной логистики.

Виды транспортной логистики

  • Внутренняя – перемещение грузов внутри компании, например, со склада компании, в магазин.
  • Вешняя – доставка груза от одного субъекта бизнес-процесса, к другому. Например доставка товара из магазина, к покупателю.

Давайте выясним, какие виды деятельности входят в транспортную логистику? Какие виды транспортных перевозок существуют? Какие существуют подходы к организации транспортной логистики? Какие задачи стоят перед транспортной логистикой?

Виды деятельности входящие в транспортную логистику

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Виды транспортных перевозок.

Транспортная логистика как элемент бизнесаДва подхода к организации транспортной логистики

  • Логистический
  • Традиционный

При логистическом подходе, всем управляет единый центр перевозки грузов, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

При традиционном подходе, единого центра управления перевозкой нет. Участники взаимодействуют последовательно. Цены разные, на каждом участке своя.

Задачи транспортной логистики.

Основной задачей транспортной логистики является организация своевременной доставки груза, с минимальными издержками.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Ниже рассмотрим эти задачи более подробно.

Анализ пунктов доставки.

Уже на первом этапе специалист по транспортной логистике строит приблизительный маршрут с учетом географических данных местности и вида груза. При решении этой задачи становится ясно, какое количество видов транспорта необходимо использовать. Необходимы ли промежуточные точки.

Изучение свойств груза.

Специфика груза во многом влияет на разработку маршрута и выбор вида транспорта. Например, объем товара, его вес и хрупкость окажут влияние на выбор вида транспорта, а некоторые свойства груза такие как ядовитость, взрывоопасность и т.п. «заставят» выбрать маршрут вдали от населенных пунктов. Так что сначала необходимо определить свойства груза, а затем уже приступать к выбору транспорта.

Выбор вида транспорта.

Основным критериями с точки зрения транспортной логистики являются.

  • Скорость и время доставки груза.
  • Цена доставки.

Помимо этих критериев, транспорт выбирают исходя из следующих параметров.

  • Характера и ценности груза;
  • Количества партий и частоты отправлений;
  • Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

Существует множество различных классификаций транспорта мы остановимся на одной. Для нас более интересна классификация транспорта по среде перемещения.

  • Наземный транспорт. Автомобили (автотранспорт)
  • Наземный транспорт. Железная дорога (железнодорожные составы)
  • Наземный транспорт. Трубопровод (газопроводы, нефтепроводы и т.п.)
  • Водный транспорт. Морские суда
  • Водный транспорт. Речные суда
  • Воздушный транспорт(самолеты и вертолеты)

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Также существуют другие виды транспорта такие как космический или подводный, и др. Но в силу специфики использования, стоимости перевозки, особых требований к операторам данного транспорта, они не настолько популярны как перечисленные ранее.

Тарифы.

Расходы в транспортной логистике складываются исходя из стоимости перевозки – тарифа, выставляемой перевозчиком.

Тарифы подразделяются по группам.

  • По потребителям;
  • По типу груза;
  • По классу транспортного средства.

Для каждого вида транспорта расчеты тарифов свои.

для автомобильного транспорта

  • Сдельные;
  • Ставки на тонно/часы;
  • По времени использования транспорта;
  • По километрам пути;
  • За выезд;
  • Договорные тарифы.

для железнодорожного транспорта

  • Общие тарифы;
  • Исключительные тарифы;
  • Местные тарифы.

на морском транспорте:

  • На регулярных линиях — по установленному тарифу;
  • На нерегулярных линиях — по фрахтовым ставкам.

на речном транспорте тарифы устанавливаются пароходством.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Построение оптимального маршрута

Выяснив у заказчика сроки доставки, проведя анализ географии точек назначения и выбрав тип транспорта, специалист по логистике приступает к построению вариантов маршрута и анализу полной стоимости, подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только стоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. В результате выбирается маршрут с минимальными издержками.

Бывает, что уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят погода, политика и иные условия.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Контроль груза в процессе транспортировки

Для того чтобы избежать различных форс-мажорных обстоятельств производится постоянный контроль доставки груза посредством спутниковых систем интернета и сотовой связи. Часто заказчик получает треккер доставки, для того чтобы также отслеживать где находится груз, при помощи современных средств слежения.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Выбор транспортной компании.

Бывает так что логистическая компания прибегает к услугам сторонних компаний перевозчиков и экспедиторов, перевозчики осуществляют физическую доставку груза, а экспедиторы осуществляют экспедирование — страхование и сопровождение груза, оформление документов, погрузку разгрузку груза и т.п.

Как же выбрать транспортную компанию? Следует обратить свое внимание на несколько факторов

  1. Опыт. Длительная история компании на рынке транспортных услуг говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие вопросы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы;
  2. Технологии. Чем дольше компания на рынке, тем более отработаны у нее принципы взаимодействия с заказчиком, что конечно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал. Профессиональные сотрудники — основа успеха любой фирмы. Квалификация персонала не должна вызывать у вас сомнений;
  4. Специализация. Молодая фирма может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою наценку, а вот крупная компания, доставляющая сборные грузы уже длительное время, достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции. Выбирайте перевозчика, уже имеющего положительный опыт перевозки грузов того же типа что и ваш. Определенные нюансы есть в каждой отрасли.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Единая транспортно-складская логистика

Под этим термином следует понимать единый подход к разработке требований как к складам, так и к транспорту. Технология работы с каждым видом груза должна быть определена и четко прописана.

Согласование интересов сторон и внедрение одинаковых стандартов планирования также можно отнести к этой задаче.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства — железнодорожные или водные — а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для своевременного и удобного решения задач транспортной логистики используется специальное програмное обеспечение (Transport Management System, TMS — система управления транспортной логистикой).

Такая система строит маршруты с учетом транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса груза. Такое ПО позволяет получить визуальное сравнение планируемых и фактических маршрутов на онлайн карте. В результате можно определить отклонение маршрута от плана, предотвратить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других задач.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Документооборот в транспортной логистике

В Российском законодательстве прописаны правила перевозок, вот перечень документов регламентирующих эту сферу: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Как и в любой сделке, заключается договор между перевозчиком и отправителем груза, по которому первый обязан доставить груз до указанного пункта, в установленные сроки, а второй — должен произвести оплату за перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Накладные на груз;
  4. Сводные ведомости;
  5. Счет-фактура от поставщика;

В зависимости от используемого транспорта варьируются и необходимые документы.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист — выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).

Водный транспорт:

  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или договор фрахта (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Заключение

Думаю, что теперь вы знаете, что такое транспортная логистика. Спасибо, что дочитали до конца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: