Обозначение моторных масел гост

Межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.1-2015 "Масла моторные. Классификация и обозначение" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2153-ст)

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 Разработан Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)

2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2153-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J300:2013 Surface vehicle standard. Engine oil viscosity classification (Наземные транспортные средства. Классификация моторных масел по вязкости).

Перевод с английского языка (en).

Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел для автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой техники.

2 Нормативные ссылки

2.1 В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ 20303-74 Масла моторные. Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1

ГОСТ 20457-75 Масла моторные. Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ

ГОСТ 20991-75 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при высоких температурах

ГОСТ 20994-75 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах

ГОСТ 33111-2014 Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5°С до минус 35°С с использованием имитатора холодной прокрутки

ГОСТ 33155-2014 Масла моторные. Метод определения предела текучести и кажущейся вязкости при низкой температуре

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Обозначение моторных масел

3.1 Обозначение моторных масел состоит из трех групп знаков:

— первая группа обозначается буквой M (моторное) и не зависит от состава и свойств масла;

— вторая группа обозначается цифрами, характеризующими класс моторного масла по кинематической вязкости, которую определяют по ГОСТ 33.

Примечание — Для новых моторных масел при обозначении второй группы знаков, характеризующей класс кинематической вязкости, допускается использовать символы классов в соответствии с зарубежной классификацией (см. примечание к 4.3 и пример 7 в 5.3);

— третья группа обозначается прописными буквами и указывает на принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения.

Примечание — Допускается использовать дополнительные буквы и цифры при обозначении третьей группы знаков моторных масел, указывающие на особую область применения.

4 Классы моторных масел

4.1 В зависимости от температурных пределов работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

4.2 Основным эксплуатационным параметром для всех моторных масел является кинематическая вязкость, которую определяют при температурах плюс 100°С и минус 18°С.

В зависимости от величины кинематической вязкости моторные масла подразделяют на классы:

— к зимним относят масла классов вязкости 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8;

— к летним относят масла классов вязкости 10, 12, 14, 16, 20, 24;

— к всесезонным относят масла, класс вязкости которых обозначают дробью — 3з/8; 4з/6; 4з/8 и т.д. Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменателе — к одному из летних классов. Буква «з» указывает на то, что масло содержит загущающую присадку.

4.3 Для каждого класса вязкости моторных масел указаны пределы кинематической вязкости при температуре плюс 100°С. Кинематическую вязкость при температуре минус 18°С нормируют для зимних и всесезонных моторных масел.

В таблице 1 приведены классы вязкости моторных масел и значения кинематической вязкости при температурах плюс 100°С и минус 18°С.

Классификация масел

Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L’Automobile), представляет интересы 15 европейских производителей легковых и грузовых автомобилей и автобусов на уровне ЕС. Эта классификация устанавливает новую, более жесткую по сравнению с CCMC, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.

Ассоциация ACEA организована в Европе в 1991 году с головным офисом в Брюсселе, включающим Генерального секретаря и Секретариат. В 1995 и 2004 годах АСЕА открыла дополнительные офисы в Токио и Пекине. 
Совет директоров состоит из топ-менеджеров компаний-автопроизводители, членов ассоциации, таких как BMW GROUP, PORSCHE AG, DAF TRUCKS NV, PSA PEUGEOT CITROËN, DAIMLER AG, RENAULT SA, FIAT S.p.A, SCANIA AB, FORD OF EUROPE GmbH, TOYOTA MOTOR EUROPE, GENERAL MOTORS EUROPE AG, VOLKSWAGEN AG, JAGUAR LAND ROVER, AB VOLVO, MAN NUTZFAHRZEUGE AG.

В декабре 2008 года АСЕА ввела обновленную и самую актуальную на сегодня классификацию моторных масел "ACEA 2008 European Oil Sequences for Service-Fill Oils", в которой появились новые классы С4 и Е9, а также внесены коррективы по требованиям к маслам антиокислительной стабильности и элементному составу масел в связи с энергосбережением и экологической политикой.

Классификация «ACEA 2004» будет действовать параллельно с «АСЕА 2008» до 22 декабря 2010 года.

Современная классификация "ACEA 2008" состоит из трех классов по типу двигателей: A, B и E (соответственно бензиновые, легкие дизельные и тяжело нагруженные дизельные двигатели).

Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:

Четыре для бензиновых и легких дизельных двигателей (А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5);

Четыре специально для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки (С1, С2, С3, С4);

Четыре для тяжелонагруженных дизельных двигателей (Е4, Е6, Е7, Е9).

Далее указывается год введения в действие категории, а также по необходимости номер издания, если были обновлены технические требования.

ACEA 2008 European Oil Sequences for Service-Fill Oils

А/В: моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов

Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены в бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) 2,6 мПа•с для SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа•с для прочих классов вязкости. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей, и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или всесезонного применения в особо тяжелых условиях эксплуатации.

Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, также пригодные для применения согласно спецификации А3/В3.

Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа•с. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Читайте также  Секреты яндекс такси для пассажиров

Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC) и обеспечивают экономию топлива.

Предупреждение: эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC) и обеспечивают экономию топлива.

Предупреждение: эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), в которых требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC).

Предупреждение: эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), в которых требуется использование масел с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC).

Предупреждение: эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) с/без сажевыми фильтрами (DPF), а также для двигателей с системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Качество Е6 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) в сочетании с малосернистым дизельным топливом. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней и полировкой стенок цилиндров. Масла также обеспечивают прекрасную защиту от износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей с/без сажевых фильтров (DPF) и для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Е9 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и разработано для работы в комбинации с малосернистым дизельным топливом. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

Обозначение моторных масел гост

Сертификат AIMOL 2021

Классификация моторных масел по ГОСТ, SAE и API

Государственный стандарт ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение» разработан взамен устаревшего ГОСТ 17479-72 для классификации моторных масел согласно их на классам по вязкости, назначению, а также уровням эксплуатационных свойств. Здесь приводится описание отечественной классификации моторных масел с учетом «Изменения №3» к ГОСТ 17479.1-85, в котором увеличено число классов вязкости, а также изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств и некоторые наименования. Так, по всему тексту стандарта, масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – масло для бензиновых двигателей.

ГОСТом 17479.1-85 предусматривается обозначение моторных масел, толкующее потребителю основную информацию об их особенностях и области применения. Принятое обозначение включает следующие символы: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающие класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две буквы, обозначающие уровень эксплуатационных качеств данного масла и область его применения. Универсальные масла маркируются буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.

Таблица 1 – классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам – в таблице 2. Примеры обозначений с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблицами. Так, марка М-6з/10В сообщает нам, что данное моторное масло всесезонное, универсальное, предназначено для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В приведенном примере после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает судовое циркуляционное).

Таблица 2 – группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

В нормативной документации дополнительные характеристики применяемости и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения.

Читайте также  Панель приборов камаза обозначения

В таблице 3 приведены данные о соответствии обозначений моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 аналогам по классам вязкости SAE и классификации АРI. Часто возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для отечественного двигателя.

В международном масштабе общепринятой стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров – SAE . Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел.

Нужно отметить, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные таблице 3 дают возможность, зная стандартную характеристику отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE , в большинстве случаев, имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по заявленным данным или нормативной документации на такой продукт.

Таблица 3 – соответствие классов вязкости и групп моторных
масел по ГОСТ 17479.1–85 классификациям SAE и АРI

В соответствии с классификацией АРI моторные масла подразделяются на две категории: «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) – масла для дизельных двигателей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными компаниями, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь существенный запас по ряду параметров.

При подборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств нужно принять во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Отечественный рынок наводнен широчайшим ассортиментом моторных масел, классифицированных по API . Но нужно учитывать, что некоторые из представленных марок не проходили соответствующих испытаний и не имеют сертификата, выданного API . Классы API в них обозначаются по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства таких масел. Класс масла по API может подтверждаться только сертификатом, выданным непосредственно API .

ГОСТ 17479.1-2015
Масла моторные. Классификация и обозначение

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает классификацию и обозначение моторных масел для автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой техники.

  • Заменяет ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение» ИУС 7-2016

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Обозначение моторных масел

4 Классы моторных масел

5 Группы моторных масел

Приложение А (справочное) Классы вязкости моторных масел

Дата введения 01.01.2017
Добавлен в базу 01.02.2017
Актуализация 01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Стандарты
      • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
        • Раздел 75 Добыча и переработка нефти, газа и смежные производства
        • Раздел Экология
          • Раздел 75 ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ, ГАЗА И СМЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА
            • Раздел 75.100 Смазки, индустриальные масла и связанные с ними продукты
            • Раздел Электроэнергия
              • Раздел 75 ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ, ГАЗА И СМЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА
                • Раздел 75.100 Смазки, индустриальные масла и связанные с ними продукты

                Организации:

                10.12.2015 Утвержден Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации 48
                11.12.2015 Утвержден Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 2153-ст
                Разработан МТК 31 Нефтяные топлива и смазочные материалы
                Разработан ОАО ВНИИНП
                Издан Стандартинформ 2016 г.

                Motor oils. Classification and designation

                • ГОСТ 33155-2014Масла моторные. Метод определения предела текучести и кажущейся вязкости при низкой температуре
                • ГОСТ 33111-2014Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5 °С до минус 35 °С с использованием имитатора холодной прокрутки
                • ГОСТ 20994-75Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах
                • ГОСТ 20991-75Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при высоких температурах
                • ГОСТ 20457-75Масла моторные. Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ
                • ГОСТ 20303-74Масла моторные. Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1
                • ГОСТ 33-2000Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Заменен на ГОСТ 33-2016.
                • Показать все

                Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

                МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

                INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

                ГОСТ 17479.1 — 2015

                МАСЛА МОТОРНЫЕ

                Классификация и обозначение

                Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

                Сведения о стандарте

                1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)

                2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

                токол от 10 декабря 2015 г. № 48) За принятие проголосовали:

                Краткое наименование страны по МК(ИС0 3166) 004—97

                Код страны по МК(ИСО 3166) 004—97

                Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

                Минэкономики Республики Армения

                Госстандарт Республики Беларусь

                3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (про

                4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. № 2153-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

                5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J300:2013 Surface vehicle standard. Engine oil viscosity classification (Наземные транспортные средства. Классификация моторных масел по вязкости).

                Перевод с английского языка (еп).

                Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)

                Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

                В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

                УДК 621.892:006.354 МКС 75.100 NEQ

                Ключевые слова: моторные масла, классификация, обозначение

                Редактор А.А. Бражников Корректор И.А Королева Компьютерная верстка Е.О. Асташина

                Подписано в печать 17.02.2016. Формат 60»84 1 /8. Гарнитура Ариал.

                Уел. печ. л. 1,40. Тираж 46 экз. Зак. 446.

                Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

                ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

                МАСЛА МОТОРНЫЕ Классификация и обозначение

                Motor oils. Classification and designation

                Дата введения — 2017—01—01

                1 Область применения

                1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел для автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой техники.

                2 Нормативные ссылки

                2.1 В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

                ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104—94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

                ГОСТ 20303-74 Масла моторные. Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1

                ГОСТ 20457-75 Масла моторные. Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ

                ГОСТ 20991-75 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при высоких температурах

                ГОСТ 20994-75 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах

                ГОСТ 33111-2014 Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5 °С до минус 35 °С с использованием имитатора холодной прокрутки

                ГОСТ 33155-2014 Масла моторные. Метод определения предела текучести и кажущейся вязкости при низкой температуре

                Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

                3 Обозначение моторных масел

                3.1 Обозначение моторных масел состоит из трех групп знаков:

                — первая группа обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла;

                — вторая группа обозначается цифрами, характеризующими класс моторного масла по кинематической вязкости, которую определяют по ГОСТ 33.

                Примечание —Для новых моторных масел при обозначении второй группы знаков, характеризующей класс кинематической вязкости, допускается использовать символы классов в соответствии с зарубежной классификацией (см. примечание к 4.3 и пример 7 в 5.3);

                -третья группа обозначается прописными буквами и указывает на принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения.

                Примечание —Допускается использовать дополнительные буквы и цифры при обозначении третьей группы знаков моторных масел, указывающие на особую область применения.

                4 Классы моторных масел

                4.1 В зависимости от температурных пределов работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

                4.2 Основным эксплуатационным параметром для всех моторных масел является кинематическая вязкость, которую определяют при температурах плюс 100 °С и минус 18 °С.

                В зависимости от величины кинематической вязкости моторные масла подразделяют на классы:

                — к зимним относят масла классов вязкости Зз, 4з, 5з, 6з, 6, 8;

                — к летним относят масла классов вязкости 10, 12, 14, 16,20,24;

                — к всесезонным относят масла, класс вязкости которых обозначают дробью — Зз/8; 4з/6; 4з/8 и т.д. Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменателе — к одному из летних классов. Буква «з» указывает на то, что масло содержит загущающую присадку.

                4.3 Для каждого класса вязкости моторных масел указаны пределы кинематической вязкости при температуре плюс 100 °С. Кинематическую вязкость при температуре минус 18 °С нормируют для зимних и всесезонных моторных масел.

                В таблице 1 приведены классы вязкости моторных масел и значения кинематической вязкости при температурах плюс 100 °С и минус 18 °С.

                Классификация и характеристики моторных масел по ГОСТ

                В соответствии с классификацией Американского института нефти (API) базовые масла подразделяются на пять групп в зависимости от индекса вязкости, содержания насыщенных соединений, серы и технологии производства:

                Группа Содержание, % Индекс вязкости Технология производства
                насыщенных соединений серы
                I <90 >0,03 > 80 и < 120 Традиционная (селективная) очистка
                II >90 <0,03 > 80 и < 120 Гидропереработка
                III >90 <0,03 >120 Жесткая гидропереработка (гидрокрекинг/гидроизомеризация)
                IV Поли-α-олефины Органический синтез
                V Прочие, не включенные в группы I-IV

                Мировое производство базовых масел составляет более 30 млн. т. год, из них

                Классификация масел по ГОСТ 17479.1-85

                Отечественные товарные моторные масла по ГОСТ 17479.1-85 обозначаются буквой М с указанием класса вязкости (по значению при 100°С) и группы в соответствии с эксплуатационными свойствами — буквами А, Б,В,Г,Д и Е с индексом 1 или 2, обозначающим применимость их в карбюраторных (инжекторных) или дизельных двигателях. В зависимости от жесткости (форсированности) работы ДВС масла дифференцируют на группы:

                • А — для нефорсированных двигателей;
                • Б — для малофорсированных двигателей;
                • В — для среднефорсированных двигателей;
                • Г — для высокофорсированных двигателей:
                • Д — для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых условиях;
                • Е — для малооборотных дизелей с лубрикаторной системой смазки.

                Основные характеристики наиболее распространенных марок моторных масел приведены в таблице:

                Марка масла Вязкость, сСт Индекс вязкости, не менее Отношение вязкости Температура, °С
                100°С,
                не более
                50°С,
                не менее
                -40°С,
                не более
                ν50100,
                не более
                ν-2050,
                не более
                застывания,
                не более
                вспышки,
                не менее
                Для карбюраторных двигателей
                М-8 В 8±0,5 90 -25 200
                М-8 Г1 8±0,5 100 -30 210
                М-638/10 Г1 10±0,5 125 -32 210
                М-12 Г1 12±0,5 95 -20 220
                Для дизельных двигателей
                М-8 Г2 8±0,5 90 -25 200
                М-10 Г2 11±0,5 90 -15 205
                М-8 Г2к 8±0,5 95 -30 200
                М-10 Г2к 11±0,5 90 -15 205
                Для авиационных поршневых двигателей
                МС-14 14 6,55 -30 220
                МС-20 20 7,85 -18 270
                МС-22 22 8,75 -14 250
                Для турбореактивных двигателей
                МС-6 6÷6,3 1700 -55 145
                МК-8 8,3 6500 56 -55 140
                МК-8п 8,3 60 -55 135
                МС-8 7,5÷8,5 3500 50 -55 150
                МС-8п 8 4000 -55 150
                Примечание.МС и МК — масло соответственно селективной и кислотной очистки; з — загущенное масло, к — масло с композицией присадок, п — масло с присадкой.

                Отечественные аналоги импортных масел

                В международном масштабе принята классификация моторных масел по:

                • уровню вязкости Американского общества автомобильных инженеров — SAE J300;
                • по уровеню эксплуатационных свойств и области применения — по классификации API.
                • «S» (Service) — для бензиновых двигателей;
                • «С» (Commercial) — для дизельных двигателей;
                • классами обеих категорий обозначают универсальные масла.

                Классы указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например SF, SH, СС, CD или SF/CC, CG/CD, CF-4/SH для универсальных масел.

                Нормативный документ Класс вязкости
                ГОСТ 17479.1-85 33 43 53 63, 73 83, 103, 123 143, 163 203 2/4 33/8 43/6, 43/8 43/10 53/10, 53/12 63/10 63/14, 63/16
                SAE 5W 10W 15W 20W 30W 40W 50W 5W-20 10W-20 10W-30 15W-30 20W-30 20W-40
                Нормативный документ Группа масла
                ГОСТ 17479.1-85 А Б12 В12 Г12 Д12 Е12
                API SB SC/CA SD/CB SE/CC SF/CD SG/CF-4 SH* SJ* SL* CG-4*
                * Современные масла этих классов не имеют отечественных аналогов.

                В странах ЕС принята классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА). Масла для бензиновых двигателей, обладающие энергосберегающими свойствами, классифицируются Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC). Энергосберегающими называются масла, которые дают экономию топлива в 1,5-2,5% и более за счет снижения вязкости (в допустимых пределах) и введения присадок — модификаторов трения. Примерное соответствие наиболее распространенных классификаций приведено в таблице:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: