Нормы зрения для водителей категории в 2018

Водительские права и зрение

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС, перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой ссылке.

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания:
9. Ахроматопсия — код МКБ-10 — Н53.51
10. Слепота обоих глаз — код МКБ-10 — Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «В» или «BE», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1″*, «D1», «С1Е» или «DIE»
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта — допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома

В разделе медицинские комиссии и зрение нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.

Читайте также  Обогрев лобового стекла своими руками

С каким зрением можно получить права?

Зрение для вождения автомобиля

В 2021 году для получения или замены водительского удостоверения следует пройти медицинскую комиссию и получить медицинскую справку.

Медицинская комиссия включает в себя несколько врачей, список которых зависит от категории водительских прав. Однако для любой категории придется пройти офтальмолога (окулиста). Это врач, который проверяет зрение водителя.

И именно проверка у окулиста вызывает страх у многих водителей, т.к. со временем зрение у людей лучше не становится.

В этой статье речь пойдет о том, какие требования предъявляются к зрению водителей:

Сразу же хочу отметить, что все требования к здоровью водителей приведены в следующем нормативном документе:

При желании Вы можете изучить данный документ самостоятельно. Ниже же речь пойдет исключительно об ограничениях, связанных со зрением.

Зрение для прав категории В (ВЕ, В1)

Для водителей легковых автомобилей действуют самые простые ограничения:

12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

Разберемся, как использовать данный пункт на практике:

  1. Измерьте остроту зрения у окулиста. Вы получите 2 цифры (по одной для каждого из глаз).
  2. Выберите из двух цифр большую. Если она равна или больше 0,6, то все в порядке, справка будет выдана. Следующие шаги можно не смотреть.
  3. Если острота зрения «лучшего» глаза 0,5 или меньше, то переходите ко второй цифре. Если вторая цифра 0,2 или больше, то справка будет выдана.
  4. Если же острота зрения «худшего» глаза 0,1 или меньше, то справка выдана не будет.

Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше понимать, в каких случаях справка будет выдана.

Левый глаз 1,0; правый глаз 1,0. Острота зрения лучшего глаза 1,0, она больше 0,6, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,8; правый глаз 0,5. Острота зрения лучшего глаза 0,8, она больше 0,6, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,6; правый глаз отсутствует. Острота зрения лучшего глаза 0,6, она равна 0,6, то есть справка будет выдана. Для категории В отсутствие одного глаза не является причиной для невыдачи справки.

Левый глаз 0,2; правый глаз 0,5. Острота зрения худшего глаза 0,2, она равна 0,2, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,2; правый глаз 0,2. Острота зрения худшего глаза 0,2, она равна 0,2, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,1; правый глаз 0,5. Острота зрения лучшего глаза 0,5, она меньше 0,6. Острота зрения худшего глаза 0,1, она меньше 0,2, то есть справка выдана не будет.

Таким образом, водитель, у которого зрение (0,5; 0,1) или хуже не сможет получить медицинскую справку.

Если же у Вас хотя бы у одного глаза острота зрения 0,6 или больше, либо у двух глаз острота зрения 0,2 или лучше, то справка будет выдана без проблем.

Можно ли с плохим зрением получить права?

Если при очередной проверке выяснилось, что водитель не соответствует требованиям по зрению, то следует воспользоваться устройством для коррекции зрения (очками или линзами). В этом случае водитель проходит проверку зрения в очках или линзах.

Однако следует иметь в виду, что если проходить медицинскую комиссию в очках или линзах, то и водить машину впоследствии придется только в очках или линзах. В правах при этом появится особая отметка GCL.

Примечание. Если в правах есть отметка GCL, а водитель управляет машиной без очков или линз, то на него может быть наложен штраф за отсутствие права управления — 5 000 — 15 000 рублей.

Таким образом, отметка GCL немного усложняет жизнь водителя. Поэтому, если Ваше зрение находится примерно на границе допустимых значений, то сначала попробуйте пройти проверку без очков. Если же это не получится, то достаньте очки и пройдите проверку заново.

Зрение для прав категорий А, М (А1, B1)

Требования для двухколесных транспортных средств похожи на автомобильные, однако есть и важное различие:

1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

Основное различие заключается в том, что особые требования предъявляются к водителю, у которого отсутствует один глаз. У такого водителя острота зрения единственного глаза должна быть 0,8 или больше.

Справку для категории А можно получить в следующих случаях:

  1. 0,6 или больше — на лучшем глазу, если оба глаза видят.
  2. 0,2 или больше — на каждом из двух глаз.
  3. 0,8 или больше, если глаз единственный.

Также для прав категорий А и М допускается применение корректирующих устройств (очков, линз).

Зрение для категорий C, D (Tm, Tb, CE, DE, C1, D1, C1E, D1E)

Для водителей грузового и пассажирского транспорта требования по зрению самые серьезные:

21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).

22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.

Пункт 22 говорит о том, что при отсутствии одного глаза права категорий C и D получить невозможно. То есть первое условие для получение справки — оба глаза.

Получается, что права на грузовой и пассажирский транспорт можно получить при остроте зрения:

  1. 0,8 или больше на лучшем глазу (при наличии двух глаз);
  2. 0,4 или больше на каждом из двух глаз.

Рассмотрим несколько примеров:

Левый глаз 1,0; правый глаз 1,0. Острота зрения лучшего глаза 1,0, она больше 0,8, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,8; правый глаз 0,5. Острота зрения лучшего глаза 0,8, она равна 0,8, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 1; правый глаз отсутствует. При отсутствии глаза справка не будет выдана.

Левый глаз 0,4; правый глаз 0,5. Острота зрения худшего глаза 0,4, она равна 0,4, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,4; правый глаз 0,4. Острота зрения худшего глаза 0,4, она равна 0,4, то есть справка будет выдана.

Левый глаз 0,3; правый глаз 0,7. Острота зрения лучшего глаза 0,7, она меньше 0,8. Острота зрения худшего глаза 0,3, она меньше 0,4, то есть справка выдана не будет.

Внимание! При проверке зрения для управления грузовым и пассажирским транспортом также могут использоваться очки или линзы, однако коррекция должна быть не больше 8 дптр на лучше видящем глазу.

Таблица зрения для разных категорий

Чтобы лучше понимать, с каким зрением можно управлять теми или иными транспортными средствами, предлагаю использовать следующую таблицу:

1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1
1.0 все все все все все все все все все все
0.9 все все все все все все все все все
0.8 все все все все все все все все
0.7 все все все все ABM ABM ABM
0.6 все все все ABM ABM ABM
0.5 все все ABM ABM
0.4 все ABM ABM
0.3 ABM ABM
0.2 ABM
0.1

Если Вы знаете остроту собственного зрения, то на основе таблицы Вы можете определить, на какие транспортные средства может быть получена медсправка. В первом столбце указано зрение на лучшем глазу, а в первой строке — на худшем.

Аналогичная таблица для водителей с одним глазом:

1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1
ABM ABM ABM B B

Как подготовиться к медицинской комиссии по зрению?

Человеческий организм устроен таким образом, что острота зрения зависит в том числе и от усталости глаз. Поэтому если Вы планируете получать справку для замены прав, имеет смысл к этому подготовиться и дать глазам передохнуть. При этом можно использовать следующие советы:

  • Идите к окулисту в начале дня. Ваши глаза отдыхают во время сна, поэтому нужно хорошо выспаться.
  • Не перегружайте глаза в предшествующие дни, откажитесь от просмотра телевизора и сократите время, проведенное за компьютером или мобильным устройством.
  • В идеале пойти на медосмотр сразу же после отпуска, когда за несколько дней глаза успели достаточно отдохнуть и расслабиться.

Водитель получает медицинскую справку всего 1 раз в 10 лет, поэтому имеет смысл немного подготовиться к комиссии и дать глазам отдохнуть.

В заключение хочу отметить, что отказ в выдаче справки на легковой автомобиль по причине плохого зрения, — это довольно редкая ситуация. И даже если это произошло, не расстраивайтесь. Просто повторно пройдите медицинскую комиссию в очках.

Читайте также  Присадки для восстановления компрессии дизельного двигателя

Нормы зрения для водителей категории в 2018

Завели себе железного коня? Тогда вам следует подумать и об очках. Тем, кто хорошо видит и днем, и ночью, достаточно пары солнцезащитных. А если зрение неидеальное, придется выбрать оптику для его коррекции. Ведь длительная и монотонная нагрузка на глаза, к которой относится вождение машины, может нелучшим образом отражаться на состоянии зрительного аппарата, причем иногда это происходит довольно быстро.

Оптика по глазам, но не на глазок.

Надо ли говорить, что «острый глаз» для водителя – первое дело?! Кажется, очевидно! Как бы не так! Поговоришь с офтальмологами, и волосы становятся дыбом. Оказывается, большая часть обращающихся к ним автомобилистов, обладающих отнюдь неидеальным зрением, и не думает о необходимости надевать очки. Подслеповатые водители как-то приспособились, адаптировались и весьма уверенно чувствуют себя за рулем, игнорируя факт наличия у них проблем со зрением. Но эта уверенность обманчивая, и за нее можно дорого расплатиться. Например, такие недуги, как дистрофия сетчатки глаза, поражение зрительного нерва и, конечно же, ошибки рефракции (даже небольшие), могут приводить к ухудшению способности различать расположенные сбоку предметы. К чему может привести нарушение периферического зрения за рулем, всем понятно без лишних слов.

Для водителей также чрезвычайно важна контрастная чувствительность глаз, которая позволяет различать низко контрастные изображения (например, пешеходов в ночное время), правильно определять взаимную скорость всех участников дорожного движения и т. д. Многие испытывают трудности с вождением в сумерки, в туман. Все эти проблемы могут решить правильно подобранные очки или контактные линзы.

Контактные линзы удобнее. Они дают меньше искажений, чем очки (особенно при высоких диоптриях). Поэтому для близоруких людей они предпочтительны. Кроме того, любые очки ограничивают периферическое зрение, поскольку обеспечивают наибольшую коррекцию, лишь когда человек смотрит строго вперед, а не вбок. Еще одно удобство контактных линз – в том, что они всегда находятся в правильном положении, а очки приходится иногда поправлять, что может отвлечь внимание водителя в самый неподходящий момент. И в случае травмы риск поранить глаза у человека с линзами, кстати, тоже ниже, чем у «очкарика».

Однако и у контактных линз есть недостатки. Прежде всего – это более высокая стоимость и более сложный уход (исключение – однодневные линзы, использовать которые повторно нельзя). К тому же при бесконтактной коррекции зрения (с помощью очков) отсутствует взаимодействие линзы с роговицей, что особенно важно для людей с синдромом сухого глаза, у которых ношение линз может вызывать дискомфорт. К тому же контактные линзы нельзя носить во время болезни (в том числе и при банальном насморке), а также при конъюнктивите, кератите. И еще один небольшой, но весомый минус – в ясный погожий денек контактные линзы (даже снабженные УФ-фильтром) все-таки не могут заменить солнцезащитные очки. Дело в том, что линзы могут защитить от вредного воздействия солнечных лучей (в том числе от отраженных и периферических) только внутреннюю часть глаза. При этом глазное яблоко и прилегающая к глазу кожа остаются не защищены. Именно поэтому при ношении контактных линз автомобилистам необходимо пользоваться и солнцезащитными очками.

Если очки, то какие?

Подобранные врачом. Ни в коем случае нельзя делать этот выбор самим. Это – дело офтальмолога, к которому обязательно следует обратиться до получения прав и в ближайшие месяцы после начала вождения. А затем – регулярно, не реже, чем раз в год.

С максимальной коррекцией. В обычной жизни человек с нарушениями зрения может позволить себе не носить очки вовсе или носить более слабые линзы, чем требуется, но в салоне авто нужны такие «окуляры», в которых зрение будет оптимальным.

Хорошо сидящие. У водителя не должно быть необходимости постоянно или время от времени поправлять съезжающие на нос очки – это отвлекает от дороги и ухудшает зрение. Поэтому следует выбирать оправы с качественными носоупорами и подходящие по размеру. Также важен дизайн оправы – дужки должны быть тонкими, чтобы не мешать обзору.

Из прочного материала. Для водителей рекомендованы полимерные линзы (пластик, стеклопластик), так как он более легкий и не бьется (наиболее прочные материалы – поликарбонат и различные комбинированные материалы: трайвекс и др.). Хотя полимерные линзы могут изменять свои свойства со временем, по оптическим свойствам они не уступают линзам из стекла, которые запрещены к использованию водителями. Впрочем, есть исключения: использование специальных технологий позволяет изготавливать стеклянные линзы, которые, разбиваясь при ударе, не рассыпаются на мелкие осколки.

Прозрачные. Любая окрашенная линза будет задерживать больше света. Поэтому в идеале очки должны быть прозрачными. Следует иметь в виду, что по международному стандарту ИСО 14889 линзы для вождения автомобилем со светопропусканием менее 75% в ночное время не разрешены, независимо от их цвета.

Защитники и спасители. Сегодня можно купить очки для водителей со специальными покрытиями, имеющими различные защитные свойства.

Антибликовые покрытия. Такие стекла пропускают больше света и помогают глазам гораздо быстрее восстанавливаться после ослепления фарами других автомобилей. Поэтому в условиях плохой видимости на дороге они могут значительно улучшить качество зрения. Обычно эти покрытия наносят на одну или обе поверхности очковых линз. Однако такие очки нужны только для людей с проблемным зрением. Тем же, кто хорошо видит, нет необходимости носить очковые линзы без диоптрий с антибликовым покрытием, поскольку любая линза снижает светопропускание.

Поляризационные линзы. Эффективно защищают и от слепящего солнца, и от отраженного света. Поляризационные фильтры применяют и на очках с диоптриями, и на обычных, солнцезащитных, которые хороши днем, но категорически неприемлемы для вождения ночью или при плохой освещенности.

Фотохромные очки («хамелеоны»). Отличаются тем, что меняют цвет в зависимости от освещения: на солнце темнеют, а в помещении становятся прозрачными. Использование их за рулем возможно, но надо помнить, что значительная доля ультрафиолета задерживается лобовым стеклом, что снижает солнцезащитную эффективность таких линз.

Очки-«антифары»(с желтыми или желто-оранжевыми линзами, задерживающими синий цвет спектра). Такие очки подойдут и для вождения в ночное время, и при пасмурной погоде, так как увеличивают контрастность «картинки». Но главное, что должны знать водители, садящиеся за руль в сумерки, что для ночного вождения нужна наиболее точная коррекция. Ведь в темноте зрачок расширяется, что приводит к существенному увеличению зрительных помех, и зрение (особенно контрастная чувствительность) становится хуже.

Права категории B: ограничения по зрению

Может ли человек с плохим зрением водить авто? Конечно же, нет, ведь имея зрительные ограничения, водитель может спровоцировать ДТП. Но какое зрение считается плохим? Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует разобраться в критериях, используемых при медицинском осмотре автомобилистов. Ниже мы рассмотрим ограничения по зрению для водителей категории B.

Абсолютные и относительные противопоказания

Существует ряд заболеваний органов зрения, не совместимых с управлением ТС. К ним относятся:

  • катаракта – недуг, при котором происходит помутнение хрусталика;
  • косоглазие паралитического типа;
  • глаукома – болезнь, которая возникает при повышенном внутриглазном давлении;
  • отслоение сетчатки;
  • патологии зрительного нерва.

В зависимости от степени патологии, ограничения могут быть следующими:

  1. Полный запрет на вождение. Выдается временно или бессрочно.
  2. Права с ограничением. В документе присутствует отметка о том, что водителю разрешено управлять ТС в линзах, очках или при использовании других способов коррекции зрения. Все зависит от степени и вида выраженности заболевания.

Права категории B: ограничения по зрениюПри каких показателях зрения можно получить права категории B

Возможность получить водительское удостоверение зависит не только от остроты зрения, но и от целей, которые преследует автомобилист. Например, к профессиональным водителям предъявляются более высокие требования, чем к любителям.

Рассмотрим минимальные показатели, при которых возможно получение прав категории B:

  1. Водители, планирующие использовать авто в личных целях, должны иметь зрение не ниже 0,8. В большинстве случаев показатели для каждого глаза отличаются. Тогда минимальная острота зрения для одного глаза должна составлять 0,6, а для другого – 0,2.
  2. Если гражданин планирует профессионально заниматься вождением, то он должен иметь зрение не менее 0,7. При разных показателях для глаз, острота одного из них должна быть не ниже 0,8, а второго – минимум 0,4.
  3. При отсутствии одного глаза или частичной утрате зрительной функции, острота зрения второго глаза должна составлять минимум 0,8 (без учета коррекции).
  4. Используемые средства коррекции (контактные линзы или очки) не должны превышать по оптической силе показатель в 8 диоптрий.
  5. Разница в преломляющей способности глаза (рефракции) должна составлять менее 8 диоптрий.

Особенности прохождения офтальмологического осмотра

Существует несколько этапов диагностики зрительной системы:

  • тест на восприятие цвета;
  • определение остроты зрения;
  • измерение полей зрения.

Острота зрения определяется по всем знакомой таблице с изображением букв. В первом ряду расположены самые крупные из них. Затем – все мельче и мельче. В ходе проверки кандидат садится на расстоянии пяти метров от таблицы. Закрыв один глаз, он называет указанные врачом буквы. Осмотр будет считаться пройденным, если гражданин сможет назвать все буквы из восьмой строчки. Затем кандидат закрывает второй глаз, и процедура повторяется.

лишение прав

Многие автомобилисты, не обладающие достаточной остротой зрения, идут на хитрость, заучивая несколько рядов таблицы. Поэтому врачи нередко устраивают кандидату проверку на честность, предлагая прочитать правую часть стенда. Здесь расположены не смыкающиеся окружности. Задача водителя – сказать, в какую сторону обращен пробел.

Читайте также  Что будет если смешать масла разных производителей

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Ограничения по зрению для получения водительских прав и управления транспортными средствами в очках и без них

Водитель в очках

Чтобы получить права впервые или заменить их после истечения срока годности, необходимо пройти медкомиссию. Одним из врачей, которого придется посетить, является офтальмолог. Плохое зрение может привести к тому, что к допуску к вождению может быть отказано либо на водителя будут наложены ограничения по вождению. В каких ситуациях это возможно – разберем в данной статье.

В каких случаях необходим осмотр офтальмолога

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» прохождение медицинской комиссии является обязательным:

  • для кандидатов в водители, включая водителей, открывающих в правах новую категорию;
  • при истечении срока действия водительского удостоверения (10 лет);
  • при возврате в/у после лишения;
  • выявления у водителя отклонений в здоровье, включая медицинские противопоказания к вождению.

На основании Приказа Минздрава РФ № 344н одним из специалистов, заключение которого необходимо получить при получении справки по форме 003-В/у, является офтальмолог.

Осмотр офтальмолога при прохождении комиссии

При посещении врача-офтальмолога проверяется не только острота зрения, но и другие показатели, такие как широта периферическое зрение и цветоощущение. Также водитель проверяется на наличие болезней органов зрения, которые не позволят комфортно и безопасно водить машину.

Проверка остроты зрения

Таблица проверки остроты зрения

Таблица Сивцева и Головина

Зрение проверяется двумя способами:

  • проверкой с помощью классических таблиц Сивцева или Головина;
  • диагностикой на автоматическом рефрактометре.

Офтальмологические таблицы знакомы всем с детства. Таблица Сивцева – это несколько рядов букв, чем ниже расположен ряд – тем меньше в нем буквы. В случае, если испытуемый захочет обмануть врача и выучит все буквы, с правой стороны расположена таблица Головина со строками колец Ландольта, в каждом из которых оставлен промежуток. Выучить их расположение намного сложнее.

Проверка осуществляется с расстояния 5 метров. В каждой из таблиц имеется 12 строчек. 10 строчка (3 снизу) соответствует нормальному зрению (V=1). Верхняя строчка равна зрению в 0,1 V.

Если пациент носит очки или линзы, диагностика остроты зрения осуществляется в них.

Исследование остроты зрения с помощью таблиц – субъективный метод диагностики. Объективным методом является проверка с помощью автоматического рефрактометра (компьютерного прибора). Разница между двумя способами обычно незначительна, однако может повлиять на окончательный диагноз и результат диагностики. Также с помощью рефрактометра определяется астигматизм и дальнозоркость, что невозможно или трудноосуществимо при диагностике с помощью таблиц.

Определение наличия дальтонизма

Таблица рабкина

Нарушенное цветоощущение является противопоказанием для вождения, поэтому каждый потенциальный водитель при посещении офтальмолога проходит проверку на дальтонизм. Диагностика проводится с использованием таблиц Рабкина, на которой изображаются геометрические фигуры или цифры. Если пациент не может их различить, значит у него нарушено цветоощущение. В случае легкой формы дальтонизма шанс получить права есть только у непрофессиональных водителей, в случае монохромазии (полной цветовой слепоты) будет вынесен отказ в получении прав любой категории.

Проверка кругозора

Проверка кругозора

При прохождении медкомиссии также проводится периметрия – диагностика ширины кругозора (периферического или бокового зрения). Кругозор должен составлять не менее 20°. Проверка осуществляется с помощью периметра – специального прибора, с помощью которого голова пациента фиксируется в неподвижном положении, взор остается неподвижным. Современные периметры соединяется с компьютером, поэтому проверка ширины кругозора часто именуется компьютерной периметрией. Как правило, снижение периферического угла обзора зрения свидетельствует о серьезном заболевании органов зрения, которое является противопоказанием к вождению.

Другие заболевания глаз

Также приказом Минздрава № 302н установлен перечень болезней органов зрения, которые являются противопоказанием к управлению автотранспортными средствами. В положительном заключении врача-офтальмолога будет отказано при наличии следующих болезней или факторов:

  • центральной скотомы;
  • замены хотя бы одного хрусталика на искусственный;
  • хронических заболеваний оболочек глаз, изменений век, парезов мышц век, хронического слезотечения;
  • паралитического косоглазия;
  • диплопии;
  • осложненной катаракты;
  • спонтанного нистагма;
  • глаукомы;
  • заболеваний сетчатки.

Также в положительном заключении будет отказано, если после рефракционной операции на роговой оболочке (коррекция зрения) прошло менее 3 месяцев.

Нормативы остроты зрения

При определении минимально допустимых значений остроты зрения используются данные, полученные при проведении диагностики с использованием средств коррекции – очков или контактных линз. Если водитель имеет уровень остроты зрения ниже допустимых показателей, и не пользуется корректирующими линзами, он не сможет получить положительное заключение офтальмолога.

Нормативы зрения для водителей

Минимально допустимые показатели зрения различаются для водителей личных категорий транспорта (мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей) и водителей транспорта, который представляет повышенную угрозу для остальных участников дорожного движения – водителей грузовиков, общественного транспорта, а также транспорта оперативных служб (скорая помощь, реанимация, полиция, аварийная служба, военная автоинспекция).

Показатели органов зрения Водители категорий A, B, их подкатегории и M Водители общественного и грузового транспорта, оперативных служб
Минимальная острота зрения 0.5 на одном (0,6 для категории A), 0.2 – на втором глазу 0.8 на одном и не меньше 0.4 – на втором
Максимальный размер астигматизма 3 дптр 3 дптр
Сумма сферы и цилиндра (Sph и Cyl) при астигматизме 8 дптр 8 дптр
Максимальная коррекция 8 дптр 8 дптр
Разница в силе коррекционных линз Не больше 3 дптр Не больше 3 дптр
Отсутствие (нефункциональность) одного глаза Зрение не ниже 0.8 на другом без коррекции. Не допускается

Полная утрата зрительных функций на одном глазу или самого глаза допустима для отдельных категорий вождения, если острота зрения второго составляет не менее 0.8 без использования средств коррекции (очков и линз).

Таблица остроты зрения для допуска к вождению

Таблица остроты зрения

  • A – мотоциклы;
  • A1 – легкие мотоциклы;
  • B – легковые автомобили массой до 3,5 т., а также подкатегории B1 (трициклы и квадрициклы) и BE (легковые автомобили с прицепом), за исключением такси и ТС оперативных средств;
  • M – легкие квадрициклы, мопеды;
  • б.о.(без ограничений) – любые категории вождения.

Как подготовиться и пройти медкомиссию?

Очки для улучшения зрения

Острота человеческого зрения, определяемая с помощью таблицы Сивцева, не является абсолютным показателем. Она зависит не только от освещения, но и от усталости глаз. Чем больше были напряжены глаза в дни перед посещением офтальмолога, тем меньшую остроту зрения покажут измерения. Для людей с хорошим зрением разница может быть практически незаметной, однако для лиц с пограничными показателями она может стать критической.

Поэтому перед тем, как посетить офтальмолога, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • снизить нагрузку на глаза за несколько дней до проверки – избегать работы с компьютером, уменьшить просмотр телевизора, меньше пользоваться мобильным телефоном и т. д.;
  • назначить визит на первую половину дня, желательно утро – во время сна глаза отдыхают, поэтому утром зрение острее, чем вечером;
  • лучше выбрать для прохождения зрения первые дни после отпуска, в котором глаза отдыхают от различных девайсов и работы;
  • желательно избегать волнений и стрессов перед визитом к офтальмологу, так как они могут спровоцировать ухудшение зрения даже у здорового человека;
  • перед входом в кабинет запрещено смотреть на солнечный свет и яркие лампы.

Проверка зрения

Как пройти проверку с плохим зрением?

Первое правило, которое нужно запомнить людям с плохим зрением, пытающимся пройти медкомиссию, это возможность использования средств коррекции во время диагностики. Если вы используете в повседневной жизни очки или контактные линзы – к офтальмологу нужно идти в них.

Если даже в таком случае нет уверенности в успешном прохождении врача – можно использовать ночные ортолинзы. С их помощью можно на непродолжительное время (до двух суток) вернуть зрение на 100 %, поэтому средства коррекции на время диагностики не понадобятся. Разумеется, такой способ по сути является обманом врача, однако в безвыходной ситуации может помочь человеку даже с очень плохим зрением. Однако не забывайте, что очень плохое зрение водителя грозит серьезными последствиями на дороге не только для него самого, но и для окружающих. Поэтому такой способ решения проблемы прохождения врача с этической точки зрения является сомнительным.

Штраф за вождение без средств коррекции при наличии ограничений

В случае, если водитель успешно прошел медицинскую комиссию в очках или в контактных линзах, он может водить ТС исключительно при использовании средств коррекции зрения. Об этом делается особая отметка GCL в правах на оборотной стороне в/у.

Если водитель управляет машиной без средств коррекции зрения, подобные действия приравниваются к вождению автомобиля без прав. В подобном случае к нарушителю применяются положения ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, согласно которым он будет оштрафован на сумму от 5 до 15 тыс. руб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: