Наконечники для чего служат

Неисправность рулевых наконечников

Наконечники рулевых тяг или рулевые наконечники – это шаровые шарниры, передающие усилия от рулевых тяг поворотным кулакам и обеспечивающие поворот управляемых колес. Средний срок службы детали составляет 80–100 тыс. км. Вследствие жестких условий эксплуатации реальный ресурс может быть в 2–3 раза меньше, так что осмотр и диагностику стоит проводить каждые 15 тыс. км.

Неисправность рулевых наконечников приводит к потере курсовой устойчивости автомобиля, автомобиль кидает из стороны в сторону и увеличению свободного хода рулевого колеса. В этой статье расскажем, как проверить наконечники рулевых тяг, об основных симптомах их выхода из строя и о том, как продлить срок службы детали.

Неисправность рулевых наконечников

Почему рулевые наконечники быстро выходят из строя

Наиболее распространенные дефекты рулевых наконечников – прорыв резинового пыльника, износ пластиковой втулки или сферической поверхности пальца, ослабление пружины.

Поврежденный пыльник может стать причиной загрязнения и износа шарнирного соединения

Основные причины преждевременного износа рулевых наконечников при эксплуатации:

  • Агрессивная манера езды – резкие повороты руля и активное маневрирование на неровной дороге.
  • Езда по некачественному покрытию, совмещенный с поворотом наезд на высокие препятствия (бордюры, бревна).
  • Вращение руля на неподвижном авто.
  • Воздействие химически агрессивных соединений.
  • Частые перепады температур.

К повреждению вкладыша иногда приводит неквалифицированная замена детали на СТО. Нарушение целостности пыльника или его смещения из-за разрушения стопорного кольца часто становятся причиной загрязнения и быстрого износа шарнира.

Наибольшие нагрузки на рулевые наконечники приходятся при быстром движении на неровных дорогах с активным маневрированием. При проворачивании колес неподвижного автомобиля нагрузка на элементы рулевой системы возрастет до 1 тонны. При размеренном стиле езды по хорошим дорогам наконечники рулевых тяг ходят до 100 000 км. При сочетании хотя бы трех вышеперечисленных факторов риска симптомы неисправности рулевых наконечников могут проявиться уже спустя 20–30 тыс. км, а в случае механического повреждения чехла-пыльника ещё быстрее.

Признаки неисправности рулевых наконечников

Основные признаки неисправности рулевых наконечников и шаровых опор практически идентичны. Основное отличие состоит в том, что дефекты шаровых опор оказывают влияние одновременно на ходовую и на рулевую систему системы, тогда как наконечники на работе подвески не сказываются.

Типичные симптомы неисправности наконечников рулевых тяг: люфт рулевого колеса, отдача (биение) руля при вхождении в поворот, появление лишних звуков спереди при проезде неровностей. Однако причиной схожих звуков и люфтов могут быть изношенные амортизаторы, ступичные подшипники, сайлентблоки и шаровые опоры. Стуки, отдающие прямо в руль, говорят о необходимости проверки рулевой рейки. Далее мы расскажем, как узнать неисправность рулевых наконечников.

Как проявляется неисправность рулевых наконечников: признаки и причины, смотрите в таблице.

Признак неисправности Причина неисправности Почему возникает Варианты устранения
Вибрация, биение, тяжелое вращение рулевого колеса Отсутствует смазка. Повреждение пыльника, брак детали. Смазать узел специальной густой смазкой.
Нарушена геометрия детали. Механическое повреждение, неправильная установка, брак. Проверить правильность установки, при необходимости заменить.
Увеличение свободного хода руля Сильные продольные и поперечные люфты шарнира. Сильный износ вкладыша, пружины. Замена узла.
Изменение геометрии сферической части пальца.
Глухой частый стук при проезде неровностей и при повороте руля Продольный люфт пальца. Износ, вкладыша и пружины. Восстановление или замена детали.

Как проверить исправность рулевого наконечника

Перед тем как проверить рулевые наконечники, визуально осмотрите пыльники. Обычно для этого достаточно просто повернуть колесо. При образовании трещин и разрывов чехла внутрь попадает вода с грязью и вымывает смазку, что ускоряет износ шарнира. При наличии дефектов чехол-пыльник надо заменить. Для выявления скрытых дефектов наконечников рулевых тяг нужны подъемник или домкрат и подпорки. Удобнее проводить проверку с помощником.

Как определить неисправность рулевых наконечников на подъемнике: видео

Проверка наконечников рулевых тяг проводится в следующем порядке:

  1. Поднять автомобиль на подъемнике или с помощью домкрата, дополнительно зафиксировав на подставках.
  2. Взяться за проверяемое колесо в точках “9 часов” или “3 часа” и покачать на себя, от себя, проверяя наличие люфта.
  3. Взявшись рукой одновременно за наконечник рулевой тяги и поворотный кулак, снова покачать колесо. Если ощутили свободный ход шарнира – деталь неисправна.

Ещё один способ проверки: разместив автомобиль на подъемник или над смотровой ямой, возьмитесь за рулевую тягу ближе к колесу и покачайте её, наблюдая за шарниром. Люфта в данном случае также быть не должно.

Основные неисправности рулевых наконечников, определение своими руками без ямы: видео

Для более детальной проверки рулевого наконечника его иногда лучше снять. Для этого понадобится металлическая щетка, торцевой ключ (или трещотка) с головкой, пассатижи, съемник или молоток. Очистив наконечник от грязи и пыли при помощи щетки, выпрямите фиксирующий гайку шплинт, открутите гайку и извлеките палец наконечника из посадочного места.

Оцените состояние вкладыша, шарнира и пружины. Поводите пальцем шарнира и вдавите в корпус. Если он «ходит» даже от слабых воздействий, вкладыш и пружина сильно изношены.

Когда нужно менять рулевые наконечники

Износ рулевых наконечников может наблюдаться уже спустя 20–30 тыс. км пробега. О необходимости восстановления или замены детали вы можете судить после вышеуказанных проверок. Наконечник и/или тяга идет под замену целиком, если:

Если нарушена резьбовая часть рулевого наконечника дальнейшая эксплуатация невозможна

  • ощущается сильный люфт шарнира;
  • вкладыш шарнира выдавлен или сильно изношен;
  • разрушен корпус детали;
  • нарушена целостность пальца и/или его резьбовой части.

Восстановление рулевых наконечников имеет смысл только в случае нарушения целостности пыльника или разрушения стопорных колец, при незначительном вымывании и загрязнении смазки. Необходимые запчасти входят в ремонтные комплекты рулевых наконечников.

Что будет, если не менять рулевые наконечники

Длительное игнорирование неисправностей рулевых наконечников чревато не только повышенным износом отдельных деталей автомобиля, но и снижением безопасности.

Развалившийся наконечник может стать причиной полной потери управлением автомобиля

Водитель столкнется с такими техническими проблемами:

  • нарушение углов установки колёс;
  • ускоренный и неравномерный износ шин;
  • повышение нагрузки на рулевую рейку и усилитель руля.

Неисправность наконечников рулевых тяг сказывается на комфорте и безопасности езды. Возможные последствия дефектов:

  • нарушение курсовой устойчивости;
  • ухудшение управляемости;
  • полная потеря управления.

Последнее возможно при наихудшем из вариантов: разрушении корпуса шарнира, выпадении пальца наконечника, откручивании гайки, разрушении резьбовой части.

Как продлить жизнь рулевым наконечникам

Зная, от чего ломаются рулевые наконечники, водитель может продлить их жизнь. Вот краткий список рекомендаций, как продлить жизнь наконечникам рулевых тяг:

Специальная смазка и новый пыльник позволяют увеличить срок службы наконечников

Рулевой наконечник: принцип работы, конструкция и диагностика

Наконечники поперечной рулевой тяги: почему от них зависит ваша безопасность

Вышедшие из строя наконечники поперечной рулевой тяги не только снижают комфорт передвижения на автомобиле, но также могут представлять реальную угрозу безопасности. Давайте вместе посмотрим на то, какие сюрпризы может преподнести одна из самых простых конструкций в автомобиле, почему при выявлении неисправности ее ремонт лучше доверить профессионалам, как определить поломку, и стоит ли сразу менять рулевой наконечник при первых признаках повреждения?

Если утрировать, то можно сказать, что по крайней мере одна ось автомобиля должна быть управляемой, чтобы машина могла менять направление, то есть рулиться. А поскольку колеса автомобиля к тому же еще и пружинят, передача усилия на рулевой механизм является не совсем простой задачей, одним из важнейших звеньев для решения которой стал такой элемент, как наконечник рулевой тяги:

Без этого небольшого, но важного элемента тяги ничего работать не будет

Для чего нужен наконечник рулевой тяги?

Когда водитель с комфортом поворачивает руль, он управляет рулевым механизмом, который преобразует это вращательное движение в линейное, поворачивая передние колеса в нужном направлении. Проблема заключается в том, что рулевой механизм надежно соединен с кузовом, но колеса упруго подвешены и пружинят на неровностях, слегка смещаясь не только вверх и вниз, но вперед и назад в зависимости от конструкции шасси. Так как же имеющие возможность двигаться в трех направлениях пространства колеса стабильно и точно соединяются с рулевым механизмом?

Ответ на вопрос дает человеческое тело, в частности тазобедренный и плечевой суставы. Они работают как шаровой тип шарнира, состоящий из сферической части и его полукруглого гнезда, между костными образованиями которых находится небольшое количество так называемой синовиальной жидкости, выполняющей роль смазки, снижающей трение.

Из природы гениальный элемент биомеханики был позаимствован инженерами

Точно по такому же инженерному принципу построен и наконечник рулевой тяги, который состоит из металлического стержня с нарезанной на нем резьбой и шарнира с другой стороны. Элемент располагается на звене между рулевым механизмом, рулевой тягой и поворотным кулаком колеса:

Читайте также  Летняя резина китайского производства

Это обеспечивает постоянное расстояние между направляющей частью рулевого механизма и рычагом рулевого управления поворотной оси и, следовательно, точное соблюдение колейности.

Обязательно исполнение условия: свобода передвижения наконечника поперечной рулевой тяги.

Вот как схематически выглядит реечный рулевой механизм:

Руль (1); Рулевой вал (2); Рейка и шестерня рулевого вала (3); Рулевая тяга (4); Ступица или поворотный кулак (5)

В зависимости от конструкции рулевая тяга может иметь рулевые наконечники с обоих ее концов либо резьбовое окончание с одной стороны и рулевой наконечник с другой

Цитата (подробнее здесь: Что такое реечное рулевое управление – простыми словами https://1gai.ru/publ/521525-chto-takoe-reechnoe-rulevoe-upravlenie-prostymi-slovami.html):

«Это простая, но эффективная система, которая не имеет недостатков, присущих винтореечному типу привода передних колес. В свою очередь, винтореечный тип обычно добавляет больше веса автомобилю, требует больших усилий при управлении автомобилем и зачастую обладает «мертвой зоной» в центральной части. В наши дни последний тип рулевого управления обычно используется на более громоздких и менее быстрых транспортных средствах – грузовиках и автобусах».

Наконечник рулевой тяги в разрезе:

Шаровой палец (1); Грязезащитный колпачок (2); Корпус шарнира (3); Вкладыш (4); Пружина (5); Заглушка (6)

Из-за чего изнашивается наконечник рулевой тяги?

Не поворачивайте колеса, когда автомобиль стоит!

В прошлом, когда не у каждого автомобиля была система гидравлического усиления руля, ни у кого из водителей не возникало даже желания поворачивать колеса в тот момент, когда автомобиль стоит. Во-первых, это очень непросто. А во-вторых, руль приходится проворачивать с таким усилием, что кажется, какой-то элемент рулевого вот-вот сломается.

Но теперь все изменилось, ГУРы и электроусилители есть и на Ладах, и на старых Опелях, Мерседесах и других авто поколения 90-х и даже 80-х. Благодаря сервоприводам достаточно усилия мизинца, чтобы провернуть колеса, и в этом самая большая проблема для наконечников рулевых тяг ! В эти мгновения их шарнирам приходится ой как нелегко!

Запомните, что разрушительные силы в современных автомобилях при таких стоячих маневрах даже выше, чем раньше, поскольку автомобили стали тяжелее, а шины шире.

При этом возникают усилия, соответствующие весу до 1 тонны (!) при каждом движении рулевого механизма. В таких обстоятельствах почти чудо, что относительно небольшое звено вроде конечного шарнира выдерживает подобные перегрузки. Но все равно, примерно через 100.000 км пробега шарниры лучше проверить – возможно, один из них уже вышел из строя и необходима замена.

Совет

Вспомните то, чему учили вас в автошколе: вращаем руль, только когда автомобиль движется.

Проверяйте пыльники на наконечниках тяг!

Второй, а на отечественных автомобилях и первый смертельный враг наконечников рулевого – порванные пыльники. Грязезащитные колпачки для того и созданы, чтобы защищать от грязи, воды, песка и реагента. Как только он рвется, разгерметизируется из-за износа внутри, начинает быстро прогрессировать коррозия, усиливающаяся повышенным износом из-за абразивного эффекта песка и грязи. Смазка вымывается водой, и очень скоро вы не узнаете свой автомобиль на дороге.

Удар, еще удар и неровности

Наконечник, а в особо сложных случаях и рулевую тягу можно уничтожить, наехав на препятствие. Камень на дороге, бревно или яма – неважно, исход может быть один – погнутая тяга или вышедший из строя ее наконечник.

Эксперт «Техсервис СПА» Даниил Севастьянов советует проводить диагностику чаще:

Как самостоятельно выявить поломки конца рулевой тяги

Для этого нужно внимательно присмотреться к автомобилю, отмечая его нестандартное поведение. В первую очередь обратить внимание на то, что:

— автомобиль может непредсказуемо вести себя в полосе движения (заметны рысканья, увод в сторону)

— заметен повышенный износ шин (даже с выставленным в норму сход/развалом)

— появляется люфт рулевого колеса

— руль сложнее вращать

— возможно появление вибрации на рулевом колесе

Эти симптомы параллельно могут сопровождаться шумовыми эффектами:

— слышен негромкий частый стук при езде по мелким неровностям дороги или при преодолении «лежачего полицейского»

— аналогичный стук может быть слышен при повороте колес (с одной или с обеих сторон)

Важно!

На самом деле все вышеописанные симптомы могут проявляться и при других неисправностях рулевого управления и подвески. Но это не говорит о том, что при их выявлении вы не должны отправиться в автосервис на диагностику.

Самостоятельная диагностика неисправности наконечника рулевой тяги

Чтобы убедиться, что проблема именно в вышеназванной детали, можно воспользоваться «дедовским», проверенным способом. Для этого нужна смотровая яма и ваша машина.

1. Заезжаем на смотровую яму

2. Беремся рукой за тягу близко к наконечнику. Начинаем раскачивать шарнир вверх-вниз. Небольшое «подпружиненное» сопротивление – это норма, пружина отрабатывает. А вот значительный люфт – плохой признак. Его быть не должно, также как и зазоров в наконечнике.

3. При попытке провернуть тягу вокруг оси, если она идет за вашим кулаком легко, скорее всего, наконечник уже «закончился». Точно пора ехать в мастерскую.

Почему лучше не менять наконечник своими силами?

Пример самостоятельной замены рулевого наконечника. Видео взято с YouTube-канала «Sergey Dubkovskiy»

Наконечники рулевой тяги являются частью рулевого управления, и, по нашему мнению, с ним должен работать только обученный персонал. Любая ошибка при разборке/сборке с вашей стороны может в дальнейшем привести к ДТП!

Проблемы могут начаться уже во время снятия прикипевшего болта или гайки. Нередко ржавую гайку невозможно стронуть даже ключом с большим рычагом. В этом случае помогает только хорошее средство для удаления ржавчины, многократное распыление и терпение.

Ни при каких обстоятельствах резьба не может подвергаться механической термической обработке сварочной горелкой – она становится хрупкой и в процессе эксплуатации может сорваться!

Второе: замена тяг должна производиться попарно, с обеих сторон !

Следующая опасность скрывается в применении ударных инструментов. Нельзя пытаться сбить палец наконечника тяги! Рулевой механизм, несмотря на то что он сделан из стали, – вещь деликатная. Из-за ударов могут овализироваться посадочные места, крепление с этого момента не будет надежным. Для этой деликатной процедуры используется съемник для выпрессовки пальца наконечника из рычага.

Поэтому необходимо использование только специальных съемников.

К другим подводным камням относится установка. Конический штифт, а также его посадочное место в рычаге рулевого управления должны быть чистыми и без смазки.

Резьба не должна быть замятой.

Очень важно: после работ всегда требуется выставление соосности колес. Это единственный способ обеспечить соблюдение заданных значений, необходимых для оптимальной управляемости и износа шин.

И наконец выбирайте оригинальные каталожные запчасти, которые по номеру подходят именно для вашей модели автомобиля. Конструкций тяг и наконечников много, можно легко ошибиться, приобретая запчасть «на глаз».

Цены на работу составляют порядка 1000-1.500 рублей:

Наконечник рулевой тяги: описание, предназначение, неисправности, фото ,видео

Одной из самых главных составляющих безопасного движения, является исправность рулевого механизма. Этот механизм автомобиля состоит из различных элементов, работоспособность и износ которых влияют на комфорт и безопасность, как водителя, так и его пассажиров.

Следовательно, сильный износ деталей не только нежелателен, а совершенно недопустим. Одной из составляющих механизма рулевого управления является наконечник рулевой тяги, которому посвящена данная статья. Ниже разберемся в причинах и признаках износа, произведем осмотр детали и последовательность действий при ее замене.

Диагностика позволяет определить когда необходимо менять наконечники.

Рулевой наконечник — это элемент рулевого управления в автомобиле обеспечивающий подвижность и поворот колес на нужный угол. В его принцип заложено шаровое соединение. На одной стороне наконечник прикреплен к рулевой тяге, а на другой соединен с поворотным кулаком. Основные «враги» рулевого наконечника является влага, грязь и плохие дороги.

Предназначение и конструктивные особенности

Данная деталь выполняет важнейшую функцию – передачу двигательного усилия в цепочке «рулевая колонка-управляемые колеса» между деталями с изменяемым углом соприкосновения. Поэтому наконечник рулевой тяги выполняется в виде шарнирного элемента, имея в конструкции подвижные части. Зависимо от типа и особенностей автомобильной системы управления, в одной машине встречается от четырех до шести наконечников.

Рулевые наконечники в подавляющем большинстве автомобилей отличаются предельной простотой, что обеспечивает высокий уровень их надежности. В целом, данная деталь состоит из восьми основных частей, это:

  • корпус, в который встроена полуось;
  • шаровый палец, на котором нарезана резьба;
  • вкладыш, чаще всего из тефлона, предназначенный для фиксации и ограничения перемещения шарового пальца;
  • крышка, которой закрывается корпус устройства, что предотвращает попадание внутрь мусора, способного повредить наконечник;
  • чехол из неопрена, который защищает механизм от посторонних предметов со стороны пальца;
  • кольцо, с помощью которого чехол фиксируется на пальце;
  • пружина, которой чехол крепится к корпусу;
  • гайка для пальца.
Читайте также  Правила на категорию а

Практически все рулевые наконечники имеют одинаковую конструкцию, различаясь преимущественно размерами и материалами, из которых изготавливаются их детали.

ЧТО ПОНАБИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

  • домкрат;
  • набор ключей;
  • съемник для выпрессовки пальца наконечника из рычага, если такого нет, сгодится и молоток с монтировкой, но поменять будет куда сложнее;
  • штангенциркуль;
  • медная смазка и WD-40.

Симптомы неисправностей

Если не обращать внимания на износ наконечников рулевых тяг, то шаровой палец разболтается и выскочит из гнезда на первом приличном ухабе. Чем это чревато, долго пояснять не нужно: колесо станет неуправляемым, а водитель потеряет контроль над машиной. Как определить, что с шарнирами возникли проблемы и требуется проверка ходовой части авто:

  • первый признак – глухой частый стук при езде по мелким ухабам, особенно в поворотах;
  • как правило, посторонние звуки доносятся с одной стороны, но случается и одновременный износ двух наконечников;
  • увеличивается свободный ход рулевого колеса;
  • преодолевая поворот на неровной дороге, можно ощутить постукивание на руле;
  • на последней стадии износа наконечников автомобиль приходится буквально «ловить» на дороге, поскольку из-за люфта шаровых пальцев колеса могут отклоняться на 2–3° от прямой.

Примечание. К сожалению, подобные признаки наблюдаются не только в результате неполадок рулевой рейки, но и в результате износа подшипника поворотной сошки и маятника. Точный результат покажет проверка, выполняемая сотрудниками автосервиса или самостоятельно в гаражных условиях.

Если вы обнаружили на собственном автомобиле один из перечисленных симптомов, не следует тянуть с диагностикой. Особенно если наконечники отслужили более 40 тыс. км пробега. Для выполнения проверки потребуется смотровая канава, вывешивание автомобиля на домкрате не даст возможности раскачивать тягу в нужном направлении.

Чтобы самостоятельно проверить рулевые наконечники, воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  1. Загоните машину ровно по центру смотровой ямы, чтобы свободно дотягиваться до шарниров. Если канава слишком узкая, автомобиль придется дважды переставлять со смещением в разные стороны.
  2. Подоприте задние колеса противооткатными средствами.
  3. Возьмитесь рукой за тягу максимально близко к наконечнику. Раскачивайте шарнир по направлению вверх-вниз, дабы ощутить люфт.
  4. Небольшое упругое сопротивление указывает на работу пружины и отсутствие критических зазоров. Значительный люфт чувствуется сразу.
  5. Поверните тягу несколько раз вокруг собственной оси. Если она подается легко, буквально болтается на шаровом пальце, наконечник следует заменить.

Совет. Раскачивая тягу, не перепутайте люфт шарнира со свободным ходом рулевой рейки или разбитым подшипником маятника.

Для проверки целостности пыльников смотровая яма не нужна. Достаточно вывернуть колесо и приподнять машину домкратом. Дырка в резиновом чехле обнаруживается благодаря густой смазке, которая выдавливается изнутри через порыв.

Замена рулевого наконечника тоже не составляет большой проблемы, из специальных приспособлений понадобится только съемник для выталкивания шарового пальца из проушины поворотного кулака. Учтите важный нюанс: после замены тяги обязательно корректируются углы развала – схождения колес. Своими руками регулировку вам не выполнить, так что придется посетить автосервис.

ЗАМЕНА ПЫЛЬНИКА РУЛЕВОГО НАКОНЕЧНИКА

Часто случается так, что сами рулевые наконечники находятся в исправном состоянии, но при визуальном осмотре выявлен разрыв пыльника. Если оставить его в таком состоянии, то в скором времени он придет в негодность и его придется менять.

Последовательность работ при замене пыльника рулевого наконечника такая же, как и при полной, с той лишь разницей, что после его выпрессовки из поворотного кулака стойки, нужно снять кольцо фиксирующее пыльник и поменять поврежденный на новый.

Перед этим рекомендуется удалить остатки старой смазки, а новый пыльник набить литолом. Важно не переусердствовать когда делаете это, иначе новый пыльник может порваться от излишков смазки.

Кабельные наконечники и их использование, обжим наконечников

Использование кабельных наконечников и гильз существенно повышает эффективность работы монтажника и облегчает сам процесс выполнения кабельных соединений. Кабельные наконечники и гильзы служат для оконцовки кабелей и проводов, с целью их надежной фиксации между собой, а также в винтовых и пружинных зажимах.

Алюминиевые, алюмо-медные и медные наконечники и гильзы позволяют создавать безопасные и надежные соединения источников электроэнергии с потребителями, а также соединять между собой электроустановки.

Наконечники универсальны, и на сегодняшний день промышленностью выпускается широчайший их ассортимент, из которого каждый монтажник может выбрать оптимальный вариант нужного типа для решения своих задач, для выполнения тех или иных электромонтажных работ.

Кабельные наконечники и их использование, обжим наконечников

При производстве кабели и наконечники маркируют, поэтому монтажнику легко подобрать наконечник под правильное сечение. Когда размеры подобраны максимально правильно, соединение будет максимально надежным и эффективным. Важно чтобы поверхность монтажа была чистой, тогда и контакт получится наилучшим, и контактное давление поспособствует этому.

Есть наконечники различных типов, для использования с кабелями разного сечения и назначения, для присоединения к зажимам любых конструкций и модификаций.

Между тем, наиболее популярными являются следующие типы наконечников: трубчатые алюминиевые, медные и стальные, термоусаживаемые, втулочные неизолированные и изолированные, изолированные и неизолированные кольцевые, вилочные и штыревые, двойные трубчатые и угловые, а также наконечники с зажимными болтами.

Наконечники под опрессовку обеспечивают наиболее оперативный монтаж, стоит лишь выбрать наконечник под нужное сечение, надеть наконечник на провод, и обжать его при помощи специального инструмента.

Медные наконечники

Для работы с медными жилами применяют наконечники медные, изготовленные из цельнотянутых медных трубок. С одной стороны наконечника расположена прижимная часть — контактная лопатка сплющенной формы с отверстием в ней. С другой стороны — трубчатое отверстие под провод.

Область применения таких наконечников — монтаж электроприборов, выполнение заземления, подключение вводно-распределительных устройств в ЖКХ. Применяют данные наконечники и в промышленности, где при помощи них подключают самое разнообразное оборудование. Медные наконечники бывают лужеными и не лужеными. Луженые защищены от окисления дополнительным оловянным покрытием.

Алюминиевые наконечники

Для монтажа жил алюминиевых применяют наконечники алюминиевые, которые, как и медные, изготовлены из цельнотянутых труб. С одной стороны наконечник имеет контактную лопатку (сплющенная часть трубки) с отверстием, с хвостовой стороны — трубчатое отверстие под провод. Алюминиевые жилы присоединяют к наконечнику путем опрессовки специальным инструментом. Предварительно алюминиевый наконечник смазывают кварце-вазелиновой смазкой, дабы предотвратить окисление.

Алюмо-медные наконечники

Наиболее часто распределительные устройства имеют именно медные шины, поэтому существуют наконечники алюмо-медные, контактная лопатка у которых изготовлена из меди, а посадочная трубка — из алюминия. Такие наконечники изготавливают при помощи фрикционной диффузии (сварка трением) или методом холодного газодинамического напыления, когда контактная лопатка алюминиевая, но имеет медное напыление сверху для обеспечения устойчивого контакта.

Болтовые наконечники

Если традиционные трубчатые наконечники опрессовываются специальным инструментом или присоединяются путем пайки, то болтовые наконечники фиксируются при помощи зажимного болта. Зажимной болт является частью наконечника, и опрессовка инструментом не требуется.

Достаточно зафиксировать жилу в наконечнике болтом до упора, по завершении затяжки болта его головка сорвется. Так будет достигнуто надежное соединение провода с наконечником, и фиксация станет необратимой. Затяжка осуществляется гаечным ключом, а сечение присоединяемого провода может быть значительно меньше максимально возможного для трубчатой части наконечника — в этом достоинство болтовых наконечников.

Инструменты для обжима

Инструменты для обжима наконечников

Чтобы создать надежное электрическое соединение без пайки, применяют обжимные клещи (кримпер). С их помощью можно присоединить как наконечник так и гильзу к алюминиевому или медному кабелю, что часто и требуется при выполнении разводки, при монтаже электрооборудования, при выполнении заземления и т. д.

В зависимости от размера наконечника и сложности работ, для обжима применяют различные виды клещей. Есть ручные пресс-клещи, для монтажа слаботочных систем с сечением кабелей от 0,25 до 16 кв.мм.

На больших производствах, например при монтаже подстанций, или когда речь идет о монтаже сильноточных систем, скажем силовых проводов для питания от автомобильного аккумулятора, провода удобнее обжимать гидропрессом, для которого сечение до 120-240 кв.мм совсем не станет проблемой.

Очевидно, если применяется наконечник болтовой, то достаточно гаечного ключа. Таким образом, в каждом конкретном случае инструмент для обжима применяется свой.

Кримпер

Если необходимо обжимать клеммы с цветными манжетами, для многожильных проводов, то для этих целей есть специальные кримперы с цветовой маркировкой.

Опрессовка (обжим) выполняется различными способами: местного вдавливания, сплошного обжатия или обжатия комбинированного. Жила вводится в хвостовую трубчатую часть наконечника или в гильзу, после чего сжимается пуансоном в матрице. Большое давление, возникающее в процессе сдавливания создает хороший контакт и надежное электрическое соединение жилы с наконечником.

Читайте также  Ст 12 закона об осаго

Опрессовка кабельных наконечников

Когда зубья пуансона вдавливаются в одном или в нескольких местах наконечника, в местах наибольшего давления получается наилучший контакт. Такая опрессовка называется опрессовкой способом местного вдавливания.

Опрессовка

Если большое давление создается по всей длине захваченной части наконечника, обжатие называется сплошным. При сплошном обжатии достигается полный электрический контакт по всей длине обжатой части провода.

Обжатие для создание контакта

Для улучшения контакта между трубчатой частью наконечника и жилой, применяют обжатие комбинированное. При комбинированном обжатии еще более улучшается электрический контакт, поскольку здесь в условиях сплошного обжатия создается дополнительное давление в месте вдавливания зуба.

Кабельный наконечник

Во всех трех случаях контакт получается достаточно высокого качества, если область применения определена монтажником правильно, если правильно подобран инструмент, если выбран подходящий наконечник, если поверхности очищены и опрессовка произведена правильно.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Наконечники для проводов и кабелей – виды, сферы использования, преимущества

Как выбрать наконечник для провода?

Опрессовка проводов наконечниками в последнее время пользуется все большей популярностью. Ведь этот простой и быстрый способ позволяет создать качественные соединения как для силовых, так и для низковольтных сетей.

А как известно, в любых электрических системах именно качественное соединение обеспечивает практически 90% надежности. Поэтому, в нашей статье мы решили разобрать существующие виды наконечников для опрессовки, их достоинства и недостатки, и, конечно, сферу применения.

Виды наконечников для опрессовки

Наконечники проводов условно можно разделить на два основных вида – это наконечники для подключения, и наконечники для соединения проводов между собой. Первые применяются для создания качественного контакта во время подключения провода или кабеля к каким-либо клеммникам, назначение вторых понятно из названия.

Наконечники для подключения

Для подключения к клеммникам следует использовать наконечники, которые обеспечивают надежность подключения, позволяют выполнить подключение к другому клеммнику, виду которого они и должны соответствовать.

На данный момент существует не такое уж большее разнообразие наконечников:

Кольцевые наконечники

Наконечники типа «крюк»

Наконечник вилочного типа

Штифтовый наконечник

Наконечник круглая игла

Втулочный наконечник

Они используются практически со всеми видами клемм. Особенно популярны они стали в последнее время, когда их активно начали применять для защиты многожильных проводов от перелома части жил, во время зажима в винтовой клемме.

Наконечники для кабеля

Наконечники для кабеля с 90⁰ изгибом

Наконечники для соединения проводов

Для подключения проводов между собой используют специальные гильзы и наконечники. Их так же можно разделить на два подвида.

В одном из них соединение производится непосредственно в изделии. Во втором случае, производится оконцевание двух проводов разными наконечниками, а затем уже концы соединяются. Давайте рассмотрим все эти варианты более детально.

Гильзы для опрессовки

  • Начнем наш разговор с наконечников и гильз, которые позволяют соединить провод между собой посредством опрессовки в одном изделии. В первую очередь, это гильзы. Они представляют собой трубчатые изделия, в которые с разных сторон вставляется провод соответствующего сечения. Затем гильза обжимается, и получается цельное и достаточно качественное соединение.

Гильза для опрессовки медных и алюминиевых проводов разного сечения

  • Для соединения между собой алюминиевого и медного провода, существуют специальные гильзы. Их особенность состоит в том, что они выполнены из латуни – материала нейтрального в плане электролиза для проводов.
  • Так же для соединения проводов между собой используются специальные круглые, или как их еще называют, втулочные наконечники. От обычного втулочного наконечника их отличает не только цена, но и форма. У данных наконечников изолированная часть имеет не округлую, а трапециевидную или прямоугольную форму, что позволяет качественно подвести к месту соединения сразу два провода.

На фото плоский наконечник «мама»

Плоский наконечник «папа»

  • В автомобилестроении, при создании акустических систем и в других низковольтных сетях достаточно часто используются два наконечника для соединения проводов между собой. Их принято называть коннекторами.
  • Первый тип — это так называемые плоские коннекторы. Они бывают двух видов – «папа» и «мама». «Папа» очень похож по своей структуре на наконечник типа плоская игла, из-за чего их часто путают. «Мама» представляет собой плоскую поверхность со специальными зажимными пластинами. «Папа» вставляется в коннектор «мама», и обеспечивается достаточно качественный контакт.

Обратите внимание! Существуют наконечники, которые имеют одновременно контакт и «мама» и «папа». Такие коннекторы предназначены для соединения трех проводов, но могут использоваться и для соединения двух проводов. В этом случае, лишний контакт либо обламывается, либо просто остается незадействованным.

Круглый наконечник «папа»

  • Так же применяется круглый наконечник под провод. Их принцип устройства очень похож с описанным выше видом, только в этом случае «папа» — это круглый наконечник, а «мама» — это специальное отверстие с зажимами для «папы».

Особенности различных видов наконечников

Мы рассмотрели основные виды наконечников для проводов, но существуют еще и различные подвиды. Они зависят от конструкции, дополнительных атрибутов и некоторых других аспектов, которые применяют производители для вашего удобства. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

Разрезной кольцевой наконечник

  • Прежде всего, это тип соединения провода с наконечником. Он может быть сплошной, а может быть разрезной. Что это значит? Разрезной тип наконечника обозначает, что место крепления провода к коннектору состоит из двух частей, которые можно качественно обжать даже обычными пассатижами. Для сплошного соединения лучше применять кримпер.
  • Следующими возможными отличиями является наличие изоляции. Тут возможны два варианта. В первом случае, для провода наконечник имеет изоляцию только в месте соединения провода с коннектором. В этой ситуации, перед обжимкой изоляцию следует снять, а затем натянуть на место соединения.

Полностью изолированный плоский наконечник

  • Вторым возможным вариантом является полная изоляция наконечника. В первую очередь, такой способ применяется для коннекторов, предназначенных для соединения двух проводов. Эта изоляция может быть съемная или сплошная. Тут выбор зависит от ваших предпочтений — преимущества и недостатки очевидны.
  • Для кабельных наконечников даже существуют изделия с изоляцией места обжима. Но применять такие наконечники можно лишь для сетей напряжением до 1000В. Для кабелей более высоких классов, использовать в качестве основной такую изоляцию недопустимо.

Обжим наконечников

Ну и напоследок давайте уделим несколько слов процессу обжима проводов. Дело это не такое уж сложное — но есть нюансы, на которые стоит обратить ваше внимание.

Клещи для обжима проводов

  • Итак, у нас есть набор наконечников для проводов, или просто наконечники требуемого сечения. Почему так важно чтобы сечение именно совпадало, ведь можно обжать наконечник и большего диаметра? Дело в том, что в этом случае в гильзе или наконечнике образуются пустоты. Их конечно можно заполнить обрезками провода, но качество такого соединения падает.

Обратите внимание! Использовать гильзы или наконечники меньшего диаметра так же не допускается. Ведь в этом случае вам необходимо будет уменьшить сечение провода, что приведет к снижению его электропроводности и соответственно повышенному нагреву. Дальше, думаем, объяснять не надо.

  • Поэтому, используем гильзу или наконечник только требуемого сечения. Его одеваем на провод таким образом, дабы он был вровень или немного выступал из обжимной части. Изоляция провода должна быть снята до самой обжимной части. Не допускается, чтобы провод имел изоляцию в месте обжима.

Крайне важно соответствие сечения провода и наконечника

  • После этого, при помощи специального инструмента: обжимных клещей или кримпера, производим обжим. Кримперы могут быть нескольких видов. Одни имеют несъёмные головки с четко определенным сечением обжимаемых проводов. А могут иметь съемные головки, которые меняются в зависимости от сечения обжимаемых проводов. Думаем, понятно, что головка должна соответствовать обжимаемому сечению провода.
  • Обжим наконечников выполняется обычно с одной стороны, гильзы обжимаются двумя сжимами с противоположных концов. Причем, сжимы должны выполняться противонаправленными, как на видео, то есть делаем один сжим, затем разворачиваем гильзу на 180⁰ и делаем второй сжим.

Обратите внимание! При использовании гильз не допускается их разрезание пополам в целях экономии, или еще из каких-либо побуждений. Ведь такие половинки не способны обеспечить достаточно качественный контакт и сжим провода. Да и работать с такими «коротышами» не очень удобно.

Стадии обжима гильз

  • Наконечники медные для проводов используются только для медных проводов. Если вы работаете с алюминиевыми проводами, то для них лучше применять латунные наконечники, так как контактная часть силовых автоматов, клеммников и других коммутационных устройств обычно имеют медные вывода.

Вывод

Опрессовка наконечниками проводов является одним из наиболее простых и быстрых способов соединения. Причем, что немаловажно, он разрешен нормами ПУЭ. Главное здесь правильно подобрать наконечники — в соответствии с вашими условиями, предпочтениями, типом провода и его сечением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: