Нагрузочная вилка для аккумулятора как пользоваться

Нагрузочная вилка для аккумулятора — порядок использования

В процессе использования аккумулятора может потребоваться его диагностика. Одного замера напряжения будет недостаточно, так как он не дает полной информации о состоянии АКБ. Для комплексной оценки надо знать, как батарея функционирует под нагрузкой. Для этого предназначено специальный аппарат – нагрузочная вилка, в которую входит вольтметр и заранее установленное сопротивление.

Нагрузочная вилка для аккумулятора

Нагрузочная вилка позволяет определить точный заряд аккумулятора.

Что представляет собой устройство

Тестер предназначен для точного замера заряда АКБ. Узнать данный параметр можно как под сопротивлением, так и при разъединенной цепи. Устройство продается в любом магазине электроники. Работает вилка по принципу имитации нагрузки батареи во время старта двигателя. То есть аккумулятор выдает ток для запуска стартера автомобиля. Если при полном заряде батареи двигатель не запускается – причину покажет именно нагрузочная вилка.

Принцип функционирования тестера

Существует несколько видов тестеров, различающихся по устройству и дополнительным опциям. Однако у каждого аппарата есть одинаковые элементы:

  • цифровой стрелочный или вольтметр;
  • спиральный резистор с нагрузкой;
  • щупы;
  • клемма заземления типа крокодил.

Стандартные модели тестеров для АКБ оснащены аналоговым вольтметром, который отображает информацию о заряде стрелкой на циферблате. Современные устройства оснащены электронным измерителем – они быстрее считывают необходимые данные и выводят более точные данные.

По параметрам и функциональным возможностям нагрузочные вилки различаются:

  • спектром измерения;
  • силой принимаемого тока;
  • рабочей температурой;
  • назначением.

Замерять данные о состоянии аккумулятора нужно только при полном заряде. Для начала вычисляется сопротивление разомкнутой цепи. Если параметры соответствуют 12,6 В и выше, значит, требуется тестирование под нагрузкой. Вышедшие из строя АКБ хоть и показывают полную емкость, но неспособны принимать чрезмерную нагрузку от вилки. Например, если объем АКБ 120 Ач, то нагрузка должна составлять 240 Ач.

Уровень заряда можно понять по следующим характеристикам во время тестирования:

  • 12,7 Вольт и более – полный заряд;
  • 12,6 В – достаточный заряд;
  • 12,5 В – низкий заряд;
  • ниже 12,5 В – требуется подзарядка.

Если в процессе теста показатели ниже 9 В, значит, аккумулятор неисправен и требует восстановления.

Заряженность аккумулятора

Таблица для определения процента заряженности АКБ.

Разновидности вилок

При покупке нагрузочной вилки нужно знать ее виды. Стандартные модели имеют стрелочный измерительный прибор. Они считаются самыми простыми и надежными в работе. Советские устройства состоят из вольтметра, сопротивления, выключателя нагрузки, зажимов и проводов.

Более продвинутые аппараты оснащены цифровым дисплеем, на котором точно показывается результат тестирования. Они также используются для определения степени заряженности и исправности тяговых и автомобильных АКБ с сопротивлением 24 вольта, а также батарей с номинальным напряжением 12 В.

Как пользоваться тестером

Подготовка

Перед замерами необходимо подготовить АКБ к тестированию, выполнив следующие действия:

  1. Отсоедините и отключите аккумулятор. При этом нужно соблюдать правильную последовательность снятия зажимов. Сначала надо ослабить затяжку минусовой клеммы, убрать ее и зафиксировать в снятом положении. Только после этого можно снимать плюс.
  2. До тестирования батарея должна быть в простое 5-7 часов. Желательно проводить измерения утром, когда автомобиль стоял целую ночь.
  3. Температура должна быть в диапазоне от 20 до 27 градусов по Цельсию. Если на улице прохладно – занесите АКБ и вилку в теплое помещение.
  4. Открутите пробки батареи отверткой или пятирублевой монетой.
  5. Проверьте состояние рабочего раствора. При необходимости замените его или долейте дистиллят.
  6. Зачистите клеммы батареи. Они также должны быть сухими, иначе при измерении появятся блуждающие токи.

После того, как перечисленные условия соблюдены, можно начинать тестирование.

Измерение без сопротивления

Для начала надо определить состояние батареи и уровень заряда, то есть, провести тестирование без нагрузки. Спираль при этом не задействуется. Порядок действий при измерении без сопротивления следующий:

  • отсоединить спираль нагрузки путем откручивания гаек;
  • подсоединить плюсовую клемму к соответствующей схеме;
  • подключить минусовой зажим;
  • измерить показатель и сверить его с таблицей характеристик или инструкцией по применению.

Проверка с нагрузкой

Среди пользователей есть мнение, что тестирование АКБ под нагрузкой ухудшает его состояние. Данное заблуждение появилось из-за неопытности водителей, которые не соблюдали при измерении необходимые условия. Если аккумулятор подготовлен для нагрузки, тестирование полностью безопасно.

Начинать проверку под нагрузкой следует только после тестирования без сопротивления, то есть АКБ должен показывать 100% заряда. Для начала нужно подключить 1 или 2 спиральных резистора с помощью креплений на корпусе устройства. В зависимости от конструкции вилки они могут подсоединяться по-разному, например, болтами. Дальнейший порядок действия схож с тестированием без сопротивления:

  • подсоедините плюсовой зажим к соответствующей схеме;
  • положите минусовый щуп к зажиму;
  • держите контакт не более 3-5 секунд;
  • выключите тестер;
  • посмотрите данные теста.

В отличие от тестирования без сопротивления, данные под нагрузкой будут другими. Сначала напряжение будет низким и начнет увеличиваться при контакте. Если показатель снижается до 9 V, значит, батарея не выдерживает чрезмерной нагрузки и ее объем падает – это говорит о неисправности АКБ.

Следующие тесты можно делать через 10-15 минут. В течение этого времени АКБ восстановит изначальные параметры. Проволока, используемая во время тестирования, сильно греется, поэтому ей тоже нужно дать остыть.

Не следует проводить тесты с сопротивлением слишком часто, так как в процессе батарея сильно нагружается.

Самодельный тестер

Своими руками сделанная нагрузочная вилка для аккумулятора может потребоваться в случаях, когда нужно измерить показатели при токах от 100 Ампер. Конструкция устройства проста, так как в ее состав входит толстая проволока для создания нагрузки и вольтметр, предназначенный для замера уровня заряда АКБ.

Для сборки нагрузочной вилки для аккумулятора своими руками потребуется нагревательный элемент от плиты с мощностью от 2 кВт и нихромовый провод. Рекомендуется использовать новую проволоку для нагрева, так как ее нужно будет выпрямлять. Также необходимо измерить, какие токи переносит провод – достаточно показателя в 7-10 Ампер, когда элемент будет нагреваться и слегка краснеть. 10 таких проводов смогут выдержать ток в 100 Ампер.

Для дальнейшей самодельной сборки потребуется мультиметр, способный точно замерить малое сопротивление. Длину проводника нужно подбирать так, чтобы напряжение в участке было около 1,2 Ома. Затем отмеряем размер данного участка с запасом в пару сантиметров. Режем проволоку на 10 измеренных частей и скручиваем их вместе при помощи шуруповерта или другого подходящего инструмента. Для исключения коротких замыканий между частями провода устанавливаем фарфоровые изоляторы. В качестве корпуса готовой вилки используется отрезок профиля с вентиляционными отверстиями.

Нагрузочная вилка используется для полноценной оценки состояния аккумулятора. Проводится измерение только при соблюдении определенных условий и техники безопасности. Если не подготовить АКБ к тестам, он может выйти из строя. Также не следует проводить тесты слишком часто – батарея сильно нагружается, из-за чего снижается ее срок эксплуатации.

Проверка аккумулятора

Аккумулятор самый важный компонент автомобиля. Без него машина не заведется, так как двигатель запускается стартером, который в свою очередь питается аккумулятором. Проверка аккумулятора нужна в случае, если автомобиль не заводится. Рассмотрим все симптомы, неисправности и способы диагностики на исправность.

Проверить АКБ можно разными способами. Если автомобиль запустить не удается, прежде всего надо проверить напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть >12 В на заглушенной машине и> 13,5 В на заведенной.

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

  1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
  2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
  3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
  4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
  5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
  6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

диагностика аккумулятора осциллографом

Диагностика аккумулятора осциллографом Постоловского

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора

Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

  1. Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
  2. Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.

Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

проверка аккумулятора нагрузочной вилкой таблица

Таблица зависимости процента заряженности от напряжения

Из таблицы видно, что значение под нагрузкой <9 В говорит уже о высоком разряде аккумулятора. Вилка состоит из металлических пластин, которые раскаляясь, потребляют ток от 100 до 200 Ампер. Это практически ток стартера во время запуска мотора. Напряжение после пятисекундной проверки должно снизится не менее 10,2 В и восстановится до 12,4 – 12,7 вольта. Это в норме. Если показания больше 9 вольт, и при этом напряжение восстанавливается до 12,4 вольт, то аккумулятор требует подзарядки. Если же не восстанавливается, то произошла сульфатация пластин, разрушение одной или нескольких банок, короткое замыкание в банке. Таким образом, данным прибором можно узнать работоспособность батареи.

Читайте также  Черный дым из выхлопной трубы дизель

Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

  • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
  • Типа стартера и его потребляемого ток.
  • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
  • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

проверка емкости аккумулятора

Схема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

прибор для проверки емкости аккумулятора

SKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

таблица проверки плотности электролита в аккумуляторе

Плотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

проверка уровня электролита в аккумуляторе

Метод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Откручиваем все крышечки от банок.
  2. Сжимаем грушу ареометра.
  3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
  4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

проверка плотности электролита в аккумуляторе ареометром

Показания ареометра

Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.

Если разряжается аккумулятор

Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:

  1. Переводим тестер в режим измерения постоянного тока.
  2. Ставим диапазон на 10 А.
  3. Выключаем зажигание и вытаскиваем ключ с замка.
  4. Отключаем минусовую или плюсовую клемму аккумулятора, какую удобно. Ставим клещи прибора в разрыв. То есть один щуп на клемму самого АКБ, а второй на провод от автомобиля.
  5. На приборе мы увидим тока утечки, потребляемый автомобилем и его системами в данный момент.

Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.

Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.

Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.

Как правильно пользоваться нагрузочной вилкой для проверки аккумулятора

Автомобильный аккумулятор – важный элемент электрооборудования авто. Знать его фактическое состояние абсолютно необходимо, особенно в зимнее время. Скрытая неисправность батареи может привести к тому, что АКБ подведет в самый неподходящий момент. Одним из приборов, посредством которого можно провести диагностику аккумулятора, является нагрузочная вилка.

Что такое нагрузочная вилка для чего нужна

Проверка аккумуляторной батареи автомобиля на холостом ходу полного представления о состоянии АКБ не даст. аккумулятор должен выдавать достаточно большой ток, и при определенных типах неисправности проверка без нагрузки пройдет нормально. При подключении же потребителей напряжение такой АКБ просядет ниже допустимого.

Имитация нагрузки не так проста. Надо иметь достаточное количество резисторов нужного сопротивления или ламп накаливания.

Имитация «в боевых условиях» также бывает неудобной и малоэффективной. Например, чтобы покрутить стартер и при этом замерить ток, потребуется помощник, а кроме того, ток при этом может оказаться слишком велик. А если надо провести несколько замеров в таком режиме, есть риск разрядить батарею до минимума. К тому же есть проблема установки амперметра в разрыв силовой цепи, а измерительные клещи постоянного тока встречаются относительно редко и стоят они дороже обычных

Поэтому удобным прибором для более полной диагностики аккумуляторов является нагрузочная вилка. Это прибор представляет собой калиброванную нагрузку (или несколько), вольтметр и терминалы для подключения к клеммам батареи.

Устройство и принцип работы

В общем случае вилка содержит один или несколько нагрузочных резисторов R1-R3, которые можно подключать параллельно проверяемой батарее с помощью соответствующего ключа S1-S3. Если не замкнут ни один ключ, измеряется напряжение холостого хода АКБ. Мощность, рассеиваемая на резисторах во время измерений, достаточно велика, поэтому их выполняют в виде спиралей из провода с высоким удельным сопротивлением. Вилка может содержать один резистор или два-три, для разных уровней напряжения:

  • 12 вольт (для большинства стартерных аккумуляторов);
  • 24 вольта (для тяговых батарей);
  • 2 вольта – для поэлементного тестирования.

Для каждого напряжения создается свой уровень тока нагрузки. Также могут быть вилки с несколькими уровнями тока для одного напряжения (например, прибор НВ-01 может задать 100 или 200 ампер для напряжения 12 вольт).

Существует миф, что проверка вилкой равносильна режиму короткого замыкания, который наносит вред батарее. На самом деле ток нагрузки при таком виде диагностики обычно составляет 100..200 ампер, а при пуске двигателя внутреннего сгорания – до 600..800 ампер, поэтому при соблюдении максимального времени тестирования запредельные для батареи режимы не возникают.

Один вывод вилки (отрицательный) в большинстве случаев представляет зажим типа «крокодил», другой, положительный – прижимной контакт. Для тестирования важно обеспечить хорошее прилегание такого контакта к клемме АКБ, чтобы избежать высокого переходного сопротивления. Также бывают вилки, где для каждого режима измерения (ХХ или под нагрузкой) имеется свой прижимной контакт.

Инструкция по применению

У каждого устройства имеется собственная инструкция по применению. Она зависит от конструкции прибора. Этот документ надо внимательно изучить перед тем, как начать пользоваться вилкой. Но есть и общие моменты, характерные для всех ситуаций.

Подготовка аккумулятора

Перед началом измерений рекомендуется полностью зарядить аккумулятор. Если это затруднительно, надо, чтобы уровень запаса энергии был хотя бы 50% — так будут точнее замеры. Такой заряд (или выше) легко достигается при обычной езде без подключения мощных потребителей. После надо выдержать АКБ несколько часов без нагрузки, скинув провод с одной или обеих клемм (рекомендуется 24 часа, но можно и меньше). Тестировать АКБ можно, не снимая ее с машины.

Проверка нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром

Первый замер выполняется на холостом ходу. Минусовой вывод вилки «крокодилом» подключается к отрицательной клемме батареи. Плюсовой контакт надежно прижимается к положительному терминалу АКБ. По вольтметру считывается и запоминается (или записывается) значение напряжения на холостом ходу. Потом плюсовой контакт отключается (убирается с клеммы). Включается нагрузочная спираль (если их несколько – выбирается необходимая). Плюсовой контакт снова прочно прижимается к плюсовой клемме (возможно искрообразование!). Через 5 секунд считывается и запоминается второе напряжение. Более долгое измерение не рекомендуется во избежание перегрева нагрузочного резистора.

Таблица показаний

Состояние батареи определяется по таблице. По результатам замера холостого хода определяется уровень заряда. Напряжение под нагрузкой должно соответствовать этому уровню. Если оно ниже, значит, аккумулятор неисправен.

Читайте также  Порядок ремонта по осаго

В качестве примера можно разобрать замеры и таблицы для батареи с напряжением 12 вольт. Обычно применяют две таблицы – для замеров холостого хода и измерений под нагрузкой, хотя можно объединить их в одну.

Напряжение, В 12,6 и выше 12,3-12,6 12,1-12,3 11,8-12,1 11,8 или ниже
Уровень заряда, % 100 75 50 25

По данной таблице проверяется уровень заряженности батареи. Допустим, вольтметр показал на холостом ходу 12,4 вольта. Это соответствует уровню зарядки 75% (выделено желтым).

Результаты второго замера надо искать во второй таблице. Допустим, вольтметр под нагрузкой показал 9,8 вольт. Это соответствует тому же уровню зарядки в 75%, и можно сделать вывод, что АКБ исправна. Если замер дал меньшее значение, например, 8,7 вольт, это означает, что батарея неисправна и не держит напряжение под нагрузкой.

Напряжение, В 10,2 и выше 9,6 – 10,2 9,0-9,6 8,4-9,0 7,8 или ниже
Уровень заряда, % 100 75 50 25

Далее надо снова замерить напряжение холостого хода. Если оно не вернулось к первоначальному значению, это дополнительно свидетельствует о проблемах с батареей.

Если есть возможность нагрузить каждую банку АКБ, можно вычислить неисправный элемент. Но в современных автомобильных батареях неразборной конструкции это мало, что даст. Также надо понимать, что падение напряжения под нагрузкой зависит от емкости батареи. Если значения замеров «на грани», надо учесть и этот момент.

Советы по работе в следующих видео.

Как считывать показания.

Отличия в использовании цифровой вилки

Существуют вилки, оборудованные микроконтроллером и цифровым индикатором (их называют «цифровыми» вилками). Их силовая часть устроена так же, как и у обычного прибора. Измеренное напряжение выводится на индикатор (подобный мультиметру). Но функции микроконтроллера обычно сводятся не только к индикации в виде цифр. На самом деле такая вилка позволяет обойтись без таблиц – сравнение напряжений на холостом ходу и под нагрузкой выполняется и обрабатывается автоматически. По итогам замеров контроллер выдаст результат диагностики на дисплей. Также на цифровую часть возложены и другие сервисные функции – хранение показаний в памяти и т.п. Такая вилка намного удобнее в эксплуатации, но и стоимость ее выше.

Рекомендации по выбору

При выборе вилки для проверки аккумулятора в первую очередь правильно обратить внимание на рабочее напряжение. Если предстоит работа с АКБ напряжением 24 вольта, прибор с диапазоном 0..15 вольт не подойдет, хотя бы потому, что не хватит диапазона вольтметра.

Рабочий ток надо выбрать в соответствии с емкостью проверяемых батарей:

  • для маломощных аккумуляторов можно этот параметр можно выбрать в пределах 12 А;
  • для автомобильных АКБ емкостью до 105 А*Ч надо использовать вилку, рассчитанную на ток до 100А;
  • ток в 200 А допускают приборы, применяемые для диагностики мощных тяговых (105+ А*Ч) батарей на напряжение 24 вольта (можно и на 12).

Также надо обратить внимание на конструкцию контактов – они должны быть максимально удобными для проверки конкретных типов аккумуляторов.

В итоге можно выбрать между «цифровыми» и обычными (стрелочными) индикаторами напряжения. С цифровых легче считывать показания, но не надо поддаваться иллюзии высокой точности таких дисплеев – в любом случае точность не может превышать плюс-минус одной цифры последнего разряда (по факту погрешность замеров всегда выше). А динамику и направление изменения напряжения, особенно в течение ограниченного времени измерения, лучше считывать со стрелочных индикаторов. К тому же они дешевле.

В крайнем случае, вилку можно изготовить самостоятельно, это не очень сложное устройство. Для мастера средней квалификации не составит труда рассчитать и изготовить прибор «под себя» (может быть, кроме сервисных функций, выполняемых микроконтроллером – тут потребуется уровень повыше или помощь специалиста).

Как диагностировать аккумуляторную батарею нагрузочной вилкой

Аккумуляторная батарея в автомобиле используется для запуска двигателя. Поддерживать её в работоспособном состоянии помогает своевременная и объективная проверка, во время которой используется необходимое диагностическое оборудование. К подобным приборам относится нагрузочная вилка. Воспользоваться ею можно как самостоятельно в гараже, так и на профессиональных автосервисах.

Диагностировать батарею нагрузочной вилкой

Что такое нагрузочная вилка, для чего она предназначена

Периодическая проверка автомобильного аккумулятора современной нагрузочной вилкой актуальная для легковых машин с бортовой двенадцативольтной системой. Данный измерительный прибор служит надёжным помощником большинству автомобилистов. Приобрести его можно практически в любом крупном автомагазине.

В состав диагностического аппарата входят такие элементы:

  • мощный нагрузочный резистор;
  • вольтметр цифровой или стрелочный;
  • два щупа.

Снаружи прибор удерживаем за одну ручку. Она выступает из металлического кожуха. На верхней части располагается вольтметр. В качестве резисторов во многих моделях используются спирали (одна или несколько).

Принцип работы устройства достаточно прост. К положительному контакту батареи подключаем через зажим «крокодил» изолированный провод большого сечения. Выходной контакт из вилки соединяем с клеммой «минус» на АКБ, которая имеет дополнительный защитный кожух на большинстве современных батарей.

Нагрузочная вилка для авто

С тыльной стороны измерителя установлен зажим, помогающий подключить измеритель. Внутри корпуса могут быть накручены на резьбу гайки, которые нужны, чтобы подключать сопротивление в виде спиралей.

В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки

Благодаря НВ автомобилисты имеют объективную информацию о состоянии батареи. Данный прибор актуален для тех, кто эксплуатирует источник питания, купленный несколько лет назад. Встроенный вольтметр высокого класса точности предоставит максимально точную информацию – как об уровне заряда, так и о ёмкости.

Распространённые виды и типы нагрузочных вилок

Интернет-магазины, торгующие автомобильным оборудованием, предлагают множество конструкций приборов для диагностики АКБ. Они отличаются внешне по дизайну, по уровню измеряемого напряжения, точности замеров и пр.

Необходимо знать, что нагрузочная вилка, применяемая для проверки кислотных АКБ, отличается от аналога, используемого для контроля напряжения щелочных батарей.

В паспорте прибора должно быть указано значение силы тока, допустимое для измерения НГ. В большинстве случаев ампераж варьируется в пределах от 1 до 12 А. За счёт подобной гибкости удастся проконтролировать не только батарею в целом, но и отдельные банки, если это позволяет сделать конструкция источника питания. Рекомендуем ознакомиться с популярными моделями:

  • Э 107 УХЛ 4. Актуальна для многих автомобильных аккумуляторов. В конструкции предусмотрен вольтметр со шкалой до 20 В. Нагрузка сопротивления лимитирована 0,1 Ом. При таких параметрах прибор может эксплуатироваться в диапазоне до 100 А.
  • НВ-Б. Аппарат является универсальным, так как может тестировать батареи как кислотного, так и щелочного типа. Применяется для интервала напряжения 0–3 В. Подойдёт для замеров отдельных банок, а не батареи.
  • HB-01. Применяется для автомобильных аккумуляторов с рабочим напряжением до 15 В. Отличается высокой точностью показаний, так как погрешность не превышает 2,5% при возможной нагрузке до 200 А. Измерения можно проводить в температурном диапазоне от -30 до +60 0 С.
  • BH-01. Измеритель работает с источниками питания до 15 В. Замеры рекомендуется проводить при положительной окружающей температуре. Между тестированиями необходимо делать паузы не менее 15 секунд.
  • Орион НВ-03. Данная модель обладает более современным жидкокристаллическим дисплеем, в отличие от встроенных стрелочных вольтметров в некоторые нагрузочные вилки. В наборе присутствуют две разные по сопротивлению нагрузки. Агрегат способен работать с напряжением до 16 В и силой тока до 200 А.
  • HB-04. Устройство рассчитано на применение как для легковушек с питание до 12 В, так и для более мощной техники с батареями до 24 В. Класс точности прибора обеспечивает минимальную погрешность не более 0,5%. Также дополнительным преимуществом служит возможность мониторинга отдельных банок на 2 В.

Особенности проверки: что нужно учесть

За счёт того, что в большинстве автомобильных аккумуляторов имеется небольшая ёмкость, то для их проверки используются вилки с одной спиралью (невысокой нагрузкой). Когда требуется проверить АКБ для грузовика или автобуса, то в конструкцию добавляют дополнительную спираль.

Результат, который даёт проверка вашего аккумулятора нагрузочной вилкой, сравнивают с таблицей, в которой указаны текущие значения заряда АКБ.

Вольтаж Примерный уровень заряда
12,6–12,9 100%
12,3–12,6 75%
12,1–12,3 50%
11,8–12,1 25%
11,5–11,8 0%

После проверки батареи и отдельных банок без подключенных потребителей переходим к мониторингу напряжения АКБ под нагрузкой. Этот вариант тестирования проводится, если текущее напряжение составляет 12,6–12,9 В. Также рекомендуем ознакомиться с инструкцией, которую подготовила компания-производитель источника питания.

Во время подсоединения контактов нагрузочной вилки к клеммам АКБ будет происходить искрение, так как в этот момент начинает протекать ток большой силы.

Как пользоваться нагрузочной вилкой – краткая инструкция

Перед тем как самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор приобретённой нагрузочной вилкой, рекомендуем ознакомиться с алгоритмом действий на примере популярного прибора Орион НВ-01. Последовательность состоит из таких шагов:

  • на первом этапе проводят замеры на холостом ходу, откинув от цепи нагрузочные спирали;
  • зажим типа «крокодил» крепим на минусовую клемму;
  • измерительным щупом с отметкой «В» касаемся плюсовой клеммы АКБ;
  • фиксируем текущие показания вольтметра и сверяем их со значениями из таблицы.

Диагностировать аккумуляторную батарею

Второй этап замеров должен проходить с подключённой нагрузкой в виде спиралей сопротивления. Узнаем, как пользоваться нагрузочной вилкой в подобных обстоятельствах:

  • подключаем щуп с маркировкой «Н» на плюсовую клемму;
  • удерживаем в контакте около 5–8 секунд;
  • быстро разъединяем соединение, чтобы не допустить перегрева и возгорания;
  • фиксируем значение вольтметра и проводим сверку с табличными значениями.

Правильно будет использовать таблицу для проверок под нагрузкой.

Вольтаж Примерный уровень заряда
более 10,2 100%
9,6 75%
9 50%
8,4 25%
менее 7,8 0%

Выводы о состоянии аккумулятора делаем на основании полученных параметров. В некоторых случаях уровень заряда окажется ниже нормативных значений. Результатом этого может являться короткое замыкание в банках. Когда замеры при нагрузке существенно отличаются от ненагруженного состояния, то высок риск того, что уже повреждены пластины, а результатом является невозможность выдачи больших токов.

Читайте также  Нагар на свечах причина

Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора

Многие атрибуты автомобилисты изготавливают из подручных средств в гаражных условиях. Так как сделать нагрузочную вилку можно самостоятельно, то рассмотрим наиболее популярный её вариант.

Диагностировать аккумуляторную батарею нагрузочной вилкой

В качестве нагрузки используется спираль от перегоревшего нагревательного прибора на пару киловатт. Это будет нихромовый провод с большим сопротивлением. По формуле U=I*R вычисляем, что на практике спираль даст R=0,12 Ом. Десяток параллельно соединённых проволок нагревателя даст нужные параметры в 1,2 Ом.

Переключаем мультиметр в режим Омметра и отмеряем нужную длину проволоки, не забывая о запасе в пару сантиметров. Скручиваем всё в тугой жгут и надеваем поверх керамическую изоляцию. Для корпуса используем строительный профиль П-образный. К «крокодилу» паяем соединительную изолированную медную многожильную проволоку.

Выходной щуп от нагрузки должен быть медным с диаметром 5–6 мм. Вольтметр подбираем цифровой с кнопкой. Его сажаем на герметик и выводим под него окошко. Ручку желательно изолировать.

Батарея не держит нагрузку: что делать

Для пуска двигателя внутреннего сгорания в легковушке минимальным является значение для АКБ на уровне 12,5 В. Более низкие показатели дадут высокую вероятность отказа вращения стартера. При условии регулярной эксплуатации батарея должна быть практически безотказной первые три года с момента её установки.

При простое аккумулятор от машины должен держать заряд минимум месяц (при первоначальном полном заряде).

Рекомендуем контролировать состояние клемм АКБ. Они должны плотно взаимодействовать с подключёнными контактами от генератора. В противном случае будет образовываться окисление, блокирующее прохождение тока. Также для обслуживаемых батарей требуется отслеживать уровень электролита, который может испаряться при закипании.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Когда уровень жидкости в банках падает ниже критического, то заряд не будет держаться, а батарея быстро выйдет из строя. Необходим долив электролита или дистиллята.

Также могут осыпаться пластины из-за сульфатации свинца. Они создают внутри замыкание, поэтому такую батарею нужно менять.

Зачем нужна нагрузочная вилка для аккумулятора и как ей пользоваться

Перед наступлением холодов многие желают защитить себя от неожиданностей, связанных с эксплуатацией ТС. Одна из таких – разрядившийся аккумулятор. Проверить его работоспособность поможет специальный датчик — нагрузочная вилка для аккумулятора. Рассмотрим подробнее, что она из себя представляет, как ей правильно пользоваться.

Для чего его используют

нагрузочная вилка для аккумулятора

Нагрузочная вилка – это механизм, используемый для определения текущего процента заряженности источника питания. Подключив ее, вы сможете узнать, исправна ли батарея и можно ли ее использовать при последующей езде на автомобиле.

Дополнительно, в механизм встроен вольтметр. Он необходим для проведения бортовой диагностики.

Типы и виды автомобильных нагрузочных вилок

Эксперты разделяют нагрузочные вилки на несколько условных групп:

  • по величине нагрузки;
  • по диапазону напряжения;
  • по типу батарей, которая стоит на проверяемом транспортном средстве.

Основное различие в них – степень присоединяемой нагрузки.

Первая модель нагрузочной вилки, о которой мы хотим рассказать, используется для тестирования банок блока питания по отдельности. Важно понимать, что не все аккумуляторы предоставляют такую возможность исходя из своей конструкции.

Если вы обладатель именно такого аккумулятора, вам подойдет вилка модели НВ-1. В ее цепи используется вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения, а именно 3-0-3 вольта.

Механизм серии НВ-1 используют для тестирования щелочного источника питания с напряжением 1,2 вольта. Ее также применяют для проверки кислотных автоаккумуляторов. Напряжение последних должно быть 2 вольта.

нагрузочная вилка НВ-04

Еще один вариант — более современные модели: НВ-03 или НВ-04. В их конструкцию входят:

  • вольтметр электронного типа;
  • индикатор с ЖК экраном;
  • 2 нагрузки по сто ампер.

Нагрузки можно подключать одновременно или раздельно. В первом случае можно проверять автоаккумуляторы емкостью до 240 Ач.

Планируя подключать их раздельно, будьте готовы к падению общего тока до ста ампер.

Помимо этого, модель НВ-03 имеет дополнительный функционал:

  1. Занесение в память значений предыдущих измерений (до 5 показаний).
  2. Определение текущего заряда АКБ.

Одна из самых популярных моделей – Э107 УХЛ4. Устройство включает в себя вольтметр. Его шкала рассчитана на 20 вольт. Сопротивление нагрузки равно 0,1 Ома.

Использовать приспособление можно только в том случае, если вы не собираетесь нагружать его на более, чем на 100 ампер.

Как использовать прибор для проверки

Теперь давайте разберемся, как пользоваться нагрузочной вилкой. Алгоритм проверки источника питания достаточно прост. Главное условие – неукоснительно выполнять последовательность действий.

Этап 1 – Проверка напряжения при отключенной нагрузке

Сначала отключите нагрузку от всех элементов цепи прибора. Возьмите отсоединенный вольтметр. Измерьте уровень напряжения в автомобильном блоке питания.

Проверка напряжения при отключенной нагрузке

Ниже расположена таблица, в соответствии с которой определяется процент текущего заряда:

Запишите полученные данные. После вам придется их соотнести с результатом другого измерения, речь о котором пойдет ниже.

Этап 2 – Проверка напряжения АКБ с подключением нагрузки

Теперь проведите аналогичные измерения, присоединив нагрузку к вилке. Присоедините вольтметр, подождите 5 секунд и снимите показания.

Проверка напряжения АКБ с подключением нагрузки

Соотнесите результаты с таблицей:

Помните, показатели необходимо снимать не позднее 5-ой секунды от начала измерений. В противном случае спираль, используемая в качестве нагрузки, может нагреться и сломаться, прихватив с собой все устройство целиком.

Если в результате теста, вами был выявлен недостаточный процент заряда аккумуляторной батареи, снимите ее и поставьте на подзарядку. После этого еще раз проверьте показатели, присоединив свой прибор.

Если при проверке без нагрузки показатель был выше, чем, когда вы ее подключили, это показывает на неисправность аккумулятора. А именно о недостаточной емкости батареи АКБ.

Для устранения неполадки необходимо провести дополнительную диагностику или обратиться на станцию технического обслуживания.

Как выбрать нагрузочную вилку

Купить нагрузочную вилку можно в любом автомобильном магазине или заказать из Китая на Алиэкспресс. Возникает только один вопрос: «Как не ошибиться с выбором техники?».

Шаг первый – определяем диапазон измеряемых напряжений вольтметром

Ранее уже упоминалось, на рынке существует несколько типов моделей. Они различаются диапазоном измерения напряжения.

Чаще всего встречаются следующие показатели:

  • 2-0-2 V – подойдет для измерения щелочных аккумуляторных автобатарей 1,2 V;
  • 3-0-3 V – используется для измерения щелочных батарей 1,2 В или кислотных в 2 V;
  • 0-30 V – используется для измерения щелочных и кислотных автоаккумуляторов 24V;
  • 0-20 V – применяется для тестирования кислотных и щелочных источников питания 12V;
  • 0-15 V – подойдет для кислотных и щелочных АКБ в 12 V.

Соотнесите показатели с инструкцией.

Шаг второй – выбор токовой нагрузки

В первую очередь нужно выбрать правильную токовую нагрузку, когда вы будете диагностировать свою батарею. Чтобы проверка была качественной необходимо, чтобы ток имел максимальное значение.

Но при этом не допускается превышение верхнего порога, указанного производителем в качестве рекомендованного.

В паспорте к вилке не всегда можно найти данный показатель. Да и вы вряд ли будете искать инструкцию к своему аккумулятору и смотреть, какое максимальный ток он сможет выдержать (речь идет о разрядном).

Поэтому мы рекомендуем придерживаться следующих значений:

  1. Для кислотных и щелочных автоаккумуляторов, запускающихся со стартера – 1,0С-1,4С.
  2. Для кислотных тяговых источников питания -1,0С (одночасовой заряд).
  3. Для щелочных тяговых источников питания – 0,33С (показатель номинальной емкости для трехчасового режима заряда).

Как самому сделать нагрузочную вилку

Еще один интересный вопрос, как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками? Изготовить ее можно из подручных средств. Главное правильно выстроить электрическую схему, проведя предварительные расчеты.

Нагрузочная вилка для аккумуляторов своими руками

Один из самых простых способов изготовления:

  1. Шаг первый – находим спираль. Подойдет любая, хоть старая от сломанной электрической плиты. Либо купите новую.
  2. Шаг второй – сворачиваем спираль в 2-3 слоя. Итоговый показатель сопротивления должен быть равен 0,1-0,15 Ом. Не больше!
  3. Шаг третий – берем АКБ и лампочку, мощностью до 21 Вт. Соединяем их винтом или гайкой, либо припаиваем.
  4. Шаг четвертый – добавляем к цепи мультиметр, диапазон которого составляет 10 ампер.
  5. Шаг пятый – последовательно подключаем каждый элемент цепи.
  6. Шаг шестой – берем зажимы и выводим их на клеммы автоаккумуляторной батареи.
  7. Шаг седьмой – измеряем показания тока мультиметром.
  8. Шаг восьмой — убираем мультиметр и повторно считываем показания. Теперь нас интересует напряжение, выдаваемое спиралью.
  9. Шаг девятый – рассчитываем сопротивление по закону Ома.

После нам остается присоединить самодельную вилку к аккумулятору на пять секунд, вернув на место мультиметр. Снимаем показания. Сверяем их значения с таблицей, расположенной выше.

Другой простой способ:

  1. Берем размыкатель массы от любого старого автомобиля. Подойдут даже старые советские жигули.
  2. Находим 2 дополнительных резистора для вентилятора.
  3. Соединяем все в схему.
  4. Добавляем провода и зажимы для крепления к АКБ.

Саморучно конструируя нагрузочную вилку, помните о следующем:

  • не храните самодельную вилку рядом с АКБ;
  • используйте прочные зажимы, способные выдержать большое напряжение;
  • провода также должны быть толстыми;
  • крепко спаяйте элементы цепи;
  • правильно рассчитайте мощность, чтобы избежать чрезмерного нагрева;
  • не подсоединяйте самодельную вилку во время того, как батарея стоит на зарядке;
  • не применяйте устройство более 3-5 сек.

Увидеть наглядно всю последовательность шагов при проверке с участием механизма можно из видеообзора на портале YouTube

Как вы понимаете, не обязательно приобретать нагрузочную вилку. При желании ее можно сделать саморучно. Скорее всего все комплектующие вы отыщите у себя в гараже. Главное помните, какой бы механизм вы не использовали – самодельный или купленный в магазине, необходимо следить за показанием тока. Либо вся цепь может сгореть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: