Кар индекс за рулем

Кар индекс за рулем

За полгода цены автомобилей этой категории взлетели до небес, далеко перевалив через наш внутренний рубеж в 1,1 млн руб. В очередную выборку попало 13 популярных моделей — одноклассников прежнего фаворита Mitsubishi Outlander, начальная цена которых не превышает 1 500 000 руб. За точку отсчета взяли комплектацию Intense с автоматической коробкой передач, тем более, что у обновленного Аутлендера она не претерпела больших изменений.

Напомним основные позиции: 7 подушек безопасности;ABS; ESP; климат-контроль; CD-MP3; обогрев передних сидений; противотуманные фары; датчики дождя и света; передний или полный привод.

Конечно, в точности подобрать одинаковые по оснащению комплектации у 13 машин практически невозможно, но мы постарались выбрать наиболее похожие, а для наглядности сводим их в таблицу.

Зачастую в городе и ближайшем пригороде достаточно иметь кроссовер только с передним приводом, учтем этот факт в нашем обзоре.

Кроме этого, будем использовать в качестве инструмента выбора наш фирменный КАР-индекс. Этот инструмент помогает определить стоимость владения автомобилем. Он был разработан и до сих пор применяется в нашем издании «Купи авто».

Для расчета КАР-индекса используют следующие параметры:

  • расходы на ТО за три года
  • стоимость постановки на учет и получения номеров
  • расходы на топливо (исходя из пробега 15 000 км в год)
  • остаточная стоимость автомобиля после трех лет эксплуатации
  • ежегодные платежи за ОСАГО
  • транспортный налог.

Итак, начнем по алфавиту.

Citroen Aircross

Citroen-C4_Aircross_2013_1600x1200_wallpaper_07

Комплектация Tendance наиболее близка к нашему запросу. Можно купить как переднеприводный, так и полноприводный вариант Aircross за 1 179 000 руб. и 1 229 000 руб. соответственно. Эти цены уже со скидкой 200 тыс. руб., которая распространяется на автомобили прошлого года, плюс 100 тыс. по программе Trade-in. Такая скидка в скором времени не будет казаться огромной, ведь цены выросли значительно больше.

Продажи Citroen за три первых месяца года упали на 80% по сравнению с тем же периодом 2014 года.

Да, модель не пользуется особой популярностью, но если она вам приглянулась, стоит обратиться к вторичному рынку: «французы» быстро теряют в цене, поэтому можно найти приличный автомобиль за хорошие деньги. Сейчас его можно купить за 880 000 —920 000 руб. (2012 года выпуска), более свежие экземпляры дороже на 50–80 тыс. руб. При этом стоить отметить небольшой пробег машин.

КАР-индекс: 12,18 (переднеприводный) и 12,74 (полноприводный) руб./км

Ford Kuga

Ford-Kuga_2013_1600x1200_wallpaper_06

Наш старый знакомый: в прошлый раз он лишь слегка уступил Аутлендеру. Сейчас автомобиль в комплектации Trend Plus можно купить в переднеприводном варианте с атмосферным двигателем объемом 2,5 литра за 1 169 000 руб. Полноприводный Куга обойдется дороже — в 1 234 000 руб. Правда, он агрегатируется только турбомотором объемом 1,6 литра. Цены даны с учетом двух скидок: «выгода» и бонус за Trade-in, в сумме они составляют 205 тыс. руб. и 240 тыс. руб., бÓльшая — за полный привод. Если поиграть с кредитом, можно выгадать еще 95 тыс. руб. и вплотную приблизиться к цене ноября 2014 года, когда за автомобиль просили 1 102 000 руб. Ford, скорее всего, решил исправлять ситуацию с падением спроса (-71% за три месяца), судя по ценам, он сможет притянуть к себе покупателей.

На вторичном рынке Куга ценится лучше, чем Эйркросс. Ценник начинается с 925 тыс. руб. за машину 2013 года выпуска, да и предложений раза в 3–4 больше, так что тем, кто хочет сэкономить, будет из чего выбирать.

КАР-индекс 10,62 и 10,65 руб./км

Honda CR-V

Honda-CR-V_2013_1600x1200_wallpaper_0c

В преддверии обновления модели Хонда предлагает небольшие скидки для автомобилей с автоматической трансмиссией, это нам только на руку. Но скидки смешные — 50 тыс. руб. по программе Trade-in. С учетом дисконта автомобиль в комплектации Elegance обойдется в 1 379 000 руб. Цена великовата, но КАР-индекс всего 9,26 руб./км, на 3 рубля меньше, чем у Aircross, а это 45 тыс. руб. экономии при пробеге 15 000 км за год. Но есть большая вероятность договориться о дополнительных скидках и подарках, тем более, что продажи у компании за первые два месяца 2015 года просто ужасные: минус 87%.

Правда, стоит отметить хорошую ликвидность Honda CR-V на вторичном рынке. За автомобиль 2012 года просят 1 100 000 руб. и выше. Более свежие машины стоят почти как новые, от 1 250 000–1 450 000 руб. В наше время неплохой показатель. Если нацелились на эту модель, стоит поднатужиться и купить, при смене автомобиля потери будут невелики.

КАР-индекс: 9,26 руб./км

Hyundai ix35

Hyundai-ix35_2014_1600x1200_wallpaper_0d

Популярный кроссовер. И хотя дорожный просвет оставляет желать лучшего — всего 175 мм, покупатели любят эту машину, которая предлагается в 21 комплектации. Нашим требованиям отвечают три. Две переднеприводные — Start LE и Comfort за 1 289 900 и 1 328 900 руб. соответственно, а также полноприводный Comfort за 1 398 900 руб. Скидок нет, но, возможно, вам удастся уломать продавца на подарки. За три месяца спрос на эту модель упал всего на 13%, это хороший результат, если учесть, что рынок рухнул на 42%.

На вторичном рынке автомобили 2012 года выпуска с небольшим пробегом можно купить начиная с 880 000 руб. Годовалые машины предлагаются от 950 000–970 000 руб. и выше.

КАР-индекс: 10,79 ;10,97 и 11,28 руб./км

Kia Sportage

Kia-Sportage_2014_1600x1200_wallpaper_01

Еще один «кореец» — одноплатформенник Hyundai ix35. По силовому каркасу кузова они очень похожи, чего нельзя сказать про цену. Киа процентов на 10 дешевле, а если учесть скидку в 75 тыс. руб. по программе Trade-in, то цена окажется очень привлекательной. Судите сами: переднеприводная машина в комплектации Comfort стоит 1 109 000 руб., за эту же комплектацию с полным приводом придется отдать 1 179 900 руб. Это, пожалуй, одно из лучших предложений на рынке. Такие выгодные цены можно объяснить только резким падением спроса на эту модель: за три месяца текущего года продажи ниже на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

На вторичном рынке автомобили 2012 года можно купить, имея 800 000 руб. Более свежие машины на 70 — 90 тыс. руб. дороже. Эксплуатационные расходы тоже невелики, на один километр пробега придется потратить от 10 до 11 руб.

КАР-индекс: 10,9 и 11,24 руб./км

Mazda CX-5

Mazda-CX-5_2016_1600x1200_wallpaper_14

С моноприводом автомобиль можно приобрести за 1 210 000 руб. в начальной комплектации Drive, с учетом скидки 40 тыс. руб. по программе Trade-in. На оснащение Мазда, в отличие от конкурентов, не скупится. За это маркетологов Mazda стоит похвалить.

Полноприводная версия дороже, но и оснащена богаче: Active за 1 335 000 руб. с учетом скидки 75 тыс. руб. по программе Trade-in. За три первых месяца текущего года продажи модели упали на 26%, это несколько лучше, чем дела обстоят в среднем по рынку, но ситуация очень непростая. Возможно, в скором времени мы увидим дополнительные скидки.

Машина хорошо торгуется и на вторичном рынке — за трехлетку просят от 970 тыс. руб. и выше. Более свежие машины на 100 тыс. дороже. А если оценивать СХ-5 по КАР-индексу, то она лидер первой шестерки.

КАР-индекс: 8,12 и 8,78 руб./км

Mitsubishi Outlander New

Mitsubishi-Outlander_2016_1600x1200_wallpaper_01 (1)

В прошлом году Outlander оказался лучшим из трех кроссоверов — мы даже собирались его купить. Сколько же сейчас придется заплатить за обновленный автомобиль?

Переднеприводной версии, отвечающей нашим требованиям, в линейке нет. Базовая переднеприводная модель — без обогрева передних сидений, ESP, только с двумя подушками безопасности, аудиоподготовкой и без задней полки — стоит 1 289 000 руб. На наш взгляд, это чересчур, тем более на падающем рынке. За полноприводную в комплектации Intense сейчас просят 1 469 990 руб., это стоимость с учетом скидки в 40 тыс. руб. по программе Trade-in. Полгода назад мы бы отдали на 37% меньше, правда, за дорестайлинговую модель, которую, кстати, еще можно купить.

То. что такой рост цен себя не оправдывает, доказывает и падение продаж на 55%. Если обратиться к недалекой истории, то в сентябре-ноябре 2014 года, когда были большие по тем временам скидки в 150 тыс. руб., продажи Mitsubishi Outlander росли как на дрожжах (сентябрь — плюс 519 шт., октябрь — плюс 273 шт., ноябрь — плюс 600 шт. относительно объема продаж за те же периоды 2013 года).

На вторичном рынке трехлетний автомобиль можно купить начиная от 950 тыс.руб. За более свежие машины просят от 1 150 тыс. руб. (если пробег очень маленький). Скорее всего, такие автомобили продают те, кто успел приобрести Outlander по дешевке в конце года и теперь хочет подзаработать.

КАР-индекс: 12,35 руб./км

Тема выбора кроссовера стоимостью до полутора миллионов рублей в оптимальной комплектации на этом не закрыта. В следующем обзоре мы рассмотрим еще семь кроссоверов из 14 попавших в выборку: Mitsubishi ASX, Nissan — Qashqai и X-Trail, Opel Antara, Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan. Следите за нашими публикациями!

Стоит ли покупать кроссовер сейчас?

Однозначного ответа нет. Если есть свободные деньги и желание сменить машину, можно посоветовать следующее:

1. Сейчас покупатель имеет преимущество по отношению к продавцу. У первого — деньги, у второго — падение продаж и очень вялая торговля. А потому, выбрав автомобиль, не поленитесь обратиться к нескольким дилерам и при этом — конечно, в корректной форме- демонстрируйте предложения конкурентов. Уверен, получите дополнительные подарки или скидку. Но самое главное — не зарывайтесь.

2. Какой кроссовер предпочесть? Это сложный вопрос. И с ответом на него я бы, пожалуй, еще немного подождал. Судя по информации, поступающей от представительств автофирм, они, наконец, нащупали линию поведения на падающем рынке. Первый шаг навстречу покупателю уже сделан, компании объявляют о снижении цен на некоторые модели. Правда, действие скидок ограничено: у кого-то 15 дней, у других — месяц. Это и понятно: рубль-то нестабильный.

3. В любом случае взвешенно подходите к выбору автокредита. Многие компании предлагают очень выгодные условия, вплоть до 0% годовых на три года. Но при этом замалчивают стоимость обязательной страховки каско. А она на сегодняшний день может легко перекрыть все выгоды по кредиту.

Наш партнер — компания «Визави» — рассчитала стоимость каско у шести ведущих страховых компаний. Самые выгодные условия, конечно, для опытных водителей от 45 лет со стажем 25 лет- в среднем страховка не превысит 100 тыс. руб. А если вы новичок без опыта вождения и вам 22 года, готовьтесь выложить кругленькую сумму, превышающую 15% стоимости автомобиля. Вы к этому готовы?

Расчеты каско, предоставленные агентством «Визави».приведены ниже.

Выкладывая кровные за автомобиль, мы порой не задумываемся, во что обойдется его содержание. Алексей Сергеев решил посчитать расходы на эксплуатацию пяти популярных в различных классах автомобилей: Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Renault Duster, Toyota RAV4 и Mercedes-Benz E-класса. Вышло весьма познавательно.

Возьмем пять самых популярных в своих классах автомобилей — каждый в наиболее востребованной комплектации — и прикинем расходы на эксплуатацию в течение первых трех лет, по прошествии которых обычно заканчивается заводская гарантия и машина переходит в другие руки. Поскольку многие (не таксисты и не «подснежники») ежегодно накатывают 20–25 тыс. км, общий пробег за три года мы приняли равным 70 тысячам.

Точнее всего о размере трат говорит расходный индекс. Он показывает, в какую сумму обходится каждый пройденный километр или один день владения машиной. Если включить в расчет мойки, платные парковки, внеплановые ремонты, штрафы за нарушения ПДД и прочее, индексы заметно изменятся, но подобные траты всецело зависят от режима эксплуатации и образа жизни владельца, потому мы их не учитывали.

Занимательная арифметика: чем дороже автомобиль, тем больше денег он вытянет в ходе эксплуатации

Конечно, невозможно подходить к покупке машины сугубо рационально. Нами движет не только холодный расчет, от эмоций не уйти. Но подобный индекс наглядно показывает, насколько дорогой автомобиль обременительнее для семейного бюджета. Потянете ли?

Читайте также  Очистка солярки в домашних условиях

Названы автомобили с наименьшей стоимостью владения

alt=» Фото: Александр Кряжев/РИА Новости» />  Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Покупая машину сегодня, россияне обращают все больше внимания не только на марку и характеристики автомобиля, но и на стоимость владения им, ведь эта статья, как известно, занимает немалую часть семейного бюджета.

Фото: Павел Лисицын/ РИА Новости

Эксперты агентства "Автостат" подсчитали расходы на содержание машины, выяснив, куда уходят деньги автовладельцев. Так, затраты на топливо занимают от 25% до 30% в общей стоимости владения автомобилем, страхование автомобиля (ОСАГО и КАСКО) — чуть меньше (20-25%).

Кроме того, при перепродаже машины автовладелец может недосчитаться кругленькой суммы от ее первоначальной цены, и эта разница составит от 35% до 38% в общей стоимости владения автомобилем. Все остальные затраты, такие как расходы на постановку на учет, ежегодный транспортный налог, покупка зимних и летних шин, техническое обслуживание и т.д., являются не столь существенными — на их долю приходится порядка 10%.

По словам директора по развитию компании "Рольф" Владимира Мирошникова, при выборе автомобиля решающее значение для российских покупателей имеет его изначальная стоимость. Расходы на эксплуатацию тоже влияют на выбор, но этот фактор вторичен. При этом стоимость владения имеет большое значение, прежде всего, для потребителей автомобилей массового сегмента, тогда как в премиум-сегменте покупатели готовы себе позволить дополнительные расходы для комфортной эксплуатации.

В свою очередь, директор департамента маркетинга и рекламы ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Ермилов отмечает, что покупателей моделей массового сегмента, например, интересует расход топлива, так как цены на него постоянно растут и занимают большую часть затрат на содержание автомобиля, а премиального — транспортный налог, который увеличивается пропорционально от стоимости автомобиля и зависит от мощности двигателя.

"Основными пунктами при выборе автомобиля остаются его стоимость и техническое оснащение. В погоне за выгодой и возможностью получить автомобиль с хорошим соотношением цены и качества, покупатели забывают о необходимости просчитывать бюджет дальнейшей эксплуатации. Кроме того, цель приобретения автомобиля тоже играет важную роль при его выборе — внедорожники зачастую приобретаются не только для выезда на природу большой компанией, но и для создания определенного имиджа владельца", — рассуждает Алексей Ермилов.

Между тем, эксперты "Автостата" сравнили несколько популярных моделей-конкурентов в различных сегментах с точки зрения стоимости владения. Для расчета был взят срок эксплуатации автомобиля в 5 лет, а пробег за весь срок — 100 тыс. км. Также в качестве регионов фигурировали Москва и Московская область, возраст водителя составил 40 лет, а его стаж — 20 лет.

Фото: www.auto.ru

Так, среди популярных седанов В-класса (Hyundai Solaris, Lada Vesta, Volkswagen Polo) в течение 5 лет (или 100 тыс. км пробега) меньше всего потратят владельцы "Весты". Содержание отечественной модели с двигателем 1,6 л (106 л.с.) и механической коробкой передач в течение этого времени обойдется им в 691 тыс. рублей или 11,5 тыс. рублей в месяц. Дороже всех из этой тройки оказывается Volkswagen Polo с мотором 1,6 л (90 л.с.) и МКП, расходы на содержание которого за 5 лет составят 852 тыс. рублей или 14,2 тыс. рублей в месяц. Где-то между ними оказался Hyundai Solaris с двигателем 1,4 л (100 л.с.) и МКП, чей показатель стоимости владения составляет 783 тыс. рублей за 5 лет или чуть более 13 тыс. рублей в месяц.

Как говорит руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников, Lada Vesta признана самым дешевым седаном в эксплуатации потому, что стоимость страхования, техобслуживания и комплектующих у отечественной модели гораздо ниже, чем у иномарок массового сегмента. Кроме того, за счет изначально более низкой цены Vesta значительно меньше теряет в стоимости. В свою очередь, Volkswagen Polo обходится в эксплуатации дороже Hyundai Solaris, прежде всего, из-за бОльших расходов на топливо.

В сегменте компактных кроссоверов B-класса наиболее выгодной по содержанию признана Lada 4×4. За 5 лет владельцы этого внедорожника, оснащенного мотором 1,7 л (83 л.с.), "механикой" и полным приводом, потратят около 890 тыс. рублей или 14,8 тыс. рублей в месяц. Чуть дороже обойдется содержание кроссовера Renault Duster (1,6 л, 114 л.с., МТ, 4WD) — 907 тыс. рублей за 5 лет или 15,1 тыс. рублей в месяц. А обладатели популярного кроссовера Hyundai Creta (1,6 л, 121 л.с., МТ, 4WD) за это время должны будут выложить из кармана почти 1 млн рублей или 16,6 тыс. рублей в месяц.

"Несмотря на то, что Lada 4×4 менее комфортная, чем современные кроссоверы, она выигрывает у конкурентов проходимостью и ценой — от 600 тыс. рублей. При этом Hyundai Creta по сравнению с Renault Duster выглядит более привлекательно благодаря лучшим характеристикам мощности и динамики, а также возможности заправлять авто 92-м бензином", — комментирует Денис Решетников.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа

Среди моделей SUV (C) в выигрыше окажутся владельцы Volkswagen Tiguan (1,4 л, 150 л.с., АТ, 4WD), которые за 5 лет или 100 тыс. км пробега потратят 1,3 млн рублей или 21,7 тыс. рублей в месяц. Немного выше будут расходы на содержание у тех, кто ездит на Kia Sportage (2 л, 150 л.с., АТ, 4WD) — около 1,4 млн рублей за 5 лет или 23,1 тыс. рублей в месяц. А у владельцев Toyota RAV4 (2 л, 149 л.с., АТ, 4WD) этот показатель уже переваливает за отметку в 1,5 млн рублей за 5 лет или 25,4 тыс. рублей в месяц. По мнению Дениса Решетникова, если выбирать между этими тремя моделями, стоит отдать предпочтение Toyota RAV4, так как он менее остальных теряет в стоимости.

А вот в подсегменте SUV (D) среди тройки наиболее популярных моделей лучшим с точки зрения стоимости владения признан Mercedes-Benz GLC (2 л, 197 л.с., АТ, 4WD) — за 5 лет на его содержание будет потрачено 2,3 млн рублей или 38,1 тыс. рублей. "Чуть большие" затраты ожидают обладателей BMW X3 (2 л, 249 л.с., АТ, 4WD) — 2,5 млн рублей за 5 лет или 41,5 тыс. рублей в месяц, говорится в исследовании "Автостата". А самым дорогим в рассматриваемой тройке будет Porsche Macan (2 л, 252 л.с., АТ, 4WD) с показателем 2,7 млн рублей за 5 лет или 45,3 тыс. рублей в месяц.

"Как показывает практика, повседневные расходы на топливо и сервисное обслуживание меньше интересуют покупателей премиальных автомобилей, так как в большинстве своем это состоятельные люди. А вот транспортный налог и налог на роскошь, а также стоимость запасных деталей, комплектующих и расходников для обслуживания машин премиум-класса — критерии выбора, которыми руководствуются клиенты данного сегмента", — констатирует Алексей Ермилов.

Кар индекс за рулем

За полгода цены автомобилей этой категории взлетели до небес, далеко перевалив через наш внутренний рубеж в 1,1 млн руб. В очередную выборку попало 13 популярных моделей — одноклассников прежнего фаворита Mitsubishi Outlander, начальная цена которых не превышает 1 500 000 руб. За точку отсчета взяли комплектацию Intense с автоматической коробкой передач, тем более, что у обновленного Аутлендера она не претерпела больших изменений.

Напомним основные позиции: 7 подушек безопасности;ABS; ESP; климат-контроль; CD-MP3; обогрев передних сидений; противотуманные фары; датчики дождя и света; передний или полный привод.

Конечно, в точности подобрать одинаковые по оснащению комплектации у 13 машин практически невозможно, но мы постарались выбрать наиболее похожие, а для наглядности сводим их в таблицу.

Зачастую в городе и ближайшем пригороде достаточно иметь кроссовер только с передним приводом, учтем этот факт в нашем обзоре.

Кроме этого, будем использовать в качестве инструмента выбора наш фирменный КАР-индекс. Этот инструмент помогает определить стоимость владения автомобилем. Он был разработан и до сих пор применяется в нашем издании «Купи авто».

Для расчета КАР-индекса используют следующие параметры:

  • расходы на ТО за три года
  • стоимость постановки на учет и получения номеров
  • расходы на топливо (исходя из пробега 15 000 км в год)
  • остаточная стоимость автомобиля после трех лет эксплуатации
  • ежегодные платежи за ОСАГО
  • транспортный налог.

Итак, начнем по алфавиту.

Citroen Aircross

Citroen-C4_Aircross_2013_1600x1200_wallpaper_07

Комплектация Tendance наиболее близка к нашему запросу. Можно купить как переднеприводный, так и полноприводный вариант Aircross за 1 179 000 руб. и 1 229 000 руб. соответственно. Эти цены уже со скидкой 200 тыс. руб., которая распространяется на автомобили прошлого года, плюс 100 тыс. по программе Trade-in. Такая скидка в скором времени не будет казаться огромной, ведь цены выросли значительно больше.

Продажи Citroen за три первых месяца года упали на 80% по сравнению с тем же периодом 2014 года.

Да, модель не пользуется особой популярностью, но если она вам приглянулась, стоит обратиться к вторичному рынку: «французы» быстро теряют в цене, поэтому можно найти приличный автомобиль за хорошие деньги. Сейчас его можно купить за 880 000 —920 000 руб. (2012 года выпуска), более свежие экземпляры дороже на 50–80 тыс. руб. При этом стоить отметить небольшой пробег машин.

КАР-индекс: 12,18 (переднеприводный) и 12,74 (полноприводный) руб./км

Ford Kuga

Ford-Kuga_2013_1600x1200_wallpaper_06

Наш старый знакомый: в прошлый раз он лишь слегка уступил Аутлендеру. Сейчас автомобиль в комплектации Trend Plus можно купить в переднеприводном варианте с атмосферным двигателем объемом 2,5 литра за 1 169 000 руб. Полноприводный Куга обойдется дороже — в 1 234 000 руб. Правда, он агрегатируется только турбомотором объемом 1,6 литра. Цены даны с учетом двух скидок: «выгода» и бонус за Trade-in, в сумме они составляют 205 тыс. руб. и 240 тыс. руб., бÓльшая — за полный привод. Если поиграть с кредитом, можно выгадать еще 95 тыс. руб. и вплотную приблизиться к цене ноября 2014 года, когда за автомобиль просили 1 102 000 руб. Ford, скорее всего, решил исправлять ситуацию с падением спроса (-71% за три месяца), судя по ценам, он сможет притянуть к себе покупателей.

На вторичном рынке Куга ценится лучше, чем Эйркросс. Ценник начинается с 925 тыс. руб. за машину 2013 года выпуска, да и предложений раза в 3–4 больше, так что тем, кто хочет сэкономить, будет из чего выбирать.

КАР-индекс 10,62 и 10,65 руб./км

Honda CR-V

Honda-CR-V_2013_1600x1200_wallpaper_0c

В преддверии обновления модели Хонда предлагает небольшие скидки для автомобилей с автоматической трансмиссией, это нам только на руку. Но скидки смешные — 50 тыс. руб. по программе Trade-in. С учетом дисконта автомобиль в комплектации Elegance обойдется в 1 379 000 руб. Цена великовата, но КАР-индекс всего 9,26 руб./км, на 3 рубля меньше, чем у Aircross, а это 45 тыс. руб. экономии при пробеге 15 000 км за год. Но есть большая вероятность договориться о дополнительных скидках и подарках, тем более, что продажи у компании за первые два месяца 2015 года просто ужасные: минус 87%.

Правда, стоит отметить хорошую ликвидность Honda CR-V на вторичном рынке. За автомобиль 2012 года просят 1 100 000 руб. и выше. Более свежие машины стоят почти как новые, от 1 250 000–1 450 000 руб. В наше время неплохой показатель. Если нацелились на эту модель, стоит поднатужиться и купить, при смене автомобиля потери будут невелики.

Читайте также  Чем обезжирить поверхность перед покраской

КАР-индекс: 9,26 руб./км

Hyundai ix35

Hyundai-ix35_2014_1600x1200_wallpaper_0d

Популярный кроссовер. И хотя дорожный просвет оставляет желать лучшего — всего 175 мм, покупатели любят эту машину, которая предлагается в 21 комплектации. Нашим требованиям отвечают три. Две переднеприводные — Start LE и Comfort за 1 289 900 и 1 328 900 руб. соответственно, а также полноприводный Comfort за 1 398 900 руб. Скидок нет, но, возможно, вам удастся уломать продавца на подарки. За три месяца спрос на эту модель упал всего на 13%, это хороший результат, если учесть, что рынок рухнул на 42%.

На вторичном рынке автомобили 2012 года выпуска с небольшим пробегом можно купить начиная с 880 000 руб. Годовалые машины предлагаются от 950 000–970 000 руб. и выше.

КАР-индекс: 10,79 ;10,97 и 11,28 руб./км

Kia Sportage

Kia-Sportage_2014_1600x1200_wallpaper_01

Еще один «кореец» — одноплатформенник Hyundai ix35. По силовому каркасу кузова они очень похожи, чего нельзя сказать про цену. Киа процентов на 10 дешевле, а если учесть скидку в 75 тыс. руб. по программе Trade-in, то цена окажется очень привлекательной. Судите сами: переднеприводная машина в комплектации Comfort стоит 1 109 000 руб., за эту же комплектацию с полным приводом придется отдать 1 179 900 руб. Это, пожалуй, одно из лучших предложений на рынке. Такие выгодные цены можно объяснить только резким падением спроса на эту модель: за три месяца текущего года продажи ниже на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

На вторичном рынке автомобили 2012 года можно купить, имея 800 000 руб. Более свежие машины на 70 — 90 тыс. руб. дороже. Эксплуатационные расходы тоже невелики, на один километр пробега придется потратить от 10 до 11 руб.

КАР-индекс: 10,9 и 11,24 руб./км

Mazda CX-5

Mazda-CX-5_2016_1600x1200_wallpaper_14

С моноприводом автомобиль можно приобрести за 1 210 000 руб. в начальной комплектации Drive, с учетом скидки 40 тыс. руб. по программе Trade-in. На оснащение Мазда, в отличие от конкурентов, не скупится. За это маркетологов Mazda стоит похвалить.

Полноприводная версия дороже, но и оснащена богаче: Active за 1 335 000 руб. с учетом скидки 75 тыс. руб. по программе Trade-in. За три первых месяца текущего года продажи модели упали на 26%, это несколько лучше, чем дела обстоят в среднем по рынку, но ситуация очень непростая. Возможно, в скором времени мы увидим дополнительные скидки.

Машина хорошо торгуется и на вторичном рынке — за трехлетку просят от 970 тыс. руб. и выше. Более свежие машины на 100 тыс. дороже. А если оценивать СХ-5 по КАР-индексу, то она лидер первой шестерки.

КАР-индекс: 8,12 и 8,78 руб./км

Mitsubishi Outlander New

Mitsubishi-Outlander_2016_1600x1200_wallpaper_01 (1)

В прошлом году Outlander оказался лучшим из трех кроссоверов — мы даже собирались его купить. Сколько же сейчас придется заплатить за обновленный автомобиль?

Переднеприводной версии, отвечающей нашим требованиям, в линейке нет. Базовая переднеприводная модель — без обогрева передних сидений, ESP, только с двумя подушками безопасности, аудиоподготовкой и без задней полки — стоит 1 289 000 руб. На наш взгляд, это чересчур, тем более на падающем рынке. За полноприводную в комплектации Intense сейчас просят 1 469 990 руб., это стоимость с учетом скидки в 40 тыс. руб. по программе Trade-in. Полгода назад мы бы отдали на 37% меньше, правда, за дорестайлинговую модель, которую, кстати, еще можно купить.

То. что такой рост цен себя не оправдывает, доказывает и падение продаж на 55%. Если обратиться к недалекой истории, то в сентябре-ноябре 2014 года, когда были большие по тем временам скидки в 150 тыс. руб., продажи Mitsubishi Outlander росли как на дрожжах (сентябрь — плюс 519 шт., октябрь — плюс 273 шт., ноябрь — плюс 600 шт. относительно объема продаж за те же периоды 2013 года).

На вторичном рынке трехлетний автомобиль можно купить начиная от 950 тыс.руб. За более свежие машины просят от 1 150 тыс. руб. (если пробег очень маленький). Скорее всего, такие автомобили продают те, кто успел приобрести Outlander по дешевке в конце года и теперь хочет подзаработать.

КАР-индекс: 12,35 руб./км

Тема выбора кроссовера стоимостью до полутора миллионов рублей в оптимальной комплектации на этом не закрыта. В следующем обзоре мы рассмотрим еще семь кроссоверов из 14 попавших в выборку: Mitsubishi ASX, Nissan — Qashqai и X-Trail, Opel Antara, Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan. Следите за нашими публикациями!

Стоит ли покупать кроссовер сейчас?

Однозначного ответа нет. Если есть свободные деньги и желание сменить машину, можно посоветовать следующее:

1. Сейчас покупатель имеет преимущество по отношению к продавцу. У первого — деньги, у второго — падение продаж и очень вялая торговля. А потому, выбрав автомобиль, не поленитесь обратиться к нескольким дилерам и при этом — конечно, в корректной форме- демонстрируйте предложения конкурентов. Уверен, получите дополнительные подарки или скидку. Но самое главное — не зарывайтесь.

2. Какой кроссовер предпочесть? Это сложный вопрос. И с ответом на него я бы, пожалуй, еще немного подождал. Судя по информации, поступающей от представительств автофирм, они, наконец, нащупали линию поведения на падающем рынке. Первый шаг навстречу покупателю уже сделан, компании объявляют о снижении цен на некоторые модели. Правда, действие скидок ограничено: у кого-то 15 дней, у других — месяц. Это и понятно: рубль-то нестабильный.

3. В любом случае взвешенно подходите к выбору автокредита. Многие компании предлагают очень выгодные условия, вплоть до 0% годовых на три года. Но при этом замалчивают стоимость обязательной страховки каско. А она на сегодняшний день может легко перекрыть все выгоды по кредиту.

Наш партнер — компания «Визави» — рассчитала стоимость каско у шести ведущих страховых компаний. Самые выгодные условия, конечно, для опытных водителей от 45 лет со стажем 25 лет- в среднем страховка не превысит 100 тыс. руб. А если вы новичок без опыта вождения и вам 22 года, готовьтесь выложить кругленькую сумму, превышающую 15% стоимости автомобиля. Вы к этому готовы?

Расчеты каско, предоставленные агентством «Визави».приведены ниже.

Выкладывая кровные за автомобиль, мы порой не задумываемся, во что обойдется его содержание. Алексей Сергеев решил посчитать расходы на эксплуатацию пяти популярных в различных классах автомобилей: Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Renault Duster, Toyota RAV4 и Mercedes-Benz E-класса. Вышло весьма познавательно.

Возьмем пять самых популярных в своих классах автомобилей — каждый в наиболее востребованной комплектации — и прикинем расходы на эксплуатацию в течение первых трех лет, по прошествии которых обычно заканчивается заводская гарантия и машина переходит в другие руки. Поскольку многие (не таксисты и не «подснежники») ежегодно накатывают 20–25 тыс. км, общий пробег за три года мы приняли равным 70 тысячам.

Точнее всего о размере трат говорит расходный индекс. Он показывает, в какую сумму обходится каждый пройденный километр или один день владения машиной. Если включить в расчет мойки, платные парковки, внеплановые ремонты, штрафы за нарушения ПДД и прочее, индексы заметно изменятся, но подобные траты всецело зависят от режима эксплуатации и образа жизни владельца, потому мы их не учитывали.

Занимательная арифметика: чем дороже автомобиль, тем больше денег он вытянет в ходе эксплуатации

Конечно, невозможно подходить к покупке машины сугубо рационально. Нами движет не только холодный расчет, от эмоций не уйти. Но подобный индекс наглядно показывает, насколько дорогой автомобиль обременительнее для семейного бюджета. Потянете ли?

Эксплуатация автомобиля

каско считать?
штрафы, доверенности, налоги?
ванючки, палироли, мойки, сушки/утруски?

или только расходы "первой необходимости"?

1,95 — бензин
1,25 — эксплуатационные расходы
Итого 3,20 р/км

Кстати, vitmer , 1,70р/км — нереально это ты только бензин посчитал.И еще, такая тема уже гдето была и не раз

2Vovka прально! "мухи отдельно, котлеты отдельно"
1,26 — бензин
1,03 — эксплуатационные расходы
Итого 2,29 р

не считала
— мойку
— доп оборудование

1,95 — бензин
1,25 — эксплуатационные расходы
Итого 3,20 р/км

Кстати, vitmer , 1,70р/км — нереально это ты только бензин посчитал.И еще, такая тема уже гдето была и не раз

как ни странно (сам удивляюсь)-1.7р/км в сумме. а если только бензин-то ок 1 ркм. (ну, была темка. впомним все. )

Верно. но как ее высчитать? По учебникам экономики? Или уточнить коэффициенты износа в бухгалтерии ближайшего АТП?.
Давайте все же максимально упростим-скока конкретно ушло "из кармана" на километр. (если начнем все подсчитывать-ездить некогда будет)

У тебя расход 5 литров на сотню?

среднеэксплуатационный за последние полгода-6,1 л/100. это если карандашиком-калькулятором. а БК ваще выдает 5,8. по-моему, врет. по трассе 90-95-БК показывает 4,4-4,7. говорят, это "паспортный" расход. посмотрим, как зимой будет.

Ща попробую посчитать в настоящих ценах.
за 3 года пробег 110 т.км.. Средний расход 8,5 л/100

1100х8,5х21=196 т.р. Охренеть.

Оправившись от шока продолжаем
на ремонты, расходники ушло

Теперь амортизация. Покупал я машину за 7 т.долл. Продал за 6,5 т.долл. ..т.е. казалось бы не потерял в цене, однако глянув на цены обнаружил что теперь подобные машинки на 3-4 года моложе стоят на 4-5 т.долл дороже. Т.е. вот это и есть потери на амортизации. Усредняем.

Итого выходит 391,9 т.р. на 110 т.км
3,56 р./км
или 358 руб. в день

Блин, а может на такси будет дешевле? Ушёл думать.

В кабардосии что то с бензином сделали? помнится раньше там бензин отвратительный был, я заправлялся еще в ставропольском крае, до прохладного и обратно, лишь бы у вас не заправляться.

К "Роснефти" уменя лично претензий нет (АИ-92)..при случае предпочитаю "Лукойл" на Ставрополье

Возражаю..Объясню, почему-КАСКО, гостехосмотр, ОСАГО, оплата автостоянки-эти затраты, в принципе, можно считать величиной постоянной-ну, небольшой разброс в зависимости от марки машины и т.п.-и особо не отличаются , к примеру, у московских водителей (какая разница, к примеру, в этих затратах для владелца "ГАЗ 2410" или "АУДИ-80"?). штрафы-ну, звиняйте-тут уж хто как ездит.
Я эту темку родил из интереса узнать-как дорог тот или иной автомобиль в эксплуатации повседневной-а тут именно расходники и ГСМ все определяют. допоборудование тоже не стоит учитывать-к примеру, наличие/отсутствие сигнализации ведь не влияет на экономичность двигателя. Вот такое мое мнение.

Нифигасе! Да, батенька, такси дешевле. вот и первые выводы-не самые лучшие иномарки (без обид, не Феррари же. )-а денежки-то сосут..и, как видим, не слабо. Вот так и задумаисся-а стоит ли лишний раз в воскресенье к теще съездить. (я вот как-то прочел в одном из старых (очень старых-где-то 80-81 гг-журналах "За рулем"-что стоимость километра для владелца "шестерки" -около 7 копеек..так там така буря поднялась!-ой, как дорого. электромобили дешевле. ну, и в том же духе)

КАСКО для разных авто стоит ОЧЕНЬ по разному и ОСАГО тоже. Оплата стоянки — согласен, не отличается. А доп.оборудование — у одних машин уже стоит, а другим придётся ещё потратиться.

Эти расчеты для машин всех марок (кроме почему-то российских, за исключением "Шнивы") приведены в каждом номере журнала "Купи авто".

Это называется "КАР-индекс" ($/км).
Он учитывает все расходы на машину в течение 3 лет и пробеге в 70 тысяч км.
А то некоторые "умники" откатают на новой, или на прошедшей предпродажку машине полгода, и не нарадуются, как дешево она им обходится.

Читайте также  Что нужно чтобы вписать водителя в страховку

При подсчете КАР-индекса учитываются:
— затраты на топливо,
— расходы на плановые ТО,
— страховки по ОСАГО,
— транспортный налог,
— потери при продаже машины (через 3 года после покупки новой),
— плата за регистрацию авто и расходы на 2 гос.техосмотра.

Цены на топливо (бензин АИ-95 или соляра), и на плановое ТО берутся средние московские — в месяц подписания номера в печать.

Я считаю, что там все очень правдоподобно подсчитано.
Объясняю почему — бухгалтерия моего предприятия (торговля всякой химией) тоже подобным подсчетом естественно занимается (полный учет всех счетов-чеков, включая даже расходы на мойку машины — забираем товарные чеки).
Ремонт у нас обычно по гарантии, или по АВТОКАСКО, его не учитываем. На нашем балансе — более 60 легковых машин: две Волги, около 40 зубил, три Нексии, Матиз, Чери Амулет, два Киа Рио, Ниссан Альмера, Ниссан Микра, два Гольфа, Пассат, Хонда Цивик, Хонда Аккорд, Вольво-седан, Паджеро Спорт, Мерс S500, и две Газели-будки. Кроме Вольво (ему лет 10, он был отдан нам в расчет за долги) — все машины не старше 2-3 лет (после этого срока мы их обычно меняем по трейд-ину). Все машины страхуются без ограничений по управлению — любой сотрудник, если надо, сядет, и поедет (с доверенностью или путевым листом). Служебные машины всех директоров (генерального и прочих, включая и меня) — тоже на балансе предприятия и вошли в вышеупомянутый перечень (на моей "подписи" внизу поста — мое личное авто для поездок в выходные на дачу).

Так вот — порядок цифр получается у наших бухгалтеров такой-же.
Ну, скажем, так: реально — оно чуть-чуть побольше выходит, но наши машины в основном по Москве ездят, и расход бензина естественно больше, а еще мы и мойки машин учитываем — нашемарка 110 рублей, иномарка 200-240 рублей, джип где-то 300-400 рублей. Это "экспресс-мойка" (керхер и стекла с шампунем) + 4 коврика.
А вот соотношение между расходами на разные марки машин вообще очень точное. Я исходя из этих данных уже года два планирую все свои автотраспортные расходы.

Примеры такого вот КАР-индекса ($/км), правда — из октябрьского номера (свежее просто нет под рукой):
Сенс — 0,16
Ланос — 0,18
Матиз — 0,14
Альбея — 0,15
Фьюжн — 0,14
Акцент — 0,17
Гетц — 0,17
Рио — 0,17
Мерс А-класса — 0,24
Корса — 0,15
Логан — 0,16
Нексия — 0,15
Фокус — 0,14
Спектра — 0,18
Ланцер (9) — 0,15
Альмера Классик — 0,16
Меган — 0,21
Октавия Тур — 0,15
Импреза — 0,43
Королла — 0,16
Гольф — 0,23
ВМВ 3-ка — 0,40
Ситроен С5 — 0,33
Аккорд — 0,30
Мерс С-класса — 0,51
Авенсис — 0,23
Пассат — 0,28
БМВ 5-ка — 0,63
Галант — 0,35
БМВ Х5 — 0,88
Шевроле Нива — 0,19
Хаммер Н2 — 0,99
Аутландер, Х-Трайл, Киа Спортаж и Тусон — 0,30
Кашкай — 0,22
Рав-4 — 0,26

Это далеко не все машины (так, просто "нахватал" те, что здесь в ходу). А всего там таблички на 3 страницах по категориям (мини и супермини; "гольф"-класс; средний класс; бизнес-класс; микро-,компакт- и минивэны; вседорожники; грузопассажирские автомобили).

По "нашемаркам" скажу так:
расходы на зубилы (13, 14, 15) — чуть ниже уровня расходов на Нексии (бензина зубилы жрут меньше Нексии в среднем на 1 литр/100 км). Простоев и невыездов на работу "зубил" за последние 2 года не было ни разу (аварии были, травм и жертв не было).
Волги — обходятся примерно раза в 1,5 дороже "зубилы", но часто ломаются (хотя на них много и не ездят).

«Все становится только хуже». Дилеры продают машины с допами на 1 млн

Покупатели продолжают массово жаловаться на навязывание дополнительного оборудования и отказы дилеров продавать автомобили по рекомендованным розничным ценам от производителей без ценовых надбавок и допов. К стоимости некоторых моделей прибавляют до 1 млн рублей. Дилеры в свою очередь объясняют такое поведением дефицитом. Autonews.ru пообщался с участниками рынка и выяснил, какие машины предлагают с самыми дороги доппакетами.

В этом материале:

Самые дорогие допы

Российское законодательство никак не защищает покупателя от дилерского произвола с допоборудованием. Единственной зацепкой для клиента может быть только зафиксированная письменно где-либо цена. Причем это может быть даже мессенджер. Но если дилер открыто говорит, что по прайсу машина стоит 2 млн рублей, а мы продаем ее за 3 млн рублей, то он ничего не нарушает. Об этом Autonews.ru рассказал Павел Карин, который помогает покупателям приобретать машины по честной цене и юридически грамотно отказываться от допов.

Статьи 21 сентября 2020 «Без ковриков не отдадим». Как автодилеры навязывают опции клиентам

Сегодня на рынке есть несколько популярных моделей, к стоимости которых прибавляют пакеты допоборудования — без них дилер вообще отказывается отдавать машину. По данным наших источников на рынке, самые крупные суммы добавляют к цене на Toyota Land Cruiser, Kia Mohave, Kia Carnival и Hyundai Palisade.

На какие машины навязывают дорогие допы
Автомобиль Рекомендованная розничная цена Пакеты допоборудования
Toyota Land Cruiser от 3 млн рублей 1 млн рублей
Kia Mohave от 3 649 900 рублей 1 млн рублей
Kia Carnival от 2 699 900 рублей 250-400 тысяч рублей, но есть предложения за 1 млн
Kia Sorento от 2 419 900 рублей 200-400 тысяч рублей
Hyundai Santa Fe от 2 529 000 рублей 400 000 рублей
Hyundai Palisade от 3 449 000 рублей 700 000 рублей
Renault Duster от 980 000 рублей 250 000 рублей

Что касается премиального сегмента, то автомобили марок Audi и BMW можно приобрести даже со скидками, но здесь все зависит от модели. Однако разброс розничной рекомендованной цены у дилеров по Москве на модель BMW X5 30D M Sport, например, составляет до 1 млн рублей.

«На дилера почти невозможно повлиять»

Если сейчас посмотреть мелкие сноски прайс-листов, то там указано, что машина может продаваться с дополнительным оборудованием, и финальную цену необходимо уточнить у дилера. Хотя раньше в этих сносках была указана максимальная цена дилерской перепродажи.

«Такое ощущение, что суммарная сила дилеров сейчас не меньше, чем у производителей. Автокомпании не могут никак на это повлиять. Знаю, что почти все производители раздражены этим фактом. Они хотят это исправить. Взять хотя бы онлайн продажи Hyundai. Из всех тех, кто смог купить машину по их схеме, мне писали только люди из регионов. В Москве это сделать невозможно», — рассказывает Павел Карин.

По словам собеседника, как-то повлиять на дилеров сегодня очень сложно. Ведь покупатели не могут договориться между собой и завалить Роспотребнадзор жалобами на дилеров.

«Точечно на рынке что-то происходит, делают проверки по заявлениям покупателей — и дилер говорит, что исправился, и продает одну машину без допов. А поскольку до следующей жалобы долгая пауза, то все расслабляются, и все происходит по новой. Покупатели же не могут сказать: «Мы не будем покупать», — считает Карин.

Эксперт согласился с тем, что по навязыванию допоборудования было небольшое ослабление в конце зимы-начале весны. «Но сейчас из того, что я вижу, все только ухудшается. Дефицит сейчас очень серьезный. Курс доллара уже не влияет на цены, потому что он давно не менялся. Эта гонка повышения цен когда-то дойдет до стопа и провала на рынке, но когда это случится, пока никто не знает», — говорит эксперт.

Проблема онлайн продаж

Несмотря на то, что автокомпании запускают онлайн продажи, купить машину от производителя таким образом сегодня очень сложно. Клиентов в 90% случаев перехватывает дилер, который меняет схему продажи с помощью заключения договора. Поэтому клиентам онлайн шоурумов необходимо хорошо изучить схему онлайн продаж и четко ей следовать.

«В случае с Renault, например, интересная схема. Покупатель заходит в шоурум, бронирует машину и тем самым фиксирует цену. Дилер видит, что сам факт брони состоялся, тут же звонит покупателю и говорит: «Приходите, надо заключить договор». Покупатель, не понимая процессов, приходит, заключает договор с дилером и тем самым рушит сам себе всю цепочку, потому что по задумке Renault надо дождаться письма от компании с индивидуальной ссылкой на финальную бронь. А дилер, по сути, перехватывает человека, и цепляет его себе. В итоге покупатель делает уже две предоплаты по 10 тысяч рублей. У меня была такая история, которую мы раскручивали в ручном режиме через компанию Renault. Но на поток это не поставить, и дилеров не воспитаешь. Идет только точечная борьба», — рассказывает Павел Карин.

В онлайн шоурумах Hyundai и Renault есть шанс найти и забронировать хорошую машину по честной цене и отстоять ее. У корейского бренда даже есть бот в мессенджере Telegram, который отслеживает поступление машин. Если клиент планирует купить Hyundai Creta, а их на рынке нет, то через бот можно первым узнать, когда машина появится и сразу ее забронировать. Кроме Renault и Hyundai об открытии онлайн шоурума 20 мая объявила компания Nissan.

Что говорят сами дилеры

Некоторые представители рынка считают, что автокомпаниям сложившаяся ситуация тоже выгодна. По данным источника Autonews.ru в одном из дилерских центров Москвы, производители начисляют дилерам дополнительные премиальные баллы за продажу машин с допоборудованием.

Сейчас отрасль живет в ситуации жесткого дефицита по большинству моделей. И именно это стимулирует повышение цен в условиях ограниченности ресурса, объяснил руководитель группы компаний «Прагматика» Владислав Рыдаев.

«Если на один автомобиль есть два клиента, и один готов купить машину с допами, а второй — без, то я выберу первого покупателя. По факту спрос таков, он позволяет торговать на этом уровне маржинальности. Текущий спрос порождает такой уровень цен. И они не станут меньше, они будут больше перетекать в производителей и в государство», — уверен дилер.

По его словам, цены являются компенсирующим фактором соотношения спроса и предложения. Когда рынок разворачивает ситуацию в другую сторону (машин на рынке больше, чем спрос на них), это порождает другое ценообразование.

«И к нам также приходят клиенты, которые знают про рекомендованные розничные цены и говорят: «А нам еще сигнализацию и комплект новой резины в подарок». И как-то обычно никто не слушает аргументы дилера. И это нормально», — объясняет Рыдаев.

Как выгодно купить машину

Дилеры говорят, что сегодняшняя ситуация краткосрочна и рекомендуют смотреть машины у дилеров в других регионах и инвестировать больше времени в посещение разных конкурирующих дилеров в мегаполисах.

Такого же мнения придерживается и автоэксперт по покупке автомобилей без наценок Павел Карин. «Совет покупателям только один. Если вы, например, в Москве, то у вас есть весь город, а также все подмосковные города. А если еще готовы сгонять на «Сапсане» в Питер, то еще и Питер. Садитесь на телефон, обзванивайте всех дилеров и ищите себе машину. Если везде машину продают с допами, то без допов ее не купить, но тогда надо искать дилера, у которого этих допов будет меньше и пробовать торговаться», — советует Карин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: