Что является местом дтп

Что является местом дтп

Как определить место столкновения транспортных средств при ДТП

Как определить место столкновения транспортных средств при ДТП

Опытные автоюристы знают — от правильного установления места столкновения транспортных средств, зачастую, зависит исход всего дела о дорожно-транспортном происшествии. Ошибка в определении этого злополучного места может стоит весьма и весьма дорого. И хорошо, если речь идет о мелком ДТП с механическими повреждениями, где на кону стоит пару десятков тысяч рублей. А если это уголовное дело по ст. 264 УК РФ, где от квалификации юристов и экспертов зависит судьба человека или определение подлинного виновника трагедии? В этой ситуации цена ошибки в определении места ДТП возрастает многократно.

Например, в нашей практике был случай, когда во встречном ДТП на узкой загородной дороге на большой скорости по касательной столкнулись фургон и легковой седан . Авария закончилась трагедией – водитель и пассажир легковушки, которая, потеряв управление, вылетела с трассы, погибли на месте. Единственным очевидцем происшествия оставался водитель грузовой машины – заинтересованное лицо. Оценив ситуацию, он сразу же выдвинул версию о том, что ехал ровно по своей полосе и в момент встречного разъезда с легковушкой, та неожиданно заехала левыми колесами на его полосу и по касательной задела грузовик.

Ситуация осложнялась тем, что столкновение действительно произошло в районе осевой сплошной линии и контакт между ТС был именно по касательной. Казалось бы, оснований не верить показаниям водителя фургона нет. Однако, результаты тщательного и грамотного осмотра места происшествия, а также квалифицированное проведение последующих автотехнических экспертиз, дали серьезные основания сомневаться в правдивости слов водителя грузовика. В итоге, по результатам расследования было доказано, что местом столкновения была все-таки полоса, по которой ехал легковой автомобиль, а правила нарушил водитель фургона, который в самом конце этой юридической эпопеи признался в том, что на секунду отвлекся от дороги и заехал на встречную полосу.

Вот так, благодаря качественно проведенной работе по установлению всех деталей происшествия, был установлен настоящий виновник гибели двух человек.

Именно поэтому в расследовании ДТП установление места столкновения транспортных средств считается едва ли не самым ключевым моментом, от которого зависит весь дальнейший ход разбирательства.

С юридическо-технической точки зрения, установление места столкновения транспортных средств при ДТП – это сложное комплексное мероприятие, требующее совместных усилий юристов и экпертов-автотехников. От первых требуется тщательно и грамотно зафиксировать все следы аварии и собрать все установочные данные, без которых невозможно провести экспертизу, а от вторых – качественно и глубоко проанализировать представленные данные, произвести сложные расчеты и сделать точный экспертный вывод о месте столкновения.

Какие же обстоятельства позволяют следователям и экспертам наиболее достоверно установить место столкновения? На самом деле их очень много, поэтому мы назовем лишь те, которые чаще всего учитываются на практике:

— Показания участников ДТП и очевидцев. По правде говоря, это далеко не самый надежный способ установления места аварии, поскольку, показания очевидцев могут быть весьма далеки от истины, т.к., участники ДТП, либо пассажиры из числа друзей и родственников водителей, зачастую, намеренно искажают истинную картину аварии в более выгодную для себя сторону.

— Осыпь стекла, грязи, обломки мелких деталей, пятна от разлива технических жидкостей и других Чем больше следов осталось на месте ДТП, тем более точно можно установить место столкновения, выбрав из всех объектов самые информативные. Вообще, в экспертном сообществе считается, что наиболее объективным материальным критерием определения места столкновения ТС является осыпь земли с элементов машины (с арок, днища, брызговиков и т.п.). Все дело в том, что при ударе в момент ДТП, земля осыпается с деталей машины мгновенно и остается практически в том же месте, где произошла авария. Прочие детали, такие, как стекло, мелкие детали автомобиля и т.п. позволяют установить место столкновения со значительной степенью погрешности, поскольку, разлет обломков в разные стороны может быть обусловлен многочисленными факторами, учесть которые невозможно.

— Следы торможения, юза, волочения и т.п. характерные отметки, оставляемые автомобилем на асфальте или на земле в момент до и после столкновения. Следы данного типа также считаются весьма объективными информативными признаками.

— Следы деформации на кузове и деталях автомобилей. Этот способ весьма сложный в применении и заключается в «состыковке» участков ТС, которые контактировали друг с другом при ударе. Однако, такой метод работает, как правило, при одиночных механических повреждениях. В случае, если в серьезном ДТП автомобили получают обширные множественные повреждения, рассредоточенные в разных частях кузова, такой способ оказывается бесполезным.

— Расположение прочих объектов, имеющих отношение к аварии, например, выпавший груз.

— Взаимное расположение транспортных средств после того, как они остановились.

Как мы уже сказали, это далеко не полный перечень факторов, которые помогают следователям и экспертам устанавливать место столкновения ТС.

Впрочем, мы не назвали еще один, самый достоверный способ установить место столкновения транспортных средств. Это видеозапись.

При наличии хорошей видеозаписи с регистратора или камеры уличного наблюдения, все остальные мероприятия, описанные нами выше, превращаются в пустые формальности. Именно поэтому автоюристы советуют не экономить на покупке видеорегистратора и выделить из семейного бюджета необходимую сумму на приобретение этого полезного устройства.

  • Полезный совет. Если вы стали участником ДТП, не рассчитывайте на то, что прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД или следователи детально и качественно зафиксируют всю обстановку. Как показывает практика, большинство проблем на дальнейших стадиях разбирательства ДТП происходит по причине того, что осмотр места происшествия был проведен из рук вон плохо. Поэтому, во избежание дальнейших трудностей с доказыванием своей правоты, по возможности фотографируйте, а еще лучше, снимайте на видео всю обстановку после столкновения, включая самые мельчайшие детали. Если не можете сделать этого сами – попросите знакомых, родственников и т.д. Не поленитесь несколько раз обойти место аварии и зафиксировать все с разных ракурсов. Поверьте нашему опыту — в таком деле мелочей не бывает.

Как мы уже упомянули, в правоприменительной практике достаточно часто определение места столкновения транспортных средств устанавливается в ходе проведения специальной автотехнической экспертизы. Современные экспертные методики позволяют, при наличии достаточных исходных данных, весьма точно установить расположение транспортных средств на дороге в момент их столкновения.

Что это за исходные данные, мы уже говорили выше – следы торможения, осыпь, повреждения на кузове и т.д.

Что касается, непосредственно, сути экспертных исследований, то это довольно сложная «кухня», вникнуть в которую дано не каждому.

Не вдаваясь в детали, скажем, что, к сожалению, существующие методики установления места столкновения транспортных средств в некоторых особо сложных и запутанных ситуациях, зачастую, порождают больше вопросов, нежели ответов. К тому же, специалисты государственных экспертных учреждений (ЭКЦ системы МВД, ЛСЭ Минюста и др.) при проведении экспертиз руководствуются только официально утвержденными методиками их проведения экспертиз, несмотря на то, что многие из них откровенно устарели.

В целом, процедура установления места столкновения ТС экспертным путем – весьма непрозрачная и очень субъективная процедура, результаты которой зависят от точки зрения конкретного эксперта.

Например, нередко, эксперты-автотехники делают вывод о том, что местом столкновения ТС является участок наибольшей концентрации осколков стекла и пластика при отсутствии других следов, хотя, по факту эти осколки разлетаются на большую площадь. При этом, по другим аналогичным делам многие эксперты-автотехники, ничуть не смущаясь, пишут в заключениях, что определить место столкновения «по расположению oтдельных частей ТС не представляется возможным, т.к. их перемещение от места удара зависит от многих неподдающихся учету факторов».

Впрочем, суды, при оценке экспертных заключений не слишком вдаются в «детали производства» и как правило, принимают выводы экспертов о месте столкновения в качестве «истины последней инстанции».

В завершение, хотелось бы еще раз посоветовать вам максимально подробно фиксировать всю обстановку после ДТП, не игнорируя даже незначительные мелочи. В этом случае шансы на точное установление места столкновения транспортных средств, а следовательно, и истины по делу, будут близки к 100%.

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Что такое ДТП? Определение в ПДД и действительность существенно различаются. Несмотря на многочисленные вносимые изменения в правила дорожного движения, достигнуть полного совпадения закона и практики не получилось. По этой причине нередко водители сталкиваются со спорными моментами. Незнание таких положение не позволит самостоятельно разбирать и анализировать ситуации, произошедшие на дороге из-за чего защищать свои права может быть очень сложно.

Что такое ДТП?

Факт произошедшего ДТП может иметь большое количество последствий. Также от этого зависит возможная квалификация и меры ответственности для виновного водителя. В связи с этим важно различать, что такое ДТП какие условия возникновения, а также возможные виды.

Нормативное регулирование

Понятие ДТП закреплено сразу в нескольких нормативно правовых актах. Из-за этого могут возникнуть некоторые сложности с его толкованием. Однако во всех случаях ДТП может быть расшифровано как дорожно-транспортное происшествие. В большинстве нормативных правовых актах содержится именно раскрытое понятие, которое подвергается дальнейшему толкованию.

Основным и самым главным НПА является ПДД. В пункте 1.2 содержится большой перечень терминов, среди которых есть ДТП. В данном случае представлено следующее определение – событие, которое возникло при движении ТС по дороге и с его участием,если в результате был причинен вред здоровью людей, либо имуществу. Также может наступить любой иной материальный ущерб.

ВАЖНО . Исходя из данного определения видно, что ключевая особенность любого ДТП заключается в наступлении неких неблагоприятных последствий. Их наличие обязательно и без этого ДТП быть не может. Непосредственно в ПДД не устанавливаются размеры причиненного вреда, однако это имеет огромное значение.

Данный термин получил закрепление и в других НПА. Например, в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Определение в данном законе аналогично данному в правилах дорожного движения.

Читайте также  Что такое молотковая краска по ржавчине

Федеральное дорожное агентство многократно давало рекомендации, в которых термин ДТП раскрывался. Действующая на сегодняшний день рекомендация содержит определение аналогичное данному в ПДД.

Кроме этого, в многочисленных подзаконных актах давались уточнения и дополнительные раскрытия данного термина. Благодаря этому получилось раскрыть термин ДТП со всех сторон, рассмотреть все связанные с ним нюансы. Однако даже при таком подходе избежать пробелов и сложностей в толковании, а также применении на практике не удалось. Нередко возникают споры между водителями, сотрудниками ГИБДД и даже судами. Из вышеперечисленного наибольшей юридической силой будет обладать судебное решение, поэтому ориентироваться необходимо именно на него.

Иное толкование ДТП

Помимо официальных определений, закрепленных в различных НПА, существуют и иные, которые имеют непосредственного юридического значения, но сложились на практике и могут довольно часто применяться, в том числе судами.

В реальной ситуации, произошедшей в условиях дорожного движения может быть проблематично разобрать произошло ли дорожно-транспортное происшествие.

ВНИМАНИЕ . Среди водителей принято понимать под ДТП определенное событие, произошедшее во время движения любого транспортного средства, в результате которого был причинен ущерб.

Стоит отметить, что данное определение является верным, однако назвать полным его нельзя. Кроме этого в законе есть указание на некоторые нюансы, которые могут иметь ключевое значение.

В результате любого ДТП причиняется ущерб, который может различаться по объектам, а также по размеру. В зависимости от этих параметров ответственность для водителя наступит по КоАП РФ, либо УК РФ. Отдельно следует выделить гражданскую ответственность, которая возникает независимо от уголовной или административной и существует непосредственно между участниками ДТП – гражданами без прямого вмешательства государства.

Обязательные условия ДТП

Любое ДТП характеризуется определенными признаками-условиями. При их отсутствии невозможно говорить о произошедшем ДТП со всеми производными последствиями.

Исходя из определения, данного в правилах дорожного движения, можно говорить о следующих обязательных условиях:
  • непосредственное участие транспортного средства в произошедшем. ПДД регулируют только отношения, возникшие в рамках дорожного движения, поэтому ДТП может возникнуть только с ТС. Перечень транспортных средств закреплен в ПДД и в него входят: автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды и другие. Непосредственное участие означает, что именно ТС повлияло, либо оказало существенное воздействие. Так, ситуация, когда мусор, выброшенный из окна автомобиля и повредивший чужое имущество, либо причинивший вред здоровью, не может считаться ДТП, поскольку автомобиль не был задействован напрямую;
  • ДТП возможно только при движении ТС по дороге. Движение транспортного средства может быть разным и возникать по разным основаниям, однако факт перемещения в пространстве обязателен. Под дорогой следует понимать любое место, где возможно движение ТС, даже если это запрещено. Исходя из этого, наезд на пешехода – ДТП, а падение человека на припаркованный автомобиль – иное происшествие;
  • в результате ДТП причиняется вред имуществу, здоровью людей, либо любой иной материальный ущерб. Размер и вид вреда может быть любым, в зависимости от этого наступает тот или иной вид юридической ответственности. Однако событие, внешне похожее на ДТП, но не повлекшее причинение вреда не является таковым. Например, когда столкновение автомобилей не повлекло даже минимального имущественного ущерба (повреждений автомобиля.). В таком случае ДТП не происходит, вызывать сотрудников ГИБДД для оформления не нужно и иные последствия не наступают.

Как видно из вышеперечисленного, признаки ДТП содержаться в самом определении, однако закон не дает их толкования в связи с чем и возникают основные сложности на практике. Отсутствие любого из перечисленных признаков указывает на отсутствие факта, произошедшего ДТП.

Классификация ДТП

В законе нигде нет указания на виды ДТП, однако некоторые из видов встречаются в НПА по отдельности.

Среди водителей, а также в литературе наиболее распространена следующая классификация:
  • ДТП с пострадавшими – когда в результате произошедшего события был причинен любой вред здоровью людей (наезд на пешехода, серьезное столкновение автомобиль и другие);
  • ДТП без пострадавших – в данном случае причиняется вред исключительно имуществу (автомобилям, либо иным объектам).

ВНИМАНИЕ . Все ДТП можно разделить на зарегистрированные и на незарегистрированные. В первом случае происходит надлежащее оформление факта произошедшего, во втором эти обстоятельства скрываются по каким-либо причинам.

Вне зависимости от вида и формы произошедшего ДТП, оно обязательно должно соответствовать вышерассмотренным признакам. Без этого нельзя говорить о произошедшем происшествии.

Дорожно-транспортное происшествие
дтп

Что такое дтп: основные понятия и термины, виды дтп: наезд, столкновение, опрокидывание, падение

кто такой: потерпевший, погибший, раненый при дтп

ст. 12.27 КоАП РФ
Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп):

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также — прил. № 6 к прил. № 2 "Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел", утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

— Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

— Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

— кодификатор субъектов РФ и других государств — Приложение 4 к Инструкции

— кодификатор федеральных дорог — Приложение 5 к Инструкции

— кодификатор типов транспортных средств — Приложение 8 к Инструкции

— кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств — Приложение 9 к Инструкции

— кодификатор марок, моделей транспортных средств — Приложение 10 к Инструкции

— кодификатор форм собственности — Приложение 11 к Инструкции

— кодификатор организационно-правовых форм — Приложение 12 к Инструкции

Читайте также  Работа генератора на электростанции

— кодификатор министерств РФ — Приложение 13 к Инструкции

— формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень — Приложение 14 к Инструкции

— Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России — Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый — лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Все что вы должны знать о ДТП здесь

Обучение в автошколе в настоящее время стало очень доступно для граждан, но сдача квалифицированного экзамена для получения права управления транспортным средством с каждым годом усложняется. Обусловлены эти меры тем, что выпуская из автошколы плохо подготовленного водителя, он может нести опасность для других участников движения, создавая аварийную ситуацию. А аварийная ситуация, в свою очередь, чревата ДТП.

Для водителей эта аббревиатура не вызывает вопросов, но у некоторых категорий людей вполне может, но на такой случай существует определение в ПДД, что это такое ДТП. Начнем с того, что ПДД — это Правила дорожного движения, которые созданы в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта. Эти правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В правилах дорожного движения определение ДТП дословно звучит так

Из этого определения можно сделать логичный вывод о том, что понятие ситуации ДТП в ПДД означает обязательное участие машины, которая получила или нанесла вред другим участникам движения. К другим участникам дорожного движения Правила относят лиц, которые принимают непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Разобравшись в вопросе что является ДТП, возникает следующий закономерный вопрос: из-за чего случаются аварии и как их избежать?

Причины ДТП на дорогах в 2021 году

Причины ДТП делятся на субъективные (зависят от воли участника ДД) и объективные (не зависят от воли участника ДД). Самая распространенная субъективная причина аварий на дорогах это несоблюдение участниками дорожного движения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. К объективным причинам можно отнести состояние дорожного покрытия, освещенность и прочие.

Зачастую ДТП случается из-за субъективных и объективных причин одновременно. Установление причин важно для определения степени причастности и ответственности каждого из участников.

Поэтому самое главное правило, чтобы аварии авто в ДТП не случилось: соблюдайте Правила дорожного движения. Не превышайте установленного скоростного режима, садитесь за руль будучи в трезвом состоянии, всегда обращайте внимание на погодные условия и тогда вы снизите риск провоцирования дорожно-транспортного происшествия для себя и других участников движения.

Виды ДТП, классификация и характеристика

ДТП по своему характеру бывают разными. Выделены основные виды дорожно-транспортных происшествий:

столкновение (ТС столкнулись между собой или с ЖД составом);

опрокидывание (ТС опрокинулось);

наезд на препятствие (ТС наехало на неподвижное препятствие (опора, столб, дерево);

наезд на пешехода;

наезд на велосипедиста;

наезд на животное;

наезд на гужевой транспорт;

падение пассажира (с движущегося ТС упал пассажир);

иные виды ДТП (водитель, не справившись управлением, допустил выезд на тротуар, и сбил там человека или если отброшенный колесом ТС предмет ранил человека сидящего на скамейке вблизи дороги и т.п.)

Существует классификация причиненного вреда вследствие ДТП. Их разделяют на: легкий, средний и тяжелый. За легкий и средний вред наказания предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. За тяжелый вред наказание придется нести согласно Уголовному кодексу РФ.

Рассмотрим дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности по УК РФ за них. Нарушение Правил дорожного движения в Уголовном кодексе регулируется статьей 264. Какую ответственность и за какое нарушение она предусматривает?

1 Нарушение правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2 Нарушение правил, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3 Нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

4 Нарушение правил, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи.

5 Нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

6 Нарушение правил, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет.

Указанная выше статья закона о дорожных ДТП несет очень серьезное наказание, если вы попали в аварию, то должны знать самые главные правила:

1 Немедленно остановить транспортное средство;

2 Выставить знак ДТП (иначе знак аварийной остановки, в 15 метрах от ТС в населенном пункте, 30 метров от ТС вне населенного пункта);

3 Если есть пострадавшие оказать первую медицинскую помощь и вызвать карету скорой помощи;

4 Вызвать сотрудников государственной автомобильной инспекции.

Будьте осторожны, соблюдайте правила дорожного движения! А при возникающих вопросах по видам наказания за нарушения ПДД обратитесь к квалифицированным специалистам.

Ответственность за оставление места ДТП

ДТП. Аварийный знак.

На дорогах России ежедневно случаются самые различные дорожно-транспортные происшествия. Бываю и такие где участники покидают место аварии, причем не всегда преднамеренно, некоторые и не подозревают, что стали участниками ДТП.

Но есть и такие которые, попав в сложную ситуацию, принимают поспешное, необдуманное решение скрыться с места происшествия. Предлагаем рассмотреть типичные ситуации со всеми вытекающими последствиями.

Является ли оставление места ДТП наказуемым деянием?

А в комментариях к нему можно прочесть, что эта категория нарушений относится к общественно опасным проступкам, если не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, то есть нет жертв аварии.

С 17 июня 2019 года уголовная ответственность водителей, скрывшихся с места аварии с тяжкими последствиями, приравнивается к уголовной ответственности за езду в нетрезвом виде.

Статья

  • лишение прав от 1 до 1,5 лет;
  • административный арест до 15 суток
  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы от 3 до 7 лет

Можно ли избежать наказания и как выстроить линию защиты, читайте в следующей статье.

Обращаем ваше внимание! Водителя можно привлечь к ответственности в течение 90 дней со дня самого ДТП за оставление места аварии.

Наказание за оставление места ДТП предусматривается если на лицо прямой умысел избежать ответственности. Однако нередки случаи, при которых участник происшествия, не заметив столкновения и не получив значительного урона своего автомобиля либо вообще каких-либо видимых повреждений, продолжает движение, тем самым скрываясь с места аварии. В данной ситуации, при обращении к грамотному юристу, можно настаивать на освобождения от административного наказания в связи с малозначительностью совершенного нарушения.

Читайте также  Качественные корма для кастрированных котов

В условиях густонаселенных городов с большим количеством автотранспортных артерий, добраться за минимальное время до места происшествия полиции бывает весьма затруднительно, а учитывая множество аварийных ситуаций во время зимнего периода с обледенением дорог, порой и просто невозможно. Вот и приходится покидать место аварии, простояв на дороге несколько часов, так и не дождавшись сотрудника полиции.

Это вполне объяснимо, и даже, казалось бы, законно, поскольку Кодексом не прописан срок минимального ожидания инспектора. А если зимой в сильный мороз после часа ожидания виновник и покинул место, то это можно считать вынужденной мерой ведь, в конце концов, он просто мог обморозиться. Или, к примеру, при столкновении в какой-нибудь глуши, где реально дождаться инспектора вряд ли получиться.

Но все эти, пусть и оправданные обстоятельства, ведут к автоматическому признанию вины беглеца со стороны полиции. И тогда не избежать судебных разбирательств.

Чтобы избежать типичных ошибок, просмотрите представленное видео, в котором рассмотрены примеры ДТП, когда участники принимали поспешное решение оставить место происшествия и даны рекомендации автоюриста, как правильно себя вести в сложившихся обстоятельствах:

Справедливости ради следует сказать, суды тщательно подходят к изучению всех дорожных обстоятельств, которые заставили водителя покинуть место ДТП, и не всегда прибегают к крайним мерам, водитель остается с правами, но сколько на это уходит сил и нервов…

Если у вас возникли вопросы, или вам нужна консультация, обратитесь к нашим автоюристам отправив запрос в форме обратной связи.

Что считается оставлением места ДТП

Эти действия можно отнести к серьезным правонарушениям, которые караются административным наказанием в виде лишения права управления по части 2 статьи 12.27 КОаП.

Причем привлеченным к ответственности может быть не только виновным или прямым пострадавшим, но и просто участником движения, в следствии действий которого, есть пострадавшие или нанесен материальный ущерб другим участникам движения.

Под понятие ДТП попадает причинение вреда имуществу или жизни и здоровью в результате наезда транспортного средства на любое препятствие, или факта столкновения нескольких транспортных средств в результате движения хотя бы одного из них.

Во всех этих, казалось бы, простых случаях обязательно нужно вызвать сотрудника полиции для составления протокола. Что это такое и какой порядок составления протокола вы сможете прочесть в соответствующей статье на нашем сайте.

Автоюристы настаивают, что если в результате ваших неправомерных действий на дороге никто серьезно не пострадал, и урон имуществу нанесен незначительный, то это может служить основанием для вынесения штрафных санкций, а не лишение прав вождения, в случае если водитель покинул место ДТП без намерений скрываться от правосудия. Получите бесплатную консультацию наших правовых экспертов, задав свой вопрос в конце статьи.

Когда можно покинуть место ДТП

Кодексом предусмотрены некоторые послабления. Водители могут уехать с места ДТП без серьезных для них административных последствий, в ряде случаев.

Ситуация 1. В результате аварии нет пострадавших лиц, то есть отсутствует угроза их жизни и здоровью, а участники пришли к однозначному выводу, кто из них действительно является виновником ДТП.

При таких обстоятельствах им все равно придется прибегнуть к общению с дорожным полицейским, поскольку в п.5 ПДД прописаны обязательные действия для каждого из них:

  • Подъехать к ближайшему посту ГИБДД и заявить о дорожном происшествии;
  • Составить схему движения каждого автотранспортного средства и предоставить ее сотруднику, после чего документы будут переданы для оформления факта аварии в отделение ГИБДД.

Ситуация 2. Если в результате аварии пострадал человек, и ему срочно нужна медицинская помощь, то можно покинуть место и отвезти пострадавшего в ближайшую больницу.

Ситуация 3. Если в результате образовался затор, что затрудняет передвижение, и необходимо освободить дорогу для проезда транспортных средств.

Но перед тем как оставить место аварии, необходимо:

  • Привлечь других участников движения как свидетелей случившегося, выяснить их личные данные и адреса проживания.
  • При свидетелях сделать подробное описание местоположения авто, конкретизировать, что же на самом деле случилось – схематично сделать описание маршрута, попросить поставить подписи свидетелей.
  • Хорошим подспорьем будет видеорегистратор, съемка момента аварии может пригодиться в случае судебного разбирательства, но можно сделать видео и на своем мобильном устройстве. Также необходимо позвонить 02 и вызвать дорожного полицейского.

Куда звонить при ДТП и как себя правильно вести, вы можете узнать на нашем сайте.

У многих автомобилистов возникают сомнения относительно поправок в ПДД, действующих с 01.07.2015 и предписывающих в случае легкого ДТП освободить проезжую часть во избежания образования затора.

Для получения разъяснений юриста как следует поступить участникам происшествия, просмотрите короткий видео-ролик:

Ситуация 4. Если ДТП оформляется по Европротоколу.

Оформление по Европротоколу возможно при выполнении следующих условий:

  • не более двух участников ДТП;
  • полис ОСАГО есть у обоих участников аварии и полюса действующие;
  • водители согласны с оценкой повреждений, с тем кто виновен и как все происходило;
  • нет причинения вреда здоровью и жизни, повреждено только имущество на сумму не более 50 000 руб.

Участники оформляют подобный документ не только ради страховой компании, он имеет такую же юридическую силу, что и протокол ГИБДД.

Если у вас остались сомнения, вы можете в режиме реального времени получить консультацию или задать вопрос нашим правовым экспертам.

Виновник скрылся. Как себя вести?

И что же вам следует незамедлительно сделать? Какая последовательность действий для пострадавшего? Давайте разбираться.

Условно, оставление места аварии можно поделить по типам:

Ситуация 1. Вы участник аварии. Виновник скрылся на ваших глазах:

  • Не нужно отправляться в преследование.
  • Как можно больше получите информации об авто виновника – марку, цвет, номера, запишите их.
  • Включите аварийную сигнализацию, установите соответствующий знак, позвоните 02 и вызовите инспектора.
  • Привлеките своих пассажиров в качестве свидетелей, если их нет, то водителей, которые согласятся выступить свидетелями происшествия.
  • При составлении протокола сообщите сотруднику все имеющиеся у вас данные о виновнике, который оставил место аварии и скрылся от ответственности.

Ситуация 2. Если авария произошла без участия Вас (например, на стоянке):

  • Незамедлительно оповестите полицию о случившемся, действуйте так, как будет предложено инспектором.
  • Постарайтесь найти тех, кто хотя бы что-то видел или слышал, возьмите их контактные данные.
  • Опросите жильцов дома о наличии камер видеонаблюдения, примените попытку снять копии с видеозаписи.
  • По приезде полицейского составьте протокол, укажите все имеющиеся у вас данные о случившемся.

Если в результате оперативных действий виновник будет найден, то его привлекут к административному наказанию на усмотрение судебного органа.

Будут ли выплаты по ОСАГО?

Для потерпевшего в данном случае есть следующие варианты развития событий:

  1. Виновного через некоторое время нашли, тогда возможно получение компенсации от страховой компании, при наличии у виновного действующего полиса ОСАГО. Выплата возможна как в случае причинения вреда жизни и здоровью, так и за причиненный вред имуществу. Если же окажется что у виновного нет полиса ОСАГО, то выплаты возможно получить только от РСА (Российский Союз Автостраховщиков) и только в случае причинения вреда здоровью и жизни.
  2. Виновного не нашли. Страховая компания потерпевшего откажет в выплате. Возможно получение выплаты от РСА и только в случае причинения вреда здоровью или жизни.

Выплаты виновному по полюсу ОСАГО не производятся. И более того в сложившейся ситуации, когда виновный изначально скрывался, страховая компания, выплатившая потерпевшему ущерб, будет требовать с виновного лица, на основании статьи 14 ФЗ-40, возмещения в размере произведенной выплаты.

О том, как получить выплаты по ОСАГО более подробно можно прочесть на нашем сайте.

Оставление места ДТП всеми участниками по обоюдному согласию

Если есть согласие и одинаковое понимание того как произошло ДТП, можно ограничиться оформлением Европротокола для страховой компании, подписанного обеими сторонами происшествия. ГИБДД в данной ситуации не вызываем и разъезжаемся на всякий случай обменявшись контактами сразу же после заполнения формы. Условия, соблюдение которых обязательно для участников ДТП оформляющих Европротокол, приводились выше.

Не забываем оповестить страховую компанию в течение 5 дней о происшедшей аварии, и ни в коем случае не ремонтируем транспортное средство без её осмотра в течение 15 дней.

Может случиться, что виновный не оформил полис ОСАГО и осознав, что в случае судебных разбирательств ему могут присудить внушительную компенсацию за восстановление авто или здоровье пострадавшего, готов уладить все миром без вызова сотрудников ГИБДД. В такой ситуации решение остается за потерпевшим, и если он согласен непременно должна быть написана расписка.

Расписку лучше писать от лица виновного:

  1. Кому передаются деньги с указанием паспортных данных и места регистрации.
  2. Какая конкретно сумма передается – пишите цифрами и обязательно прописью.
  3. Для каких целей вы передаете свои деньги. Здесь нужно все корректно описать – дату место, где все произошло, повреждения авто и травмы, указать возможных свидетелей.
  4. В итоге написать резюме, что пострадавший согласен с оценкой ущерба, принимает деньги добровольно в присутствии свидетелей.

Расписку постарайтесь написать в 2 экземплярах, поставьте подписи виновной и пострадавшей стороны на каждой из них, и только тогда можно передавать компенсационную сумму.

Написание данной расписки, конечно, не может исключить возникновение каких-либо претензий в будущем, но в случае возникновения оных, послужит свидетельством достигнутых договоренностей и переданных денежных средств при дальнейшем разбирательстве.

Многие дорожные происшествия сложно разрешить без квалифицированной помощи юриста, обратитесь за правовой поддержкой к нашим экспертам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: