Что такое камера платон на дороге

Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики

Новые ПДД 2022: водителям запретят то, что уже стало привычкой

Массовые протесты водителей тяжелых грузовиков вынудили Министерство транспорта пересмотреть правила нового дорожного сбора. Чиновники совместно с депутатами Госдумы разработали поправки, отменяющие пятитысячные штрафы за неоплату проезда и значительно смягчающие наказание для собственников грузовых автомобилей.

Если ранее владелец транспортного средства должен был заплатить штраф в 450 тыс. рублей и в 1 млн — за повторное нарушение, то теперь его предлагают снизить до 50 и 100 тыс. рублей. Пока это только поправки, а до их вступления система «Платон» продолжит работать в штатном режиме.

Новым дорожным сбором облагаются тяжелые грузовики в счет возмещения вреда, который они наносят дорогам общего пользования. Соответствующее постановление правительства было принято еще два года назад. Автомобилей свыше 12 тонн насчитывается в России около двух миллионов и по словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, ущерб от проезда одного большегруза сопоставим с проездом десятков тысяч легковых автомобилей. Планировалось, что километр федеральной трассы обойдется большегрузу в 3,06 рублей, но до марта следующего года будет работать льготный тариф – 1,53 рубля.

Для сбора средств и фиксации нарушений создана автоматизированная система «Платон», созданная российской компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы». Для старта «Платона» был выбран Центральный федеральный округ (ЦФО) – здесь сосредоточено около трети грузовиков массой свыше 12 тонн. На первом этапе установлено 20 рамок контроля на федеральных трассах в Московской и Калужской области, а всего в ЦФО их будет более сотни. На рамных конструкциях установлена фронтальная камера, считывающая госномер, и боковая, которая совместно с лазерным сканером определяет тип грузовика по таким характерным признакам, как количество осей и габариты. В следующем году планируют установить 194 рамки, а в 2017-м – еще 287. Дополнительный контроль за оплатой дорожного сбора обеспечивает сотня автомобилей, оснащенных специальными комплексами фото- и видеофиксации. Данные нарушителей, не оплативших дорожный сбор, отправляются в ГИБДД, которая рассылает штрафы.

Водитель или собственник большегруза должен сначала зарегистрироваться в системе «Платон». Существуют два варианта оплаты нового сбора. Первый – это покупка маршрутной карты, которую можно оформить в офисе компании (их около ста), терминале или на сайте системы. Для тех, кто решил воспользоваться сайтом, существует упрощенный вариант оформления, но ждать проверку данных все равно придется от 5 до 10 дней.

Карта составляется самостоятельно (для этого нужно выбрать от трех до десяти промежуточных точек) и действует в течение месяца с даты начала пути. Водитель должен строго придерживаться маршрута. Например, если на путие ему встретится глухой затор или закрытый из-за ремонта участок, придется оформлять еще одну карту.

Для второго варианта оплаты в грузовик устанавливается специальное бортовое устройство с датчиком ГЛОНАСС/GPS, позволяющее определять маршрут грузовика. А списание оплаты происходит автоматически с лицевого счета владельца. Устройство выдается бесплатно зарегистрированным пользователям в офисах «Платона» и закреплено только за одним автомобилем.

По словам представителя «РТ-Инвест Транспортные Системы», маршрутные карты – самый массовый, быстрый и удобный способ оплаты и, согласно мировому опыту, в первые несколько лет работы подобных систем до 85% пользователей выбирали именно такой вариант.

Старт автоматизированной системы вызвал массовые протесты водителей грузовиков. Дальнобойщики, которые уже предупредили, что могут перекрыть МКАД, требуют полной отмены дорожного сбора.

«Более 80% наших грузов перевозятся в 12-тонных автомобилях по федеральным дорогам. По росту тарифов пока рано говорить. Рост себестоимости перевозки для нашей компании увеличился примерно на 3-5%. Мы предусматривали вариант увеличения себестоимости перевозок и заранее смогли дополнительно оптимизировать бизнес-процессы, чтобы не заставлять клиентов платить больше. А вот для средних и малых предприятий рост себестоимости может составить все 10-13%, и им гораздо сложнее сдерживать увеличение тарифов», – рассказал руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.

В то же время умеренно настроенные игроки рынка жалуются на организационные и технические недоработки, проблемы с онлайн регистрацией и очередями в офисах. «РТ-Инвест Транспортные Системы» подтвердили наличие сбоев. Например, 16 ноября внешние сервисы функционировали медленнее, чем обычно, из-за хакерских атак, но затем работа «Платона» была нормализована. Определенные сложности связаны и с наплывом желающих зарегистрироваться.

«Существенная загрузка всех сервисов системы вызвана тем, что всего за несколько дней до запуска системы и сейчас большая часть обращений перевозчиков в офисы и на сайт связана с прохождением регистрации, хотя офисы и личный онлайн-кабинет были открыты в полтора месяца назад. Сейчас мы видим в региональных офисах очень большой поток пользователей на регистрацию. В октябре было в десятки и сотни раз меньше. Для ускорения процесса мы увеличили режим работы офисов в крупных городах», – пояснил корреспонденту Autonews.ru представитель компании-разработчика.

Кроме того, некоторые компании, решившие расширять парк, столкнулись с дефицитом бортовых устройств. В «РТ-Инвест Транспортные Системы» объяснили, что на грузовые автомобили установлено уже 170 000 бортовых устройств, новая партия находится в производстве. Те, кто оставлял заявки заранее, получили их еще до запуска системы. Те, кто отложил регистрацию по своим личным причинам на последний момент, получат бортовые устройства в порядке очереди.

В отдельных случаях расчет оплаты был произведен некорректно. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов приводит данные о произвольном списании средств, внесенных компаниями-грузоперевозчиками. Такая информация содержится в письме, направленном президенту России Владимиру Путину с призывом ввести тестовый режим для «Платона». Копия этого документа обнародована на сайте бизнес-омбудсмена.

В компании «ПЭК» пожаловались, что система автоматически засчитывает дороги регионального значения как федерального. По словам представителя «РТ-Инвест Транспортные Системы», проблемы некорректного начисления платы по бортовым устройствам и маршрутным картам не носят массового характера и рассматриваются оперативно.

В настоящее время «Платон» работает в штатном режиме и ежедневно пополняет федеральный бюджет. Уже за первые сутки работы системы, согласно данным Росавтодора, дорожный фонд пополнился на 35 млн рублей.

Сейчас в системе уже зарегистрировано около 600 тысяч транспортных средств. При этом через сайт зарегистрировались владельцы порядка 300 тыс. грузовиков. А количество маршрутных карт, оформляемых ежедневно онлайн, достигает 150 тысяч. Бортовыми устройствами, по данным компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», оснащены все крупные логистические компании с парком от 50 автомобилей.

Мониторинг транспорта по «Платону»

Мониторинг транспорта по «Платону»

Отслеживание местоположения

Для ответа на вопрос о том, можно ли по «Платону» отследить машину, необходимо разобраться с назначением и особенностями работы очередной системы контроля ТС. Нововведение от «РТ-Инвест Транспортные Системы» вызвало неоднозначную реакцию у граждан РФ, особенно у организаций и водителей большегрузных автомобилей.

Система «Платон»

Система «Платон» обеспечивает мониторинг транспорта с последующим взиманием платы, которой возмещается ущерб, наносимый дорожному полотну большегрузными автомобилями. Под контроль попадают ТС, общий вес которых превосходит 12 тонн, а основными плательщиками становятся их непосредственные владельцы.

Название «Платон» – сокращенная форма словосочетания «плата за тонну». В сферу влияния системы входят грузовые ТС, представленные:

  • еврофурами;
  • специальными прицепами;
  • автосцепками;
  • автопоездами.

Пассажирский автотранспорт в эту категорию не входит, и его владельцы освобождены от уплаты соответствующего налога.

Предназначение

Главными «виновниками» убогого состояния российских дорог считаются тяжелые грузовики. Средств, получаемых с существующих сборов и налогов, на ремонт и обновление дорожного полотна катастрофически не хватает.

Система «Платон»

По задумке создателей системы, контроль грузового транспорта с помощью «Платона» увеличит доход ремонтников с последующим улучшением их работы. Помимо дополнительного финансирования, отслеживание грузовиков способствует оптимизации движения и уменьшению нагрузки на трассы.

Функции системы сводятся к:

  • обработке официальных данных;
  • сбору актуальных сведений;
  • хранению информации о передвижении грузовых ТС в режиме реального времени.

Зарегистрированным в системе водителям, владельцам транспортных средств и другим пользователям предоставляется свободный доступ к данным. Главное условие – внесение ежемесячной платы в размере 500 рублей.

Принцип работы

Система мониторинга ТС онлайн работает по следующему принципу:

  1. Зарегистрированный в системе грузовой автомобиль оснащается специальным бортовым прибором или полноценным компьютером.
  2. После активации оборудования в систему поступают геолокационные данные ТС, что позволяет отследить машину по «Платону» в режиме реального времени.
  3. Собранная информация направляется в центр обработки, где после систематизации и анализа выставляется счет владельцу грузового автомобиля.

«Платон» – автоматизированный сервис, основой которого является онлайн-карта платных трасс. При съезде наблюдаемой машины на обыкновенную дорогу система прекращает слежение и переходит к режиму ожидания. Когда баланс на персональном счете клиента не вызывает сомнений, от водителя не требуется никаких действий. Плата, соответствующая установленному тарифу, снимается автоматически.

Компоненты

«Платон» выделяется многокомпонентной структурой. Система состоит из:

  1. Центра обработки информации, получаемой со спутников и бортового оборудования ТС.
  2. Передвижных офисов по обслуживанию клиентуры, персонал которых представлен высококвалифицированными IT-специалистами. Они могут оперативно по «Платону» отследить автомобиль, вычислить пройденный ТС путь, определить и проверить оплату.
  3. Бортовых устройств, сопряженных с главным сервером, без которых движение по трассам федерального значения запрещено.
  4. Спутниковых систем геоконтроля (ГЛОНАС, GPRS), позволяющих отследить машины через «Платон» в режиме онлайн.
  5. Контрольных считывающих рамок – стационарных средств контроля движения грузового транспорта по федеральным дорогам.
  6. Мобильных систем контроля, представленных специально оборудованными авто.
  7. Терминалов «Платон», предоставляющих возможность оплаты, настройки маршрутной карты, регистрации нового маршрута и прочие услуги.
Читайте также  Простейшая точечная сварка своими руками

Помимо официального сайта, на котором представлены фото, вся необходимая информация, техническая и правовая поддержка клиентов обеспечивается с помощью мобильного приложения.

Эффективность

Об эффективности системы «Платон» можно судить по докладам чиновников высшего руководства страны. Загруженность дорог государственного значения – «головная боль» Президента РФ и его окружения. По отчету автодорожного министерства, соотношение дохода грузоперевозок и ущерба дорогам равно 5 к 180.

Мониторинг транспорта по «Платону»

Мониторинг транспорта по «Платону»

Реальные цифры выражаются в миллиардах рублей. По мнению создателей сервиса, нововведение поспособствует выравниванию баланса в благоприятную для экономики страны сторону.

На заметку. Годовой доход системы «Платон» составляет порядка 15 млрд. рублей, что является весомой добавкой к российскому госбюджету.

Регистрация в системе

Вход в систему несложен, однако новоиспеченному клиенту придется позаботиться о предоставлении пакета документов. Ему понадобятся:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • подтвержденный налоговой службой персональный код;
  • права и паспортные данные (или доверенность);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Юридическим лицам для входа в «Платон» придется предъявить:

  • документ о законном предпринимательстве;
  • идентификационный код;
  • паспорт на используемое транспортное средство.

Иностранцев ждет более жесткая проверка. Отечественные пользователи заполняют соответствующий формуляр, в который вносят сведения о модели и типе ТС, VIN, номере СТС и так далее. После одобрения открывается доступ к сервисным данным. Клиент «Платона» становится владельцем личного кабинета, куда входят посредством введения электронной почты, пароля.

Расчет размера платы

По новым законам РФ, каждый владелец тяжеловесного авто обязан отметиться в системе «Платон». Регистрация подразумевает предоставление пакета документов, подтверждающих право на передвижение по трассам федерального значения. Пренебрежение правилом или ошибки в регламенте становятся поводом для штрафа. Для решения проблем с законодательством существует несколько способов.

Бортовое устройство

На машину, зарегистрированную в системе «Платон», устанавливается бортовой прибор, который сопрягается с центральным сервером посредством спутниковой связи. Снимаемая со счета владельца автомобиля сумма рассчитывается исходя из километража, пройденного грузовиком по платной трассе. На данный момент тариф составляет 2,20 руб. за 1 км.

Бортовое устройство «Платон»

Водитель (владелец) освобождается от оформления маршрутной карты и получает возможность постоплаты. Негативное отношение к такому варианту связано с:

  • затратами на приобретение и установку бортового оборудования;
  • постоянным контролем работоспособности бортового устройства;
  • регулярным пополнением счета.

Избежать таких неудобств позволит маршрутная карта.

Маршрутная карта

Под маршрутной картой подразумевается официальный документ, содержащий сведения о пути передвижения ТС. В ней представлена информация о:

  • регистрационном номере грузовика;
  • дате выдачи и начале поездки;
  • километраже и особенностях маршрута.

Для оформления карты можно воспользоваться личным кабинетом в системе «Платона», терминалом самообслуживания или услугами центра поддержки. К недостаткам такого способа контроля и расчета за передвижением по федеральным трассам относится оформление документа перед каждым рейсом, а также запрет на изменение маршрута.

К сведению. В отличие от зарубежных аналогов, при начислении оплаты в системе «Платон» не берутся в учет ни загруженность ТС, ни его экологический класс.

Штрафы

Владельцам и водителям большегрузных транспортных средств, не имеющим маршрутных карт, не использующим бортовые устройства, грозят штрафные санкции. Сумма определяется «статусом» хозяина грузовика. Наемному водителю несанкционированный проезд по трассе федерального значения обойдется в 5 тысяч рублей, организациям-владельцам придется заплатить намного больше. Штрафы можно проверять в личном кабинете.

Размер для юридических лиц

При нарушении действующего законодательства владельцев ТС, представленных небольшими частными компаниями, штрафуют на сумму до 40 тысяч рублей, крупные автотранспортные предприятия – до 455 000 рублей.

При повторном нарушении сумма штрафа удваивается. Дальнейший «рецидив» грозит предприятиям лишением лицензии.

Проверка

Просрочка уплаты штрафа за нарушение требований по перемещению большегрузных автомобилей по платным дорогам грозит увеличением суммы в два раза. Подробную информацию можно смотреть на официальном сайте или в Ространснадзоре. Необходимо учесть, что сайт ГИБДД таких данных не предоставляет.

На заметку. Штраф за нарушение требований системы «Платон, оплаченный в течение 20 дней, подразумевает 20 % скидку.

Обжалование

Владельцу ТС, который по каким-либо причинам не согласен со штрафными санкциями за нарушение требований системы «Платон», предоставляется право обжалования. Порядок процедуры закреплен в статье 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На подачу жалобы в суд или вышестоящий орган отводится 10 суток с момента получения документа о наложении штрафа.

Как избежать штрафов

Чтобы не допустить штрафных санкций, необходимо придерживаться правил существующего законодательства. Однако некоторые владельцы тяжеловесных авто прибегают к хитростям, позволяющим уклониться от уплаты налога. Простейший способ – скрыть или временно изменить номер грузовика, который на платных трассах фиксируется видеокамерами.

Отзывы водителей

Отзывы водителей о системе «Платон» далеко не лестные. После принудительной установки оборудования системы ГЛОНАСС владельцам большегрузных авто приходится раскошеливаться на новые устройства, которые обходятся недешево.

Помимо дополнительных затрат, транспортники сетуют на сбои и ошибки системы, которые, возможно, устранятся после модернизации. Немногочисленные плюсы «Платона» связаны с возможностью отслеживания грузовика в режиме реального времени.

Если у частного лица или предприятия возникли проблемы, он может воспользоваться возможностью отсрочки уплаты. При этом транспортное средство должно быть зарегистрировано в системе не менее 2 месяцев.

Как работает система платон, и какие машины под нее попадают

Программа взимания платы за пользование федеральными трассами была разработана, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Отечественные автомобилисты приняли это нововведение весьма негативно, так толком и не поняв механизма действия. Как работает система «Платон» и так ли она плоха, стоит разобраться каждому владельцу грузового транспорта.

Что такое система «Платон»: сущность и основания для разработки

Что такое система платон

Эта система налогообложения была введена в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Главной целью её создания является компенсация расходов на ремонт дорожного покрытия, возникающих из-за превышения количества большегрузного автотранспорта, которого на момент начальной стадии разработки насчитывалось около 2 млн. единиц.

Основным обслуживанием системы занимается частная фирма «РТИТС», которая в равных долях принадлежит самой компании «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу. В её обязанности входит взимание денежных средств за проезд большегрузов по трассам и перераспределение полученной суммы по различным уровням. Оплачивается операторская деятельность из федерального бюджета (около 10 млрд. рублей/год). Планируемые поступления от работы системы варьируются в пределах 20 – 40 млрд. рублей ежегодно.

Это интересно. «Платон» является платформой для проведения к 2020 году масштабной программы, согласно которой станет возможным полная замена 90% всего дорожного покрытия (без промежуточной реставрации) за счёт средств самой системы, без участия федерального бюджета.

Принцип работы системы

Работа системы заключаются в выполнении следующих операций:

  • сбор информации;
  • обработка поступающих данных;
  • архивация всех сведений о перемещении многотонного транспорта по федеральным трассам.

На сегодняшний день совокупная протяжённость зарегистрированных трасс составляет более 50 тысяч км.

Расчёт налога происходит на основании выбранного маршрута.

Эту информацию фиксируют при помощи:

  • бортового устройства – оно передаёт координаты в режиме реального времени через мобильную сеть, после чего происходит расчёт согласно тарифу пройденного участка дороги;
  • маршрутной карты – она даёт право одноразового проезда до места назначения, размер выплаты при этом определяется во время её оформления.

Если в автомобиль устанавливается бортовое устройство учёта, то получить разовую карту маршрута для него уже невозможно.

Законодательный контроль системы

Что такое система платон

Первостепенное влияние на механизм регулирования этой системы налогообложения оказывает Федеральный закон №68-ФЗ от 06.04.2011. Он вносит поправки в Административный Кодекс РФ, которые устанавливают порядок внесения средств через систему «Платон» для автомобилей-большегрузов. Также этим законом предусмотрен запрет на бесплатное перемещение такого транспорта, нарушение которого влечёт наложение штрафа.

Механизм функционирования самой системы, его качество и правильная последовательность процессов соблюдается на основании Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах».

Все действия связанные с зачислением денежных средств, как и любые другие финансовые вопросы, регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

За реализацию «Платона» как отдельного проекта отвечает «РосТех-Инвест ТС» и Дорожное агентство, которые выполняют свои обязательства на основании договора, заключённого на 13 лет согласно Приказу Правительства РФ №1662 от 29.08.14.

Избирательность системы: какие машины попадают под неё

Действие закона распространяется на все автомобили, грузоподъёмность которых 12 тонн и выше. Этот критерий является основополагающим, независимо от марки, фирмы, страны производителя и т.д.

Важно! Вес загруженного транспорта измеряется с учётом пассажиров и водителя.

Есть ряд категорий автотранспорта, которые освобождаются от оплаты (ст.31.1 Федерального закона №257-ФЗ):

  • пассажирский спецтранспорт (исключение – грузопассажирские фургоны);
  • служебные автомобили (пожарные машины, военные, скорой помощи, органов внутренних дел, коммунальные), при условии их оснащения спецсигналами;
  • транспорт, являющийся частью состава вооружения Министерства Обороны РФ;
  • грузовые машины, которые используются исключительно для транспортировки армейской техники и военного имущества.
Читайте также  Первая цифра в маркировке масла

Подобное разграничение обусловлено тем, что закон изначально разрабатывался непосредственно для дальнобойщиков, точнее для содержащих их компаний.

Расчёт платежа и способы внесения начислений

Что такое система платон

Окончательная сумма оплаты налога рассчитывается на основании стоимости проезда 12-тонников за 1 км и протяжённости учтённого маршрута.

Если с количеством км всё понятно, то вот тарификация, за непродолжительное время существования проекта, менялась уже несколько раз:

  • на момент разработки «Платона» цена составляла 3,5 рубля за 1 км;
  • в мае 2015 года были внесены поправки в ПП РФ №504, и цена поднялась до 3,73 рубля за 1 км;
  • в ноябре того же года исходя ПП РФ №1191 был принят «льготный» коэффициент 0,41 и проезд составил 1,53 рубля за 1 км;
  • в марте 2016 года тариф планировалось повысить до 3,06 рубля, но позже был продлён платёж 1,53 рубля за 1 км;
  • в апреле 2017 года снова был пересмотрен расчётный коэффициент в ПП РФ №504, и теперь он равен 0,51 от первоначальной суммы (0,37), из-за чего тариф вырос до 1,91 рубля за 1 км.

Важно. На сегодняшний день расчёт конечного платежа можно обозначить формулой: 3,73 × 0,51 × Nкм, где Nкм – это общее количество пройденных км.

Способы оплаты представляют собой процесс безналичного расчёта. При установке бортового компьютера списание средств с лицевого счёта происходит автоматически. При оформлении маршрутной карты производится перевод на банковский счёт обслуживающего оператора. Также предусмотрена возможность оплаты картой через терминал, личный кабинет и мобильное приложение.

Нарушение правил и предусмотренные штрафы

Игнорирование требования оплаты фиксированной цены за км проезда грузового автомобиля считается несоблюдением Федерального закона №257-ФЗ. Кроме того, неисполнение правил использования расчётных механизмов также штрафуется.

К таким нарушениям относится:

  • отключение бортового устройства;
  • подключение нелицензионной техники;
  • отказ от установки при продолжении транспортировочной деятельности;
  • неисправность или неправильная работа;
  • продолжение движения без маршрутной карты;
  • смена маршрута без указания новых параметров.

Что такое система платон

Штраф в размере 5 тысяч рублей назначается в качестве первичного наказания собственнику машины, если тот является гражданином РФ. Если он имеет гражданство другой страны, то оплата штрафа возлагается на водителя.

Повторное нарушение увеличивает сумму штрафа в два раза. Это правило распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридических лиц.

Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования

Для того чтобы воспользоваться системой «Платон» водитель должен быть включён в официальную базу данных портала «platon.ru». Регистрация проводится как самостоятельно, так и обслуживающим оператором.

Сделать это можно:

  • заполнив форму на официальном интернет-сайте;
  • посредством обращения в Центр обслуживания;
  • через специальный терминал.

Итоговая анкета должна содержать только достоверную информацию:

  • личные данные собственника;
  • номер лицевого счёта;
  • электронный почтовый ящик и логин;
  • характеристики транспортного средства.

Зарегистрировавшись, собственник грузового автотранспорта должен получить бортовое устройство, предварительно заключив договор на его использование.

Сколько стоит установка прибора

Оборудование предоставляется бесплатно в Центре обслуживания, на основании договора безвозмездного пользования. В нём указана стоимость бортового устройства (БУ 1201 – 6822,98 рублей), которое остаётся имуществом оператора. В случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придётся возмещать.

Прибор устанавливается индивидуально на каждый автомобиль. Если количество выданных устройств ограничено, то можно самостоятельно их купить, оформив заявку в системе оплаты.

Оформление маршрутной карты

Что такое система платон

Маршрутная карта оформляется на основании предоставленных владельцем транспортного средства данных:

  • начальное месторасположение и планируемая точка окончания поездки;
  • возможные промежуточные пункты (при необходимости);
  • число, месяц, год, время отправления;
  • государственный номер машины;
  • свидетельство о регистрации автомобиля (СОРС).

На основании этих данных рассчитывается сумма, которую нужно сразу оплатить:

  • через терминал;
  • через личный кабинет;
  • платёжной картой на официальном сайте.

Карта выдаётся специалистом в Центре обслуживания или оформляется самостоятельно через терминал, личный кабинет или приложение.

Возможные пути обхода и их последствия

Несмотря на то, что система «Платон» существует сравнительно недавно, автолюбители уже придумали несколько способов её обмана:

  • применение GPS-глушилок – самый распространённый способ, который блокирует получение данных через спутник;
  • скрытие номерных знаков – слишком очевидный способ, за который, к тому же предусмотрен отдельный штраф;
  • передвижение автопоездом – как утверждают некоторые водители, при таком способе искажается сигнал передачи и, с точки зрения закона, это не является нарушением.

Внимание! Информация представлена в ознакомительных целях. Необходимо помнить, что эксперименты такого рода могут закончиться весьма внушительным штрафом: для частных лиц – 5 тысяч рублей, для ИП – 40 тысяч рублей и для юридических лиц – 450 тысяч рублей.

Исходя из представленных сведений, можно предположить, что, несмотря на благородную цель, на деле система вышла довольно «сырой» и она требует серьёзной доработки. Но ответственности за невыполнение её правил это не отменяет, поэтому разумно будет оформить все необходимые документы и продолжать свою деятельность на законных основаниях.

Данное видео поможет понять, как именно работает система «Платон».

Что такое камера платон на дороге

ОПЛАТА ДОРОГ: СИСТЕМА ПЛАТОН НЕ ДРЕМЛЕТ

Рассчитывать на добровольную оплату вреда, причиняемого дорогам автомобилями с грузоподъемностью более 12 тонн, было бы наивно, поэтому основной задачей, поставленной перед специалистами, было внедрение надежной системы контроля. Принцип действия достаточно прост: получая данные о передвижении транспортного средства, система рассчитывает размер платы в зависимости от пробега по федеральным трассам.

По замыслу разработчиков, каждый большегрузный автомобиль должен быть оснащен бортовым устройством – БУ 1201. Перемещение фиксируют спутниковые навигационные системы: GSM и ГЛОНАСС; для повышения точности предусмотрена двухсистемность.

Контроль передвижения осуществляется при проезде фур через стационарные рамки, установленные на федеральных трассах, а также специализированными магазинами, оснащенными соответствующим оборудованием. Планируется, что к лету следующего количество рамок возрастет до 481 (в настоящее время работают не больше сотни). Около 100 автомобилей с оборудованием для контроля постоянно меняют дислокацию, поэтому обхитрить систему «Платон» для большегрузов вряд ли удастся.

ПЛАТОН: КАКИЕ МАШИНЫ «ПОД ПРИЦЕЛОМ»?

Под действие системы Платон попадают машины грузоподъемностью 12 тонн и выше. Минимальный весовой порог выбран не случайно: по мнению дорожных специалистов, именно эти транспортные средства сильнее всего разрушают дорожное покрытие. По оценкам экспертов, в России зарегистрировано более двух миллионов автомобилей, попадающих в эту категорию. В ближайщее время предполагается распространить действие системы на грузовые автомобили мощностью более 250 л.с.

Как и любое правило, ПЛАТОН также предполагает некоторые исключения. Плата за причиненный вред не взимается со следующих транспортных средств:

  • автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок;
  • техники, оборудованной устройствами подачи спецсигналов (пожарная охрана, аварийно-спасательные службы, спецтехника МЧС и т.п.);
  • военной самоходной техники и транспортных средств, перевозящих вооружение.

СИСТЕМА В РАЗВИТИИ

Как бы тщательно ни прорабатывались вопросы функционирования системы, ПЛАТОН после внедрения постоянно совершенствуется и модернизируется. Растет количество терминалов для самостоятельной оплаты, предельно упрощена процедура регистрации и оформления дорожных карт. Массовые протесты в первые дни после начала работы ПЛАТОНа вынудили правительство снизить изначально планируемый тариф. Все новости и важные изменения в системе оперативно отражаются на официальном сайте; для зарегистрированных пользователей предполагается введение SMS-оповещения.

О введении в действие системы взимания платы слышали все, но о том, как работает ПЛАТОН, многие имеют достаточно смутное представление. Между тем алгоритм работы и начисления платы прост и прозрачен:

  • грузовой автомобиль оснащается специальным бортовым устройством (питание от прикуривателя);
  • пополняется баланс;
  • с помощью спутниковой навигации система в автоматическом режиме рассчитывает продолжительность маршрута по федеральным трассам;
  • производится начисление и списание платы в соответствии с тарифами.

Все необходимые операции возможно осуществить в личном кабинете на официальном сайте. Преимущества регистрации очевидны и неоспоримы, в первую очередь – это экономия времени. Интерфейс продуман до мелочей, благодаря чему даже начинающие пользователи быстро осваивают функционал. В режиме реального времени можно отследить маршруты движения автотранспорта, оформить дорожную карту, прикрепить необходимые документы, пополнить баланс с карты или электронными деньгами, отправить запросы, получить консультационную помощь.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ПОПАДАЕТ ЛИ ПОД ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТОН АВТОКРАН?

Согласно постановлению правительства РФ от 09.01.2014 года автокраны и иная крупногабаритная спецтехника приравнена к перевозчикам грузов, поэтому избежать платы за перемещение по федеральным трассам не получится.

МОЖНО ЛИ ОБМАНУТЬ СИСТЕМУ ПЛАТОН?

Какой бы совершенной ни была система, в ней все равно можно найти слабые места. Постоянное совершенствование технической базы и усиление контроля сводят возможность обмана к минимуму. Кроме того, за нарушение предусмотрены серьезные штрафы, размер которых во много раз превышает плату за пользование федеральными трассами. Стоит ли рисковать – каждый решает сам.

Читайте также  Что нужно чтоб поменять права водительские

ГДЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ КАМЕРЫ СИСТЕМЫ ПЛАТОН?

Стационарные камеры устанавливаются на специальных рамных конструкциях, через которые должны проезжать все большегрузные автомобили. К 2017 году планируется установка почти 500 устройств.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ КАРТЫ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ РАМОК СИСТЕМЫ ПЛАТОН?

Официальных карт с указанием мест расположения рамок нет, однако интересующую информацию можно найти на тематических форумах. Не стоит забывать, что помимо стационарных рамок на федеральные трассы ежедневно выезжает около сотни автомобилей оснащенной оборудованием для контроля, и предугадать из дислокацию не представляется возможным.

КАКОВ РАЗМЕР ШТРАФОВ СИСТЕМЫ ПЛАТОН?

Сумма штрафов многократно превышает официально начисленную плату, что сводит к нулю целесообразность нарушения правил. Для юридических лиц сумма штрафа начинается от 450 тысяч рублей, для должностных лиц – от 50 тысяч.

РАБОТАЕТ ЛИ СИСТЕМА ПЛАТОН В ПОЛНУЮ СИЛУ?

Планируется, что полноценное функционирование системы начнется с июня 2017 года – после установки всех запланированных контрольных рамок. Сейчас режим работы можно назвать тестовым, тем не менее с мая текущего года нарушители уже получают штрафы.

НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ СИСТЕМА ПЛАТОН ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ?

В конце мая 2016 ода состоялось заседание Конституционного Суда. Решение: система ПЛАТОН является законной.

КАК ОФОРМИТЬ МАРШРУТНУЮ КАРТУ ПЛАТОН?

Карту можно оформить в личном кабинете на официальном сайте, или при личном визите в офис или представительство ПЛАТОНа. Адреса можно узнать на официальном сайте.

КАК ОПЛАТИТЬ СИСТЕМУ ПЛАТОН?

Оплата производится следующими способами:

Как работает система взимания платы «Платон»

15 ноября 2015 года по всей России вводится новый налог для грузовиков. Он распространяется на автомобили с разрешенной максимальной массой выше 12 тонн.

Планировалось, что с 15 ноября владельцы большегрузов будут платить 3,73 руб. за 1 км пути по федеральным трассам. После того как грузоперевозчики пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву и провели ряд акций протеста, в правительстве решили ввести переходный период:

  • до 1 марта 2016 года тариф составит 1,53 руб. за 1 км
  • следующие два года — 3,06 руб. за 1 км
  • с 2018 года — 3,73 руб. за 1 км.

Подробности на сайте правительства РФ.
Новый тариф составит 3,73 руб. / км. Обсуждается вопрос снижения данной ставки до 3,06 руб. / км.

Правовой базой служит федеральный закон от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», а также Постановление правительства РФ № 504 от 14.06.2013.

Автоматический «Платон»

Реализовать законодательную инициативу призвана система «Платон». Она будет собирать данные о перемещениях большегрузов по федеральным трассам страны, взимать оплату дорожного сбора, контролировать соблюдение маршрутов, а также выявлять и штрафовать неплательщиков. Все это в автоматическом режиме.

Функционал «Платона» обеспечивают бортовые устройства с модулем ГЛОНАСС / GPS, дорожные рамки со сканерами и инспекционные автомобили. Местонахождение грузовика определяется с точностью до метра. Для полноты отчётов на контрольных пунктах будет фотовидеофиксация.

Аналог платежной системы «Платон» в Польше

6 шагов для регистрации в системе

Для перевозчиков введена обязательная регистрация, которую можно пройти на сайте системы взимания платы «Платон», с помощью терминалов самообслуживания или в Центрах информационной поддержки перевозчиков (ЦИПП). В настоящий момент работает 138 офисов по всей стране. Процедура состоит шести шагов. Для этого перевозчику необходимо:

Заполнить форму заявления на сайте

Предоставить отсканированную копию свидетельства о регистрации ТС

Дождаться проверки предоставленных данных (сайт: до 10 дней, ЦИПП: в день обращения)

Получить логин-пароль к личному кабинету и номер лицевого счета

Пополнить лицевой счет

Купить маршрутную квитанцию и получить бортовое устройство в ЦИПП

Бортовое устройство 1201 «Платон» на лобовом стелке грузовика

Бортовое устройство 1201 «Платон» на лобовом стелке грузовика

Как оплачивать

Больше всего вопросов сегодня вызывает алгоритм оплаты. По замыслу создателей системы основную работу здесь должно производить бортовое оборудование. Оно отслеживает пройденный километраж и предоставляет в Центр управления данные для расчета суммы налога, которая списывается с лицевого счета перевозчика. Пополнить этот счет можно в личном кабинете сайта системы взимания платы «Платон», в терминалах самообслуживания, Центрах инфоподдержки или через мобильное приложение.

Альтернативный способ — маршрутная карта. Она позволяет заранее оплатить проезд по конкретному маршруту. Оформить ее также можно через сайт, терминал самообслуживания или мобильное приложение. В последнем варианте это нужно сделать не менее чем за 6 часов до рейса.

При отклонении от маршрута, указанного в карте, перевозчику начисляется крупный штраф — 450 тыс. рублей для юр. лиц. Нарушение фиксируется камерами и сканерами на дорожных рамках и инспекционных автомобилях.

Систему запустят по расписанию

Несмотря на большой резонанс, «Платон» будет запущен в установленный срок — 15 ноября 2015 г. Для этого есть ряд оснований.

Во-первых, тариф 3,06 рублей уже включен в проект федерального бюджета 2016 года.

Во-вторых, Росавтодор планирует дополнительно получить порядка 40 млрд рублей для поддержания и модернизации дорожной инфраструктуры страны.

В-третьих, для оплаты услуг разработчика и оператора «Платона» — компании «РТ-инвест транспортные системы» также нужны средства. Если система не заработает, эти траты лягут на федеральный бюджет. В этой связи надеяться на отсрочки или отмену запуска «Платона» не приходится.

Будьте дальновидны

Перевозчикам, так или иначе, придется работать в этой системе и искать способы «выживания» в новых условиях. И здесь важно быть дальновидным. Например, заявить свои требования официально: через свой отраслевой союз, профессиональное объединение или другую некоммерческую организацию, которая отстаивает интересы участников рынка. Это гораздо эффективнее, чем собирать подписи на форумах или писать личные письма на адрес госструктур.

Откладывать регистрацию в системе «Платон» или бойкотировать ее — не лучший план. К середине ноября все заработает, а «опоздавшие» перевозчики выстроятся в очереди к Центрам обслуживания, максимально затруднив себе прохождение формальных процедур.

Ряд технических проблем с сайтом успешно решается, если использовать последние версии интернет-браузеров Google Chrome, Яндекс.Браузер, Internet Explorer, Safari, Mozilla Firefox и др.

Предоставление дополнительных документов по запросу ЦИПП также не является большой проблемой. Как правило, требуется стандартный пакет документов, который легко собрать. Если все-таки возникла нештатная ситуация, ее нужно в деталях описать. Чем конкретнее проблема, тем быстрее менеджеры службы поддержки смогут ее решить.

Как будет работать система взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» — инфографика

Как будет работать система взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» — инфографика

Используйте новые возможности

Постепенно новый налог войдет в цену услуги и перейдет на конечных потребителей. Однако на первых порах расходы перевозчиков возрастут. Соответственно, уже сейчас нужно искать дополнительные источники доходов, новые заказы и каналы привлечения клиентов.

Оперативно помочь с этим может онлайн-сервис для организации грузоперевозок «Везёт Всем». Здесь всегда есть заказы от частных лиц и организаций на перевозки по России, а также в страны СНГ и Европу.

Нужную заявку легко отследить по карте и добавить в свой маршрут. Большегрузы могут найти здесь догруз и компенсировать расходы на «Платон». Это эффективный инструмент для работы перевозчиков в новых условиях. И им точно стоит воспользоваться!

Видеоурок № 1: Поиск грузов на карте 3 :15

Без проблем не обошлось

На старте любой системы неизбежны проблемы. В «Платоне» они тоже присутствуют и уже вызвали не одну волну негатива со стороны перевозчиков. Правительству РФ и даже президенту уже направлено несколько десятков официальных писем с различными просьбами: от полной отмены системы до введения моратория на ее запуск с учетом кризисной ситуации.

Многие перевозчики уже столкнулись с техническими проблемами сайта и мобильного приложения при регистрации, необходимостью предоставить дополнительные документы в ЦИПП, сбоями в процедурах проверки ТС, затягиванием сроков и т. д. Многих окончательно выбил из колеи тот факт, что оборудование для системы взимания платы «Платон» еще не готово к выдаче и установке. Сейчас только формируются заявки на ГЛОНАСС / GPS модули, точные даты их поставок неизвестны.

В таких условиях стали появляться «помощники» — небольшие фирмы и ИП, предлагающие решить все проблемы с регистрацией и получением оборудования за небольшую плату. Часть из них — мошенники, которые просто собирают деньги с перевозчиков. От такой «помощи» лучше сразу отказаться.

Если остались вопросы

Для работы с вопросами пользователей в системе «Платон» задействованы сразу несколько каналов.

Перевозчик может самостоятельно изучить ответы на типичные вопросы во вкладке «Общие вопросы» сайта системы взимания платы «Платон»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: