Что даст удаление катализатора

Зачем удалять катализатор? Плюсы и минусы.

Зачем удалять катализатор? Плюсы и минусы.

Автомобильный каталитический нейтрализатор (КН) или проще говоря катализатор, сегодня встречается на всех современных транспортных средствах. Он входит в состав выхлопной системы автомобиля.

Соответственно, данная деталь устанавливается на днище транспортного средства после выпускного коллектора автомобильного двигателя. Для контроля работы нейтрализатора устанавливается сразу два датчика — лямбда-зонда. Один ставится перед катализатором, а второй — после него. Второй датчик лямбда-зонд проверяет, насколько качественно деталь выполняет свою функцию.

Основной функцией катализатора является нейтрализация трех основных вредных компонентов выхлопных газов автомобиля: окислы азота, углеводороды и угарный газ. Данная деталь автомобиля выполняет единственную функцию — экологическую. Благодаря тому, что катализатор очищает автомобильные выхлопные газы от вредных компонентов, в определенной степени сохранятеся окружающая среда

Устройство каталитического узла достаточно простое. По внешнему виду нейтрализатор напоминает бочонок в виде трубы. Эта труба имеет утолщение, внутри которого находится особый фильтр-наполнитель. Он состоит из большого количества очень мелких ячеек, которые по форме напоминают пчелиные соты, только они полые и более длинные.

Ячейки каталитического фильтра изготавливают, как правило, из керамики или металла. Керамические детали более хрупкие, чем металлические. Соты катализатора покрываются специально созданным каталитическим напылением.

Этот каталитический слой содержит металлы редкой группы. Они подбирались по особому признаку: способность выступать в качестве катализаторов, т.е. химических элементов, которые способны запускать определенные химические реакции, не участвуя в них. Таким образом количество ценных металлов в катализаторе не меняется за годы его эксплуатации.

Благодаря протеканию химических реакций распада удается разложить токсичные элементы на более безопасные компоненты. Для протекания этих реакций очень важно соблюдение особого температурного режима. Ведь химические реакции распада запускаются только в том случае, когда катализатор нагревается до 700-750 градусов Цельсия.

Но, как и любая деталь автомобиля, каталитический нейтрализатор со временем приходит в негодность. В таком случае автомобиль начинает работать некорректно, а именно:

  • существенно снижается мощность;
    • растет расход топлива и моторного масла;
    • автомобиль плохо заводится и часто глохнет.

    Если вовремя не демонтировать катализатор бу с транспортного средства, то это может привести к серьезным поломкам. Поэтому при первых признаках неисправности нейтрализатора специалисты рекомендуют произвести замену детали.

    Вот только стоимость нового нейтрализатора составляет в среднем более 30 тысяч рублей, ведь в его состав включены ценные и редкие металлы (платина, палладий и родий.) Именно поэтому автомобилисты стараются найти более бюджетный вариант решения проблемы. И в принципе он существует — это удаление КН. Возникает вполне логичный вопрос: зачем удаляют катализатор в машине?

    Все дело в том, что такое решение проблемы с неисправной деталью позволяет при минимальных затратах вернуть работоспособность транспортному средству. Но перед тем, как решиться на удаление фильтра, стоит рассмотреть преимущества и недостатки этой процедуры.

    Достоинства удаления КН

    Чтобы понять, зачем удалять катализатор, необходимо разобраться, в чем же преимущество данной процедуры. Прежде всего, стоит отметить, что удается сэкономить существенную сумму. И именно это является одной из основных причин, побуждающих автовладельцев пойти на этот шаг.

    Некоторые автомобилисты утверждают, что после демонтажа нейтрализатора транспортное средство начинает лучше работать, в частности отмечается:

    • повышенная мощность;
      • уменьшается расход топлива.

      Однако, как правило, удаление каталитического нейтрализатора не может стать причиной того, что транспортное средство начинает работать в полную мощность. Специалисты убеждены в том, что эта процедура не может влиять на ресурс мотора. Да и разрушаться он от этого точно не начнет.

      При этом многие сходятся во мнении о том, что альтернативным решением удаления данной детали станет замена его на пламегаситель.

      Недостатки удаления катализатора

      Если у процедуры удаления автокатализатора есть недостатки, тогда зачем убирают катализатор? Все довольно логично: ездить с неисправным нейтрализатором нельзя, а покупка новой оригинальной детали не всегда по карману автомобилисту.

      Производители утверждают, что в среднем катализатор может исправно прослужить до 100 тысяч км автопробега. Есть и ряд причин, из-за которых деталь приходит в негодность намного раньше. Поэтому такого рода траты не всегда могут быть включены в семейный бюджет.

      Приехав в мастерскую, владелец ТС может получить совет от автомастеров насчет удаления детали. Вместо нее могут поставить предложить поставить пламегаситель. Он, конечно, не будет выполнять функцию нейтрализатора, а всего лишь будет заполнять пустоту в выхлопной системе транспортного средства после того, как катализатор будет удален.

      После демонтажа нейтрализатора потребуется произвести еще ряд процедур с автомобилем. Важно, чтобы все манипуляции проводили только специалисты. Прежде всего, потребуется произвести перепрошивку электроники. В противном случае на приборной панели всегда будет появляться уведомление о неисправности выхлопной системы. А это может отвлекать от вождения.

      Еще одним недостатком является то, что без нейтрализатора автомобиль становится более опасным для окружающей среды. На таком транспортном средстве нельзя будет отправиться путешествовать за границу. Ведь во многих зарубежных странах предусмотрены внушительные штрафы за удаление катализатора с автотранспорта.

      Удаление катализатора

      Производители автомобилей устанавливают катализатор в выхлопную систему для того, чтобы сделать транспортное средство более экологичным. Катализатор снижает объем вредных выхлопов в атмосферу и вместо CO и CH из выхлопной трубы выходит только CO2 в допустимой концентрации. Срок службы этой детали ограничен и составляет 80—150 тысяч пробега. Со временем ее ячеистая структура, покрытая сплавом из благородных металлов, загрязняется и перестает выполнять свои функции. На этом этапе многие автовладельцы принимают решение удалить катализатор.

      Неисправный катализатор: причины и последствия

      Это реальная проблема для водителя авто. Машина не может очистить выхлопы другими способами, в итоге они не выводятся или выводятся частично, растет давление между двигателем и пробкой. Специальные датчики определяют это как неисправность и искусственно снижают мощность автомобиля.

      Удаление катализатора
      Катализаторы выходят из строя по разным причинам. Например, из-за топлива низкого качества или неисправной системы зажигания. Но чаще это естественный износ в результате за загрязнения внутренних полостей.

      Независимо от причины поломки вырезать катализатор будет оптимальным решением проблемы. Но не все автовладельцы планируют после этого устанавливать новую деталь. Тем более, что можно адаптировать работу датчиков к новым условиям работы.

      Как автомобиль обходится без катализатора

      Убрать катализатор — значит, навредить окружающей среде. С другой стороны, этим вы увеличиваете мощность автомобиля, снижаете расход топлива, избавляетесь от регулярных оповещениях о проблемах. У вас реже пропадает тяга и не возникают проблемы с запуском двигателя.

      Оплавленный или забитый катализатор приводит к тому, что отработанные газы не могут выйти наружу и возвращаются в камеру сгорания. Горючая смесь, которая поступает туда, становится менее эффективной, а это негативно влияет на работу мотора.

      Плюсы и минусы удаления катализатора

      Зачем удалять катализатор? Как минимум, вы сэкономите на установке дорогой альтернативы. Вы улучшите динамические характеристики автомобиля и снизите расход горючего, не меняя стиль езды, вид топлива и не заменяя другие детали транспортного средства. В качестве бонуса двигатель станет менее чувствительным к качеству топлива, а еще вы исключите риск попадания керамической пыли внутрь силовой установки.

      Негативные последствия тоже есть:

      • экологический фактор;
      • проблемы при прохождении техосмотра;
      • неприятный запах выхлопных газов;
      • посторонние звуки в выхлопной системе (при неправильном удалении);
      • ошибки на приборной панели.

      Удаление катализатора в спб
      Если то, что дает удаление катализатора, перевешивает минусы, смело решайтесь на эту процедуру и обращайтесь за помощью в специализированные автомастерские, где работу выполнят аккуратно и профессионально.

      Что делают кислородные датчики

      Второе их название — лямбда-зонды. Обычно их устанавливают в двух местах: один перед, а второй после катализатора. Когда второй зонт определяет, что количество вредных выхлопных газов выросло до критичной отметки, он подает сигнал о том, что нейтрализатор не сработал или функционирует неэффективно. Некоторые современные модели авто в такой ситуации могут не запуститься — так на заводе позаботились об их экологичности.

      Второй (он же «нижний») лямбда-зонд тщательно контролирует вредные выбросы, а их допустимое количество регламентируется ассоциацией ЕС. Это те стандарты, которые мы знаем как «ЕВРО» (Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5). В настоящее время действует стандарт «ЕВРО5», его нормы по выбросам составляют СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,8 г/км и NOy — до 0,06 г/км.

      Когда выхлопная система останется без катализатора, кислородные датчики будут фиксировать больше вредных выхлопов. Соответственно, нужно сделать так, чтобы не почувствовали отсутствия этой важной детали.

      Что делать после удаления катализатора

      Итак, вы запланировали удаление катализатора в СПб. Но как быть дальше? Скорее всего, вариант с покупкой новой детали на замену вам не подходит: это дорого, а прослужит она недолго. Учитывая, что в некоторых автомобилях производители устанавливают несколько катализаторов, замена обойдется в круглую сумму, которая сопоставима со стоимостью подержанного автомобиля.

      Предлагаем несколько вариантов решения задачи, а вы выбирайте тот, который подходит вам по ресурсозатратам и сложности реализации.

      Установить новый катализатор

      Это самый простой, но наименее бюджетный способ. Плюс найти новую деталь для некоторых автомобилей сложно и может занять много времени. Все меньше автолюбителей выбирает такой вариант решения проблемы и обращается к альтернативам.

      Вырезать катализатор

      Адаптировать лямбда-зонды

      Если вы выбрали удаление катализатора, вам обязательно придется перенастроить лямбда-зонды. В противном случае из-за них на приборной панели будет загораться ошибка Check Engine, а расход топлива ощутимо вырастет, так как мотор будет работать в аварийном режиме. В этом случае просто отключают лямбда-зонд — это похоже на чип тюнинг автомобиля. При этом из блока управления считывается программа и видоизменяется с учетом того, что сделана вырезка катализатора. После этого в авто загружают обновленную прошивку и делают сброс ошибок, чтобы исключить мигание лампочки Check Engine в будущем.

      Установить пламегаситель или стронгер

      Нужен ли пламегаситель при удалении катализатора? Да, если таким образом вы хотите сэкономить. Пламегаситель представляет собой часть выхлопной системы и работает как первичный глушитель. Он отвечает за разделение потока первичных газов и нормальное функционирование основного резонатора. Стоимость пламегасителя в несколько раз меньше, с его помощью можно немного повысить мощность двигателя и снизить расходы топлива. Это связано с тем, что он создает меньшее сопротивление выхлопным газам, в отличие от катализатора, но прирост мощности будет относительно скромным — всего 5—10 %. Это не те показатели, ради которых стоит избавляться от какой-то детали выхлопной системы принудительно, но приятный бонус для тех, у кого вырез катализатора — вынужденная мера.

      Удаление катализатора цена
      Еще одно преимущество, которое получает автовладелец, выражается в снижении требований к качеству топлива. Катализатор острее реагирует на посторонние примеси, чего не скажешь о пламегасителе. Это не повод переходить на менее качественное топливо, а возможность исключить неприятные сюрпризы в виде выхода из строя дорогой детали.

      Так как электронная система управления автомобилем запрограммирована на использование катализатора, а не пламегасителя, ей тоже потребуется корректировка. Обычно выбирают более простой способ — ставят обманки на лямбда-зонды.

      Где удалить катализатор

      Автовладельцы часто сталкиваются с вопросом: где удалить катализатор — в специализированном сервисном центре или выполнить все работы самостоятельно? Рассказываем, как это выглядит в первом и во втором случае, а вам останется выбрать, какой способ лучше и где вырезать катализатор именно вам.

      Удаление катализатора своими руками

      В условиях гаража или небольшой мастерской можно выполнить удаление катализатора своими руками. Но вначале определите, какой именно катализатор установлен в выхлопной системе вашего автомобиля. Одни встроены в выхлопной тракт непосредственно под днищем, другие располагаются в выхлопном коллекторе.

      В первом случае, если вы решили удалить катализатор своими руками, снять деталь можно с меньшими усилиями, особенно, если производитель закрепил ее обычными болтами. Если же болтов нет или открутить их нет возможности, поможет только болгарка.

      Во втором случае следует предварительно демонтировать выхлопной коллектор, а это займет время. Кстати, стоимость удаления катализатора в мастерской тоже будет зависеть от особенностей монтажа.

      Удаление катализатора в мастерской

      На станциях техобслуживания процедура выглядит несколько иначе. В первую очередь там выполнят диагностику выхлопной системы, чтобы на 100 % определить, стоит ли вырезать катализатор или, возможно, виновник неприятных запахов и снижения тяги вовсе не он. Самостоятельно причину поломки определить сложно.

      Один из способов — демонтируют часть выхлопной системы, включая нейтрализатор, и изымают содержимое катализатора. Обычно для этого делают несколько отверстий диаметром от 20 мм с помощью перфоратора. У такого способа есть недостатки: отверстия достаточно быстро снова забиваются. Но есть и положительные моменты, так как не придется резать металл и заниматься сваркой.

      Зачем удалять катализатор
      Второй способ заключается в том, чтобы разрезать катализатор по длине или ширине, а затем тщательно очистить его внутренности — убрать ячейки, на поверхности которых происходит химическая реакция. После этого вваривают внутрь корпуса катализатора пламегаситель и приваривают срезанную часть на место. Этот способ подходит для катколлекторов. Если катализатор расположен снизу автомобиля, то корпус катализатора вырезается и вместо него ставится пламегаситель или стронгер.

      Если не вваривать пламегаситель, то с высокой вероятностью появляются паразитные вихревые потоки. Из-за них водитель будет слышать шум при работе силовой установки, а сама она будет перегреваться. Чтобы этого не случилось, ставят пламегаситель — он снизит интенсивность выхлопных потоков и у мотора будет более ровный звук.

      Цена удаления катализатора

      Если вам необходимо вырезать катализатор, цена будет зависеть от того, что вы хотите получить на выходе. Для тех, кто затрудняется с выбором, специалисты сервиса «Мастер глушителей» посоветуют оптимальный вариант ремонта.

      О том, сколько стоит удалить катализатор, предлагаем узнать из таблицы:

      Наименование Стоимость, руб. Время на работу, мин. Гарантия, мес.
      Установка заменителя катализатора (без материала) от 1000 от 40 12
      Замена прокладок, точки крепления хомутов от 300 20 12
      Замена катализатора от 1500 40 12
      Замена катализатора пламегасителем (включая пламегаситель) от 2500 20 12
      Замена катализатора в катколлкторе, включая пламегаситель от 5500 от 3 часов 12

      Для тех, кто хочет не только удалить катализатор, цена будет пересчитана по прайсу с учетом других видов работ.

      Тем, кто планирует установить новую деталь взамен старой, мы предложим качественные комплектующие, выполним монтаж, а также устраним вероятную причину загрязнения. Автомобиль будет экономно расходовать топливо, а вы сделаете вклад в защиту окружающей среды наравне с другими участниками дорожного движения. Обращайтесь к нам, чтобы убрать катализатор — цена вас приятно удивит!

      Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр

      Катализатор или каталитический нейтрализатор — это деталь выхлопной системы, которая обеспечивает дожигание выхлопных газов, производимых машиной. По сути, катализатор отвечает за снижение вредных выбросов в атмосферу. То есть делает автомобиль более экологичным и соответствующим заявленным в документах нормам по выбросам — Евро-5 или Евро-6 и другим.

      При этом катализатор — деталь дорогая, ее замена при выходе из строя требует серьезных вложений. Катализаторы бензиновых машин делятся на две группы: металлические и керамические. А для дизельных моторов в качестве катализаторов выхлопной системы устанавливают сажевые фильтры.

      Схема автомобильного катализатора

      Внутри керамического катализатора расположен картридж из керамики, он не очень дорогой, но имеет хрупкую конструкцию, также как и сажевые фильтры — они могут сломаться от погружения в воду или сильного удара. Металлический катализатор считается более прочным и долговечным. Он более устойчив к воде и повреждениям, но и стоит дороже керамического аналога.

      Зачем снимают катализатор

      Некоторые автомобилисты уверены, что машина прекрасно функционирует и без дорогого катализатора. Потому что последний нужен только для снижения вредных выбросов и ни на что другое в конструкции машины, якобы, повлиять не может. А вот имеющийся и вышедший из строя катализатор, наоборот, способен нанести вред работе. Поэтому иногда автомобилисты решают избавиться от катализатора как от ненужной детали, а также заработать на этом.

      Статьи 16 апреля 2020 Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
      Статьи 3 сентября «Допы», которые могут навредить машине. Список с пояснениями

      Почему снимают катализатор:

      • не влияет на ходовые характеристики
      • при поломке влияет на систему зажигания
      • дорогой ремонт
      • можно заработать

      Автомобиль действительно может эксплуатироваться без катализатора, на его ходовые характеристики и мощность это не влияет. При утилизации данной детали машина продолжает ездить, однако ее выхлоп уже не соответствует заявленным в документах нормам. Для атмосферы автомобиль становится грязнее и вряд ли сможет пройти проверку на соответствие своему экологическому стандарту. Такая проверка возможна только на специальном стенде при прохождении техосмотра.

      Что поменялось в техосмотре в 2021 году

      С марта 2021 года автомобильный техосмотр ужесточили — пункты осмотра закупили оборудование и подготовились к реальным проверкам. Выдачу диагностических карт перевели в электронный вид. Кроме того, теперь мастер техосмотра должен заносить в диагностическую карту фотографию автомобиля с номерным знаком на стенде, на снимке также должны быть указаны GPS-координаты сервисного центра. За нарушения в системе техосмотра ввели крупные штрафы и уголовное наказание, а контроль за системой отдали МВД. Все это было сделано для того, чтобы водители больше не могли купить техосмотр без проверки.

      Но реформа техосмотра, запущенная в этом году, все еще не заработала в полную силу. ГИБДД выступила с инициативой отметить техосмотр для личных машин. Кабинет министров также высказался за отмену обязательного техосмотра. Документ об отмене обязательного техосмотра уже поступил в Госдуму. Но процедуру в любом случае не отменят для всех.

      В обязательном порядке получать диагностическую карту придется в случае смены владельца автомобиля, изменения конструкции или замены основного компонента машины. Это касается только транспортных средств старше четырех лет. Во всех остальных случаях процедура техосмотра для личных машин должна стать добровольной. А вот автобусы, машины такси и другие перевозчики пассажиров, а также грузовой транспорт должны будут, как и раньше, проходить техосмотр ежегодно и чаще в зависимости от возраста.

      Техосмотр без катализатора — можно ли пройти

      Если в автомобиле отсутствует катализатор, то он не сможет пройти проверку на соответствие выброса отработанных газов в атмосферу. А такая проверка с использованием специального оборудования является обязательной при прохождении техосмотра. При этом все данные о выхлопе будут занесены в электронную диагностическую карту. Дело в том, что после удаления катализатора блок управления двигателем чаще всего перенастраивают под более низкие экологические нормы Евро-2. А в документах автомобиля может быть указан другой класс — например, Евро-4 или Евро-5.

      Новые правила техосмотра исключают получение диагностических карт нелегальным путем без проверки на стенде. Поэтому если автомобиль старше четырех лет приедет на техосмотр без катализатора, он его не пройдет. Для того, чтобы получить диагностическую карту, собственнику придется купить работающий катализатор и установить его на прежнее место.

      Штраф за езду без катализатора

      Обнаружить отсутствие катализатора в системе выхлопа можно только специальным оборудованием, которое есть в сервисных центрах и лабораториях. Увидеть отсутствие катализатора сможет и инспектор ГИБДД во время постановки автомобиля на учет. Машина без катализатора непременно получит отказ в регистрации. Дело в том, что любое изменение в конструкции автомобиля собственник должен проверить в лаборатории на безопасность — только после этого он сможет поставить машину на учет. Но если вместо реального катализатора в системе выхлопа будет висеть обманка, инспектор никак не сможет это проверить. Также если собственник автомобиля решит снять катализатор уже после регистрации, то обнаружить это сможет только мастер техосмотра.

      Если катализатора нет, и инспектор это увидел, то за внесение изменений в конструкцию автомобиля водителю выпишут штраф в 500 рублей и попросят устранить нарушение. В техническом регламенте Таможенного союза есть требования к двигателю и его системам. Согласно пункту 9.10, не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Внесения изменений в конструкцию автомобиля регулируется Постановлением правительства 413, у которого есть несколько приложений. Одно из них — перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. В нем есть аналогичный пункт об изменениях в системе выпуска отработанных газов.

      Можно ли ездить без катализатора

      Действующие правила Таможенного союза и подписанный Россией Техрегламент запрещают вносить изменения в систему отработанных газов, а снятие катализатора именно таким изменением и является. Кроме того, нужно иметь в виду, что автомобиль без катализатора точно не сможет получить диагностическую карту по результатам техосмотра.

      Что бывает после удаления катализатора

      alt=» Фото: iStock» />  Фото: iStock

      Каталитический конвертер (он же нейтрализатор, он же катализатор) — это, как известно, часть системы выхлопа, предназначенная для снижения токсичности отработавших газов посредством каталитического восстановления оксидов азота.

      Фото: Сергей Куксин/РГ

      Внутри нейтрализатора расположен пористый несущий материал — керамический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Касаясь такого напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию.

      Производители уверяют, что срок службы нейтрализатора 100-150 тыс. км. Однако фактически проблемы с этим узлом могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках. Проблемы провоцирует, как правило, выгорание слоя металлов, покрывающих соты. На "приборке" в результате загорается Check engine, в некоторых случаях электроника даже не позволяет мотору запускаться.

      Из-за некачественного бензина, проблем с зажиганием, термических ударов (разогретые металл и керамика трескаются при взаимодействиях с водой или снегом), механических повреждений выхлопной системы и в конце концов из-за заводского брака катализаторы рано или поздно приходят в негодность, и водителю стоит вовремя обратить на это внимание по косвенным признакам (падение мощности мотора, сложности с его пуском, едкий запах и характерный металлический звук при разгоне и перегазовке).

      Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

      Однако некоторые водители намеренно удаляют нейтрализаторы, чтобы добавить машине мощности и снизить расход топлива. Понятно, что выброс вредных веществ в таком случае резко увеличится. Нужно помнить и о том, что согласно Техническому регламенту, удаление нейтрализатора трактуется как нарушение конструкции автомобиля. Соответственно, такой транспорт будет проблематично поставить на учет и провести его технический осмотр.

      Многие владельцы банально не хотят тратиться на замену поврежденного узла на новый. Для справки: цена нового нейтрализатора, скажем, для Renault Arkana составляет примерно 10 тысяч рублей. Примерно во столько же обойдется замена.

      Фото: imgur.com

      В результате, стремясь сэкономить, люди устанавливают либо универсальный нейтрализатор, либо более дешевый, и естественно, не одобренный автопроизводителем пламегаситель (один из видов резонаторов) или попросту приваривают на мест удаленного устройства фрагмент металлической трубы.

      В автосервисах вырезать болгаркой неработающий агрегат может стоить порядка тысячи рублей. Однако в большинстве случаев нужно еще и обмануть программное обеспечение, чтобы двигатель без нейтрализатора не переходил в аварийные режимы. Обычно спецы устанавливают так называемую обманку вместо лямбда-датчика на выхлопной тракт, либо меняют прошивку блока управления. В обоих случаях необходимы проверенные специалисты и оборудование. Иначе говоря, в простом гараже просто взять и выпилить нейтрализатор лучше не пытаться. Средний ценник на вырезание нейтрализатора бензинового автомобиля (включая калибровку) составляет 15 тысяч рублей.

      Нередкая проблема, возникающая после удаления нейтрализатора, — это повышенный расход масла. При этом такой "масложор", как правило, успевает спровоцировать еще старый, испорченный нейтрализатор. Причиной может быть, к примеру, керамическая крошка начинки нейтрализатора, которая успела попасть в цилиндры. Водитель же после удаления проблемного узла, как правило, радуется ощутимой прибавке тяги, интенсивно давит на "газ" и лишь усугубляет ситуацию — задиры на цилиндрах лишь увеличиваются, а расход масла растет.

      Фото: www.kolesa.kz

      Именно поэтому одновременно с удалением нейтрализатора, который был проблемным, будет не лишним разобрать головку блока цилиндров, чтобы оценить состояние мотора и при необходимости удалить "песок" из камер сгорания и выпускного тракта. Ну и, разумеется, промыть мотор и поменять моторное масло точно не будет лишним. Кроме того, после удаления нейтрализатора вы можете столкнуться с таким проблемами, как повышение шума во время работы выхлопной системы, появление токсичного запаха выхлопных газов, который, случается, проникает в салон автомобиля. Наконец, практика показывает, что далеко не всегда удается подобрать корректную нештатную прошивку, а стало быть вы не застрахованы от загорания Check engine на "приборке" и перебоев в работе мотора.

      Зачем удаляют катализатор в автомобиле?

      Катализатор или каталитический нейтрализатор выхлопных газов представляет собой специализированное устройство, установленное перед выхлопной трубой. Его задача состоит в минимизации урона, наносимого экологии выхлопными газами, образующимися в результате эксплуатации автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В некоторых случаях требуется удаление катализатора из выхлопной системы машины.

      Катализатор имеет особую структуру. В камере, содержащей радий, палладий, платину и иные химически активные элементы, осуществляется «сжигание» поступающих выхлопов химическим способом, чтобы их вред существенно снизился. Химическая реакция приводит к тому, что агрессивная окись азота и углерода переходит в разряд более безопасных компонентов: воду, углекислый газ, свободный азот.

      Катализатор устроен достаточно просто: это трубка, внутри которой размещены мелкие металлические или керамические ячейки в виде сот. На их поверхностях имеется активная смесь, вступающая во взаимодействие с вырабатываемыми выхлопами. В процессе прохождения через трубку воздуха происходит его очищение, поэтому в атмосферу в итоге подается намного меньший объем вредных и токсичных компонентов и веществ.

      Удаление забитого катализатора может потребоваться в случае его выхода из строя или поломки. Не всегда рационально заменять узел на новый, так как его цена варьируется в пределах 25-170 тыс. рублей. Стоимость узла, который уже побывал в употреблении, может быть ниже, до 20 тыс. руб., однако неизвестно, какой у него есть остаточный ресурс.

      Нейтрализатор выходит из строя незаметно для машины. Если его не удалить, то сквозь него не смогут полноценно проходить отработанные газы. Это негативно сказывается на динамических показателях авто, силовая установка перестает работать стабильно, а топливный расход существенно повышается. Только по косвенным признакам можно понять, что имеет место выход из строя катализатора.

      Причины и последствия неисправности

      Разрушение керамического нейтрализатора сопровождается появлением вихревых потоков, что приводит к попаданию абразивных частиц в выпускной коллектор и рабочую камеру. Из-за кусочков керамики в поршневой и цилиндровой группе появляются задиры, что сокращает рабочий ресурс силовой установки. Рекомендуется удалить катализатор или заменить его, как только неисправность выявлена.

      Автомобили, в которых установлено два датчика кислорода, более точно отслеживают работу катализатора. Если очищение выхлопов недостаточное, то обязательно загорается Check Engine. От лямбда зонда поступают данные, которые не дают мотору развивать полноценную мощность до тех пор, пока выхлопные газы не будут очищаться достаточно эффективно. Иногда нужно вырезать даже рабочий катализатор. Это чаще всего сопряжено с тюнингом мотора. Удаление препятствия на пути выхлопных газов позволяет повысить мощность на 2-5%.

      Специалисты рекомендуют менять катализатор достаточно часто – каждые 100-150 тысяч километров пробега. Этого времени достаточно для того, чтобы компонент исчерпал весь свой ресурс. В нем происходит химическая реакция, обеспечивающая связывание конкретных соединений, присутствующих в выхлопных газах. Устройство превращается в бесполезный элемент, как только в нем расходуются активные реагенты.

      Однако выделяется ряд причин, по которым возникает необходимость удаления или замены катализатора ранее указанного пробега. Есть факторы, из-за которых износ сильно ускоряется:

      • Автомобиль ездит по недостаточно качественным дорогам или бездорожью регулярно. Постоянная тряска по неровностям, камням, ухабам становится причиной разрушения керамических ячеек внутри нейтрализатора, поэтому свою непосредственную функцию они перестают исполнять.
      • Проблемы в работе двигателя. Если в моторе либо системе зажигания уже есть какие-то неполадки, то неполностью сгоревшее топливо и масло оказываются в катализаторе, что приводит к закупорке ячеек.
      • Привычка водителя постоянно резко «газовать» вместо плавного ускорения. Такая ситуация становится причиной того, что топливная смесь не догорает до конца, а ее остатки проникают в нейтрализатор, постепенно закупоривая его поры.
      • Топливо низкого качества или использование каких-то сезонных добавок и присадок. В них присутствует свинец и иные тяжелые металлы, что существенно сокращает срок жизни катализатора.
      • Частое нахождение в пробках. Транспортное средство стоит в заторе, но мотор функционирует, поэтому выхлопы поступают в катализатор. Это становится причиной более стремительного расхода ресурса компонента.

      Признаки нерабочего катализатора

      Катализаторы обычно устанавливаются на автомобили, уже оборудованные электронной системой, отвечающей за определение неполадок. При сложностях с катализатором возникнет соответствующее сообщение об ошибке на панели, обычно это загорающаяся лампочка с рекомендацией проверить двигатель. Производители машин часто встраивают в систему специальные кислородные датчики. Если выходящие выхлопные газы не очищаются нормально, в некоторых авто срабатывает блокировка, поэтому они даже не запускаются.

      zabitii kat

      Есть и косвенные признаки, свидетельствующие о наличии проблем с катализатором. Как было сказано выше, мощность двигателя заметно снижается, автомобиль разгоняется намного хуже. Во время старта транспортного средства может появиться грохот. Это связано с тем, что выхлопные газы нормально не проходят сквозь забитый катализатор. Возвращаются в камеру сгорания, что приводит к эффекту «задыхающегося» авто.

      Удаление катализатора: в каких случаях уместно и как без него ездить?

      Замена или удаление неисправной детали уместны в том случае, когда катализатор исчерпал имеющийся ресурс. Это можно сделать или после определенного пробега, или при наблюдении явных признаков неисправности. Если так не поступить, то авто будет расходовать намного больше топлива, хуже запускаться и разгонятся, а в некоторых моделях сработает ограничение, и их даже нельзя будет завести.

      Простейшим выходом можно назвать покупку нового катализатора и установку на место испорченного. Однако это дорогая деталь, так как в ней присутствует процент драгоценных металлов. Многие владельцы машин предпочитают просто ставить обманки и пользоваться пламегасителями.

      Изменение настроек датчиков

      Этот метод обойтись без катализатора можно считать самым примитивным. Производители машин монтируют пару кислородных датчиков, именуемых лямбда-зондами, чтобы контролировать уровень загазованности воздуха, поступающего из выхлопной системы. Для езды без катализатора выполняется отключение датчиков, а бортовой компьютер подвергается перепрошивке с учетом внесенных в конструкцию коррекций.

      datchik

      Установка пламегасителя

      Это устройство более приемлемое по цене, чем катализатор. Пламегаситель функционирует аналогично глушителю, а также служит для разделения потоков выхлопных газов. Он не имеет настолько мелкой ячеистой решетки, как катализатор, поэтому элемент не слишком чувствительный к присутствию в топливе добавок и к его качеству вообще. Помимо этого, он пропускает воздух намного свободнее, поэтому мощность мотора повышается до 10%, а расход топлива падает.

      «Обманки» для зондов

      Если полностью удалить катализатор или установить пламегаситель, то обязательно потребуется использовать дополнительные «обманки» для лямбда-зондов, позволяющие не перепрошивать бортовой компьютер авто. Что они собой представляют? Это дополнительные проставки, отодвигающие второй зонд подальше от выходящих выхлопов. Результатом становится фиксация меньшего уровня загрязнений, а бортовой компьютер не выдает никаких сообщений о неполадках. Бывают пустые «обманки» либо с мини-фильтром внутри, чтобы данные о загрязнениях, поступающие к зонду, подходили по параметрам под его запросы.

      obmanka

      Плюсы и минусы удаления катализатора

      Для владельцев автомобилей существует несколько плюсов в удалении катализатора выхлопных газов:

      • Отпадает необходимость в покупке и замене дорогостоящей детали, рабочий ресурс которой сильно ограничен;
      • Мощность двигателя заметно увеличивается;
      • Расход топлива снижается;
      • Качество топлива не настолько влияет на транспортное средство, как ранее;
      • Двигатель не будет «задыхаться», так как отвод выхлопных газов не ухудшается.

      При таком перечне плюсов от удаления катализатора, есть и определенные недостатки у этой процедуры:

      • Состав выхлопа автомобиля существенно ухудшается, поэтому оказывается разрушительное действие на окружающую среду;
      • При попадании выхлопных газов в салон ощущается неприятный запах, у водителя и пассажиров могут начаться головные боли, так как они получают слабое отравление окисью азота и окисью углерода.

      Если пламегаситель установлен неправильно или катализатор удален некорректно, на приборной панели будут постоянно загораться индикаторы, свидетельствующие о проблемах с двигателем. Помимо этого, водитель сталкивается со сложностями при прохождении техосмотра, во время езды часто возникает дребезжащий звук.

      Что делать с отработанным катализатором?

      Когда катализатор прекращает выполнение своих функций, его удаляют или заменяют на новый. В любом случае снятый элемент не нужен, ремонту не подлежит, поэтому возникает закономерный вопрос, что с ним делать? Так как процесс работы катализатора сопровождается тем, что внутри на всех его поверхностях оседают и накапливаются вещества с повышенным уровнем токсичности, недопустимо просто выбрасывать его вместе с бытовым мусором.

      3bd2b781 ee0d 4997 b680 faebcf97dd88

      Помимо этого, во внутренней структуре катализатора содержатся материалы, подлежащие вторичной переработке: металл, керамика, сплавы с драгоценными металлами. Такие вещества просто нельзя выбрасывать.

      Приемкой негодных катализаторов занимается пункт приема катализаторов, подготавливающий их для вторичной переработки с четким соблюдением всех норм и правил безопасности утилизации токсичных отходов. Специалисты при приемке каталитических нейтрализаторов анализируют их на содержание благородных металлов, и в зависимости от этого назначают цену скупки.

      Получается, что сдача отработанных элементов в скупку – это не просто способ позаботиться об окружающей среде, а еще и возможность получить определенный доход, чтобы хоть частично компенсировать расходы на покупку новой детали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: