Участие в гонках на автомобилях

Спрашивали — отвечаем. Как попасть в автоспорт?

Попробую ввести новую рубрику в Блоге, если понравилось ставьте лайк, можете даже вопросы в личку присылать, хотя их и так туда пишут, просто отвечал я там же… а теперь буду здесь.

И так первый вопрос взял из раллийного форума так как ресурс открытый и там я тоже ответил думаю на меня никто не обидится что на его основе я поделюсь своими размышлениями

вопрос от человека с ником
Хочу в автоспорт, хочу в ралли!
Помогите, с чего начать? Огромнейшее желание участвовать в ралли! Но не знаю с чего начать, сам молодой, всего 20 лет, неплохо разбираюсь в авто ( в техническом плане) за рулем с 14 лет, еще тогда, когда жили загородом, у отца стояла во дворе пежо 206 rc (как бы маме :D) я ё насиловал по тем дорогам как мог, отец был в шоке, поскольку сам не мог воспроизвести то, что мог я. Ну вот лежим у меня душа к автоспорту, с детства лежит, но родители не отдали меня на карт :D может что-нибудь да получилось… как мне быть? другого не нужно только автоспорт и только ралли! какие первые шаги мне сделать?

Мой ответ там
если хочется ездить в руле, то начать с "найти" или заработать под это денег
в руле можно начать на своей машине со спринтов и т.д.
если готов быть в автоспорте не только за рулем, то можно судить, быть механиком, штурманом… для всего стоит подучиться, но в целом почти без затрат

расшифрую подробней что я имел ввиду под и т.д. и коснусь вопроса в руле ибо меня и на этом ресурсе спрашивали много раз

сейчас с точки зрения начать свой путь в автоспорте есть такие варианты по увеличению стоимости (заранее прошу извинить если кого задену, но так мне это видется на данный момент)
1. Картинг прокатный

грубо от 400 заезд и гонка от 2000р (просто ездить во многом становится скучно, нужен соревновательный момент поэтому многие картодромы организовывают соревнования, мини гонки командные и не только)
2. Ралли спринты

500-1500 стартовый взнос за какое то количество кругов (асфальтовые покатушки порой со скоростями не выше второй передачи на площадках с конусами), в плане подготовки машины ничего не нужно
3. Ралли спринты грунтовые/зимние

цены те же НО (здесь надо понимать что во первых грунт не всегда ровный и для стандартной подвески и колес это чревато, зимой вероятность приборов в сугроб может стоить бамперов и подобное)
4. Картинг спортивный

, ну или так скажем НЕ ПРОКАТНЫЙ условно говоря по нормальным трассам россии (классы есть разные я не так силен в названиях, но по общению с коллегами бюджет сезона из 7-8 гонок в самом бюджетном классе можно уложить в 100к со своей тележкой)

5. Зачет стандарт в ралли
Пока еще не убит до конца так называемый клуб или ЧФО есть возможность ездить в стандарте по раллийным трассам (это когда в машине без спец оборудования — читайте сток вы можите ознакамливаться и ехать по перекрытой трассе раллийных спецучастков, однако есть нюанс того что на спецучасток задана норма времени и опережать или опаздывать нельзя!) Машина тоже скорей всего должна быть специальная потому как и нагрузки и лороги бывают специфические
по тому что я слышал и видел бюджет гонки 20-30Кр

(здесь очень интересная ситуация с одной стороны можно достаточно дешего ездить на стоковой машине хотя тормозов канечно с большой долей вероятности все же не хватит. Однако затем вить есть чемпионаты с регламентом на кольцах типо рхххццц или макспаверкарс которые сильно дороже делают езду ввиду техтребований монорезин и прочего) знаю людей которые туда закапывают бюджеты сопостовимые с хорошим сезоном в КР по ралли допустим ну и надо учитывать что нагрузка на машину при таком раскладе высокая и здесь как мне кажется момент когда для покатушек должна появляться отдельная машина а не так на которой в понедельник на работу)
7. Здесь где то должен быть Кросс

(я нет так осведомлен в этой дисциплине, но насколько я помню там есть очень бюджетные по тех требованиям классы)
8. КР по ралли

(врят ли можно ездить гонки сильно дешевле 100Кр за гонку, ребилд между и прочие расходы… средненький сезон из 7-8 гонок это минимум лям и то это я конечно эконом вариант считаю)
9. Предполагаю что где то здесь же ралли рейдыи их бюджетные классы

10. ЧР кольцо

(здесь я вообще полный профан и ничего путного не скажу даж классов не особо знаю хотя слышал что в этом году кубок поло появится и в кольце))

Повествование можно продолжать дальше… но врят ли кто нибудь сразу поедет у нас в ЧР по ралли или в формулу на кольце)))

З.Ы. намерено не затрагивал ралли третьей категории – любительские… ибо все же это не ездовое соревнования в моем понимании ибо не скорость является определяющим фактором победы… по тем же причинам здесь нет дрифта

Меня тоже в детстве из-за денег родители не могли отдать в картинг, поэтому я начинал с ралли спринтов тогда это называлось чаще слалом или супер слалом. Были и асфальтовые и снежные и грунтовые и машину коцал и машину строил и т.д.

И Читайте коменты там много мнений людей которые уже начали и/или прошли определенный путь в автоспорте

«Хочу в ралли!»: как попадают в автоспорт

Казалось бы, что общего может быть между спортсменом-гимнастом, сельским тружеником и инструктором по горным лыжам, работающим на престижном курорте? Мало кто сможет признать в таких «профессионалах» и совершенно разных личностях успешных автогонщиков: бытует мнение, что настоящий автоспортсмен занимается своим единственным и неповторимым делом всю сознательную жизнь, а карьера его начинается в раннем детстве и идет по годами отработанной схеме. Или нет?

Стать или родиться?

Многим кажется, что гонщики рождаются с рулем в руке, под звук спортивного выхлопа и сразу же, с младенчества, начинают учиться своей уникальной профессии, вне которой их впоследствии и представить-то будет сложно. Гонщик считается профессионалом своего дела, образом для подражания и целью, к которой стремились многие поколения зрителей и почитателей.

Такой подход, конечно, укрепился в годах и принес немало пользы собственно автоспорту. Но, наверное, у каждого хоть раз возникал в голове логичный вопрос: «Как же они стали такими – известными, быстрыми, «крутыми»? Каким образом, с чьей помощью достигли высот в спорте, а многие – вышли на невероятно серьезный уровень и стали настоящими «звездами»? Неужели для этого надо родиться под счастливой звездой – или есть универсальный секрет успеха, а значит. и я могу стать таким же, как они?».

Вечный вопрос «что делать» тревожил и тревожит желающих стать новым Ватаненом, Простом, Алонсо или Лёбом. Сейчас, со всеми возможностями познания мира, найти ответ гораздо проще. Казалось бы, проще.

original-.jpg

И даже с кольцевыми гонками все более-менее понятно: надо с детства заниматься картингом, потом продолжить карьеру в младших кольцевых сериях и так далее, либо же перелопатить гору литературы, обретя много полезных знаний о траекториях и способах прохождения поворотов, потом записаться к тренеру и участвовать в тайм-аттаке и трек-днях. Все это пойдет во благо, ты добьешься результатов и при должном упорстве можешь заявить о себе достаточно ярко, чтобы дело пошло к новым вершинам.

Но решительно непонятно, как получить входной билет в ралли. Ну, да это тот самый вид спорта, где ездят на скорости 150 между елок, по обрывам и горам.

Перечитай хоть десять томов энциклопедий и мемуаров в стиле «вот, бывало, летим мы на пятой боком по лесу. » – и все равно неясно, как всему этому искусству научиться. Начинаешь «строить» или покупаешь видавшую виды спортивную машину, проводишь с ней бессонные ночи в гараже, стремишься почаще выступать на местных спринтах и пробуешь себя в более серьезных гонках. А дело как-то не идет к заоблачным высотам.

Или, может, не надо и пробовать? И взаправду можно только родиться раллистом, впитать с детства что-то особенное, ковать победу в будущих гонках, едва научившись держаться за руль? Может, простым сельским ребятам или столичным офисным работникам, тем, кто «чуть за» или юным студентам – в общем, всем, кто пожелал войти в мир ралли без пропуска, дорога гарантированно закрыта?

Знакомьтесь

Себастьен Лёб. Девятикратный чемпион мира по ралли. В негоночном прошлом – четырехкратный чемпион Эльзаса, чемпион первенства French Grand East и обладатель пятого места в чемпионате Франции по спортивной гимнастике.

original-sebastian-loeb-rc.jpg

В двадцатилетнем возрасте, по некоторым сведениям, Себастьен еще не помышлял об автоспорте, но уже проявил свои гоночные амбиции: юниор был неоднократно замечен в безрассудном и опасном вождении гражданского автомобиля на дорогах общего пользования.

В 1998 году, в возрасте 24 лет – невероятно поздно по меркам кольцевых автогонок – Себастьен Лёб стартовал в «начальном классе» ралли – Citroen Saxo Trophy Series. В следующем году он выиграл эту серию, после чего был замечен директором команды Citroen Sport и стартовал в гонках «Юниорского Чемпионата мира по ралли» Junior WRC.

Головокружительные успехи и стремительный рост показателей сопутствовали французскому гимнасту всю его карьеру. Сейчас Лёб известен как пилот беспрецедентного уровня: он выиграл девять чемпионских титулов World Rally Championship за рулем различных моделей команды Citroen.

Вы уже, наверное, поняли, что в начале статьи неспроста соседствовали гимнаст, сельский трудяга и инструктор по лыжам.

Если гимнаст – это ничем не отличившийся в автоспорте до достаточно зрелого возраста Лёб, то работник сельского хозяйства – не кто иной, как финская легенда Томми Мякинен. После окончания школы финский парень два года постигал глубины сельскохозяйственных наук и агрономических изысков и успел вместе с отцом поработать в сфере лесной промышленности. В возрасте 18 лет Мякинен выиграл свой первый национальный чемпионский титул по пахоте на тракторах – да-да, есть и такие соревнования в богатой на всякие гоночные причуды северной стране! Через год Томми повторил этот успех. Впрочем, неизвестно доподлинно, помогла ли «скоростная вспашка» его будущим раллийным успехам.

Томми гонял на старых машинах по льду озера недалеко от дома – традиционная сельская забава в межсезонье. В 1985 году будущий пилот Mitsubishi Motors купил свою первую подержанную раллийную машину с целью участвовать в местных соревнованиях.

Все начало получаться, поэтому уже через два года он нашел возможность выступить на своей первой гонке статуса Чемпионата мира: местном 1000 Lakes Rally.

original-tommi_makinen.jpg

В 1989 году Мякинен продолжил успешную экспансию в серьезные гоночные серии вроде Чемпионата Европы, и в 1990-м – неплохо для 36-летнего тракториста – своим прогрессом и постоянным ростом результатов заслужил возможность проехать пять гонок в Чемпионате мира с опытным штурманом Сеппо Харьяне на Mitsubishi Galant VR-4. Дебют в заводской команде Team Mitsubishi Ralliart пришелся на 1995 год и ознаменовался победным шествием Мякинена – четырехлетним доминированием в Чемпионате мира по ралли под знаком «трех бриллиантов».

А кто из титулованных раллистов – лыжник, причем профессиональный? Новейшая история Чемпионата мира: это Себастьен Ожье.

Француз провел детство на горных склонах в окрестностях родного города Гэп. В двадцатилетнем возрасте стал многоопытным инструктором по горным лыжам и проработал в этой должности два года. Сам Себастьен утверждает, что понимание физики скольжения на лыжах помогло ему освоиться за рулем раллийного автомобиля. Может, так оно и есть.

original-sebastienogier-2.jpg

В 2005 году в возрасте 22 лет Ожье выиграл Rallye Jeunes – организованное Французской Автомобильной Федерацией мероприятие по поиску талантов – и получил в качестве приза возможность участия в Peugeot 206 Cup, где стал новичком года.

Читайте также  Фольксваген поло или киа рио что выбрать

А дальше – восхождение по карьерной лесенке, довольно удачно выстроившейся перед Ожье после победы в Peugeot 206 Cup: «юниорский» титул в Чемпионате мира, удачные дебюты и рост результатов в различных полноприводных классах, а затем, в 2013 году, приглашение в заводскую команду Volkswagen Motorsport и первый титул чемпиона! Судя по последним результатам, останавливаться Себастьен не собирается. Ожье удачно выступает уже третий год, причем позади него не видно явных попыток составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию: гегемония бывшего инструктора по лыжам полная и безоговорочная.

Так что же делать?

Занятно, что никто из рассмотренных нами личностей не шел по проторенной дорожке, ведущей на подиумы, с детства! Все они начали путь в автоспорт в разном возрасте, при разных обстоятельствах – и с разной скоростью пришли к очень похожим результатам. Стало быть, не имеет большого значения, кем ты был «до». Несомненно, все они очень талантливые спортсмены, но секрет кроется именно в четком плане и упорной работе, которая позволяет сделать из лыжника, тракториста и гимнаста, из человека даже не молодого возраста и любой профессии успешного раллийного пилота!

Где же найти «руководство пользователя», чтобы пойти по этим шагам и максимально эффективно использовать свое время?

Конечно, если у вас или ваших родителей есть четкий план по воспитанию раллиста высокого уровня – несомненно, тренировки пройдут тем успешнее, чем раньше они начнутся. Именно поэтому к кольцевым гонкам пилотов готовят сызмальства.

К ралли это относится не в меньшей степени. Но поскольку практически везде к участию в соревнованиях допускают только обладателей водительских прав, то в массе своей пилоты начинают раллийную подготовку позже, проходит она медленней и не так гладко, как могла бы идти в детстве, и ошибок совершается больше – «прямой» дорожки с нулевого уровня к подиуму у многих не получается.

Пилотом, чья история выступлений в гонках может служить примером целенаправленной работы на результативную раллийную карьеру с юных лет, является наш соотечественник – Николай Грязин. В свои 17 он уже успел отметиться победами на нескольких международных ралли и не собирается останавливаться на достигнутом.

original-_.jpg

Ну а начал покорение гравийных и заснеженных, лесных и горных спецучастков Николай с. кольцевых гонок. Сначала младший из братьев Грязиных недолго занимался картингом, потом под руководством опытного Бориса Шульмейстера тренировался в «кольце». Сдав экзамен Российской Автомобильной Федерации, продемонстрировав надежность и стабильность в управлении автомобилем класса Национальный, Николай допускается до участия в кубке Лада Гранта, где выступает за команду Аэроэкспресс в паре со своим тренером Борисом Шульмейстером. В 15 лет Грязин становится самым молодым победителем гонок Кубка России, на отдельных этапах одерживая вверх над более опытными и титулованными соперниками, такими как Алексей Дудукало и Дмитрий Брагин. На следующий год команда SRT, за которую выступает 16-летний Николай, становится чемпионом России, а сам пилот, лидируя до последнего этапа, в итоге занимает вторую строчку личного зачета. Параллельно гонщик набирается опыта европейских гонок в чемпионатах Renault Clio Cup, навязывая борьбу за призовые места местным чемпионам, и несколько раз поднимается на подиум в течение сезона.

И вот в ходе стремительного развития карьеры кольцевика Грязин вдруг меняет «специальность» – переходит в ралли. Возможно, взяли свое семейные традиции – отец и старший брат гонщика уже успели сделать себе громкие имена в этой дисциплине. Как бы то ни было, но опыт отточенной езды по асфальту помогает быстрому кольцевому пилоту почти сразу показать результат и в ралли. Да, в своем первом сезоне Николай допускает ошибки и пока не до конца освоил все премудрости нового вида спорта, но второе место в абсолюте за рулем моноприводной машины на Rally Masters Show, победа по итогам второго дня этапа Чемпионата Европы и победа в эстонском ралли-спринте Vorumaa говорят сами за себя.

И сколько бы ни было разговоров о таком неизмеримом понятии, как талант, но именно правильный подход к спортивной программе и рабочие методики тренировок дают реальные и объективные результаты – меньше секунд и больше километров в час.

original-_2.jpg

Эта тема заслуживает отдельной развёрнутой статьи, в которой секретами тренерского мастерства и спортивного менеджмента поделится Станислав Грязин – отец Николая, чемпион России по ралли и мастер спорта международного класса России по автоспорту. Так что читайте наши следующие материалы – инструкцию по стопроцентному попаданию на подиум мы не обещаем, но вам точно будет интересно!

Как я участвую в гонках в Казани на своем автомобиле

Я гонщик-любитель, гоняюсь на своем автомобиле на автодроме KazanRing Canyon. За плечами у меня много соревнований и побед.

В этой статье я расскажу, как подготовиться к таким гонкам, как в них участвовать и сколько это все стоит.

Что у меня за автомобиль

Когда я в 2015 году выбирал очередной автомобиль, больше всего хотел получать удовольствие от вождения. А для этого мне нужен задний привод, механическая коробка передач и хорошее соотношение массы и мощности. Совсем здорово, если это будет надежное недорогое в обслуживании купе.

Под эти критерии попадало мало автомобилей — и в основном японские. Остановился я на Mazda MX-5 в кузове NC 2008 года выпуска. Правда, это не купе, а родстер — двухместный автомобиль с откидной крышей. 160 лошадиных сил на 1175 кг, шестиступенчатая механика и спортивная комплектация. Ее особенности — опциональная подвеска Bilstein и блокировка заднего дифференциала. Машина стоила 750 000 Р .

я отдал за свой автомобиль

Что за гонки

Все происходит на автодроме KazanRing Canyon на окраине Казани. Автодром — специальное архитектурное сооружение для гонок, там предусмотрены зоны, на которых можно вылететь без риска повредить автомобиль. Участник заезда, который не рассчитал скорость, вылетает в гравийную ловушку. Она останавливает автомобиль.

В проектировании автодрома KazanRing Canyon принимал участие знаменитый немецкий инженер и автогонщик Герман Тильке. Протяженность круга — 3476 м, ширина — 12—15 м , перепад высот — 28 м, автомобили двигаются против часовой стрелки. Российские автоспортсмены любят этот трек именно за перепад высот. Первые состязания автодром принял в 2011 году.

На казанском автодроме проводят разные чемпионаты:

  1. Российскую серию кольцевых гонок, СМП РСКГ.
  2. MaxPowerCars.
  3. Porsche Cup.
  4. Winter Rally Sprint.
  5. Red Bull Air Race.
  6. Canyon Off-Road.
  7. Time Attack.

Нас интересуют последние гонки — Time Attack, потому что в них можно участвовать на своем автомобиле. На такие соревнования, как правило, приезжают на горячих хэтчбэках: Renault Megane RS, Honda Civic Type R, Peugeot 207 RC, Hyundai i30 N, Ford Focus ST, Volkswagen Golf GTI. На спортивных купе: Subaru BRZ, она же Toyota GT86, Mazda MX-5, BMW M2, Nissan GT-R. На заряженных седанах: Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru Impreza WRX STi, Audi S4. В начальных классах участвует отечественный автопром и иномарки B-класса: Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio.

Мой опыт участия в гонках

Я очень давно увлекаюсь автомобилями, поэтому часто посещал автодром как зритель еще до покупки своей первой машины. А когда купил Мазду, почти сразу приехал на первый трек-день и попробовал свои силы в свободном заезде. Участвовать в любительских гонках стал только на следующий год.

Я участвовал в летнем Time Attack и в зимнем любительском чемпионате Winter Rally Sprint. Формат там немного другой, но суть почти та же . Чемпионат проводят зимой, участие стоит 2000 Р — существенно дешевле, чем летом, — поэтому в нем я откатываю уже второй сезон. В сезоне 2019—2020 по итогам пяти этапов я занял третье место. Есть серебро за летний спринт в честь закрытия гоночного сезона на автодроме, а также серебро на первом этапе Winter Rally Sprint 2020—2021 .

Летом участие в гонках дороже: стартовый взнос составляет 5000 Р , а резина и тормозные колодки изнашиваются гораздо сильнее из-за более высокой скорости. За победы награждают медалями и подарками от спонсоров: в основном это автохимия и мерч.

стартовый взнос на летних гонках

Я стараюсь использовать все возможности прокатиться по автодрому. Зачастую автопроизводители проводят там ездовые презентации своих автомобилей — а это отличный повод выйти на трек, посидеть за рулем какой-нибудь новой машины, а иногда даже получить что-нибудь полезное за быстрый круг.

Что такое трек-дни

Для хорошего результата в гонках нужны тренировки. Тренироваться можно во время трек-дней — это определенные даты, когда на автодроме не проходят гонки. В эти дни можно просто приехать, оплатить сессию — 1500 Р за 15 минут, — покататься и потренироваться. Безлимит на целый день стоит 8500 Р .

стоит 15-минутная сессия на автодроме

Обычно у меня выходит от одной до трех 15-минутных сессий в месяц: это немного, некоторые катают чаще. Но этого хватает, чтобы испытать себя и свой автомобиль, а также понять, насколько это вообще интересно.

Если автомобиля нет или не хочется рисковать собственностью, можно взять в аренду подготовленную Ладу Гранту. Для заезда понадобится шлем и вкрученная буксировочная проушина — за нее машины вытаскивают из гравийной ловушки.

Как подготовить автомобиль к гонке

Вот что нужно будет проверить перед гонкой.

Уровень масла я проверяю каждый раз: важно, чтобы он был по верхней риске масляного щупа. Еще литр всегда с собой: после гонки иногда может потребоваться 100—150 мл.

Тормозные колодки должны быть изношены не более чем наполовину. Так можно быть уверенным, что их хватит до конца заездов.

Уровни технологических жидкостей: антифриза, тормозной жидкости, жидкости гидроусилителя руля — это если есть гидравлический усилитель. Если что-то не в порядке, нужно восполнить недостаток в соответствии с техническим регламентом обслуживания вашего автомобиля.

Еще раз напоминаю про гоночный шлем и вкрученную буксировочную проушину — о них я уже писал выше, они нужны обязательно.

Как принять участие в гонке и когда нужно быть на треке

Регистрация на гонки открывается примерно за неделю — необходимо подать заявку на официальном сайте KazanRing Canyon. Стоимость участия — 2000—5500 Р за каждый этап в зависимости от класса, в который попадает автомобиль: чем мощнее, тем выше класс. Оплата происходит в день гонки.

На автодром приезжают примерно в восемь утра. Нужно успеть пройти технические проверки, решить административные вопросы. Затем начинаются тренировочные сессии и сами заезды. Техническая комиссия обязана проверить соответствие вашего автомобиля заявленному классу, а также удостовериться, что автомобиль безопасен: смотрят, не течет ли что-нибудь и в порядке ли ремни безопасности. За доработку впускной или выпускной системы могут поместить в более высокий класс.

После технических проверок выдают датчик хронометража, который в гонке отсекает время вашего круга — данные в реальном времени отображаются на экранах в боксах и административном здании. Далее выдают наклейку-козырек на лобовое стекло, а также наклейку со стартовым номером. Все это необходимо разместить на автомобиле до начала заездов.

Как проходят заезды: правила, регламент, очки за сезон

Все правила и нюансы гонки описаны в регламенте. Заезды проходят в формате Time Attack: это значит, что на треке вы соревнуетесь сами с собой. Задача — установить лучшее время круга. Автомобили делятся по классам, и, как правило, скорости настолько близки, что во время сессий никто никого не обгоняет. Исключение — когда кто-то из участников едет остывочный круг и пропускает вперед тех, кто едет боевой.

Риск столкновения минимален. На тренировочных сессиях автомобили всех классов идут вперемешку, могут возникнуть опасные сближения — но это тоже очень редкое явление.

Автомобили делят на классы в зависимости от соотношения мощности двигателя и массы автомобиля. Заезды каждого из шести классов проходят отдельно, чтобы участники не мешали друг другу.

Между заездами одного класса выдерживают паузу в 30—45 минут. На техническую комиссию отводят пару часов. В итоге получается, что гоночный день занят почти полностью, а ближе к осени светового дня едва хватает, чтобы успеть откатать все попытки. В связи с этим малочисленные и близкие по времени круга классы могут объединить в один заезд ради экономии времени. Всего четыре заезда по 15 минут, это 6—7 кругов. Первый заезд — тренировочный, остальные три — боевые, они идут в зачет. Лучшее время из трех попыток идет в итоговую таблицу для выявления призеров.

Читайте также  Средство для стекол автомобиля

Тройку определяют в каждом классе отдельно. В летнем сезоне, как правило, пять этапов. За каждый этап каждый участник гонок получает очки, в конце сезона лидеру по сумме очков вручают кубок.

Как увеличить шансы на победу

Кроме навыков вождения есть и другие составляющие успеха: как минимум это подходящий комплект резины и хорошие тормоза.

Резина может быть гражданской и спортивной — ее проектируют специально для гонок. Характеристика, по которой обычно судят о классе шин, — это индекс износостойкости, именно по нему допускают шину в класс или переводят автомобиль в класс выше согласно регламенту гонок.

Гражданская резина — та, что мы привыкли видеть в шинном магазине. Есть разные производители с разными характеристиками, но большинство участников заездов ставят Michelin Pilot Sport 4: новый комплект из четырех покрышек 215/45 R17 стоит примерно 40 тысяч рублей. А вот спортивная резина продается в узкоспециализированных магазинах, и далеко не всегда на такой можно выезжать на дороги общего пользования. Для начала вполне хватит подходящих гражданских шин.

стоит в среднем новый комплект из четырех покрышек Michelin Pilot Sport 4

С тормозами сложнее: есть смысл поставить колодки с более термостойким составом фрикционной смеси. Такой комплект обойдется в 2—3 раза дороже обычного. На моей машине, например, стоят колодки Hawk. По моим ощущениям, переплата полностью себя оправдывает: есть уверенность в том, что я всегда смогу оттормозиться. При достижении определенного уровня пилотирования некоторые водители ставят на свои автомобили более продуктивные тормозные системы с увеличенным диаметром тормозного диска — это позволяет сбросить пару секунд с времени круга.

Это минимальный набор для того, чтобы целиться на подиум. А дорабатывать можно почти бесконечно: поставить спортивную подвеску, гоночное кресло, увеличить отдачу мотора, облегчить автомобиль и так далее.

Расходы на ремонт и обслуживание

За пять лет я накатал на Мазде примерно 100 тысяч километров. Это ежедневные поездки, участие в летних и зимних любительских чемпионатах, а также путешествия на море — по 5 тысяч километров.

Машина и правда оказалась надежной: за время владения я сменил три аккумулятора, каждый стоил примерно по 5000 Р , мотор отопителя салона за 3000 Р и пару реле управления вакуумной магистралью по 1500 Р . Масло менял раз в 5—7 тысяч километров, потому что с нашим топливом по-другому никак. Беру масляный фильтр Mahle за 400 Р и пятилитровую канистру масла Wolf 5w30 за 2500 Р — остается 500 г для долива. Работа — 400 Р , потому что не нужно снимать защиту картера: в моей машине сливное отверстие и масляный фильтр доступны через специальное окошко.

При высоких нагрузках мотор потребляет масло, продукты горения остаются внутри. Частый масляный сервис позволяет их своевременно удалять. Между заменами доливаю не больше литра того же Wolf по 500 Р за литр. Трек относительно небольшой, нагрузки непродолжительные, поэтому расход нельзя считать существенным. На ремни, свечи и тормозные диски дополнительно уходит примерно по 10 тысяч рублей в год.

Для комфорта на треке машину пришлось немного доработать. Штатную подвеску Bilstein поменял на спортивную винтовую Blitz. Купил на «Дроме» бывший в употреблении комплект за 40 000 Р . Еще купил на «Авито» спортивное водительское кресло Bride за 15 000 Р . Ставлю его непосредственно перед поездкой на автодром.

Шины и тормозные колодки из-за гонок изнашиваются быстрее. За гоночный сезон изнашиваю комплект шин 215/45 R17 за 24 000—40 000 Р и по комплекту хороших тормозных колодок Hawk на переднюю и заднюю ось, за все 14 000—16 000 Р .

Часть денег ушла на кузовной ремонт. На треке машину не бил, но попадал в небольшие ДТП в городе. Передний бампер нашел на «Дроме», заплатил за него 10 000 Р , две недели ждал, пока его доставят из Сибири. Уже в Казани попросил специалиста убрать отверстия для крепления номерного знака и место крепления фирменной эмблемы: считаю, что так машина смотрится гармоничнее. Также поменяли левый подкрылок, который плотно прилегает к бамперу. На все работы и материалы вместе с покраской ушло 25 000 Р .

Перед стартом гонок я каждый раз мою машину. На автодроме работает штатный фотограф — хочется, чтобы машина достойно выглядела на фотографиях. Трачу 300—400 Р на каждую мойку.

На гоночный день нужно примерно 30 литров бензина — по нынешним ценам это 1392 Р . Также трачу 300—500 Р на обед. В административном здании неплохое кафе.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Не зря подавляющее большинство пилотов, независимо от классов гонок, в которых они выступают (с открытыми или закрытыми колесами), начинали с картинга. Многие, между прочим, продолжают тренироваться на «картах», дабы поддерживать себя в форме.

Картинг учит чувствовать автомобиль, понимать физику управления заднеприводной машиной и прививает базовые навыки, которые потом непременно пригодятся во всех дисциплинах автоспорта. Впрочем, даже если вы не собираетесь становиться пилотом, то по тем же причинам картинг будет полезен и для управления обычным автомобилем по дорогам общего пользования.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Как учиться?

Здесь стоит отметить важный момент. Неважно, сколько раз вы сами по себе приезжали с друзьями в картинг клуб. По-настоящему научиться можно только с опытным тренером. Самостоятельный прогресс, конечно, никто не отменяет. Ведь в силу физических особенностей, каждый человек будет по-разному прогрессировать.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Хороший тренер сможет обратить внимание на ошибки, объяснит, как использовать скручивание рамы карта в поворотах, обучит азам выбора траектории, поможет получить правильные рефлексы. К примеру, едва ли неопытный водитель знает, что рулем лишь задается направление движения, а управляется (доворачивает) карт педалями. Или, что ему кажется серией левых поворотов на самом деле один маневр, который проходиться с одним движением рулем и его дальнейшим плавным распрямлением.

Важно не заучивать одну трассу, а разбираться в нюансах траектории. Ведь даже в одном небольшом картинг-клубе может быть несколько конфигураций трека. Накат поможет понимать машину и различать быстрый карт от “уставшего”. Да, даже в хороших картинг-клубах техника может отличаться в силу износа.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Где гонять?

Картинг-клубов (или картодромов) в городах-миллионниках немало. Выбирать советуем по нескольким критериям: состояние трассы и картов, тренерский состав и, конечно, территориальное расположение. Из московских стоит выделить FORZA One Karting (F1 Karting) — один из самых больших крытых картингов в столице — более 5000 кв.м. Многие известные российские пилоты различных гоночных серий предпочитают этот картодром. Здесь есть школы для детей и для взрослых. К слову, Сергей Сироткин, экс-пилот команды Формулы-1 Williams (сезон 2018 года), открыл свою академию именно тут.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

А что насчет соревнований?

Участие в соревнованиях — отличный экзамен после тренировок. Практически каждый уважающий себя картинг-клуб старается организовывать открытые первенства для желающих. В F1 Karting есть целая линейка соревнований: от гонок среди любителей по понедельникам на прокатных 9-сильных картах, где можно «пощупать» свои силы, до более профессиональных серий вроде MSK Open League на клубных картах Super Sport с 20-сильным двигателем Honda GX270 tuning. В последнем случае есть даже денежное вознаграждение по итогам сезона.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Еще одна интересная особенность соревнований — в них принимают участие командой. Для MSK Open League вы сами формируете состав из трех пилотов, заявляете его, регистрируетесь, проходите процедуру взвешивания и выступаете в 200-минутной гонке, сменяя друг друга в соответствии с регламентом гонки. В любительской гонке также формируются команды. Здесь пилотов подбирают организаторы. Принцип простой: все участники делятся по личным показателям прохождения круга на две категории — быстрые и медленные. Далее жеребьевкой составляются подборки из двух человек — быстрого и медленного.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Жеребьевка перед гонкой

Что нужно для тренировок и гонок?

Конечно, для занятий в любых видах спорта нужны деньги. Все всегда упирается в деньги! Картинг в этом плане более-менее демократичен. По отношению к другим видам автоспорта, конечно. Сразу бежать покупать карт и полный комплект экипировки не обязательно. Поначалу в ваш бюджет придется закладывать лишь оплату заездов в картинг клубе и работу тренера. Потом добавьте в бюджет участие в соревнованиях. Так, например, взнос за участие в любительской гонке составляет 1500 рублей. Взнос за участие команды из 3-х человек в MSK Open League — 15 000 рублей.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Из экипировки в первое время рекомендуем обзавестись лишь личным подшлемником, гоночными перчатками, и правильной обувью. Также не помешает защита для ребер — картинг бывает контактным и травматичным. Свой шлем и переговорное устройство — оно сильно облегчит жизнь на тренировках и в гонках. А дальше в порядке вашего личного прогресса и намерений от картинга. В любом случае, гоночный комбинезон в нашей рекомендации, пожалуй, будет на последнем месте.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

С какого возраста можно заниматься картингом?

В целом, все картинг-клубы пишут, что готовы набирать в школы детей от 5 лет. Но врачи и опытные пилоты советуют подождать до 7 лет, чтобы дать детскому позвоночнику окрепнуть. Не забывайте, что в карте нет подвески, поэтому каждая трещинка на трассе отчетливо транслируется в позвоночник через «пятую точку».

Впрочем, взрослым также расслабляться не стоит. Готовьтесь к тому, что первое время тело будет болеть. Картинг задействует многие из мышц, которые мы не используем в обычной жизни.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Что дальше?

Дальше все зависит от желания и финансовых возможностей. Не будем вам вешать лапшу на уши, что добившись высоких результатов в картинге, вас с распростертыми объятиями будут ждать в командах других гоночных серий. Порой даже спортсменам из Российской Серии Кольцевых Гонок после удачного сезона приходится искать спонсоров на следующий год.

В любом случае, сам мир картинга разнообразен и вполне может вас захватить и оставить “вариться” в нем. Ведь мы описали лишь вершину айсберга. Начало. Есть разные серии и подвиды, классы, категории. Есть выезды на международные соревнования, в том числе, на 24-часовые марафоны. Так что то, что может кому-то показаться ездой на игрушечных машинках, на самом деле — насыщенный и интересный мир автоспорта.

Как стать профессиональным гонщиком? Инструкция по применению

 . Попасть в автоспорт совсем несложно.  .  .  .

Наверное, с этого вопроса и нужно начать. Автомобильный спорт, какую бы дисциплину вы не выбрали, потребует существенных затрат сил, времени и, конечно же, денег. И здесь наверняка найдутся оппоненты, утверждающие, что лучшим решением могут быть уличные гонки: финансовых затрат минимум, а уровень адреналина сопоставим. Не верьте. Это путь в никуда. Не буду повторять азбучные истины о том, что, соревнуясь на дорогах общего пользования, вы подвергаете смертельной опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Успешный исход игры в «шашки» на оживленной магистрали отнюдь не свидетельствует о вашем мастерстве вождения – как правило, вы остались целым и невредимым, во многом благодаря внимательности водителей, вовремя увидевших ваш смертоносный болид в зеркалах заднего вида. А вот прочесть фундаментальные труды по технике управления автомобилем (например, Эрнеста Сергеевича Цыганкова), а потом отработать отдельные элементы на закрытых для постороннего движения площадках весьма полезно.

Что дальше? Неплохим вариантом для следующего шага может стать прокатный картинг. Именно прокатный, так как для успешной карьеры в спортивном картинге вы, во-первых, наверняка уже преодолели рекомендованный для начала занятий возрастной ценз, во-вторых, эта «детская» дисциплина автоспорта характеризуется вполне «взрослыми» бюджетами. Сейчас работает достаточно много картодромов с интересной конфигурацией трасс, позволяющей изучить классические гоночные траектории, и с самыми современными системами хронометража, дающими возможность объективно следить за ростом своего мастерства. Кстати, хорошим подспорьем может стать и… приставка PlayStation с игрой Gran Turismo. Это подтверждает проект компании Nissan – по результатам онлайн-турнира были отобраны кандидаты для обучения в GT Academy, выпускники которой затем получили шанс участвовать в реальных гонках. Причем, в каких гонках! Достаточно упомянуть только «24 часа Ле-Мана» – легендарный марафон, в котором выпускники GT Academy не только принимали участие, но и поднимались на подиум.

Читайте также  Камаз на метане принцип

А если из виртуальности вернуться в мир реальный, то не стоит забывать и о такой возможности, как трек-дни. Сейчас в России функционирует целый ряд гоночных трасс, имеющих как национальную, так и международную сертификацию. О таких автодромах, как сочинский или подмосковный Moscow Race Way, и говорить не приходится – они принимают самые крупные международные соревнования. Здесь на личном автомобиле и в условиях максимальных мер безопасности вы сможете реализовать свои амбиции и повысить мастерство. Итак, «покатавшись» на симуляторе и поносившись по серпантинам гоночных трасс, вы пришли к твердому убеждению, что автоспорт – это ваше призвание.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Сегодня многие гоночные команды с радостью готовы принять в свои ряды новобранцев. Разумеется, небескорыстно. Условия могут быть разными: от простой аренды спортивного автомобиля до полного сопровождения в течение всего гоночного сезона – и выбор схемы во многом будет определяться вашими финансовыми возможностями. Но есть пути куда более логичного и бюджетного вхождения в автоспорт. Например, участие в любительском кольцевом национальном чемпионате RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship). Вот что о нем рассказывает основатель, руководитель и активный участник серии, а по совместительству директор команды Delphi Technologies Racing Team Александр Гармаш:

«Автомобили делятся на 13 классов: от самого простого City Street, где можно выступать хоть на ВАЗовской «классике», до топовых Supercars и Unlimited, где ездят подготовленные гоночные монстры. Это сделано для уравнивания возможностей техники».

Сезон RHHCC включает восемь этапов, которые проходят на различных российских автодромах и суммарно собирает 500-600 спортсменов с обширной географией. Помимо командного, в чемпионате существует и личный зачет – Russian Time Attack Championship, в котором спортсмены соревнуются за лучшее время круга.

По сравнению с другими дисциплинами автомобильного спорта RHHCC является действительно бюджетным чемпионатом, но даже в этом случае нужно быть готовым к определенным расходам. Серийный автомобиль на гоночном кольце ваших ожиданий не оправдает. Будет крениться, не так заходить в поворот, недостаточно эффективно тормозить и т. д. Можно ограничиться обязательными улучшениями: тормозами, подвеской и шинами. Легко уложитесь в 120–150 тысяч рублей. Причем это будет полезно для управления машиной в обычных дорожных условиях. При подготовке к соревнованиям необходима и абсолютно бесплатная процедура – облегчение веса машины. Это достигается удалением пассажирских сидений, запасного колеса и прочего скарба из багажника. Мера элементарная, но эффективная, позволяющая «снять» несколько десятых секунды, а то и вовсе целые секунды с круга.

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖЕНИЯ?

С 2013 года в России проводится Российская серия кольцевых гонок, проходящая под патронажем SMP Racing, соревнования в которой проходят в семи классах: от «Legends», требующего минимальных расходов, до «Туринга», где автомобили подготовлены по техническим требованиям Международной автомобильной федерации (FIA). И если бюджет участника класса «Legends» может ограничиться 60 тысячами за этап, то стоимость аренды «турингового» автомобиля может превосходить 400 тысяч. Но, пожалуй, самый массовый класс в структуре СМП РСКГ – это «Национальный», основными представителями которого являются автомобили LADA Kalina. Автомобильчики достаточно шустрые, а стоимость их аренды невелика (невелика, как уже было сказано выше, с точки зрения бюджетов, необходимых для занятий автоспортом). И не забудьте об экипировке! Если участие в RHHCC в этом вопросе допускает вольности, то для стартов почти во всех классах СМП РСКГ требуется весь набор экипировки с действующей омологацией FIA, включающей систему защиты головы и шеи HANS (только эта штуковина обойдется тысяч в 45). И если ваше финансовое положение позволяет дальнейшее развитие карьеры автогонщика, то СМП РСКГ для этого подойдет как нельзя лучше. Если же нет, то пока придется ограничиться доступными дисциплинами и не терять надежды на счастливый случай.

А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С «ФОРМУЛОЙ-1»?

Алгоритм вхождения в «Королевские гонки» во многом стандартен: картинг «с младых ногтей», молодежные «формулы» в юном возрасте, успешное продолжение карьеры в автомобилях с открытыми колесами… И сопровождение хорошего менеджера. А еще нередко приветствуется возможность вхождения в команду «Формулы-1» с собственным бюджетом. Вот так постепенно мы подошли к вопросу о возможных спонсорах. Питать иллюзии на то, что кто-то захочет финансово поучаствовать в становлении вашей карьеры автогонщика, не стоит. В то же время нужно признать, что интерес отдельных компаний к развитию автомобильного спорта в России существует. Выше уже упоминался любительский кольцевой чемпионат RHHCC – его генеральным партнером, как и команды Delphi Technologies Racing Team, является компания Delphi Technologies, которая продолжает реализацию своей программы поддержки российского автоспорта. Вот как это комментирует Алишер Худайбердиев, директор по развитию бизнеса Delphi Technologies:

«Мы считаем, что у автоспорта в России большие перспективы. При этом очень важно оказывать поддержку именно на любительском уровне – здесь формируется первичный интерес к данному виду спорта, появляются настоящие таланты и открываются будущие звезды. Мы рады наблюдать за тем, как из года в год развивается эта ниша, как приходят новые люди, как растет количество болельщиков».

Согласитесь, что все вышесказанное звучит оптимистично. А то, что семена подобных программ попадают на благодатную почву, подтверждает Александр Гармаш:

«Сотрудничество с Delphi Technologies вывело на новый уровень программу поддержки талантливых автомобилистов. Выбирая гонки на специальных автодромах, а не на дорогах общего пользования, каждый водитель может испытать себя в качестве пилота в чемпионате RHHCC, а самые быстрые из них – получить поддержку и выступить в составе Delphi Technologies Racing Team в чемпионате и Кубке России по кольцевым гонкам – СМП РСКГ. Еще один важный момент – сотрудничество с Delphi Technologies – не ограничивается стандартным спонсорством. Это еще и значительный объем технической поддержки: автомобили нашей команды комплектуются внушительным количеством компонентов Delphi Technologies, что придает нам больше уверенности на треке».

О технической поддержке Александр упомянул не для рекламы – это очень важный момент для налаживания партнерских отношений со спонсором. Гоночная команда, получая от партнера качественные комплектующие (надежность узлов и агрегатов – важные составляющие, необходимые для победы), может таким образом закрыть значительную часть своего бюджета. Но и технический партнер, в данном случае компания Delphi Technologies, получает свои имиджевые дивиденды. В автогонках используются самые современные технологические решения, что могут предоставить лишь те компании, которые на сегодняшний день находятся на пике технического прогресса.

Работа в сфере автоспорта. Что нужно, чтоб её получить?

Возможно, многие люди, увлечённые гонками, мечтали оказаться в гоночной команде. Но чтоб стать пилотом, нужны денежные средства, необходимая инфраструктура и техника для тренировок, да и много чего ещё. Тем не менее, команда состоит не только из гонщиков, в ней есть множество других профессионалов, так почему бы не прикоснуться к миру скорости, став, например, инженером поддержки сетей связи в раллийной команде?

Есть несколько способов найти работу. Начнём с самого очевидного — LinkedIn. Тут проще искать работу через сообщества, например, для студентов подойдёт Formula Careers Support Group, которая создана для помощи студентам в поиске работы. Также есть группы по территориальной принадлежности (н-р, Automotive & Motorsport Industry Professionals in Australia), а также специальная группа для «электромобильного» автоспорта Electric Motorsport Group.

Помимо этого есть профильный сайт motorsportjobs.com, запущенный Motorsports Network в 2017 году. Его принцип работы схож с нашим HeadHunter, за исключением того, что все вакансии здесь размещают только гоночные команды и компании, занимающиеся производством гоночной техники.

Конечно, никто не запретит перейти на сайт интересуемой компании, открыть страницу вакансий и откликнуться по указанному адресу.

Вообще, если ознакомиться с предложениями, можно заметить, что некоторые вакансии предполагают наличие знаний и навыков, которые вполне может иметь и обычный человек. В основном это касается должностей HR, менеджеров по связям с общественностью, а также IT специальностей.

Если говорить про IT, чаще всего требуются разработчики со знанием C#, .Net Core, Python и, как ни странно, WPF. Помимо этого, есть вакансии системных администраторов, но их знания и навыки не должны быть ограничены обычным набором DHCP, WMVare, AD, DNS и т.д., они должны включать так же знания CAD и PLM систем.

Большинство же вакансий требуют специализированных навыков, связанных непосредственно с автоспортом, а также с работой над дорожными автомобилями или в сфере авиации. Одна из самых распространённых — Simulation Engineer. В данный момент такие специалисты нужны, например в Alpine F1 Team, McLaren, DRAGON/PENSKE Autosport (команда из чемпионата FE), Hendrick Motorsport (команда NASCAR). Для работы на подобной должности требуются знания CAD-систем, CFD, MATLAB Simulink, GT-Suite.

Найдётся и работа для тех, кто умеет работать не только головой, но и руками. Прямо сейчас Red Bull Advanced Technologies ищут первого и второго механика на свой совместный проект с Aston Martin AM-RB 001- Valkyrie.

Людям, которые получат эту работу, предстоит обслуживать автомобиль во время тестов на различных трассах, так что работа предполагает большое количество командировок.

Более подробно о том, как начинается карьера в автоспорте, мне рассказала Мария Ситникова, выпускница Университета Дерби по направлениям motorsport engineering и product design engineering. Она работала в командах, участвующих в Британской Формуле 4 и в Чемпионате Ралли Великобритании в качестве инженера на треке и конструктора шасси.

Я не могу с уверенностью говорить про другие страны, но в Великобритании (а это одна из самых «автоспортивных» стран), во многом решает блат. Как говорил мой начальник курса, все новички практически неизбежно обречены подавать кофе и греть шины, и если ты научишься делать это прилично, заведешь хороших друзей и постараешься запомнится — есть шанс зацепится и постепенно сделать карьеру, хотя многие так и остаются на начальных должностях. Образование и личные качества решают довольно мало. Готовность работать за очень небольшую зарплату, в не самых лучших условиях на самой низкой должности плюс умение находить общий язык с коллективом гораздо важнее образования или хард скиллс.

Помимо этого, в небольших командах нужно быть «универсалом», и скорее всего, это будет цениться больше, чем глубокие знания только в одной области

У нас была небольшая команда. Поэтому помимо работы с телеметрией, общения с пилотом периодически нужно было отрабатывать на питстопах, участвовать непосредственно в настройке и обслуживании автомобиля. Вопреки ожиданиям новичков, абсолютное большинство команд небольшие, и грань между инженером и механиком очень тонкая.

Ну и в целом, работа в автоспорте — это не столько про причастность к известной команде, уважение фанатов и высокие зарплаты, сколько просто любовь к инженерии и автомобилям, а также готовность к жертвам.

Для того, чтобы работать в автоспорте, нужно быть либо энтузиастом с горящими глазами, готовым очень редко видеть свою семью, быть готовым жить в даже самых скромных условиях и получать за тяжелую работу очень скромную зарплату в сравнении со многими другими сферами, либо делать это в качестве хобби — люди выгорают, начинают ненавидеть все, что связано с автоспортом, получают проблемы со здоровьем и нервами. Другой путь в автоспорт — это просто быть великолепным инженером и нарабатывать опыт и имя в другой индустрии: авиастроении или общем автомобилестроении, а уже оттуда уходить в старшие серии автоспорта. Инженерия должна приносить удовольствие и быть самоцелью, а не способом надеть униформу команды.

Напоследок, вот вам топовая вакансия в компании, производящей запчасти для гоночных автомобилей. Теперь можете с уверенностью сказать маме, что профессия «Ютубер» существует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: