Москвич 21 40 люкс

Москвич-суперлюкс: СССР заплатил за дизайн $80 000

Делать «трудовые подарки» к очередному партийному форуму было нормой поведения любого трудового коллектива советской эпохи. АЗЛК не был исключением — надо было подготовить что-то новое к XXVI съезду, то есть к началу 1981 года.

Но действительно новый Москвич с передним приводом модели 2141 пребывал в ту пору исключительно в виртуальном состоянии — о пуске производства не было и речи. Пришлось применить старый проверенный способ: взять предыдущую модель, максимально приукрасить и объявить, что это «вариант Люкс». Именно так и появился на свет Москвич 2140 SL, который за глаза обозвали «суперлюксом».

Кока-Кола, Москвич и 80 000 долларов

Поначалу решили посотрудничать с американцами — мол, разработайте для нас дизайн! Представители ателье Raymond Loewy Design — те самые, что придумали модерновый дизайн бутылки Coca-Cola, — радостно кивнули, получили 80 000 долларов, но в итоге предложили проект, который московские заводчане забраковали. Американцы пожали плечами и пошли тратить деньги, а русским пришлось все делать самостоятельно.

Другая заграница

Производить буферы, сиденья, светотехнику и еще кое-какую мелочевку было экономически невыгодно: большие тиражи новым Москвичам явно не светили. Поэтому договорились с югославами и с ГДР: они поставляют нам нужные детали, а взамен получают готовые машины. Отметим также, что «суперлюксу» достались лицензионные карбюраторы Weber, которыми так гордились обладатели Жигулей, а также бошевский распределитель зажигания Р147 — тоже лицензионный.

Что еще новенького?

В журнале «За рулем» (№1, 1981) заместитель главного конструктора АЗЛК, представлявший новинку, отметил, что унификация с базовой моделью составила 94%.

Погоду делали стекла передних дверей без привычных форточек, а также необычные для нашего автопрома пластмассовые буферы. В передние были встроены подфарники с указателями поворотов — это тоже было в диковинку. Темная пластмасса, черненые дверные рамки, большие задние фонари, отсутствие колесных колпаков, черные молдинги — всё это, пусть и по капельке, но придавало древнему Москвич-408 довольно бойкую внешность.

Знатоки могли разглядеть и новые шины радиального типа МИ-166 — тогда это было очень круто. Из невидимых снаружи новшеств отметим измененное передаточное число главной пары — с 4,22 до 3,89. Благодаря этому SL должен был кушать примерно на пол-литра бензина меньше, чем его «обыкновенные» коллеги.

Дигитальные часы

Салон «суперлюкса» переделали основательно.

Многие приборы уступили место лампочкам. Зеркала можно было регулировать из салона. А в статье журнала «За рулем» был упомянут совсем уже необычный прибор: дигитальные часы! Это сегодня цифровые часы продают в любом переходе, а сорок лет назад решение было передовым. Во всяком случае, в других легковушках — даже в вазовских! — такого не было.

Дигитальные часы показывали не только время, но также и дату, а еще могли работать в режиме секундомера.

Версия для ралли

В 1983 году раллийная версия Москвича 2140SL прошла омологацию и получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Ее зарегистрировали по международной группе А6 (до 1600 куб. см). Машина обрела форсированный двигатель объемом 1,6 литра мощностью 145 л.с., передние дисковые тормоза с четырехпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости и т.п. В чемпионах машинка не ходила, но выглядела неплохо. Так, в знаменитом финском ралли «1000 озер» 1984 года автомобиль под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы А.

Купить запчасть? Ну-ну…

А вот об этом лучше не вспоминать. Во времена, когда практически любая кузовная деталь была дефицитом, треснувший буфер «суперлюкса» легко превращал жизнь владельца в трагедию. В продажу они вообще не поступали, а потому приходилось как-то чинить, латать и т.п. В такие секунды, наверное, многие жалели о том, что польстились на «суперпижона», а не на обычный Москвич, который стоил тогда процентов на десять дешевле.

Между тем машинка всем понравилась. В сентябре 1986 года именно «суперлюкс» стал четырехмиллионным автомобилем, выпущенным московским заводом.

Всего же до 1987 года было построено 170 700 таких автомобилей, после чего стало окончательно ясно: с такими машинками пора завязывать не только для экспорта, но и на внутреннем рынке. Близилась переднеприводная эпоха.

Приобрести такую машинку можно и сегодня. Владельцы SL просят за «раритеты» примерно 150–260 тыс. рублей.

Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его истории. Попробуем разобраться, для чего был спроектирован «люксовый» вариант «Москвича-2140» и какую роль он сыграл на самом деле.

Б азовая модель «Москвич-2140» стала последней разработкой «старой» конструкторской команды АЗЛК. Машину «заложили» ещё при легендарном Главном конструкторе Александре Фёдоровиче Андронове в начале 70-х годов. Дело в том, что к 1975 году должна была полностью износиться штамповая оснастка, на которой выпускали «Москвич-412». Требовалось либо полностью менять модель, либо заказывать дублирующую оснастку.

Андронов знал, что Министерство автомобильной промышленности может не выделить заводу средств на полностью новый автомобиль, поэтому он решил приготовить «запасной вариант». При дублировании штампов можно путем минимальных вложений модернизировать автомобиль, изменив переднюю и заднюю части кузова. Как сказали бы сейчас, провести рестайлинг.

12а

Предсерийный «Люкс» и его создатели, молодые художники-конструкторы Н.Н. Титов (справа) и А.Е. Сорокин. Через несколько лет Сорокин станет Главным конструктором АЗЛК. На заднем плане другой проект ХКБ – «Москвич-2140SR», имевший меньшие отличия от базовой модели, чем «Люкс». Ограниченную партию таких машин планировалось построить к «Олимпиаде-80». Ведущий дизайнер – С.П. Рохлин.

Новые передок и задок разрабатывали опытные «кузовщики» и дизайнеры, стоявшие ещё у истоков всего семейства «Москвичей» 408 и 412. Ведущими по кузовному «железу» были С.Д. Чуразов, А.В. Носов и С.Н. Лобов, за внешний стиль отвечали Б.С. Иванов, М.А. Елбаев и А.В. Арутюнян, все – воспитанники, ученики и коллеги Андронова.

Но обстоятельства складывались не очень хорошо.

1 августа 1972 года из-за состояния здоровья был вынужден уйти в отставку А.Ф. Андронов. Первый опытный образец обновленного «Москвича-2140» построили уже без него – к 7 ноября того же года. Помимо изменённой внешности, в новую машину заложили ряд узлов, которые позволяли, даже не меняя силового каркаса кузова, оставаться на современном уровне.

Москвич-2140 опытный

Первый опытный образец «Москвича-2140» лето 1973 года

Полностью новый салон соответствовал всем требованиям эргономики и комфорта – по этому показателю «Москвич» превосходил «Жигули» и не уступал целому ряду иномарок середины 70-х. Ещё при Андронове была куплена лицензия на дисковые передние тормоза и вакуумный усилитель английской фирмы Girling. Внедрение английских тормозов вывело на новую ступень активную безопасность автомобиля. Именно «Москвич-2140» первым в отечественном автомобилестроении получил систему аварийной световой сигнализации. Даже на «люксовый» ВАЗ-2103 её не устанавливали и в 80-х годах.

Москвич Люкс

Москвич Люкс

Первый опытный образец «Москвича» в исполнении «Люкс». Апрель 1976 года

Москвич 2140 интерьер

Поисковый вариант интерьера. Панель еще от базового «Москвича-2140»

C 1978 года «Москвич» получил новую систему охлаждения двигателя с термостатом «вазовского» типа и новую систему подачи охлаждающей жидкости в отопитель – в салоне стало ощутимо теплее, хотя качественно наладить отопление можно было и на машинах прежних выпусков.

Москвич Люкс

Автомобиль постепенно принимает привычный нам облик. Январь 1978-го

Москвич Люкс вид сзади

На заводе и в отрасли Андронов пользовался непререкаемым авторитетом. Облик каждой из прежних моделей «Москвича» зависел, в конечном счёте, от его решения. После ухода Андронова среди конструкторов АЗЛК разгорелась бурная дискуссия, каким быть перспективному «Москвичу». Была забракована целая серия прототипов 3-5, и к 1976 году завод пришел с обновлённой прежней моделью и требовавшей долгой доводки заднеприводной платформой, известной, как С1, С2 и С3.

Москвич схема

Тем временем, в мировом автомобилестроении активно внедряли новые материалы и технологии. На смену металлу при производстве бамперов и световых приборов начали внедрять изделия из пластмасс, а на «бюджетных» моделях появились новые отделочные материалы, ранее применявшиеся только на машинах высоких классов. Едва запустив зимой 1975-1976 годов производство «Москвича-2140», конструкторы АЗЛК задумались над его модернизацией.

Машину решили оснастить комплектующими изделиями, сделанными по новейшим на тот момент технологиям, а заодно снизить металлоемкость и массу.

Ещё одно обновление «Москвича» как раз затевалось ради внедрения в советском автопроме новых материалов и комплектующих, и это удалось в полной мере. По качеству отделки получившаяся машина однозначно превосходила все переднеприводные отечественные модели следующего поколения.

Модернизацию базовой модели поручили новой молодой команде конструкторов и дизайнеров. Работы возглавлял Руководитель Бюро Художественного конструирования (ХКБ) Игорь Андреевич Зайцев. Кстати, именно он вывел в 1973 году дизайнеров из состава Бюро кузовов в отдельное подразделение. Интерьером и экстерьером обновлённого «Москвича» занялись Леонид Александрович Леонов, Никита Евгеньевич Розанов и Александр Евгеньевич Сорокин.

В апреле 1976 года уже ездил своим ходом первый опытный образец, блестящий нарядным «металликом», с чёрной отделкой крыши.

Правая и левая половина бамперов отличались друг от друга – шел поиск формы. Для опытных машин с новым дизайном это обычное явление. Тогда же руководство АЗЛК вступило в переговоры с американской фирмой 3М о поставке самоклеящихся плёнок. Эмблемы из этого нового материала «примерили» первый и второй образцы. Причём, вторая машина «по железу» не отличалась от базового «Москвича-2140».

В то же время силы ХКБ были брошены на перспективную модель «Москвич-2141». А руководство АЗЛК при посредничестве Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики ВНИИТЭ и его директора Ю.Б. Смелякова, искало зарубежного производителя пластика и отделочных материалов для салона. Один из вариантов заказали даже в ателье Раймонда Лоуи, но его пришлось забраковать из-за эргономических просчётов. Поставлять на московский конвейер изделия из новых материалов взялась югославская фирма Saturnus, партнёр «Автоэкспорта», продававший на Балканах «Лады», «Москвичи» и прочие советские автомобили. Художникам-конструкторам АЗЛК дали задание: готовить модернизированный с применением югославских деталей «Москвич-2140».

Читайте также  Полировка кузова автомобиля от царапин

«Москвич-2140Люкс» цвета «Страдивари»

«Москвич-2140Люкс» цвета «Страдивари» рекламная съемка для «Автоэкспорта»

Работы стартовали в июне 1977 года, и к марту 1978-го проект был готов. Ведущим дизайнером выступил упомянутый выше Л.А. Леонов. Помимо А.Е. Сорокина и Н.Е. Розанова, машиной занимались Н.Н. Титов, И.П. Стаскевич, Н.А. Штанов, В.А. Долгополов, В.В. Скрипников.

Были предложены минимум два варианта облицовки и колесных колпаков, разные виды сидений и подголовников, внутренних ручек дверей, кожуха тоннеля пола. Панель приборов сначала оставили серийную с новой отделкой, но потом югославский производитель согласился сделать новые приборы.

Москвич Люкс интерьер

Интерьер принял очертания, близкие к серийным, к ноябрю 1978-го

Один из участников работ, Николай Николаевич Титов вспоминает, что приборы делали «похожими» на Ford Fiesta. Такой малолитражный автомобиль на АЗЛК был – образец закупили вместе с очередной партией иномарок-аналогов. Но в конечном итоге приборы получились оригинальные, а на смену «тяжелой» высокой панели пришла новая низкая. Рули и приборы тоже рассматривались в нескольких вариантах. У опытных образцов посередине панели устанавливали круглые стрелочные часы от ВАЗ-2103, но в серию пошли новомодные по тем временам электронные часы с секундомером и календарём.

Надо сказать, новые пластиковые детали художники-конструкторы делали на совесть и с душой, как маленькое произведение промышленно искусства. Форму бамперов продумали до мелочей – с закруглёнными краями и канавками. Задний украсили свисающими вниз клыками. Также с душой выполнили форму приборной панели и консоли. Скромно и со вкусом разместили эмблемы и молдинги. А новые сигнальные фонари, целиком сделанные из пластика, вышли не просто красивыми – они улучшили видимость автомобиля в тёмное время суток, дополнительно повысив активную безопасность. По Техническим условиям новая модификация называлась «Москвич-2140-117» или «Москвич-2140» в исполнении «Люкс».

За бросающиеся в глаза эмблемы SL на крыльях и багажнике к машине приклеилось третье неофициальное название «Москвич-2140SL».

Первые «Люксы» сошли с конвейера завода в ноябре 1980 года, тогда же новинку представили общественности. Планировалось окрашивать «Люксы» в два «фирменных» «металлика». Заводской колеровщик Игорь Александрович Шехтер придумал названия этим эмалям – серебристой «Снежная королева», коричневой – «Страдивари». В реальности добиться поставок «металликов» в массовом количестве заводу не удалось, и большинство «Люксов» выходило с конвейера тех же цветов, что и базовые «Москвичи». А вот интерьер «Люкса» бывал только двух оттенков – серый или бежево-коричневый. Впервые в нашем автомобилестроении «Люкс» получил бесступенчатую регулировку передних сидений с вращающимся маховичком, на который тоже была куплена лицензия у фирмы Kyuper. Универсал и автомобиль с правым рулём на базе «Люкса» не предусматривались.

«Москвич-2140 SL»: последний с душой

Мой отец отслужил на подводной лодке 25 лет, и если дедушка, военный летчик, был заядлым мотоциклистом, то отец, наоборот, — автомобилистом. В семье были разные машины и мотоциклы, но при мне — только Volkswagen Passat. У двух военных, как тому и положено, техника всегда находилась в идеальном состоянии. Была уйма врезавшихся в память моментов, связанных с этими двумя машинками и их владельцами. Но году в 2003-м было решено продать авто и купить бус, чтобы строить дом. Но вот не стало отца, а потом и дедушки. Машины продали. И все же одну я нашел!

В конце учебы в вузе я решил найти хотя бы одну нашу семейную машину — или «Москвич-2140 SL» 1987 года выпуска, или Volkswagen Passat B2 1983-го. Поиски последнего не увенчались успехом, а вот с дедушкиным автомобилем получилось! Года два я упрашивал человека отдать мне машину, на что постоянно слышал «нет». И вот буквально за месяц до сдачи экзамена в ГАИ — звонок от него со словами: «Я отдам ее»! И понеслась…

Когда я увидел «Москвич», весь грязный, в пыли, на спущенных колесах, в большом, темном боксе, то почувствовал такой трепет, как будто встретил Элвиса живым. Машина показалась мне громоздкой.

А когда я первый раз за столько лет дотронулся до машины, то было чувство, что от нее исходит тепло. Потом, когда возвращался домой, у меня от волнения дрожали ноги. Ну да ладно, что-то я совсем расчувствовался. На момент первой встречи пробег составлял 16 590 км. Три года автомобиль простоял в боксе без движения, не на ходу. Надо было сначала поменять все расходники, резиночки, шланги, прокладочки и т. п. А потом можно и выяснять, почему машину прикатили. Но было одно «но» — я никогда не ремонтировал машины и не знал, как каждый агрегат взаимодействует друг с другом. Ну полный ноль.

Мне дали карт-бланш: не будут выгонять с территории завода, пока машина своим ходом не выедет за ворота. Все складывалось хорошо. Есть место, где я буду восстанавливать автомобиль в холодную зимнюю погоду, есть время (я как раз писал диплом) до лета. Но обо всем по порядку. В бардачке я нашел две книги по «Москвичам»: каталог запчастей и ремонт авто. Все инструменты в багажнике лежали. И вот в течение четырех месяцев в холодном боксе, не зная ничего об устройстве машины, я ее делал.

Не буду детально описывать, через что я прошел, но за эти 4 месяца поменял: жидкости и фильтры, аккумулятор, высоковольтные провода, свечи, вакуумный усилитель тормозов, главный тормозной цилиндр, колодки, трамблер, шланги и патрубки, всю выхлопную систему, сцепление, коробку передач. Почистил: радиатор, карбюратор, картер двигателя, бензобак. Запчасти дешевые, а ремонтопригодность просто колоссальная — все разбирается тремя ключами и отверткой.

Но так как это «Москвич», то многие элементы декора — дефицит, а если учесть, что это не обычный 2140, а 2140SL, то жуткий дефицит. И все приходится заказывать через интернет за большие деньги. Например, нерабочее радио, пришедшее из Украины, досталось мне за 200 тысяч рублей. Спидометр я купил за 300 тыс. руб. из Бреста.

Интересный факт: ни одна автомастерская не возьмет «Москвич» на ремонт — ни по кузову, ни по механике. Про двигатель и слышать никто не хочет, все в унисон говорят одно: «Я тупить свой инструмент об этот металл не буду». А все дело в том, что камера сгорания выполнена из очень твердого сплава, при том что сам двигатель сделан из алюминия. Всякое бывало. Часто спрашивал: «Ну что тебе еще надо?» Но был прекрасный момент — запуск двигателя. У меня еще детей нет, но кажется, что это как рождение ребенка.

А потом была первая поездка протяженностью 50 метров.

Когда машина была более-менее на ходу, я решил перебираться в свой гараж. И вот медленно, километров 20 в час, с другом, ехавшим впереди на своем Renault Safrane, чтобы меня не обгоняли и не заграждали путь (тогда еще были некоторые проблемы с тормозами, а точнее с герметизацией нового ВУТа), мы доехали до бокса. Там в течение лета продолжались ремонт, регулировка и настройка.

По технической части почти все было закончено. Пришло время для регистрации, техосмотра и наведения красоты. Машину вымыл начиная от днища и заканчивая подкапотным пространством. Были заменены все колеса, ведь на машине стояли еще заводские! Покрашены диски и поставлены оригинальные колпаки. Магнитолу Sony сменило оригинальное радио. Купил Bluetooth-гарнитуру, распотрошил ее и вмонтировал в радио, которому уже 30 лет. Выглядит как оригинальное, и музыка играет через единственный бумажный динамик, но все подключается через телефон по Bluetooth.

В прекрасный солнечный июньский день мы с матерью и бывшим владельцем поехали в ГАИ для снятия с учета, а потом на другой конец города, чтобы зарегистрировать. В этот день я понял, что автомобиль привлекает много внимания и вопросов. У людей от 35 лет и старше детство ассоциируется с «Москвичом». Первые уроки вождения их отцы давали именно на автомобилях этой марки. Все рассказывали, какие модели были у их отцов и чем они отличались от предыдущих. О чем еще можно разговаривать несколько часов, пока ждешь новые номерные знаки?

Собирались уже домой, но мама предложила: коль мы рядом, то, может, сразу на техосмотр? А почему бы и нет! С первого раза прошел. Тормоза, СО/СН, подвеска — всё в идеале. Вот так плодотворно и позитивно прошел день. Машина ездит, доставляет удовольствие, но потом я придумал себе новое занятие — сделать антикоррозионную обработку. Автомобиль полностью разобрал, зачистил днище, полы и крылья машины. За 30 лет нет ни одной дырочки ржавчины, а там, где только появлялась желтизна, я вовремя заметил и обработал антикоррозийным покрытием. Во все полости залил пушечное сало, а днище и крылья — грунтом, герметиком и положил три слоя мастики. А еще обработал кузов защитным средством.

Теперь нам ни дождь, ни слякоть не страшны. Но, кстати, я все равно и по сей день не езжу зимой и в дождь на моем автомобиле.
Мы катаемся только тогда, когда светит солнышко.

Вот такая вот история ее восстановления. В эксплуатации машина очень бодренькая, но капризная. Нормально не погреешь двигатель и масло в коробке — будет тыкаться и запинаться. А как только все будет в диапазоне рабочих температур, тут же старушка начинает резвиться. Да, приходится мириться с проблемами и конструкцией машин тех лет. Например, не хватает пятой передачи — на трассе не сэкономить и быстро не поехать, хотя четвертой хватает для мгновенного рывка. Бензонасос находится сверху двигателя, а не снизу, как это сделано в классике ВАЗ, и ему приходится качать топливо с уровня в несколько раз ниже, чем он сам. А из-за того, что бензонасос находится непосредственно на блоке цилиндров, он в жаркую погоду постоянно перегревается и начинает гнать пары бензина. Из-за этого машина теряет в динамике или вообще глохнет. Медленно разогревается печка в холодную погоду и гонит потом чуть теплый воздух. Выжимной подшипник сделан из графита, и его хватает на сезон из-за пробок.

Читайте также  Форд производство какой страны

Но все это ты машине прощаешь, а некоторые моменты вообще находишь милыми. Она не для поездки на работу и обратно, она для тихих поездок в теплый выходной день.

Садишься на эти мягкие сиденья, как дома в кресло, открываешь немного окно и едешь по выдуманным делам, чтобы хоть как-то оправдать затраты на бензин. Кстати, кушаем мы 92-й вперемешку с 95-м, чтобы подогнать октановое число к тому, что написано в паспорте, а это 93-й. В смешанном режиме получается около 9 литров на 100 километров.

И вот пока ты едешь по городу, люди обращают внимание, что особенно заметно у старшего поколения. Например, оставив машину под магазином, ты вернешься и будешь наблюдать картину: двое-трое мужиков разглядывают автомобиль со всех сторон и что-то обсуждают. А заприметив владельца, обязательно спросят:

— Какого года? А краска родная? Это люкс? Экспортный? Наверное, от дедушки достался?

И ты с улыбкой, конечно же, ответишь им, что 1987 года выпуска, что краска родная. Да, люкс, и да, экспортный (усиленный кузов). Лонжероны сплошные, а не разделены на две части. Конечно, от дедушки. Редко, но спрашивают, продаю ли я «Москвич». И всегда отвечаю «нет», ведь машина родная, живая и любимая, а «с любимыми не расстаются».

Страшно бросить автомобиль под домом на ночь: я просто не смогу уснуть. А вот за свой Opel, на котором езжу каждый день, не беспокоюсь. Это средство передвижения, «рабочая лошадка».

В других машинах нет той самой харизмы, того самого запаха и звука мотора, который есть в «Москвиче».

Пока я ремонтировал и доводил до ума свою машинку, удивился тому, какое большое сообщество собрано вокруг марки «Москвич», с каким энтузиазмом все гоняются за дефицитными деталями и как пытаются воссоздать автомобиль детства или мечты (опять же из детства). Все доброжелательны и пытаются помочь, подсказать. Ты видишь одобрение и улыбки. Самому же заводу АЗЛК сочувствуют и очень жалеют, что настолько слабому в плане производственных мощностей и финансов и настолько сильному в плане инженерной мысли предприятию не удалось выжить из-за его расположения в центре Москвы и из-за неправильных людей у руля предприятия в 1990-х. Ведь инженеры АЗЛК создали машины, которые участвовали в ралли Лондон — Сидней и Лондон — Мехико, и достигали результатов, которые сейчас повторяет КАМАЗ. В 1980-е создавался гоночный болид для Формулы-1, который так и не успели сделать из-за финансовых проблем. Тогда же был сделан прототип автомобиля «Истра»: двигатель был дизельным, объемом 1,2 литра, питался рапсовым маслом и расходовал только 2 литра на 100 километров, с автоматической коробкой передач, с дюралевым кузовом и индикацией на лобовом стекле, как в современных самолетах. Были прототипы минивэнов, универсалов с собственной аудиосистемой «Былина», собственным бортовым компьютером, который вам не просто включал лампочку Check Engine, но и сообщал, что именно требует ремонта и как это устранить. Также были экземпляры с полным приводом и с пластмассовыми панелями на каркасе кузова. «Москвич» был той самой маркой, которая могла дать нам сегодня современное транспортное средство, не уступающее иностранным аналогам в дизайне и технике.

Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Обращаем внимание на изменение правил конкурса. С ними, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Москвич 21 40 люкс

Москвич 2140SL Люкс на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 1

Люксовая версия Москвича-2140 появилась на свет в год Московской Олимпиады 80. Внимание всего мира было обращено к Советскому Союзу, и Автоэкспорт рассчитывал, пользуясь ситуацией, хорошо заработать на продаже новой машины. Увы, судьба люксового «сорокового» сложилась иначе.

Москвич 408 на XX Олдтаймер-Галерее 2012

Вставший на конвейер в 1964 году Москвич-408 , как и сменивший его в 1967-м Москвич-412 , были очень удачными машинами для своего времени.

Раллийный автомобиль Москвич 412 на 21 Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина

Их удачные выступления в международных ралли способствовали хорошим продажам в европейских капстранах, не говоря уже о странах социалистического лагеря. Валютный ручеек стабильно тек в закрома Родины, однако к середине 1970-х годов ситуация начала меняться. Дизайн 12-летней давности явно устарел, двигатели у машин конкурентов стали мощнее, не говоря уже о такой «ерунде», как комфортабельность. Появление в 1976 году очередного клона 408-го, названного Москвич-2140 , положение дел не спасло. Кузов «сорокового» являлся очередной вариацией на тему устаревшего предшественника, а небольшие косметические изменения не смогли сделать новую машину привлекательной для покупателя. Вкладывать средства в разработку принципиально новой модели руководство отрасли не захотело, поэтому для повышения конкурентоспособности Москвича на европейском рынке была предпринята очередная «операция по омоложению».

Москвич 2140SL Люкс на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 2

Москвич 2140SL Люкс на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 3Москвич 2140SL Люкс на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 4Москвич 2140SL Люкс на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 5

В результате в 1980 году на свет появился люксовый вариант «сорокового», получивший индекс Москвич-2140-117 и коммерческое обозначение Москвич-2140 SL.

Автомобиль получил новый комфортабельный салон с измененной панелью приборов, массивные пластиквые бампера, новые задние фонари, молдинги с хромированными накладками, стеклоочистители на фарах. (Производство части комплектующих советской промышленности освоить так и не удалось, и их получали из Югославии.) 2140-Люкс стал первым советским автомобилем, серийно окрашивавшимся красками «металлик» — в то время даже ВАЗ, машины которого котировались на порядок выше Москвичей, не предлагал такое своим покупателям. Впрочем, несмотря на все ухищрения «пластических хирургов» от автопрома, 2140-Люкс не смог повторить экспортного успеха своих предшественников. Спрос на него за рубежом был небольшим, и большая часть выпущенных машин осталась в СССР.

Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 1Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 2Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 3Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 4Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 5Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 6Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 7Москвич 1600SL Ралли на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 2014 - 8

Престиж марки какое-то время поддерживали гонщики заводской команды, достойно выступавшие на Москвичах в международных ралли (Сатурнус, 1000 озер). Специально для спорта на базе 2140-Люкс в 1983 году была создана омологированная по международной группе А6, получившая обозначение Москвич-1600 SL -Ралли. Она имела усиленный кузов, форсированный до 145 л.с. двигатель с двумя карбюраторами Weber, стабилизаторы поперечной устойчивости, параллелограмм Уатта в задней подвеске.

Москвич-2140 — последний автомобиль Московского автозавода классической компоновки, с двигателем спереди и ведущим задним мостом. Москвич-2140 стал 3-миллионным автомобилем, выпущенным заводом (август 1980 года), а Москвич-Люкс — четырехмиллионным (сентябрь 1986-го). На стенде радиостанции «Эхо Москвы» во время XXII Олдтаймер-Галереи были представлены оба люксовых Москвича: гражданский 2140-117 и спортивный 1600 SL -Ралли.

Другие статьи об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь .

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления .

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте .

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ .

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

2 комментария »

Москвич 2140 не был последним автомобилем, выпущенным на АЗЛК. А как же 2141 и его модификации.

2140 был последним автомобилем классической компоновки: двигатель спереди, ведущий мост сзади. Дальше началась эпоха переднеприводных машин.

Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL

У поколения молодых автомобилистов, рожденных в конце ХХ века, буквосочетание "SL" обычно вызывает ассоциации с легендарным уже родстером Mercedes – например, модели с индексом R129. Между тем у "советских" была собственная гордость – а если точнее, свой "эс-эль". Ведь именно такие шильдики украшали передние крылья "позднего" АЗЛК-2140, выпускавшегося с 1980 по 1988 годы.

opasnyeludi 2016-08-22 08:20:02 # Ответить

Новее, еще новее

Совсем недавно мы вспоминали о том, что в начале семидесятых годов XX века конструкторы Автозавода имени Ленинского комсомола изо всех сил пытались осовременить Москвич модели 412, чтобы он на фоне новейших Жигулей смотрелся не столь бедным родственником. Результатом труда стал АЗЛК-2140 – модель, в которой заводчанам удалось малой кровью прибавить Москвичу немного комфорта, а заодно слегка освежить внешность при минимальных косметических изменениях.

Увы, даже на фоне тольяттинской «трёшки» Москвич выглядел довольно скромно. А ведь в тот момент на конвейер встала шестая модель ВАЗа… Не говоря уже о том, что в Тольятти активно работали над глубокой модернизацией Жигулей, о чем на АЗЛК были осведомлены.

Стало очевидно, что Москвич нуждается в более радикальных изменениях экстерьера и интерьера, чем это было реализовано в рамках нововведений «первой фазы». Тем более, что работая над проектами С-серии, дизайнеры и конструкторы АЗЛК «забежали» далеко вперёд в своих решениях и приёмах. Работая над «сорок первым» уже на базе французской Simca, они пытались выполнить проект на мировом уровне. А обычный серийный Москвич с его хромированными бамперами, форточками, клыками и прочими рудиментами автомобилей шестидесятых годов XX века смотрелся, мягко говоря, неактуально не только на фоне последних достижений западноевропейского автопрома, но и в сравнении с автомобилями стран СЭВ. Именно поэтому интерес к советской машине в странах Восточной Европы к середине 1970-х стал явно угасать, и появление АЗЛК-2140 на ситуацию особо не повлияло.

Читайте также  Утилизационный сбор на автомобили

02. Антология Москвичей. Слева направо: 408, 412, 2140, 2140 SL

opasnyeludi 2016-08-22 08:20:02 # Ответить

Дизайн от зарубежных ателье

К «рестайлингу» Москвича, как его бы сейчас назвали в наше время, было решено привлечь иностранных специалистов. Да еще каких! Руководство АЗЛК «получило добро» свыше и начало вести переговоры с представителями ателье Raymond Loewy Design, которое принадлежало мэтру индустриального дизайна Раймонду Фернану Лоуи. К тому времени американец уже давно сделал себе имя в масштабах всей планеты – в частности, им был разработан модернизированный дизайн бутылки Coca-Cola, интерьер авиалайнера Конкорд и даже раскраска «борта №1» – самолёта президента США Air Force One.

Правда, проектом модернизации Москвича занимался французский офис европейского отделения Лоуи.

УВЫ, 80 000 ДОЛЛАРОВ, КОТОРЫЕ СОВЕТСКАЯ СТОРОНА ИЗРАСХОДОВАЛА НА ЭТОТ ЗАКАЗ, БЫЛИ ПОТРАЧЕНЫ НАПРАСНО:
предложенный Лоуи вариант интерьера оказался слишком нетехнологичным и дорогостоящим для серийной реализации.

По этой причине московские конструкторы были вынуждены заняться «облагораживанием» своего седана собственными силами. Причем решили действовать по той же схеме, какую применяли многие производители – «люксовая» модель отличалась от базовой лишь элементами наружной отделки и интерьером, в то время как силовая структура кузова (и другая техника) оставалась практически без изменений. Иными словами, конструкторам предстояло разработать более богатую комплектацию Москвича – исполнение «люкс».

Такой автомобиль должен был побороться за покупателя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ведь даже в условиях пресловутого дефицита продукция московского автозавода на фоне Жигулей пользовалась спросом разве что в случае, если приобрести тольяттинскую машину не представлялось возможным.

В то время главным дизайнером АЗЛК был Игорь Андреевич Зайцев, возглавивший после возвращения Бюро художественного конструирования завода. Однако идея привлечь иностранцев к модернизации модели не утратила актуальности даже после первой неудачи с американцами. Правда, на этот раз было решено сотрудничать «со своими» – то есть с предприятием Saturnus из СФРЮ. Такое партнерство было интересно как нашим, так и югославам, ведь «по бартеру» московский завод должен был получать комплектующие (бамперы, оптику, детали интерьера), а иностранные партнеры, соответственно – готовые автомобили.

03. Американский вариант приборной панели

Москвич-2140SL

Москвич-2140SL («Москвич-2140-117», «Moskvich-1500SL», в народе — «Москвич-2140 люкс») — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК c 1981 по 1987 год. Представлял собой глубоко модернизированный вариант модели Москвич-2140 [1] .

Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали «металликом». Именно Москвич-1500SL в 80-х стал основной экспортной продукцией АЗЛК, если не считать сборочных комплектов М-2140 для НРБ, но особого распространения за пределами рынков стран СЭВ не получил.

Ряд комплектующих для этой модели поставляла югославская фирма «Saturnus», поэтому индекс «SL» расшифровывается двояко: «Saturnus-lux» или «Special-lux»

Содержание

Общее описание

Москвич-2140SL представляет собой глубокую модификацию базовой модели Москвич-2140 (по составляющим частям унифицирован с ней на 94%). Автомобиль сохранил от «Москвича-2140» относительно надёжный двигатель, сцепление современной конструкции диафрагменного типа, улучшенную и соответствующую международным нормам тормозную систему, травмобезопасную рулевую колонку, совершенную трёхступенчатую систему глушения выпуска и прочный несущий кузов. На новой машине установлены карбюратор «Озон» производства ДААЗ и прерыватель-распределитель Р147 (выпускаемый по лицензии «Bosch»), которые обеспечивают более экономичную работу двигателя.

В некоторой степени снижению эксплуатационного расхода топлива способствуют шины МИ-166 радиального типа, а также уменьшение с 4,22 до 3,89 передаточного числа главной передачи. В частности, последнее изменение позволило снизить расход топлива (в диапазоне скоростей от 40 до 140 км/ч) на 0,5 л/100 км без потери динамических качеств. Также уменьшенное передаточное число главной передачи способствует снижению износа двигателя. Одновременно увеличена долговечность ряда узлов. Существенно повышены эффективность и срок службы синхронизаторов коробки передач, а также срок службы шестерён в коробке передач и деталей дифференциала. Была улучшена герметичность коробки передач и заднего моста благодаря применению сальников из фторкаучука.

Дизайн

Основные внешние отличия новой модификации от базовой модели заключаются в изменении интерьера, передней и задней частей кузова. Среди этих отличий выделяются более широкие пластиковые бампера (впервые использованные в СССР) с хромированными накладками и молдинги. Изменён рисунок облицовки радиатора, выполненный из чёрного пластика с отделкой декоративной плёнкой, имитирующей светлое хромированное покрытие. Появились вставки колёс, изготовленные из тёмной пластмассы. Традиционные колпаки на этой модели не применялись.

Элементы наружных дверных ручек, оба корпуса наружных зеркал, рамки дверей получили чёрное покрытие. Уплотнители лобового и заднего стёкол снабжены декоративным пластмассовым кантом. Появились молдинги на боковинах. Кроме того, введены отличительные объёмные надписи: «AZLK» — на облицовке радиатора, «SL» и «Moskvich 1.5» — на крышке багажника, «SL» — на передних крыльях. Изменения коснулись и наружных светотехнических приборов. Появились встроенные в передний буфер пластмассовые подфарники с секциями указателей поворота, задние многосекционные фонари, имеющие увеличенную по сравнению с базовой моделью поверхность рассеивателей и секцию для освещения дороги при движении задним ходом.

Немало изменений претерпел и салон. Приборная панель стала «низкой». Повышение надёжности механизмов автомобиля позволило сократить количество приборов и заменить их сигнальными лампами. Существенно изменена графика циферблатов, а сами приборы и сигнализаторы сгруппированы по зонам. В комбинацию приборов входят цифровые электронные часы с тремя программами: время, календарь и секундомер. Кроме электронных часов, машина комплектуется новым приёмником модели А-275 с диапазоном УКВ. В панели приборов значительно увеличено полезное пространство для хранения мелких вещей. Она выполнена в двух цветах — сером и бежевом.

Рулевое колесо сохранило прежний наружный диаметр (380 мм), но получило более чувствительный, включатель сигнала и эластичную облицовку обода из интегрального пенополиуретана. Новая конфигурация придана наконечнику рычага переключения передач. Поверхность наконечника, как и чехла на входе рычага в коробку передач, имеет тиснение, имитирующее кожу. Под рулевым колесом установлен трёхрычажный переключатель для управления световыми приборами, омывателем и очистителем стекла.

Совершенней стала система вентиляции и отопления кузова. В частности, в отопителе предусмотрен поток жидкости по схеме «снизу—вверх». Улучшение вентиляции позволило отказаться от поворотной форточки в передней двери, что несколько снизило шум в салоне. Удобности служат боковые зеркала, смонтированные на передних дверях и управляемые из салона машины, а также новые подголовники передних сидений. Сами передние сидения имеют механизм бесступенчатого регулирования по углу наклона спинки. Все сидения обиты синтетической тканью типа «велюр».

Также появилась новая по фасону обивка и пластмассовые травмобезопасные ручки дверей, пластмассовые поручни, синтетические ковры на полу. Дальнейшему повышению безопасности служат инерционные ремни на передних сидениях, отказ от форточек в передних дверях и обогреваемое электрическим током заднее стекло.

Участвовавший в разработке Москвича дизайнер Игорь Зайцев впоследствии в интервью журналу «АвтоРевю» рассказывал: «Пожалуй, именно на Люксе удалось практически всё, что можно было бы сделать. Этот проект сначала в Америке заказали. Американцы сделали демонстрационный макет интерьера, альбомы шикарные привезли… Правда, воспроизвести такой интерьер в серии не получилось бы — много там было элементарных эргономических просчётов. Заплатили за эту работу 80 тысяч долларов. Наши мужики, когда узнали, в шоке были: «Если бы нам заплатили хотя бы 80 тысяч рублей — мы бы им такое сделали!» И сделали потом. Только обшивки дверей оставили «американские» — и те с доработками. Люкс делали в кооперации с югославами: они поставляли нам комплектующие, а мы расплачивались машинами. Интерьер получился — приятно посмотреть. Жалко только, что мало кто в состоянии оценить, сколько в него вложено сил, знаний, опыта…»

Технические характеристики

Представляет собой четырёхдверный седан переднемоторной компоновки. Автомобиль получил двигатель УЗАМ-412 мощностью 75 л.с. Коробка передач — механическая, четырёхступенчатая. Привод — задний. По официальным данным, максимальная скорость равна 142 км/ч, однако многие владельцы этого автомобиля заявляли, что разгонялись и до больших скоростей. Разгон до 100 км/ч в среднем осуществляется за 19 с.

Москвич-2140SL на ралли

Москвич-2140SL хорошо проявил себя на ралли Saturnus в 80-х годах, занимая места в первой десятке. В 1986 году на ралли Saturnus Валерий Филимонов занял 3 место в классе до 1600 см3, обойдя Mitsubishi Lancer и Porsche 911, а в 1987 году Владислав Штыков занял 3 место в том же классе, обойдя Subaru Impreza и др. иностранные автомобили. Москвич мог занять и 1-ое место, но он тогда не получил нового двигателя и коробки передач.

В 1985 году на ралли 1000 озёр ЛЮКС занял 1 место в классе до 1600 см3, обойдя остальные отечественные автомобили, которые по характеристикам были лучше «Люкса».

Оценка модели

Автомобиль не занимал первых мест в рейтинге предпочтений покупателей на внутреннем рынке, а на внешнем был поставлен в весьма ограниченных количествах. Модель всё ещё продавалась и была довольно известна за пределами СССР, в том числе в Европе, особенно в традиционно приобретавших много советских автомобилей странах вроде Скандинавии, Финляндии или Греции. «Отвёрточная» сборка М-2140 и 2140SL из советских машинокомплектов осуществлялась в городе Ловеч (НРБ) в 1976—1986 гг. в объеме до 20 тыс. автомобилей в год.

В сувенирной индустрии

Издательство «ДеАгостини» в рамках серии «Автолегенды СССР» выпустило модель автомобиля «Москвич-2140SL» цвета серебристый металлик в масштабе 1/43 30 августа 2011 год

Мелкосерийные производители, например, Vector-Models, Херсон-Моделс выпускают так же модель «Москвич-2140SL».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: