Легковые автомобили в организации

Легковые автомобили в организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязана ли организация, использующая легковые автомобили исключительно для перевозки своих сотрудников (менеджеров компании и т.п.) и небольших грузов для собственных нужд, соблюдать все требования, установленные ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»?

Правовой анализ ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) показывает, что установленные ее нормами требования предъявляются к трем категориям субъектов: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — ИП), эксплуатирующим транспортные средства (п. 1); юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки (то есть перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки), а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (п. 2); физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, и автобусов (п. 3).
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае владельцем автомобилей является указанное в вопросе юридическое лицо, к нему, безусловно, не применяются требования, установленные п. 3 ст. 20 Закона N 196-ФЗ для граждан. Также, учитывая, что перевозка пассажиров и грузов в организации осуществляется легковыми автомобилями и производится только для собственных нужд этой организации, на нее не распространяются и требования, установленные п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ. Однако п. 1 данной статьи не содержит каких-либо ограничений по применению ее положений в зависимости от вида деятельности организации или ИП либо целей использования автомобиля. Отсюда можно сделать вывод, что такие требования распространяются на любые организации и ИП, использующие в своей деятельности транспортные средства. Данный вывод подкрепляется и конструкцией п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, которая показывает, что устанавливаемые ею для коммерческих перевозчиков и лиц, эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили, обязанности являются дополнительными по отношению к обязанностям любых других юридических лиц и ИП, предусмотренным п. 1 этой же статьи.
Вместе с тем необходимо помнить, что ряд положений п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ подразумевает их применение только при наличии определенных условий. Так, например, обязанность оснащать транспортное средство тахографами возникает у юридического лица лишь в том случае, если это транспортное средство относится к категориям и видам, предусмотренным перечнем, утвержденным приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36.
Также не во всех случаях применимы положения абзаца третьего п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ о запрете на допуск к управлению транспортными средствами работников на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений, так как из буквального толкования данной нормы, а также п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ следует, что такой запрет действует лишь тогда, когда трудовая деятельность указанных работников непосредственно связана с управлением транспортными средствами.
Отметим, правда, что законодательство не содержит четкого указания относительно того, какая конкретно трудовая деятельность в контексте приведенных норм Закона N 196-ФЗ рассматривается как непосредственно связанная с управлением транспортными средствами. На наш взгляд, к ней, безусловно, должна относиться деятельность по должностям и профессиям, поименованным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 (далее — Перечень N 16). Однако в правоприменительной практике выражена позиция, согласно которой к такой деятельности может относиться и деятельность работников других профессий и должностей (в том числе и менеджеров), если содержание их трудовых обязанностей предполагает управление ими транспортными средствами*(1). И, напротив, при отсутствии таких обязанностей нарушения п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ суды не усматривают*(2).
Сходную позицию занимают правоприменители и в отношении предусмотренной абзацем шестым п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ обязанности организаций, эксплуатирующих транспортные средства, проводить обязательные медицинские осмотры. Дело в том, что в силу прямого указания части третьей ст. 213 ТК РФ случаи обязательного проведения медицинских осмотров тех или иных работников должны быть установлены федеральными законами. В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб), под которым согласно ст. 2 Закона N 196-ФЗ понимается любое лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому все юридические лица и ИП, эксплуатирующие принадлежащие им транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащим фирме автомобилем в служебных целях, вне зависимости от их должности*(3).
Проведение послерейсовых медицинских осмотров требуется только для работников, в силу своих должностных обязанностей осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Однако, принимая во внимание, что в законодательстве понятие «пассажир» используется как в гражданско-правовом смысле (лицо, заключившее договор перевозки), так и в административном смысле (любое лицо, находящееся в транспортном средстве, помимо водителя)*(4), то в правоприменительной практике нет единой позиции относительно того, должны ли водители, перевозящие исключительно сотрудников организации, также проходить послерейсовый медицинский осмотр, в связи с чем окончательно исключить предъявление к организации претензий по этому основанию нельзя*(5).
Более определенно выглядит ситуация с требованием соблюдать режим труда и отдыха водителей, предъявляемым абзацем четвертым п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ. Это связано с тем, что по смыслу части первой и части второй ст. 329 ТК РФ особенности режима труда и отдыха для лиц, занятых управлением транспортными средствами, устанавливаются лишь для тех профессий и должностей, которые перечислены в вышеназванном Перечне N 16. А в нем, в свою очередь, упоминаются только те профессии и должности, для которых управление транспортными средствами является, по сути, основным содержанием их трудовой деятельности. Следовательно, нормы Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, распространяются в рассматриваемом случае только на работников, занимающих должность водителей.
Что же касается исполнения организацией остальных обязанностей, установленных п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, то каких-либо исключений в случае, описанном в вопросе, мы не усматриваем. Более того, необходимость исполнения данных обязанностей подтверждается и другими нормативными актами. В частности, обязанность владельца транспортного средства страховать свою ответственность установлена п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обязанность проводить технический осмотр — ст. 17 Закона N 196-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность обеспечивать соответствие технического состояния транспортного средства требованиям законодательства — п. 4 ст. 18 Закона N 196-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 марта 2019 г.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Нижегородского областного суда от 15.11.2017 по делу N 33а-13431/2017, ответ Роструда.
*(2) Смотрите, например, решение Калужского областного суда от 14.06.2018 по делу N 21-313/2018.
*(3) Отметим, что если фактически работник выполняет функции по управлению транспортным средством, то отсутствие в трудовом договоре прямого упоминания об обязанности управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю, не освобождает последнего от необходимости проводить предрейсовые осмотры (смотрите постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173). Если же в трудовую функцию работника не включено управление принадлежащим организации автомобилем, то в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых осмотров (вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Однако если автомобиль будет регулярно использоваться работником для поездок при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 и ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016, решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2016 по делу N 12-351/2016).
*(4) Смотрите ст.ст. 784-785 ГК РФ, п.п. 4, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
*(5) О необходимости проведения послерейсового медицинского осмотра в отношении работников, осуществляющих перевозку других работников организации, деятельность которой не связана с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов, рекомендуем ознакомиться с ответом службы Правового консалтинга компании «Гарант» на вопрос: «У казенного учреждения есть несколько автомобилей и водителей. Организация не является транспортной компанией. Водители осуществляют перевозку работников для собственных нужд учреждения. Нужно ли проводить послерейсовый медицинский осмотр водителей?».

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Костакова Е. В.

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? — читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Читайте также  Рено дастер турбодизель отзывы

В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Как купить автомобиль на юридическое лицо и не разозлить ФНС

Не так давно компания Ford объявила, что уходит из России. Оставшиеся в салонах автомобили будут продавать по сниженным ценам. Возможно, некоторые предприниматели захотят купить машину на юридическое лицо. Рассказываем, как это правильно сделать, с точки зрения бухгалтерии.

Покупка за счет собственных средств

Автомобиль обычно используется в организации не один год и принимается к учету как основное средство. Это значит, что машина нужна для деятельности компании. При расчете налогов нельзя сразу списать стоимость автомобиля в расходы. На авто, как и на другие основные средства, начисляется амортизация.

Для расчета амортизации нужно определить первоначальную стоимость автомобиля и срок его использования. Срок полезного использования определяется по специальному классификатору. Для легкового авто обычно устанавливается срок от 3 до 5 лет.

Например, машина прослужит компании 60 месяцев. Если стоимость 500 тысяч рублей, то ежемесячная амортизация на 5 лет будет равняться примерно 8340 рублей. Эту сумму организация может записать в расходы и вычитать из налога на прибыль или упрощенного налога.

Первоначальная стоимость авто включает все фактические затраты, связанные с покупкой. В том числе госпошлину за регистрацию авто в ГИБДД. При единовременном списании госпошлины в расходы, ФНС трактует это, как занижение налога на прибыль.

При расчетах помните, что НДС, предъявленный продавцом, в первоначальную стоимость не входит. На сумму НДС можно получить вычет. Однако учитывайте, что если принять его к вычету, до регистрации машины в ГИБДД, есть вероятность,что налоговая откажет.

Покупка в лизинг или кредит

Если у компании нет своих средств, то автомобиль можно купить в лизинг или кредит. Машина так же оформляется, как основное средство производства и рассчитывается амортизация.

Но в кредите появляются проценты, которые организация должна возместить банку. Проценты в первоначальную стоимость автомобиля не включаются, они списываются в расходы.

  • При лизинге автомобиль может находиться на балансе компании, которая предоставила лизинг. В этом случае налог на прибыль уменьшается на сумму платежа.
  • Если автомобиль на балансе покупателя, то налог на прибыль уменьшается на разницу между амортизацией и лизинговым платежом.

Бухгалтерский учет вести проще, если автомобиль на балансе лизинговой компании. Также в случае лизинга, можно возмещать НДС, который включается в сумму платежа.

Аренда автомобиля

Некоторые предприниматели берут автомобиль в аренду у юридических или физических лиц. Арендные платежи можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. Если арендуете машину у физического лица, то нужно удерживать НДФЛ 13% с суммы арендного платежа.

Как не разозлить ФНС

Не секрет, что автомобиль можно оформить на ООО, но использовать в личных целях. В этом случае не используешь личные деньги, а у бизнеса уменьшаются налоги. Мы не будем говорить. что ФНС тщательно отслеживает такие моменты. Ходят слухи, что налоговики начинают копать, если компания приобрела очень дорогой автомобиль. Но это не точно.

В любом случае лучше подстраховаться и в случае проверки показать, что автомобиль на самом деле используется в работе бизнеса. Например, заполнять путевые листы.

Ну и делайте все не переходя рамки разумного. Если компания занимается продвижением в интернете, а на балансе 5 джипов, то это будет выглядеть странно. Можно схлопотать штраф и доначисление налогов.

Оформление автомобиля на юридическое лицо: от покупки до регистрации в ГИБДД

Если вы как юридическое лицо купили транспортное средство и хотите его зарегистрировать, то вы вряд ли столкнетесь с какими-либо трудностями. Однако необходимо знать о некоторых особенностях регистрации транспорта. В статье мы расскажем про оформление автомобиля на юридическое лицо: нюансы, плюсы и минусы процедуры.

Плюсы и минусы оформления автомобиля на юридическое лицо

Многим предпринимателям необходим автомобиль, поэтому они задаются вопросом о том, как нужно действовать и на кого оформлять покупку.

Прежде чем купить транспортное средство, рекомендуем вам проанализировать плюсы и минусы приобретения машины юридическим лицом.

Недостатки оформления автомобиля на юридическое лицо:

Авто, купленное юридическим лицом, не может использоваться в личных целях. Машина является собственностью компании, которая несет ответственность за приобретенное имущество. Действия всех водителей должны контролироваться.

Оформление автомобиля на юридическое лицо обязывает водителя регулярно проходить медицинский осмотр, а также оформлять путевой лист. Если такового нет или водитель не прошел медосмотр, предприятие обязано уплатить штраф до 100 тысяч рублей.

В определенных ситуациях необходимо оформить доверенность. Например, когда невозможно или нецелесообразно оформлять путевой лист. Руководитель компании должен понимать, что если водитель израсходует слишком много топлива или повредит автомобиль, то его не удастся привлечь к ответственности.

Штрафы за нарушение ПДД для юридических лиц гораздо выше, чем для физических. Поэтому если водитель нарушит правила, то компании придется заплатить существенный штраф.

Если у юридического лица на балансе числится более одного автомобиля, то требуется оформлять автопарк или другое место, где машины будут стоять. Кроме того, закон предусматривает случаи, когда нужно регистрировать отдельное автотранспортное предприятие.

Преимущества оформления автомобиля на юридическое лицо:

Если за рулем автомобиля, оформленного на юридическое лицо, будет находиться владелец компании и нарушит ПДД, то штраф придет не на него лично, а на счет компании.

Сумму покупки автомобиля можно разбить на несколько частей и отнести к общим расходам. Это позволит компании сэкономить часть денег за счет сокращения налогов.

Расходы на автомобиль, в частности, ремонт, мойка, страховка, топливо, замена износившихся покрышек, тоже можно отнести к общим расходам компании, снизив таким образом сумму налогов.

Вам нужен грамотный бухгалтер, чтобы воспользоваться всеми преимуществами оформления автомобиля на юридическое лицо. Схема оформления транспортного средства с минимальной суммой налогов далеко не очевидная и не простая.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Оформление покупки автомобиля на юридическое лицо: пошаговая инструкция

Шаг 1: Заключение договора.

Договор купли-продажи транспортного средства предполагает следующий порядок действий:

стороны подписывают соглашение, в котором фиксируются реквизиты, адрес, ИНН и другая информация о юридическом лице, а также о физических лицах, представляющих компанию в данной сделке;

юридическое лицо передает денежные средства продавцу согласно условиям и срокам, прописанным в соглашении;

оформляется акт о приеме и передаче транспортного средства, в котором указываются его технические характеристики;

автомобиль оформляется на нового владельца.

Перед подписанием документа юридическое лицо выпускает указ с наименованием и условиями сделки, информацией о сторонах и техническом состоянии автомобиля.

Шаг 2: Оформление ОСАГО на автомобиль.

В 2003 году в нашей стране появился Федеральный закон № 40, по которому незаконно управлять автомобилем без полиса ОСАГО. Норма касается и юридических лиц.

Однако оформление данного полиса отличается для физических и юридических лиц. Особенности регистрации ОСАГО для автомобилей юридических лиц:

из документов требуются ИНН, свидетельства о регистрации юридического лица и о постановке автомобиля на учет, талон ТС и удостоверения водителей;

в качестве собственника указывается полное название юридического лица, на которое оформлен автомобиль;

базовый тариф оформления страховки автомобиля на юридическое лицо составляет 2573–3087 рублей для «легковушек» и 5138–6166 рублей для автомобилей-такси;

территориальный коэффициент зависит от места дислокации организации;

прицепы для транспортных средств тоже нужно страховать;

минимальный период использования авто – полгода;

количество водителей не ограничено.

Если юридическое лицо владеет целым автопарком, полис ОСАГО требуется оформить на каждый автомобиль.

Шаг 3: Оплата госпошлины.

Размер госпошлины за регистрацию автомобиля одинаков для физических и юридических лиц. В таблице указаны размеры налогов на 2019 год.

Госпошлина Стоимость, руб. Стоимость при подаче через «Госуслуги», руб.
За государственный номер авто 2000 1400
За государственный номер мотоцикла и прицепа к авто 1500 1050
За новое СТС 500 350
За изменения в ПТС 350 245
За выдачу нового ПТС 800 560

Конечно, оплачивать все вам не нужно. Если у автомобиля уже есть госномер, получать новый не потребуется. Если паспорт транспортного средства заполнен не полностью, то в него просто добавляется запись, новый ПТС получать не нужно.

Когда оплата проведена согласно платежному поручению, его распечатывают и заверяют подписью и печатью руководителя компании. Заверки платежного поручения нотариусом не требуется.

Если представитель юридического лица хочет оплатить госпошлину онлайн, лучше это сделать через сайт «Госуслуги». Однако можно воспользоваться другими интернет-ресурсами, в том числе, сайтами банков. При онлайн-оплате учтите следующие особенности:

При оплате через сайт с вас могут взять комиссию, составляющую не более 10 % от суммы оплаты.

Органы автоинспекции могут не принять квитанцию, тогда вам потребуется прийти в банк и получить документ с мокрой печатью.

На некоторых сайтах оплата проходит с задержкой, поэтому на счет получателя средства могут прийти позже установленного срока.

Учитывая эти нюансы, для онлайн-оплаты лучше всего подходит сайт «Госуслуги». Он позволяет оплатить с помощью банковской карты, списать средства со счета мобильного телефона и т. п. Денежные средства дойдут до получателя максимально быстро.

Какие документы необходимы для оформления автомобиля на юридическое лицо в ГИБДД

Для оформления автомобиля на юридическое лицо нужно собрать пачку документов и предоставить их в отделение ГИБДД:

Заявление на регистрацию транспортного средства, оформленное на специальном бланке. Предварительно инспектор должен осмотреть автомобиль и поставить отметку.

Паспорт доверенного лица, которое действует от имени компании.

Выписка из приказа, в котором указано, кто именно является доверенным лицом.

Копия свидетельства о регистрации компании в качестве юридического лица, заверенная нотариусом. К ней прилагаются:

— копия устава организации;

— документ, подтверждающий регистрацию в налоговой инспекции;

— выписка из единого Госреестра;

— справка из Госкомстата с кодами, присвоенными юридическому лицу.

Документ, доказывающий право пользования транспортным средством.

Выписка из приказа о постановке автомобиля на баланс компании.

Транзитные номера (при наличии).

Полис ОСАГО с подписью ответственного лица и печатью учреждения.

Отметка военкомата о постановке машины на учет.

Копии платежных поручений об оплате госпошлины. Юридические лица не могут оплачивать квитанцией, за исключением доплаты.

Приказ о регистрации транспортного средства в ГИБДД.

У представителя юридического лица должна быть доверенность, которая позволяет ему осуществлять действия такого рода.

Для оформления некоторых видов транспорта, например, автокрана, необходимы документы из Гостехнадзора.

Для автомобилей типов «инкассация» и «топливозаправщик» перед постановкой на учет требуется техосмотр на диагностической станции ОТОР-2.

Как проходит процедура оформления автомобиля в ГИБДД юридическим лицом

Юридическое лицо может купить автомобиль по договору купли-продажи, получить авто в дар от физического или юридического лица, выиграть в конкурсе. Независимо от способа приобретения транспортного средства предыдущий владелец не должен снимать автомобиль с учета в ГИБДД, так как это происходит автоматически.

Когда транспорт оформлен как собственность, юридическое лицо регистрирует авто в ГИБДД, соблюдая сроки:

если нет транзитных номеров, отводится 10 дней с момента приобретения машины;

если у авто есть транзитные номера, то его нужно зарегистрировать в течение 10–20 дней с момента приобретения, то есть до окончания действия номеров.

Транзитные номера не выдаются физическим лицам, их могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сотрудник компании отправляется в ГИБДД со всеми необходимыми документами. Он может обратиться в любое отделение ГИБДД для оформления автомобиля на юридическое лицо независимо от местонахождения. Транспортное средство ставится на учет согласно временному регламенту:

5 минут – прием заявления от сотрудника компании;

не более 20 минут – сотрудник ГИБДД сверяет данные об автомобиле и его собственнике по компьютеру;

20 минут – сотрудник полиции осматривает автомобиль;

10 минут – сотрудники ГИБДД решают, можно ли поставить данное авто на учет;

10 минут – оформление документов на ТС;

5 минут – сверка и подписание бумаг;

10 минут – сотрудник полиции заносит в базу данные об автомобиле и его собственнике;

10 минут – выдача номерных знаков.

Где в Санкт-Петербурге купить новый автомобиль с максимальной выгодой для последующего оформления его на юридическое лицо

Купить Citroen в том числе в лизинг можно с максимальной выгодой у официального дилера – компании «Авто Премиум». Приобретая у нас любую из моделей марки Ситроен, вы получаете весь комплекс услуг:

тест-драйв понравившегося авто;

кредиты с минимальными процентами;

программа Trade-in (с выкупом вашего автомобиля);

ремонт и ТО в лучших автомастерских;

малярные работы и обработка кузова;

предоставление технической помощи на дорогах;

набор дополнительных сервисов.

Более подробную информацию можно получить на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем салоне!

Лучшие легковые машины для предприятий – выбираем служебку

Для выбора качественного автомобиля для бизнеса нужно не просто поместиться по цене в определенные бюджеты. Важно понимать коммерческие задачи, которые стоят в каждом конкретном случае. В коммерческой эксплуатации должна быть только выносливая и качественная машина, которая на самом деле неплохо ездит и не требует постоянных ремонтов. Автомобили для предприятий — это крайне серьезный выбор компаний. На транспорт у многих бизнесов уходит половина свободного бюджета, а авто приходится постоянно менять. Компании с европейскими капиталами в России обычно обновляют автомобильный парк 1 раз в 3 года, а машины проезжают строго не более 200 000 км. Тем не менее, работает транспорт в очень сложных режимах, проезжает крайне много, и за год порой проходит 5-6 регулярных ТО по пробегу. Также за 1 год часто машины слетают с гарантии, так как превышают допустимые лимиты пробега. Выбор коммерческого авто стало настоящей проблемой, когда в бюджетном классе производители начали тотально экономить.

Сегодня на российском рынке не так много автомобилей с доступным ценником, которые могли бы более или менее претендовать на звание качественного коммерческого авто. Нужно признать, что транспорт этого типа выбирайте по множеству характеристик, которые стоит учитывать в процессе. Выбор качественной служебки — это экономия средств в процессе ее эксплуатации. Если машину выбрать неудачную, предприятие вынуждено будет забивать огромные средства на текущие расходы на ремонт. Также недопустима покупка подержанного автомобиля для служебного использования. В этом случае вам придется сразу закладывать в бюджет компании непредсказуемо большие цифры на обслуживание и ремонта, а машина вечно будет подводить и не выдерживать требуемых нагрузок. Так что сегодня мы рассмотрим только новый транспорт с хорошим рейтингом.

Содержание

Skoda Octavia — идеальный выбор для многих задач

Большая часть предприятий с тем самым европейским капиталом и руководством выбирает для своих менеджеров из руководящего состава Октавии. Эти машины дешевле немецкого транспорта, но сочетают в себе отличные технологии, хорошую надежность и продуманность конструкции. Octavia A7 стала откровением для российского рынка и сразу же вернула былые позиции продаж. Именно это поколение активно раскупается на предприятия, особенно после выхода рестайлинга. Нужно признать, что и внешне эти авто прекрасно подчеркивают статус бизнеса.

Интересные особенности автомобиля:

  • сравнительно невысокий ценник на базовую модель — 1 119 000 рублей за самую ненаполненную версию, которую и предпочитают покупать для коммерческой эксплуатации;
  • наличие в комплектациях дизеля, который показывает отличные параметры выносливости и не ломается даже при очень активной и непредсказуемой эксплуатации, правда, эта версия дороже;
  • в базе на машине установлен мотор 1.6 MPI российской сборки, двигатель очень простой и практичный, легко выхаживает до 300 000 км без ремонта (нужно признать, что мотор не ремонтируется);
  • простая комплектация не вынуждает переплачивать за регулярное ТО, в машине за минимальные деньги установлена механика, нет особо сложных узлов, которые требовали бы внимания;
  • технически автомобиль весьма продуман, не возникает никаких проблем в эксплуатации, коммерческим целям данный транспорт полностью соответствует, а также поднимает имидж предприятия.

Машина с потенциалом в 110 лошадиных сил не способствует нарушению правил дорожного движения, так что сотрудники вряд ли будут лихачить на авто и приносить новые проблемы компании. Это практичный, комфортный, а также современный и надежный транспорт, который удовлетворит потребности бизнеса. В качестве служебных авто продается около 30% всех Октавий, которые выезжают из салонов по всей России. Это рекордный показатель для любой марки. Поэтому стоит задуматься над покупкой такой машины.

Nissan Qashqai — стильно, красиво и комфортно

В классе кроссоверов не последнее место для коммерческого использования занимает Кашкай. В продажах эта машина сильно потеряла в последнее время, так как появилось огромное множество конкурентов. Но если посмотреть внимательнее, для бизнеса эти конкуренты подходят очень условно. Ниссан производит неплохой автомобиль, который привлекает внимание внешне. На белом фоне крупного кузова прекрасно смотрится реклама компании. Агрессивный дизайн кроссовера и без того привлекает взгляды, так что рекламные послания будут замечены.

Также у Qashqai есть другие преимущества:

  • отличный автомобиль для дальних командировок, он хорошо скроен, прекрасно идет по трассе, радует комфортом передвижения и отсутствием проблем в длительных поездках по российским дорогам;
  • есть варианты с 1.2-литровым мотором за 1.29 миллиона, но бизнесу больше нравится вариант в комплектации XE (база), но с движком 2.0 литра и 6-ступенчатой механической коробкой передач;
  • стоит вариант с 2-литровым мотором чуть меньше 1.5 миллиона, но есть ряд специальных кредитных программ и лизинговых вариантов для бизнеса, которые делают покупку незаметной для бюджета;
  • мотор на 144 силы весьма впечатляет своими возможностями, он очень удачен с точки зрения своего качества, ресурса, тяговых характеристик, 200 000 км — далеко не предел пробега и ресурса;
  • машина собрана качественно, это японская точность во всех деталях, но производитель не забыл о практичности, имидж вашего предприятия также не пострадает от покупки такого автомобиля.

В качестве служебной машины лучше выбирать версию с передним приводом 2WD, иначе придется регулярно обслуживать задний мост и вкладывать дополнительные деньги в те функции, которые никак не используются. Из минусов автомобиля нужно отметить слишком тонкий металл и определенные проблемы с ЛКП. Но за 3-5 лет эксплуатации авто не потребует внимания к этим моментам. Так что в качестве служебки Nissan Qashqai явно превосходит другие кроссоверы и является одним из потенциальных лидеров этого сегмента рынка.

Renault Duster — популярен, несмотря на старость

Все ожидали глобального обновления кузова Дастера и презентации в России той версии, которая сегодня активно продается в Европе. Машина там действительно стала лучше во всех отношениях, а нам достался только малый рестайлинг. Так что популярность автомобиля продолжила катиться вниз, а вместо него рынку России презентовали Arkana, который никак не подходит для коммерческой эксплуатации. Нужно понимать задачи бизнеса, чтобы правильно выбрать машину.

Тем не менее, у Дастера есть ряд преимуществ:

  • базовая версия словно создана для коммерческого использования, она стоит всего 699 000 рублей с учетом определенных скидок и программ, и это прекрасный ценник в данном классе;
  • пусть машина не слишком привлекательна, но ее салон практичный и выносливый, он легко переживает эксплуатации под разными водителями и различными режимами поездки;
  • двигатель в базе 1.6 л на 114 сил, он не особо проворный, но для коммерческих задач его вполне хватает, и это также важный момент, который стоит учитывать в процессе покупки авто;
  • механика и передний привод — идеальное сочетание с точки зрения длительности эксплуатации машины, а также затрат на ее обслуживание, обычно такие авто служат до 7 лет без проблем;
  • затраты на ремонт не будут большими, это практичный и простой транспорт, запчасти стоят сносных денег, и это также важный момент для тех, кто хочет немного сэкономить на всем.

Дастер — отличный выбор для тех, кто не хочет переплачивать. Но нужно признать, что у этой машины есть и свои недостатки. В частности, автомобиль не очень проворный, водитель плохо будет переносить дальние путешествия, комфорт на заднем диване и вовсе удивительно низкий. Также маленького движка не хватает на обгонах, страдает безопасность водителя и пассажиров в базовой комплектации. Но для определенных задач эта машина однозначно подходит. Она остается очень популярной, пусть и содержит ряд недостатков.

Toyota Camry — для руководящего состава

Если имидж предприятия для вас оказывается самым важным фактором при подборе транспорта, стоит присмотреться к элитному классу. Среди машин этого сегмента есть много европейских и японских представителей, но рекорды по продажам традиционно бьет Тойота. Модель Камри во всех поколениях была бестселлером и продолжает завоевывать рынок без особых сложностей. Нынешняя генерация очень симпатичная и явно пойдет на пользу вашему предприятию, если будет эксплуатироваться в качестве служебного автомобиля руководителей.

Преимущества в сравнении с конкурентами очевидны:

  • в стандартной версии машина стоит чуть больше 1.5 миллиона рублей, и это вполне доступный ценник с учетом всех особенностей транспорта и его технических параметров в базовой версии;
  • авто оснащено 2-литровым мотором, и это не просто дешевый компромисс для базы, но 150-сильный атмосферный агрегат, который будет служить долго и порадует практичностью;
  • абсолютно все комплектации оснащены 6-ступенчатым классическим автоматом, так что в этом плане у вас будет топовая версия даже за сравнительно небольшие деньги, и это тоже важно;
  • внешне дорогие и дешевые версии отличаются только дисками и некоторыми мелкими деталями, даже в самой простой базовой комплектации автомобиль выглядит действительно хорошо;
  • если нужен эксклюзивный автомобиль для рукводителя, можно приобрести версию за 2.5 миллиона рублей с 3.5-литровым мотором и полной комплектацией (удивительный набор функций).

Тойота доказала свой уникальный подход к качеству техники, поэтому не может быть никаких вопросов касательно надежности Камри, срока службы, ходовых качеств и комфорта. Это один из лучших автомобилей в мире, который будет долго и уверенно служить вашей компании, поднимая имидж предприятия и заинтересованность сотрудников в карьерном росте. Такие машины работают в компаниях дольше, чем вы можете себе представить, а также радуют покупателей практичностью, несмотря на элитное происхождение.

Предлагаем оценить некоторые особенности автомобиля Toyota Camry на следующем видео:

Подводим итоги

Современные автомобили могут похвастать действительно высоким качеством реализации, отличными техническими характеристиками, простыми факторами надежности, комфорта, практичности. Но нужно правильно выбрать авто, которое в дальнейшем вы собираетесь эксплуатировать в бизнесе. В большинстве случаев это будет кредитный или лизинговый автомобиль, и его стоит выбирать так, чтобы машина не тянула дополнительные средства из бюджета корпорации. Но нужно также понимать, что имидж и статус фирмы нельзя понижать покупкой плохих служебных авто. Поэтому самые доступные седаны B-класса вряд ли будут хорошим решением.

Машины с разными характеристиками могут успешно эксплуатироваться в бизнесе. Это могут быть седаны, кроссоверы, универсалы, «каблучки» и самые разные другие форм-факторы и типы кузова. Но нужно учитывать стиль, современность, комфорт, приспособленность к определенным условиям эксплуатации. Также стоит заглянуть в графу расхода топлива. Иногда правильно выбранный двигатель даже с изначальной переплатой за более дорогую комплектацию способен за год экономить десятки тысяч рублей на топливе. К подбору транспорта для коммерческого использования нужно подходить очень правильно и разумно. Иначе предприятие ожидает ряд проблем с автопарком. А какие машины вы видите идеальными для коммерческой эксплуатации?

Передача сотруднику лизингового автомобиля

Организации целесообразно разработать Положение об использовании служебных автомобилей. В нем рекомендуется отразить следующие моменты: способ передачи сотруднику; закрепить методику распределения расходов на содержание и использование автомобиля в служебных и личных целях, а также распределить бремя оплаты этих расходов между организацией и сотрудником.

Утвердить перечень расходов, которые распределяются между организацией и за счёт собственных средств сотрудника. В состав расходов могут быть отнесены: расходы на ГСМ в рамках установленных организацией лимитов; расходы на техобслуживание; расходы на парковку.

Должны быть прописать расходы, которые не оплачиваются организацией: штрафы за нарушение ПДД; расходы, не подтвержденные установленными документами, расходы, понесенные в связи с использованием автомобиля в личных целях.

Расходы, которые не связаны с использованием автомобиля в служебных целях, осуществляются за счёт сотрудника, или компенсируются сотрудником. В противном случае, компании придётся удержать с соответствующих сумм НДФЛ и уплатить страховые взносы.

В Положении об использовании автомобиля закрепить регулярную отчётность по использованию автомобиля: путевые листы, отчет об использовании автомобиля в служебных целях; закрепить материальную ответственность сотрудника.

Передачу автомобиля, взятого в лизинг организацией, можно оформить приказом о закреплении автомобиля за сотрудником. В приказе отразить следующее: ответственного за использование автомобиля; производственные нужды организации при использовании автомобиля; сведения об автомобиле; использование, как в служебных, так и в личных целях; возложить на сотрудника обязанность по оформлению необходимых документов, связанных с содержанием и эксплуатацией закрепленного автомобиля.

Сотруднику выдается доверенность на управление автомобилем. Передачу автомобиля для исполнения трудовых обязанностей следует предусмотреть в трудовом договоре.

Следует также отметить, что в договоре лизинга не должно быть прописано исключительное условие использования передаваемого автомобиля только в производственных целях, а также не должен содержаться прямой запрет на использование автомобиля в личных целях.

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях законом не установлен

В приложении к учётной политике, или в самостоятельном документе необходимо закрепить методику распределения расходов, связанных с использованием автомобиля, и их учёта в целях налогообложения прибыли, поскольку в отношении автомобиля, который частично используется в личных целях, учесть все затраты, связанные с его содержанием, при расчёте налога на прибыль нельзя.

В методике следует отразить, что такие расходы организация учитывает в целях налогообложения прибыли только тогда, когда они понесены в связи с использованием автомобиля в служебных целях.

Использование автомобиля в служебных целях подтверждается путевыми листами. Путевые листы будут служить основанием для учёта расходов в целях налога на прибыль организации. Если расходы на ГСМ при использовании автомобиля в личных целях, не будут компенсированы сотрудниками, со стоимости использованного ГСМ необходимо будет уплатить НДФЛ.

Общие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля (расходы на техосмотр, мойку и пр.), а также расходы на осуществление лизинговых платежей следует распределить между организацией и сотрудником пропорционально использованию автомобиля в служебных и личных целях.

В частности, пропорция может быть установлена в результате анализа пробега автомобиля в служебных и личных целях за определенный период, или, исходя из времени использования автомобиля в служебных или личных целях. В результате установленной пропорции организация определяет долю расходов, которая приходится на личное использование автомобиля и не учитывается в целях налогообложения прибыли.

При этом организации следует предусмотреть обязанность сотрудника компенсировать организации расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, применительно к использованию автомобиля в личных целях во избежание возникновения обязанности удержания НДФЛ и уплаты страховых взносов.

Обращаем внимание на следующее. По общему правилу, при безвозмездной передаче имущества (услуг) нужно начислить НДС (ст. 146 НК РФ). Зачастую налоговые органы рассматривают передачу служебного автомобиля, в том числе в личное пользование сотруднику, как безвозмездную реализацию услуг. Причем эта обязанность не связана с наличием договора о безвозмездном пользовании. В этом случае при передаче автомобиля сотруднику НДС исчисляется с рыночной стоимости услуги по предоставлению автомобиля в аренду (письма Минфина РФ от 01.02.2013 № 03-03-06/1/2069, от 17.01.2013 № 03-07-08/04, от 29.07.2011 № 03-07-11/204, определение ВАС РФ от 28.02.2014 № ВАС-1319/14).

В информационном письме суд квалифицирует право безвозмездного пользования вещью как имущественное право (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.11.2005 № 98). В силу буквального толкования безвозмездная передача имущественных прав объектом обложения НДС не является (абз.2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Такую позицию организации с высокой степенью вероятности придётся отстаивать в суде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: