Лада ларгус система охлаждения двигателя

Система охлаждения

Система охлаждения закрытого типа под давлением. В пробке расширительного бачка имеется предохранительный клапан. Система охлаждения двигателя включает в себя радиатор отопления салона, который расположен под панелью приборов.

Заправочный объем системы охлаждения двигателя:

К4М и К7М (комплектация с кондиционером) — 5,45 л;

К4М и К7М (комплектация без кондиционера) — 4,5 л.

Температура начала открытия клапана термостата — 89°С.

Температура полного открытия клапана термостата — 99 ± 2°С.

Тарировочное значение клапана в пробке расширительного бачка — 1,4 бар.

1,6 (16V)
система охлаждения - фото

1.6 (8v)

система охлаждения двигателя

1 — двигатель;
2 — водяной насос;
3 — термостат;
4 — штуцер для удаления воздуха;
5 — радиатор отопителя;
6 — радиатор системы охлаждения двигателя;
7 -расширительный бачок

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Эффективность работы системы охлаждения зависит от ее конструкции и условий эксплуатации. Конструкция системы охлаждения определяется мощностью двигателя, размерами радиатора охлаждения, типом используемой охлаждающей жидкости и мощностью водяного насоса (насоса циркуляции охлаждающей жидкости), типом вентилятора, термостата и давлением в системе. К сожалению, на систему охлаждения обычно не обращают внимания до тех пор, пока не возникают проблемы. Надлежащее регламентное техническое обслуживание позволяет предотвратить возникновение таких проблем.

Система охлаждения должна давать двигателю возможность прогреваться до необходимой рабочей температуры как можно быстрее и затем поддерживать эту температуру. Она должна эффективно работать в диапазоне температур окружающей среды от -30°Ф (-35°С) до 110°Ф (45°С).

Максимальная температура при сжигании рабочей смеси в двигателе периодически взлетает до уровня в пределах от 4000°Ф до 6000°Ф (от 2200°С до 3000°С). Средняя температура в камере сгорания находится в пределах от 1200°Ф до 1700°Ф (от 650°С до 925°С). Продолжительный нагрев до таких высоких температур вызвал бы снижение прочности деталей двигателя, поэтому необходимо отводить тепло из двигателя. Система охлаждения поддерживает температуру стенок камеры сгорания в диапазоне температур, обеспечивающем максимальную эффективность работы двигателя (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Типичная температура сгорания рабочей смеси и типичная температура отработавших газов в выпускном окне

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДВИГАТЕЛЕ ПРИ НИЗКИХ РАБОЧИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Чтобы двигатель работал в нормальном режиме, его рабочая температура должна быть выше некоторого минимально допустимого уровня. Если рабочая температура слишком низкая, то не хватает тепла для нормального испарения топлива, требующегося для получения необходимого состава топливно-воздуш-ной смеси. Вследствие этого приходится увеличивать расход топлива, чтобы создать концентрацию его паров, обеспечивающую возгораемость рабочей смеси. Тяжелые, обладающие меньшей летучестью компоненты бензина не испаряются и остаются в виде не-сгоревшего жидкого топлива. Вдобавок к этому, часть рабочей смеси, соприкасаясь с холодными стенками двигателя, остывает, что приводит к неполному сгоранию топлива и образованию нагара.

Сгорание бензина — это бурный окислительный процесс, представляющий собой химическую реакцию соединения углеводородного топлива с кислородом, содержащемся в воздухе. Эта реакция проходит с выделением тепла. При сжигании пяти литров топлива образуется один литр воды в виде паров. Часть этой влаги конденсируется и попадает в масляный поддон вместе с несгоревшим топливом и сажей, что приводит к образованию отложений шлама. Конденсированная влага вступает в реакцию с несгоревшими углеводородами и присадками, в результате чего образуются кислоты: угольная, серная, азотная, бромисто-водородная и соляная. Эти кислоты ответственны за износ двигателя, вызванный внутренней коррозией и ржавлением. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 130°Ф (55°С), сразу же появляется ржавчина. При температуре ниже 110°Ф (45°С) вода, образующаяся в процессе сгорания топлива, скапливается в масле. При температуре охлаждающей жидкости ниже 165°Ф (65°С) происходит быстрый износ стенок цилиндров.

Для ослабления негативных процессов в двигателе, связанных с низкой температурой, и облегчения пуска двигателя в холодную погоду, большинством производителей в качестве дополнительного оснащения двигателя предлагаются обогреватели блока цилиндров. Эти обогреватели подключаются к обычной электрической сети (сети переменного тока напряжением 110 В) и нагревательный элемент подогревает охлаждающую жидкость (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Для того чтобы вынуть нагревательный элемент, необходимо выкрутить винт, которым он крепится в технологическом отверстии в стенке блока цилиндров (а). Нагревательный элемент вынут из блока цилиндров. Охлаждающая жидкость, нагреваемая погруженным в нее нагревательным элементом, расширяется и, поднимаясь вверх, вытесняет холодную охлаждающую жидкость. За счет конвективного теплообмена происходит нагрев охлаждающей жидкости по всему двигателю (б)

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДВИГАТЕЛЕ ПРИ ВЫСОКИХ РАБОЧИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Для защиты двигателя от перегрева его рабочая температура не должна выходить за пределы максимально допустимой температуры. Высокие температуры вызывают окисление масла. Под их действием происходит диссоциация масла с образованием кокса и олиф. При продолжительном перегреве кокс откладывается на поршневых кольцах, забивая их. Лакообразный нагар вызывает заедание плунжеров гидравлических толкателей клапанов. При высокотемпературном нагреве неизбежно происходит снижение вязкости масла и уменьшение толщины слоя смазки. Если слой смазки становится слишком тонким, возникает сухой контакт поверхностей движущихся деталей. При этом возрастает коэффициент трения, что вызывает снижение мощности двигателя и ускоренный износ его узлов.

Перегрев двигателя обходится недешево

Выход из строя системы охлаждения является главной причиной выхода из строя двигателей. Автомехаников часто мучают ночные кошмары — им снится, как в сервисном центре только что отремонтированный ими двигатель ставят в автомобиль, радиатор которого забит. После переборки или ремонта двигателя, как правило, производится обязательная замена водяного насоса и всех шлангов. При любом ремонте двигателя или его замене следует также проверить радиатор на отсутствие утечек и засорения. Перегрев — вот наиболее распространенная причина поломки двигателя.

КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Охлаждающая жидкость проходит через двигатель, поглощая тепло, выделяющееся в нем. Затем она течет в радиатор, который рассеивает тепло в окружающую среду. Охлаждающая жидкость непрерывно циркулирует по системе охлаждения, как показано на рис. 7.3 и 7.4. Проходя через двигатель, охлаждающая жидкость нагревается на целых 15°Ф (8°С). Проходя затем через радиатор, она остывает. Скорость прокачки охлаждающей жидкости может достигать 4-х литров в минуту в расчете на одну лошадиную силу мощности, вырабатываемой двигателем.

Рис. 7.3. Схема движения потока охлаждающей жидкости через двигатель

Рис. 7.4. На фотографии этого блока цилиндров, с которого срезана плита, видны каналы системы охлаждения, окружающие цилиндры. Обратите внимание на то, что охлаждающая жидкость омывает цилиндры со всех сторон и проходит также в промежутках между ними

Температура двигателя и токсичность выхлопных газов .

Во многих районах действует контроль токсичности выхлопных газов автомобилей. Выбросы углеводородов (НС) — это просто несгоревшее топливо. Для того чтобы снизить выброс несгоревших углеводородов и успешно пройти контроль токсичности выхлопных газов, следите за тем, чтобы перед прохождением контроля двигатель был прогрет до нормальной рабочей температуры. Производители автомобилей определяют достижение "нормальной рабочей температуры" по следующим признакам:

1. Верхний шланг радиатора становится горячим и находится под повышенным давлением.

2. Дважды включается и выключается электрический вентилятор (вентиляторы) системы охлаждения.

Перед тем как проходить контроль токсичности выхлопных газов убедитесь, что двигатель прогрелся до нормальной рабочей температуры. Лучше всего проехать на автомобиле 20 миль (32 км), — тогда уж точно каталитический нейтрализатор, масло, а также охлаждающая жидкость нагреются до нормальной рабочей температуры. Особенно важно позаботиться об этом в холодную погоду. Большинство водителей считают, что для прогрева двигателя достаточно дать ему поработать на холостом ходу до тех пор, пока из отопителя салона не пойдет теплый воздух. Отопитель салона отбирает тепло у охлаждающей жидкости. Производители автомобилей рекомендуют не допускать работы двигателя на холостом ходу более 5 минут, а для прогрева двигателя — дать ему поработать одну-две минуты на холостом ходу, после чего для дальнейшего прогрева необходимо медленно проехать на автомобиле, чтобы поднять давление масла в системе смазки.

Горячая охлаждающая жидкость через клапан термостата, установленный в самой верхней точке двигателя, поступает в радиатор. Выпускной патрубок системы охлаждения соединен с верхним впускным патрубком радиатора шлангом, который фиксируется с помощью хомутов. Охлаждающая жидкость остужается в радиаторе потоком обдувающего его воздуха. Остывая, она опускается вниз радиатора и через нижний выпускной патрубок поступает в водяной насос, который обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе.

ПРИМЕЧАНИЕ

В ряде двигателей новых конструкций термостат установлен на впуске водяного насоса. Когда в термостат поступает остывшая жидкость, он закрывается и остается закрытым до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигает температуры его открытия. Таким образом, размещение термостата на впуске водяного насоса уменьшает диапазон колебаний температуры охлаждающей жидкости, ослабляя резкие изменения температуры, которые могли бы привести к возникновению термических напряжений в двигателе, особенно в двигателях с алюминиевой головкой блока цилиндров и чугунным блоком.

Эффективность отвода тепла системой охлаждения определяется главным образом эффективностью работы радиатора. Конструкции радиаторов рассчитаны на обеспечение максимальной эффективности теплообмена при минимальных размерах. Воздушный поток обдува радиатора усиливается с помощью вентилятора охлаждения с ременным или электрическим приводом.

Описание конструкции системы охлаждения двигателя (16V) Lada Largus

1 – отводящий шланг радиатора;
2 – радиатор;
3 – кожух вентилятора;
4 – подводящий шланг радиатора;
5 – корпус термостата;
6 – отводящий шланг радиатора отопителя;
7 – штуцер выпуска воздуха;
8 – подводящий шланг радиатора отопителя;
9 – пароотводящий шланг;
10 – наливной шланг;
11 – расширительный бачок.

Читайте также  Уаз салон своими руками

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.

Элементы расширительного бачка Lada Largus

Элементы расширительного бачка

1 – пароотводящий шланг;
2 – крышка заливной горловины;
3 – бачок;
4 – наливной шланг.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. На стенке расширительного бачка нанесены метки МАХI и MINI, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе. К верхнему штуцеру бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата. Наливной шланг расширительного бачка и отводящий шланг радиатора соединяются с подводящей трубой насоса.

Крышка расширительного бачка Lada Largus

Крышка расширительного бачка

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпуcкным клапанами в крышке расширительного бачка.

Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе.

Примечание:

При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, – это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и, как следствие, – утечке охлаждающей жидкости из-под шлангов.

Штуцер для выпуска воздуха из системы охлаждения Lada Largus

Штуцер для выпуска воздуха из системы охлаждения

На шланге отвода жидкости из отопителя имеется штуцер, а на корпусе термостата – пробка для выпуска воздуха из системы охлаждения при ее заправке жидкостью. Штуцер на шланге закрыт колпачком.

Пробка на корпусе термостата для выпуска воздуха из системы охлаждения Lada Largus

Пробка на корпусе термостата для выпуска воздуха из системы охлаждения

Насос охлаждающей жидкости Lada Largus

Насос охлаждающей жидкости

1 – корпус;
2 – крыльчатка.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится зубчатым ремнем привода ГРМ от зубчатого шкива коленчатого вала.

Состоит из корпуса, подшипникового узла с уплотнением, крыльчатки и зубчатого шкива.

Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на передней стенке блока цилиндров под защитой топливной рампы. Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда – к корпусу термостата.

Термостат Lada Largus

Термостат

1 – термостат;
2 – уплотнительное кольцо.

Термостат способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Внутри термостата установлен металлический баллон с термочуствительным наполнителем (воском). Баллон герметично закрыт резиновой вставкой. При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформируется и перемещает шток, управляющий клапаном термостата.

На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает патрубок, ведущий к радиатору системы охлаждения. При этом вся жидкость через корпус термостата попадает в радиатор отопителя, минуя радиатор системы охлаждения, и возвращается к насосу – малый круг циркуляции.

По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 89 °C клапан термостата начинает перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. При температуре 95±2 °C клапан термостата полностью открывается, и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.

Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Через радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.

Радиатор Lada Largus

Радиатор

1 – резиновая подушка нижнего крепления;
2 – отводящий патрубок;
3 – левый бачок;
4 – штифт верхнего крепления;
5 – подводящий патрубок;
6 – правый бачок.

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами. Жидкость поступает в радиатор через патрубок в правом бачке, а отводится через патрубок в левом бачке. В радиаторе отсутствует сливное отверстие.

Резиновая подушка нижнего крепления радиатора Lada Largus

Резиновая подушка нижнего крепления радиатора

Вентилятор системы охлаждения в сборе с радиатором Lada Largus

Вентилятор системы охлаждения в сборе с радиатором

1 – дополнительный резистор;
2 – кожух;
3 – электродвигатель;
4 – крыльчатка;
5 – радиатор.

Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором. С повышением температуры охлаждающей жидкости вентилятор включается по команде электронного блока управления (ЭБУ) двигателем через реле.

Дополнительный резистор вентилятора Lada Largus

Дополнительный резистор вентилятора

На автомобилях, оборудованных кондиционером, на кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор. При повышении температуры охлаждающей жидкости или при включении кондиционера ЭБУ включает вентилятор через дополнительный резистор, и вентилятор вращается с малой скоростью. При дальнейшем повышении температуры жидкости и достижении значения давления хладагента выше порогового уровня ЭБУ включает электродвигатель, минуя резистор, и вентилятор вращается с большой скоростью. Вентилятор включается на малой скорости, когда температура охлаждающей жидкости становится выше 99 °C, и выключается, когда температура снижается до 96 °C.

Вентилятор включается на большой скорости, когда температура охлаждающей жидкости становится выше 102 °C, и выключается, когда температура снижается до 98 °C.

Если температура охлаждающей жидкости превышает 118 °C, то в комбинации приборов загорается сигнализатор перегрева двигателя. Если после выключения зажигания температура охлаждающей жидкости превышает 103 °C, то вентилятор в течении пяти минут продолжает работать на малой скорости. После того, как температура жидкости станет ниже 100 °C, вентилятор выключается.

Датчик температуры охлаждающей жидкости Lada Largus

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в корпус термостата. Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов, сигнализатор перегрева двигателя и электронный блок системы управления двигателем.

Замена термостата и антифриза

Прошедшие в нашем городе не так давно морозы (до -30С) опять натолкнули меня на мысль, что с отоплением в Ларгусе не совсем все в порядке. Ранее я уже затрагивал тему тепла в салоне Ларгуса, но вот проблема снова всплыла с приходом морозов. Вроде бы и грешить особо не на что — мотор прогревается довольно быстро (до 4-х палок), в процессе езды никогда деления указателя температуры не падали, печка дует теплом (не жарким конечно). Все неудачи списывал на недостаточную теплоотдачу радиатора отопителя.
В этот раз решил пойти немножко другим путем — воткнул в диагностический разъем ELM 327, работающий по bluetooth-у, скачал на андроид диагностическую программу, включил отслеживание температуры и начал свое привычное движение. Оказывается, пресловутые 4 деления на шкале температуры появляются при достижении температуры 70-75С. Еще более интересным открытием стало то, что температура двигателя не поднималась выше 89С, хотя при этой температуре термостат только должен был начать открываться. Вся температура плясала в диапазоне 78-84С, причем хоть с включенной печкой, хоть с выключенной. Вывод напрашивался сам собой — необходима замена термостата.
Побродив по просторам интернета, принял решение купить термостат Vernet с температурой начала открытия 92С (TH4898.92J). Этот термостат от другого авто, но вроде как подходит и на Ларгус. Цена вопроса — 300 рублей.

В комплекте с термостатом были 2 резинки — одна цельная прямоугольного сечения, а вторая с внутренней прорезью. Данные резинки не пригодились, т.к. по диаметру несколько меньше родной, да и по ощущениям они какие-то дубовые. Так что, если резинки не нужны, то при заказе данного термостата можно смело использовать код без буквы "J".

Сам термостат нормально сфотать не получилось, но он внешним видом ничем, кроме надписей, не отличается от родного. Правда, в диаметре чуток поменьше.
Далее, раз уж тут началось такие "мокрые" дела, то решено попутно заменить и антифриз. Тем более, что на тех же просторах интернета рекомендуется его замена раз в 100 тыс.км., а у меня получается и срок подошел да и по годам уже почти 3 года эксплуатации. Антифриз должен быть марки G12 с допуском Renault Type D. Из доступных антифризов выбор пал на NGN G12 -45 красного цвета. Картинку пришлось взять в интернете, т.к. покупал на розлив из бочки. Вычитал, что объем системы охлаждения Ларгус 5,5л, поэтому было куплено 6 литров антифриза (с запасом). Ценник кстати не совсем гуманный — 200 руб/литр.(на авторынке).

До термостата добраться особых хлопот не составило — убираем все лишнее (гофры, откручиваем черный кронштейн и желтую пластину, за которую поднимают двигатель; отводим в сторону бачок ГУР), сдергиваем верхний патрубок радиатора от корпуса термостата и откручиваем крышку термостата на 3-х болтах, предварительно подставив под нее для сбора ОЖ обрезанную пластиковую бутылку. Все, термостат у нас в руках. Внешних повреждений на нем не обнаружено. Производитель — Thomson, температура открытия — 89С (должна быть).

Самое интересное — это слить оставшуюся охлаждающуюся жидкость. В мануале сказано, что для этого необходимо сдернуть нижний патрубок радиатора (сливного крана в радиаторе не предусмотрено). Честно говоря, у меня это сделать не удалось, т.к. к хомуту нижнего патрубка подлезть не представилось возможным, ибо хомут здесь надо предварительно сжать, а у меня под рукой нужного инструмента не оказалось (там ограниченное пространство). Тогда пошел немного другим путем. Ранее я уже устанавливал электрический подогреватель и для этого в нижний патрубок был врезан тройник. Пришлось это место стыка разобрать и благополучно слить жидкость в заранее подготовленную емкость (забыл сказать — защиту поддона я уже предварительно снял). Далее выдувал ртом жидкость из радиатора через верхний патрубок радиатора и через расширительный бачок. В итоге всей слитой жидкости получилось около 4-х литров (немного конечно пролилось и на пол).
Все, процесс разбора закончен, приступаем к сборке. Ставим нижний патрубок на место, вставляем новый термостат в родное (старое) уплотнительное кольцо, далее все это помещаем в крышку термостата и прикручиваем ее 3-мя болтами на место. Верхний патрубок пока не не ставлю и начинаю заливать ОЖ через расширительный бачок. После первого появления антифриза в верхнем патрубке ставим его на место (к рышке термостата). Далее откручиваю спускной клапан на патрубке отопителя и одеваю на него прозрачную пластиковую трубку, второй конец которой опускаю в расширительный бачок. Уровень его довожу до отметки "max" и завожу мотор.
Теперь снова подключаю андроид и начинаю следить за температурой ОЖ. Наглядно видно как воздух начинает постепенно выходить из системы через трубку. При достижении где-то 95С начинает "шевелиться" термостат и становится заметно как выходит воздух через верхний шланг расширительного бачка. В районе 102-104С включается вентилятор охлаждения, но радиатор еще по-прежнему холодный. Постепенно температура начинает падать, нижний патрубок радиатора нагреваться. Все, теперь температура ОЖ держится в пределах 95С. Антифриза осталось около 2-х литров, т.е сколько слил — столько и залил.
Следующий тест был проведен уже в движении по дороге. Скорость 50 км/ч, движение на 4 передаче, обороты двигателя около 2000 об/мин. Температура колеблется в районе 89-96С, т.е. на 10-13С выше, чем со старым термостатом. Воздух из дефлекторов заметно горячее (ногти на пальцах рук уже становятся чувствительны к температуре). Правда, на улице нынче всего -6С, но вся зима еще впереди!

Читайте также  Ниссан коробка вариатор отзывы

UPD. Сегодня вечером в гараже обратил внимание на цвет слитой ОЖ. Сфотал старую и новую ОЖ для сравнения.

Да, после сегодняшних вечерних покатушек хочу добавить — в машине стало реально жарко, что наконец-то впервые(!) зимой перевел ручку отопителя из "2" в "1" положение.

Система охлаждения двигателя все вопросы и проблемы с ней связанные.

И снова здравствуйте, друзья!
Продолжу повествование.

Сперва решил поэкспериментировать с термостатами. Все снятые при заменах проверены в кастрюльке через кипячение с термометром. Как оказалось, все работали исправно. Моя репа непроизвольно зачесалась. куда копать дальше? К стати, эксперимент в кастрюльке навёл на определённый вывод, а именно на инертность термостатов. Томпсон, Вернет,в т.ч. на 92 градуса, какой-то немецкий, забыл фирму, и Гейтс. Гейтс, новый из последнего, что сйчас поставил, оказался менее всего инертным. У него клапан быстрее реагировал на закрытие при остывании.

Загадка с недогревом мотора вынудила искать способ улучшить микроклимат в салоне. Занялся уменьшением инертности термостата. Пожертвовав первым Томпсоном, извлёк возвратную пружину и добавил её в немецкий. Собрал. Неделю катался с новшеством. Да, инертность снизилась, но недогрев как был, так и остался. Дальше была приобретена пробка расширительного бачка, т.к. закралось подозрение на неисправность штатной. Ещё неделя поездок проблему не решила. Дело не в ней.

За дело берётся сынок Саша. После армии он устроился работать в сервис, спустя 4 года набрался опыта, да и друзья-коллеги появились. Все в недоумении, что с Ларгусом? Диагностика на компьютере, ЕЛМом, борьба со здравым смыслом при коллективном мозговом штурме, проверка исправности всех датчиков, проверка катализатора, дросселя, установки ремня ГРМ, топливных форсунок, топливного насоса, катушек и свечей, компрессии в двигателе и проч. ничего не дали. Кончилось тем, что поставили картонку перед радиатором и посоветовали ещё покататься. Я, в добавок, решил ещё раз модернизировать свой многострадальный немецкий термостат.

Добавленная возвратная пружина извлечена. Попутно извлечена основная. Клапан термостата свободен. Направляющий шток клапана извлечён и.
Укоротил я его на 4 мм.. Собрал конструкцию с одной штатной пружиной. Установил и поехал.

Ура! Вроде получилось! Стало теплее в салоне и мотор прогревался очень быстро. Радость оказалась преждевременной. Ничего криминального не случилось. Предательские две палки выскочили! Недогрев, мать его за ногу. Просто время их выпрыгивания удлиннилось, в тёплом боксе сервиса. На улице до полного нагрева не доходило никогда, кроме времени стояния в пробках. Чуть покатился веселее, снова недогрев. И опять качели с микроклиматом в салоне. Как это всё достало.

Сынок рассудил здраво, долой колхоз и заказал Гейтс, а так же датчик положения дроссельной заслонки. Поменял, для верности заказал датчик температуры, производитель Дельфи. Сутки спустя поменял и датчик температуры. И, внимание, ВСЁ пришло в норму.

Я, радостный, месяц катался и наслаждался. Наконец-то проблема решена! Восстановился микроклимат в салоне, недогрев побеждён! Но.

Появились непонятки с поведением мотора. При прогреве на фазе перехода температуры двигателя с двух палок на четыре он начинал тупить и глохнуть. Что за хрень? И опять сынок выручил! Случилось так, что ему понадобился Ларгус для своих целей.

И случилось то, что никак не ожидалось. Саша оставил Ларгус на хх на полчаса. Планировалась поездка с младенцем и салон надо было прогреть, как следует. Вообщем, бомбануло так, что все присели. Разумеется, мотор был выключен сразу. После остывания открыли капот. Открылась интересная картина. Бомбануло пробкой от расширительного бачка. Вся охлаждайка выбросилась и вымыло подкапотное пространство. От пробки осталось только наружное кольцо с резьбовой частью.

На следующий день я с парнями стали разбираться. Залив новую порцию охлаждайки и вернув старую пробку расширительного бачка, завели мотор. Как оказалось, не срабатывал вентилятор охлаждения радиатора и мотор попросту перегрелся, ведь Саши в салоне не было, когда в Ларгусе эти полчаса прогревался салон. Интересное кино. Когда меняли датчик температуры, вентилятор срабатывал при контроле срабатывания нового термостата. А месяц моих покатушек, кроме проблем с мотором при переходе температурного режима с двух до 4-х палок, намёка на перегрев не выявили. Оно и понятно, ещё календарная зима на дворе.
Проверка вентилятора радиатора показала, что он исправен. Неисправен датчик температуры. Новый, КАРЛ!
Решили вернуть старый, до поступления нового заказанного, на этот раз оригинал Рено.
Тут обнаружилась причина, почему я ездил с недогревом мотора. На старом датчике обнаружилась микротрещина прямо на резьбовой части и он легко переломился при попытке его установить.
Отсюда некоректная работа ЭБУ двигателя и показатели недогрева мотора. А я всё термостаты менял и экспериментировал с ними. Компьютерная диагностика нихрена ничего не выявляла по поводу неисправности датчика. Да и ручная его проверка на показатели сопротивления тоже ничего криминального не выявила.
Новый датчик температуры снял абсолютно все вопросы. Мотор работает, как положено, затупов нет, микроклимат в салоне прекрасный, температурный режим стабильный и термостат работает чётко. Самое интересное, что вернулись былая приёмистость и экономичность.

Вот такой получился опыт, во многом поучительный. Мне не поравился датчик температуры, на который завязаны режимы работы мотора через ЭБУ, работа вентилятора системы охлаждения и стрелка на щитке приборов. Три в одном. Раз это так, такой датчик должен быть качественным и требовать постоянного внимания. Малейшие его отклонения здорово влияют на работу мотора. И ведь не проверить ЭЛМом, на ко пьютерной диагностике и вручную. Разве только применить более сложную методику ручной проверки с подачей напряжения на 12 вольт. Но кто ей владеет? Более того, все компьютерные диагностики и ЭЛМ дают данные о температуре с этого датчика. На сколько она истинная, одному Богу известно. Никто не заморачивается при ди агностике внесением внешнего откалиброванного датчика температуры для проверки штатного, по крайней мере, я такой методики у разных диагностов не видел.

Лада Ларгус замена охлаждающей жидкости

Без системы охлаждения невозможна нормальная работа мотора внутреннего сгорания любого автомобиля, в том числе и Лада Ларгус. Отвод тепла от подверженных температурному воздействию деталей осуществляется путем циркуляции особой жидкости, именуемой антифризом. От качества данного хладагента напрямую зависит долговечность большинства компонентов системы. Также важна своевременная замена антифриза.

Регламент производителя

По регламентным требованиям, изложенным в прилагаемой к модели Лада Ларгус документации, можно свидетельствовать, когда требуется замена антифриза. Производитель настоятельно рекомендует менять жидкость спустя 75-тысячный пробег или по истечении пяти лет нахождения универсала в эксплуатации. Здесь владельцы ориентируются на то событие, момент наступления которого происходит раньше.

Также немаловажным аспектом является правильность выбора, что положительно отразится на ресурсе большинства элементов в системе охлаждения.

Какой объем заливать?

Охлаждающий контур мотора Лада Ларгус способен вместить 5,45 литра жидкости. Именно этот объем следует приобретать для замены.

Рекомендуется иметь некоторое количество антифриза в запасе на случай возникновение непредвиденных ситуаций в пути (утечка из-под патрубка, потеря герметичности прокладки помпы и пр.).

замена антифриза лада ларгус

Какая жидкость рекомендована производителем?

Какой антифриз заливают обычно в данную модель? Касаемо модели Лада Ларгус разработчики рекомендуют применять хладагент, выпускаемый под брендом «GLACOEL RX». Тип самой жидкости обязан соответствовать так называемому «D-классу». Он подразумевает изготовление вещества с использованием этиленгликоля в качестве основы, к которому в конкретной пропорции добавляется вода (дистиллят).

Опыт владельцев свидетельствует об использовании в качестве аналога антифриза «Motul Inugel Optima Ultra». Такого типа хладагент применяют некоторые производители иномарок. В целом итоговое решение за вами, но можно опираться на опыт автовладельцев, какой антифриз заливают опытные водители.

Читайте также  Кио рио 2016 год

А что если смешивать?

Этот вопрос давно на слуху у большинства автолюбителей. Некоторые производители прибегают к окрашиванию выпускаемых ими жидкостей по принципу идентичности химического состава, другие же вообще действуют по собственному усмотрению.

Подавляющее большинство владельцев (и не только Ларгус) никогда не смешивают жидкости, обладающие разными цветами. Это весьма правильный подход, поскольку хладагенты с разными свойствами могут совместно навредить системе.

Некоторые владельцы (их меньшинство) доказывают отсутствие вреда при смешивании разноцветных хладагентов, прибегая к самостоятельным экспериментам.

Руководство для Лада Ларгус гласит, что к антифризу добавляется специальный компонент, который собственно и окрашивает жидкость. Цвет этого соединения зависит от конкретного набора химических свойств. Во время выбора рекомендуется обращать весомое внимание в сторону цветового оттенка приобретаемой жидкости, который бы соответствовал тому, что залит в системе.

Как заменить антифриз?

Замена антифриза проводится на остывшем моторе.

лада ларгус антифриз

Приступаем.

  1. Устанавливаем LADA Largus над смотровой канавой.
  2. Дождавшись остывания мотора, откручиваем крышку на расширительном бачке, дабы сбросить остаточное давление в контуре.
  3. Действуя из-под низа автомобиля, демонтируем картерную защиту и откладываем в сторону.
  4. Заметим, что основной радиатор системы, равно как моторный блок, в данной модели не обладают специальными пробками, позволяющими с удобством и по максимуму слить отработанную жидкость.
  5. Под патрубок радиаторного узла устанавливаем емкость, которая способна «принять в себя» не менее 6 литров старого хладагента. Берем пассатижи и производим сдавливание концов хомута, удерживающего шланг на нижнем патрубке радиатора.
  6. Сдвигаем хомут и снимаем патрубок. Действуем аккуратно, чтобы не облиться антифризом. На первоначальной стадии слива рекомендуем полностью закрыть крышку на расширительном бачке. Это позволит снизить давление сбрасываемого в емкость антифриза. По мере слива крышку можно постепенно открывать.
  7. После схода всего объема хладагента надеваем шланг на прежнее место и крепим соединение тем же хомутом.
  8. Перед процессом заливки со штуцера, который присутствует на шланге подвода хладагента к радиатору печки, снимаем колпачок.
  9. Наливаем жидкость в полость расширительного бачка и наблюдаем, как она проникает в систему. Выполняем это, пока из открытого штуцера не начнет течь жидкость, образующая цельную струю. Пузырьков воздуха быть ни в коем случае не должно, иначе гарантировано создастся пробка, которая затем всю эффективности системы сведет к «нулю».
  10. Закрываем пробку штуцера и наполняем бачок до отметки, указывающей на максимум уровня.
  11. Пускаем мотор LADA Largus, немного прогреваем, периодически поднимая обороты до уровня 2500-3000 в минуту. Это позволяет удалить из системы оставшийся воздух (если он там есть). По мере прогрева мотора включаем отопление в салоне и обнаруживаем горячий поток воздуха, «вырывающийся» из дефлекторов.
  12. Глушим агрегат, даем остыть и осматриваем систему на предмет отсутствия утечек.
    Замена охлаждающей жидкости завершена.

Подведем итоги

Сегодня мы убедились, что выбрать и заменить антифриз в LADA Largus совсем просто. Главное следовать рекомендациям производителя, соблюдать предписанные регламенты и остерегаться подделок хладагента. Не забывайте, что замена охлаждающей жидкости должна проводиться в строгом соответствии с предписаниями. Используйте наш мануал как руководство к действию, ведь мы постарались максимально подробно изложить все этапы манипуляций.

Лада ларгус система охлаждения двигателя

Largus-110.jpg

Система охлаждения двигателя:
1 – отводящий шланг радиатора;
2 – радиатор;
3 – кожух вентилятора;
4 – подводящий шланг радиатора;
5 – корпус термостата;
6 – отводящий шланг радиатора отопителя;
7 – штуцер выпуска воздуха;
8 – подводящий шланг радиатора отопителя;
9 – пароотводящий шланг;
10 – наливной шланг;
11 – расширительный бачок

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.

Largus-111-1.jpg

Элементы расширительного бачка:
1 – пароотводящий шланг;
2 – крышка заливной горловины;
3 – бачок;
4 – наливной шланг

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. На стенке расширительного бачка нанесены метки МАХI и MINI, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе. К верхнему штуцеру бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата. Наливной шланг расширительного бачка и отводящий шланг радиатора соединяются с подводящей трубой насоса.

Largus-111-2.jpg

Крышка расширительного бачка

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпуcкным клапанами в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе.

При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, – это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и как следствие – утечке охлаждающей жидкости из-под шлангов.

Largus-111-3.jpg

Штуцер для выпуска воздуха из системы охлаждения

На шланге отвода жидкости из отопителя имеется штуцер, а на корпусе термостата – пробка для выпуска воздуха из системы охлаждения при ее заправке жидкостью. Штуцер на шланге закрыт колпачком.

Largus-111-4.jpg

Пробка на корпусе термостата для выпуска воздуха из системы охлаждения

Largus-111-5.jpg

Насос охлаждающей жидкости:
1 – корпус;
2 – крыльчатка

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится зубчатым ремнем привода ГРМ от зубчатого шкива коленчатого вала.
Состоит из корпуса, подшипникового узла с уплотнением, крыльчатки и зубчатого шкива.
Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на передней стенке блока цилиндров под защитой топливной рампы. Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда – к корпусу термостата.

Largus-112-1.jpg

Термостат:
1 – термостат;
2 – уплотнительное кольцо

Термостат способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Внутри термостата установлен металлический баллон с термочуствительным наполнителем (воском). Баллон герметично закрыт резиновой вставкой. При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформируется и перемещает шток, управляющий клапаном термостата.
На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает патрубок, ведущий к радиатору системы охлаждения. При этом вся жидкость через корпус термостата попадает в радиатор отопителя, минуя радиатор системы охлаждения, и возвращается к насосу – малый круг циркуляции. По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 89 °C клапан термостата начинает перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. При температуре 95±2 °C клапан термостата полностью открывается, и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Через радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.

Largus-112-2.jpg

Радиатор:
1 – резиновая подушка нижнего крепления;
2 – отводящий патрубок;
3 – левый бачок;
4 – штифт верхнего крепления;
5 – подводящий патрубок;
6 – правый бачок

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами. Жидкость поступает в радиатор через патрубок в правом бачке, а отводится через патрубок в левом бачке. В радиаторе отсутствует сливное отверстие.

Largus-112-3.jpg

Резиновая подушка нижнего крепления радиатора

Largus-112-4.jpg

Вентилятор системы охлаждения в сборе с радиатором:
1 – дополнительный резистор;
2 – кожух;
3 – электродвигатель;
4 – крыльчатка;
5 – радиатор

Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором. С повышением температуры охлаждающей жидкости вентилятор включается по команде электронного блока управления (ЭБУ) двигателем через реле.

Largus-112-5.jpg

Дополнительный резистор вентилятора

На автомобилях, оборудованных кондиционером, на кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор. При повышении температуры охлаждающей жидкости или при включении кондиционера ЭБУ включает вентилятор через дополнительный резистор, и вентилятор вращается с малой скоростью. При дальнейшем повышении температуры жидкости и достижения значения давления хладагента выше порогового уровня ЭБУ включает электродвигатель, минуя резистор, и вентилятор вращается с большой скоростью. Вентилятор включается на малой скорости, когда температура охлаждающей жидкости становится выше 99 °C, и выключается, когда температура снижается до 96 °C.
Вентилятор включается на большой скорости, когда температура охлаждающей жидкости становится выше 102 °C, и выключается, когда температура снижается до 98 °C.
Если температура охлаждающей жидкости превышает 118 °C, то в комбинации приборов загорается сигнализатор перегрева двигателя. Если после выключения зажигания температура охлаждающей жидкости превышает 103 °C, то вентилятор в течении пяти минут продолжает работать на малой скорости. После того, как температура жидкости станет ниже 100 °C, вентилятор выключается.

Largus-112-6.jpg

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в корпус термостата . Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов, сигнализатор перегрева двигателя и электронный блок системы управления двигателем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: