Конкуренция на рынке автомобилей

Рынок покупателя: как изменится спрос на автомобили в 2021 году

Вот уже который месяц подряд автопроизводители поднимают рекомендованные розничные цены на новые модели. Некоторые дорожают сразу на 5%, 10%, а то и почти на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, обвала рубля и общей нестабильности. Однако ситуация постепенно стабилизируется, и уже можно делать краткосрочные прогнозы. В июне, когда только отменили карантин и в автосалонах выстроились очереди, казалось, что за лето ажиотажный спрос будет удовлетворен. Так же думали и в сентябре, но очереди не исчезли до сих пор. Впрочем, скоро эта ситуация должна измениться: покупательская активность пойдет на спад, а в салоны вернутся скидки — и для этого есть несколько причин.

Насыщение спроса

Во-первых, постепенно возобновляются поставки, перебои с которыми из-за приостановки производства и проблем с логистикой ощутил на себе весь рынок. Понятно, что поступают не все модели и не во всех комплектациях — нельзя, как год назад, прийти в салон с намерением купить красный Hyundai Solaris на автомате и сразу на нем уехать. Но на каком-то Hyundai Solaris ты, скорее всего, уедешь. А еще месяц назад не смог бы.

Летом дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары. Поэтому некоторые продавцы стали диктовать свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением каско в салоне, либо только с широким списком дорогостоящих опций, либо только в кредит. Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно будут идти на уступки.

Во-вторых, из-за колебаний валют цены на авто еще вырастут, и это тоже скажется на спросе. Так, в ноябре рекомендованные розничные цены на ряд моделей повысились на 5% в месяц, что в случае с некоторыми машинами премиум-брендов составляло 900 000 рублей. Скоро покупатель поймет, что за ценой ему не угнаться.

В-третьих, на волне ажиотажа потребители уже «отъели» часть спроса 2021 года: во втором полугодии автомобили приобрели все, кто планировал, и даже те, кто не планировал. В кризисные времена россияне по традиции скупают дорогие товары, опасаясь, что деньги буквально за ночь превратятся в фантики. Многие берут кредиты, чтобы что-то приобрести: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2020 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры. Но к весне, когда приедут машины, деньги уже кончатся: ведь цены выросли, а доходы — нет. Это значит, что дилерам придется делать скидки на неходовые модели или комплектации и придумывать способы привлечения покупателей в автосалоны.

Ажиотаж на вторичке

Тем не менее интерес к личному транспорту еще долго будет высоким. Весной 2020 года спрос на рынке вырос в том числе из-за страха перед вирусом: собственный автомобиль позволяет минимизировать количество контактов. И судя по эпидемиологической обстановке, такой мотив для покупки сохранится и в 2021 году. Но поскольку далеко не все могут позволить себе новый автомобиль, нас ждет рост спроса на вторичку. Он и сейчас превышает предложение в разы, на онлайн-площадках ликвидные подержанные модели уходят буквально за пару часов. При этом некоторые машины с пробегом сейчас могут стоить дороже, чем три года назад, когда их покупали новыми.

Но нужно понимать, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас на вторичный рынок должны выйти машины, купленные после кризиса 2014 года, — а таких совсем немного, поскольку тогда образовалась, скажем так, автомобильная демографическая яма. Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км. Эта тенденция, в свою очередь, приведет к повышению спроса на ремонтные услуги.

Будущее рынка

В ближайшие 3–5 лет можно ждать заметных перемен в дилерском бизнесе. Первая тенденция, которую мы уже наблюдаем, — автовладельцы все реже продают машины самостоятельно, предпочитая доверять этот процесс профессионалам. Вторая — растущая популярность электромобилей. Поскольку они не нуждаются в дорогостоящем сервисе, дилеры со временем могут лишиться возможности получать высокую маржу с ремонта, что трансформирует всю экономику обслуживания. Кроме того, в ближайшие годы объем выпускаемых автомобилей может снизиться за счет развития каршеринга.

Изменятся и сами машины. Если раньше их покупали за то, как они ехали, то сейчас — за всевозможные фичи: интегрирован ли музыкальный стриминговый сервис, умеет ли мультимедийка распознавать профили разных пользователей и так далее. То есть сервисы вокруг автомобиля стали важнее самого автомобиля.

Еще один намечающийся тренд — продажа автомобилей производителями. Ряд компаний сообщают о планах самостоятельно заняться реализацией машин. Дилерский салон станет точкой выдачи и обслуживания автомобилей, а продавать их будет производитель. Бренды хотят коммуницировать с потребителем напрямую, потому что салоны перестали быть местом, где принимается решение о том, какой автомобиль купить, — теперь это происходит в интернете.

Переход авторынка в онлайн — вопрос не очень далекого будущего. Пока автомобиль — слишком важное приобретение для российского потребителя, чтобы его можно было приобрести дистанционно, особенно если речь идет о подержанных машинах. Однако тенденция уже наметилась, и онлайн-сервисы вокруг покупки авто пользуются большой популярностью. Так, заметно растет спрос на отчеты об автомобиле по VIN-коду, которые объединяют информацию от производителей, станций техобслуживания, страховых компаний, ГИБДД и других источников. По ним можно узнать, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое количество владельцев указано в ПТС и многое другое. Такие сервисы делают процесс покупки более прозрачным и комфортным. Благодаря им скоро купить машину можно будет не вставая с дивана.

Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности

Барышникова, М. А. Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности / М. А. Барышникова, В. И. Пальчиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67623/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье авторы проанализировали состояние автомобильной промышленности России в контексте мирового развития, выявили основополагающие проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, а также определили главные факторы обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий автомобильной промышленности.

Ключевые слова: автомобильная промышленность России, конкурентоспособность, мировой рынок, автомобиль.

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, которая оказывает серьезное влияние на экономику России. Развитая автомобильная промышленность позволяет обеспечить реализацию технологического потенциала страны и регионов, является неотъемлемой частью в поддержании национальной безопасности, а также формирует рабочие места для граждан. Существующие на современном этапе проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественными предприятиями необходимо увязывать с общими проблемами развития российского автомобильного рынка в контексте мирового развития.

Мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2018 года сократились на 0,4 %, что составляет 94,9 млн.ед., однако по данному показателю, последние восемь лет наблюдался последовательный рост. Снижение продаж эксперты объясняют следующими факторами:

– снижение продаж в азиатском регионе за счет падения реализации в Китае на 3 %;

– замедление темпов роста в странах Европы, в связи с неоднозначностью условий выхода из ЕС Великобритании;

– падение спроса на крупнейших рынках ближнего Востока, таких как Турция, Иран, Саудовская Аравия.

Страны БРИКС в настоящее время демонстрируют рост, после падения продаж в 2016 году, в 2018 году автомобильной рынок Бразилии и России вырос на 14,9 % и 12,8 % соответственно. Азия является на сегодняшний день крупнейшим регионом по объему реализации автомобилей и составляет долю рынка по итогам 2018 года порядка 46,6 %. Вторым регионом по объему продаж выступает Северная Америка, при этом на США приходится чуть более 80 % всех продаж. Страны ЕС и Великобритания по данному показателю являются третьим регионом.

Объем мировых продаж грузовых автомобилей в 2018 году составил 3,7 млн.ед. (рост на 4,3 %), главным фактором увеличения стали продажи в США и Индии. При этом крупнейшим рынком сбыта грузовых автомобилей является Китай, доля рынка которого составила 41 % от мировых продаж.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей России составил 1,8 млн.ед. по итогам 2018 года. Рынок автомобилей России по итогам 2018 года занял 11 место в мире и 5 среди европейских стран.

Количество легковых автомобилей в нашей стране на 1000 человек взрослого населения по итогам 2018 года составило 371 ед., что гораздо ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе, где их количество составило 642 и 928 ед. соответственно. Средний возраст легковых автомобилей в России достиг тринадцати лет, когда по этому показателю в странах Западной Европы — 10 лет.

Читайте также  Сузуки бандит 400 тюнинг

Российский рынок автомобилей можно охарактеризовать пониженными сертификационными требованиями, а также пониженной платежеспособностью потребителей в сравнении с этим же критерием в развитых странах (США, Япония, Европейский союз). Если оценивать статистику по автопроизводителям международного охвата, можно заметить, что на научно-исследовательские и конструкторские работы они тратят не менее 4 % выручки в год, что абсолютно превышает затраты отечественных автопроизводителей, поскольку в нашей стране уровень соответствующих затрат составляет 1–1,5 %.

Современная автомобильная промышленность России представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения, всего в отрасли насчитывается порядка четырехсот действующих предприятий.

В настоящее время российская автомобильная промышленность формирует примерно 1 % ВВП, обеспечивает 400 тыс. рабочих мест на предприятиях-производителях и около 1 млн. рабочих мест в зависимых компаниях.

Масштаб производства автомобилей на одной платформе в современной России гораздо ниже, чем у иностранных конкурентов автопроизводителей (в 1,5–3 раза ниже, чем в таких развивающихся странах, как Королевство Таиланд, Мексиканские Соединенные Штаты и в 4–7 раз ниже, чем в странах-лидерах).

Согласно статистике, продажи легких и легковых автомобилей в России увеличились на 12,8 % (рис.1).

Рис. 1. Объем продаж новых легковых и легких автомобилей за 2012–2018 гг.

Лидерами продаж продолжают оставаться LADA, Kia, Renault и Hyundai. По результатам 2018 года наиболее продаваемыми моделями автомобилей в России стали LADA Vesta (доля рынка легковых автомобилей 6,5 %), LADA Granta (6,4 %), Kia Rio (6,0 %), Hyundai Creta (4,1 %), Hyundai Solaris (3,9 %). Число проданных в кредит автомобилей по итогам 2018 г. приблизилось к показателям 2014 г. На рис.2 представлены данные о соотношении продаж автомобилей в кредит с общим объемом продаж легковых автомобилей в России.

Рис. 2. Соотношение объемов реализации новых легковых автомобилей в кредит к общему объему продаж по России

Стоит отметить, что по итогам 2018 года доля продаж автомобилей в кредит в городе Москва составляла 27,2 %, тогда как в Пермском крае и Республике Башкортостан — 69,4 % и 66,4 % соответственно.

Оценка конкурентоспособности автомобильной промышленности России позволила выявить фундаментальные проблемные зоны функционирования отечественных предприятий, среди которых можно выделить:

– усиленная конкуренция со стороны зарубежных автомобильных компаний, а также ведущих автомобильных ТНК, что приводит к значительной потере доли рынка у отечественных производителей, как в региональном аспекте, так и по всей стране;

– снижение темпов роста внутренней экономики и волатильность валюты, которые привели к снижению покупательной способности населения;

– низкий уровень капиталовложений предприятий в развитие новых технологий производства;

– рост автомобильного рынка значительно опережает рост реальных доходов населения;

– отсутствие инновационных преимуществ, что препятствует выходу предприятий на новый уровень развития, а в результате тормозит повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости.

Для достижения целевых объемов необходимо направить усилия на стимулирование внутреннего спроса, обновление автомобильного парка, консолидация объемов производителями за счет исключения моделей из портфеля, обеспечение режима благоприятствования для производителей крупных платформ, заключение соглашений о свободной торговле.

Основные виды конкурентов

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.

Какие они?

Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.

Прямые и косвенные

Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:

  • рынок сбыта;
  • покупатели товара, работ или услуг;
  • товары, работы или услуги.

Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.

Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:

  • аналогичные обувные магазины;
  • обувные интернет-магазины;
  • предприниматели, торгующие обувью на рынке;
  • крупные торговые центры, в которых оборудованы пункты торговли обувью;
  • обувные склады, где налажена розничная торговля наравне с оптовой.

Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.

Косвенная конкуренция

Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.

Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.

Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.

Неявная конкуренция

Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.

Потенциальная конкуренция

Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).

Товарная конкуренция

Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.

Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.

Как их распознать?

В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.

Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.

Возможностей здесь много:

  1. Отраслевые выставки, бизнес-форумы и подобные им мероприятия позволяют познакомиться с конкурентами наиболее близко, получить информацию из первых рук.
  2. Изучение ассортимента торговых точек конкурирующих фирм дает возможность встать на место потенциального покупателя, заметить недочеты и успешные решения в продвижении товара, воспользоваться чужим опытом.
  3. Информация специальных изданий, новостных тематических лент — в них упоминаются самые важные события и значимые конкуренты.
  4. Торговля через интернет, поиск торговых точек с помощью поисковых систем дают информацию не только покупателям, но и бизнесменам: какие запросы наиболее востребованы, какие фирмы готовы удовлетворить их. Правильно сформулированный запрос дает результаты поиска, анализ которых очень важен с точки зрения определения реальных конкурентов фирмы.
  5. Опрос потребителей, специалистов по закупкам, других участников рынка, непосредственно связанных с приобретением продукта. В составлении опросных листов и проведении мероприятий здесь необходим грамотный, заинтересованный, а не формальный подход. Какие фирмы, продающие тот или иной продукт, известны респондентам, какие заслуживают наибольшего доверия — такие вопросы и подобные им помогут выявить конкурентов.

Конкуренты и стратегии

Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:

  1. Позиционная. Ее суть – постоянное обновление бизнеса, выпуск новых видов товара. Лишает конкурентов возможности обойти компанию и занять лидирующие позиции.
  2. Оборонительная. Хорошее знание проблем и слабых мест бизнеса, защита своих интересов, упреждающие меры. Цель – свести к нулю попытки конкурентов воспользоваться проблемными моментами в собственных интересах; достигается с помощью ценовой политики, акцентирования внимания потребителя на достоинствах продукта.
  3. Упреждающая. Обесценивание усилий конкурента по развитию бизнеса с помощью встречных акций, розыгрышей призов, скидок. Цель – не дать возможности конкуренту закрепиться на рынке.
  4. Контрнаступательная. Другая сторона оборонительной стратегии, достаточно жесткий комплекс мер, направленный на выявление слабых сторон бизнеса конкурента. Впоследствии рекламная компания и другие меры продвижения продукта разрабатываются с учетом недостатков конкурента, акцентирования внимания покупателей на них.
  5. Стратегия выгодных позиций. Уход с менее выгодных сегментов рынка, «сдача без боя» таких сегментов конкурентам. Одновременное усиление выгодных позиций, концентрация ресурсов именно в этом направлении. Цель – сохранить наиболее выгодных клиентов, платежеспособных, постоянных.
Читайте также  Недорогой автомобиль для девушки

Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.

Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.

Азат Темирханов, «Автостат»: конкуренция растет, и это меняет структуру отрасли

Российский рынок легковых автомобилей развивает новые бизнес-модели

Sostav продолжает начатую недавно серию интервью с представителями отраслевых компаний. Мы задавали нашим собеседникам одни и те же вопросы, время от времени отходя от плана для уточнения деталей. Вопросы подобраны так, чтобы дать представление о состоянии отрасли: можно ли ожидать от нее быстрых изменений, а если да, то в каком направлении. Уже опубликованы интервью с Владимиром Наумовым (Marketing One), Леонидом Довлатбегяном (Perekrestok.ru), Андреем Варзуновым, («Игристые вина») и Михалом Гвяздовски, (Brainly («Знания»)). Наш сегодняшний собеседник — Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат».

Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить существующие? Могут ли эти новации привести к изменениям в потребительском поведении и новым бизнес-моделям?

— Если говорить об авторынке, а именно о процессе покупки автомобиля, то здесь стоит выделить два новых направления: каршеринг и подписка. И если каршеринг можно считать довольно распространенным явлением, то подписка на автомобили от автопроизводителей стартовала совсем недавно. Эта бизнес-модель работает по принципу «пользуйся, а не владей». Хотя ее уже запустили Hyundai, Volvo и Jeep, говорить о том, что она вытеснит традиционную покупку автомобиля («купи и владей»), пока рано.

В обозримом будущем каршеринг сохранит актуальность для крупных городов, к которым помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно отнести и все города-миллионники. В средних и малых населенных пунктах нашей страны эта модель развивается не столь активно, так что говорить, что каршеринг серьезно переформатирует рынок, пока не приходится. Да, какую-то долю клиентов он «отщипывает», но она настолько незначительна, что рынок этого еще не чувствует.

На популярность новых бизнес-моделей — каршеринга и подписки — будет влиять потребительское поведение. Сегодня людям в возрасте автомобиль еще необходим: для кого-то это статус; кому-то он нужен как средство передвижения, причем безальтернативное. Но вот молодежь уже начинает задумываться — а надо ли вообще иметь собственное авто, если это стоит немалых денег, тем более, что есть другие способы передвижения. Города, в которых развита транспортная инфраструктура, станут наиболее подходящими для развития каршеринга. Пока к ним можно отнести лишь Москву, Санкт-Петербург и еще несколько городов-миллионников, но в будущем к ним могут присоединиться и другие. Здесь все зависит от стратегии городского развития и меняющихся потребностей жителей, их отношения к материальным ценностям, мировоззрения, наконец.

Почему люди пользуются каршерингом

Изменились ли структура спроса и поведение потребителей в вашей отрасли за последние год — полтора?

— Конечно, изменились. Например, на российском рынке второй год подряд лидирует сегмент SUV (прим. — внедорожники).

Доля продаж новых кроссоверов и внедорожников в 2019 году превысила 43%, хотя до этого наиболее популярными в России были автомобили сегмента В (Hyundai Solaris, KIA Rio, модели Lada). Во многом это связано с появлением новых и относительно недорогих кроссоверов (Renault Duster, Hyundai Creta и др.), которые по цене успешно конкурируют с машинами С-класса (Ford Focus, Skoda Octavia ). Кстати, сегмент С еще в 2012 году был крупнейшим на рынке, но появление доступных моделей в других классах на фоне ухудшения ситуации в экономике и роста цен сделало его менее привлекательным.

Что касается поведения потребителей, то в нынешних непростых экономических условиях все меньше людей меняют автомобили и, наоборот, все больше ищут альтернату в виде подержанных машин. Да и как иначе, ведь за пять последних лет цены на новые автомобили выросли более чем в полтора раза, а реальные доходы населения не растут. Поэтому многие думают, а стоит ли менять машину на новую, если придется много доплачивать? Остаются варианты: либо и дальше ездить на том автомобиле, который имеется; либо поменять на подержанный, но «посвежее». В итоге растут средние сроки владения автомобилем: если 10 лет назад он составлял 3−4 года, то теперь 6−7 лет.

Как меняется характер конкуренции?

— Конкуренция растет, и это приводит к изменению структуры рынка. Самое заметное — снижение числа дилеров. Да, появляются и новые дилерские центры, но их меньше, чем закрывающихся. Если еще в 2014 году их было более 4 тысяч, то сейчас в России 3,3 тысячи автодилеров (в обоих случаях цифры относятся к сегменту легковых автомобилей).

Произошла коррекция рынка, если можно так выразиться. В начале нулевых, т. е. до кризиса 2008 года, когда росла экономика, а вместе с ней и доходы населения, в нашей стране открылось много дилерских центров. К тому же именно тогда иностранные производители начали массово открывать в РФ собственные автозаводы. Растущий рынок предполагал, что дилерских центров должно быть много, они должны быть везде.

Но потом «что-то пошло не так» и в геополитике, и в экономике. Снизились цены на нефть, упал рубль, а вместе с ним и объем продаж новых машин. Естественно, что для ежегодной продажи 1,5 млн новых автомобилей, а не 2−2,5 млн как раньше, требуется меньше дилерских центров.

В результате усиления конкуренции дилеры начали развивать направления продаж автомобилей с пробегом. Это и понятно. Во-первых, в условиях кризиса все больше потенциальных покупателей обращает внимание на вторичный рынок. Новые автомобили за это время подорожали весьма значительно, чего не скажешь о подержанных машинах, стоимость которых ниже, да и растет не столь быстро. Во-вторых, вторичный рынок в 3,5 раза больше первичного, а значит, и возможностей для выбора автомобиля здесь больше. К тому же российский автопарк продолжает увеличиваться, что тоже создает благоприятную основу для развития вторичного рынка. Вот почему и дилеры, и автопроизводители все активнее осваивают направление продаж автомобилей с пробегом.

Назовите несколько событий, произошедших за последний год — полтора, которые вы считаете самыми значимыми для вашей отрасли?

— Пожалуй, одним из основных факторов для авторынка за это время было периодическое возобновление программ господдержки («Первый / Семейный автомобиль»). Они позитивно сказываются на рынке, не давая ему упасть еще сильнее. Также стоит отметить открытие автосборочных заводов Mercedes-Benz (в Подмосковье) и Haval (в Тульской области). Если немецкий премиум-бренд таким способом позволяет себе не выпасть из программ госзакупок, то китайский производитель начал сборку в России новых своих моделей, которые вышли на рынок. Как итог, продажи Haval в нынешнем году выросли почти в 4 раза.

Ну, и в контексте главных событий уходящего года стоит выделить возвращение марки Opel на наш рынок — через почти 5 лет отсутствия. Интересно, что весной 2015 года немецкая марка уходила вместе с GM, а сейчас возвращается с PSA. Кстати, совсем недавно General Motors продала свой последний актив в России — 50% акций СП «Джи ЭМ — АВТОВАЗ». Теперь полноценным хозяином этого автозавода будет АВТОВАЗ.

Приложение

Структура российского рынка легковых автомобилей

Прогноз рынка новых легковых автомобилей в России, 2019 — 2025 гг., млн шт.

Конкуренция на рынке торговли автомобилями

Рынок легковых автомобилей в настоящее время динамично развивается. Ускоренный рост мировой торговли легковыми автомобилями обусловлен международным разделением труда, значительным сокращением жизненного цикла большинства видов машин, их быстрым моральным старением, существенным стимулированием экспорта автомобилей в промышленно развитых странах, в решающей степени — научно-техническим прогрессом. Поэтому главной отличительной чертой производства легковых автомобилей является то, что производители машин доказывают: их национальное производство основано на новейших достижениях современных технологий, широком использовании патентов лицензий и ноу-хау, применении ресурсосберегающих производств. В результате в международную торговлю легковыми автомобилями вовлекаются все новые марки машин, достаточно надежные и экономичные. Другими словами, на мировом рынке растет конкуренция между производителями легковых автомобилей, причем конкурентоспособность происходит по цене, по техническим характеристикам, по срокам гарантии, по обеспечению запчастями, по расходам на эксплуатацию.

Читайте также  Самые комфортные автомобили для путешествий

В этой связи представляет интерес анализ мирового рейтинга компаний — лидеров по продажам легковых автомобилей, который представлен в таблице Приложения 2.

Отличительной чертой развития мировой торговли легковыми автомобилями является все большая концентрация производства и сбыта машин в руках транснациональных корпораций. Деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке автомобилестроения обеспечивает глобализацию производства и сбыта машин путем размещения изготовления узлов и деталей в разных странах в зависимости от стоимости и качества производства [33]. Так, компания Volkswagen на сегодняшний день имеет сборочные предприятия в 15 странах по всему миру, в том числе крупноузловая сборка автомобилей марки SKODA, Volkswagen и Audi производится на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде. В Словакии (г. Жилина) выпускаются корейские легковые автомобили Kia Ceed, Kia Sportage и Hyundai ix354. Компания Mercedes-Benz с конца второго квартала 2013 года осуществила запуск производства коммерческих автомобилей Sprinter в Нижнем Новгороде. В последние несколько лет руководители крупнейших автоконцернов направили значительные средства на строительство большого количества заводов в Китае, т.к. китайский рынок на данный момент является самым быстроразвивающимся, и ни один бренд не хочет упустить возможность получить максимальную прибыль от работы на данном рынке. Говоря об особенностях международной торговли легковыми автомобилями, стоит предоставить краткий обзор российского рынка новых легковых автомобилей.

Российскому автомобильному рынку примерно 20 лет. Первые статистические данные о массовом ввозе в страну иномарок датированы 1992-1993 годами. Схемы тогда были несколько иными, чем сейчас, тем не менее, границы открылись, и поток новых и подержанных машин пошел в нашу страну. АВТОВАЗ, ГАЗ, «Москвич» и УАЗ тоже не оставались в стороне. От распределительной системы они перешли к рыночной — посредники, биржи, взаимозачеты и проч. Все это породило формирование нового бизнеса — автомобильного.

Первый этап (1993-1998 годы) — этап формирования рынка. Начали появляться первые независимые дилеры и сервисные станции, рынки запчастей, первые автомагазины, принимающие заказы на запчасти, частные перегонщики, готовые доставить из Германии или Польши 5-10-летнюю иномарку в состоянии «лучше новой». Цены на автомобили, меняющиеся практически каждый день. Итог 1997 года таков: ввезено более 500 тысяч подержанных иномарок, официальными дилерами продано примерно 70 тысяч новых. Российские автозаводы реализовали на внутреннем рынке более 900 тысяч машин. Итого примерно 1,5 млн единиц. Конец первого этапа ознаменовался дефолтом.

Второй этап (1998-2002 годы) — «послекризисный». В 1999 году суммарный рынок сократился до 1 млн машин. Новых иномарок через официальные сети было продано всего 46 тысяч, ввезено около 100 тысяч подержанных автомобилей. Однако для российских предприятий, особенно для АВТОВАЗа, этот период оказался «спасительным кругом». Валюта была дорогой, цены на отечественные машины стали в 3-4 раза ниже, чем на иномарки среднего класса. Конкуренция резко ослабла.

Третий этап (2003-2008 годы) можно охарактеризовать как «иномарочный бум». Ежегодные темпы роста продаж новых иномарок выражались двухзначными, а то и трехзначными цифрами. В итоге за 5 лет с 216 тысяч в 2003 году объем продаж иномарок вырос практически в 10 раз — до более чем 2 млн в 2008-м. Параллельно быстрыми темпами формировались дилерские сети. Один за другим начали запускаться сборочные предприятия. Дилеры из разрозненных центров начали превращаться в мощные холдинги. Четвертый этап (2009-2012 годы) — «посткризисное восстановление рынка». Темпы восстановления рынка оказались выше ожидаемых. Согласно данным автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса, по итогам 2012 года было продано 2,935 млн новых легковых автомобилей (11% роста по сравнению с 2011 годом). Данный результат устанавливает новый рекорд для российского рынка, превосходя пик 2008 года в 2,918 млн автомобилей на едва заметную величину. Взгляд на перспективы рынка в 2013 году не позволяет надеяться на быстрый возврат к росту рынка, выраженному в десятках процентах. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году. Результаты последних месяцев подтверждают данное предположение. Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса Йорг Шрайбер комментирует: «За период январь-март 2015 года российский автомобильный рынок остался на том же уровне, что и в тот же период 2014 года».

На 01.01.2015 в парке легковых автомобилей России насчитывается 36,9 млн. единиц. Больше всего в парке, по-прежнему, автомобилей LADA — 37,0% (13,67 млн. шт.), хотя за два года она снизилась на 4,6% (на начало 2013г. — 41,6%). Лидер среди иномарок — Toyota с долей 8,9%. (3,1 млн. шт., +0,4% к АППГ). Затем идет еще один японский бренд — Nissan с долей 4,1% (1,5 млн. шт., +0,3%). Российский GAZ занимает долю 3,8% (1,4 млн. шт., — 0,2%). Всего в парке РФ на начало 2015 года насчитывалось 48% автомобилей отечественных брендов и 52% — иностранных. В Приложении 3 представлена диаграмма по долям автомобильных брендов на Российском рынке.

Анализ конкурентной ситуации на современном рынке легковых автомобилей

Современный мировой рынок легковых автомобилей это высокомонополизированный транснациональными корпорациями быстрорастущий рынок, для которого характерно неуклонное расширение емкости и увеличение объемов продаж. Ему присущи дальнейшие радикальные сдвиги в пользу крупнейших транснациональных конгломератов образующийся вследствие усиливающейся интегрированности производителей разных национальностей во всех сферах производства, проявляющийся в слияниях и образованиях мировых производственных, научно — исследовательских и сбытовых сетей. В перспективе данная тенденция чревата глобальными конфликтами интересов автомобильных производителей между собой. В мировом производстве легковых автомобилей все отчетливее прослеживаются опережающие темпы развития сборочного производства, выводящие на мировой рынок развивающиеся «моторизующиеся» страны и изменяющие его товарную пространственную и ценовую структуру. Страны, собирающие автомобили из компонентов на самом деле развивают «квазитехнологичное» производство, так как используют не высокие технологии а вкладывают в дешевый ручной труд, что не способствует развитию их научно — технического потенциала. Вместе с тем для принимающих стран стратегия аутсорсинга на коротком отрезке времени может оказаться весьма благотворной. Это подтверждается примером Китая, где особенно динамичное развитие автопрома сопровождается активной экспансией его продукции на рынки США, Европы и развивающихся стран, включая Россию. Однако стратегию Китая нельзя отнести к чисто аутсорсинговым и поэтому в перспективе не исключено доминирование на мировом рынке легковых автомобилей китайского производства. На сегодняшний день производство автомобилей осуществляют более 40 стран мира. Из них более 90% производства приходится на 20 государств, но самый большой вклад вносят 8 стран: США, Япония, Германия, Китай, Франция, Республика Корея, Испания и Канада, обеспечивающие 78% мирового объема производства. Лидерами являются США, которые все более настойчиво теснятся Японией. В Европе и Северной Америке сложилось перепроизводство легковых автомобилей, и производители все более активно переносят сборку в новые «моторизующиеся» страны. Совсем другая тенденция в странах АТР особенно в тех, которые относят к развивающимся. Здесь рынки растут динамично, но спрос преобладает в основном на недорогие автомобили. Как следствие, все более отчетливо формируется тенденция увеличения объемов мирового производства легковых автомобилей за пределами развитых стран. Ее результатом становится все более равномерное распределение автопродуцентов по всему миру и вовлечение все большего количества государств в мировое производство. Однако применяемые транснациональными корпорациями стратегии аутсорсинга не только снижают, но и усиливают монополизацию, изменяя характер и усиливая конкуренцию на мировом рынке. На современном глобальном рынке конкуренция осуществляется между производителями, между производителями автомобилей и производителями комплектующих для их производства, между предприятиями сборочного производства. Можно утверждать, что абсолютная транснационализация и монополизация мирового рынка автомобилей — это реальность. Высокий уровень глобализации и монополизации на современном мировом рынке легковых автомобилей обуславливают четкое разграничение по ценовому признаку на 4 крупных сегмента, в каждом из которых лидерство держит «большая тройка»: Audi, BMW, Mercedes — Benz. Специфика методов конкуренции на данном рынке обусловлена особенностями самого товара, его производства и обмена. Они проявляются в преобладании ценовых методов, направленных не только на расширение собственных позиций, но и создания препятствий для проникновения на рынок новых продуцентов. Состояние конкуренции на мировом рынке легковых автомобилей, несмотря на особенности, как и на других рынках, обусловлены влиянием такого фактора как государство, которое может использовать для достижения и удержания конкурентоспособности весь спектр доступных только ему инструментов влияния на национальных и зарубежных продуцентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: