Сигнальные знаки на железной дороге

Железнодорожные путевые сигнальные знаки и знаки безопасности

Переносные сигнальные знаки для съёмных дрезин

Ограждающий сигнальный знак “Свисток”
Ограждающий сигнальный знак “Свисток” — устанавливается на путях, на которых ведутся работы, не требующие остановки или снижения скорости подвижного состава. Служит для предупреждения рабочих о приближении поезда.

Cигнальный знак, предупреждающий о начале/конце опасного места
Двусторонний сигнальный знак, предупреждающий о начале/конце опасного места: горизонтальная полоса — “Начало опасного места”, вертикальная — “Конец опасного места”.

Временные сигнальные знаки

На участках, на которых работают скоростные снегоочистители, устанавливаются временные сигнальные знаки следующих видов:

Временный сигнальный знак “Приготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев”

“Приготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев”

“Поднять нож, закрыть крылья” — перед препятствием

“Поднять нож, закрыть крылья” — при наличии 2-х препятствий

“Опустить нож, открыть крылья” — после препятствия

Временные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются в местах, где следование подвижного состава с поднятыми токоприёмниками невозможно (из-за неисправности контактной сети, при производстве строительных или ремонтных работ и т. п.):

Временный сигнальный знак “Подготовиться к опусканию токоприёмника”

“Подготовиться к опусканию токоприёмника”

Временный сигнальный знак “Опустить токоприёмник”

Временный сигнальный знак “Поднять токоприёмник”

Постоянные сигнальные знаки

Постоянный сигнальный знак снижения скорости
Двусторонний (одна сторона — жёлтая, вторая — зелёная) знак снижения скорости перед опасным местом на перегоне, главном пути на ж/д станции или остальных станционных путях.

Постоянные сигнальные знаки с отражателем:

Постоянный сигнальный знак “Внимание! Токораздел”

Постоянный сигнальный знак “Опустить токоприёмник”

Постоянный сигнальный знак “Поднять токоприёмник на электровозе”

“Поднять токоприёмник на электровозе”

Постоянный сигнальный знак “Отключить ток”

Постоянный сигнальный знак “Подготовиться к опусканию токоприёмника”

“Подготовиться к опусканию токоприёмника”

Постоянный сигнальный знак “Включить ток на электровозе”

“Включить ток на электровозе”

Постоянный сигнальный знак “Включить ток на электропоезде”

“Включить ток на электро поезде”

Постоянный сигнальный знак "Конец контактной подвески"

Устанавливается в нерабочей зоне контактной сети

Постоянный сигнальный знак "Остановка первого вагона"

Оборудуются на пассажирских платформах, обслуживающих моторвагонные поезда

Постоянный сигнальный знак "Остановка локомотива"

Места для установки данного предупредительного знака определяются комиссией, назначаемой НОДом, либо главным инженером ЖД

Обозначают участок на затяжном подъёме, где должно начаться подталкивание поезда

Обозначают участок на затяжном подъёме, где должно закончиться подталкивание поезда

Применяется на участках ж/д с паровой тягой на подходах к путепроводам и пешеходным мостам

Устанавливается на участках ж/д с паровой тягой при подъезде к мостам

Постоянный сигнальный знак "Граница подъездного пути"

Устанавливается в местах ответвления ж/д путей от основной железнодорожной магистрали, например, на заводских подъездных путях

Постоянный сигнальный знак "Граница станции"

Служит для указания станционных границ на 2-путных и многопутных участках

Постоянный сигнальный знак "Внимание! Нефть"

Устанавливается на опорах контактной сети или на отдельных столбах в местах пересечения железнодорожного полотна с нефтепроводом. Предупреждает о необходимости повышенной бдительности при следовании по участку пересечения

Постоянный сигнальный знак "Внимание! Газ"

Устанавливается на опорах контактной сети или на отдельных столбах в местах пересечения железнодорожного полотна с газопроводом. Предупреждает о необходимости повышенной бдительности при следовании по участку пересечения

Сигнальные знаки на железной дороге

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ И СИГНАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Track and signal signs of rail roads

Дата введения 1966-01-01

ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР 17 апреля 1965 г.

ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1982 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в апреле 1976 г., апреле 1981 г. (ИУС 6 — 1976 г., 7 — 1981 г.).

ВНЕСЕНО Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.06.90 N 1906 с 01.01.91

Изменение N 3 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 1990 год

Настоящий стандарт распространяется на путевые и сигнальные знаки железных дорог колеи 1520 (1524) мм и узкой колеи.

Стандарт не распространяется на специальные знаки внутризаводского транспорта промышленных предприятий.

В стандарте учтены требования Конвенции о дорожных знаках и сигналах (1968 г.) и Европейского Соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожных знаках и сигналах.

Требования, устанавливаемые настоящим стандартом, носят обязательный характер.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

I. ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗНАКОВ

Форма, размеры путевых и сигнальных знаков, расположение надписей, а также размеры букв и цифр должны соответствовать указанным на черт.1-44.

1. ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ

Знак километровый

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Знак устанавливается для последовательного отсчета километров от Москвы на магистральных направлениях железных дорог, определяемых МПС.

Порядковые номера километров должны быть изображены на обеих сторонах таблички. С одной стороны наносится номер окончившегося перед знаком километра, с другой — номер начинающегося за знаком километра.

Табличка должна крепиться на вершине столба.

Знак устанавливается для последовательного отсчета километров от начала железной дороги или ее линии, подъездного пути на остальных участках железных дорог и подъездных путях.

Знак пикетный

Порядковые номера пикетов должны быть изображены на двух противоположных сторонах столба, перпендикулярных оси пути. С одной стороны столба наносится номер окончившегося перед знаком пикета, с противоположной — номер начинающегося за знаком пикета.

Знак уклоноуказательный

На табличке первая цифра должна указывать величину подъема или спуска на следующем за знаком участке пути; цифры после тире — величину протяженности пути с данным профилем.

Таблички должны быть установлены перпендикулярно оси пути.

Табличка, расположенная перпендикулярно оси столба, должна указывать площадку; с уклоном от столба вверх — подъем, с уклоном от столба вниз — спуск.

2. ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ ОСОБЫЕ

Знак границы железнодорожной полосы отвода

Табличка (или плоскость столба, на который нанесены буквы и изображения серпа и молота) должна быть установлена параллельно оси пути.

Знак наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны

На знаке должны быть указаны числа, обозначающие расстояние в метрах от нижней линии кольца:

верхнее — до максимальной высоты волны;

нижнее — до наивысшего горизонта воды.

Знаки скрытых сооружений земляного полотна

На знаке должны быть указаны:

в первой строке — условное обозначение скрытого сооружения земляного полотна;

во второй — номер сооружения;

в третьей — ПК и номер пикета;

в четвертой — год постройки сооружения.

Табличка (или плоскость столба, на которой нанесены надписи) должна быть установлена параллельно оси пути.

Знаки устанавливаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Знаки пикетные;
реперы начала и конца круговых кривых, начала, середины и конца переходных кривых; знаки границы железнодорожной полосы отвода, знаки скрытых сооружений земляного полотна, изготовленные из камня и бетона

Надписи на этих знаках наносятся соответственно черт.3, 5 и 7.

Вид реперов начала и конца круговых кривых, начала, середины и конца переходных кривых и надписи на них указаны на черт.9 и 9а.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

Реперы начала и конца круговой кривой (из камня и бетона)

На реперах круговых кривых указываются:

НКК — начало круговой кривой;

ККК — конец круговой кривой;

ПК — номер предыдущего пикета плюс расстояние от него до начала (конца) кривой, м;

Р — радиус круговой кривой, м;

В — возвышение наружного рельса, мм.

На реперах переходных кривых указываются:

НПК — начало переходной кривой;

КПК — конец переходной кривой;

СПК — середина переходной кривой;

О — отвод возвышения, %.

В лесных районах допускается изготовление их из дерева.

Реперы устанавливаются, когда их нельзя заменить близко расположенными постоянными устройствами (опорами контактной сети, искусственными сооружениями и т.д.).

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

Реперы начала, середины и конца переходной кривой (из камня и бетона)

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

Знаки на линейных путевых зданиях

На линейных путевых зданиях должны быть установлены:

а) знак, указывающий километр, на котором находится здание.

Размеры таблички, а также расположение и размеры цифр на знаке должны соответствовать черт.1;

б) знак наличия телефона в данном здании (см. черт.10).

Знак с указанием километра, на котором находится здание, должен быть установлен на линейном путевом здании со стороны главного пути в левом верхнем углу на расстоянии 0,3 или 0,5 м над окнами и 0,3 или 0,5 м от края здания.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Часть 1)

1.1. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Читайте также  Мовиль для авто как пользоваться

По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.

ВИДИМЫЕ СИГНАЛЫ

1.2. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы — светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:

  • дневные, подаваемые в светлое время суток. Для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения и гидравлических колонок);
  • ночные, подаваемые в темное время суток. Такими сигналами служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях.
    Ночные сигналы должны применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000м, сигналов уменьшения скорости — менее 400м, маневровых — менее 200м;
  • круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток. Такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста грузового поезда, сигнальные указатели и знаки.

В тоннелях применяются только ночные или круглосуточные сигналы.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

1.3. Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же.

Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.

Взрыв петарды требует немедленной остановки.

Г л а в а 2. СВЕТОФОРЫ

2.1. Светофоры по назначению подразделяются на:

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.). На участках, где сохраняются семафоры, порядок их применения устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

2.2. Светофоры применяются линзовые (см.рис. 2,а) и прожекторные (см. рис. 2,б); они подразделяются на мачтовые (см. рис. 2,в,), карликовые (см. рис. 2,г) иустанавливаемые на мостиках и консолях (см. рис.2,д).

Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).

Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении подвижного состава на блок-участок перед ним и гаснут после выхода подвижного состава с этого блок-участка.

Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные — буквами или буквами с цифрами.

2.3. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и назначения их), следующие:

один зеленый огонь «Разрешается движение с установленной скоростью» один желтый мигающий огонь «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»; один желтый огонь «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»; два желтых огня, из них верхний мигающий, «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт»;

два желтых огня

«Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу»;

один красный огонь

«Стой! Запрещается проезжать сигнал».

Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции. Порядок применения этих сигналов в других, не предусмотренных настоящей Инструкцией случаях с соблюдением их сигнального значения, устанавливается МПС.

__________________________________________________________________

ВХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.4. Входными светофорами подаются сигналы:

Рис.2.1

а) б) в) г)

Рис.2.2

2.5. На входных и маршрутных светофорах при приеме поездов на боковые пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:

один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса «Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч» (рис. 2.3, а); два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса «Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 2.3, б); два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса «Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.3,в).

а) б) в)

Рис.2.3

В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал

На отдельных станциях в случаях, предусмотренных ПТЭ, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал

Рис.2.4

________________________________________________________________________________________

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ

2.6. Пригласительный сигнал — один лунно-белый мигающий огонь — разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (рис. 2.5).

Этот сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах.

Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по правильному пути двухпутного перегона, оборудованного автоблокировкой.

Рис.2.5

ВЫХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.7. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка» (рис.2.6,а); один желтый огонь «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.6,б); два желтых огня, из них верхний мигающий, «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис. 2.6,д); два желтых огня «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис. 2.6,е); один красный огонь «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.6, в,г).

а) б) в) г) д)

Рис.2.6

2.8. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются сигналы:

Рис.2.7.

2.9. Выходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.8,а); один красный огонь «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.8,б); два желтых огня «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.9,а) два желтых огня, из них верхний мигающий, «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен; входной светофор следующей станции открыт» (рис. 2.9,б).

а) б) а) б)

Рис.2.8 Рис.2.9

2.10. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, подаются сигналы:

один зеленый и один лунно-белый огни «Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободны два или более блок-участка» (рис.2.10); один желтый и один лунно-белый огни «Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободен один блок-участок» (рис. 2.11); один красный огонь «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

Читайте также  Подключение однофазного двигателя к сети 220

Рис.2.10 Рис.2.11 Рис.2.12

2.11. При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случаях, установленных МПС, дополняются соответствующим показанием маршрутного указателя.При отсутствии маршрутного указателя разрешение поезду отправиться на ответвление, или по одному из путей многопутного участка, или по неправильному пути при двусторонней автоблокировке может подаваться сигналом два зеленых огня на выходном светофоре, что указывает при автоблокировке на свободность не менее двух блок-участков, а при полуавтоматической блокировке — на свободность перегона до следующей станции (путевого поста) (рис. 2.12).

При отправлении по неправильному пути на участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, применение маршрутных указателей или сигнала два зеленых огня обязательно.

На двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, выходными светофорами при отправлении со станции на неправильный путь подаются сигналы:

один желтый мигающий и один лунно-белый огни «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора» (рис. 2.13).

Рис.2.13 Рис.2.14

___________________________________________________________________

МАРШРУТНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.13. Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются сигналы:

один зеленый огонь «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»; один желтый огонь «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»; один красный огонь «Стой! Запрещается проезжать сигнал»; один желтый мигающий огонь «Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»; два желтых огня, из них верхний мигающий, «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»; два желтых огня «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор закрыт».

________________________________________________________________

ПРОХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.14. Проходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

Порядок установки путевых и сигнальных знаков: где и на каком расстоянии

Порядок установки путевых и сигнальных знаков фото

Путевые и сигнальные знаки устанавливаются для того, чтобы в максимальной степени обеспечить порядок и безопасность во время движения железнодорожного транспорта. Использование этих атрибутов позволяет уберечь людей от несчастий и последствий, которыми бывает чревато их невнимательное поведение на участках, непосредственно прилегающих к жд пути.

Согласно правилам технической эксплуатации (птэ), все работники железнодорожной сферы должны допускаться к выполнению своих обязанностей только после проверки их в знании соответствующих инструкций. Люди, служащие в данной отрасли, должны проходить медицинское освидетельствование, позволяющее определить их способность к осуществлению этой работы.

Сигнальные знаки , применяемые на железнодорожных путях

Итак, визуальные и звуковые сигнальные знаки разработаны в целях защиты здоровья окружающего населения, пассажиров поездов и служащих станций. Эти меры также необходимы, чтобы обеспечить эффективную и бесперебойную работу всей железнодорожной системы. Условия перевозки грузов должны быть нормальными, и в определённых местах необходима маркировка границ.

На станциях всегда хранятся комплекты переносных и постоянных столбиков, которыми служащие пользуются по мере необходимости. Километровые знаки устанавливаются с правой стороны по направлению движения (с их помощью можно отсчитывать преодолённое поездом расстояние). Кроме того, существуют предельные столбики, показывающие место для парковки состава — от одной точки до другой. Они же упрощают переход с ветки на ветку, чётко определяя межосевое расстояние, которое зависит от вида полотна. Столбики располагают перед тоннелями и переездами, мостами и участками укладки или разборки полотна.

Форма и размеры указателей строго регламентированы, и шрифты, используемые для надписи, устанавливаются специальным ГОСТом (8442-65). Действия сотрудников каждого участка пути всегда бывают определены инструкцией, поскольку речь идёт об объекте повышенной опасности.

Список знаков на железной дороге:

    • временные;
    • постоянные;
    • предупреждающие;
    • запрещающие;
    • предписывающие;
    • указательные.

    Сигнальные знаки первой группы сообщают о том, что важно именно в данный момент: например, на каком-то участке пути ведутся ремонтные или снегоочистительные работы. Постоянные указатели говорят о том, что является неизменным для данного участка полотна. Эти сигнальные знаки устанавливаются на заметном месте – отдельно стоящем столбе либо прямо на опоре контактной сети. Точку монтажа определяет начальник линии или эксперт комиссии.

    Перечислим места, где необходимо присутствие такого указателя:

      • на пути встречается газо- или нефтепровод, пересекающий полотно;
      • начало и конец торможения автомобиля (при открытии и закрытии этих зон);
      • участок токораздела;
      • зона, дальше которой нельзя останавливать поезд;
      • участок пути, где необходимо уменьшить скорость движения поезда (в этом месте может быть размыта «подушка» или повреждены элементы ВСП);
      • место, определяемое, как «Граница станции».

      Цвета для указателей применяются контрастные, как правило, чёрно-белые (надписи обычно выполняются на светлом фоне).

      Самые распространённые предупреждающие и запрещающие знаки

      Существуют специальные путевые указатели для водителей авто и мототранспорта, а также адресованные прохожим.

      К числу таких предупреждающих знаков на пути относятся следующие:

        • ЖД-переезд со шлагбаумом (размещается на расстоянии от него за 150-300 метров);
        • ЖД-переезд без шлагбаума (есть строгие правила пересечения этой линии);
        • однопутная железная дорога (подобные знаки устанавливаются прямо перед переездом);
        • многопутная ЖД (такие сигнальные знаки размещаются аналогично);
        • приближение к переезду (если последний находится далеко от населенного пункта, то предупреждение располагается за 150-300 м).

        Отдельно стоит сказать про указатели, которые рекомендуют поберечься автомобиля, локомотива, цехового транспорта или контактного провода. Итак, путевые и сигнальные знаки могут предупреждать людей о вероятности травматизма. Если в этом месте вам грозит явная опасность, то на указателе изображён красный треугольник. Призыв просто быть внимательным заключается в треугольник синего цвета. Например, в середине нарисован вагон и проставляется надпись: «Скоростное движение».

        Некоторым пассажирам важно напоминать о риске при посадке в поезд на ходу или о том, что опасно ездить на подножках и, тем более, на крыше железнодорожного состава. На перроне или в зоне перехода можно увидеть указатели, содержащие требование, предъявляемое к пассажирам: соблюдать дистанцию до колеи.

        Что касается визуальных запрещающих сигналов, то эти знаки выражают запрет в категоричной форме. Их изготавливают в виде круга белого цвета с красным ободком, причём схематичное изображение на них всегда перечёркнуто полосой.

        Такие сигнальные знаки устанавливаются возле путей, чтобы информировать нас о том, чего делать нельзя:

          • подниматься на крышу;
          • складывать грузы;
          • стоять под ними в момент транспортировки;
          • распахивать двери при поднятом токоприемнике.

          Два слова о предписывающих сигналах

          Они представляют собой подсказки, помогающие правильно поступить в определённой ситуации. Машинист поймёт, когда ему включить звуковую сигнализацию, а рабочие-ремонтники будут проинформированы, что надо применить расцепный рычаг.

          Вышеописанные меры безопасности необходимы на железнодорожных путях и станциях: они всегда заметны, ибо оформляются в виде прямоугольников белого цвета и обведены синей рамкой. Пиктограммы или лаконичное словесное пояснение располагается в центре (подобные рекомендации желательно брать на вооружение).

          И последнее: указательные символы позволяют всем нам лучше ориентироваться. Они, например, сообщают, где находится служебный проход или ближнее укрытие. Могут демонстрировать расположение пункта приёма пищи или предоставлять иную полезную информацию.

          В этом прямоугольном знаке должна присутствовать либо узкая красная, либо широкая голубая рамка. Размеры изделия составляют 300х300 мм или 400х400 мм (всё это предписывается ГОСТом 12.4 026-2001). В середине на белом фоне изображается пиктограмма (схема) или используются ключевые слова.

          Железнодорожные знаки: классификация, правила установки

          Железная дорога, как и обычная автомагистраль, является местом повышенной опасности. Как и на автомобильных трассах, движение на ней регулируется дорожными знаками. Их применение направлено на обеспечение безопасности железнодорожных служащих, населения, бесперебойной работы служб, обозначения границ. Они делятся на путевые и сигнальные. К первым относят таблички протяженности путей и их профиля, установленные на постоянной основе. К вторым — указатели, что-либо приказывающие определенной части работников дороги, относящиеся к категории условно-видимых. К сигнальным можно отнести знаки границ станции, предельные столбики, отключения и подачи тока, свистка.

          Документы и регламенты

          Нормативные документы, регулирующие область железнодорожного транспорта, действуют на всей территории России, включая Москву, Санкт-Петербург, восточные, южные, сереные, западные регионы. Все промышленные предприятия нашей страны, в чьей деятельности задействованы ж/д подъездные пути необщего пользования, с 2012 года руководствуются ПТЭ — правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. В своем составе они имеют Приложение №7, а именно — Инструкцию по сигнализации на ж/д транспорте РФ. В этом документе прописана единая система звуковых и видимых сигналов, передающих приказы и указания, регламентирующие действия сотрудников при движении поездов и при маневровой работе. В нем же содержится перечисление типов приборов, подающих эти сообщения.

          Что касается знаков, устанавливаемых на железнодорожных путях, то их форма, размеры, расположение на них надписей, габариты букв и цифр, регламентированы ГОСТом 8442-65 .

          Классификация

          Согласно условной классификации ж/д указатели делятся на:

          • Путевые знаки (пикетные, километровые).
          • Сигнальные. Они, в свою очередь, подразделяются на постоянные, постоянные предупредительные, переносные и временные.
          • Особые путевые (указатели на границы полосы отвода, скрытые сооружения земляного полотна, наивысший горизонт вод).
          • Сигнальные предупредительные, устанавливаемые у переездов (подача свистка — знак «С»).

          Существуют километровые знаки, имеющие форму столбов, размещаемые с правой стороны путей, в направлении движения (отсчета расстояния). Они окрашены в серый цвет, за исключением нижней и верхней заостренных частей, которые должны быть черными. Число километров указывается на плоской белой табличке на вершине или на самом столбе.

          Предельные столбики тоже относятся к путевым дорожным знакам. Они устанавливаются в середину межпутья при межосевом расстоянии сходящихся путей равном 4100 мм (для перегонов). Для станционных путей допускается — 3810 мм межу осями, для перегрузочных — 3600 мм.

          Содержание ж/д знаков

          Правила содержания путевых и сигнальных железнодорожных указателей регламентируют частоту периодической проверки правильности установки, сохранения исправного вида и хорошей видимости. При обнаружении недочетов в этих моментах, знаки подвергаются замене, переносу или обновлению путем повторной окраски.

          Места и специфика установки

          • Путевые и сигнальные знаки должны быть установлены на главных путях. Первые — справа по направлению движения, вторые — с той же стороны по счету километров.
          • В местах соединения путей и на стрелочных переводах располагаются предельные столбики
          • Границы полосы отвода и наличие скрытых сооружений в земляном полотне обозначается особыми знаками.

          Учитывая постоянную непрерывную работу железнодорожного транспорта в круглосуточном режиме, требуется специфический подход к строительству, ремонту и текущему содержанию путей. Главная цель направленных на поддержание правильного функционирования мер, заключается в не нарушении порядка четко отлаженных действий. Чтобы ее достичь необходимо проводить манипуляции с согласованием работ всех служб и стремиться уложиться в максимально короткие сроки. Только настоящим профессионалам своего дела под силу справляться с такой ситуацией, поэтому для них обязательным требованием является высокая квалификация и опыт. Железнодорожные знаки, по сути, можно назвать особенным и точным профессиональным языком, читать и следовать указанием которого — привилегия избранных, вызывающих уважение, специалистов.

          ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

          К основным постоянным сигнальным знакам относятся: "Газ", "Нефть", "Начало торможения", "Конец торможения", "Внимание! Токораздел", "Опустить токоприемник", "Поднять токоприемник", "Граница станции", "Граница подъездного пути", "Начало опасного места", "Конец опасного места", "Начало размывного места", "Конец размывного места", знак "С", "Остановка локомотива", "Остановка первого вагона", "Выключи ток", "Включи ток на электровозе", "Включи ток на электропоезде", "Конец контактной подвески".

          Постоянные сигнальные знаки устанавливаются на отдельных столбиках, а на электрифицированных участках железных дорог допускается их установка на опорах контактной сети. Порядок и место установки постоянных сигнальных знаков определяется комиссионно и утверждается начальником железной дороги.

          Постоянные сигнальные знаки "Газ" и "Нефть" устанавливаются в местах пересечения железнодорожных путей нефтегазопродуктопроводами непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдительностью).

          Постоянные сигнальные знаки "Начало торможения" и "Конец торможения" указывают машинисту локомотива места опробования автотормозов на пути следования.

          В случае применения сигнальных знаков "Опустить токоприемник" перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями "Внимание! Токораздел". Постоянный сигнальный знак "Поднять токоприемник" с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения.

          При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака "Поднять токоприемник" должно быть не менее 250 м.

          Опоры контактной сети, которые ограничивают воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак – чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой .

          Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепленные на опорах. На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути.

          Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

          Предельные столбики указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения. Окраска предельных столбиков главных и приемо-отправочных путей должна отличаться от окраски предельных столбиков других путей.

          Постоянные сигнальные знаки "Начало опасного места" и "Конец опасного места" со светоотражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный знак "Конец опасного места" размещается на оборотной стороне знака "Начало опасного места".

          Постоянные сигнальные знаки "Начало размывного места" и "Конец размывного места" указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный знак "Конец размывного места" размещается на оборотной стороне знака "Начало размывного места".

          Знак "Граница станции" указывает границу станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке должна быть с обеих сторон.

          Знак "Граница подъездного пути" указывает границу подъездного пути. Надпись на знаке должна быть с обеих сторон.

          Предупредительные сигнальные знаки:

          Знак "С" – подача свистка — устанавливается перед туннелями, мостами, переездами и т.п.

          "Остановка первого вагона" устанавливается на участках, где обращаются моторвагонные поезда, при условии длины платформы меньше, или значительно больше длины моторвагонного поезда, для обозначения места остановки первого вагона.

          Предупредительные сигнальные знаки со светоотражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

          — "Выключить ток"– перед нейтральной вставкой;

          — "Включить ток на электровозе"

          — "Включить ток на электропоезде"– за нейтральной вставкой.

          Сигнальный знак "Конец контактной подвески" устанавливается на контактной сети в местах, где заканчивается рабочая зона контактного провода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: